ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерные темы сочинений по курсу
русской литературы XIX века
- Союз поэзии и жизни в лирике Державина.
- Идеалы Державина в оде «Фелица».
- Героическая история России в творчестве Державина.
- Тема жизни и смерти в лирике Жуковского.
- Народно-поэтическая основа баллад
Жуковского.
- Жанр элегии в поэзии Жуковского.
- Образ моря в лирике Жуковского, Пушкина и Тютчева.
- Батюшков певец земных радостей.
- Философские элегии Батюшкова.
- Особенности романтических произведений Жуковского
и Батюшкова.
- Мотив
деревни в творчестве Пушкина.
- Роль образов
русской природы в лирике Пушкина.
- Образ
дороги в лирике Пушкина.
- «Печаль
моя полна тобою
» (по лирике Пушкина).
- «Минуты
вольности святой» в поэзии Пушкина.
- Поэт и толпа
в лирике Пушкина.
- Пророческий
дар поэта в творчестве Пушкина.
- «Самостоянье
человека залог величия его» (по творчеству
Пушкина).
- «Святому
братству верен я» (по лирике Пушкина).
- Русская
история в произведениях Пушкина.
- Психологические
мотивы поступков и взаимоотношений героев в романе
«Евгений Онегин».
- Конкретно-историческое
и общечеловеческое в характерах Татьяны
и Онегина.
- Личность
Пушкина и образ автора в романе «Евгений
Онегин».
- Философские
размышления о жизни в лирических отступлениях
романа «Евгений Онегин».
- Композиционная
роль картин природы в романе «Евгений
Онегин».
- Мои размышления
об оценке Белинским романа «Евгений Онегин».
- «Вечные
проблемы» бытия в «Маленьких трагедиях»
Пушкина (на примере 12 трагедий).
- «Печально
я гляжу на наше поколенье
»
(по лирике Лермонтова).
- «Мне
грустно потому, что я тебя люблю
»
(по поэзии Лермонтова).
- Образ
поэта-пророка в лирике Пушкина
и Лермонтова.
- «Я ищу
свободы и покоя
» (по лирике
Лермонтова).
- «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ!»
(по произведениям Лермонтова).
- «Странная
любовь» к Родине в поэзии Лермонтова.
- Протест
Лермонтова «против мнений света».
- «Одинок
я, нет отрады
» (по лирике Лермонтова).
- «Из пламя
и света рожденное слово» поэзии Лермонтова.
- Фольклорные
мотивы в поэзии Лермонтова.
- Тема смысла
жизни в романе «Герой нашего времени».
- Роль мужских
образов романа «Герой нашего времена»
в раскрытии характера Печорина.
- Кавказские
обычаи в романе «Герой нашего времени».
- Любовь
в жизни Печорина.
- Приемы
психологической характеристики героев в романе
Лермонтова «Герой нашего времени».
- Бэла и Мери
(по роману Лермонтова «Герой нашего времени»).
- Принципы
романтизма и реализма в изображении Печорина.
- Два лица
Печорина (по роману «Герой нашего времени»).
- «Русь!
Русь! Вижу тебя
» (по поэме Гоголя
«Мертвые души»).
- Помещичьи
привычки в поэме Гоголя «Мертвые души».
- Манилов
и Плюшкин.
- Чиновничий
город в изображении Гоголя (по поэме «Мертвые
души» и пьесе «Ревизор»).
- «Русь!
Куда ж ты несешься?..» (по поэме
Гоголя «Мертвые души»).
- Мастерство
Гоголя в изображении помещиков и чиновников
в поэме «Мертвые души».
- Русь крестьянская
в поэме «Мертвые души».
- «А на тройке-то
прохиндей, шулер!..» (В. Шукшин) (по поэме
Гоголя «Мертвые души»).
- Мотивы
«Божественной комедии» Данте в «Мертвых
душах» Гоголя.
- В чем
«решительность» пьесы «Гроза»?
- Столпы
«темного царства» и их двойники
в пьесе «Гроза».
- Истоки
характера Катерины (по пьесе «Гроза»).
- «Хозяева»
и «жертвы» в пьесе «Гроза».
- Можно ли
считать Кулигина положительным героем (по пьесе
«Гроза»)?
- Островский
мастер речевой характеристики (по пьесам «Гроза»
и «Бесприданница»).
- Поиски
любви в пьесах Островского.
- «Женский
вопрос» в пьесе Островского «Бесприданница».
- Катерина
Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе
Островского «Гроза» и рассказу
Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
- «Жестокие
нравы» в пьесах Островского.
- Борис
и Карандышев (по пьесам Островского).
- «Четыре
возраста» Обломова.
- Старорусский
и европейский образ жизни в романе «Обломов».
- Обломов
лицо сатирическое или трагическое?
- Пшеницына
и Ольга Ильинская.
- Можно ли
считать положительным героем Штольца?
- Образы-символы
в романе «Обломов».
- Истинное
и ложное в образе Базарова (по роману
Тургенева «Отцы и дети»).
- Название
романа «Отцы и дети» как доминанта
его смысла.
- Патриархальное
и прогрессивное в романе «Отцы и дети».
- Базаров
как «новый человек».
- Образ
«дворянского гнезда» в романе «Отцы
и дети».
- Приемы
изображения внутренней жизни героев в романе
«Отцы и дети».
- Лики любви в романе «Отцы и дети».
- Отец и сын
Кирсановы и их композиционная роль в романе
«Отцы и дети».
- Сила и слабость
нигилизма (по роману «Отцы и дети»).
- Роль эпизода
«Смерть Базарова» в композиции
романа «Отцы и дети».
- Диалектика
природы и внутреннего мира человека в лирике
Тютчева.
- «Биение
души» в поэзии Тютчева.
- Гармония
природы и души в поэзии Тютчева.
- «О,
как убийственно мы любим
» (по лирике
Тютчева).
- Свет последней
любви в поэзии Тютчева.
- Радость
как преодоленное страдание в поэзии Фета.
- В чем
«поэтическая дерзость» лирики Фета?
- Метафора
как основной стилистический прием поэзии Фета.
- Особенности
поэтического стиля Тютчева и Фета.
- «Круги
ада» Ивана Флягина (по рассказу Лескова
«Очарованный странник»).
- В чем
праведность героя рассказа Лескова «Очарованный
странник»?
- Образы
родины и народа в рассказе «Очарованный
странник».
- Изображение
судьбы русской женщины в творчестве Некрасова.
- «Я к цели
шел колеблющимся шагом
»: конфликт чувства
и долга в произведениях Некрасова.
- «Отечества
достойные сыны» в поэзии Некрасова.
- Предназначение
поэта в лирике Некрасова.
- «Кнутом
иссеченная муза» поэзии Некрасова.
- Тема страданий
народа в поэзии Некрасова.
- Любовь
в лирике Некрасова.
- Пушкинские
мотивы в стихотворении Некрасова «Элегия».
- Народные
заступники в поэме «Кому на Руси
жить хорошо».
- Народные
приметы и обряды в поэме «Кому на Руси
жить хорошо».
- Художественная
роль образов крестьян в поэме «Кому на Руси
жить хорошо».
- Народно-поэтическая
основа поэмы Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо».
- Гриша
Добросклонов и образы «героев своего
времени» в русской литературе второй
половины XIX века (на примере 23 произведений).
- Роль
песен Гриши Добросклонова в раскрытии смысла
поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
- Образ
родины в поэме «Кому на Руси жить
хорошо».
- Роль
приемов сатирического изображения жизни в сказках
Салтыкова-Щедрина.
- Черты
русского фольклора в сказках Салтыкова-Щедрина.
- Черты
русского народа в сказках Салтыкова-Щедрина.
- Особенности
жанра романа Салтыкова-Щедрина «История
одного города».
- Чем смешны
и чем страшны градоначальники в романе
«История одного города»?
- Народ
и власть в романе «История одного
города».
- Осуждение
духовного рабства (по творчеству Салтыкова-Щедрина).
- Петербург
как город-символ (по роману Достоевского
«Преступление и наказание»).
- Мир обездоленных
и униженных в романе «Преступление
и наказание».
- Образы
«право имеющих» в романе «Преступление
и наказание».
- Диалектика
характера Раскольникова.
- Картины
природы и их роль в романе «Преступление
и наказание».
- Правда
Раскольникова и правда Сони.
- Тема смысла жизни в романе «Преступление
и наказание».
- Соня
нравственный ориентир автора в романе «Преступление
и наказание».
- Христианские
мотивы в романе «Преступление и наказание».
- «Преступление
и наказание» Достоевского как роман-предупреждение.
- «Глубины
души человеческой» в романе Достоевского
«Идиот».
- Героизм
русского народа в «Севастопольских рассказах»
Толстого.
- Своеобразие
русского национального характера в изображении
Толстого (по «Севастопольским рассказам»).
- Приемы
изображения внутренней жизни человека в романе
«Война и мир».
- Кто более
симпатичен Толстому Пьер или Андрей?
- Любимые
и нелюбимые герои Толстого в романе «Война
и мир».
- Вечные
ценности в понимании героев Толстого.
- Взлеты
и падения любимых героев Толстого (по роману
«Война и мир»).
- Роль
картин природы в романе «Война и мир».
- «Отцы»
и «дети» в романе «Война
и мир».
- Любимые
женские образы Л. Н. Толстого в романе
«Война и мир».
- Жестокие
лики войны (до роману «Война и мир»).
- Трагические
и героические страницы русской истории в романе
«Война и мир».
- Наполеон
и Александр I как два типа военачальников
(по роману «Война и мир»).
- Кутузов
и народ в романе Толстого «Война
и мир».
- Изображение
войны 1812 года в произведениях Лермонтова
и Толстого.
- Историзм
мышления Толстого в романе «Война и мир».
- «Дубина
народной войны» в романе Толстого «Война
и мир».
- Величие,
простота, добро и правда в образе Кутузова
(по роману «Война и мир»).
- Образ
автора в романе «Война и мир».
- Особенности
языка романа «Война и мир».
- Конфликт
Анны и общества в романе «Анна Каренина».
- Что утверждает
и что отрицает Толстой романом «Анна
Каренина»?
- Традиции
Толстого в современной литературе о войне.
- Сопротивление
«пошлой жизни» в рассказах Чехова.
- «Не потерять
в себе человека!» (по рассказам
Чехова).
- За что
можно уважать людей (по рассказам Чехова)?
- Страницы
любви в рассказах Чехова.
- Особенности
композиции рассказов Чехова.
- Образы
врачей в творчестве Чехова.
- Ионыч
и Солодовников (по рассказам Чехова и Шукшина).
- «Забирайте
с собою все человеческие движения» (Н.
Гоголь) (по творчеству Чехова).
- Новаторство
Чехова-драматурга.
- Чего
заслуживает Раневская осуждения или
жалости (по пьесе «Вишневый сад»)?
- Путь
России в будущее в пьесе Чехова «Вишневый
сад».
- Образы-символы
в пьесах Чехова.
- Роль
второстепенных персонажей в системе образов
пьесы «Вишневый сад».
- Драматичны
или комичны герои «Вишневого сада»?
- Лучшие
черты русского характера в литературе XIX века.
- Эволюция
«героя своего времени» в русской
литературе XIX века.
|