Антон Павлович Чехов

УРОК 118. «Большой, умный, ко всему внимательный человек…»1 Слово о Чехове. Личность и судьба писателя

      Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

      — Скверно вы живете, господа!»

      Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. «…Тупоумны, холодны и пошлы», — это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов — поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек», — писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира — все это было в нем.

      Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно провести, работая в творческих группах по отдельным фрагментам биографии и творчества.

      1-я группа. «У меня в детстве не было детства». Детство, юность писателя.

      Отец — купец, но большой любитель музыки, рисования, регент церковного хора. Когда, после разорения семья уезжает в Москву, Антон остается один в Таганроге. Об этих годах А. П. Чехов писал Суворину: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший Богу и людям без всякой надобности — только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот молодой человек выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая».

      Но было что-то еще:

порыв к добру и красоте, выразившийся в увлечении театром;

жажда творчества;

победа над жестокостью, над собой.

      2-я группа. Работа по рассказам Чехова, в которых отразился внутренний мир ребенка в сложных жизненных ситуациях: «Степь», «Ванька». Поиск автобиографических фактов.

      3-я группа. Изучение жизни Чехова в Москве, во время учебы на медицинском факультете университета.

      Он начинает «по капле выдавливать из себя раба», увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки».

      Справка о псевдонимах Чехова

      Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько «вторых имен». Вот история некоторых из них:

      Антоша Ч., Ан. Ч., А. Чехонте — так называл Чехова законоучитель таганрогской гимназии, любитель переиначивать фамилии.

      Сокращение фамилии: Нте, -нте, Анче.

      Шуточное письмо в редакцию «Осколков» подписано «полковник Кочкарев» (гибрид полковника Кошкарева из «Мертвых душ» и Кочкарева из «Женитьбы» Гоголя).

      Подписывался: Лаэрт, Улисс.

      Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Ч. Б. С. (Человек без селезенки), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете.

      А. П. Чехов писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички» (из книги: Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя. — М.: Наука, 1980).

      Таким образом, сочетание в одном человеке качеств врача и писателя привело к высокому гуманизму его творчества.

      4-я группа. Чехов-врач и отражение этой темы в творчестве писателя.

      Чехов писал: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». Он не раскаялся в выборе профессии, но за время учебы в университете опубликовал более двухсот различных материалов. Создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды, например «История полового авторитета» (о взаимодействии полов на всех ступенях развития) и «Врачебное дело в России», Чехов выбирает профессию врача и… писателя. Он так и остался в русской культуре — врач-писатель и писатель-врач. Он без колебаний спешил к больному дифтерией ребенку, «ловил за хвост холеру», принимал мужиков, часто не беря ничего. И писал свои рассказы, принесшие славу настоящего писателя. И это все, несмотря на свою тяжелую болезнь. Чехов предан медицине, поэтому врач «выглядывает» из многих его рассказов.

      5-я группа. Сообщения по некоторым рассказам, в которых есть «намек на медицину»: «Скучная история», «В овраге», «Враги», «Палата № 6», «Хирургия», «Дуэль», «Неприятность», «Зеркало» и др.

      В них созданы образы врачей-подвижников и врачей-стяжателей. Медицина и литература — две страсти Чехова, он не отказался от медицины ради литературы, он взял ее в литературу.

      6-я группа. Сообщения о произведениях Чехова, посвященных искусству.

      Много разговоров о литературе в рассказах «Попрыгунья», «Дом с мезонином», в пьесе «Чайка». «Чайка» связана с раздумьями Чехова о сущности таланта. Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не вдохновляемого большой целью. В образе Тригорина много от Чехова: «Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя… Я люблю вот эту воду, деревья, небо, и чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека…». Это чеховские взгляды на роль художника.

      7-я группа. Влияние каторги на человека и рассказы о поездке Чехова на Сахалин.

      В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу — «одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек». Поездка — подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и как врач знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков «Остров Сахалин».

      8-я группа. Любовь в жизни Чехова. Обсуждение рассказов о любви: «Цветы запоздалые», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «О любви». Чехов писал о любви грустно и возвышенно: «Я слышу ее шаги… Я без нее жить не могу… Даже звук ее шагов прекрасен… Я счастлив безумно! Волшебница, мечта моя…» («Чайка»). Много любви в «Чайке» потому, что любовь готова была войти в жизнь Чехова, любовь, имя которой Лика Мизинова. Правда, критик Инна Гофф считает, что тема «Чайки» и многих других рассказов подсказана Лидией Авиловой. Может быть проведена интересная работа по сопоставлению оценок их отношений Чеховым и Авиловой.

      «Я добросовестно искренна», — говорит Авилова. «Я никогда не лгу», — пишет Чехов. Их отношения намеками проявляются в его «Чайке», «Даме с собачкой», «О любви», в ее «Забытых именах». «Две натянутых, напряженных струны», — скажет она спустя годы. «Мое сердце так болезненно сжалось», — скажет он устами Тригорина. В их любви было много тайного, скрытого от посторонних и от них самих. В своей любви они не знали счастья. «Я был несчастлив», — Чехов в рассказе «О любви». «Одна боль…» — Авилова в дневнике.

УРОК 119. «Беспринципным писателем я никогда не был». Рассказы Чехова начала 80-х годов

      Урок может быть проведен на материале рассказов «Не в духе» и «Цветы запоздалые». В 1888 году Чехов пишет: «Мой мозг машет крыльями, а куда лететь не знаю». 80-е годы для молодого писателя — это учеба в университете, это первые публикации в журналах, это несерьезное отношение к литературе. В письме Чехова к А. Н. Плещееву читаем: «Кроме романов, стихов и доносов, я все перепробовал, писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду». А в 1883 году: «Я газетчик… но это временно… Оным не умру». Это мысль о том, что пора чувствовать ответственность за свое творчество, пора отходить от подобной работы.

      80-е годы в общественной жизни России — это реакция, насилие над мыслью. Чехов признается, что «хотел бы быть свободным художником». Черты эпохи нашли отражение в рассказах Чехова. Это «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» (1883—1884), «Тоска» и «Переполох» (1886), «Враги» (1887), в которых запечатлелись символы отдельных людей. Символом реакционной эпохи в целом становится герой рассказа «Унтер Пришибеев» (1884—1885). Годы реакции обострили трагическое восприятие мира у людей чеховского круга: гибнет Гаршин, стремится к самоубийству Левитан, психически больны Успенский и Врубель.

      Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, возвышенное, отвечающее высоким нормам нравственности. Эти два аспекта находятся во взаимовлиянии. На уроке это можно показать при изучении рассказов, иллюстрирующих обе тенденции творчества, например «Не в духе» и «Цветы запоздалые».

      Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа «Не в духе». В работе с текстом следует актуализировать такие аспекты:

  1. Как автор изображает состояние Семена Ильича Прачкина? Как в подтексте выражается авторское отношение к изображаемому?
  2. Какова причина такого состояния? Как утешает себя герой? Какой смысл приобретает здесь прием внутреннего монолога?
  3. Как герой воспринимает стихи Пушкина? Что автор подчеркивает своеобразием его реакции на поэзию?
  4. К какому результату привело отрицательное эмоциональное состояние отца? («Я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил».) Почему проигрыш отца обернулся поркой сына? Какой смысл выявляет название рассказа?

      Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним — в центре рассказа «Цветы запоздалые».

      Вопросы и задания для обсуждения рассказа

  1. Как показана семья Приклонских? Кто виноват в их бедах?
  2. Как показан доктор Топорков? Каково его прошлое?
  3. Сопоставьте внешнее и внутреннее состояние Приклонских. О чем говорит их безоглядная вера Егорушке?
  4. Зачем автор сразу сравнивает Приклонских и Топоркова? Как ведет себя Топорков на осмотре Егорушки? Почему?
  5. О чем говорит портрет Маруси? А портрет Топоркова? Какие чувства вызывает Топорков у Маруси? Что заставило Марусю полюбить доктора?
  6. Сравните начало 1, 2 и 3-й частей. Как показана природа? Почему так? Как она соответствует настроению героев?
  7. Как меняется Топорков, принимая деньги? Как чувствуют себя Маруся и Егорушка, глядя на эту сцену?
  8. Зачем Чехов сравнивает доктора с манекеном? Как доктор ведет себя во время чая? Какие слова и выражения показывают авторское и Марусино отношение к нему?
  9. Что поразило Марусю в докторе? Как меняется отношение к нему после сватовства? Почему она не верит словам о шестидесяти тысячах приданого?
  10. Что помогает Марусе жить в пошлой обстановке, окружающей ее?
  11. Как воспринимает доктор признание Маруси? Что сделала с ним любовь? Почему доктору страшно глядеть на женщин?
  12. Почему рассказ называется «Цветы запоздалые»?

      Итог урока. Рассказ «Не в духе» — это мир пошлости и пустоты. Этот же мир и в рассказе «Цветы запоздалые». Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа «Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от состоятельности к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только любовь оказалась способна пробудить доктора: «Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня… Но не спасло солнце от мрака и… не цвести цветам поздней осенью!» Это обращение Чехова к читателям — не теряйте в себе человека.

УРОК 120. «Какое наслаждение — уважать людей!» Рассказы Чехова 90-х годов

      90-е годы в России — это подъем общественной жизни. У Чехова — потребность участвовать в ней. «Если я врач, то мне нужны больные и больницы, если я литератор, то мне нужно жить среди народа», — пишет Чехов. 90-е годы — мелиховский период, который дает Чехову возможность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа «Очень, очень русский», — скажет о нем Лев Толстой.

      На уроке рассматриваются рассказы «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» (1895—1903). В них — образы людей, которых можно уважать, в них мир, который окружает или губит их. В 1892 году появляется «Палата № 6». Она символ эпохи, времени.

      Работу над рассказами можно организовать в группах.

      1-я группа — «Дом с мезонином».

      Вопросы и задания для обсуждения

  1. От чьего лица ведется повествование? Какой смысл в том, что рассказчик — художник?
  2. Что придает воспоминанию лирическую тональность? Почему современники называли рассказ «тургеневским»?
  3. Каков смысл названия рассказа?

      В рассказе два мира. Мир увядающих «дворянских гнезд», праздных героев, которые обращены в прошлое, где текла праздная жизнь. В этом мире — художник. И мир земской деятельности Лидии Волчаниновой, сторонницы теории «малых дел». Она убеждена, что долг каждого — помогать народу, бороться, что «молодежь должна составить из себя сильную партию».

      Художник смотрит шире своего мира. Он считает, что нужно освободить народ от тяжелого труда, а «малые дела» только порабощают народ, примиряют его с действительностью. Художник — сторонник физического и духовного освобождения народа, мечтает о деятельности, но ничего не делает, пассивен. Он и за любовь Мисюсь не боролся, не искал ее. «Мне… начинает казаться, что мы встретимся», но по воле каких-то внешних сил. Мисюсь — мечта, надежда на счастье.

      Лидия поглощена своим делом, независима. Ее кредо — «но ведь нужно же делать что-нибудь». Но автор не на ее стороне, так как она стремится подчинить своим убеждениям счастье других. Детали показывают авторское отношение к ней: «упрямый рот», наставительный тон, повторение фразы «Лида опять говорила о земстве… о школьных библиотеках». Она постепенно теряет женственность.

      Во фразе «Мисюсь, где ты?» — тоска и героя, и автора «о неосуществленной мечте, поэзии, об утраченном счастье». По Чехову, можно уважать человека за стремление к мечте.

      2-я группа — «Дама с собачкой».

      Вопросы и задания для обсуждения

  1. Охарактеризуйте Гурова. Как вводится в рассказ Анна Сергеевна? Что мы узнаем о ней?
  2. Как относился Гуров к женщинам? Как характеризует его мнение о женщинах: «Низшая раса!»?
  3. Какое мнение составил Гуров о незнакомке после первого знакомства? Испытал ли он «смятение сердца»?
  4. Как меняются отношения через неделю? Как ведут себя герои? Понимают ли, что это серьезно?
  5. Почему Гуров не мог забыть это знакомство? Как оно изменило Гурова? Что он увидел в окружающем мире?
  6. Почему он поехал в город С., где жила Анна Сергеевна? «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил как следует, по-настоящему первый раз в жизни». Счастье ли это?
  7. Найдут ли решение герои рассказа?
  8. Они живут тайно и явно. Где истинная жизнь?

      Герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». По Чехову, можно уважать людей за способность любить.

      3-я группа — «Попрыгунья».

      Вопросы и задания для обсуждения

  1. Как автор добивается того, что с самого начала рассказа чувствуется драма, хотя явно ничего не сказано?
  2. Зачем Ольга Ивановна пытается оправдать свой «мезальянс»?
  3. В рассказе два мира, две жизненные позиции. Как показана каждая?

      Дымов, простой врач, выше мира пошлости. Можно уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу.

      4-я группа — «Душечка».

      Ольга Семеновна. «Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Любила папашу, тетю, учителя французского языка.

Ольга Семеновна
Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиволи» Василий Андреич Пустовалов, управляющий лесным складом купца Бабакаева Смирнин, полковой ветеринарный врач Сын Смирнина Саша
Полюбила Полюбила Нашла счастье Привязалась
«Мы с Ванечкой» «Мы с Васечкой» «Володечка» «Сашенька»

      Вопросы и задания для обсуждения

  1. Почему рассказ называется «Душечка»?
  2. Без чего Ольга Семеновна не могла жить?
  3. Почему героиню называют душечкой?
  4. Как автор относится к ней?
  5. Хорошо это или плохо, что она живет чужими интересами?
  6. Можно ли уважать Ольгу Семеновну?

УРОК 121. «Его врагом была пошлость»2. «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

      На деревом этапе урока следует подчеркнуть своеобразие цикла «Маленькая трилогия»:

  1. Это трилогия о «футлярных людях».
  2. В ней есть и автор, и рассказчик.
  3. Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.
  4. Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове — «Человек в футляре». Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский о своем брате — «Крыжовник». Помещик Алехин о себе, о своей любви — «О любви».
  5. В рассказах дается обобщенная картина жизни.

      Вопросы и задания для обсуждения

«Человек в футляре»:

  1. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
  2. Как он относится к своему рассказу?
  3. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?
  4. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футяре»?
  5. Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли? Как и почему Беликов терроризировал город?
  6. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»?
  7. За что осуждает автор Буркина?

«Крыжовник»:

  1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
  2. Почему он не может заснуть, о чем задумался?
  3. Как в этом рассказе появляется автор?
  4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать,, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»?
  5. Какова роль описаний природы в рассказе?
  6. Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.
  7. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»?
  8. В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?
  9. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?

«О любви»:

  1. Как и каким показан герой-рассказчик?
  2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
  3. В чем дисгармоничность жизни Алехина?
  4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?

      Выводы урока. Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник — учителем, общественный деятель — ветеринарным врачом.

УРОК 122. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»3 Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч»

      «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.

      Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

      В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.

      Работа с текстом в первой половине урока должна привести учащихся к следующим выводам:

      Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев — интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности — Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев — приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.

      Во второй части урока учащиеся выясняют причины деградации Старцева.

      Итоговые вопросы и задания

  1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев — неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)
  2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?
  3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?
  4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)
  5. Почему на рубеже 80—90-х годов Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?

      Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки — это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».

      Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

УРОК 123. «Скверно вы живете, господа!» Урок внеклассного чтения. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» и рассказ В. М. Шукшина «Шире шаг, маэстро!»

      Рассказ Шукшина можно изучить, сопоставляя его с «Ионычем» Чехова. Между этими рассказами около семидесяти лет. Главная идея рассказа Чехова — показать духовную деградацию человека, а у Шукшина?

      Итоговые вопросы урока

  1. Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает?
  2. Кто виноват в судьбе героев?
  3. Какой из рассказов ироничнее? Почему?
  4. Путь Старцева — это путь духовной деградации. А каков путь Солодовникова?

      Выводы. Проблема духовного оскудения — вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч — Солодовников — кто дальше?

УРОК 124. «Чехов до сих пор не понят как следует»4. Особенности драматургии Чехова

      Нельзя изучать пьесы Чехова, не зная особенностей его драматургической манеры. Поэтому разговор со школьниками о «Вишневом саде» нужно предварить уроком о специфике его драматургии. Современная Чехову публика не приняла многих его пьес. Почему? Они отличались от традиционной драматургии рубежа веков, но не были слабыми, так как позднее с блеском вошли в репертуар многих театров. Они не были заумными или примитивными, а отличались необычностью, непривычностью для театральных зрителей. В них как бы определялось два плана: драма и ирония, простая фабула и скрытый смысл, действие и раздумье. Первый план соответствовал чертам драмы вообще, а во втором угадывался сам автор. Активное присутствие автора — отличительная черта чеховской драматургии. Горький назвал его пьесы лирическими. Понять автора можно, вчитываясь в текст. Интересной может быть работа по сопоставлению двух редакций пьесы Чехова «О вреде табака».

1886 год
1903 год
Герой — Маркел Иванович Нюхин, муж своей жены, отец девяти незамужних дочерей, желающий их пристроить. Добрый, болтливый, смешной, подчиненный жене. Он стремится казаться ученым. Лекция «О вреде чаизма и кофеизма для организма». Отношения с женой в эпизоде с блинами: она отдает их со словами: «Съешь эти блины сам, Маркеша». Смешные занятия Нюхина в пансионе. При чтении лекции приступ астмы. В итоге: герой вызывает легкое сочувствие, более он смешон. Он — добрый болтун. Здесь — только «верхний слой» Герой — Иван Иванович Нюхин, муж своей жены: в старом поношенном фраке. Ключевая фраза его речи — «Мне решительно все равно». Он говорит о себе: «Я решительно не профессор и чужд ученых степеней». Лекция «О вреде некоторых насекомых» («У нас даже в рояле клопы»). При чтении лекции — «подмигиваю правым глазом». Отношения с женой: у нее кое-что припрятано, у него нет ничего. В эпизоде с блинами жена говорит: «Ешь эти блины сам, чучело!» Занятия в пансионе, унижающие человека, — «вывожу клопов, прогуливаю женину собачку». Герой испытывает каждодневное унижение, он растоптан, но понимает все: «Я несчастлив, я обратился в дурака, в ничтожество». Он вызывает не смех, а грусть и обиду, так как забит жизнью, потерял в себе человека. Это — «внутренний слой»

      Чехов добавляет во вторую редакцию слова Нюхина, не свойственные ему: «Остановиться где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть». Герой Нюхин вряд ли способен на такие слова. Это Чехов и его мысли, это его лиризм в сострадании человеку. Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию особенно психологичной. Критик В. Я. Лакшин считает, что особенности психологизма драматургии Чехова проявляются:

  1. В раскрытии сложных образов персонажей не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.
  2. В иллюзии течения жизни, которая создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, — психологическая детализация.
  3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами и т. п.
  4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.
  5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.
  6. В отсутствии описания и объяснения психологии действующих лиц.
  7. В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.
  8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами.
  9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.
  10. В отсутствии стремительно развивающегося действия. Наиболее важные события происходят за сценой — внутренний динамизм.
  11. Во внешней и внутренней сути героев.
  12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.

УРОКИ 125—126. «Никто не знает настоящей правды». «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

  1. Сообщение учителя об истории создания пьесы.

    После пьесы «Три сестры», в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 года в письме к О. Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу».

    «Ему чудилось, — вспоминает Станиславский, — раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни c того, ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги».

    В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 года читаем: «В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад“, четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, — и, конечно, неизвестно от какой причины».

    14 октября готовую пьесу отправили в Москву.

    Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:

    Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины.

    Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические.

    Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 года он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».

          Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.

  2. Беседа с классом о жанре пьесы.
  3. Вопрос на выявление восприятия: как определить жанр пьесы: комедия, драма, трагикомедия?

    а) Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер).

    б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…» (К. С. Станиславский).

    в) Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой — это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет… Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений».

          Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность — недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.

          Работу с классом по выявлению особенностей жанра можно провести по вопроса:

  1. Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани?
  2. Драматичен ли Лопахин?
  3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность?
  4. Кто виноват в драматичности их жизни?
  5. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).

     3.  Конфликт и проблематика пьесы.

Вопросы и задания для обсуждения

  1. «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение — правда безусловная и честная», — писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX века? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.) Как эта тема показана в «Вишневом саде»?
  2. Что олицетворяет Фирс? А Яша?
  3. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина?
  4. Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев?
  5. Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену?
  6. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе?
  7. А что же главное? (Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.)
     4.  Система образов-персонажей.

      Нужно организовать в классе наблюдение за героями, которые объединяются в несколько общественных групп.

      1-я группа. Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева вишневого сада.

      Вопросы и задания для наблюдений

  1. Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства.
  2. Как Раневскую характеризует отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, к Трофимову?
  3. Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина?
  4. Как можно оценить доброту Раневской?
  5. Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?

      Работа над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах. Внешнем (событийном), хотя в нем тоже не один план (например, любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть и т. д.). И внутреннем (авторском), который возникает при сопоставлении реплик, в контрасте между речью и поступками.

  1. Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи?
  2. Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора?
  3. Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они их характеризуют?
  4. Почему они все успокоились после продажи вишневого сада?
  5. Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик?

      Выводы. Это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм — в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький.

      2-я группа. «Параллели» к хозяевам. Яша и Фирс.

      Фирс — крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах… И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают». Последний монолог Фирса, где две линии — «жизнь прошла» и «недотепа», — это и о хозяевах.

      Яша — слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к родине).

      3-я группа. Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству. Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов».

      Вопросы и задания для обсуждения

  1. Что автор говорит о прошлом Лопахина? Как характеризует его отношение к Раневской и Гаеву?
  2. Какие черты Лопахина привлекательны? Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? Какое качество в нем победит?
  3. Почему Лопахин не делает предложения Варе?
  4. О каком будущем России он говорит?
  5. В чем его противоречия? Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»?
  6. В чем своеобразие речи Лопахина?

      Выводы. Смысл образа Лопахина — показ новых «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.

      4-я группа. «Молодое поколение». Петя и Аня.

      Вопросы и задания для обсуждения

  1. Какова роль этих персонажей?
  2. Одинаково ли их рисует автор?
  3. Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается?
  4. Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?
  5. В чем образ Пети сходен с образом Гаева?
  6. Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»?
  7. Почему реплики Ани есть в конце каждого акта?

      Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, — это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора. Аня — это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера.

УРОК 127. «Куда же несешься ты, Русь?»5 Сад как символ в комедии «Вишневый сад»

      Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщенное (символ родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии — судьба вишневого сада, с ним связано все.

      Вопросы и задания для наблюдений

  1. Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы?
  2. Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы?

      Выводы. Сад — это символ родины, ее прошлого и будущего. Прошлое — это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее — это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым. Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ «Невеста», близкий ей по основному содержанию. Там тоже изображен майский сад.

УРОК 128. «Безнадежный вздох сострадания к людям». Своеобразие чеховского стиля

      Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов — необычный писатель. Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».

      Урок может быть проведен в форме практикума до выявлению характерных особенностей чеховского стиля. В указанных учителем рассказах (или в одном рассказе) необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.

Особенности стиля

1. В основе рассказа — определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату
3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения
4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж — от лица героя. Объективность повествования
5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей
6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль
7. Индивидуализация речи героев. Речь — отражение характера
8. Большая роль детали
9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности
10. Зрелый Чехов — отсутствие напряженного действия
11. Говорящие фамилии
12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне — смешно, внутренне — грустно
13. Малая форма и глубокое содержание
14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера
15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог
16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда
17. Триединство: место, время, действие
18. Зримость рассказов-сценок

      Урок может быть проведен и по одному рассказу, например, «Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть.

УРОКИ 129—134. Вечные вопросы зарубежной литературы

      Уроки внеклассного чтения можно посвятить обсуждению 2—3 произведений зарубежной литературы по выбору учителя и учащихся.

УРОКИ 135—136. Зачетное занятие за курс русской литературы XIX века


      1  М. Горький.

      2  М. Горький.

      3  Н. В. Гоголь.

      4  К. С. Станиславский.

      5  Н. В. Гоголь.