В.В. Виноградов
История слов
Внимать, внять, внимание
Внимать, внять, внимание. […] картина преображения слуха [в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» – Л. А.] включает в себя рассказ о просветлении и расширении восприятия, о тех новых областях познания – на небе, на земле, на море, под водою, – которые открылись лирическому «я», герою этого стихотворения.
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Необходимо помнить, что глагол внимать – внять (что-нибудь или кому-, чему-нибудь) в литературно-книжном языке XVIII века означал не только «прилежно слышать», но и «разбирать, рассматривать умом» (см. cл. АР, 1, с. 560; Соколов, Сл., 1, с. 260; ср. определение внимания: «углубление мыслей, устремление ума во что-нибудь») или «устремлять мысли к познанию чего-нибудь», как определяет академический словарь 1847 г. (лишь в словаре Я. К. Грота (1, с. 449) внимать приравнено к «слышать» и «слушать»… В соответствии с этим основным своим значением, глагол внимать – внять – ив той повелительной форме, которая исходит от гласа бога, – сопровождается, как следствием, внутренним «наполнением» пророка волей божией:
Исполнись волею моей.
Ср.:
И их наполнил шум и звон.
(Виноградов. Язык Пушкина, с. 133–134).
История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет “Рус. яз.”. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – М., 1999. – 1138 с. ISBN 5-88744-033-3