Урок 116. «Ум ума» и «ум сердца» 1
Семья Ростовых и семья Болконских.
Задачи урока — сопоставить любимые семьи автора; выяснить, что в семье он считает главным. Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что:
— они участники исторических событий, патриоты;
— их не привлекают карьеризм и выгода;
— они близки к русскому народу.
На уроке можно провести сопоставительный анализ двух семей. Можно сопоставить семьи Ростовых и Болконских с вечером в салоне у А. П. Шерер.
Семьи |
Ростовы |
Болконские |
1. Старшее поколение.
Сравните:
— отношения между гостями в салоне у А. П. Шерер;
— причины прихода на вечер (внешние: великосветский раут — и внутренние: личные интересы) |
Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в их семье).
Отношения между родителями — взаимоуваже-
ние, почтение (обраще- ния друг к другу).
Положение матери — положение хозяйки дома (именины).
Отношение к гостям — радушие ко всем без почитания чинов (именины) |
Старый князь Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании разрешили въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками». Главная нравственная основа для него — честь |
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми |
Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях).
Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких норм воспитания (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).
Главное — любовь, жизнь по законам сердца |
Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «...с людьми, окружающими его, от дочери до слуг... был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность».
Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая, мужская любовь отца (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье).
Главное — жизнь по законам разума |
3. Отношения в семьях между детьми.
Сравните:
— поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер;
— кутежи Анатоля Курагина и Долохова |
Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом).
Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай).
Занятия (увлечение пением, танцами). Главное в отношениях — душа |
Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться своей духовной жизнью.
В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь.
В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем).
Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой) |
4. Близость к природе. Семьи чаще живут в имениях (Отрадном, Лысых Горах), чем в столицах |
Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; сцена охоты; катание на Святках).
Ощущение гармонии человека и природы |
Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное). Постоянная жизнь в Лысых Горах — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя Болконского |
5. Отношение к народу |
Восприятие народности и близость к народу на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи) |
Разумное восприятие народных проблем: преобразования в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.
Отношения Андрея с солдатами |
6. Патриотизм. Отношение к войне.
Сравните:
— отношение к войне на вечере у А. П. Шерер;
— поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля |
Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 г. с согласия родителей и погибает в первом бою.
Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители Москвы |
Глубокий патриотизм и отца, и детей.
Андрей сражается во время войны 1805—1807 гг., уходит в отряд Багратиона, в 1812 г. уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»).
Старый князь Болконский сам пытается защищать свою землю.
Княжна Марья отказывается от покровительства врагов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы |
7. Недостатки |
Доброта иногда носит внешний характер (история Сони).
Проявление жесткости Николая по отношению к крестьянам.
Непрактичность, мотовство отца Ростова |
Тяжелый, иногда самодурный характер старого князя Болконского (история с мадемуазель Бурьен) |
8. Отношение автора к героиням |
Наташа — любимая героиня Толстого, идеал женщины, смысл жизни которой в семье |
Княжна Марья тоже идеал женщины, которая, по мнению автора, способна быть хранительницей очага |
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность |
Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя |
Автор любит эту семью. Хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в старом князе Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что его мать была именно такой). Андрей Болконский воплощает мысли самого Толстого |
Урок может быть проведен и в форме диспута «Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?»
Итог урока. Отношения отцов и детей в семьях Ростовых и Болконских, основанные на любви, взаимопонимании и доверии, — образец для подражания.
Уроки 117—118. «Чудесный, бесподобный народ...» 2
Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева.
Задачи уроков — показать, что народ является главной силой истории, основным хранителем нравственных основ, героем, спасшим Россию в 1812 г. от Наполеона. Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.
Толстой хотел показать:
— народ-герой (сравнить с «Севастопольскими рассказами»);
— народ, влияющий на историю.
Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе:
— судьбы народа;
— сам исторический процесс;
— широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира;
— раздумья над судьбами мира и людей.
Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.
Развитие темы народа в романе «Война и мир»
I |
II |
III |
Война 1805—1807 гг. Австрийские походы |
1812 г.
Бородино |
Партизанская война |
Завязка |
Кульминация |
Развязка |
Со стороны России это захватническая война, ее цели непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны: |
Это освободительная война, цель которой — защита своей земли, поэтому здесь — единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну, т. е. «движение самих масс». Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк Андрея) |
Героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу (смотр в Браунау, переправа через Энс, Шенграбенская битва) |
Тяжелое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции (переправа через Энс, Шенграбенская битва, военный совет, Аустерлиц) |
Вопросы и задания для анализа ключевых эпизодов
I. Война 1805—1807 гг.
1. Смотр под Браунау.
— Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?
— Сравните эпизоды «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняется интонация, позиция автора?
— Почему Толстой начинает разговор о теме народа эпизодом «Смотр под Браунау»?
— В чем особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?
— Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?
— Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?
— Почему так детально «выписывает» Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню? Проанализируйте ее и определите, какие слова говорят об отношении автора к народу и о высоком духе русской армии.
2. Переправа через реку Энс.
— Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая?
— Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и различное. Где здесь «мир Курагиных», а где простой человек, готовый жертвовать собой?
— Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?
— Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как — штабные офицеры: Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?
Вывод. Таким образом, накануне сражений мы видим, что штабные офицеры «ловили кресты, рубли и чины», они продолжали жить по законам вечера у А. П. Шерер. Истинное же, по мнению Толстого, заключается в духе народа и офицеров, близких ему, в Кутузове. Толстой развенчивает высшее общество и восхищается духовной силой народа.
3. Сопоставительный анализ двух сражений.
Шенграбенское сражение |
Аустерлицкое сражение |
Как понять слова Кутузова перед Шенграбенским сражением: «Еще впереди много, много всего будет. Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду его благодарить»? |
Аустерлицкое сражение было дано вопреки мнению Кутузова. Что дало ему право сказать: «Я думаю, что сражение будет проиграно»? |
Как подводит нас писатель к восприятию Шенграбенского сражения? |
Кем и как задумано Аустерлицкое сражение? Как развивался его ход? |
Как показан дух защитников в Шенграбенском сражении? Почему часто повторяются слова «веселый», «веселее»? |
Почему Толстой так пишет о подготовке Аустерлицкого сражения: «И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и в злобу на бестолковые распоряжения»? |
Зачем в сцене трехдневного перемирия автор показывает мирный разговор русских и французских солдат? |
Как на ход Аустерлицкого сражения влияет природа? |
Как ведут себя во время сражения Долохов, Жерков, штаб-офицер? Чем их поведение отличается от поведения Тушина и Тимохина? Почему подчеркивается невоенная, неказистая внешность Тушина, неприметность Тимохина? |
Как ведут себя во время сражения Николай Ростов, Андрей Болконский? Почему Толстой «заставляет» князя Андрея совершить подвиг здесь, во время обреченного сражения, а не во время Шенграбенской битвы? |
Почему Багратион выиграл сражение? Багратион ли его выиграл, по мнению Толстого? Как ведут себя участники сражения на военном совете после окончания боя? Сравните поведение этих же людей во время боя и на военном совете |
Почему Аустерлицкое сражение проиграно, ведь солдаты и офицеры те же? |
Выводы |
Решающее сражение в кампании 1805— 1807 гг. Шенграбен — это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел цель — задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию |
Аустерлиц — «сражение трех императоров». Цель его — закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжеством Наполеона-победителя» |
Цель сражения благородна и понятна солдатам |
Цель сражения не понята солдатами |
Поведение бойцов — героизм, подвиги |
Поведение бойцов — неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея |
Победа |
Поражение |
II. Война 1812 г.
Трагические и героические страницы русской армии:
— от Немана до Смоленска;
— Смоленское сражение;
— Бородинское сражение.
Поэт Яков Полонский так увидел начало войны 1812 г., описав его в стихотворении «Переправа через Неман»:
Вот Руси границы, вот Неман. Французы
Наводят понтоны; работа кипит...
И с грохотом катятся медные пушки,
И стонет земля от копыт.
Чу! бьют барабаны... Склоняют знамена;
Как гром, далеко раздается: «Vivat!»
За кем на конях короли-адъютанты
В парадных мундирах летят?
Надвинув свою треугольную шляпу,
Все в том же походном своем сюртуке,
На белом коне проскакал император —
С походной трубою в руке.
Чело его ясно, движенья спокойны,
В лице не видать сокровенных забот.
Коня на скаку осадил он и видит —
За Неманом туча встает...
И думает он: «Эта темная туча
Моей светозарной мечты не затмит!»
И мнится ему в то же время, — сверкая,
Из тучи перст Божий грозит...
И, душу волнуя, предчувствие шепчет:
«Сомнет знамена твои русский народ!»
«Вперед! — говорят ему слава и гений. —
Вперед, император! Вперед!»
И лик его бледен, движенья тревожны,
И шагом он едет, и молча глядит,
Как к Неману катятся медные пушки
И стонут мосты от копыт. |
Совсем по-другому видит эту сцену Толстой.
Вопросы и задания для беседы
1. Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа через Неман». Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?
2. В чем своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске начинает рождаться единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя жители города?
3. О чем говорит тот факт, что русские войска оставили Смоленск? Кто в этом виноват? Как дрались русские солдаты под Смоленском?
4. Как можно объяснить бунт богучаровских мужиков, отказавшихся ехать с княжной Марьей?
5. Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле? Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?
6. По карте, показывающей, по мнению Толстого, истинное расположение войск, объясните, зачем он изменяет диспозицию, усложняя положение русских. (Русские сражались, почти не имея укреплений и выгодных положений.)
7. Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного?
8. Что видит Пьер, выезжая из Можайска? О чем говорит вид ополченцев, кавалеристов-песельников?
9. Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»?
10. О каком чувстве говорит Толстой: «Он [Пьер] оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера»?
11. Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского. Как ведут себя защитники кургана Раевского? (Старший артиллерийский офицер — любопытно; несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами; молоденький круглолицый офицерик — строго; старый унтер-офицер — смеясь; краснорожий широкий солдат — оскаливая крепкие белые зубы.)
12. Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение защитников кургана Раевского. (Слышался веселый говор и шутки; с хохотом прибавлял другой; смеялся другой солдат; послышался хохот; слышались веселые крики; смеялся краснорожий шутник; смеялся другой на ополченцев; передразнивали мужиков; разгоралось общее оживление.)
13. Какой смысл выявляется при сопоставлении ключевых слов эпизода, о каких качествах русских людей это говорит?
14. Найдите ключевые слова в следующих отрывках:
— «Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня...»;
— «...Он был поглощен в созерцанье этого все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался в его душе»;
— «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер».
Какой символической смысл проявляется в слове «огонь»? (В этом вдохновенном «огне» причина и источник победы, так как победа в Бородинской битве была более нравственная, нежели физическая.)
15. Сравните описание кургана Раевского с описанием Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Что общего в нравственных позициях Лермонтова и Толстого? (Главное для писателей: возвеличить русский народ; показать, что он победитель и вершитель исторических событий; показать его патриотизм и героизм — «Да, были люди в наше время».)
16. Как эта позиция проявляется в композиции романа «Война и мир»?
(Вначале широкий план — позиция русских и французов;
затем сужение — настроение русских;
еще ýже — Кутузов противопоставлен Наполеону.
Опять широкий план — ход сражения;
сужение — поведение русских и Кутузова, полк князя Андрея;
еще ýже — ранение Андрея.)
Таким образом, Толстой показывает войну двояко:
1. Изображая ужасы войны, например, на перевязочных пунктах:
— «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах»;
— «На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью»;
— «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: „Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?“»
2. Изображая героизм народа, произнося гимн народу-победителю: «...победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».
III. Партизанская война — это война самого народа. Изображение Толстым «дубины народной войны».
Развитие партизанского движения: войска оставляют Смоленск (жители поджигают дома и уходят); войска оставляют Москву (жители уходят и поджигают Москву); Наполеон входит в пустой город; рождение партизанских отрядов.
Вопросы и задания
для исследовательской работы учащихся
— Сравните отношение к войне и поведение во время угрозы России в салонах А. П. Шерер и Элен Безуховой с поведением простого народа. Как ведет себя Ростопчин, выполняет ли он свои прямые обязанности?
— Опишите военные действия двух партизанских отрядов, показанных в романе (Денисова и Долохова).
— Как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ? Какие черты русского народа показаны в нем?
— Как бойцы отряда относятся к пленным? Почему жалеют французского барабанщика?
— Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди»?
Таким образом, партизанское движение — это суть патриотизма русского народа.
Работа с классом завершается строками из стихотворения В. Жуковского «Бородинская годовщина», которые и станут итогом уроков:
Память вечная вам, братья!
Рать младая к вам объятья
Простирает в глубь земли:
Нашу Русь вы нам спасли;
В свой черед мы грудью станем;
В свой черед мы вас помянем,
Если Царь велит отдать
Жизнь за общую нам мать. |
Урок 119. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» 3
Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов.
Задачи урока — сопоставить две исторические личности и определить, почему Кутузова автор возвеличивает, говоря о его близости к народу, а Наполеона считает захватчиком и поэтому развенчивает его величие, признанное историей.
Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей... Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Толстой проводит мысль о том, что чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит. С этих позиций автор показывает Кутузова и Наполеона. Рассматривать эти образы лучше в сопоставительном плане. Более полно раскрыть тему поможет сравнение полководцев с образом Александра I.
Вопросы и задания для обсуждения
1. А) Вспомните эпизод смотра в Браунау и докажите, что Кутузов — народный полководец, что он близок к народу. (Обращает внимание на простых солдат, на их обмундирование, не случайно смотр проходит в походной одежде.)
Б) Сравните этот эпизод со смотром в Ольмюце, где участвует государь. (С раннего утра начали двигаться «щегольски вычищенные и убранные войска», «...Все чувствовали, что совершается что-то нешуточное, значительное и торжественное, каждый генерал и солдат чувствовал свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей», «нога государя с узким острым носком сапога», «рука государя в белой перчатке».)
2. А) Докажите, что Кутузов, обращаясь к разработке военных действий, прежде всего думает о солдатах. (Цель Шенграбенской битвы, предвидение, понимание тяжести испытания для отряда Багратиона: «Еще впереди много-много всего будет... Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть: я буду Бога благодарить»; поведение Кутузова во время чтения диспозиции Аустерлицкой битвы; его слова перед Аустерлицем: «Я думаю: что сражение будет проиграно».)
Б) Сравните мысли Кутузова с поведением Наполеона накануне Аустерлица. «Как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки». «Я сам буду руководить вашими батальонами... но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля».
3. А) Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой битвы. О чем оно говорит? («Здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа...»; «на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья» — Наполеон. «Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным»; «сердито сказал»; «желчно засмеялся»; «желчно вскрикнул» — Кутузов.)
Б) Сравните с состоянием полководцев настроение императора Александра. («Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул». Его свита: «...все богато одетые, веселые молодые люди на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях».) Почему между Кутузовым и Александром такие натянутые отношения?
4. А) Сравните Кутузова и Наполеона во время Аустерлицкой битвы. (Горечь Кутузова от бегства солдат; Наполеон, рассматривающий убитых и раненых.)
Б) Сравните поведение Александра и Наполеона во время пребывания в Тильзите.
Наполеон |
Александр |
«Наполеонова рука удостоила дотронуться до груди солдата»;
«...На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка»;
«...Прибавил... отчеканивая каждый слог, с возмутительным... спокойствием и уверенностью»;
«...Свою маленькую пухлую ручку»;
«...Не глядя, сжал два пальца» |
«Александр с ласковым выражением что-то говорил ему»;
«...Внимательно слушал то, что ему говорили, и, наклонив голову, приятно улыбнулся»;
«недовольно поморщился» |
5. А) Проследите, как в войне 1812 г. растет единство Кутузова с народом. (Назначение Кутузова главнокомандующим происходит в тот момент, когда война приобрела народный характер, — после Смоленска; слова об ополченцах, которые готовы умереть; эпизод молитвы на Поклонной горе («миром»); речь Кутузова, обращенная к солдатам после изгнания французов.)
Б) Сравните отношения Наполеона с солдатами его армии в эпизоде переправы через Неман. (Бессмысленная храбрость, приведшая к гибели людей. «„Виват!“ — также восторженно кричали поляки, расстраивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидеть его». «Гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали». «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его во всех концах мира... одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения».)
В) Сравните поведение русских воинов в эпизоде переправы через реку Энс. (Храбрость гусарского эскадрона и неразбериха в штабных кругах.)
Г) Сравните поведение Александра и народа в эпизоде, где государь разбрасывает бисквиты. («Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича „ура!“, как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица, с такими же криками „ура!“». «Государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью».)
6. Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской битвы.
Кутузов |
Наполеон |
«Сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом»;
«...Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему»;
«...Он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения... та неуловимая сила, называемая духом войска»;
«...Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела»;
«...Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал»;
«C трудом жевал жареную курицу» |
«Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело»;
«...Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие»; перед портретом сына «сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история»;
«...Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас»;
«...Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видали еще и Наполеон, и никто из его генералов» |
7. Сравните понимание происходящего Кутузовым и Наполеоном. (Кутузов отступает, идя к победе, берет на себя решение судьбы армии и страны. Во время совета в Филях единственно своей волей приказывает отступление. Ожидание известия о бегстве французов — это его интуитивное предчувствие победы. Наполеон же «играл роль доктора, который мешает своими лекарствами», его «страшный размах руки падал волшебно-бессильно». Захват Москвы Наполеоном — это путь к его поражению. Приезд Лористона с просьбой о мире, бегство Наполеона и полный разгром французской армии — итог войны.)
8. А) Сравните описание внешности Кутузова и Наполеона.
Кутузов (глазами князя Андрея) |
Наполеон (глазами Балашева) |
«Кутузов еще пополнел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомый ему (Андрею) белый глаз, и рана, и выражение усталости в лице и фигуре его были те же... Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке».
«Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддержавшим его» |
«Твердые, решительные шаги».
«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах... одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия».
«Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди» |
Б) Сравните, как принимает Наполеон Балашева и как Александр — Мишо. (Наполеон — «милостиво и величественно». «Его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него». Признак «великого человека» — дрожание левой ноги. «Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому одному». Александр — «вспыхнув, быстро проговорил государь». «Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажнились слезами»; «строго нахмурившись»; «успокоенно и с ласковым блеском глаз»; «с ласковым и величественным жестом»; «подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу»; «глаза горели блеском решимости и гнева»; «изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным».)
Итог урока. Толстой, сопоставляя Кутузова, Наполеона и Александра, показывает, что Кутузов — народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем — величие, простота, добро и правда. Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других. Это сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П. Шерер — та же театральность и искусственность) и с русским императором Александром. Поэтому-то Александр так не любит народного полководца Кутузова (сравните письмо государя Кутузову после сдачи Москвы).
Уроки 120—121*. «Какая сила управляет всем?» 4
Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир».
Уроки могут быть проведены в форме семинара.
Роман «Война и мир» — это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ — носитель нравственности. Отсюда вытекает философская позиция Толстого.
Основные положения урока-семинара |
Практическая работа с текстом |
1. Народ — источник нравственности. Отсюда своеобразие толстовского взгляда на простого человека, противоречивое изображение мужицкого мира |
Сравните изображение крестьян в имении Пьера и у Болконского в Богучарове. Богучаровский бунт. Тихон Щербатый и Платон Каратаев |
2. Проверка основных взглядов на народ войной, т. е. событием, требующим особой нравственной силы. Теория войны:
— истинный и ложный патриотизм;
— природа подвига;
— «движение самих масс» — партизанская война — решение судьбы страны самим народом |
Сравните поведение в Шенграбенской битве Тимохина, Тушина, Долохова, Жеркова, штаб-офицера, Андрея. Вспомните Аустерлицкую битву, смотр в Браунау.
Сравните поведение героев во время Бородинской битвы с их поведением на вечере у А. П. Шерер (защитники кургана Раевского, Андрей, Пьер, Берг, Друбецкой) |
3. Взгляд Толстого на войну как на ужасное, противоестественное дело. Уверенность в том, что люди могут договориться без войны. Показ войны со временем менялся. Толстой вносит что-то новое |
Сравните поле боя после сражений (Аустерлиц, Бородино), разговор русских и французских солдат. Сопоставьте военные эпизоды в романе с другими произведениями о войне, например:
А. Пушкин. Полтава.
М. Лермонтов. Бородино. Валерик.
Л. Толстой. Севастопольские рассказы |
4. Вопрос о движущей силе истории: воля народа и воля истории. Как растет единство народа? |
Сравните смоленские сцены и Бородинскую битву. Рост единения народа. Вспомните путь Пьера от Можайска, то, что он видел и слышал. «Всем народом навалиться хотят» |
5. Роль личности в истории. При каких условиях великие личности могут влиять на ход истории? Как связаны личность и народ? |
Сравните Кутузова, Наполеона и Александра I. Кутузов руководит «духом армии», составляющим «главный нерв войны», а Наполеон выполняет роль доктора, «мешающего своими лекарствами». Кутузов велик, так как в нем «простота, добро и правда», чего нет в Александре и Наполеоне. Наполеон ничтожен, так как отрекся от «правды, добра и всего человеческого». Сопоставьте Шенграбенское, Аустерлицкое сражения и битву на Бородинском поле |
Шенграбен |
Аустерлиц |
Верное решение Кутузова, цель которого — спасение армии |
Неверное решение, принятое вопреки воле Кутузова |
Победа русских |
Поражение русских и победа Наполеона |
Бородино |
Кутузов |
Наполеон |
Близок к народу, думает о солдатах, чувствует дух армии |
Далек от своих солдат, думает только о себе, не чувствует духа армии |
Победа |
Поражение |
Итог уроков.
1. Народ — воплощение нравственных идеалов, движущая сила истории.
2. Война — проверка глубины патриотизма и силы духа, ужасное, противоестественное событие.
3. Только личность, близкая к народу, может влиять на исторические события.
4. Человек, Народ, История — толстовские мерки мира.
Уроки 122—123. «Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература» 5
Художественные особенности романа «Война и мир».
Жанр романа-эпопеи предполагает несколько аспектов изображения жизни:
— исторический — обращение к реальным историческим событиям;
— философский — раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
— нравственный — глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.
Исходя из этого можно выделить особенности творчества Толстого.
1. Историзм.
Сам Толстой писал: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека». Работая «в историческом роде», он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм правдиво, не опираясь на легенды и анекдоты. Не правы были те, кто упрекал писателя в «обесславливании» героического для России времени (генерал А. Норов, князь П. Вяземский).
На уроках можно провести интересную исследовательскую работу, доказывающую истинный подход к историческим событиям, сравнивая ход войны 1812 г. в романе и в исторических документах.
Документы |
Роман |
От Немана до Смоленска |
Русское командование знало о скоплении французских войск на берегу Немана. Наполеон вечером 9 (21) июня посылает приказ — выдвинуться к Неману. Организация переправы возлагалась на корпус Даву. «Россия, — писал Наполеон, — увлекается роком! Судьба ее должна исполниться... Перейдем Неман, внесем войну в русские пределы». Переправа основных сил началась 12 (24) июня, левым крылом вперед. Вильна была занята 16 (28) июня без боя.
Русские не ожидали начала войны. 12 (24) июня Александр I устроил для литовского шляхетства бал в имении Бенигсена. Ночью во время бала было получено известие о начавшейся переправе французов. Александр I послал к Наполеону генерала А. Д. Балашева. Но напрасно. Войска отходили тремя колоннами, уничтожая за собой переправы |
В романе эта ситуация описывается исторически точно. Мы видим и переправу через Неман, и корпус Даву, и разведку Мюрата, описывается и бал в Вильно, и сообщение о переправе французов через Неман, полученное во время бала, и посольство Балашева, и отход русских войск тремя колоннами.
Но Толстой пытается объяснить причины, приведшие к войне, опираясь на мнения историков и противопоставляя им свои взгляды |
Смоленское сражение |
Отступлению от Смоленска предшествовало крупное столкновение отряда русских войск с передовыми кавалерийскими корпусами французов под селом Красным. Русскими командовал Неверовский (27-я дивизия, часть кавалерии и артиллерии, отряды Оленина и Лесли — около 7,2 тыс. человек при 14 орудиях). Французы имели 3 кавалерийских корпуса под командованием Мюрата (15 тыс. человек). Русские смогли задержать французов на целые сутки, сорвав замысел Наполеона внезапного выхода к Смоленску.
В ночь со 2 (14) на 3 (15) августа VII корпус Раевского выступил навстречу отряду Неверовского и соединился с ним. Теперь 15 тыс. человек и 76 орудий должны были противостоять всей армии Наполеона.
Городские жители и крестьяне губернии начали формировать ополчение. В короткое время удалось собрать более 12 тыс. человек.Сражение началось 4 (16) августа около 7 часов утра. «Два раза, — писал Наполеон, — храбрые войска Нея достигали цитадели и два раза, не поддержанные свежими силами, были оттесняемы удачно направленными русскими резервами». Вечером Ней сделал еще одну попытку овладеть городом, но был отбит. Все атаки французов в этот день были отбиты. Обстрел города из 150 французских орудий также не дал результатов.
В Смоленске 5 (17) августа оставалось 20 тыс. войск при 180 орудиях против 185 тыс. французов при 300 орудиях. Французы решили брать город штурмом, но атаки — Нея в 3 часа, Даву в 5 часов — были отбиты. Наполеон приказал открыть огонь из 200 орудий, чтобы сжечь город. За два дня русские потеряли 9,6 тыс. человек, французы — 20 тыс. человек. Продолжать оборону было опасно, и Барклай де Толли приказал начать отход в ночь с 5 (17) на 6 (18) августа. К утру город был оставлен войсками и жителями |
Сражение под Смоленском в романе: «...Французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска. Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиты тысячи людей с той и с другой стороны, Смоленск оставлен вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен своими жителями, обманутыми своим губернатором... Наполеон идет дальше, мы отступаем».
Мы видим и слышим в романе оборо- ну Смоленска. То гул артиллерии, то обстрел самого города, то голоса раненых — все это говорит о жестоком сражении и о силе русских. Мы видим, как войска покидают город и как жители уходят с ними, сжигая свои дома.
Алпатыч приехал в Смоленск 4 августа, по дороге «встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы». «Всю ночь мимо постоялого двора двигались по улице войска». «С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба». «С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышимыми за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу».
Толстой считает, что сражение могло быть выиграно, если бы не предубеждение некоторых военачальников. Свое мнение он вложил в слова и мысли Андрея Болконского |
Бородинское сражение |
24 августа (5 сентября) в 12 часов дня французы подошли к Бородинской позиции, Наполеон увидел невыгодную сторону позиции. Решено было захватить плацдарм с Шевардинским редутом, где было 12 батарейных орудий, еще 24 стояли возле, а также 8 тыс. человек пехоты и 4 тыс. — конницы.
Редут был захвачен, потом отбит: и те и другие потеряли около 6 тыс. человек. С наступлением темноты необходимость оборонять редут отпала, и Кутузов приказал оставить его. Но сражение за редут помогло понять замысел Наполеона — ударить по левому флангу.
25 августа (6 сентября) шла энергичная перестрелка. 26 августа (7 сентября) с пяти часов начались военные действия. Сражение шло за Бородино у Семеновских флешей (8 атак). Большую роль сыграли казаки Платова и Уварова. На первый взгляд исход сражения как будто не был решен, так как обе стороны сохранили свое положение, но Кутузов вырвал у Наполеона инициативу и вынудил отказаться от поставленной цели |
В романе читаем: «Двадцать четвертого было сражение при Шевардинском редуте, двадцать пятого не было пущено ни одного выстрела ни с той ни с другой стороны, двадцать шестого произошло Бородинское сражение».
Л. Толстой считает, что Бородинское сражение произошло совсем по-другому: «Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства» |
Можно сравнить исторических личностей, выведенных в романе. Особенно интересна эта работа с теми героями, которые в романе показаны под другими фамилиями, но узнаваемы. Например, Денис Давыдов и Василий Денисов. Герой романа, будучи гусаром, ведет такую же жизнь, как и Давыдов. Толстой точно передает характер и стиль жизни Давыдова: вольнолюбивый гусар, любящий поиграть в карты и вообще покутить, но верный товарищ, не умеющий кривить душой, человек пылкий, испытывающий тягу к военной жизни. Кто это — Денисов или Давыдов? Они оба легко попадают в любовные сети, любят пылко и страстно, выражая свои чувства в стихах.
Ситуации влюбленности очень похожи, но Толстой делает своего героя более лиричным и душевным. Денисов — это обобщенный образ гусара, а Давыдов — это жизненное воплощение обобщенного образа гусара.
Стихотворение
Дениса Давыдова |
Стихотворение «Волшебница»
Василия Денисова, которое он спел
Наташе под свою же музыку |
Но, Аглая, как идет к тебе
Быть лукавой и обманчивой!
Ты изменишь — и прекраснее!
И уста твои румяные
Еще более румянятся
Новой клятвой, новой выдумкой!
Голос, взор твой привлекательней,
И, богами вдохновенная,
Ты улыбкою небесною
Разрушаешь все намеренья
Разлюбить неразлюбимую... |
|
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлила по перстам! |
|
Отряд Дениса Давыдова сражался в войне 1812 года, а потом стал первым партизанским отрядом, но Толстой не упоминает об участии Василия Денисова в военных действиях до партизанских, считая, что Денисов нужен как герой именно партизанской войны. Зато партизанские страницы героев очень похожи: Давыдов излагает план партизанской войны Багратиону, Денисов — Кутузову; они командиры, которые своей смелостью и осторожностью показывают пример.
Давыдов пишет:
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской... |
Оба поменяли одежду гусара на крестьянскую. «Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца». Так же одевался и Давыдов. Оба брали в отряд крестьян (например, Тихон Щербатый), гуманно относились к пленным. В романе есть эпизод с французским барабанщиком; Давыдов в обращении с пленными следовал словам Суворова, своего кумира: «С пленными поступать человеколюбиво и стыдиться варварства».
Можно сравнить и самую загадочную страницу истории — масонство — в романе и в реальной жизни. Обряд приема в масоны Пьера полностью совпадает с обрядами в масонских ложах. А вот идеи, скорее всего, различаются. Идеи масонства в романе можно выразить словами: возроди себя духовно. Эта цель становится ясной после разговора Пьера Безухова со старым масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым, где Толстой приписывает масону мысль, что Бог «не постигается умом, а постигается жизнью». Это не сочетается с 258-й статьей французской ложи «Великий Восток», которая гласит: «Никто не может быть допущен к посвящению и пользоваться правами, связанными с преимуществом масона, если он не имеет достаточных и приличных средств к существованию». Масоны не помогли Пьеру.
2. Сопоставление или противопоставление.
Противопоставляются:
— два состояния: мир и война;
— различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем и в мирное, и в военное время;
— передовое дворянство и светская аристократия;
— отдельные герои: Наташа — Элен, Пьер и Андрей — Анатоль и Долохов;
— полководцы: Кутузов — Наполеон;
— Кутузов и Александр I;
— события: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых;
— поведение на войне: Тушин, Тимохин — Долохов, Жерков.
Сопоставляются:
— образ жизни: Ростовы и Болконские;
— герои: Андрей и Пьер;
— правители: Александр I и Наполеон и др.
Для сопоставления и противопоставления большую роль играет первая сцена — вечер у А. П. Шерер. Это та неприемлемая норма жизни, с которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14 вариантов этой сцены).
3. «Диалектика души», умение глубоко показать внутренний мир героя.
Портреты героев показаны в развитии, изменчивы, и это говорит о формировании личности. Можно проследить, как меняется портрет Андрея Болконского или Наташи Ростовой.
В практической работе можно выяснить, как меняется лицо Наташи в различных эпизодах романа и какой смысл при этом выявляется.
— Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
— Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
— Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
— Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
— В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
— В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
— Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
— Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
— После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
— Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
— Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. ХХХ— ХХХII).
— После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I—III).
— Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV—XVII).
По тому, как меняется портрет, можно судить о характере и внутреннем состоянии героя.
Деталь помогает сделать портрет индивидуальным, выразительным. Например, у княжны Марьи — необыкновенные лучистые глаза, у Лизы Болконской — короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера — неуклюжесть и растерянность.
Внутренний монолог показывает сложность и противоречия внутреннего мира героев, их духовную жизнь.
4. Изображение природы, психологический пейзаж.
Сын Толстого писал, что «отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил: „Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода“».
Важно показать школьникам своеобразие изображения природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. Интересно проследить связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); две встречи с дубом на пути в Отрадное и назад помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II).
Можно найти такие примеры и у других персонажей, но у Толстого связаны с природой только положительные герои:
— Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
— Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
— Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI).
В романе своеобразно связаны природа и война. Во время Аустерлица природа мешает, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Эпизод дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV, XV). Накануне Бородинской битвы «было ясно, светло, росисто и весело»; после битвы «стояла теперь мгла сырости и дыма», что подчеркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных эпизодах никогда не бывает радостной природы.
Природа в романе связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, в движении, изображается реалистически. Мы видим зимнюю природу (Святки), весеннюю (лунная ночь, пробуждающийся дуб), осеннюю (охота). Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война — разрушение гармонии мира.
5. Особенности языка романа.
В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерны сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.
Итог уроков. Роман «Война и мир» грандиозен не только по замыслу, но и по художественному мастерству, заставляющему нас сопереживать героям, испытывать эмоциональное воздействие. Сам Л. Н. Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги „Война и мир“» писал: «Что такое „Война и мир“? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, „Война и мир“ есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
1 См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.
2 См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.
3 См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.
4 См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.
5 Страхов Н. Н. «Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого // Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. — Л., 1989. — С. 194—255. |