Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
УРОК 80.
«В высшей степени правдив и человечен».
Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина
Урок
можно провести в форме лекции с элементами
беседы и начать его со знакомства с рассказом
А. И. Куприна «Исполин».
Учитель
гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику,
господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился
в бездушного чиновника. Однажды он учинил
экзамен великим русским писателям. Их портреты,
«приобретенные когда-то давным-давно,
в телячьи годы восторженных слов и сохраненные
частью по скупости, частью по механической
привычке», висят у него в кабинете.
Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным
ученикам, он выставляет им двойки и единицы
за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.
«Но вдруг его глаза
столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми,
почти бесцветными от боли глазами,
глазами человека, который, высоко подняв величественную
бородатую голову, пристально глядел на Костыку.
[Это глаза Щедрина.] Ваше
превосходительство
залепетал Костыка
и весь холодно и мелко задрожал. И раздался
хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно
и угрюмо: Раб, предатель и
Пылающие уста Щедрина произнесли
еще одно страшное слово, которое великий человек,
если и произносит, то только в секунды
величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку
в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки
молниями
»
Вопросы
классу
Каким
вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна?
Почему
испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком
была совесть нечиста.)
У Салтыкова-Щедрина
есть сказка-элегия «Приключение
с Крамольниковым». В ней автор рассказывает
о себе, о своей писательской деятельности,
о своих горестях и радостях, вместе с тем
и о муках русского подневольного литератора.
«Крамольников был коренной пошехонский литератор.
Он глубоко любил свою страну.
Все
силы своего ума и сердца он посвятил на то,
чтобы восстанавливать в душах своих присных представление
о свете и правде и поддерживать в их сердцах
веру, что свет придет и мрак его не обнимет.
В этом собственно и заключалась задача всей
его деятельности».
Используя
учебник, учитель составит вместе со школьниками
хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества
писателя. Начать работу можно в классе, а закончить
дома.
15 января 1826 года
родился в семье богатых помещиков Тверской губернии.
Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая,
жадная мать, нищета крестьян ненависть
к крепостному праву. Картины детства отразились
в «Пошехонской старине».
1836 год
Московский дворянский институт, где воспитывались
В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов,
М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает
на себе влияние Лермонтова.
1838 год
в числе лучших переведен в лицей, где царствовали
муштра и убогие знания. Страсть к чтению,
увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.
18441848 годы
служба. Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли
его только о литературе. Критические статьи,
рецензии. Повесть «Противоречия». Повесть
«Запутанное дело».
26 апреля 1848 год
лично Николай I подписывает приказ об аресте
и ссылке в Вятку. Арест общества петрашевцев.
18481856 годы
8 лет ссылки. Тяжелый период: пошлость, произвол,
бесправие, отсутствие друзей.
18561857 годы
из Вятки в Петербург. Книга «Губернские
очерки» (Н. Щедрин). Галерея паразитов, сосущих
кровь народа.
18571863 годы
циклы сатирических рассказов. Критика реформ. Призыв
к делу.
18581868 годы
государственная служба, литературная деятельность.
Вице-губернатор в Рязани, в Твери,
председатель казенной палаты в Пензе, служил
в Туле, защищал народ. Закрытие «Современника».
18681884 годы
Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина
в «Отечественные записки», где писатель
работает до их закрытия. После смерти Некрасова
становится редактором журнала. Борьба с цензурой.
Эзопов язык. Мысли о свержении существующего
строя. Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши».
Роман «История одного города».
70-е годы
болезнь, напряженная работа, поездка за границу,
новые впечатления.
1880 год
отдельное издание «Господ Головлевых».
80-е годы
раздумья над судьбой русского народа. Сказки как итог
раздумий. Ненависть к поработителям, любовь к народу.
1884 год
закрыты «Отечественные записки». Написана
«Пошехонская старина».
28 апреля 1889 года
Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие
писали, что творчество Салтыкова-Щедрина
будит сознание народа, зовет на борьбу против
зла, угнетения, на поиски правды и света.
В заключение урока звучит стихотворение
Пушкина «Пророк».
Итоговые
вопросы
- Какова связь между стихотворением
Пушкина «Пророк» и жизнью Салтыкова-Щедрина?
- Почему А. Н. Островский
назвал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина пророком?
УРОК 81.
«Хотя животные, а все-таки
цари
»1
Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина
Эти
слова с успехом можно отнести к изучению
сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам
писатель называл сказками «для детей изрядного
возраста». На первом уроке необходимо выделить
несколько главных положений:
- «Сказки» это своеобразный
итог художественной деятельности писателя, так как
они создавались на завершающем этапе жизненного
и творческого пути. Из 32 сказок
28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
- Изучение «Сказок» предполагается в контексте
соотнесения социального и общечеловеческого
в творчестве Салтыкова-Щедрина.
В сатирических образах писателя не только
смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою
жизнь и даже свой облик, но и слезы
о том, как легко и незаметно человек способен
отказаться от своего высокого предназначения
и безвозвратно потерять себя. (Таков герой
сказки «Премудрый пискарь»
от слова «писк», так как рыба пескарь,
если ее схватить рукой, издает звук, похожий
на писк.)
- Сказки Салтыкова-Щедрина
это не речь народа-сказителя.
Это философско-сатирические сказки.
Они о жизни, о том, что видел и наблюдал
писатель в действительности. Чтобы убедиться
в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина
с русскими народными сказками и отметить
в них общие и отличительные черты.
Сказки Салтыкова-Щедрина |
Сказки русского
народа |
Общие черты |
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка |
Отличительные
черты |
Сатира
Сарказм
Смешение категорий добра и зла
Нет положительного героя
Уподобление человека животному |
Юмор
Гипербола
Победа добра над злом
Положительный герой
Очеловечивание животных |
- О чем же учил думать «детей изрядного
возраста» Салтыков-Щедрин? «Дети
изрядного возраста» должны возмужать и перестать
быть детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?
Правительственные круги и господствующее
сословие;
обывательски настроенная (либеральная)
интеллигенция;
бесправное положение народа
в России, его пассивность и покорность;
бездуховность.
- Сатирические приемы, используемые в сказках
писателем. Разные способы смеха:
а) ирония осмеяние,
имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое
высказывание, а противоположное;
сарказм едкая и ядовитая
ирония, резко изобличающая явления, особо опасные
для человека и общества;
гротеск предельно
резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического,
нарушение границ правдоподобия;
б) иносказание, аллегория иной смысл,
скрытый за внешней формой. Эзопов язык
художественная речь, основанная на вынужденном
иносказании;
в) гипербола чрезмерное преувеличение.
На примере
сказки «Дикий помещик» учащиеся под руководством
учителя находят приемы сатирического изображения действительности
Салтыковым-Щедриным.
В заключение
урока учитель сообщает учащимся основную проблематику
сказок Салтыкова-Щедрина и особенности
сатирического изображения действительности в «Сказках».
Эти сведения школьники могут записать в виде
таблицы:
СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА |
Проблематика |
Художественные
особенности |
Самодержавие и угнетенный народ
(«Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») |
Фольклорные мотивы (сказочный сюжет,
народная лексика) |
Отношения мужика и барина («Дикий
помещик», «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил») |
Гротеск (переплетение фантастики
и реальности) |
Положение народа («Коняга»,
«Кисель») |
Эзопов язык (иносказание и метафоричность) |
Подлость буржуазии («Либерал»,
«Карась-идеалист») |
Социальная сатира (сарказм и реальная
фантазия) |
Трусость обывателя («Премудрый
пискарь») |
Обличение через отрицание (показ
дикости и бездуховности) |
Правдоискательство («Дурак»,
«Христова ночь») |
Гиперболизация |
В слабом
классе можно организовать коллективный разбор сказки
«Медведь на воеводстве», так как
она является переходным мостиком к изучению «Истории
одного города».
Параллели
сказки «Медведь на воеводстве» (1884)
и романа «История одного города»:
лесная
трущоба город Глупов;
Топтыгин,
Осел, Лев градоначальники;
лесные
мужики глуповцы.
Справка из словаря С. И. Ожегова:
Трущоба |
а) труднопроходимое место (лес, бурелом);
б) глушь, захолустье, а также грязная,
тесно застроенная часть города, обычно на окраинах,
где живет беднота. |
Особенности
субъективно-авторского значения слова
«трущоба» у Салтыкова-Щедрина:
трущоба
это слово-образ, многозначность которого
имеет большой смысл, а лексическое значение шире
за счет подтекста, так как это эзопов язык. В центре
сказки жизнь в лесной трущобе, но образ
Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы
традиционны: Медведь, Орел, Лев, но они
приобретают дополнительные нюансы. Лев
враг просвещения и искусств, мечтает изловить
чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал».
Таким
образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях
различные черты: они и звери, и люди.
Почему же
сказка была под запретом до 1906 года? (Предполагают,
что в образах сказки современники угадывали черты
правительства:
Лев
Александр III,
Осел
Победоносцев,
Топтыгин
I и Топтыгин II граф Д. Толстой
и министр внутренних дел Игнатьев.)
Можно
предложить учащимся прочитать дома одну-две
сказки Салтыкова-Щедрина и, используя
материалы урока, выполнить на выбор одно из заданий:
- Анализ сказки, прочитанной дома.
- Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
- Написание собственной сказки в духе Салтыкова-Щедрина.
Примерный
план анализа сказки
- Основная тема сказки (о чем?).
- Главная мысль сказки (зачем?).
- Особенности сюжета. Как в системе действующих
лиц раскрывается основная мысль сказки?
- Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
- Сатирические приемы, использованные автором.
- Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж,
портрет, интерьер.
- Соединение фольклорного, фантастического и реального.
УРОКИ
8283. «Мрак времен».
Замысел, история создания, жанр и композиция
романа М. Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города». Образы градоначальников
В первой
части урока учитель сообщает о замысле, истории
создания, особенностях композиции романа. Затем идет
работа над главой «Опись градоначальникам».
Вопросы
на выявление восприятия
- Что
обозначает слово «опись»?
- Почему
автор назвал главу «Опись градоначальникам»?
- Это
оговорка писателя или нет?
Нет,
не оговорка. Автор использует яркий сатирический
прием и называет главу так, чтобы показать читателям,
что перед ними не люди, а «механизмы»,
вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной
программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос
о жанре романа.
Что же
такое «История одного города» в жанровом
отношении?
Сатира
на самодержавие, величайшая антиутопия на темы
российской действительности или философский роман
о парадоксах человеческого существования?
Вопрос
остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные
аргументы в свою пользу. Может быть, на уроке
родится еще одна точка зрения на проблему жанра
романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе
обсуждения.
В центре
уроков размышления об образах наиболее
отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее
всего организовать в группах и предложить
учащимся заполнить таблицу-характеристику
правителей города по следующему плану:
- Фамилия, имя, отчество градоначальника. Обратить
внимание на говорящие фамилии, фамилии-клички.
- Внешность и черты характера.
- Методы управления.
- Жизнь народа в период правления каждого градоначальника.
- Исторические аналогии.
- Сатирические приемы, использованные автором для
создания образа.
- Авторская позиция.
1-я
группа отбирает материал о Дементии Варламовиче
Брудастом.
2-я
группа о Семене Константиновиче
Двоекурове.
3-я
группа о Петре Петровиче Фердыщенко.
4-я
группа о Василии Семеновиче Бородавкине.
5-я
группа об Иване Пантелеиче Прыще.
6-я
группа об Эрасте Андреевиче Грустилове.
7-я
группа об Угрюм-Бурчееве.
В ходе
ученических исследований школьники заметят приемы
сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным
в романе:
- Приемы типизации сатирического образа-персонажа.
- Гротеск в изображении комических ситуаций,
где действуют герои произведения.
- Пародирование законодательных документов.
- Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов.
- Эзопов язык.
Таким
образом, перед глазами читателей прошла целая галерея
диких, полоумных, наглых и жестоких управителей
города (а значит страны), так как
границы города Глупова расширяются до пределов
всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные
и губернские города и даже столицы. Это
город-гротеск, в котором нашли воплощение
негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный
грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха
и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный
город», «Соломенный город»).
Заключительную
часть урока можно посвятить обучению сопоставительному
анализу эпизодов из романа и выявлению их роли
в повествовании. В работе с классом
следует также обратить внимание на проблемы развития
речи и умения «вчитываться в текст»,
находя в нем детали, помогающие более глубокому
его пониманию.
Для
сопоставления возьмем фрагменты, посвященные описанию
двух катастроф, изображенных в главах «Органчик»
и «Подтверждение покаяния». Это поломка
головы Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым.
В образе Брудастого необходимо выявить обобщающий
смысл щедринского гротеска органчика на плечах
градоначальника, исполняющего всего две «мелодии»,
которых вполне достаточно для победного управления
глуповским народом.
При
знакомстве с образом Угрюм-Бурчеева
учащиеся также уже определили смысл его идеи «уравниловки»
всех глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале
сосредоточит внимание учащихся на самом факте
поломки органчика.
- Действительно, а есть ли причина аварии
этой государственной машинки? (Для ответа на этот
вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был
прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи
чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли
хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки,
теснились во дворе градоначальнической квартиры
и с трепетом ожидали страшного судьбища.
Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел,
и на лице его впервые увидели глуповцы
ту приветливую улыбку, о которой они тосковали.
Казалось, благотворные лучи солнца подействовали
и на него (по крайней мере, многие
обыватели потом уверяли, что собственными глазами
видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди
обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно
принял от них все, что следует. Окончивши с этим
делом, он несколько отступил к крыльцу
и раскрыл рот
И вдруг что-то
внутри у него зашипело и зажужжало, и чем
более длилось это таинственное шипение, тем сильнее
и сильнее вертелись и сверкали его глаза.
П
п
плю! наконец
вырвалось у него из уст; c этим звуком
он в последний раз сверкнул глазами и опрометью
бросился в открытую дверь своей квартиры».)
Обратим внимание учащихся на необычные детали:
«прекрасный весенний день», «приветливая
улыбка»; ведь в произведениях Салтыкова-Щедрина
даже пейзаж сатирический. В чем же здесь
дело? А просто начальник «улыбнулся»!
Машина государственности вдруг заработала в не свойственном
для нее режиме режиме естественности,
человечности. И сломалась.
Вот эта-то несовместимость идеи государственности
и идеи человечности, неестественности и «естества»
доводится Угрюм-Бурчеевым до предела.
Результат катастрофа, начало которой
в бунте реки. Город разрушить ему удалось,
а вот устранить реку нет. «Едва
успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев
тотчас же поспешил полюбоваться на произведение
своего гения, но, приблизившись к реке, встал
как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились;
остатки монументальной плотины в беспорядке
уплывали вниз по течению, а река журчала
и двигалась в своих берегах, точь-в-точь
как за день тому назад».
- Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался?
Что он хотел покорить? (Природу
«естество». Но природа не покорилась,
отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного
идиота». «По-прежнему она
текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему
один берег ее был крут, а другой представлял
луговую низину, на далекое пространство заливаемую
в весеннее время водой». Главное в описании
реки не детальное изображение конкретных примет
природы. Река здесь как символ. Символ жизни. «Вода»
в понимании писателя это начало
вечное, живительное, щедрое к человеку. «Но слепая
стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою
нечеловеческих усилий хлам и с каждым
разом все глубже и глубже прокладывала себе
ложе».)
Финал угрюм-бурчеевской катастрофы
в проявлении «Оно» и «прекращении
истории». Взбунтовавшееся «естество»
сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую
утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным
в конце концов и людьми. Они увидели,
что цели, которые преследует идиот,
погасить солнце, провертеть в земле дыру, через
которую можно было бы наблюдать, что делается
в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли
глуповцы суровое наказание: «Север потемнел
История прекратила течение свое».
- О какой истории идет речь? Угрюм-бурчеевской?
Или шире глуповской? Или истории человечества?
Не предупреждение ли это тем, кто хочет
позабыть прошлое и не задумывается о будущем?
Таким
образом, финал произведения остается «темным»,
о чем свидетельствуют его различные трактовки
в литературоведении:
а) появление
«Оно» означает предсказание народной революции.
б) «Оно»
знаменует начало еще более жестокой реакции.
А может,
это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин
все время в романе повествует о жителях
города Глупова, т. е. о народе России. В традициях
Гоголя он обнаруживает у него живую душу,
разум и чувства, способность страдать, сострадать
и весело смеяться. Народ выделяет из своей
среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает
себя поискам правды и верит, что правда будет
добыта и народ непременно выживет: «Много
годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив
есмь!»
Может
быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин
верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства
знал и научился прекрасно понимать Библию (в особенности
Евангелие), сыгравшую уникальную роль в его самовоспитании.
Писатель так передает впечатление от соприкосновения
с Книгой книг: «Таким животворным лучом
было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли
полный жизненный переворот
Главное, что почерпнул
я из чтения Евангелия, заключалось в том,
что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой
совести». Отныне Салтыков-Щедрин
становится защитником «униженных и оскорбленных»,
борцом против духовного рабства, поэтому он восклицает:
«Я не дам в обиду мужика!»
свято верит в его силы, в его живую душу.
При
наличии времени на уроке внеклассного чтения
можно рассмотреть сказки Салтыкова-Щедрина
«Пропала совесть» и «Христова
ночь» в контексте с Библией.
Изучение
творчества Салтыкова-Щедрина можно закончить
домашним сочинением на одну из тем, указанных
в приложении.
1 А. Грибоедов.
|