Федор Михайлович Достоевский
УРОК 101.
«Человек, который весь борьба»1.
Слово о Достоевском. Личность и судьба писателя
Урок
можно начать словами М. Горького: «Гениальность
Достоевского неоспорима, по силе изобразительности
талант равен, может быть, только Шекспиру».
В центре урока разговор о творческой
манере художника. Для этого уместно прочитать на выбор
несколько ярких отрывков из прозы Достоевского,
например:
Мучения Раскольникова перед «пробой»,
его внутренние рассуждения.
Поведение Раскольникова после убийства.
Поведение князя Мышкина и Рогожина
после убийства Настасьи Филипповны.
Встреча Раскольникова с Мармеладовым.
Вопрос
для обсуждения в классе. Что можно сказать
о Достоевском-художнике и о Достоевском-человеке
по этим отрывкам?
Общие
выводы после вступительной беседы. Повествование
Достоевского отличается напряженностью, нервностью,
почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические
нюансы состояния своих героев. Герои изображаются
в очень сложных ситуациях, крайних, предельных
по психологическому накалу. Основной прием раскрытия
характера героя внутренний монолог. Все
это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко
чувствующего внутреннее состояние, и показывает,
что главное в писателе это боль за страдающего,
униженного человека, умение чувствовать чужую боль
и сострадать, ощущать чужое несчастье острее,
чем свое.
С этих
позиций идет обсуждение первого романа Достоевского
«Бедные люди» (18451846).
Чтение и комментирование нескольких писем. Как
в них проявляется истинный гуманизм и тонкий
психологизм автора?
Вывод.
Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель
развивает тему унижения и бесправия «маленького
человека», показывает его большую душу и способность
сочувствовать, сопереживать и сострадать.
Краткий
рассказ учителя или сообщение ученика о деятельности
Достоевского в обществе петрашевцев (Михаила
Васильевича Буташевича-Петрашевского).
Вопросы
для обсуждения
Почему был закономерен приход
Достоевского в общество петрашевцев?
Как участие в обществе
связано с мировоззрением писателя?
Почему роман «Бедные люди»
можно считать первым шагом борьбы?
Сообщение
об аресте петрашевцев. В 1849 году
21 человек (в том числе и Достоевский)
приговорены к смертной казни. «Десять ужасных,
безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять
минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой,
только в 1859 году Достоевский возвращается
в Петербург.
Чтение
отрывка из романа «Преступление и наказание»
о Раскольникове на каторге или из повести
«Записки из мертвого дома». Что можно
сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского
на каторге?
«Мертвым
домом» назовет писатель каторгу, но сможет
увидеть в каторжниках людей, требующих сострадания:
«И сколько в этих стенах было погребено
напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь
даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ
необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие
силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно.
А кто виноват?» Ответом на этот вопрос
станет роман «Преступление и наказание»
виновато общество, которое нужно изменить.
Чтение
заключительных страниц из романа «Преступление
и наказание» или из «Братьев
Карамазовых» даст ответ на вопросы:
Какой путь изменения предлагает
Достоевский?
Как в его сознании связываются
религиозность и возрождение человека? (Каторга
изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному
смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его
сострадание «униженным и оскорбленным».
Достоевский провозглашает новый взгляд на человека.
Кто бы он ни был он Человек.)
Проанализируйте
названия произведений Достоевского и определите:
Каково основное направление
его творчества?
Как оно меняется в 7080-е
годы?
«Бедные люди»
18451846 годы.
«Записки из мертвого
дома» 18611862 годы.
«Униженные и оскорбленные»
1861 год.
«Преступление и наказание»
1866 год.
«Идиот»
1868 год.
«Бесы»
1870 год.
(Под влиянием происходящего
меняется и сам художественный мир Достоевского,
приобретая черты болезненности и фантастичности.)
УРОК 102.
«Город полусумасшедших». Петербург
Достоевского
Цель
урока показать специфику Петербурга Достоевского,
поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь
к другим авторам и художникам. Петербург
давно перестал быть просто городом, а стал символом.
Кто же является героем романа?
(Бедняки, Петербург, вмещающий в себя все,
враждебное бедным. Отсюда проблема защитить
человека от этого мира.)
Как же показан этот мир, символом
которого является Петербург?
Работа проводится в группах:
1-я группа.
Образ Петербурга в «Медном всаднике»
Пушкина и в иллюстрациях к нему А. Бенуа.
Петербург Пушкина противоречив:
поэт любит этот город источник творчества,
но развенчивает «державный град»
символ власти, приносящий беды людям. А. Бенуа
показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью
закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося
символом, и несчастного Евгения. Петербург у Бенуа
это город, несущий смерть.
2-я группа.
Образ Петербурга в «Невском проспекте»
Н. В. Гоголя.
Гоголь продолжает трагическую тему
Петербурга, но здесь слились воедино реальность
и бред, явь и кошмар. «Он лжет
во всякое время, этот Невский проспект».
Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего
нереального символа города-призрака.
3-я группа.
Образ Петербурга Достоевского глазами Ильи Глазунова.
Работа с иллюстрациями.
И. Глазунов замыкает пространство
города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел
город-тупик.
4-я группа.
Образ Петербурга в романе «Преступление
и наказание». (Ч. 1, гл. 1, 2
начало; ч. 2, гл. 2 удар кнута;
ч. 2, гл. 7 смерть Мармеладова;
ч. 5, гл. 5 смерть Екатерины
Ивановны; ч. 1, гл. 4 опозоренная
девочка; ч. 1, гл. 6 мечта о счастливом
городе и др.) Сопоставление фрагмента об утопленнице
(ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова
«Утопленница».
У Достоевского Петербург
это город контрастов: «униженных и оскорбленных»
и «сильных мира сего», это город,
где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности,
это и город-убийца, и город-призрак,
и город-тупик. Но у Достоевского
есть и мечта о счастливом городе, о нем
думает Раскольников. Но это мечта, а город
это ужас и безумие. Безумный город порождает
безумные идеи, город-убийца порождает
людей-убийц.
УРОКИ
103104. «Я
дитя века». История создания романа «Преступление
и наказание». «Униженные и оскорбленные»
в романе
Урок
можно начать словами М. Горького: «Должен
был явиться человек, который воплотил бы в своей
душе память о всех муках людских и отрубил бы
эту страшную память, этот человек
Достоевский».
Достоевский
писал: «И зачем я сочинил такую историю,
так не идущую в обыкновенный разумный дневник,
да еще писателя? А еще обещал рассказать
преимущественно о событиях действительных! Но вот
в том-то и дело, мне все кажется
и мерещится, что все это могло случиться действительно!»
Вопросы
для обсуждения
- Могло ли это случиться
действительно?
- Как вы понимаете слова
«Я дитя века»?
- Какие «герои века»
и «проблемы века» есть в романе? (Герои: обездоленные и «хозяева жизни».
Проблемы: может ли существовать этот мир? Защита
обездоленных. Гуманизм. Нравственное совершенствование.)
- Какие вопросы поднимаются в романе? (Философские, политические, юридические, этические.)
Развитие
замысла:
- «Еще на каторге думал о чем-то
подобном».
- 1855 год «Роман мой называется
Пьяненькие и будет связан с теперешним
вопросом о пьянстве». Почему же
не воплотился замысел?
- Вторая половина 1865 года работа
над произведением, которое назвал психологическим
отчетом одного преступления.
- В конце 1865 года «Я сжег
все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал
все сызнова».
- 1866 год роман опубликован в журнале
«Русский вестник». Это год выстрела
Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва,
а до некоторой степени вся Россия находятся
чуть не на военном положении: аресты,
обыски и пытки идут беспрерывно».
Как в романе «Преступление
к наказание» соединились прежние замыслы?
Как мог быть встречен роман,
опубликованный а такое время?
Роман
вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом,
т. е. революционером, другие, наоборот, говорили,
что он не имеет ничего общего с революционной
теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали
гуманизм писателя в изображении обездоленных
людей.
Обобщая
свои наблюдения над героями, учащиеся готовят слово
защиты.
- Слово в защиту Мармеладова и его семьи:
Как он появляется в романе?
Какое впечатление вызывает
у окружающих?
Как видит его Раскольников?
Внешность Мармеладова.
Речь Мармеладова.
Рассказ Мармеладова о своей
семье.
Судьба Сонечки.
Как появляется в романе
Екатерина Ивановна?
Рассказ о ее судьбе
(прошлое).
Внешность Екатерины Ивановны.
Дальнейшая судьба Мармеладова
и Екатерины Ивановны.
Кто виноват в судьбе героев?
Вывод.
Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник»,
но внутренне трагичен; ему «некуда больно
идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает
несправедлива, но внутренне трагична из-за
стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу!
Надорвала-а-сь!»
Достоевский
обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже,
особенно Мармеладова. Не случайно последнее,
что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна,
это образ Сони.
- Слово в защиту судьбы семьи Раскольниковых:
Почему Раскольниковы появляются
не сразу, а мы узнаем о них
из письма?
Отношения между членами семьи.
Рассказ о матери Раскольникова.
Судьба Авдотьи Романовны, испытания
в доме Свидригайлова.
Как характеризует Дунечку ее согласие
на брак с Лужиным?
Вывод.
Высокие моральные и душевные качества сталкиваются
с миром корысти и зла. Спасение героев
случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать
собой ради других.
- Слово в защиту детей:
Почему самое страшное
это судьбы детей, искалеченные этим миром?
На краю пропасти дети
Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба,
если бы не помощь Свидригайлова?
Что можно сказать о Соне,
которая сама еще ребенок, но жертвует собой,
помогая детям?
Зачем введен образ опозоренной
девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
Вывод.
Судьбы детей это страшное обвинение миру
зла и наживы. Судьбы детей это показатель
состояния общества. Судьбы детей это ответ
на вопрос: есть ли у такого общества
будущее?
УРОКИ
105106. «Тварь ли
я дрожащая или право имею?» Теория Раскольникова
и истоки его бунта
Урок
можно начать со слов В. Шкловского: «Основная
тайна лежит в романе не в преступлении,
а в мотивах преступления». Поэтому
главным вопросом урока станет не вопрос о самом
преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло
героя на этот путь.
Может
быть, Раскольников был преступником по сути?
Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления
(помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны;
сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели
до дома; переживает за мать и Дуню).
Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается
на убийство.
Причины,
побудившие Раскольникова к убийству:
- Внешние идеи, витающие в воздухе:
взгляды революционных демократов,
критикующих несправедливость и жестокость
окружающего мира;
идеи бонапартизма (в 1865 году
была переведена на русский язык книга Наполеона
III «История Юлия Цезаря» о предназначении
великой личности);
тяжелая, душная атмосфера города,
в котором люди задыхаются; тесная комната,
похожая на шкаф;
судьбы обездоленных людей (Мармеладовы,
Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
- Внутренние:
состояние Раскольникова (он унижен,
задавлен бедностью, страдает за других, в нем
есть стремление действовать);
характер героя
сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый
и восприимчивый.
Следует обратить внимание учащихся
на:
говорящую фамилию героя;
часто повторяющееся по отношению
к нему слово «болезненный»;
нравственные истоки теории Раскольникова,
которая порождена состраданием, но странно, «бредово»
понятым героем (Наполеон сострадание);
то, что теория Раскольникова нечеткая,
противоречивая, поэтому герой мечется между собой
и теорией.
В центре урока
наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости
от его состояния.
Развитие
идеи |
Состояние
Раскольникова |
Первая встреча с Аленой Ивановной |
Отвращение |
Разговор в трактире студента
и офицера |
Мысли, которые были нечеткими и пугающими,
совпали со словами студента, указав Раскольникову
путь действия |
Месяц мучительных раздумий в тесной
комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу,
как паук |
«Вся эта теперешняя тоска
нарастала, накоплялась и в последнее
время созрела и концентрировалась, приняв
форму ужасного, дикого и фантастического
вопроса, который замучил его сердце и ум,
неотразимо требуя решения» |
Детальный анализ, проба, новая встреча
со старухой, описание ее |
Отвращение к старухе и «предприятию».
«И неужели такой ужас мог прийти мне
в голову?» |
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова
о людях, которым «уже некуда больше
идти», письмо матери, встреча с пьяной
девочкой на бульваре |
Ужас. «Да разве то будет?» |
Сон, в котором сконцентрировалось
все вселенское горе |
Отвращение к убийству. «Пусть,
пусть даже нет никаких сомнений во всех этих
расчетах, будь это все, что решено в этот
месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика
Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»
«Я отрекаюсь от этой проклятой
мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи |
Но идея сильнее. Случайная
встреча с Лизаветой на Сенной |
Час пробил |
Вопросы
для обсуждения
- Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право
имеющих»? Убедительны ли его идеи?
- Как в теории трансформируется идея нового
Мессии, Спасителя человечества?
- Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
- Символом чего является старуха-процентщица?
Лизавета?
- Если преступление это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков
смысл этого преступления?
- Как сразу же в момент убийства развенчивается
«гуманная» сущность теории Раскольникова?
Вывод.
Достоевский писал, что в романе воплощены идеи,
которые носятся в воздухе. В 1890 году
Поль Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской
сцене» по поводу пьесы Альфонса Доде «Борьба
за существование». В пьесе
впечатления от процесса Лебье-Баррэ.
Молодые люди, убив старуху-молочницу
(один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде
свой поступок теорией борьбы за существование.
Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того,
как они переросли в циничное воплощение.
УРОК 107.
«Плуты и подлецы они». «Двойники»
Раскольникова
«В чем
я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей
изводят, да еще за добродетель почитают»
этими словами можно начать урок о «двойниках»
Раскольникова.
Теория
Раскольникова, доказывающая, «тварь ли
он дрожащая» или имеет право, предполагала
следующее практическое воплощение:
убить старуху-процентщицу,
жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»;
взять ее деньги, которые иначе
пойдут в монастырь;
на эти деньги сделать много
хороших дел.
В романе
герой смог воплотить только первый шаг. Но есть
в романе другие герои, которые пошли дальше,
они смогли использовать деньги, нажитые нечестным
или даже преступным образом.
Зачем же
рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна,
Лужин, Свидригайлов?
- Старуха-процентщица Алена Ивановна.
Что мы о ней знаем?
Чем она занимается? Почему все время боится?
Какой видит ее Раскольников?
Какое чувство она вызывает?
Как характеризует Алену Ивановну
отношение к Лизавете?
Можем лм мы назвать
ее «двойником» Раскольникова?
Вывод.
Ее можно считать «двойником» Раскольникова,
так как она занимает положение «право имеющей»
распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают
деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма,
сильной личности, поэтому зло, которое приносит она,
косвенное.
- Петр Петрович Лужин.
В связи с чем появляется
он в романе?
Зачем Лужину брать в жены
бесприданницу?
Почему появление в романе
Лужина затянуто, вначале мы много узнаем
о нем?
Зачем автор сталкивает Лужина
с Соней?
Почему в романе показана
вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?
Как раскрывается Лужин в словах
«а деловой человек слушает да ест,
а потом и съест»?
Почему Лужин боится полиции?
Можем ли мы назвать
его «двойником» Раскольникова?
Как его теория, выраженная
в словах: «Возлюби, прежде всех, одного
себя, ибо все на свете на личном интересе
основано. Возлюбишь одного себя, то и дела
свои обделаешь как следует
»
связана с теорией Раскольникова?
Вывод.
Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица,
так как в основе его теории та же идея сильной
личности, поставившей себя выше других для достижения
своих целей. Он допускает свободу действия во имя
личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней
позволяют предполагать его возможные преступления
в прошлом.
- Аркадий Иванович Свидригайлов.
В чем сложность и противоречивость
этого образа?
Почему появление в романе
Свидригайлова связано с Лужиным? (О них
сообщается в одном письме.)
В чем особенность появления
Свидригайлова? (О Лужине в письме хорошо,
затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове
сразу очень плохо потом появляются
вопросы об этом герое.)
Что мы узнаем о Свидригайлове,
его прошлом?
Почему душевные муки Раскольникова
усиливаются при виде этого героя?
Почему Свидригайлов говорит
Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?
Какие взгляды раскрываются
во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?
О чем говорят кошмары
Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные
им? (Сравните: Раскольников не может забыть
Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)
Зачем дано прошлое героя, как
меняется он?
Кто виноват в том, что
сильный человек стал преступником?
Как объяснить его отношение
к Дуне, к детям Мармеладова?
Почему Свидригайлов кончает
жизнь самоубийством?
Почему так описана сцена самоубийства
(ч. 6, гл. 7)?
Какую роль играет здесь природа
(«молочный густой туман») и описание
места («скользкая, грязная мостовая»;
«холод и сырость»; «уныло
и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?
Вывод.
Человек с огромной внутренней силой, способный
на большие дела, в этом мире
преступник. Поступившись однажды совестью (история
с Марфой Петровной), он уже не может
вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство
жалости, совесть не совсем заглохли в нем
(кошмары это муки совести), любовь к Дуне
«перемолола» его, он совершает добрые
дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому
и просит Дуню остаться с ним, понимая, что
только любовь к ней может его спасти.
Смерть Свидригайлова
это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник»
Раскольникова, потому что он смог «переступить
через кровь». Жизнь Свидригайлова
это путь Раскольникова после преступления, если бы
он выдержал испытания совестью.
УРОК 108.
«Вечная Сонечка». Значение образа
Сони Мармеладовой в романе
В романе
«Преступление и наказание» две правды:
правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна
одна правда, другая ложна.
Соня |
Раскольников |
Кроткая, добрая |
Гордый нрав, оскорбленное, униженное
самолюбие |
Спасая других, берет на себя
тяжести греха. В духовном плане
мученица |
Пытаясь доказать свою теорию, совершает
преступление. В духовном плане
преступник, хотя берет на себя грех всего
человечества. Спаситель? Наполеон? |
Рассказ о ее поступке
в кабаке в самой разнузданной обстановке |
Знамение для Раскольникова. Жить,
жертвуя собой, это оправдание его
предчувствий |
Живет, исходя из требований
жизни, вне теорий |
Теория рассчитана безукоризненно,
но человек не может переступить через
кровь, спасая людей. Итог тупик. Теория
не может учесть все в жизни |
Полуграмотна, плохо говорит, читает
только Евангелие |
Образован, хорошо говорит. Свет
разума заводит в тупик |
Божественная правда
в ней. Она выше духовно. Не сознание
делает человека, а душа |
В нем правда ложна. В рай
ценой чужой крови нельзя |
У нее есть смысл жизни: любовь,
вера |
У него нет смысла жизни: убийство
это бунт для себя, индивидуалистический бунт |
Работая
над темой урока, следует остановиться на двух
сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова
с Соней (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4).
Почему
Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
Соня |
Раскольников |
Преступили нравственные
законы общества ради других: |
конкретных людей,
«убив себя» |
абстрактного человечества,
«убив других» |
Соня нравственный
ориентир автора |
Анализ 1-й сцены
(ч. 4, гл. 4)
Раскольников,
выбрав Соню, считая, что у них много общего,
во время первой встречи «проверяет Соню
на прочность». Он, убив старуху, совершает
бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких
пор «простирается Сонино терпение, должна же
и она взбунтоваться»?
Раскольников
в этой сцене выступает как змей-искуситель.
Раскольников
Соне:
Знаю «и про то, как
вы в 6 часов пошли».
«Катерина Ивановна ведь вас
чуть не била».
«А с вами что будет?»
«Катерина Ивановна в чахотке,
в злой, она скоро умрет».
«А коли вы теперь
заболеете».
«Дети на улицу всей
гурьбой пойдут».
«С Полечкой, наверно,
то же самое будет».
Результат
этого мучительного разговора: Соня не бунтует,
а только надеется на Бога. Раскольников
чувствует ее силу. Отсюда «ненасытимое
страдание», «всему страданию человеческому
поклонился», «юродивая»
святая.
В сцене
чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это
сцена веры в Воскресение. А в системе
образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников.
Соня ставит и себя, и Раскольникова на место
Лазаря это надежда на Воскресение.
Поэтому она сначала не хотела читать. Это для
нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит
и себя, и Соню на место Иисуса: он взял
на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня
святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену
и со стороны лексики. Как в лексике
отражается состояние героя, сила и слабость,
как постепенно оно меняется?
Анализ 2-й сцены
(ч. 5, гл. 4)
Во второй
раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться
в убийстве. Он чувствует ее нравственную
силу и поэтому считает, что она выдержит.
Раскольников
начинает с проверки своей теории:
Раскольников Соне |
Соня Раскольникову |
«Кого убить: Лужина или Катерину
Ивановну»? «Зачем только тебя-то
я пришел мучить?»
Признание. |
«И кто меня тут судьей
поставил?» «Ох, как вы мучаетесь!»
«Нет тебя несчастнее никого». |
Результат
слова Раскольникова: «Все вздор», но в то же
время: «Я в каторгу-то,
может, и не хочу».
Индивидуальное
задание. Наблюдая за лексикой, проследите,
как постепенно слабость Сони превращается в силу,
а Раскольников теряет всю свою уверенность.
УРОК 109.
«Их воскресила любовь». Эпилог
романа
Роль
эпилога очень важна. В центре урока анализ «Эпилога»
2-й части, так как:
это истинное раскаяние Раскольникова,
отказ от своей теории;
это воплощение Достоевским библейской
темы смирения.
«Смирись, гордый человек!»;
это воплощение главной идеи романа
только любовь к ближнему способна победить зло.
Основные
вопросы урока:
- Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
В чем выражалась его болезнь?
- Как объяснить его отношение к Соне? Почему
он мучил ее?
- Как складываются его отношения с окружающими?
- Почему он отделен от мира, кто в этом
виноват?
- Что для него страшнее каторги?
- Почему он не раскаялся в своем
преступлении?
- Почему каторжники полюбили Соню?
- Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла
болезнь и сон, приснившийся ему во время
болезни?
- Что помогло возродиться Раскольникову?
- Как Раскольников помог Соне?
- Какую роль отводит автор «Эпилогу»
в понимании смысла всего романа?
УРОКИ
110111. «В первый
раз человека увидала». Урок внеклассного чтения.
Обзор романа Достоевского «Идиот»
Для
Достоевского характерен вечный спор с самим собой,
поиски ответов на вопросы, над которыми до сих
пор бьется человек. Он видел главную опасность
в бездуховности, об этом предупреждал в романе
«Идиот».
Роман
создавался в Швейцарии и в Италии в 18671868 гг.
тоскующим по родине писателем.
Две
редакции:
1-я князь-бунтарь.
2-я «тихие»
черти.
Почему
Достоевский меняет характер главного героя?
Его главная цель «изобразить вполне
прекрасного человека». В герое два начала:
Дон Кихот и Иисус Христос.
Черты
Дон Кихота:
Смешной, невпопад действующий рыцарь.
Пытается защитить обиженных и пробудить
в душах людей свет.
Черты
Иисуса Христа:
Внешность, поведение (не от мира
сего).
Черты характера (отсутствие корысти
и эгоизма, безответность).
Страдание, страдальческое
высший повод для уважения.
Лишен плотского начала.
Произносит проповеди.
Вопросы
и задания для обсуждения
- Какое чувство вызывает князь Мышкин? (Он не должен
быть смешон, в нем много автобиографического:
болен эпилепсией, испытал чувство человека перед
казнью, несветскость.)
- Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота?
(Сколько добра ни сей, добро превращается
во зло в этом мире.)
- Зачем в облике черты Иисуса Христа? («Я есмь
Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою
за овец» (Евангелие от Иоанна).
Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен.)
- Как происходит столкновение князя Мышкина с миром?
(Князь Мышкин: тихий голос; внешность; подкупающая
откровенность; умение видеть хорошее в людях;
стремление помочь; сострадание; желание стать «братом».
Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто
сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве
Небесном» Нагорная проповедь.
Евангелие от Матфея.)
Дон Кихот |
→ |
мир |
→ |
его высмеяли |
Иисус Христос |
→ |
мир |
→ |
его распяли |
Князь Мышкин |
→ |
мир |
→ |
сходит с ума |
- Возможно ли «сотворить и научить»
в этом мире? (Мир безумен, бездуховен
невозможность милосердия князь немыслим
вне милосердия сумасшествие.)
- Так что же князь жертва этого
мира? (Нет, это суть его натуры человеколюбие.)
- Как понять фразы из романа, сказанные о князе
Мышкине: «В первый раз человека увидала»
Настасья Филипповна; «Я с человеком
прощусь» Ипполит?
Вывод.
Главные проблемы романа это:
Борьба добра со злом: в жизни,
во внутренней природе человека.
Сила внутренняя и внешняя,
путь на крест возможен только при самом сильном
развитии личности.
Эгоизм и самопожертвование.
Жизненное призвание человека.
Страдание и протест.
В романе
изображены «все глубины души человеческой».
УРОКИ
112113. Классное сочинение
по роману Достоевского «Преступление и наказание»
1 Л. Н. Толстой.
|