Николай Алексеевич Некрасов

УРОК 74. «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова

      В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, — причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт — лирик по сути — всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали».

      В начале урока — небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а также эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, например: «Надрывается сердце от муки…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Внимая ужасам войны…», «Праздник жизни — молодости годы…», «Поэту» («Любовь и Труд — под грудами развалин…»), «Русскому писателю».

      Вопросы классу на выявление восприятия

Какие жизненные проблемы волновали поэта?

Каким вам представляется его облик в этих стихах?

      Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема:

  1. Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии.
  2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки».
  3. Переломный момент в жизни Некрасова — сближение с Белинским. Некрасов — апологет «гоголевского направления» в литературе. «Физиология Петербурга».
  4. Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание униженным, ирония в адрес «хозяев жизни».

      Вопросы и задания для обсуждения стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…»

  1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена)?
  2. В чем истоки трагедии людей? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя?
  3. За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка?
  4. Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним?
  5. Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь?

Индивидуальные задания. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления? Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…»:

«Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года).

«Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной…“, „Саша“, „Живя согласно с строгою моралью…“, — тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861).

«Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления… Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете… Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 года).

  1. В 1847—1866 годах. Некрасов — издатель и редактор «Современника».

    Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847—1866 годов. Их жанровое многообразие:

    стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «О погоде», «Плач детей», «Забытая деревня» и др.);

    лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно…», «Мы с тобой — бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прости» и др.);

    стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Праздник жизни — молодости годы…», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин» и др.);

    стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.);

    стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год — уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.).

  2. В 1867—1877 годах. Некрасов — редактор и издатель журнала «Отечественные записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:

    поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма «Кому на Руси жить хорошо»;

    элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);

    лирический цикл «Последние песни» (1876—1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза! я у двери гроба!..»).

  3. 8 января 1878 года — смерть Некрасова. Его поэтическое завещание — стихотворение «Зине». Зина — жена Некрасова. Ее настоящее имя Фекла Онисимовна Викторова. Когда Некрасов познакомился с ней в 1871 году, ему было 50 лет, ей 18. Она была женщиной без образования. Когда он заболел, она так самоотверженно ухаживала за ним, что преждевременно состарилась. Некрасов обвенчался с ней уже на смертном одре. После его смерти она уехала из Петербурга и умерла в Саратове в 1915 году.

    Вопросы и задания к стихотворению «Зине»

    С каким чувством поэт идет к смерти? Какой жизненный итог подводит?

    Как и с каким настроением он рассуждает о своей посмертной славе? Почему он считает, что его слава «померкнет» после его смерти?

    Что для поэта представляет большую ценность в жизни: песни или борьба?

    Какой характер приобретает противоречие между поэтическим талантом и необходимостью участия в общественной борьбе?

    За что упрекает себя поэт? Каков его нерукотворный памятник себе? Сопоставьте его позицию с поэтическими убеждениями Пушкина в стихотворении «Памятник».

    Как проявляются в этом стихотворении гуманистические взгляды Некрасова?

    Каким, по Некрасову, должно быть высокое предназначение человека?

      Выводы. Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его творчестве. Он живо откликался на многие злободневные события своего времени; сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть; противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их сложность и драматизм. Незадолго до смерти он приходит к убеждению, что он плохой поэт, так как подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, так как сердце поэта, открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с врагами.

УРОК 75. «Проходит он тернистый путь с своей карающею лирой». Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии Некрасова

      В центре урока — анализ стихов Некрасова, в которых проявляется его жизненная позиция и самооценка.

      Вопросы и задания к стихотворению «Песня Еремушке»

  1. Какие две жизненные позиции противопоставлены в стихотворении? («Пошлый опыт» — «человеческие стремления».)
  2. Какой жизненный идеал проповедует поэт устами няни? (Привольная и праздная жизнь как награда за постоянное смирение, холопское терпение и унижение перед «хозяевами жизни».)
  3. Какие стремления проезжий человек считает человеческими? (Братство, Равенство, Свобода — лозунги Французской революции.)
  4. В каких словах и выражениях воплощается некрасовский призыв к революции? («Необузданную, дикую к угнетателям вражду…». Дата написания стихотворения — 1858 год; Россия на гребне революционного подъема.) Какой характер придают «Песне Еремушке» многочисленные глаголы в повелительном наклонении?
  5. Найдите в песне проезжего примеры возвышенной лексики. Какой смысл они придают стихотворению?
  6. Какой символический смысл в сне ребенка Еремушки и его пробуждении? Почему дитя, проснувшись, плачет? Какие колыбельные песни надо петь русскому народу, чтобы он, «исполненный сил», проснулся богатырем?
  7. Какой смысл придает поэт таким понятиям, как «дикая вражда» и «ненависть правая»? Какова для поэта формула счастья?

      В 1860 году Некрасов задумал большую автобиографическую поэму «Рыцарь на час» с главным героем под вымышленной фамилией Валежников. Но в печати появилось только два отрывка: первая часть поэмы под названием «На Волге (Детство Валежникова)» и то стихотворение, которое сейчас известно под названием «Рыцарь на час». По первоначальному плану оно составляло 4-ю главу и называлось «Бессонница». Оно было написано Н. Некрасовым в альбом Л. П. Шелгуновой, подруги поэта, переводчика и публициста М. Л. Михайлова, который был арестован и сослан на каторгу за распространение прокламации «К молодому поколению». Под впечатлением его ареста и ссылки Некрасов напишет в альбом после финальных стихов: «Редки те, к кому нельзя применить этих слов, чьи порывы способны переходить в дело… Честь и слава им — честь и слава тебе, брат! Н. Некрасов. 24 мая 6 часов утра» (1862).

      Вопросы и задания к стихотворению «Рыцарь на час»

  1. Почему у стихотворения такое название?
  2. Какой поэтический смысл в том, что в начале стихотворения герой предается созерцанию природы?
  3. Какая жестокая дума волнует поэта? Почему в трудные минуты он вспоминает могилу матери, ищет силы в счастливых минутах прошлого?
  4. В каких «позорных пятнах» упрекает себя герой? Как в произведении намечен конфликт «отцов» и «детей»?
  5. Можно ли считать это произведение обличительной характеристикой «лишних людей», которым суждены благие порывы, но «свершить ничего не дано», или это поэма-исповедь о внутренних колебаниях человека, который считает, что он своей жизнью не принес существенной пользы людям?
  6. Как вы думаете, сам поэт относит себя к тем, кому суждены лишь «благие порывы», или он в стане «погибающих за великое дело любви»?

      В эпоху правительственного террора, наступившего после выстрела Каракозова (1866), Некрасов, желая спасти от закрытия «Современник», принял участие в чествовании графа М. Н. Муравьева, известного государственного деятеля, получившего большие полномочия в России. В тот же день он пишет стихотворение «Ликует враг…», в котором сожалеет об этом политическом шаге.

      4 марта 1866 года он получил анонимное послание «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Автор послания укорял поэта в двуличии, лицемерии, лжи, восклицая при этом: «Не может быть!» Стихотворение «Умру я скоро…» — ответ анониму.

      Вопросы и задания к стихотворению «Умру я скоро…»

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства оно вызывает у читателя?
  2. Как бы вы определили жанр стихотворения: покаяние, оправдание, исповедь?
  3. Что поэт ставит себе в заслугу перед народом и что считает своей ошибкой?
  4. Какой поэтический смысл имеет композиция стихотворения с повторяющимся рефреном?
  5. Какие изобразительно-выразительные средства языка и как помогают нам в понимании поэтических образов, интонаций и идейного смысла стихотворения?

      По цензурным соображениям Некрасов решил выдать стихотворение «Пророк», посвященное Чернышевскому, находившемуся в Вилюйском остроге, за перевод из фиктивного автора (в ранних публикациях есть подзаголовки «Из Байрона», «Из Ларры», «Из Барбье»). Подарив И. Н. Крамскому 3 апреля 1877 года свой экземпляр «Последних песен», Некрасов зачеркнул название и написал «В воспоминание о Чернышевском».

      Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»

  1. К кому обращается автор стихотворения «Пророк», кого убеждает в правильности пути своего героя?
  2. Почему стихотворение называется «Пророк»? Есть ли в нем основания для сопоставления стихотворения с «Пророком» Пушкина и «Пророком» Лермонтова?
  3. В чем, по мысли автора, смысл жизни и высокое предназначение человека?
  4. Какие жизненные ценности утверждает автор? Возможно ли, по Некрасову, служение добру без жертв?
  5. Почему в финале стихотворения, написанного революционером-демократом, появляется библейский образ распятого Христа?

      Выводы. Вольнолюбивая лирика Некрасова носит философский характер. Его призывы к крестьянской революции окрашены мотивами смысла жизни и высокого предназначения человека. В «Песне Еремушке» звучит открытый призыв к борьбе за свободу угнетенного народа. В стихотворениях же «Рыцарь на час» и «Умру я скоро…» герой сожалеет о том, что он «к цели шел колеблющимся шагом», что ему суждены были «благие порывы», но «свершить ничего не дано». Поэт упрекает себя в политической нерешительности по отношению к страдающему народу, но он не согласен с теми, кто обвиняет его в «торговле лирой». Идеалом человека, оправдавшего свое предназначение, образцом решительности и последовательности в защите угнетенных и бесправных поэт считает Н. Г. Чернышевского и за перенесенные им страдания обожествляет его образ.

УРОК 76. «Кнутом иссеченная муза». Некрасов о поэтическом труде

      В центре урока — анализ стихов Некрасова «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! я у двери гроба!..».

      В начале урока можно вспомнить изученное ранее стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» и выяснить, какой Некрасов хочет видеть свою музу, какой поэзии ждет от нее.

      Поэт не случайно показывает своей музе крестьянку, которую секут на площади. Он называет свою музу сестрой обездоленных и угнетенных, а в стихотворении «Муза» из сборника «Последние песни» снова возвращается к этому образу:

       О, Муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта!
Но вечен сон небытия,
Сестра народа — и моя!

      В «Последних песнях» возрождается и образ «несжатой полосы» как символа незавершенного труда. Стихотворение «Сон» (1877) перекликается со стихотворением «Несжатая полоса» (1854). Таким образом, тема поэта и поэзии пронизывает все творчество Некрасова.

      Вопросы и задания к стихотворению «Блажен незлобивый поэт…»

      Это стихотворение — один из первых откликов поэта на проблемы писательского труда. Оно написано на смерть Гоголя, случившуюся 21 февраля 1852 года, и направлено против теории «искусства для искусства». Некрасов трактует Гоголя как писателя-обличителя, который «любил — ненавидя», и провозглашает этим «гоголевское направление» в литературе 50-х годов. В 1855 году Н. Чернышевский в статье «Очерки гоголевского периода» напишет: «Никогда „незлобивый поэт“ не может иметь таких страстных почитателей, как тот, кто, подобно Гоголю, „питая грудь ненавистью“ ко всему низкому, пошлому и пагубному, „враждебным словом отрицанья“ против всего гнусного „проповедует любовь“ к добру и правде».

      Под влиянием этого стихотворения Тургенев, как он сам признался в письме Феоктистову от 26 февраля 1852 года, написал свой знаменитый некролог на смерть Гоголя, послуживший причиной его ареста и ссылки.

  1. Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?
  2. В чем особенности композиции стихотворения? Какая лексика и поэтические интонации преобладают при характеристике «незлобивого поэта» и его поэтического оппонента, который, «уста вооружив сатирой», проповедует любовь «враждебным словом отрицанья»?
  3. Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику «нет пощады у судьбы»? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной позиции?
  4. Сопоставьте точку зрения Чернышевского на стихотворение с точкой зрения А. Дружинина: «При всем нашем добросовестном старании мы с вами никогда не попробовали любить ненавидя или ненавидеть любя».

      Вопросы и задания к стихотворению «Поэт и Гражданин»

  1. Почему, по-вашему, стихотворение «Поэт и гражданин» было напечатано более крупным шрифтом и в начале первого издания стихотворений Некрасова, вышедшего 19 октября 1856 года?
  2. Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в стихотворении? Какие призывы Чернышевского о служении искусства трудовому народу звучат в словах Гражданина?
  3. Каковы идейные декларации Гражданина? Выпишите и прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
  4. Кого призывает автор устами Гражданина идти «в огонь за честь отчизны»? Можно ли этот призыв автора считать обращенным к самому себе?
  5. Каков символический смысл образа бури на море?
  6. Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мнении? Почему последние слова в стихотворения принадлежат Поэту, а не Гражданину?
  7. Какой оттенок приобретает образ музы в финале стихотворения?
  8. Прочитайте стихотворение Некрасова «Замолкни, Муза мести и печали…». (Это стихотворение было поставлено последним в том же сборнике стихов 1856 года. В этом году Некрасов уехал лечиться за границу и сам рассматривал свои стихи как рубеж между двумя периодами его поэтической деятельности.) Сопоставьте его со стихотворением «Поэт и Гражданин». Нет ли в них противоречия?
  9. Какие черты характера Поэта созвучны самокритичной оценке Некрасова?
  10. С какой целью автор создает в стихотворении ассоциации, обращенные к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение «Поэт и Гражданин» со стихотворением Пушкина «Поэт и толпа».
  11. Сопоставьте мнения о стихотворении «Замолкни, Муза мести и печали…», высказанные В. П. Боткиным и Н. Г. Чернышевским.

«Не знаю я, насколько ты можешь ненавидеть, — но насколько ты можешь любить, — я это чувствую. Я не знаю другого сердца, которое так же умеет любить, как твое, — только ты любишь без фраз и так называемых „излияний“. Пусть не всякий это видит — то и Бог с ним, кто не умеет видеть это» (из письма В. П. Боткина Н. А. Некрасову от 7 декабря 1855 года).

«Лично мне эти стихи очень симпатичны — я знаю, что необходимы в жизни минуты уныния, — но не все имеют основание оставаться в унынии — или в отчаянии, если хотите более громкого слова, — как в законном расположении духа. И вы не имеете права — с чего вы взяли, что имеете право унывать и отчаиваться?» (из письма Н. Г. Чернышевского Н. А. Некрасову от 4 ноября 1856 года).

      Вопросы и задания к стихотворению «Элегия»

  1. Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?
  2. Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе?
  3. Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?
  4. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?
  5. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина?
  6. Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина: «Деревня», «Поэту», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)», «Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа?
  7. Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?
  8. Как Некрасов и Пушкин решают для себя проблему предназначения поэта?

      В конце урока может быть прочитано стихотворение «О Муза! я у двери гроба…». В нем еще раз звучит самообвинение в том, что поэт недостаточно служил народу, но он умирает уверенным, что его выбор правильный, что его жребий завиден, что он всегда был в кровном союзе с честными сердцами. Он снова, как и в раннем творчестве, видит свою музу «иссеченной кнутом».

      Выводы. В Некрасове всю жизнь как бы жило два человека: один, обладающий поэтическим талантом, способный воспевать тончайшие движения человеческой души, и другой, кому долг и совесть не позволяли «красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать». Поэтому его угрюмая муза им самим была обречена стать музой мести и печали, музой, которую ударами кнута поэт заставлял изображать картины горя народа и звать к борьбе за его освобождение. Отвергая «искусство для искусства» с его воспеванием эстетического чувства и будучи сознательным защитником сатирического «гоголевского направления», Некрасов считал истинными поэтами тех, кто служит народу, истинными гражданами тех, кто не стремится писать стихи, а своим образом жизни содействует борьбе за освобождение угнетенного народа. Стихотворение «Отрывок» («Ночь. Успели мы всем насладиться…», 1858) звучит как молитва за русский народ, пребывающий в рабском труде и долготерпении. За тот народ, «чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам погружаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям». Некрасов всю жизнь упрекал себя в недостаточно активном служении народу, поэтому и учил свою музу петь пламенные песни борьбы. Предназначение поэта, по Некрасову, — беззаветно служить народу, даже если сам темный и забитый народ этого никогда не узнает и не оценит.

УРОК 77. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

      Основные положения рассказа учителя

  1. Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н. А. Некрасова по отношению к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых — как и во всей России — нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, — синоним представителя привилегированных классов. (Ср. «…но счастливые глухи к добру» — «Размышления у парадного подъезда».) Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».
  2. История создания поэмы и ее композиция. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.

    Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата — 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

    Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.

    Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

    Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».

    Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» — жатва. События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву». Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма. Можно предложить учащимся самим провести исследовательскую работу с текстом и найти в нем указания на временну́ю последовательность частей. Однако в современных публикациях главы располагаются по времени их написания.

      Вопросы и задания для обсуждения «Пролога»

  1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться… покуда не доведают… кому живется счастливо, вольготно на Руси?»)
  2. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? (Фантастические элементы русских сказок; число семь; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.)
  3. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?
  4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» — это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?

      Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп»

  1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
  2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
  3. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
  4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

      Вопросы и задания для обсуждения главы «Сельская ярмонка»

  1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
  2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни?
    Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
  3. Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
  4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
  5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

      Выводы. Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы — русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям. Но главное — это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна прежде всего потому, что на протяжении времени менялся авторский замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.

УРОК 78. «У каждого крестьянина душа, что туча черная — гневна, грозна — и надо бы громам греметь оттудова…» Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

      На уроке можно организовать работу с текстом поэмы, используя групповую форму обучения. В первой половине урока каждая группа будет анализировать один из крестьянских типов, подготовившись к этой работе дома.

1-я группа. Яким Нагой (ч. I, гл. 3).

2-я группа. Ермил Гирин (ч. I, гл. 4).

3-я группа. Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).

4—5-я группы. Матрена Тимофеевна Корчагина (4-я группа — ч. III, пролог, гл. 1, 2; 5-я группа — ч. III, гл. 4—8).

      Для сопоставления результатов наблюдений можно предложить учащимся воспользоваться общим для всех образов планом сообщения. Каждое высказываемое положение должно подкрепляться цитатами из текста.

      План сообщения

  1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
  2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
  3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
  4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
  5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
  6. Почему странники не признали героя счастливым?
  7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
  8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?

      Выводы. Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе «Крестьянка» уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермила Гирина, во внутренней свободе и несломленности — обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны — это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она считает, что ее судьба «счастливее» других, несмотря на все испытания, так как ее жизнь улучшает добрая помещица Елена Александровна. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, так как считалось, что это отход от революционно-демократических идеалов. Может быть, это дань автора памяти матери, которую тоже звали Еленой. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

      Во второй половине урока — анализ приемов сатирического изображения помещиков в поэме.

      Вопросы для беседы с классом

  1. Почему портреты помещиков автор дает сатирически? Сравните манеру их изображения с описанием облика крестьян.
  2. Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков?
  3. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом?
  4. Какой смысл в понимании образов помещиков раскрывают их речевые характеристики?
  5. Как в изображении помещиков автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия?
  6. В каких смешных положениях оказываются помещики? Почему этот смех грустный? Какие традиции русской литературы использует здесь Некрасов?
  7. Какие народные оценки угнетателей звучат в главах? Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние противоречия?
  8. Как в главах изображены крестьяне? Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?

      Выводы. Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках. К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни. Исключение — лишь образ доброй губернаторши Елены Александровны. С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.

УРОК 79. «…Жить для счастия убогого и темного родного уголка». Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы

      В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова — человек, способный к самопожертвованию ради других.

      Проблемный вопрос урока: Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

      В начале урока можно прослушать сообщения учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий.

Задание 1. Охарактеризуйте образ Павлуши Веретенникова. Чем он занимается и как помогает крестьянам? Полезна ли его деятельность для угнетенного народа (ч. I, гл. 2, 3)? (Павлуша Веретенников, занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, он помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирина, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь.)

Задание 2. Охарактеризуйте холопа примерного Якова Верного. Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест? Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме? (Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный характер и является лишь эмоциональным откликом на действия барина. Он также не способен кардинально изменить жизнь крестьян.)

Задание 3. Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках». Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа показывает Некрасов на примере Кудеяра? Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX века? (В образе Кудеяра автор показывает человека, решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям революционных демократов и народников.)

      Но ни один из перечисленных героев не способен к последовательной и сознательной борьбе за свободу и счастье народа, потому что для успеха этой борьбы необходимо отказаться от всех житейских радостей и удовольствий, принести на алтарь революционной борьбы даже свою жизнь. Такими идеальными чертами наделяет автор образ Гриши Добросклонова. В центре урока — обсуждение этого образа.

      Вопросы и задания для беседы

  1. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на:
          его прошлое;
          характеристику его родителей;
          портрет;
          его материальное положение;
          черты характера, таланты, способности.
  2. С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у нет быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?
  3. Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного», «В минуты унынья, о родина-мать…», «Русь». Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?
  4. Каковы жизненные позиции Григория? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.
  5. Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
  6. Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?

      Выводы. В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу. В образе Павла Веретенникова, собирающего фольклор как воплощение народной мудрости, в аллегорической легенде «О двух великих грешниках», в рассказе «О холопе примерном Якове Верном» автор показывает стихийный протест народа против угнетателей. Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует образ последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям такого пути. Выходец из бедной семьи, семинарист, Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды. Он герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к Родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям — главная идейная позиция героя. Поэтому автор считает его тем «счастливым», «кому на Руси жить хорошо».

      В заключительной части урока можно обратить внимание учащихся на особенности языка и стиля поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

      Стиль — это стройная система элементов текста, которые находятся между собой в единстве, подчиняясь единому художественному закону.

      Тема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — изображение различных слоев русского народа в пореформенное время.

      Главная мысль поэмы — отсутствие в народной России счастливых, идеал которых «покой, богатство, честь». По мысли автора, счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции.

      Для воплощения этой темы и главного смысла поэмы автор находит оригинальные, новаторские способы и приемы:

  1. Жанр поэмы-эпопеи, в которой показаны все слои трудового народа и образы его угнетателей.
  2. Сложность композиции поэмы, в основе которой лежит мотив странничества, поисков счастливого.
  3. Философское понимание понятия «счастье». Перевод его в область духовно-нравственную, которую автор не разделяет с общественной борьбой.
  4. Фольклорное начало в поэме. Жанр народной сказки, мотивы былинного эпоса, идейно-композиционное значение пословиц, поговорок, загадок, народных примет и поверий.
  5. Народно-поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской речи, диалектизмы, просторечия. Особенности и смысловая роль ритма поэмы.

      Для подготовки к домашнему сочинению необходимо подтвердить выдвинутые положения текстом, используя следующие вопросы и задания:

  1. Докажите, что «Кому на Руси жить хорошо» — это поэма-эпопея.
  2. Вспомните замысел и историю создания поэмы. Объясните ее композиционную сложность.
  3. Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Что можно сказать о художественном методе изображения действительности в поэме?
  4. Какова фольклорная основа поэмы? Проиллюстрируйте свои суждения текстом.
  5. Проанализируйте лексику, синтаксические обороты, поэтические интонации народной речи, воплощенные в поэме, ее ритмические особенности. Каковы смысловые функции этих художественных приемов?