В.В. Виноградов
История слов
Наука, наукообразный, научный
Наука, наукообразный, научный. Система живых морфологических и лексических отношений, свойственная языку, определяет строй словообразования. Например, слово наука (древнерусские наукъ и научение) в русском литературном языке еще с XVI–XVII вв. приобрело книжный отпечаток. Имя прилагательное к нему было образовано посредством словосложения. Эту функцию до 40-х годов XIX в. выполняло слово наукообразный. Например, у Герцена в дневнике под 18 августа 1843 г. о Шеллинге: «По мере того, как он развивает свою положительную науку, становится тягостнее и неловче; чувствуешь, что его решение не разрешает, что все покрыто туманом, не свободно. Мало-помалу он совершенно оставляет наукообразный путь и теряется в самом эксцентрическом мистицизме, объясняет сатану, чудеса, воскресение, сошествие духа au pied de la lèttre». У В. Г. Белинского в письме Н. В. Станкевичу (29 сентября – 8 октября 1839 г.): «Мне сладко думать, что я, лишенный не только наукообразного, но и всякого образования, сказал первый несколько истин, тогда как премудрый университетский синедрион порол дичь».
Казалось бы более естественным и прямым сразу образовать к слову наука имя прилагательное научный (ср. азбука – азбучный; скука – скучный и т. д.). Но научный прежде всего связывалось с глаголом – научить (ср. приметный – приметить; отличный – отличить; преступный – преступить; привычный – привыкать и т. д.). Кроме того, слово научный соединяло бы в один лексический ряд научить и наука, внушая представление о том, что наука – это действие и его результат по глаголу научить (но ср. учить – научить, приучить, отучить и т. д. ). В народной речи значение действия и было присуще слову наука (например, отдавать в науку); ср. у И. А. Крылова:
Это, щука,
Тебе наука:
Вперед умнее быть
И за мышами не ходить.
У Пушкина в «Евгении Онегине»:
Его пример – другим наука.
Сомневаться в том, что слово наука входило в основной словарный фонд русского языка XVIII–XIX вв., не приходится. В XIX в. образуется слово научный и тем самым устанавливается словообразовательная и грамматическая связь между словами наука – научить – научный.
Доктор А. Тарасенков, лечивший Гоголя, вспоминает свой разговор с Гоголем: «Не помню почему-то я употребил в рассказе слово научный; он (Гоголь) вдруг перестал есть, смотрит во все глаза на своего соседа и повторяет несколько раз сказанное мною слово: ”научный“, ”научный“, а мы все говорим ”наукообразный“; это неловко, то гораздо лучше» (Тарасенков А. Последние дни жизни Гоголя. М., 1902, с. 10).
В разборе словаря Даля акад. Я. К. Грот отмечал в качестве новообразований 20–50-х гг. XIX в. слова: научный, проявление, деятель, даровитый, отчетливый, настроение, творчество, сопоставление, сдержанность, плоскогорье и пр. (Филол. разыскания, 1899, с. 14).
(Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка // Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 57–58).
О слове научный, наукообразный смотри так же: Виноградов. Очерки, с. 428–429. – Л. А.
История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет “Рус. яз.”. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – М., 1999. – 1138 с. ISBN 5-88744-033-3