ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
На уроках литературы используются многообразные формы письменной и устной работы. Их можно разделить на проверочные работы итогового характера, проверочные работы промежуточного характера, работы творческого характера и т. д. Это не только всем известные сочинения, но и анализы текстов, доклады, рефераты, семинары и зачеты.
В последнее время очень популярным видом проверочной работы стало тестирование, которое в удобной для проверки форме дает возможность выявить и знание фактов из биографии и творчества писателей, и знание текстов, и умение анализировать. Кроме того, тест дает возможность проявить сообразительность и литературное чутье.
Тестирование можно проводить и в качестве итоговой работы по всему материалу изучаемой темы, по двум и более темам, а также в качестве небольшой проверочной работы по какой-то проблеме. Тестирование — это выбор правильного ответа из ряда предложенных. В этом виде работы есть свои положительные и отрицательные стороны. Положительным является то, что за сравнительно небольшое время можно провести работу, охватывающую широкий круг проблем, и быстро оценить результаты этой работы. Отрицательной же стороной можно признать то, что эта работа не всегда объективно отражает уровень знаний. Человек, обладающий логическим мышлением, иногда просто может вычислить ответ. Помимо этого, тестирование никоим образом не затрагивает развития речи учащегося. Кропотливая работа по составлению теста и организации его проведения ложится на плечи учителя. Но такой тип работы, безусловно, перспективный и вызывает огромный интерес у учащихся.
Рецензии и отзывы о прочитанных произведениях, достаточно часто используемые в школьной практике, а в последнее время и на выпускных экзаменах одиннадцатиклассников, требуют дополнительного объяснения.
Учащиеся должны понять, что рецензия и отзыв — это не обычное школьное сочинение-рассуждение на заданную тему, а совсем иной вид работы.
Во-первых, название рецензии или отзыва учащийся достаточно часто предлагает сам, а от этого и зависит дальнейший ход его работы.
Во-вторых, необходимо уяснить, чем рецензия и отзыв отличаются от сочинения-рассуждения (наиболее распространенного типа в практике старших классов) и чем они отличаются друг от друга.
Проще всего объяснить разницу между этими типами письменных работ, как бы меняя личность автора (хотя везде это будет учащийся, примеряющий на себя разные маски).
Автор сочинения-рассуждения — это сам ученик, раскрывающий проблему, поставленную учителем в сочинении. Используя полученные в ходе изучения произведения знания (биография автора; творческий путь; анализ текста, проведенный в ходе уроков; критика), учащийся доказывает тезис сочинения, как правило, соглашаясь с общепринятой точкой зрения. Работы такого типа можно назвать скорее проверочными, итоговыми, а не чисто творческими. Они выявляют знания учащихся по данной теме; знание фактического, текстового и критического материала; их умение логично мыслить, отделять главное от второстепенного, отбирать факты, выражать свои мысли письменно, подтверждая их текстом. Чисто творческими моментами в такого рода работах бывают вступления и заключения.
Более творческими бывают сочинения-рассуждения, отрицающие, не соглашающиеся с основным тезисом, но это случается довольно редко.
Автор рецензии — это ученик, перевоплотившийся в литературного критика, писателя, редактора. Эти лица могут быть современниками автора, а могут быть нашими современниками, причем рецензия может быть как положительная, так и отрицательная (все названные условия дополнительно оговариваются учителем). Иногда эти перевоплощения надо показать (если стоит такая задача), а иногда скрыть (только представить себе, что вы — критик), если требуется ваше личное мнение.
Сочинение может анализировать все произведение, его героев, идейно-художественные особенности, какую-либо проблему, оно может сравнивать либо обобщать два и более произведения или литературных героя и т. д.
Рецензия же не рассматривает отдельные темы, вопросы, проблемы, детали, героев. Она аргументированно и личностно высказывается о произведении целиком, принимая или не принимая его, либо же высказывается о ряде произведений, чем-либо объединенных.
Приблизительный план рецензии:
I. Вступление.
1. Своеобразие проблематики, актуальность темы.
2. Место данного произведения в ряду подобных либо его особое положение.
II. Основная часть. Аргументы, доказывающие необходимость или ненужность этого произведения, определяющие его положительные или отрицательные качества, либо и то и другое.
1. Идейное содержание, эмоциональный пафос.
2. Сюжет и особенности конфликта.
3. Композиция.
4. Система образов.
5. Язык и стиль.
6. Жанровое своеобразие.
III. Вывод. Ваше мнение о необходимости подобного произведения.
Как видно из вышеизложенного, рецензия — очень сложный вид творческой работы, требующий особой подготовки, литературного чутья, свободного владения письменной речью, воображения и вкуса.
В одной из школ Москвы была проведена на уроке по изучению творчества А. Н. Островского работа по рецензированию пьесы «Свои люди — сочтемся». Учащиеся (по выбору) должны были написать рецензии на пьесу с точки зрения критика ХIХ века (положительную или отрицательную), с точки зрения критика ХХ века (положительную или отрицательную). Лучшей работой была признана отрицательная рецензия критика ХIХ века. Критик более всего возмущался идейным содержанием комедии, говорил о нежизненности подобной ситуации и упадке нравов. В остроумной, язвительной форме он критикует недодуманность интриги и нежизненность персонажей, включая в текст своей рецензии слова и выражения, бытующие в ХIХ веке.
Автор отзыва — это ученик-читатель, который не может обладать специальными знаниями о системе образов, об особенностях конфликта, композиции. Но это, безусловно, человек начитанный, умеющий размышлять, анализировать, сравнивать и глубоко чувствующий литературу. Отзыв — более свободная, не связанная с задачей аргументированной критической оценки работа. От автора требуется высказать общее впечатление от произведения, рассказать о том, что понравилось или не понравилось, дать советы, касающиеся языка, тематики, героев. Автор должен познакомить с произведением и высказать свое к нему отношение.
Одним из видов устной творческой работы может быть театрализованный диспут по какой-либо проблеме изучаемого произведения или по всему произведению в целом. Причем такой диспут-представление может быть проведен и на уроках, и вне их.
Необходимо отобрать учащихся, пишущих сценарий такого представления, и учащихся, изображающих литературных героев. В зависимости от проблемы в сценарий может быть включен и автор произведения, и литературный критик, и современный автору читатель, и современный ученик.
Самое сложное — написать сценарий. Можно провести работу так, чтобы авторы сценария были как бы дублерами учащихся-актеров. Такие сценаристы-дублеры, а также актеры читают произведение выборочно (по ролям), а также с помощью учителя подбирают дополнительный материал по своему герою.
Сценарий может представлять собой литературную композицию-монтаж с авторскими или читательскими комментариями; свободную композицию, использующую в речи героев лишь характерные выражения и «ключевые» слова. Текст автора, литературного критика нельзя придумывать самостоятельно. Здесь необходима дополнительная литература, помогающая восстановить реалии времени, биографии, работы над произведением, литературные споры. А вот текст современного автору читателя и современного ученика (причем их может быть двое — высказывающие противоположные позиции) дает возможность проявить творческую фантазию.
Наибольший простор для такого вида работы могут дать произведения, наделенные острой проблематикой — социально-психологической или философско-нравственной (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой).
Такая работа требует тщательной подготовки и учителя, и учащихся. В ходе работы необходимы консультации, поиск дополнительной литературы. Такие работы подготавливаются заранее, задолго до завершения изучения темы.
Темы и сценарии подобных уроков — предмет другой книги, но некоторые темы мы можем предложить для создания сценария театрализованного диспута: «Умен ли Чацкий?» (А. С. Грибоедов), «Любовь или долг?», «Мой друг Онегин» (А. С. Пушкин), «А если бы он был героем нашего времени?..» (М. Ю. Лермонтов), «Нужны ли человеку принципы?» (И. С. Тургенев), «Тайна Раскольникова», «„Добро“ и „зло“ Раскольникова» (Ф. М. Достоевский), «Правда Наташи Ростовой», «Мой любимый герой Андрей Болконский» (Л. Н. Толстой).
Не менее сложным итоговым уроком, требующим специальной подготовки, является урок-семинар. На уроках подобного типа решаются две задачи: организация самостоятельной работы учащихся и оценка результатов этой работы. Эта работа требует самостоятельности и выявляет творческие способности учащихся. На этом уроке как составная его часть используются также доклады и рефераты учащихся. Их целесообразно проводить по темам, имеющим проблемное звучание, актуальным для нашего времени. Если не будет заинтересованности, то о чем же будут спорить учащиеся, какие проблемы решать? Такой урок заранее обречен на неудачу.
На уроке-семинаре задействованы все учащиеся. Роль их определяется тем заданием, которое они получили. Задания могут быть индивидуальные, групповые и фронтальные, и каждый учащийся отвечает за какой-то определенный вид работы, без которой семинар не состоится. Это налагает на участника семинара ответственность более серьезную, чем на обычном уроке. Семинары могут быть нескольких разновидностей в зависимости от характера деятельности учителя и учащихся: семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-практикум, семинар-конференция (См.: Пантелеева Л. Т. Типы семинарских занятий в старших классах // Литература в школе. — № 4. — 1988.)
При подготовке семинара класс разделяется на три группы: группа докладчиков, группа оппонентов, группа арбитров.
Докладчики либо индивидуально, либо коллективно готовят выступления по заранее поставленным проблемам.
Оппоненты, заранее познакомившись с докладами, продумывают вопросы к докладчикам, требующие разъяснения. Арбитры изучают тему, оценивают доклады и вопросы к ним и решают спорные вопросы.
Как арбитрам проще и точнее оценить ответы докладчиков, вопросы оппонентов? Работа, как обычно, оценивается по пятибалльной системе, а количество баллов набирается из положительных или отрицательных оценок выступлений по следующим параметрам:
Оценка работы докладчика:
1. Раскрытие темы.
2. Использование фактического материала.
3. Последовательность и доступность изложения.
4. Оригинальность решения темы. Собственное мнение.
5. Владение аудиторией, эмоциональность.
Оценка работы оппонента:
1. Владение материалом темы.
2. Использование фактического материала.
3. Ясность и четкость в формулировках вопросов.
4. Оригинальность вопросов, необычный поворот темы.
5. Владение аудиторией, эмоциональность.
Главным арбитром, лицом, направляющим течение семинара, всегда является учитель. Он открывает и закрывает семинар. Во вступительном слове ставятся проблемы семинара; в заключительном делаются выводы, решаются самые сложные вопросы, выясняется истина. Во время подготовки семинара учитель проводит консультации по выбранной теме, помогает подобрать литературу. О проведении семинара класс предупреждается во время первого занятия по монографической теме. Это не только дает время для подготовки к семинару, но и организовывает учащихся, помогает более глубоко, осмысленно, заинтересованно подходить к изучению темы.
В семинаре может быть задействована еще одна группа учащихся — тех, которые будут работать над стендом «Готовимся к семинару». На этом стенде будет помещен материал такого рода:
1. Организационные вопросы.
2. Художественно-графические материалы (иллюстрации, фотографии, рисунки учащихся и т. д.).
3. Список дополнительной литературы.
4. Вопросы по теме (готовят и ученики, и учитель).
Семинары помогают в доступной эмоциональной форме углубить знания учащихся, освоить навыки исследовательской работы, учат умению обсуждать проблемные решения, доказывать свою точку зрения.
Так как семинары требуют большой подготовительной работы, то целесообразнее проводить их по темам, затрагивающим глобальные проблемы творчества писателя, произведения. Темы семинаров не только должны быть проблемными, но и своим звучанием вызывать у учащихся интерес, желание поспорить, однако споры эти не должны заводить в тупик.
Возможные темы семинаров:
1. А. С. Грибоедов. «Чацкий — победитель или побежденный?», «Молчалин и „молчалинство“», «Фамусовская Москва».
2. А. С. Пушкин. «Чувства добрые я лирой пробуждал...», «Блажен, кто смолоду был молод...», «Онегин, добрый мой приятель...», «Татьяна, русская душою...».
3. М. Ю. Лермонтов. Люблю Отчизну я, но странною любовью...», «Печально я гляжу на наше поколенье...», «История души человеческой, хотя бы самой малой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...».
4. Н. В. Гоголь. «В поисках живой души», «Манилов и Ноздрев среди нас».
5. И. С. Тургенев. «Вечные» проблемы в романе «Отцы и дети».
6. А. Н. Островский. «Тема суда в драме „Гроза“».
7. Ф. М. Достоевский. «Раскольников и его двойники», «Своеобразие гуманизма Достоевского».
8. Л. Н. Толстой. «В поисках истины», «Счастье Наташи Ростовой».
9. А. П. Чехов. «Его врагом была пошлость», «Простые русские люди... Какие они?».
Семинар должен быть интересным для всех. В центре его стоят доклады и рефераты. Именно они заслуживают серьезной подготовки — не только в плане правильного скрытия темы, а и в плане правильного ее изложения. То, что допустимо в письменной речи, совершенно недопустимо в устной. Многие учащиеся считают, что многокомпонентные книжные конструкции говорят о серьезности их работы, хотя именно по этим фразам можно сделать вывод о том, что учащийся не очень разбирается в проблеме. Выступая с докладами и рефератами, учащийся должен говорить простым, доступным языком — «от себя».
Доклады и рефераты могут, как уже говорилось, входить в семинары, а могут быть и самостоятельной годовой или промежуточной работой.
Рефераты — это всегда большая итоговая работа, которая может быть предложена по материалам одной монографической темы, двух-трех монографических тем, по материалам года. Лишь к 11 классу учащиеся способны написать реферат на сквозные темы в русской литературе: «„Маленький“ человек», «Русские женщины», «Россия», «Тема дуэли», «Тема пути», «Тема любви», «Тема долга, чести и верности», «Москва», «Петербург» и т. д. Таких тем достаточно много, но справиться с ними может тот, кто хорошо знает текст нескольких произведений, умеет самостоятельно мыслить, владеет навыками работы с книгой.
Реферат строится следующим образом:
1. Вступление. Различные точки зрения на проблему, какую точку зрения вы разделяете.
2. Основная часть. Как тема, проблемы раскрываются, решаются в критической литературе? Ваше мнение о реферируемых работах.
3. Заключение. Подведение итога. Решена ли проблема? Актуальность.
4. Список использованной литературы.
Доклады могут быть и итогового, и промежуточного характера. Короткие доклады учащихся во время изучения монографической темы разнообразят течение урока-лекции, выявляют знание учащимися текста, их ориентацию в проблемах творчества автора и его произведениях, помогают полнее рассмотреть тему, уделяя внимание как ключевым проблемам, так и деталям. Доклады итогового характера, так же как и рефераты, должны затрагивать глобальные, широкие проблемы. Структура доклада отличается от структуры реферата, так как у них разные цели и задачи. Реферат — это научная, исследовательская работа, изложение источников и их оценка. А доклад — это устное сочинение, развернутое раскрытие темы с привлечением ссылок на источник. Если в реферате учащийся должен передать основные положения источника и прокомментировать их, то в докладе высказываются собственные суждения, а мысли источника подкрепляют эти суждения или же, наоборот, собственные суждения опровергают мысли источника.
Доклад, как и письменное сочинение, состоит из трех частей. Он и похож на сочинение, отличаясь лишь употреблением разговорной лексики и эмоциональностью. Вступление к докладу должно заинтересовать слушателей; в основной части доклада необходимо раскрыть тему и выразить личное отношение к проблеме; в заключительной части необходимо подвести итоги и наметить перспективы дальнейшего развития проблемы.
Достаточно популярным на уроках литературы методом итоговой проверочной работы являются зачеты, которые можно проводить как в устной, так и в письменной форме или совмещать в одном зачете обе эти формы. Зачеты целесообразно проводить там, где изучается крупная монографическая тема. Вместе с сочинением они помогают наиболее полно проверить знания учащихся. Целесообразно проводить зачеты и там, где по программе после изучения темы не предполагается сочинение. Зачеты могут проводиться по одной, двум или нескольким небольшим темам сразу. Например, можно провести сочинение по творчеству Н. А. Некрасова и зачет по творчеству поэтов 2-й половины ХIX века, куда войдут и Н. А. Некрасов, и А. А. Фет, и Ф. И. Тютчев.
Письменный зачет напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на два-три вопроса (их учащийся получает в билетах). Класс предупреждается только о том, что вопросы будут касаться фактов биографии, творчества, анализа, в билетах можно дать и практический вопрос. Итак, билет состоит из: 1) теоретической части (факты биографии, факты творчества, факты, касающиеся идейно-художественного своеобразия произведения); 2) практической части (определение принадлежности текста определенному персонажу, произведению).
Вопросы к устному зачету даются заранее и предполагают более обширный ответ (они тоже включены в билеты). После ответа по теории ученик получает отрывок текста, по которому он должен сразу же определить, откуда этот текст или кому он принадлежит.
Работой творческого характера являются домашние и классные анализы лирического произведения, рассказа или эпизода.
Сочинения-миниатюры, в отличие от больших итоговых сочинений, которые чаще всего написаны как рассуждение, полезно проводить в трех типах речи: описание, повествование и рассуждение. Эти небольшие по объему работы творческого характера требуют внимания к деталям, выдумки, фантазии, стилистического мастерства. Темы этих сочинений, касающиеся мелких деталей, штрихов, характеристик, портретов, помогут подготовиться к большому сочинению или же позволят учителю оценить знания учащихся при работе с маленькими или обзорными темами. Сочинения-миниатюры могут выполняться и в классе, и дома — либо как промежуточная работа на уроках по крупной монографической теме, либо как один из видов итоговых работ по темам, где не планируется крупное сочинение. Сочинение-миниатюра не повторяет тематики больших сочинений. Миниатюра — это не конспект большого сочинения, а самостоятельная творческая работа малого жанра. В разделы, посвященные монографическим темам, мы включаем некоторые сочинения-миниатюры, а здесь приводим лишь некоторые варианты сочинений-миниатюр:
I. Описание: «Мое впечатление о Чацком», «Каким я вижу Раскольникова», «Кабинет Онегина», «Жилище старухи-процентщицы», «Улыбка и глаза героев Достоевского», «Дом Коробочки» и т. д.
II. Повествование: «По Москве с Грибоедовым», «Наблюдаю за Раскольниковым», «Страничка из дневника Наташи Ростовой», «Моя встреча с Андреем Болконским», «На балу у Фамусова», «Утро Онегина» и т. д.
III. Рассуждение: «Почему погиб Вулич?», «За что я люблю (не люблю) Печорина?», «Зачем Обломову халат?», «Почему начало „Войны и мира“ написано на французском?», «Можно ли любить Базарова?».
На уроках литературы может быть использован такой метод творческой проверочной работы, как написание различных небольших заметок, статей, рецензий и отзывов для газет, журналов, энциклопедических словарей. Первое условие такой работы: учащийся должен хорошо представить себе тот жанр, в котором он пишет, и то издание, для которого создается подобная работа.
Рецензии и отзывы этого типа по задачам и структуре повторяют большие итоговые рецензии и отзывы, но учащийся предупрежден об ограниченности объема; кроме того, в подобной работе предполагается, что рассматривается не всем известное произведение, а новое, еще никем практически не прочитанное. Если учащиеся просмотрели фильм или спектакль по анализируемому произведению, то им может быть предложена работа по оценке фильма или спектакля, куда, помимо обычного разбора и оценки, должно войти рассмотрение режиссерской версии произведения и исполнительского мастерства актеров.
Интересным видом творческой работы является статья о творчестве писателя или о произведении, предназначенная для энциклопедического словаря, вузовского или школьного учебника, научно-популярного издания для детей.
Такие работы можно давать в качестве классного и домашнего задания. Если работа проводится в классе, то учащиеся заранее предупреждаются и запасаются дополнительной литературой. Они знают о теме, но не знают о жанре. На уроке учащиеся распределяются на группы, каждая из которых пишет статью различного характера. Например, по теме «Биография и творческий путь А. П. Чехова» можно предложить такие виды работ: написание статьи для взрослой энциклопедии, для детской энциклопедии, статьи для литературной газеты (журнала), вызванной юбилейными торжествами, статьи-некролога и т. д. На следующих занятиях будет очень интересно сравнить эти статьи.
Использование на уроках литературы различных видов письменных и устных работ помогает достичь самых разных целей: привлечь внимание учащихся к вдумчивому чтению текста, научить их самостоятельно рассуждать и доказывать свое мнение, пробудить их фантазию и творческое воображение, дать навыки работы с книгами разного типа, развить умения устной и письменной речи, углубить знания по изучаемой теме и эффективно проверить все эти знания, умения и навыки.
|