Чертов В. Ф. Литература. 5—11 классы


ПЯТЫЙ КЛАСС

(70/105 часов)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ


      Виды деятельности:
      а) чтение
      • Чтение литературных произведений, включенных в программу.
      • Выразительное чтение (в том числе наизусть) басен, фрагментов лирических и эпических произведений.
      • Внеклассное чтение произведений на сходную тему.
      б) анализ
      • Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего значения и наличия оценочного значения в словесном образе.
      • Выявление в тексте разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).
      • Выделение в сюжете литературного произведения отдельных эпизодов.
      • Определение темы и идеи литературного или фольклорного произведения.
      • Выявление признаков отдельных жанров (литературной сказки, басни, рассказа) в литературном произведении.
      • Объяснение художественной функции отдельных изобразительно-выразительных средств.
      • Наблюдения над особенностями ритма и рифмы в стихотворном произведении, определение двусложных (ямб, хорей) и трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) стихотворных размеров.
      в) развитие устной и письменной речи
      • Разные виды пересказа (подробный, сжатый, выборочный) эпического произведения.
      • Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
      • Составление плана небольшого эпического произведения (сказки фольклорной и литературной, рассказа), в том числе цитатного плана.
      • Отзыв о самостоятельно прочитанном прозаическом произведении.
      • Составление краткой аннотации к литературному произведению.
      • Рекомендация одноклассникам литературного произведения на сходную тему.
      • Составление вопросов, связанных с анализом художественного образа, и развернутые ответы на эти вопросы.
 
      Термины:
      • Литература как искусство слова.
      • Художественный образ.
      • Миф и сказка.
      • Фольклор и литература.
      • Сказка фольклорная и сказка литературная.
      • Фольклорные жанры (сказка, песня, загадка, пословица, поговорка).
      • Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, литературная сказка, басня).
      • Драматическое произведение. Монолог. Диалог.
      • Тема произведения.
      • Идея произведения (мораль в басне).
      • Сюжет. Эпизоды. Пейзаж.
      • Литературный герой. Персонаж. Лирический герой.
      • Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, символ, сравнение, гипербола, звукопись, аллегория).
      • Фантастика.
      • Юмор.
      • Ритм, рифма. Способы рифмовки.
      • Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих (в басне).


ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
(вводный урок)

      Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщенность, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намек» и как одно из средств коммуникации.


МИФОЛОГИЯ

      «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».
      Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.
      Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория.
      Развитие речи. Устное или письменное изложение мифа. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.
      Связь с другими видами искусства. Мифы в различных видах искусства.
      Внеклассное чтение. Мифы о Нарциссе, Фаэтоне, состязании Пана с Аполлоном. А. С. Кайсаров. «Славянская и российская мифология» (фрагменты).


РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

      Пословицы. Поговорки. Загадки.
      Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Сравнения и гиперболы в поговорках. Загадка как метафора, вид словесной игры.
      Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».
      Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке. Основные темы и образы русского фольклора.
      Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Народные сказки (волшебные, бытовые, о животных). Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет. Повтор.
      Связь с другими видами искусства. Сказочные образы в изобразительном искусстве.
      Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Сочинение загадок. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.


ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(обзор)

      Ш. Перро
      «Золушка».
      Х.-К. Андерсен
      «Снежная королева».
      А. Погорельский
      «Черная курица, или Подземные жители».
      В. Ф. Одоевский
      «Городок в табакерке».
      ВМГаршин
      «Attalea Princeps».
      Р. Киплинг
      «Маугли».
      Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.
      Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от фольклорной сказки.
      Развитие речи. Сочинение сказки. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.


«НАПИСАНИЕ АННОТАЦИИ»
(практикум)

      Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам, антологиям. Примерный план аннотации. Возможность оценки произведения в аннотации. Самостоятельная работа над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику литературных сказок.


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

      «Повесть временных лет» (фрагменты «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке»).
      Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Повести временных лет». Образы русских князей. Нравственные проблемы в «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.
      Теория литературы. Летопись. Повесть. Древнерусская повесть. Сказание.
      Развитие речи. Письменная работа о летописце и его труде.
      Связь с другими видами искусства. Древнерусская миниатюра «Летописец Сильвестр». «Нестор-летописец» В. М. Васнецова. Образы героев Древней Руси в изобразительном искусстве.
      Внеклассное чтение. «Сказание о Белгородском киселе» (из «Повести временных лет»). «Повесть о разорении Рязани Батыем».


«ЖАНР БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)

      Эзоп
      «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей».
      Федр
      «Лисица и Ворон», «Лисица и Аист».
      Ж. Лафонтен
      «Желудь и Тыква».
      Г. Э. Лессинг
      «Свинья и Дуб», «Ворон и Лиса».
      А. П. Сумароков
      «Ворона и Лиса».
      И. И. Дмитриев
      «Дуб и Трость».
      Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII—XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов и образов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи (морали).
      Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория. Идея (мораль) басни.
      Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

И. А. КРЫЛОВ

      Слово о баснописце.
      Басни «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под Дубом».
      Широко распространенные и оригинальные сюжеты в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развернутое сравнение как основной принцип построения басни. Национальное своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях.
      Теория литературы. Аллегория. Идея (мораль) басни. Вольный стих.
      Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть. Сопоставление басен И. А. Крылова с баснями других авторов со сходными сюжетами. Сочинение-миниатюра на основе басенной морали (или сочинение собственной басни).
      Внеклассное чтение. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей».


А. С. ПУШКИН

      Слово о поэте.
      Стихотворения «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро».
      Реальная основа стихотворения и художественный образ няни. Обращения, эпитеты, гипербола, особая задушевная интонация и другие средства создания образа, выражения эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в стихотворениях. Изображение природы и настроения человека. Средства создания образа человека и образа природы.
      Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сочинение-миниатюра с использованием сравнений, эпитетов, метафор.
      Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Няня».
      «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
      Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Добрые и злые персонажи. Образ царевны и традиционные сказочные образы доброй, скромной, трудолюбивой девушки. Конечное торжество добра над злом в сказке. Отражение в сказке народных представлений о подлинной красоте и нравственности. Поучительный характер сказки.
      Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента сказки наизусть. Подготовка спектакля или киносценария. Рассказ об одном из образов и средствах его создания.
      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».


«ПРОЗА И ПОЭЗИЯ КАК ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ»
(практикум)

      Ритм в художественной прозе и поэзии. Сопоставление ритмической организации стихотворения И. А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Особенности стихотворной речи (ритм, метр). Двусложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих. Рифма (точная, неточная). Белый стих. Способы рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая). Определение стихотворного размера, способа рифмовки. Сочинение стихотворных загадок, моноримов, стихотворений с определенным стихотворным размером, способом рифмовки.


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворение «Бородино».
      История создания стихотворения. Образы русских солдат («богатырей») и образ Бородинской битвы. Рассказ старого солдата как форма изображения Бородинской битвы. Приемы создания образа боя. Основная идея стихотворения.
      Теория литературы. Реальное историческое событие и его образ в литературе. Ритм, рифма. Звукопись.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть.
      Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина», «Два великана».


Н. В. ГОГОЛЬ

      Слово о писателе.
      Повесть «Ночь перед Рождеством».
      Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и христианские начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Сочетание лиризма и юмора в повести.
      Теория литературы. Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента повести. Составление цитатного плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента повести с кратким обоснованием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.
      Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала».


«ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(обзор)

      А. С. Пушкин
      «Унылая пора! очей очарованье!..» (отрывок из стихотворения «Осень»), «Вот север, тучи нагоняя...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»).
      Ф. И. Тютчев
      «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится...», «Чародейкою Зимою...», «Есть в осени первоначальной...».
      А. А. Фет
      «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...».
      А. К. Толстой
      «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...».
      И. А. Бунин
      «Лес, точно терем расписной...» (отрывок из стихотворения «Листопад»).
      Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени года.
      Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения или фрагмента наизусть. Описание любимого времени года с использованием цитат из литературных произведений. Составление поэтической антологии об одном из времен года.


И. С. ТУРГЕНЕВ

      Слово о писателе.
      Повесть «Муму».
      Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования, авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.
      Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.
      Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою.
      Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Воробей».


Н. А. НЕКРАСОВ

      Слово о поэте.
      Стихотворение «Крестьянские дети».
      Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.
      Теория литературы. Собирательный образ. Речевая характеристика. Диалог. Ритм.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента стихотворения наизусть. Устный ответ на вопрос с использованием цитаты из стихотворения.
      Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».


Л. Н. ТОЛСТОЙ

      Слово о писателе.
      Рассказ «Кавказский пленник».
      Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.
      Теория литературы. Сюжет. Эпизод.
      Развитие речи. Составление цитатного плана рассказа. Подробный пересказ эпизода от лица одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа с использованием цитирования.


«ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ»
(практикум)

      Определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, средства создания художественного образа. Примерный план рассказа о заглавном образе произведения. Составление рассказа об одном из образов (на материале рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»).


А. П. ЧЕХОВ

      Слово о писателе.
      Рассказ «Мальчики».
      Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.
      Теория литературы. Юмор.
      Развитие речи. Написание рассказа, содержащего комические эпизоды, на основе личных впечатлений.
      Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия».


«ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)

      В. Гюго
      «Отверженные» («Козетта», «Гаврош»).
      Ч. Диккенс
      «Оливер Твист» (фрагменты).
      М. Твен
      «Приключения Тома Сойера».
      О. Генри
      «Вождь краснокожих».
      Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.
      Теория литературы. Образ персонажа и средства его создания (портрет, описание поступков, речь).
      Развитие речи. Устный отзыв о понравившемся литературном произведении. Презентация книги, сборника, литературного журнала для школьников.


«ПИСЬМЕННЫЙ ОТЗЫВ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)

      Примерный план письменного отзыва о литературном произведении. Чтение фрагментов отзывов, принадлежащих известным писателям, критикам и посвященных знакомым пятиклассникам произведениям. Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении.


«ОБРАЗ РОДИНЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ»
      (обзор)

      И. С. Никитин
      «Русь».
      А. К. Толстой
      «Край ты мой, родимый край...».
      И. А. Бунин
      «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».
      И. Северянин
      «Запевка».
      Н. М. Рубцов
      «Родная деревня».
      Картины родной природы, обращение к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.
      Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня. Характер.
      Развитие речи. Составление поэтической антологии.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

И. А. БУНИН

      Слово о поэте.
      Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...».
      Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.
      Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Символ.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Солнечные часы».


С. А. ЕСЕНИН

      Слово о поэте.
      Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...».
      Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.
      Теория литературы. Фольклорные образы. Метафора. Эпитет. Сравнение.
      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
      Внеклассное чтение. С. А. Есенин. «Песнь о собаке».


П. П. БАЖОВ

      Слово о писателе.
      Сказ «Медной горы Хозяйка».
      Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.
      Теория литературы. Сказ. Сказовая манера повествования. Сказ и сказка.
      Развитие речи. Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования.
      Внеклассное чтение. П. П. Бажов. «Синюшкин колодец».


А. С. ГРИН

      Слово о писателе.
      Повесть «Алые паруса».
      Мечта и реальная действительность в повести. Образы Ассоль и Грея. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. Смысл названия повести.
      Теория литературы. Образы предметов. Символ.
      Развитие речи. Описание одного из символических образов с использованием цитат.
      Внеклассное чтение. А. С. Грин. «Зеленая лампа».


«ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)

      Начальное представление о теме и идее литературного произведения. «Вечные» темы в литературе. Взаимодействие нескольких тем в одном произведении. Идея произведения и возможные способы ее выражения. Краткая характеристика тематики и идейного содержания произведения (на материале басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом», стихотворения С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...», повести А. С. Грина «Алые паруса»).


А. П. ПЛАТОНОВ

      Слово о писателе.
      Рассказ «Неизвестный цветок».
      Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя.
      Теория литературы. Обобщающее значение художественного образа. Символ. Язык произведения. Рассказ.
      Развитие речи. Устные ответы на вопросы с использованием цитат из рассказа.
      Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «Цветок на земле».


С. Я. МАРШАК

      Слово о поэте.
      Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
      Фольклорные (сказочные) традиции в пьесе-сказке. Поучительный смысл произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов.
      Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса-сказка. Монолог. Диалог.
      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов по ролям.


«МОНОЛОГ И ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА В ЭПИЧЕСКИХ, ДРАМАТИЧЕСКИХ И ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ»
(практикум)

      Начальное представление об эпосе, драме и лирике как литературных родах. Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных эпических, драматических и лирических произведениях. Начальное представление о речевой характеристике персонажа.


«ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ВОЕННОЙ ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ»
(обзор)

      А. Т. Твардовский
      «Рассказ танкиста».
      В. П. Катаев
      «Сын полка».
      Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.
      Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени, об участниках Великой Отечественной войны.


В. П. АСТАФЬЕВ

      Слово о писателе.
      Рассказ «Васюткино озеро».
      Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.
      Теория литературы. Пейзаж.
      Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента рассказа с использованием цитирования.
      Внеклассное чтение. В. П. Астафьев. «Удар сокола».


«ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ»
(обзор)

      Дж. Лондон
      «Белый клык».
      Э. Сетон-Томпсон
      «Королевская аналостанка».
      Ю. П. Казаков
      «Арктур — гончий пес».
      В. П. Астафьев
      «Жизнь Трезора».
      Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.
      Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных или письменный ответ на вопрос об одном из образов животных с использованием цитат.


«ЖАНР РАССКАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)

      А. П. Чехов
      «Хирургия».
      А. Конан Дойл
      «Камень Мазарини».
      М. М. Зощенко
      «Галоша».
      Р. Брэдбери
      «Все лето в один день».
      Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в рассказе. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный.
      Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах. Взаимные рекомендации юмористических, фантастических и детективных рассказов для самостоятельного чтения.

<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>