Чертов В. Ф. Литература. 5—11 классы


ШЕСТОЙ КЛАСС

(70/105 часов)

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ

      Виды деятельности:
      а) чтение
      • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
      • Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений или фрагментов эпических произведений.
      • Внеклассное чтение произведений одного автора.
      б) анализ
      • Разграничение главных и второстепенных (эпизодических) персонажей.
      • Общая характеристика системы персонажей в произведении и отношений между ними.
      • Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа, в том числе портрета, поступков, речевой характеристики, «говорящей» фамилии, художественной детали.
      • Сопоставительная характеристика персонажей и средств создания их образов.
      • Выявление нравственного содержания в образе персонажа.
      • Соотнесение образа персонажа и прототипа, образа автора и биографического автора, лирического героя и поэта.
      • Анализ портрета персонажа и объяснение его художественной функции.
      • Определение черт национального характера в образе персонажа.
      • Выявление признаков отдельных жанров (баллады, повести) в литературном произведении.
      • Наблюдения над особенностями ритма в стихотворном произведении, различение тонической и силлабо-тонической системы стихосложения.
      • Определение типа строфы (двустишие, катрен, октава).
      в) развитие устной и письменной речи
      • Написание изложения с элементами сочинения-характеристики литературного персонажа.
      • Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
      • Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.
      • Сочинение-описание портрета литературного героя с использованием цитат.
      • Диалог о литературном герое, нравственном содержании образа персонажа с выражением собственного отношения к нему.
      • Сочинение о литературном герое (на материале изученного или самостоятельно прочитанного прозаического произведения).
      Термины:
      • Персонаж. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи.
      • Система персонажей.
      • Герой и антигерой.
      • Тип.
      • Характер.
      • Лирический герой. Лирический адресат.
      • Прототип.
      • Портрет.
      • Речевая характеристика.
      • «Говорящая» фамилия.
      • Художественная деталь.
      • Образ предмета.
      • «Вечные» образы.
      • Автор.
      • Сюжет. Композиция. Лирический сюжет.
      • Идейное содержание литературного произведения.
      • Фольклорные жанры (сказка, легенда, песня, былина).
      • Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, притча, баллада, сказание, житие, сказ).
      • Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, антитеза).
      • Нонсенс. Абсурд. Алогизм.
      • Строфа (двустишие, катрен, октава).
      • Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Белый стих. Вольный стих.


«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ»
(вводный урок)

      Литература как художественная картина жизни человека. Связь литературы с историей, философией, психологией. Художественная литература как «человековедение». Образ человека в литературном произведении. Начальные представления о литературном герое и антигерое, характере и типе, персонаже и отдельных средствах создания образа персонажа. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении.


МИФОЛОГИЯ

      «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (мифы о подвигах Геракла), «Прометей», «Поединок Ахилла с Гектором».
      Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах народных представлений о героических характерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой мифологии.
      Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Герой. Героический характер.
      Развитие речи. Устный рассказ об одном из героев мифов. Объяснение отдельных крылатых слов и выражений, восходящих к греческой мифологии, с помощью словарей и справочной литературы. Составление словаря героев античной мифологии.
      Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
      Внеклассное чтение. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».


АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГОМЕР

      Слово о поэте.
      «Илиада» (эпизод «Смерть Гектора»).
      «Одиссея» (эпизод «Одиссей у Циклопа»).
      Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны. Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения. Средства создания образа. Обобщенное значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».
      Теория литературы. Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе.
      Развитие речи. Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера.
      Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
      Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада» (эпизод «Троянский конь»), «Одиссея» (эпизод «Возвращение Одиссея на Итаку»).


«ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА»
(обзор)

      «Калевала» (фрагменты).
      «Песнь о Роланде» (фрагменты).
      «Песнь о нибелунгах» (фрагменты).
      Изображение народной жизни, традиций. Обобщенное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя.
      Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.
      Связь с другими видами искусства. Героический эпос народов мира в изобразительном искусстве и музыке.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об одном из героев народного эпоса.


РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

      Песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...».
      Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование и распространение. Повествовательное и лирическое начало в народной песне.
      Теория литературы. Народная песня.
      Развитие речи. Коллективное составление сборника колыбельных песен.
      Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
      Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств человека. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
      Теория литературы. Былина. Гипербола.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов былины.
      Связь с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская симфония» А. П. Бородина.
      Внеклассное чтение. Былина «Садко». А. К. Толстой. «Илья Муромец».


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

      «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
      Герои произведений древнерусской литературы. Идеал человека и человеческих отношений в «Повести...». Фольклорные традиции в создании образов персонажей. Образ справедливого правителя и идеальный образ русской женщины, верной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной, бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования. Понимание любви к Богу и к человеку в Средневековье. Изображение борьбы за власть, отражение исторических реалий в повести.
      Теория литературы. Житие. Легенда. Предание. Сказание. Идеальный образ.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести. Письменный рассказ об одном из героев.
      Связь с другими видами искусства. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Образы Муромских чудотворцев в иконописи. Архитектурный ансамбль деревянных церквей Петра и Февронии и Михаила в Муромском кремле XVII века. Легенда о Китеже в изобразительном искусстве (Н. К. Рерих, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. С. Глазунов и др.).
      Внеклассное чтение. «Повесть о житии Александра Невского». «Повесть о Тверском Отроче монастыре».


«ЖАНР БАЛЛАДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)

      И.-В. Гёте
      «Лесной царь».
      Ф. Шиллер
      «Перчатка».
      В. Скотт
      «Клятва Мойны».
      Р. Л. Стивенсон
      «Вересковый мед».
      Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Народная и литературная баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой баллады.
      Теория литературы. Баллада. Сюжет.
      Развитие речи. Выразительное чтение баллады.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

В. А. ЖУКОВСКИЙ

      Слово о поэте.
      Баллада «Светлана».
      Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, темного и лирического, светлого. Образ Светланы и средства его создания («говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Средства выражения авторской позиции.
      Теория литературы. Баллада. Авторская позиция.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента баллады наизусть. Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как национальный тип русской девушки.
      Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Людмила».


«ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СПОСОБ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ»
      (практикум)

      Обобщение сведений об основных умениях, обеспечивающих выразительность чтения (владение голосом, дикция, тембр, темп и др.) и способы их развития. Интонационный рисунок произнесения фразы. Роль паузы в выразительном чтении. Осмысление идейного содержания и особенностей художественной формы произведения в процессе подготовки его выразительного чтения. Советы тем, кто готовится выразительно читать басню, народную песню, былину, балладу.


А. С. ПУШКИН

      Слово о поэте.
      Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».
      Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. Признаки баллады в произведении. Нравственно-философская проблематика стихотворения. Тема неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства его создания. Образ кудесника, «любимца богов». Символические образы в стихотворении.
      Теория литературы. Баллада. Символический образ.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление стихотворения с фрагментом «Повести временных лет».
      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Ворон к ворону летит...»
      Роман «Дубровский».
      История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их создания. Нравственная проблематика романа. Осуждение беззакония и несправедливости. Образы крестьян. Тема бунта в романе. Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского. Защита чести и достоинства. Романтическая история любви Дубровского и Маши. Традиции авантюрно-приключенческого романа в произведении. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
      Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция. Главные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая характеристика. Тип.
      Развитие речи. Восстановление хронологической последовательности в развитии событий. Краткое изложение эпизода с ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов персонажей.
      Повесть «Выстрел».
      Своеобразие характера Сильвио. Сочетание в герое благородства и эгоизма. Особенности композиции повести. Роль повторяющихся эпизодов. Смена рассказчиков как художественный прием. Смысл финала произведения. Авторское отношение к главному герою. Смысл названия.
      Теория литературы. Цикл. Повесть. Повествователь.
      Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики образа Сильвио.
      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель».


«ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)

      Особенности словесного портрета. Портрет как одно из средств характеристики образа персонажа. Портретные детали. Примерный план анализа портрета персонажа. Сопоставление портретных описаний двух персонажей. Сопоставление словесного портрета героя литературного произведения и его живописной (или графической) интерпретации.


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения «Парус», «Листок».
      Картины природы как средство выражения эмоционального состояния лирического героя и его мировосприятия, жизненной позиции. Своеобразие лирического героя Лермонтова. Поиски смысла жизни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символическое значение образов природы. Особенности ритмики и строфики.
      Теория литературы. Лирический герой. Лирический сюжет. Символические образы. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Строфа.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Подбор или подготовка иллюстраций к стихотворениям.
      Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Беглец».


А. В. КОЛЬЦОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...».
      Поэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты народной песни в стихотворениях. Образ лирического героя.
      Теория литературы. Лирический герой. Фольклорные образы в литературном произведении. Белый стих.
      Развитие речи. Рассказ о биографии поэта с использованием художественных образов из его стихотворений.
      Внеклассное чтение. А. В. Кольцов. «Лес» («О чем шумит сосновый лес?..»).


И. С. ТУРГЕНЕВ

      Слово о писателе.
      Рассказ «Бежин луг».
      Картины народной жизни и авторские раздумья о судьбах крестьянских детей. Черты русского национального характера в юных героях рассказа. Портрет, описания поступков героев, речевая характеристика и пейзаж как средства создания образов мальчиков, изображения их внутреннего мира и способы выражения авторского отношения. Особенности детского восприятия окружающего мира. Символическое значение пейзажа.
      Теория литературы. Портрет. Пейзаж. Речевая характеристика.
      Развитие речи. Письменная характеристика персонажа с использованием цитат (описаний портрета, поступков героя, его речи и пейзажа).
      Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Певцы».


Ф. И. ТЮТЧЕВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения «Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...».
      Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Символическое значение нарисованных в стихотворениях картин.
      Теория литературы. Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»


А. А. ФЕТ

      Слово о поэте.
      Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы...».
      Нравственная проблематика стихотворения. Параллелизм картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры в преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение авторской позиции.
      Теория литературы. Лирический герой. Лирический адресат. Рифма.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Характеристика способа рифмовки в стихотворении.
      Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»


А. К. ТОЛСТОЙ

      Слово о поэте.
      Баллада «Василий Шибанов».
      Историческая основа баллады. Образ главного героя. Национальные черты в характере Василия Шибанова. Патриотическая тема. Противопоставление Шибанова и князя Курбского. Образ Иоанна Грозного. Нравственная проблематика. Тема преданности и тема предательства. Авторская позиция и способы ее выражения. Своеобразие поэтического языка баллады.
      Теория литературы. Баллада. Характер.
      Развитие речи. Рассказ о биографии поэта и о его оценке событий русской истории с использованием фрагментов баллады.
      Внеклассное чтение. А. К. Толстой. «Курган», «Князь Михайло Репнин».


Н. А. НЕКРАСОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворение «Железная дорога».
      Картины народной жизни в стихотворении. Образ русской природы. Собирательный образ народа-труженика и народа-страдальца. Своеобразное выражение веры поэта в русский народ. Особенности лирического повествования в стихотворении. Образы Вани и «доброго папаши», их художественная функция в произведении. Смысл названия.
      Теория литературы. Собирательный образ. Лирический герой. Лирический адресат. Контраст.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Характеристика собирательного образа русского народа с использованием цитат.
      Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Школьник».


Н. С. ЛЕСКОВ

      Слово о писателе.
      Рассказ «Левша».
      Изображение особенностей русского национального характера. Образы талантливых русских умельцев. Образ левши и средства его создания. Фольклорные традиции в рассказе. Смысл названия. Проблема народа и власти. Комическое и трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира произведения. Образ повествователя. Особенности сказовой манеры повествования у Лескова. Словотворчество.
      Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ предмета.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказа. Устные ответы на вопросы о художественной функции отдельных образов предметов в произведении. Составление плана характеристики литературного героя.
      Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах».


«СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ»
(практикум)

      Биография как литературный жанр. Художественные, научные, популярные биографии, биографические очерки. Особенности содержания, композиции и речевого оформления сообщения о биографии писателя. Подготовка сообщения о биографии писателя на основе справочной литературы.

      Л. Н. ТОЛСТОЙ

      Слово о писателе.
      Повесть «Детство» (избранные главы).
      Образ Николеньки. Жизнь в восприятии ребенка. Изображение внутреннего мира юного героя, сложности его переживаний. Нравственные проблемы в повести. Тема семьи. Образы родителей. Картины русской жизни. Образы крестьян, слуг. Роль внутренних монологов Николеньки в раскрытии характера героя. Особенности повествования от первого лица (герой-повествователь). Роль художественной детали в создании образов персонажей.
      Теория литературы. Автобиографическое произведение. Повествование от первого лица. Художественная деталь. Внутренний монолог.
      Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики одного из персонажей повести. Устный психологический портрет главного героя повести с использованием цитат.
      Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Отрочество».


«СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)

      Развитие представлений о сочинении на литературную тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ темы и составление развернутого плана сочинения. Подбор цитат, необходимых для характеристики персонажа (описаний портрета, поступков героя и др.).


А. П. ЧЕХОВ

      Слово о писателе.
      Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон».
      Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские комментарии, речь героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества. Использование приема антитезы в построении системы персонажей. Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.
      Теория литературы. Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая характеристика.
      Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы о роли художественной детали в произведении.
      Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев».


«НОНСЕНС И АБСУРД В ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)

      Л. Кэрролл
      «Алиса в Стране чудес» (фрагменты).
      «Верлиока» (из «Алисы в Зазеркалье»).
      Э. Лир
      Лимерики.
      Г. К. Честертон
      «Единение философа с природой».
      А. П. Чехов
      «Задачи сумасшедшего математика».
      Д. Хармс
      «День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная кошка».
      Особенности литературы нонсенса и абсурда. Необычные образы. Авторская позиция. Языковые средства создания комического. Приемы языковой игры.
      Теория литературы. Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Комическое.
      Развитие речи. Сочинение лимериков.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

М. ГОРЬКИЙ

      Слово о писателе.
      Повесть «Детство» (избранные главы).
      Образ Алеши. Факторы становления личности героя. Образы бабушки и деда Каширина. Роль второстепенных персонажей в повести. Неоднозначность характеров персонажей. Развитие традиций Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира ребенка. Авторская позиция в повести.
      Теория литературы. Автобиографическое произведение. Главные и второстепенные персонажи.
      Развитие речи. Цитатный план характеристики одного из второстепенных персонажей повести. Выявление черт автобиографического произведения в ранее изученном и самостоятельно прочитанном.
      Внеклассное чтение. М. Горький. «В людях».


А. И. КУПРИН

      Слово о писателе.
      Рассказ «Чудесный доктор».
      Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Социальная и нравственная проблематика произведения, его гуманистическая направленность. Развитие традиции жанра святочного рассказа.
      Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ.
      Развитие речи. Сочинение о герое литературного произведения с выражением собственного отношения к нему.


В. В. МАЯКОВСКИЙ

      Слово о поэте.
      Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
      Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Образ толпы. Особенности решения темы одиночества человека. Образ лошади. Использование развернутой метафоры в стихотворении. Гуманистическое звучание произведения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие системы стихосложения, ритмики и строфики. Художественная функция словотворчества и звукописи.
      Теория литературы. Лирический герой. Метафора. Тоническая система стихосложения. Словотворчество. Звукопись.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Беседа о нравственном содержании центрального образа. Устная характеристика лирического героя стихотворения.


«ТОНИЧЕСКАЯ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ»
(практикум)

      Обобщение сведений о знакомых учащимся системах стихосложения. Сопоставление тонического стиха народной поэзии и лирики В. В. Маяковского. Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведений.


А. П. ПЛАТОНОВ

      Слово о писателе.
      Рассказ «В прекрасном и яростном мире».
      Проблема выбора человеком жизненного пути, осознания своего места в мире. Тема творческого труда. Образ героя-рассказчика. Смысл имени персонажа. Символический образ железной дороги. Смысл названия рассказа. Своеобразие языка платоновской прозы.
      Теория литературы. Образ героя-рассказчика. Символический образ.
      Развитие речи. Устный ответ на вопрос, связанный с нравственной оценкой содержания образа персонажа.
      Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «Корова».


М. М. ПРИШВИН

      Слово о писателе.
      Сказка-быль «Кладовая солнца».
      Взаимодействие мира человека и мира природы. Образы Насти и Митраши, средства их создания. Роль портретной детали в описании характера. Проблема становления личности. Нравственная проблематика. Авторская позиция в произведении. Вера писателя в человека, его природную доброту и мудрость. Художественная функция истории Травки и Антипыча, рассказа о ели и сосне. Смысл названия и жанрового определения произведения.
      Теория литературы. Сказка-быль. Символический образ. Портретная деталь.
      Развитие речи. Выбор заглавий для основных частей (глав) произведения. Письменная сопоставительная характеристика портретов Насти и Митраши.
      Внеклассное чтение. М. М. Пришвин. «Золотой луг».


«СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ»
(практикум)

      Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей (портрет, поступки, характер, привычки, отношение к окружающим и к природе, отношение к герою других персонажей, авторское отношение и др.). Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике Насти и Митраши (или персонажей других, ранее изученных произведений).


Н. М. РУБЦОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние».
      Изображение родной природы в стихотворениях. Фольклорные традиции. Лирический герой и особенности его мировосприятия.
      Теория литературы. Лирический герой. Тема. Идея.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «В горнице».


В. Г. РАСПУТИН

      Слово о писателе.
      Рассказ «Уроки французского».
      Изображение в рассказе трудностей послевоенного времени. Образ главного героя. Нравственная проблематика произведения. Образ учительницы. Смысл названия рассказа. Авторская позиция и способы ее выражения.
      Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения.
      Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании образа персонажа.
 


«ЖАНР ПЕСНИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
(обзор)

 
      А. Ф. Мерзляков
      «Среди долины ровныя...».
      А. А. Дельвиг
      «Русская песня» («Соловей, мой соловей...»).
      П. А. Вяземский
      «Еще тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»).
      Ф. Н. Глинка
      «Узник» («Не слышно шуму городского...»).
      И. И. Козлов
      «Вечерний звон».
      А. А. Григорьев
      «О, говори хоть ты со мной...».
      Б. Ш. Окуджава
      «Арбатский романс».
      В. С. Высоцкий
      «Кони привередливые».
      Традиции народной поэзии в песенной лирике русских поэтов. Романс как разновидность лирических произведений.
      Теория литературы. Народная песня. Романс.
      Развитие речи. Подготовка устных сообщений о русском романсе


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

      Слово о писателе.
      Повесть-сказка «Маленький принц».
      Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца.
      Теория литературы. Философская сказка. Притча. Метафора. Аллегория. Символ.
      Развитие речи. Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в литературе. Устное описание маленького принца. Сочинение-миниатюра, раскрывающее содержание цитаты из повести.
      Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».


«ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)

      А. А. Бестужев-Марлинский
      «Испытание».
      Н. В. Гоголь
      «Вий».
      А. П. Чехов
      «Степь».
      А. Н. Толстой
      «Детство Никиты».
      Жанровые признаки повести как среднего эпического жанра. Отличие повести от рассказа. Особая роль повествователя и его точки зрения в повести. Отдельные жанровые разновидности повести по характеру тематики (социально-бытовые, психологические, автобиографические, юмористические, научно-фантастические, детективные и др.).
      Теория литературы. Эпос. Повесть. Повествователь.
      Развитие речи. Письменные отзывы о самостоятельно прочитанных повестях. Взаимные рекомендации повестей разной тематики для самостоятельного чтения.
<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>