Первый
урок литературы в 10 классе вводный. На нем
учителю предстоит решить две задачи:
Для
решения первой задачи учитель может провести фронтальную
беседу, выявив общий уровень развития класса. Для
определения уровня литературного развития каждого
школьника можно предложить им письменно дома
ответить на вопросы учителя, а затем обработать
результаты анкетирования:
При
подготовке к обзорной лекции учителю следует
учесть, что для усвоения ее содержания необходимо
развивать у школьников умение составлять план
(конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные
положения, готовить различные виды сопоставительных
таблиц, подбирать цитаты и т. п.
В ходе
лекции учитель останавливается на наиболее существенных
признаках каждого этапа развития литературы и может
составить с учащимися опорную таблицу.
Периодизация русской литературы
XIX века |
Общая характеристика периода |
Развитие основных литературных
жанров |
I.
I четверть (18011825) |
Развитие идей дворянской революционности.
Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм,
сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм.
Середина 20-х годов рождение
метода критического реализма. Ведущий художественный
метод романтизм |
Баллада, лироэпическая поэма, психологическая
повесть, элегия |
II.
Литература 30-х годов (18261842)
|
Углубление общего кризиса крепостничества,
общественная реакция. Верность идеям декабризма
в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного
романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма
к реализму и социальной сатире в творчестве
Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм,
хотя большинство писателей творят в рамках
романтизма. Усиление демократических тенденций.
Правительство активно пропагандирует теорию «официальной
народности». |
Развитие прозаических жанров. Романтические
повести А. Марлинского, В. Одоевского.
Реалистическая эстетика в критических статьях
В. Белинского. Романтический характер исторических
романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника,
лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных
и демократических сил в журналистике |
III.
Литература 4050-х годов (18421855) |
Усиление кризиса крепостнической
системы, рост демократических тенденций. Развитие
идей революции и утопического социализма.
Рост влияния на общественную жизнь передовой
журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников.
Расцвет «натуральной школы». Приоритет
социальной проблематики. Развитие темы «маленького
человека». Противостояние литературы гоголевской
школы и поэтов-лириков романтического
плана. Реакционные охранительные меры правительства
в связи с революциями в Европе |
Основные жанры «натуральной
школы»: физиологический очерк, социальная
повесть, социально-психологический
роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая
и философская лирика поэтов-романтиков |
IV.
Литература 60-х годов (18551868) |
Подъем демократического движения.
Противоборство либералов и демократов. Кризис
самодержавия и пропаганда идей крестьянской
революции. Расцвет демократической журналистики
и ее противостояние консервативной.
Материалистическая эстетика Н. Чернышевского.
Новые темы и проблемы в литературе:
герои-разночинцы, пассивность крестьянства,
показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество».
Реализм и правдивость в изображении
жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского,
Н. Лескова. Высокое художественное мастерство
поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев.
А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский
и др.) |
Демократическая повесть, роман.
Активизация жанров литературной критики и журналистики.
Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков |
V.
Литература 70-х годов (18691881) |
Развитие капитализма в России.
Демократические идеи народничества, их утопический
социализм. Активизация тайных революционных организаций.
Идеализация крестьянской жизни в литературе
писателей-народников, показ разложения
общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные
записки». Реалистические тенденции в творчестве
М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского,
Г. Успенского, Н. Лескова |
Очерк, рассказ, повесть, роман,
сказ |
VI.
Литература 80-х годов (18821895) |
Усиление реакционной политики царизма.
Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма.
Запрет на передовые журналы. Возрастание
роли развлекательной журналистики. Критический
реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина,
Л. Толстого, В. Короленко и др.
Обновление тематики в литературе: изображение
«среднего человека», интеллигента,
исповедующего теорию «малых дел».
Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве
С. Надсона и В. Гаршина. Критика
господствующих порядков и обличение социального
неравенства в творчестве Л. Толстого |
Рассказ, повесть, роман. Романтические
жанры в поэзии С. Надсона, социальные
мотивы в поэзии революционеров-народовольцев |
VII.
Литература 90-х годов (18951904) |
Развитие капитализма в России.
Рост марксистских идей. Противостояние реалистической
и декадентской литературы. Идеи разночинной
демократии в творчестве В. Короленко.
Зарождение пролетарской литературы (М. Горький),
развитие критического реализма в творчестве
И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого,
А. Чехова |
Рассказ, повесть, роман. Публицистические
жанры. Жанры в традициях революционной поэзии.
Драматические жанры |