Лев Николаевич Толстой

УРОК 84. «Какой художник и какой психолог!»1 Личность и судьба Толстого

      «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения.

      Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно проводить с помощью составления подробного плана.

  1. Тайна человеческого счастья, тайна зеленой палочки — главная цель жизни Л. Н. Толстого.
  2. Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.
  3. Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.
  4. Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования. Проба пера — первые литературные наброски.
  5. Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 год — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.
  6. Автобиографическая трилогия: «Детство», 1852 год; «Отрочество», 1854 год; «Юность», 1857 год. Главный вопрос — каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.
  7. Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».
  8. Идейные искания 50—60-х годов:

    Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков.

    «Утро помещика» (1856).

    Ощущение надвигающейся крестьянской революции.

    Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.

    Мировоззренческий кризис писателя.

    Попытка в поездке за границу найти ответы на тревожащие вопросы. «Люцерн» (1857).

    Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» (1872) и книг для детей.

    Отношение к реформе. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.

  9. Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.
  10. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.
  11. Духовный кризис 70—80-х годов. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882). Главное — защита интересов крестьянства.
  12. Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899).
  13. Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом.
  14. Преследование правительством и церковью. Широкая популярность.
  15. Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.

      Закончить разговор о жизни и творчестве Толстого можно мыслью о том, что граф Л. Н. Толстой был близок к народу и народ помнит об этом:

— К Толстому, в Ясную Поляну! —
Велеть бы кучеру:
Вези.
Я только гляну, только гляну,
Как гений выглядит вблизи.
Вот он сидит, нахмурив брови,
За знаменитым тем столом,
Где в слове ожили герои,
Россию спасшие в былом.
Как с мужиками косит ловко
В рубахе белой впереди,
А знаменитая толстовка
Висит на гвоздике, поди.
О том, что граф он, забывая,
Идет со всеми к роднику.
И что там слава мировая,
Когда он близок мужику.
И в счастье веруя мирское,
К неудовольствию властей,
В своей яснополянской школе
Крестьянских учит он детей.
…Велеть бы кучеру,
Да поздно:
Давным-давно Толстого нет.
Но, будто встречными опознан,
Вот-вот вернется в кабинет.
И, словно реки к океану,
Сюда дороги пролегли.
К Толстому, в Ясную Поляну
Стремятся люди всей земли.
                                А. Бодренко

УРОК 85. «Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». Изучение «Севастопольских рассказов»

      «Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так писатель Лев Николаевич Толстой напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».

      Урок можно организовать, распределив задания по группам.

  1. Работа биографов.
    В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.
  2. Работа художников.
    Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?
    Работа по репродукциям с рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих Севастополь и 4-й бастион.
    Рассказы учащихся о Севастополе, увиденном глазами художников.
  3. Работа историков.

    Справка историков:

    Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меншикова. Отступая, они покинули и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.

  4. Работа биографов.
    Таким образом, Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают.
    Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год. О них Л. Н. Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». И еще: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».
    Из этих цитат можно определить тему урока: «Герой моей повести — правда» — и его цель: доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ.
  5. Работа первой группы литературоведов по рассказу «Севастополь в декабре месяце».

    Справка историков:

    В рассказе взят момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.

    Следует остановиться на таких моментах рассказа:

    описание фурштатского солдата;

    посещение госпиталя и операционной;

    описание 4-го бастиона;

    авторский вывод: «…убежденность в невозможности… поколебать где бы то ни было силу русского народа».

    Выводы. Толстой показывает войну в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.

    Справка художников:

    На 4-м бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские кинооператоры засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. А на групповом портрете участников обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!

  6. Работа второй группы литературоведов по рассказу «Севастополь в мае».

    Справка историков:

    В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.

    Следует остановиться на таких моментах рассказа:

    рассуждения о пехотных офицерах;

    сцена, когда офицер укоряет солдата;

    описание раненых;

    сцена перемирия;

    описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых;

    авторский вывод: «И эти люди… не упадут вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья?»

    Выводы. Мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное — правдивое изображение войны в крови и страданиях.

  7. Работа третьей группы литературоведов по рассказу «Севастополь в августе».

    Справка историков:

    Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь. Эпизоды рассказа, на которых следует остановиться:

    описание солдат;

    описание места битвы;

    рассуждения о природе подвига;

    описание батареи;

    рассказ о Мельникове, братьях Козельцевых;

    поведение людей;

    страницы описания штурма;

    авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».

    Выводы. Размышления о природе подвига. Убежденность в героизме русского народа. Мысль о жестокости любой войны.

    Итоговые вопросы. Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? (Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь.)

    Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?

  8. Работа четвертой группы литературоведов по сопоставлению «Севастопольских рассказов» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Валерик».

    Справка биографов:

    Позднее Толстой писал: «Оказывается, что я под присмотром тайной полиции», объясняя это своим взглядом на некоторые моменты Севастопольской битвы.

    В 1857 году в журнале «Полярная звезда» Герцена были напечатаны «Две песни крымских солдат». Фамилии автора не было, значилось: «Списано со слов солдат». Но читатели узнали руку Толстого. Вот «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 года» — злая сатира на бесталанных военачальников:

    Как четвертого числа
    Нас нелегкая несла
    Горы отбирать…

    Собирались на советы
    Все большие эполеты,
    Даже Плац-бек-Кок…

    Долго думали, гадали,
    Топографы все писали
    На большом листу.

    Гладко вписано в бумаги,
    Да забыли про овраги,
    А по ним ходить.

      Вторая песня еще злее, она посвящена Альминскому и Инкерманскому сражениям.

Выводы. Главный герой Севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Л. Н. Толстым. В рассказах только один исторический деятель — вице-адмирал В. А. Корнилов.

      Война в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а внушая ему мужество и стойкость, но и без восклицательных фраз.

      Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности.

      По мысли Толстого, в конечном счете народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства.

      Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».

УРОК 86. «Как эпический писатель Толстой — наш общий учитель»2. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра

      «Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».

      Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.

      Формирование замысла определил сам автор:

1856 год — начало замысла.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год — восстание декабристов.

«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год — война.

«Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805—1807 годы — заграничные походы русской армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

      В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

      Проблемы начала века:

  1. «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев общества.
  2. «Кто истинный герой?» — общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
  3. Истинный и ложный патриотизм.
  4. Назначение женщины — сохранение семейного очага.

      Проблемы середины века:

  1. Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права — реформы 60-х годов.
  2. Постепенный уход дворянства с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.
  3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.
  4. Вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации.

      В романе 4 тома и эпилог:

      I том — 1805 год.

      II том — 1806—1811 годы.

      III том — 1812 год.

      IV том —1812—1813 годы.

      Эпилог — 1820 год.

      Работа с классом по выявлению специфики жанра романа-эпопеи:

  1. Объяснение понятия «роман-эпопея». Роман-эпопея — наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)
  2. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

    Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

    События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

    Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

    Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

    Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).

    Огромное количество человеческих характеров.

    Большая протяженность во времени (15 лет).

    Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).

      Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

      Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».

      Итоговые вопросы по определению авторского своеобразия романа «Война и мир»:

Как начинается роман?

В чем своеобразие такого начала?

Какова интонация первых глав? Оправданна ли она?

Как меняется мир романа от одной сцены к другой?

      Вывод. Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни, — это:

      1. Прием сопоставления и противопоставления.

      2. «Срывание всех и всяческих масок».

      3. Психологизм повествования — внутренний монолог.

УРОКИ 87—88. «Чтобы жить честно…» Жизненные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова

      В начале урока — отрывок из письма Л. Н. Толстого, объясняющий его жизненную позицию:

      «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». (Из письма Л. Н. Толстого от 18 октября 1857 года.)

      Работа на уроке может проводиться в 4 группах:

1-я группа — биографы князя Андрея; они выстраивают жизненный путь героя.

2-я группа — наблюдатели; они определяют авторские приемы, используемые для развития образа Андрея Болконского.

3-я группа — биографы Пьера Безухова; они выстраивают жизненный путь героя.

4-я группа — наблюдатели; они определяют авторские приемы, используемые для создания и развития образа Пьера.

      В ходе работы с классом можно записать основные положения в решении проблемы урока в виде таблицы.

      Общие выводы уроков. Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле, они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

УРОК 89. «Что есть красота?» Женские образы в романе «Война и мир»

      Поэт XX века Николай Заболоцкий сказал об этой проблеме так:

                          …что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

      Особенности манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

хранительницу очага, основу семьи;

нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность;

связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);

естественность;

движение души.

      С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.

      Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?

Любимые
Нелюбимые
Сложно определить
Наташа Ростова
Марья Болконская
А. П. Шерер
Элен Курагина
Жюли Карагина
Соня
Вера
А. М. Друбецкая
Лиза Болконская

      Словарная работа. Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь, — это и будут их основные черты.

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

      Следует остановиться на одном образе, рассмотрев его подробно, а остальные дать в сопоставлении с ним.

      Например, Наташа Ростова. «Сущность ее жизни — любовь».

  1. Знакомство с Наташей во время именин (т. 1, ч. 1, гл. 8—10, 16).

    Сравните портреты Наташи, Сони и Веры. Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой — «тоненькая миниатюрная брюнетка», в третьей — «холодная и спокойная».

    Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой?

    «Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».

          В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно».

    Понаблюдайте, как улыбаются героини:

    Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом».

    Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку».

    Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор».

    Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно».

    Элен: «что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо».

    Сравните объяснение Сони и Николая, Наташи и Бориса.

    Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?

    Сопоставьте поведение А. М. Друбецкой на вечере у А. П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1, ч. 1, гл. 18—22).

    Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего (т. 1, ч. 1, гл. 22—23)? Почему автор рисует их с любовью?

    Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня — «кошечка», Лиза — «зверское, беличье выражение»?

    Вспомните вечер у А. П. Шерер. Как там ведут себя героини?

  2. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2, ч. 1, гл. 1).

    Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.

    Как раскрывает состояние Наташи фраза «Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал» (т. 2, ч. 1, гл. 12)?

    Наблюдая за глаголами в эпизоде «Вечер у Йогеля», расскажите о состоянии Наташи (т. 2, ч. 1, гл. 15).

  3. Наташа в Отрадном. «Лунная ночь» (т. 2, ч. 3, гл. 2).

    Сравните поведение Сони и Наташи.

    Что почувствовал в Наташе князь Андрей?

  4. Первый бал Наташи (т. 2, ч. 3, гл. 15—17).

    Чем привлекла Наташа князя Андрея?

    Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?

    Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?

  5. Наташа у дядюшки (т. 2, ч. 4, гл. 7).

    Истинная красота души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи. Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?

  6. Эпизод с Анатолем и разрыв с Андреем.

    Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер (т. 2, ч. 4, гл. 12—13).

    Как меняется Наташа под влиянием Элен?

  7. Наташа в период духовного кризиса (т. 3, ч. 1, гл. 17).

    О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?

    Что помогает ей вернуться к жизни? (Молитва.)

  8. Состояние во время войны 1812 года.

    Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 4, гл. 16)?

    Зачем Толстой соединяет Наташу и раненого Андрея (т. 4, ч. 4, гл. 31—32)?

    Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. 2)?

  9. Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. 10—12). Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?

      Вывод. Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

      Урок по этой теме может завершиться одной из письменных работ:

  1. Наблюдения за динамикой портрета Наташи.
  2. Поиски наиболее характерных деталей в портретах героинь.
  3. Сопоставление героинь (Наташа Ростова — княжна Марья — Элен — Соня).
  4. Внешние и внутренние черты:

    красота;

    состояние души, умение переживать, верность, отзывчивость, любовь, естественность.

УРОК 90. «Ум ума» и «ум сердца». Семья Ростовых и семья Болконских

      Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что:

они участники исторических событий, патриоты;

их не привлекает карьеризм и выгода;

они близки к русскому народу.

Характерные черты
Ростовы
Болконские
1. Старшее поколение.
Вечер у А. П. Шерер.
Сравните:
— отношения между гостями;
— причины прихода (внешние: великосветский раут — и внутренние: личные интересы)
Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в их семье).
Отношения между родителями — взаимоуважение, почтение(обращения).
Положение матери — положение хозяйки дома (именины).
Отношение к гостям — радушие ко всем без почитания чинов (именины)
Старый князь Николай Андреевич Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I, был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками».
Главное — честь
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях).
Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая).
Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).
Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).
Главное в отношениях — любовь, жизнь по законам сердца
Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «с людьми, окружающими его, от дочери до слуг… был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность».
Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах.
Скрытая любовь отца, мужская (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье).
Главное — жизнь по законам ума
3. Дети, отношения между ними.
Сравните: поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер, кутежи Анатоля Курагина и Долохова
Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом).
Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай).
Занятия: увлечение пением, танцами.
Главное в отношениях — душа
Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь.
В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем).
Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)
4. Близость к природе. Чаще живут в имениях — Отрадном, Лысых Горах, чем в столицах Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном, сцена охоты, катание на Святках).
Ощущение гармонии человека и природы
Постоянная жизнь в Отрадном — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя.
Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)
5. Отношение к народу Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи) Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами
6. Патриотизм. Отношение к войнам.
Сравните:
— отношение к войне на вечере у А. П. Шерер;
— поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля
Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом же бою.
Наташа требует отдать подводы раненым.
Ростовы покидают свои дома, как и многие жители
Глубокий патриотизм и отца, и детей.
Андрей сражается во время войны 1805—1807 годов, уходит в отряд Багратиона, в 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»).
Старый Болконский сам пытается защищать свою землю.
Княжна Марья отказывается от покровительства французов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы
7. Недостатки Доброта иногда носит внешний характер (история Сони).
Иногда жестокость (Николай по отношению к крестьянам).
Непрактичность, мотовство отца Ростова
Тяжелый, иногда самодурный характер старого Болконского (история с мадемуазель Бурьен)
8. Отношение автора к героиням Наташа — любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье Княжна Марья — тоже идеал женщины, по мнению Толстого, его любимая героиня, способная быть хранительницей очага
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно.
Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя
Эта семья любима автором, хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в Николае Андреевиче Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что мать писателя была именно такой). Андрей Болконский воплощает какие-то мысли самого Толстого

      Урок может быть проведен и в форме семинара по проблеме «Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?». Во внеурочной работе по литературе эта проблема может быть рассмотрена шире, с обсуждением воспитания вообще, с выяснением причин конфликтов отцов и детей, которая всегда стоит особенно остро.

УРОКИ 91—92. «Более всего я любил мысль народную». Тема народа в романе «Война и мир»

      Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.

      Толстой хотел показать:

народ-герой (ср. с «Севастопольскими рассказами»);

народ, влияющий на историю.

      Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе:

судьбы народа,

сам исторический процесс,

широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира, раздумья над судьбами мира и людей.

      Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.

Развитие темы народа в романе «Война и мир»

I
II
III
Война 1805—1807 годов
Австрийские походы
Завязка
1812 год
Бородино
Кульминация
Партизанская война
Развязка
Со стороны России — это захватническая война, ее цели непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны:
Героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу (смотр в Браунау, переправа через Энс, Шенграбенская битва) Тяжелое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции (переправа через Энс, Шенграбенская битва, военный совет, Аустерлиц)
Это освободительная война, цель которой — защита своей земли, поэтому здесь единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну, т. е. «движение самих масс».
Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк князя Андрея)

Работа с текстом. Анализ эпизодов

  1. Война 1805—1807 годов.
    1. «Смотр под Браунау».

      Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?

      Сравните сцены «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняется интонация, позиция автора?

      Почему сценой «Смотр под Браунау» Толстой вводит тему народа?

      В чем особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?

      Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?

      Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?

      Почему так детально «выписывает» Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню? Проанализируйте ее и определите, какие слова говорят об отношении автора к этой сцене и о высоком духе русской армии.

    2. «Переправа через Энс».

      Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая?

      Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и отличное. Где здесь «мир Курагиных», а где простой человек, готовый жертвовать собой?

      Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?

      Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные офицеры — Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?

          Таким образом, накануне сражений мы видим, что штабные офицеры «ловили кресты, рубли и чины», они продолжали жить по законам вечера у А. П. Шерер. Истинное же, по мнению Толстого, заключается в духе народа и офицеров, близких ему, в Кутузове. Толстой развенчивает высшее общество и восхищается духовной силой народа.

          3. Сопоставительный анализ Шенграбенского и Аустерлицкого сражений.


    Шенграбенское сражение
    Аустерлицкое сражение
    Решающее сражение в кампании 1805—1807 годов. Шенграбен — это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию Аустерлиц — «сражение трех императоров». Цель его — закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало страницей «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжества Наполеона-победителя»
    Цель сражения благородна и понятна солдатам. Цель сражения не понята солдатами.
    Героизм, подвиги. Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея.
    Победа Поражение

     

  2. Война 1812 года.

    Трагические и героические страницы истории русской армии:

    1) от Немана до Смоленска;

    2) Смоленское сражение;

    3) Бородинское сражение.

    Поэт Яков Полонский начало войны 1812 года описал в стихотворении «Переправа через Неман».

          Вопросы и задания для работы с классом

    1. Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа через Неман».
      Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?
    2. В чем своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске зарождается единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя жители города?
    3. О чем говорит тот факт, что русские войска оставили Смоленск? Кто в этом виноват? Как дрались русские солдаты под Смоленском?
    4. Как можно объяснить бунт богучаровских мужиков, отказавшихся ехать с княжной Марьей?
    5. Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле! Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?
    6. По карте, показывающей, по мнению Толстого, истинное расположение войск, объясните, зачем он изменяет диспозицию, усложняя положение русских. (Русские сражались почти не имея укреплений и выгодных положений.)
    7. Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного?
    8. Что видит Пьер, выезжая из Можайска? О чем говорит вид ополченцев, кавалеристов-песельников?
    9. Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»?
    10. О каком чувстве говорит Толстой. «Он [Пьер] оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения.
      На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера»?
    11. Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского. Как ведут себя защитники кургана Раевского?
    12. Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение защитников кургана Раевского.
    13. Какой смысл выявляется при нахождении ключевых слов эпизода? О каких качествах русских людей это говорит?
    14. Какой символический смысл проявляется в слове «огонь»? (В этом вдохновенном «огне» причина и источник победы так как «победа» в Бородинской битве была более нравственная, нежели физическая.)
    15. Сравните описание кургана Раевского с описанием Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».

          Главное для писателей:

    возвеличить русский народ;

    показать, что он — победитель и вершитель исторических событий;

    показать его патриотизм и героизм — «Да, были люди в наше время».

          Этому подчинена и композиция романа:

    Вначале широкий план — позиция русских и французов;

          затем сужение — настроение русских;

                еще у́же — Кутузов противопоставлен Наполеону.

          Опять широкий план — ход сражения;

          сужение — поведение русских и Кутузова, полк князя Андрея;

                еще у́же — ранение Андрея.

          Выводы. Толстой показывает войну двояко:

    1. Изображая ужасы войны, например, на перевязочных пунктах:

      «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах».

      «На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью».

      «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь.

      Что вы делаете?»

    2. Изображая героизм народа, произнося гимн народу-победителю: «…победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».
  3. Партизанская война — это война самого народа. Изображение Толстым «дубины народной войны».

    Развитие партизанского движения: войска оставляют Смоленск (жители поджигают дома и уходят); войска оставляют Москву (жители уходят и поджигают Москву); Наполеон входит в пустой город; рождение партизанских отрядов.

    Задания классу

    Сравните отношение к войне и поведение во время угрозы России в салонах Шерер, Элен, Ростопчина с поведением простого народа.

    Опишите военные действия двух партизанских отрядов, показанных в романе (Денисова и Долохова).

    Как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ?

    Какие черты русского народа показаны в нем?

    Как бойцы отряда относятся к пленным? Почему жалеют французского барабанщика?

    Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди»?

      Вывод. Партизанское движение — это суть патриотизма русского народа.

      Урок можно завершить строками из стихотворения В. Жуковского «Бородинская годовщина».

УРОК 93. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Кутузов и Наполеон

      Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей… Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом. Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона. Рассматривать эти образы лучше в сопоставительном плане. Более полно раскрыть тему поможет сравнение с образом Александра I.

      Вопросы и задания для обсуждения

  1. Вспомнив сцену смотра в Браунау, докажите, что Кутузов — народный полководец, что он близок народу. (Обращает внимание на простых солдат, на их обмундирование, не случайно смотр проходит в походной одежде.)
  2. Обращаясь к разработке военных действий, докажите, что Кутузов прежде всего думает о солдатах.
  3. Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой битвы. О чем оно говорит? Сравните с ним настроение императора Александра. («Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул». Его свита: «…все богато одетые, веселые молодые люди на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях».) Почему между Кутузовым и Александром такие натянутые отношения?
  4. Сравните Кутузова и Наполеона во время Аустерлицкой битвы. (Горечь Кутузова от бегства солдат; Наполеон, рассматривающий убитых и раненых.)
  5. Сравните поведение Александра и Наполеона во время пребывания в Тильзите.
  6. Проследите, как в войне 1812 года крепнет единство Кутузова с народом. (Назначение Кутузова в тот момент, когда война приобрела народный характер — после Смоленска; слова об ополченцах, которые готовы умереть; сцена молитвы на Поклонной горе («миром»); речь Кутузова, обращенная к солдатам после изгнания французов.)
  7. Сравните отношения Наполеона с солдатами его армии в сцене переправы через Неман. (Бессмысленная храбрость, приведшая к гибели людей.)
  8. Сравните поведение русских воинов в сцене переправы через реку Энс. (Храбрость гусарского эскадрона и неразбериха в штабных кругах.)
  9. Сравните поведение Александра и народа в сцене, где он разбрасывает бисквиты.
  10. Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской битвы. Сравните понимание происходящего Кутузовым и Наполеоном. (Кутузов отступает, идя к победе, берет на себя решение судьбы армии и страны. Наполеон же «играл роль доктора, который мешает своими лекарствами».)

      Вывод. Толстой, сопоставляя Кутузова, Наполеона и Александра, показывает, что Кутузов — народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем — величие, простота, добро и правда.

      Наполеона отличают лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других. Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П. Шерер — та же театральность) и с русским императором Александром. Поэтому-то Александр так не любит народного полководца Кутузова. (Сравните — письмо государя Кутузову после сдачи Москвы.)

УРОК 94. «Какая сила управляет всем?» Истинное и ложное в романе «Война и мир»

      Урок может быть проведен в форме семинара.

      Роман «Война и мир» — это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ — носитель нравственности. Из этого суждения и вытекает философская позиция Толстого.

I. Народ — источник нравственности. Отсюда своеобразие толстовского взгляда на простого человека, противоречивое изображение мужицкого мира Сравните: крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарове. Богучаровский бунт. Тихон Щербатый и Платон Каратаев
II. Проверка основных взглядов на народ войной, т. е. событием, требующим особой нравственной силы.
Теория войны:
  истинный и ложный патриотизм;
  природа подвига;
  «движение самих масс» — партизанская война — решение судьбы страны самим народом
Сравните: поведение в Шенграбенской битве Тимохина, Тушина, Долохова, Жеркова, штабс-офицера, Андрея. Вспомните Аустерлицкую битву, смотр в Браунау.
Сравните поведение героев во время Бородинской битвы с их поведением на вечере у А. П. Шерер (защитники кургана Раевского, Андрей, Пьер, Берг, Друбецкой)
III. Взгляд Толстого на войну как на ужасное, противоестественное дело. Уверенность в том, что люди могут договориться без войны. Показ войны со временем менялся. Толстой вносит что-то новое Сравните: поле боя после сражений (Аустерлиц, Бородино), разговор русских и французских солдат.
Сравните:
А. Пушкин. «Полтавский бой»;
М. Лермонтов. «Бородино», «Валерик»;
Л. Толстой. «Севастопольские рассказы», «Война и мир»
IV. Вопрос о движущей силе истории: воля народа и воля истории. Как растет единство народа? Сравните: смоленские сцены и Бородинскую битву. (Рост единения народа.) Вспомните путь Пьера от Можайска, что он видел и слышал. («Всем народом навалиться хотят».)
V. Роль личности в истории. При каких условиях великие личности могут влиять на ход истории?
  Кутузов и Наполеон.
  Александр и Наполеон
Личность и народ
Шенграбен   Аустерлиц
Верное решение Кутузова, цель которого — спасение армии Неверное решение, вопреки воле Кутузова
Победа Поражение русских и победа Наполеона
Бородино
Кутузов   Наполеон
Близок к народу, чувствует дух армии Далек от своих солдат, думает только о себе, не чувствует духа армии
Победа Поражение
Сравните Кутузова, Наполеона, Александра. (Кутузов руководит «духом армии», составляющим «главный нерв войны», а Наполеон выполняет роль доктора, «мешающего своими лекарствами».
Кутузов велик, так как в нем «простота, добро и правда», чего нет в Александре и в Наполеоне. Наполеон ничтожен, так как отрекся от «правды, добра и всего человеческого».)

Сопоставить Шенграбенское, Аустерлицкое сражения и битву на Бородинском поле

      Выводы

  1. Народ — воплощение нравственных идеалов.
  2. Война — проверка глубины патриотизма и силы духа.
  3. Война — ужасное, противоестественное событие.
  4. Движущая сила истории — народ.
  5. Только личность, близкая к народу, может влиять на события.
  6. Человек, Народ, История — толстовские мерки мира.

УРОКИ 95—96. «И в этом Толстой — лучший среди лучших»3. Особенности романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

      Особенности романа «Война и мир» определяются жанром произведения. Роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

исторический — обращение к реальным историческим событиям;

философский — раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;

нравственный — глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.

      Исходя из этого, можно выделить особенности романа:

  1. Историзм. Сам Толстой писал: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека». Работая «в историческом роде», он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм правдиво, не опираясь на легенды и анекдоты. Не правы были те, кто упрекал писателя в обесславливании героического для России времени (генерал А. Норов, князь П. Вяземский).
          На уроке можно провести интересную исследовательскую работу, доказывающую истинный подход к историческим событиям, сравнивая ход войны 1812 года в романе и в исторических документах.
    Документы
    Роман
    От Немана до Смоленска
    Русское командование знало о скоплении французских войск на берегу Немана Наполеон вечером 9 (21) июня посылает приказ — выдвинуться к Неману. Организация переправы возлагалась на корпус Даву. «Россия, — писал Наполеон, — увлекается роком! Судьба ее должна исполниться… Перейдем Неман, внесем войну в русские пределы».
    Переправа основных сил началась 12 (24) июня, левым крылом вперед. Вильна была занята 16 (28) июня без боя.
    Русские не ожидали начала войны. 12 (24) июня Александр I устроил для литовского шляхетства бал в имении Бенигсена. Ночью во время бала было получено сообщение о начавшейся переправе французов. Александр I послал к Наполеону генерала А. Д. Балашова. Но напрасно. Войска отходили тремя колоннами, уничтожая за собой переправы
    В романе эта ситуация описывается исторически точно. Мы видим и переправу через Неман, и корпус Даву, и разведку Мюрата, описывается и бал в Вильне, и сообщение о переправе французов через Неман, полученное во время бала, и посольство Балашова, и отход русских войск тремя колоннами. Но Толстой пытается объяснить причины, приведшие к войне, опираясь на мнения историков и противопоставляя им свои взгляды
    Смоленское сражение
    Отступлению от Смоленска предшествовало крупное столкновение отряда русских войск с передовыми кавалерийскими корпусами французов под селом Красным. Русскими командовал Неверовский (27-я дивизия, часть кавалерии и артиллерии, отряды Оленина и Лесли — около 7,2 тыс. человек при 14 орудиях). Французы имели 3 кавалерийских корпуса под командованием Мюрата (15 тыс. человек).
    Русские смогли задержать французов на целые сутки, сорвав замысел внезапного выхода к Смоленску. В ночь со 2 (14) на 3 (15) августа 7-й корпус Раевского выступил навстречу отряду Неверовского и соединился с ним. Теперь 15 тыс. человек и 76 орудий должны были противостоять всей армии Наполеона.
    Городские жители и крестьяне губернии начали формировать ополчение. В короткое время удалось собрать более 12 тыс. человек.
    Сражение началось 4 (16) августа около 7 часов утра. «Два раза, — писал Наполеон, — храбрые войска Нея достигали цитадели и два раза, не поддержанные свежими силами, были оттесняемы удачно направленными русскими резервами». Вечером Ней сделал еще одну попытку овладеть городом, но был отбит. Все атаки французов в этот день были отбиты. Обстрел города из 150 французских орудий также не дал результатов.
    В Смоленске 5(17) августа оставалось 20 тыс. войск при 180 орудиях против 185 тыс. французов при 300 орудиях. Французы решили брать город штурмом, но атаки Нея в 3 часа, Даву — в 5 часов были отбиты. Наполеон приказал открыть огонь из 200 орудий, чтобы сжечь город. За два дня русские потеряли 9,6 тыс. человек, французы — 20 тыс. человек. Продолжать оборону было опасно, и Барклай-де-Толли приказал начать отход в ночь с 5 (17) на 6 (18) августа. К утру город был оставлен войсками и жителями
    Французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска. Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиты тысячи людей с той и с другой стороны, Смоленск оставлен вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен своими жителями, обманутыми своим губернатором… Наполеон идет дальше, мы отступаем.
    Мы видим и слышим в романе оборону Смоленска. То гул артиллерии, то обстрел самого города, то раненых — все это говорит о жестоком сражении и о силе русских. Мы видим, как войска покидают город и как жители уходят с ними, сжигая свои дома.
    Алпатыч приехал в Смоленск 4 (16) августа, по дороге «встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы». «Всю ночь мимо постоялого двора двигались по улице войска». «С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба». «С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышимыми за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу».
    Толстой считает, что сражение могло быть выиграно, если бы не предубеждение некоторых военачальников. Свое мнение он вложил в слова и мысли Андрея Болконского
    Бородинское сражение
    24 августа (5 сентября) в 12 часов дня французы подошли к Бородинской позиции, Наполеон увидел невыгодную сторону позиции. Решено было захватить плацдарм с Шевардинским редутом, где было 12 батарейных орудий, еще 24 стояли возле, а также 8 тыс. человек пехоты и 4 тыс. — конницы.
    Редут был захвачен, потом отбит, и те и другие потеряли около 6 тыс. человек. С наступлением темноты необходимость оборонять редут отпала и Кутузов приказал оставить его. Но сражение за редут помогло понять замысел Наполеона — ударить по левому флангу.
    25 августа (6 сентября) шла энергичная перестрелка. 26 августа (7 сентября) с 5 часов начались военные действия. Сражение шло за Бородино у Семеновских флешей (8 атак). Большую роль сыграли казаки Платова и Уварова. На первый взгляд исход сражения как будто не был решен, так как обе стороны сохранили свое положение, но Кутузов вырвал у Наполеона инициативу и вынудил отказаться от поставленной цели
    В романе читаем: «Двадцать четвертого было сражение при Шевардинском редуте, двадцать пятого не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, двадцать шестого произошло Бородинское сражение».
    Л. Н. Толстой считает, что Бородинское сражение произошло совсем по-другому: «Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, т. е. в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства»

          Можно сравнить исторические личности, выведенные в романе. Особенно интересна эта работа с теми героями, которые в романе показаны под другими фамилиями, но узнаваемы. Например, Денис Давыдов и Василий Денисов. Герой романа, будучи гусаром, ведет такую же жизнь, как и Давыдов. Здесь Толстой точно передает характер и стиль жизни Давыдова: вольнолюбивый гусар, любящий поиграть в карты и вообще покутить, но верный товарищ, не умеющий кривить душой, человек пылкий, испытывающий тягу к военной жизни. Кто это — Денисов или Давыдов? Они оба легко попадают в любовные сети, любят пылко и страстно, выражая свои чувства в стихах.

          Вот стихотворение Дениса Давыдова:

    Но, Аглая, как идет к тебе
    Быть лукавой и обманчивой!
    Ты изменишь — и прекраснее!
    И уста твои румяные
    Еще более румянятся
    Новой клятвой, новой выдумкой!
    Голос, взор твой привлекательней,
    И, богами вдохновенная,
    Ты улыбкою небесною
    Разрушаешь всем намеренья
    Разлюбить неразлюбимую…

          А вот Василий Денисов и его стихотворение «Волшебница», которое он спел Наташе под свою же музыку:

    Волшебница, скажи, какая сила.
    Влечет меня к покинутым струнам;
    Какой огонь ты в сердце заронила,
    Какой восторг разлила по перстам!

          Ситуации влюбленности очень похожи, но Толстой делает своего героя более лиричным и душевным. Денисов — это обобщенный образ гусара, а Давыдов — это жизненное воплощение обобщенного образа гусара.

          Давыдов пишет:

    Начальник, в бурке на плечах,
    В косматой шапке кабардинской,
    Горит в передовых рядах
    Особой яростью воинской…

          Оба поменяли одежду гусара на крестьянскую. «Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая Чудотворца». Так же одевался и Давыдов.

          Оба брали в отряд крестьян (например, Тихон Щербатый), гуманно относились к пленным. (В романе сцена с французским барабанщиком; Давыдов в обращении с пленными следовал словам Суворова, своего кумира: «С пленными поступать человеколюбиво и стыдиться варварства».

          Таких параллелей, указывающих верность Толстого историческим деталям, можно найти великое множество.

          Можно сравнить и самую загадочную страницу истории — масонство — в романе и в реальной жизни. Обряд приема в масоны Пьера полностью совпадает с обрядами в масонских ложах. А вот идеи, скорее всего, различаются. Идеи масонства в романе можно выразить словами: возроди себя духовно. Эта цель становится ясной после разговора Пьера Безухова со старым масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым, где Толстой приписывает масону мысль, что Бог «не постигается умом, а постигается жизнью». Это не сочетается с 258-й статьей французской ложи «Великий Восток», которая гласит: «Никто не может быть допущен к посвящению и пользоваться правами, связанными с преимуществом масона, если он не имеет достаточных и приличных средств к существованию». Масоны не помогли Пьеру.

  2. Сопоставление или противопоставление.

    Противопоставляются:

    Два состояния: мир и война.

    Различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем противопоставление это и в мирное, и в военное время.

    Передовое дворянство и светская аристократия.

    Отдельные герои: Наташа — Элен, Пьер и Андрей — Анатоль и Долохов.

    Полководцы: Кутузов — Наполеон.

    Кутузов и Александр I.

    События: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых.

    Поведение на войне: Тушина, Тимохина — Долохова, Жеркова.

    Сопоставляются:

    Образ жизни: Ростовых и Болконских.

    Герои: Андрей и Пьер.

    Правители: Александр I и Наполеон и др.

    В плане сопоставления и противопоставления большую роль играет первая сцена — вечер у А. П. Шерер. Эта та неприемлемая норма жизни, с которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14 вариантов этой сцены).

  3. «Диалектика души», умение глубоко показать внутренний мир героя.
  А. 

Портрет. Он показан в развитии, изменчив, и это говорит о формировании личности. Можно проследить по тексту, как меняется портрет Андрея Болконского или Наташи Ростовой.

Практическая работа. Проследите, как меняется лицо Наташи в различных эпизодах романа и какой смысл при этом выявляется.

Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, ХVII).

Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).

Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).

Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).

В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).

В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).

Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. ХХII).

Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).

После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).

Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).

Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX—ХХХII).

После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I—III).

Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV—XVII).

По тому, как меняется портрет, можно сказать о характере и внутреннем состоянии героя.

  Б. 

Деталь. При работе с портретом очень важно уяснить роль детали. Например, у княжны Марьи — необыкновенные лучистые глаза, у Лизы Болконской — короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера — неуклюжесть и растерянность.

  В.

 Внутренний монолог.

  1. Пейзаж. Сын Толстого писал: «Отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил: «Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода».
  А. 

Своеобразие показа природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность.

  Б. 

Связь природы с героями, их переживаниями.

Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II); две встречи с дубом на пути в Отрадное помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III).

Можно найти такие фрагменты и у других героев, но у Толстого связаны с природой только положительные герои:

Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X—XI).

Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. Х—XI).

Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI).

  В. 

Природа и война. Во время Аустерлица — мешает, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Сцена дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV—XV). Накануне Бородинской битвы «было ясно, светло, росисто и весело»; после битвы «стояла теперь мгла сырости и дыма», что подчеркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных сценах никогда не бывает радостной природы.

  Г. 

Показ природы в движении.

Природа связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, изображается реалистически. Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война — разрушение этого мира.

  1. Особенности языка романа. В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерна сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.

УРОК 97. «Так что же нам делать?» Позднее творчество Толстого. «Воскресение», «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат»

      После романа «Война и мир» Толстой идет дорогой тревожных раздумий и поиска ответов на тревожащие его вопросы, где самым главным остается вопрос «Что делать?».

      Он пробует ответить следующим образом:

  1. Нужно изменить мир изначально, с детского возраста, занимаясь педагогической деятельностью.

    В январе 1872 года Толстой пишет: «Пишу я эти последние годы азбуку и теперь печатаю. Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет — азбука, очень трудно… Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

    Азбука, четыре книги в помощь начальной школе; открытая Толстым в Ясной Поляне школа — вот педагогическая деятельность писателя.

  2. Нужно понять эпоху, в которой «все переворотилось и только укладывается».

    В 1873 году начинает писать роман о современной жизни — «Анну Каренину».

    Вопросы, поставленные в романе:

    о смысле жизни;

    о судьбах дворянства и народа;

    о семье и браке;

    о жизни, о смерти, о любви.

    В романе дан широкий показ русского общества:

    высшая знать (Щербацкие, Облонские, Вронские, Тверские);

    чиновники высшего класса (Каренин, Стремов);

    крупные капиталисты (Мальтус, Рябинин, Бомаринов);

    представители интеллигенции (доктор, художник, адвокат);

    крестьяне, слуги.

    Но в центре образ Анны Карениной, давший название роману.

    Развитие сюжета — в столкновении Анны с окружающим миром.

    Анна
    Общество
    Прекрасная женщина, с тонкой душой, не понимающая пустую светскую жизнь. Главное для Анны — искренность, настоящая любовь. Встреча с Вронским — пробуждение. Она жертвует всем: мужем, сыном, блестящим положением в обществе. Охлаждение Вронского — смерть для Анны. «Я хочу любви, а ее нет. Стало быть, все кончено… Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что» Общество, окружающее Анну, не принимает ее любви, открытой любви. Здесь можно поступать, как хочется, но тайно, скрытно. Внешнее приличие, но внутренняя безнравственность. Каренин, муж Анны, — один из «столпов» высшего дворянства

          Нельзя отнести к этому холодному светскому обществу Алексея Вронского. «Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант, и вместе с тем — очень милый, добрый малый. Но более, чем просто добрый малый… он и образован, и очень умен», — говорит Стива Облонский. Любовь к Анне изменяет его, он понимает, что жил не так, ищет цели жизни. Его жизнь — это трагедия человека, не нашедшего цели в жизни. Тяжело переживая смерть Анны, едет на войну в Сербию, ищет смерти.

          Противостоит этому миру и Константин Левин, проповедующий патриархальный уклад жизни, отрицающий городскую культуру и цивилизацию, столичную жизнь с ее ложью, суетой и развратом. Цель Левина — жизнь в деревне, сближение с крестьянами. В этом он находит удовлетворение, хотя остается барином. (Автобиографичность Левина.)

    Выводы. Автор осуждает Анну за то, что она разрушила семью.

      Образ Левина — призыв к дворянству изменить свою жизнь. Отрицание дворянского общества, погрязшего в пороках.

  1. Поняв эту эпоху и это общество, нужно уйти от него, если невозможно что-то изменить. Предчувствие назревающей катастрофы. В 1881 году пишет: «Революция экономическая не то, что может быть, а не может не быть. Удивительно, что ее нет». Кризис 80-х годов — разрыв с дворянством, длительная и сложная полоса исканий. 1879—1881 гг. — «Исповедь»: «Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — богатых, ученых — не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, науки, искусства — все это предстало мне в новом значении. Я понял, что все это — одно баловство, что искать смысла в этом нельзя». Отрицание государства, церкви, собственности, даже своего творчества, потому что главное, по Толстому, — нравственное перерождение.

    «Только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, искусством; одно дело для него важно и одно только дело оно делает: оно уясняет себе нравственные законы, которыми оно живет. Но это уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества» (трактат «Так что же нам делать?»).

    Отказ писать вызывает тревожные отклики других писателей. И. С. Тургенев пишет Толстому: «Друг мой, вернитесь к литературной деятельности!.. Друг мой, великий писатель русской земли, внемлите моей просьбе!»

  2. Невозможно жить вне общества, поэтому, видя его несовершенство, нужно показать это. В 1891 г. — «Стал думать о том, как бы хорошо написать роман, освещая его теперешним взглядом на вещи». Таким романом стало «Воскресение». Это протест Толстого против существующего мира: здесь мрачные казематы, тюрьмы, пересылочные пункты, разоренные деревни, равнодушный суд, карьеристы-судьи, церковь, освящающая насилие.

    В романе показаны политические ссыльные, но автор явно не на стороне революционеров.

  3. Нужно уйти не от общества, а из общества. «И опять молюсь, кричу от боли, запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь» (1896).

          1900-е годы — ряд статей, заставивших правительство вздрогнуть. Толстой стал опасен. «Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии», — писал редактор «Нового времени» Суворин. Священный синод отлучает Толстого от церкви.

          Но не это гнетет Толстого. Трагедия в нем самом, в его разочаровании в человеке. В «Хаджи-Мурате» (1904) мы находим мысли о разрушительной силе человека в описании «татарина». Запутавшийся Хаджи-Мурат ищет выход и не может найти. Может, Толстой сопоставлял себя с героем, показывая его поэтически (сказки, песня Ханефи, песня матери, пение соловьев). Примирение с этим миром для Толстого невозможно: «Жизнь, окружающая меня, становится все безумнее и безумнее: еда, наряды, игра всякого рода, суета, шутки, швыряние денег, живя среди нищеты и угнетения, и больше ничего. И остановить это, облегчить, усовестить нет никакой возможности. И мне ужасно, ужасно тяжело. Зачем не дали мне хоть перед смертью пожить хоть год, хотя месяц собственной мне жизнью, вне той лжи, в которой я не только живу, но участвую и утопаю». 28 октября 1910 года темной, сырой осенней ночью 82-летний писатель в сопровождении врача Маковицкого тайно и навсегда покидает Ясную Поляну. По пути заболел и на станции Астапово вынужден был остановиться. 7 ноября Льва Николаевича Толстого не стало. Есть в яснополянском парке, на краю оврага, одинокая могила. На ней нет ни креста, ни памятника, только невысокий холм, покрытый дерном. Великий бунтарь нашел здесь успокоение. Лев Николаевич Толстой остался наедине с природой, которую так любил.

УРОК 98. «Ах, война, что ты сделала, подлая!»4 Урок внеклассного чтения. Тема войны в современной литературе

      Поэт Н. И. Гаген-Торн так сказал о войне:

Эта рана — всегда болит.
Это горе — всегда с тобой.

      Поэтому урок внеклассного чтения по книгам о войне можно начать, опираясь на Толстого. Именно Толстым были заложены принципы и особенности изображения войны. Вся последующая литература — это развитие толстовских традиций. Поэтому закономерно и урок по современной литературе о последних войнах провести именно после изучения творчества Толстого. Война у Толстого представлена многопланово и разнообразно:

Отдельные сражения (Шенграбен, Аустерлиц, Смоленск).

Поворотные битвы (Бородино).

Поведение человека на войне (Ростов, Тушин, Тимохин, Долохов).

Жизнь в тылу (партизанские отряды Денисова и Долохова).

Плен (Пьер и Платон Каратаев).

      В современной литературе мы находим те же направления:

Отдельные сражения (А. Ананьев. «Танки идут ромбом»).

Поворотные битвы (А. Чаковский. «Блокада»).

Поведение человека на войне (В. Быков. «Дожить до рассвета»; Б. Васильев. «В списках не значился»).

Жизнь в тылу (В. Закруткин. «Матерь человеческая»).

Плен (В. Логинов. «В подполье Бухенвальда»).

      На уроке можно взять один из аспектов и рассмотреть те произведения, которые прочитаны учащимися, сопроводив урок чтением стихов о войне и военными песнями.

      На уроке можно обсудить проблемы повести Б. Васильева «В списках не значился»

  1. Почему повесть так называется?
  2. Как показана война Б. Васильевым?
  3. Что символизирует образ лейтенанта Плужникова?
  4. Почему немецкий офицер отдает ему честь?
  5. С какой целью написана повесть? О чем она? Что хотел сказать автор?

      Традиции Толстого в изображении войны у современных авторов — это:

О войне надо писать правду.

Война — это ужас, кровь, страдания и смерть. Она противоестественна.

Изображение внутреннего состояния человека на войне.

Воспоминания, сопоставление настоящего и прошлого.

      Эти направления можно изучить, обращаясь к различным произведениям:

  1. Ю. Бондарев. «Горячий снег».

    Как показана правда о войне в этом произведении?

  2. Б. Васильев. «А зори здесь тихие».

    В чем, по мысли автора, самая ужасная сторона войны?

    Как показана противоестественность войны?

    В чем особенности изображения героев повести?

  3. В. Быков. «Сотников».

    Как в повести показан внешний и внутренний героизм?

    Как показывает автор поведение на войне?

    Почему в повести мало чисто военных событий?

  4. В. Быков. «Карьер» — мотив памяти.

      Зачем в повести используются разные временные аспекты: прошлое — настоящее?

      Можно также обсудить произведения о войнах последних лет в Афганистане и Чечне, например повесть С. Алексиевич «Цинковые мальчики», и подумать над вопросами, как помогает документальность острее раскрыть проблемы этой войны и что глубже видит писатель-женщина.

      В заключение могут прозвучать песни и стихи о войнах наших дней. Эмоциональный итог урока в словах А. Злобина из книги «Самый далекий берег»:

      «Много людей на земле, и брат разлучился с братом, сын — с отцом, жена — с мужем, и я — с тобой; оттого и плачет земля, и сердце раскрылось для боли».

УРОКИ 99—100. Классное сочинение по творчеству Л. Н. Толстого


      1  Г. Флобер.

      2  А. Франс.

      3  А. Франс.

      4  Б. Окуджава.