Ерёмина О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки


Николай Алексеевич Заболоцкий

3 часа

      Стихотворения Н. А. Заболоцкого ранее уже включались в учебники-хрестоматии по литературе под редакцией В. Я. Коровиной и, соответственно, изучались на уроках.
      7 класс — «Я воспитан природой суровой...».
      8 класс — «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...».
      9 класс — «Я не ищу гармонии в природе...», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «Завещание».
      В учебнике для 9 класса помещена небольшая статья о жизни Заболоцкого.
      Глубина изучения указанных стихотворений могла быть разной, поэтому выстраивать работу над темой надо будет, исходя из того, какие знания сохранились у детей.
      Программа предлагает изучение творчества Заболоцкого монографически со следующими формулировками:
      «Стихотворения из сборника „Столбцы“, поэма „Торжество земледелия“, „Ночной сад“, „Метаморфозы“, „Я не ищу гармонии в природе“, „Слепой“, „Старая актриса“, „Некрасивая девочка“, „Где-то в поле возле Магадана...“, „Лебедь в зоопарке“ (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
      Драматическая судьба поэта. Сближение с обэриутами в начале творческого пути. Необычность поэтики „Столбцов“, первой книги поэта. Человек и природа в поэзии Заболоцкого. Эволюция индивидуального стиля поэта от сложности „высокого косноязычия“ к ясности и прозрачности стиха. Мысль — Образ — Музыка в поэзии Заболоцкого.
      Теория литературы. Эволюция стиля поэта».
      
      Как видим, два стихотворения дублируются в списках уже прочитанного и предлагаемого для изучения. Количество произведений велико, особенно если учитывать тот факт, что стихи Заболоцкого невозможно понять с первого раза. Чтобы вникнуть в их смысл, требуется вдумчиво прочитать их несколько раз.
      Что же нам дает хрестоматия?
      «Завещание», «Читая стихи» и «О красоте человеческих лиц».
      То есть ни одного стихотворения из названных в программе.
      В практикуме главы, посвященной Заболоцкому, нет.
      В учебнике глава «Н. А. Заболоцкий» написана А. М. Турковым. Она включает в себя параграфы «Начало пути», «Столбцы», «Зарождение главной темы», «Воля и упорство», «Годы испытаний», «Расширение тематики» и «Мысль — Образ — Музыка». Глава дает довольно ясное представление о жизненном пути Заболоцкого, однако в ней не надо искать четкого соответствия формулировкам программы или анализа данных в программе стихотворений. На наш взгляд, эта глава целиком будет понятна и с интересом прочитана только такими школьниками, которые уже познакомились с творчеством Заболоцкого и найдут в ней подтверждение тому, что они могли смутно почувствовать сами.
      Как же учителю работать с этим материалом?

      В «Поурочном планировании по литературе» к учебнику-хрестоматии 9 класса1 мы предлагали учителю такой путь: на первом уроке после краткого знакомства с биографией поэта обратиться к теме «Проблема внешней и внутренней красоты в стихотворениях „О красоте человеческих лиц“, „Некрасивая девочка“, „Старая актриса“».
      На втором уроке — прочитать стихотворения «Журавли», «Лебедь в зоопарке» и побеседовать на тему «Человек и природа в стихотворениях Заболоцкого», опираясь именно на прочитанные тексты. Затем обратимся к известным песням на стихи поэта, что поможет сделать восприятие творчества Заболоцкого более живым.
      При этом предполагалось, что подробно тема взаимодействия человека и природы будет изучаться в 11 классе, после знакомства школьников в 10 классе с соответствующей трактовкой этой темы в произведениях Ф. И. Тютчева.
      Можно предложить несколько вариантов распределения тем и произведений по урокам в зависимости от того, что было изучено, насколько сильный и заинтересованный класс у конкретного учителя и, что не менее важно, насколько сам учитель готов работать с заданными темами.
      Вариант 1. (Класс не сильный, Заболоцкого почти не помнят.)
      Урок первый. Страницы биографии поэта. «Столбцы» — два-три стихотворения для ознакомления (например: «Движение», «Свадьба» — гротескное изображение людей). Изменение стиля поэта. Изображение психологической глубины человеческой личности и проблема внешней и внутренней красоты в стихотворениях «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса».
      Урок второй. Человек и природа в поэзии Заболоцкого: «Лебедь в зоопарке», «Журавли», «Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание».
      Вариант 2. (Класс сильный, Заболоцкого помнят, в 9 классе изучали тему «Проблема внешней и внутренней красоты...».)
      Урок первый. Драматическая судьба поэта. Первый этап творческого пути: сближение с обэриутами. Необычность поэтики «Столбцов». Второй — развитие темы человека и природы в поэзии Заболоцкого («Ночной сад», «Вчера, о смерти размышляя...», «Метаморфозы»).
      Урок второй. Третий этап творческого пути поэта: развитие темы взаимодействия человека и природы («Слепой», «Я не ищу гармонии в природе...», «Гроза»). «Огонь сочувствия» в творчестве поэта («Где-то в поле возле Магадана...», «Противостояние Марса»).
      Урок третий. Цикл Н. А. Заболоцкого «Последняя любовь».
      
      Мы подробно изложим второй вариант работы, намеренно предлагая больше информации, чем может воспринять класс за время урока. Учитель сам отберет то, что ему покажется наиболее важным.
      Необходимо оговорить еще один момент: названная в программе поэма «Торжество земледелия» слишком велика и сложна, чтобы успеть ее изучить в столь краткий срок. Обсуждать же ее бегло вряд ли стоит, поэтому мы предлагаем ограничиться лишь упоминанием о ней.

Урок первый

Драматическая судьба поэта. Первый этап творческого пути: сближение с обэриутами. Необычность поэтики «Столбцов». Второй этап: развитие темы человека и природы в поэзии Н. А. Заболоцкого («Ночной сад», «Вчера, о смерти размышляя...», «Метаморфозы»)

      I. Актуализация знаний. В начале главы мы уже перечисляли стихотворения, которые были предложены учебниками-хрестоматиями ранее. Как можно вспомнить то, что было изучено? Пути могут быть различными. Если какие-либо стихотворения раньше были заданы наизусть и читались детьми перед классом в хорошей эмоциональной атмосфере, если в классе практиковалось коллективное чтение вслух, то достаточно будет учителю начать читать, как старшеклассники вспомнят стихотворение и смогут подключиться к чтению.
      Другой путь: можно дать нескольким ученикам опережающее задание — повторить стихотворения и прочитать их выразительно. Если при изучении стихотворений учитель привлекал какие-либо изобразительные средства (картины, фотографии, видеоматериал) или музыкальное оформление, хорошо было бы продемонстрировать их на уроке, воздействуя тем самым на ассоциативное мышление и память.
      Если тексты стихотворений — даже тех, что были выучены когда-то наизусть, — дети помнят слабо, можно одно из распечатанных крупным шрифтом стихотворений разрезать на строки или на две строки и предложить одной рабочей группе (из двух-четырех человек) его собрать и затем выразительно прочитать. У Заболоцкого стихотворения длинные, их можно разделить на две-три части, разрезать каждую часть и раздать, соответственно, двум-трем группам. Когда они сложат стихотворение, предложить выяснить, в какой последовательности идут эти части.
      Какой бы способ актуализации знаний мы ни выбрали, важно, чтобы не мы напомнили ученикам о Заболоцком, а они рассказали нам о поэте.

      II. Драматическая судьба поэта. Первый этап творческого пути: сближение с обэриутами. Необычность поэтики «Столбцов»
      Начать разговор можно с чтения параграфа «Начало пути»
соответствующей главы учебника (с. 186). Запишем, как обычно, имя поэта, годы его жизни. Ученики читают параграф вслух, затем записываем опорные факты и дополняем новыми.
      1922 — первая публикация стихов в машинописном студенческом журнале, статья «О сущности символизма».
      1925 — год окончания Педагогического университета имени А. И. Герцена (отделение языка и литературы общественно-экономического факультета). Сближение с обэриутами.
      ОБЭРИУ — объединение реального искусства (Д. Хармс, А. Введенский). Надо не только «организовывать вещи смыслом», но вырабатывать «органически новое мироощущение». Главное кредо Хармса и его товарищей в жизни и стихах — «театрализация жизни», алогизмы.
      1928 — ОБЭРИУ проводит вечер «Три левых часа» с постановкой пьесы Хармса «Елизавета Бам». В декларации ОБЭРИУ об этом было написано так: «Поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статичной фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях. В момент действия предмет принимает новые конкретные очертания, полные действительного смысла. Действие, перелицованное на новый лад, хранит в себе „классический“ отпечаток и в то же время представляет в себе широкий размах обэриутского мироощущения».
      1928 — стихотворная книжка для детей «Хорошие сапоги».
      1929 — «Столбцы» (бурная дискуссия в прессе).
      Здесь учебники можно закрыть, потому что разговор о «Столбцах» возможен только тогда, когда ученики знают хотя бы несколько стихотворений.
      Итак, бурная дискуссия в прессе. Чем же она была порождена? Для того чтобы ответить на вопрос, предложим школьникам послушать и обсудить несколько стихотворений.

Движение

Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.
И бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.

1927


      — Какое ощущение вызвало у вас это стихотворение? Что вы поняли? Ученики, скорее всего, ответят, что не поняли ничего. Прочитаем текст еще раз.
      — В каком году написано стихотворение? (Вопрос возможен, если у учеников тексты с датами.) Какую книгу в это время готовил к печати Заболоцкий?
      — С какой точки вы смотрели бы на извозчика? В каком положении надо находиться, чтобы он казался сидящим на троне?
      — Давайте попробуем представить, что мы маленькие дети, например двух-трех лет. Точка, с которой дети смотрят на мир, гораздо ниже привычной для взрослых.
      Первое четверостишие становится понятным. Неясно только, почему борода «лежит, монетами звеня». Вспомним, как рисуют бороды святых на иконах: светлыми колечками, действительно похожими на золотые монетки.
      Второе четверостишие: с точки зрения ребенка, который знает, что у человека есть руки и ноги, передние ноги коня — это те же руки. Конь вытягивается, напрягаясь, «как налим» (рыба влажная — чешуя блестит).
      — Как вы понимаете две последние строки?
      Когда конь скачет быстро, то кажется, что у него не четыре ноги, а намного больше. И если смотреть снизу, с точки зрения ребенка, то ноги словно бы отражаются в блестящей от влаги шерсти живота.
      — Почему же стихотворение названо «Движение»? Ведь в нем нет этого слова?
      Движение мы понимаем только по отношению к недвижимому (вспомним, как мы узнаем, что поезд тронулся). Извозчик неподвижен, как царь на троне, а конь стремительно скачет. Из этого противоречия рождается движение.
      Если надо, прочитаем стихотворение «Движение» еще раз — «на чистовик».
      Послушаем следующее стихотворение. Успех его у детей будет зависеть от актерского таланта учителя (не забываем о стремлении обэриутов к театрализации). Мы выбираем именно его, так как здесь нарисована чрезвычайно живописная картина.

Рыбная лавка

И вот, забыв людей коварство,
Вступаем мы в иное царство.
Тут тело розовой севрюги,
Прекраснейшей из всех севрюг,
Висело, вытянувши руки,
Хвостом прицеплено на крюк.
Под ней кета пылала мясом,
Угри, подобные колбасам,
В копченой пышности и лени
Дымились, подогнув колени,
И среди них, как желтый клык,
Сиял на блюде царь-балык.

О самодержец пышный брюха,
Кишечный бог и властелин,
Руководитель тайный духа
И помыслов архитриклин!
Хочу тебя! Отдайся мне!
Дай жрать тебя до самой глотки!
Мой рот трепещет, весь в огне,
Кишки дрожат, как готтентотки.
Желудок, в страсти напряжен,
Голодный сок струями точит,
То вытянется, как дракон,
То вновь сожмется, что есть мочи,
Слюна, клубясь, во рту бормочет,
И сжаты челюсти вдвойне...
Хочу тебя! Отдайся мне!
      
Повсюду гром консервных банок,
Ревут сиги, вскочив в ушат.
Ножи, торчащие из ранок,
Качаются и дребезжат.
Горит садок подводным светом,
Где за стеклянною стеной
Плывут лещи, объяты бредом,
Галлюцинацией, тоской,
Сомненьем, ревностью, тревогой...
И смерть за ними, как торгаш,
Поводит бронзовой острогой.
      
Весы читают «Отче наш»,
Две гирьки, мирно встав на блюдце,
Определяют жизни ход,
И дверь звенит, и рыбы бьются,
И жабры дышат наоборот.

1928
    
      — Что поразило вас в этом стихотворении?
      После ответов, которые могут быть чрезвычайно разнообразны, зададим вопрос для размышления:
      — В 1922 году Заболоцкий пишет статью «О сущности символизма». Какое отношение имеют его раздумья о символизме к стихотворению «Рыбная лавка»?
      Символисты считали, что мир видимый — это только отблеск «от незримого очами» (В. Соловьев). Они стремились видеть не вещь и не явление, а их скрытый смысл. Когда маятник сильно отклоняется в одну сторону, он должен обязательно так же сильно отклониться в другую сторону. Акмеисты сказали, что надо вернуть вещи ее первоначальный смысл, что роза хороша сама по себе. В поэзии акмеистов маятник как бы проходил через точку «ноль», чтобы отклониться дальше в противоположную сторону.
      У Заболоцкого маятник вновь достиг верхней точки, но на другом конце дуги: вещь стала самодостаточной, самодовлеющей, самозабвенно выпячивающей свое естество. Она стала самостоятельным действующим лицом в спектакле жизни, изменяясь каждый момент своего бытия. Вот, например, как в стихотворении «Пекарня» описывается печь, из которой только что вынули хлеб:

А печь, наследника родив
И стройное поправив чрево,
Стоит стыдливая, как дева,
С ночною розой на груди.


      Очень важно заострить внимание на стихотворении «Свадьба», в котором особенно отчетливо проявлен уже процитированный тезис из декларации обэриутов: «Действие, перелицованное на новый лад, хранит в себе „классический“ отпечаток и в то же время представляет в себе широкий размах обэриутского мироощущения». Хорошо, если у учеников будут тексты, с которыми можно работать карандашом.

Свадьба

Сквозь окна хлещет длинный луч,
Могучий дом стоит во мраке,
Огонь раскинулся, горюч,
Сверкая в каменной рубахе.
Из кухни пышет дивным жаром.
Как золотые битюги,
Сегодня зреют там недаром
Ковриги, бабы, пироги.
Там кулебяка из кокетства
Сияет сердцем бытия.
Над нею проклинает детство
Цыпленок, синий от мытья.
Он глазки детские закрыл,
Наморщил разноцветный лобик
И тельце сонное сложил
В фаянсовый столовый гробик.
Над ним не поп ревел обедню,
Махая по ветру крестом,
Ему кукушка не певала
Коварной песенки своей:
Он был закован в звон капусты,
Он был томатами одет,
Над ним, как крестик, опускался
На тонкой ножке сельдерей.
Так он почил в расцвете дней,
Ничтожный карлик средь людей.
      
Часы гремят. Настала ночь.
В столовой пир горяч и пылок.
Графину винному невмочь
Расправить огненный затылок.
Мясистых баб большая стая
Сидит вокруг, пером блистая,
И лысый венчик горностая
Венчает груди, ожирев
В поту столетних королев.
Они едят густые сласти,
Хрипят в неутоленной страсти
И, распуская животы,
В тарелки жмутся и цветы.
Прямые лысые мужья
Сидят, как выстрел из ружья,
Едва вытягивая шеи
Сквозь мяса жирные траншеи.
И пробиваясь сквозь хрусталь
Многообразно однозвучный,
Как сон земли благополучный,
Парит на крылышках мораль.
      
О пташка Божья, где твой стыд?
И что к твоей прибавит чести
Жених, приделанный к невесте
И позабывший звон копыт?
Его лицо передвижное
Еще хранит следы венца,
Кольцо на пальце золотое
Сверкает с видом удальца,
И поп, свидетель всех ночей,
Раскинув бороду забралом,
Сидит, как башня, перед балом
С большой гитарой на плече.
      
Так бей, гитара! Шире круг!
Ревут бокалы пудовые.
И вздрогнул поп, завыл и вдруг
Ударил в струны золотые.
И под железный гром гитары
Подняв последний свой бокал,
Несутся бешеные пары
В нагие пропасти зеркал.
И вслед за ними по засадам,
Ополоумев от вытья,
Огромный дом, виляя задом,
Летит в пространство бытия.
А там — молчанья грозный сон,
Седые полчища заводов,
И над становьями народов —
Труда и творчества закон.

1928

      — Сумели ли вы представить картину, нарисованную поэтом?
      — Какие ассоциации вызвал у вас этот стихотворный спектакль?
      — Сколько частей в стихотворении? Как можно их озаглавить?
      1) Приготовление к пиру.
      2) Пир.
      3) Жених.
      4) Танцы.
      Интересная деталь, которая может быть легко замечена учениками, если перед ними есть текст:
      — Найдите в первой и второй частях омонимы. В каких значениях употреблены эти слова? Какой образный ряд они создают?
      В первой части:
Как золотые битюги,
Сегодня зреют там недаром
Ковриги, бабы, пироги.
      Во второй части:

Мясистых баб большая стая
Сидит вокруг, пером блистая.

      Кондитерские изделия уподобляются людям (даже кулебяка кокетничает), а женщины смотрятся как ромовые бабы. Такое смещение создает ситуацию перевернутого мира, где «жабры дышат наоборот» («Рыбная лавка»).
      
      Вопрос для учеников профильных гуманитарных классов:
      — С какими литературными произведениями можно сопоставить первую часть, описывающую приготовление к пиру?
      Важно вспомнить «Евгению. Жизнь Званская» Г. Р. Державина и отрывки из пушкинского «Евгения Онегина», описывающие товарищескую пирушку в Петербурге.

Державин:

Бьет полдня час, рабы служить к столу бегут;
Идет за трапезу гостей хозяйка с хором.
Я озреваю стол — и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором.

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером
Там щука пестрая: прекрасны!


Пушкин:

Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
     

Заболоцкий:

Из кухни пышет дивным жаром.
Как золотые битюги,
Сегодня зреют там недаром
Ковриги, бабы, пироги.
Там кулебяка из кокетства
Сияет сердцем бытия.
Над нею проклинает детство
Цыпленок, синий от мытья.
      


Державин:

Когда же мы донских и крымских кубки вин,
И липца, воронка и чернопенна пива
Запустим несколько в румяный лоб хмелин, —
Беседа за сластьми шутлива.

     

Пушкин:

Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет...

Заболоцкий:

Графину винному невмочь
Расправить огненный затылок.
Мясистых баб большая стая
Сидит вокруг, пером блистая,
И лысый венчик горностая
Венчает груди, ожирев
В поту столетних королев.

     
      В начале третьей части — прямая отсылка к строкам «Птичка божия не знает / Ни заботы, ни труда...». Но при этом птичка — это мораль, которая вдобавок сравнивается со «сном земли благополучным». Представление о «Божьей птичке» переворачивается вопросом «где твой стыд?».
      Вторая и четвертая части — описание праздника в имении Лариных в честь именин Татьяны.

Пушкин:

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.


Заболоцкий:

И пробиваясь сквозь хрусталь
Многообразно однозвучный,
Как сон земли благополучный,
Парит на крылышках мораль.

      Здесь же слышится и «колокольчик однозвучный утомительно гремит». И далее — Пушкин:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы...

      Поэту вторит Заболоцкий:


И под железный гром гитары,
Подняв последний свой бокал,
Несутся бешеные пары
В нагие пропасти зеркал.
И вслед за ними по засадам,
Ополоумев от вытья,
Огромный дом, виляя задом,
Летит в пространство бытия.

      Мы видим, как на первый взгляд совершенно далекое от классики произведение перекликается с классическими текстами, образуя нити культурно-смыслового натяжения.
      В конце «бала» — фантасмагорическая картина полета виляющего задом дома, который летит в пространство бытия («Мастер и Маргарита» еще не написаны). Последняя строфа звучит контрастом ко всему стихотворению, представляя весомый противовес всему описанному и почти афористично утверждая, что главный закон существования народов — это не плотское удовлетворение, а закон труда и творчества.
      
      III. Второй этап: развитие темы человека и природы в поэзии Заболоцкого («Ночной сад», «Вчера, о смерти размышляя...», «Метаморфозы»)

      Слово учителя.
      С 1933 года наступает новый этап в творчестве Заболоцкого. Начинается он с драматического поворота событий: поэма «Торжество земледелия» расценена как пасквиль на коллективизацию. Уже набранный в типографии сборник стихов Заболоцкого запретили.
      Сама же поэма «Торжество земледелия» была совершенно непохожей на многочисленные произведения, посвященные коллективизации. Начинается она с пролога, в котором мужик стоит и смотрит на сельский пейзаж под лозунгом об убыточности трехполья.
      Первая глава «Беседа о душе» повествует о вечерней сходке крестьян, на которой они рассуждают о смертности людей, о том, как природа мучит человека. А в это время в хлеву животные, «душой природы овладев», вели свободный разговор, почти зеркально отражающий разговор людей. Глава вторая «Страдания животных» заключает мысль о том, что именно зверь предназначен «вращать систему колеса», что у зверя тоже есть разум, который человеком не принимается во внимание.
      Третья глава «Кулак, владыка батраков» изображает молящегося кулака, которому пролетающая над ним ночь рисует картины созидательного груда и преображения земли. Приезжают люди («толпа многих ног»), и кулака увозят. Ночь наклоняет телегу в пропасть.
      Глава четвертая «Битва с предками» написана как пьеса. В ней солдат разговаривает с предками о том, для чего живет человек: неужели только для того, чтобы рожать новых людей, которые тоже умрут?
      В главе пятой «Начало науки» начинается утро, вынося «красный атом возрожденья» — солнце. Солдат разговаривает с коровами, рассказывая им свой сон. Ему приснился «животный институт», где коров готовили к тому, чтобы «к сознанию идти».
Корова в формулах и лентах
Пекла пирог из элементов,
И перед нею в банке рос
Большой химический овес.

      Конь удивляется: неужели наконец людям будет нужен разум животных, а не только сила жил? Но солдат убеждает коня, что теперь тяжелый труд будут выполнять трактора, а для животных будут построены кровы «с большими чашками муки».
      Шестая глава «Младенец-мир» — это разговор тракториста и сохи. Тракторист доказывал, что время сохи ушло, пришло время механизации.
      Седьмая глава «Торжество земледелия» опять выводит на сцену солдата, который прославляет земледелие, пение машин и теорию освобождения труда, «добрые науки и колхозы-города». Сам солдат — «природы коновал» — «военное дреколье / На серпы перековал». Кончается поэма похоронами сохи.
      
      Мы видим, что ничего обидного для коллективизации в этой поэме нет, но сам склад стиха и образный ряд, столь отличный от стихов, например, Твардовского с его «Страной Муравией» выглядели в хоре единых голосов как нечто отличное и уже поэтому неправильное.
      Итак, Заболоцкий вынужден заниматься переводами, он создает для детей прозаические переложения романов Ф. Рабле, Д. Свифта, Шарля де Костера. В 1937 году выходит «Вторая книга»: критики говорят о «втором рождении» поэта, избавляющегося от «старых ошибок».
      В это время складывается формула поэтического творчества Заболоцкого: MOM, то есть «Мысль — Образ — Музыка». Под музыкой понимается затаенная гармония всеобщей жизни, родственная гармонии душевной. Подлинными человеческими качествами поэт считает разум и волю.
      В это время в творчестве Заболоцкого все громче начинает звучать тема взаимодействия человека и природы, если говорить шире, разумного и инстинктивного начал всего мироздания. Она появилась уже в «Столбцах», когда природа представлялась тюрьмой, из которой выход только в смерть. Человек — дитя природы и в то же время ее антипод: кочевье деревьев кончено, человек запер их «в решетки под замком» («Ивановы»). Многие стихотворения второго периода творчества Заболоцкого мы можем уже относить к натурфилософской лирике.
      Интерес к этой теме у поэта возник не случайно и зародился не в середине 30-х годов. Мы помним, что отец Заболоцкого был агрономом. Агроном начала XX века — это человек высокой культуры, воспитанный на примерах таких подвижников науки, как К. А. Тимирязев, В. В. Докучаев, П. А. Костычев, Д. П. Прянишников. К науке возделывания земли они относились как к важнейшему делу, стремясь поставить ее, по словам Тимирязева, на прочные основания химии и физики. Агроном в то время — это не исполнитель предписаний и распоряжений, а активный исследователь тайн природы и в то же время популяризатор этих знаний. Чтобы вы могли представить себе, как относились русские ученые к природе и положению народа, приведем несколько высказываний.
      К. А. Тимирязев: «Зеленый цвет не случайное только свойство растения. Оно зелено потому, что от этого именно цвета зависит его важнейшее отправление. В зеленом цвете, этом самом широко распространенном свойстве растения, лежит ключ к пониманию главной космической роли растения в природе». (Публичная лекция, прочитанная в марте 1886 г., «Почему и зачем растение зелено»2.)
      К. А. Тимирязев: «Для всех равная красота природы, всестороннее воспроизведение ее искусством так же, как изучение равных для всех законов природы, положат предел тому разброду мысли, которым тяготится современное человечество. То, что было источником разлада для отцов, послужит сближению детей. Искусство и наука лягут в основу нового союза между людьми...» («Наука и свобода», 19193.)
      П. А. Костычев: «Надо распространить агрономические знания среди народа и тем хоть немного улучшить жизнь». («О борьбе с засухой...», 18924.)
      В 30-е годы Заболоцкий читает труды В. И. Вернадского, переписывается с К. Э. Циолковским, человеком, который положил теоретические начала звездоплаванию и предсказал множество явлений, с которыми столкнутся люди в космосе. Любая самая фантастическая идея в это время кажется осуществимой. Природа — творец, духовное и материальное — две составные части преобразующей силы.
      Вновь приведем несколько цитат.
      В. И. Вернадский: «Мертва ли та материя, которая находится в вечном непрерывном законном движении, где происходит бесконечное разрушение и созидание, где нет покоя? Неужели только едва заметная пленка на бесконечно малой точке мироздания — Земле обладает коренными, собственными свойствами, а всюду и везде царит смерть?
      Разве жизнь не подчинена таким же строгим законам, как и движение планет, разве есть что-нибудь в организмах сверхъестественное, что бы отделяло их резко от остальной природы?» (Доклад «Об осадочных перепонках», 1884—18855.)
      В. И. Вернадский: «Прежде я не понимал того наслаждения, какое чувствует человек в настоящее время, искать объяснения того, что из сущего, из природы воспроизводится его чувствами, не из книг, а из нее самой. Какое наслаждение «вопрошать» природу, „пытать“ ее! Какой рой вопросов, мыслей, соображений! Сколько причин для удивления, сколько ощущений приятного при попытке обнять своим умом, воспроизвести в себе ту работу, какая длилась века в бесконечных ее областях»6.
      Сравните у Заболоцкого:

Не бойтесь бурь! Пускай ударит в грудь
Природы очистительная сила!
Ей все равно с дороги не свернуть,
Которую сознанье начертило.
Учительница, девственница, мать,
Ты не богиня, да и мы не боги,
Но все-таки как сладко понимать
Твои бессвязные и смутные уроки!

(«Засуха», 1936)

      К. Э. Циолковский: «Власть вселенной проявляется ярче всего организациею живых разумных существ. Но и она ограничена, как бы ни была высока и могущественна. На Земле имеем власть человека. Но как она еще слаба! Космос то и дело ставит ему преграды. Это и понятно, потому что происходит по ее несовершенству, по ее младенческому состоянию. Мать не дает младенцу утонуть, упасть с крыши, гореть, погибнуть. Но она позволяет ему слегка ушибиться или обжечься, чтобы он выучился ловкости, приобрел знание и осторожность, необходимые для существования. Так поступает и космос с человечеством. Воля последнего не исполняется и ограничивается, пока оно еще не выросло и не достигло высшего разума»7.
      Сравните у Заболоцкого:

Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
      («Я не ищу гармонии в природе...», 1947)


      В середине 30-х годов Заболоцкий создает стихотворения, посвященные размышлениям о взаимосвязи и взаимодействии человека и природы.
      — Кто из известных вам поэтов много размышлял на эту тему?
      Важно, чтобы ученики вспомнили стихи Ф. И. Тютчева. Хорошо, если они смогут кратко изложить его взгляды и привести несколько цитат.
      Каковы же основные идеи Заболоцкого? Их можно понять, вслушавшись в строки стихов. (Как построить работу со стихотворением, решит учитель, исходя из наличия времени. Мы даем относительно подробный анализ стихотворений.)

Ночной сад

О, сад ночной, таинственный орган,
Лес длинных труб, приют виолончелей!
О, сад ночной, печальный караван
Немых дубов и неподвижных елей!

Он целый день метался и шумел.
Был битвой дуб, и тополь — потрясеньем.
Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел,
Переплетались в воздухе осеннем.

Железный Август в длинных сапогах
Стоял вдали с большой тарелкой дичи.
И выстрелы гремели на лугах,
И в воздухе мелькали тельца птичьи.

И сад умолк, и месяц вышел вдруг,
Легли внизу десятки длинных теней,
И толпы лип вздымали кисти рук,
Скрывая птиц под купами растений.

О, сад ночной, бедный сад ночной,
О, существа, заснувшие надолго!
О, вспыхнувший над самой головой
Мгновенный пламень звездного осколка!

1936

      — Каково ваше первое впечатление от стихотворения? Попробуйте назвать чувства, которые оно вызвало.
      Важный вопрос, так как «Ночной сад» апеллирует не столько к мысли, сколько к эмоциям, поэтому такую большую роль играют в нем несвойственные для раннего Заболоцкого аллитераций и созвучие гласных. Цель поэта — создать впечатление, ощущение противоречивого движения. Если следовать традиции Тютчева, то ночь — это воплощение хаоса, мятущегося человеческого сознания, могущества природных стихий. В стихотворении соединяются тема ночи и любимая Заболоцким тема деревьев, олицетворяющих мудрость природы.
      Как же поворачивает Заболоцкий тютчевскую традицию? Уже в первой строфе мы видим противоречие: сначала перед нами ночной сад-орган, поющий трубами и виолончелями; затем сад немых дубов, неподвижных елей. Можно представить себе картину, что сад поет, когда налетает ветер. Когда ветер стихает, сад замирает. Однако эта строфа скорее символ потенциального движения, которое раскрывается в следующей строфе — «концентрированном» изображении листопада в ветреный день, когда «был битвой дуб, и тополь — потрясеньем». Символическое число «сто тысяч» повторяется дважды, когда листья сравниваются с телами. В нашем сознании возникают параллельно две картины — земной, человеческой битвы и надземной, космической схватки.
      Третья строфа — как воспоминание об августе, когда была разрешена охота на птиц. Интересно, что вновь повторяется один образ: листья-тела и «тельца птичьи». «Железный Август» здесь выступает символом человека, вторгающегося во владения природы. Сад же превращается в хранителя природы, «толпы лип», вздымающие кисти рук, укрывают птиц от жестокости человека «под купами растений», ночь восстанавливает гармонию, нарушенную днем, когда властвует «железный Август».
      Анафора в последней строфе оформляет кольцевую композицию стихотворения. Последние строки — напоминание о безграничности космоса, о том, что, возможно, все борения земной жизни во вселенских масштабах не более чем «вспыхнувший над самой головой / Мгновенный пламень звездного осколка!».
      Следующего стихотворения нет в программе, но оно хорошо оттеняет смысл сложного даже для старшеклассников стихотворения «Метаморфозы», поэтому стоит прочитать его на уроке.

Вчера, о смерти размышляя

Вчера, о смерти размышляя,
Ожесточилась вдруг душа моя.
Печальный день! Природа вековая
Из тьмы лесов смотрела на меня.

И нестерпимая тоска разъединенья
Пронзила сердце мне, и в этот миг
Все, все услышал я — и трав вечерних пенье,
И речь воды, и камня мертвый крик.

И я, живой, скитался над полями,
Входил без страха в лес,
И мысли мертвецов прозрачными столбами
Вокруг меня вставали до небес.

И голос Пушкина был над листвою слышен,
И птицы Хлебникова пели у воды.
И встретил камень я. Был камень неподвижен,
И проступал в нем лик Сковороды.

И все существованья, все народы
Нетленное хранили бытие,
И сам я был не детищем природы,
Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!

1936

      Возможно, чтение стихотворения надо будет предварить напоминанием о том, кто такие Хлебников и Сковорода, иначе соответствующие строки могут вызвать неадекватную реакцию.
      Григорий Саввич Сковорода (1722—1794) — украинский философ, поэт, музыкант, педагог. В его философских диалогах и трактатах библейские идеи переплетаются с идеями стоицизма и платонизма. Смыслом человеческого существования Сковорода считал подвиг самопознания. С 70-х годов он вел жизнь странствующего нищего-философа, сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Он писал стихотворения, басни в прозе, песни и псалмы.
      Велимир Хлебников (1885—1922) — писатель, один из основоположников русского авангарда. В 1904 году он выдвигает идею интеллектуального и духовного единства пространства планеты, называя его «мыслезём». Его идея на десятилетия опережает развитую Вернадским идею ноосферы. Еще один передовой тезис, выдвинутый Хлебниковым при размышлении о проблеме времени, — тезис о воздействии будущего на прошлое.
      С 1910 года Хлебников, несмотря на исключительную скромность и житейскую отрешенность, — глава «будетлян» — литературной группы футуристов. Он много экспериментировал с языком, увлекался словотворчеством, создавал «заумь», пытался постичь «звездный язык», обращался к славянскому корнесловию. В 1916 году он создал утопическое общество Председателей Земного Шара. Последнее десятилетие своей жизни скитается по стране; материальная неустроенность не мешает его творческой одержимости.
      Стремление быть на гребне времени, чувствовать пульс земли собственными ногами объединяет разделенных столетием Сковороду и Хлебникова.
      
      Вернемся к тексту стихотворения.
      Рождение и смерть — два извечных таинства жизни, которые много столетий пытается разгадать человеческий ум. Душа лирического героя ожесточается при размышлении о смерти. И в первой строфе мы слышим явную перекличку с Тютчевым:

Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
      («Песок сыпучий по колени...», 1830)

      У Заболоцкого:

                  Природа вековая
Из тьмы лесов смотрела на меня.

      Герой ощущает трагическое разделение человека с породившим его лоном, «нестерпимую тоску разъединения». Что есть загадка жизни?
      Обратимся вновь к словам Владимира Ивановича Вернадского, сказанным в 1921 году на лекции в петроградском Доме литераторов: «...нет вопросов более важных для нас, чем вопросы о загадке жизни, той вечной загадке, которая тысячелетиями стоит перед человечеством и которую оно стремится разрешить всеми духовными сторонами своего личного и коллективного творчества»8.
      Высокая тоска дает возможность подняться над обыденностью и услышать живой голос природы. Лирический герой переживает полное единство с природой во всех ее проявлениях. Символическое значение деревьев, леса еще раз напоминает нам о процитированном стихотворении Тютчева. Заболоцкий «входил без страха в лес...», не боясь погрузиться в мир небытия, который смотрел на Тютчева «стооким зверем», в лес, который переплетается в восприятии лирического героя с таинственным Аидом античности:

И мысли мертвецов прозрачными столбами
Вокруг меня вставали до небес.

      Мысли людей не прекращают самостоятельного существование в мире. Это продолжение идеи хлебниковского «мыслезёма» и ноосферы Вернадского. Заболоцкий утверждает, что закон сохранения действует не только относительно физически измеряемой энергии. Живет голос Пушкина и Хлебникова, мысли Сковороды (Заболоцкий не случайно называет именно эти имена). Сохраняется каждое движение души:

И все существованья, все народы
Нетленное хранили бытие...

      Герою становится понятен смысл существования человека, его главная роль во Вселенной. Человек — мысль, с помощью которой космос пытается постичь сам себя:

И сам я был не детищем природы,
Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!

      Эта ярчайшая догадка недаром синтаксически оформлена восклицательными знаками. Перед нами действительно гениальное прозрение творческого ума, подтверждаемое современными научными изысканиями.

 «Метаморфозы»

      Следующее стихотворение — одно из самых сложных в философской лирике Заболоцкого. Чтобы осознать его в полной мере, в него надо вчитываться, обращаясь к тексту не один раз. Не будем заблуждаться и думать, что ученики сразу поймут его смысл. Важно, чтобы они поняли, что над такими стихами стоит размышлять. Единственное, без чего невозможна никакая работа, — тексты на столе у каждого ученика, причем тексты, на которых можно делать собственные пометы.
      Мы понимаем, что для самого простого анализа этого стихотворения необходим полноценный урок. Учитель этим временем обычно не располагает. Тем не менее мы даем подробный анализ в надежде на то, что кто-то из учителей или школьников сможет воспользоваться этим материалом.
      Работа над этим стихотворением может стать домашним заданием.
      Эпиграфом к изучению могли бы стать слова В. И. Вернадского из уже упомянутой лекции «Начало и вечность жизни»: «...художественное творчество выявляет нам космос, проходящий через сознание живого существа»9.
      — Стихотворение, которое мы будем изучать, называется «Метаморфозы». Что говорит вам это название?
      Метаморфозы — превращения, преобразования.
      Публий Овидий Назон (43 до н. э. — ок. 18 н. э.) — римский поэт, написавший любовные элегии, послания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви» и «Средства от любви». Одно из самых известных его произведений — мифологический эпос «Метаморфозы». В этом произведении он рассказывает о превращениях людей и богов в животных, растения, созвездия (например, о превращении самовлюбленного юноши Нарцисса в цветок).
      Итак, в основе идеи стихотворения Заболоцкого могут лежать мифы древних народов. Как же человек XX века переосмысливает мифологические сюжеты?

Метаморфозы

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, —
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой.
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!

И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый, —
Мой бедный прах, когда-то так любимый.
      
А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой, и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре —
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
      
Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком;
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.
Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!

1937

      — Какое впечатление оставило в вашей душе это стихотворение?
      — Если бы вы определяли тип речи, как бы вы обозначили «Метаморфозы»: описание, повествование, рассуждение? Что вызвало у вас такое впечатление?
      Важно, чтобы ученики обратили внимание на интонацию размышления, на замедление ритма в некоторых фразах.
      — Какое рассуждение известно вам из литературы XVIII века?
      Хорошо, если ученики вспомнят ломоносовские утреннее и вечернее размышления о Божием величестве. Рассуждая о жизни и смерти, Заболоцкий продолжает традицию русской классической литературы.
      Прежде чем приступать к обсуждению смысла, освоимся сначала с формой стихотворения. На нее принято обращать внимание в последнюю очередь, но здесь нам кажется целесообразным пойти от формы к содержанию: в данном случае обсудить форму проще, чем содержание, и этот ход может приблизить нас к пониманию текста, облегчить его восприятие.
      — Сколько частей вы бы выделили?
      Ученики скажут, что отчетливо видно четыре части. Но именно этот ответ будет ошибочным, потому что есть пятая часть — это последнее четверостишие стихотворения. Стоит не подсказывать им правильный ответ, а предложить подумать еще раз. Это заставит их вчитаться и понемногу освоиться в пространстве текста.
      — Итак, мы выделили пять частей. Обратим внимание на формальные признаки. Что особенного в строфах этого стихотворения? Как они рифмуются?
      1-я строфа: 7 строк — ААББВГВ (в последних трех строках — намек на дантовские терцины — тема смерти).
      2-я строфа: 7 строк — ГДДЕЕЖЖ (парная рифмовка создает впечатление временной завершенности).
      3-я строфа: 8 строк — ЗИЗИКЛКЛ (перекрестная рифмовка — развитие темы).
      4-я строфа: 6 + 4 строки — ММННОО + ПРПР (завершение темы парной рифмовкой и окончательный вывод — перекрестная рифмовка).

      — Мы видим, что в количестве строк в строфах нет жесткой заданности. Автор использует столько стихов, сколько ему нужно для того, чтобы закончить мысль. Строфы звучат очень органично, человеку «хватает дыхания», чтобы произнести именно этот отрывок. Но внутри отдельных стихов что-то привлекает наше внимание. Какая еще особенность есть у этой поэтической формы?
      Хочется, чтобы ученики самостоятельно заметили эту особенность. Если не получается, подскажем:
      — Определите размер стихотворения.
      — Итак, перед нами ямб. Посчитаем количество стоп в каждой строфе. Возьмем первую строфу.
      1 — А — 6 стоп.
      2 — А — 5 стоп.
      3 — Б — 6 стоп.
      4 — Б — 5 стоп.
      5 — В — 5 стоп.
      6 — Г — 6 стоп.
      7 — В — 5 стоп.
      — Мы заметили, что рифмующиеся строки порой не совпадают по количеству стоп, а нерифмующиеся — совпадают. Что дает эта особенность формы поэту?
      Такие особенности рифмовки и стиха создают впечатление непринужденности, свободы, передают ход размышления, когда вдруг человек приостанавливается, задумывается, а потом, словно осененный, стремится выговорить все что у него вызрело.
      — Все ли строфы имеют такие особенности?
      Обратим внимание: в третьей строфе с перекрестной рифмовкой только одна строка — заключительная — имеет 6 стоп. Это замедление словно указывает на завершение данного отрезка мысли. Четвертая строфа начинается с шестистопного ямба, который повторяется лишь в предпоследнем стихе. Мы видим, что у поэта нет жесткого задания выдержать рифмовку и количество стоп, заданных в первой строфе. Итак, свобода выражения мысли — главное. Весь поэтический инструментарий нацелен только на то, чтобы как можно точнее и полнее выразить захватившие автора мысли.
      Теперь проследим за развитием мысли по строфам.
      1-я строфа
      Тезис: изменчивость мира и человека как части мира.
      «Лишь именем одним я называюсь...» — речь идет о физическом изменении одного и того же человека. Кончается детство — начинается юность, заканчивается юность — приходит зрелость. Я-ребенок умер, и в то же время продолжаю существовать в памяти, в ноосфере; Я-юноша исчез, стал взрослым, но продолжаю существовать...
      Антитезы: один — много; живой — умирал.
      Физическая закономерность: каждые семь лет клетки человеческого организма полностью обновляются.
      Другая сторона этого рождения-умирания — психологическая: «я умирал не раз». Переходя в новый психологический возраст, мы словно бы прощаемся с нашей прежней пси-сущностью: «О, сколько мертвых тел / Я отделил от собственного тела!»
      2-я строфа
      «И если б только разум мой прозрел...» — речь идет не о бытовом уме, не о рассудке, а об умении охватить явления жизни целиком.
      «...Он увидал бы там, среди могил, глубоко / Лежащего меня»: безусловно, речь идет о законе перевоплощения, о вечности человеческой души, способной вселяться в другое тело и продолжать свою миссию на земле.
      «Он (разум) показал бы мне (настоящему, существующему в данный момент) / Меня, колеблемого на морской волне, / Меня...» — следующий уровень анализа: физический закон сохранения, говорящий, что ничто не появляется из ничего и ничто не исчезает в никуда. Вновь идея множественности существующих проявлений одного, высказанная в повторе.
      3-я строфа
      По форме третья строфа — самая динамичная благодаря перекрестным рифмам и преобладающему пятистопному ямбу. По сути, это кульминация стихотворения, торжествующий гимн жизни.
      Слово с корнем жив- повторяется здесь пять раз: «А я все жив... жива природа», «Жив среди камней / И злак живой...», мир «во всей его живой архитектуре...». И хотя заданная антитеза живой — мертвый сохраняется, но преобладание жизни неоспоримо. Знаменитая формулировка: мир — «орган поющий», «не умирающий ни в радости, ни в буре».
      В этой части-кульминации особо подчеркивается преобладание совершенствующегося от воплощения к воплощению духа: «Все чище и полней / Объемлет дух скопленье чудных тварей».
      4-я строфа
      Начало строфы повторяет — утверждает — тезис: «Как все меняется!»
      Перевоплощение может быть не только физическим, психическим и духовным: перевоплощение может быть вызвано творческим освоением реальности человеком. Впечатление от полета птицы превратилось в страницу текста, замедленный ритм шествия быка мог вызвать в человеческом сознании ритмы поэмы, созерцание цветка способно породить новую мысль.
      «А то, что было мною, то, быть может...» — возврат к мысли, высказанной в стихотворении «Вчера, о смерти размышляя...»: его главная мысль входит в «Метаморфозы» как составная часть.
      После многоуровневого анализа прямых и косвенных связей всего сущего автор обращается к синтезу:

Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием...

      Пряжа — отсылка к античным и пушкинским Паркам, прядущим нити человеческой судьбы. Но, оказывается, нить одного человека — не одна: перед нами целый клубок, пряжа сложная, нити разных видов переплетены необычайно плотно. Только сознательно направленные усилия разума способны если не распутать, то хотя бы проследить движение этих нитей. Бессмертие — синтез антитезы живой — мертвый.
      И последнее восклицание: «О, суеверья наши!» — как бы оглядка духа, постигшего собственный космический путь, на свое современное земное воплощение — на человека, живущего среди страхов и суеверий.
      
      Для подтверждения научности мыслей, высказанных в «Метаморфозах», мы вновь процитируем Вернадского.
      В. И. Вернадский: «Жизнь и живое мы должны брать во всем их реальном проявлении, во всех функциях, начиная от высших форм сознания и кончая тем вихрем химических элементов, входящих и выходящих через живой организм, в котором гений Кювье (1769—1832) сто лет тому назад отметил одну из самых характерных особенностей организма как космического неделимого»10.
      «...Явления жизни и явления мертвой природы, взятые с геологической, т. е. планетной, точки зрения, являются проявлением единого процесса»11.
      Завершая анализ «Метаморфоз», важно сосредоточиться на выразительном чтении стихотворения, уделить внимание смысловому интонированию, логическим ударениям и темпу чтения. Итоги этой работы будут показателем того, насколько ученики смогли освоить философские идеи стихотворения.

Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений, с которыми ученики познакомились на уроке. Обосновать свой выбор.
      Прочитать (краткий конспект) параграфы учебника «Столбцы», «Зарождение главной темы», «Воля и упорство» (с. 186—191).

Индивидуальное домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение (возможно, наизусть) стихотворений, которые будут изучаться на следующем уроке.


1 Е р е м и н а  О.  А.  Поурочное планирование по литературе: 9 класс: К учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной и др. «Литература. 9 класс». — М., 2005. — С. 347—367.
2 Цит. по:  П о л и к а р п о в  A. К. А. Тимирязев // Сеятели и хранители. В 2 кн. Кн. 2. — М., 1992. — С. 20.
3 Там же. — С. 21.
4 Ч е р н о в а  Л. В. В. Докучаев. П. П. Костычев / Сеятели и хранители. В 2 кн. / Кн. 2. — М., 1992. — С. 61.
5 Цит. по:  В е р н а д с к и й  Владимир: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г. П. Аксенов. — М., 1993. — С. 34—35.
6 Там же. — С. 35.
7 Ц и о л к о в с к и й  К. Э. Воля Вселенной // Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. — М., 1992. — С. 49.
8 В е р н а д с к и й  В. И. Начало и вечность жизни // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г. П. Аксенов. — М., 1993. — С. 310.
9  В е р н а д с к и й  В. И. Начало и вечность жизни // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г. П. Аксенов. — М., 1993. — С. 312.
10 В е р н а д с к и й  В. И. Начало и вечность жизни // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г. П. Аксенов. — М.: 1993. — С. 311.
11 В е р н а д с к и й  В. И. Два синтеза Космоса // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Сост. Г. П. Аксенов. — М, 1993. — С. 311.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>