Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Методические советы


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВВОДНЫХ УРОКОВ

      Приступая к изучению курса истории русской литературы ХIХ в., необходимо сориентировать учащегося в том обширном материале, который ему следует усвоить. Эпоха, история, основные идеи времени, литературная борьба, течения, направления, писательские имена, художественные и критические произведения, литературные герои — все должно сложиться в четкую, развивающуюся систему, в которой одно явление закономерно следует за другим.
      Учащийся ясно должен представить себе место того или иного писателя в литературном процессе, традиции и новаторство в его творчестве, влияние времени на мировоззрение художника и влияние художника на умонастроения поколения. Для того чтобы все эти многообразные явления связать воедино и каждому определить свое место, и существуют вводные уроки.
      Эти уроки охватывают достаточно широкий круг проблем и могут варьироваться в зависимости от целей и задач урока и того материала, который будет излагаться на последующих занятиях.
      Вводный урок не что иное, как развернутый план работы на определенном этапе обучения. Это «каркас» того здания, которое в процессе освоения материала построят учитель и учащиеся. Именно на вводных уроках объясняется, что сцепляет, цементирует элементы этого «каркаса», почему на определенном этапе ему придана именно такая, а не иная форма. В конце вводного урока обязательно делается вывод: для чего вообще необходимо было возводить это здание.
      Основной тип вводного урока в старших классах — это урок-лекция. Но к таким урокам учащиеся уже должны быть подготовлены. Только тогда процесс обучения будет эффективным, если на этих уроках будет задействован не только учитель, но и ученики, работа которых заключается в правильном составлении краткого плана, конспекта урока (такими навыками учащиеся уже должны овладеть и на занятиях по литературе, и на уроках русского языка по развитию речи, составляя краткие и развернутые планы текстов).
      Вводные уроки могут быть различного характера и насыщенности в зависимости от задач, стоящих перед учителем. Их можно разделить на различные типы:
      Вводные уроки общего характера (даются перед изучением какой-либо этапной литературной эпохи, например: «Русская литература 1-й половины ХIХ века»; какого-то серьезного литературного явления, направления, после которого разговор пойдет о писателях, к нему принадлежащих, например: «Классицизм как направление в искусстве»).
      Вводные уроки общего характера наиболее насыщенные и информативные. Их цель — дать понятие об эпохе, целях и задачах литературы на данный период, о литературном явлении, направлении; показать связь с предшествующими явлениями и направлениями и влияние их на последующие; представить писателей данной эпохи или направления.
      Вводные уроки к монографической теме (даются перед изучением творчества какого-либо писателя или поэта).
      Эти уроки не дублируют уроки биографии и творческого пути, а предваряют их, давая яркий личностный и творческий портрет художника. Они как бы приближают к нам писателя, показывая его внутренний мир и тот мир, который он стремился показать в своем творчестве. Этот материал не под силу учащемуся освоить самостоятельно, но он необходим, потому что показывает личность писателя, его творческую индивидуальность.
      На таких уроках важное место принадлежит использованию наглядности разного рода: фотографий, картин, музыкальных записей, книг прошлых лет и современных изданий и т. д.
      Даже если не хватает времени, от таких уроков отказываться нельзя (в крайнем случае, сведения о биографии и творческом пути писателя учащиеся после пояснения учителя могут законспектировать сами по учебнику, в котором этот материал изложен достаточно подробно).
      Цель уроков подобного типа — заинтересовать, даже заинтриговать учащегося личностью писателя или поэта, показать его необычность, своеобразие. На таких уроках, конечно же, будут звучать факты общеизвестные, но заинтересовать можно прежде всего тем, что не лежит на поверхности, что не общедоступно и, безусловно, не изложено в учебнике литературы. Вы делитесь с учащимися этой тайной и делаете их участниками открытия. Например, на уроке, посвященном А. А. Фету, можно сказать, что и его жизнь, и его творчество до сих пор окутано вуалью тайны. Загадка рождения и смерти, загадка первой любви. Если судить по строкам стихотворения «Alter ego»: «Ты стояла над первою песней моей» (а первые песни были созданы поэтом еще в студенческие годы), то первая возлюбленная Фета вовсе не Мария Лазич, с которой он познакомился уже во время службы в армии, а какая-то другая женщина, имя которой он тщательно скрывал. Старшеклассников не может не заинтересовать такое сообщение — и цель достигнута: к изучению творчества Фета они отнесутся не как к еще одному автору, которого надо «пройти», а как к художнику, при изучении творчества которого еще предстоят открытия. И такие открытия совсем рядом, близко — стоит только внимательно вчитаться в строки его произведений.
      Эти уроки менее насыщены и информативны, чем уроки первого типа, но они требуют от учителя особого таланта — таланта исследователя и артиста. Такой урок надо не просто «провести», его надо сыграть.
      Вводные уроки к анализу произведения (даются перед изучением какого-то крупного произведения). Это, собственно, первый урок по анализу произведения, который должен ввести учащегося в его художественный мир. Учитель ведет урок по следующему плану:
      1. Идейная направленность, эмоциональный пафос произведения.
      2. История создания.
      3. Тематика и идейная проблематика.
      Далее учитель знакомит учащихся с планом работы над произведением с тем, чтобы группам учащихся дать конкретное задание по следующим темам:
      1. Жанровое своеобразие.
      2. Центральные и второстепенные персонажи (портрет).
      3. Особенности сюжета и основной конфликт.
      4. Особенности композиции.
      5. Пейзаж, обстановка действия.
      6. Особенности речевого строя произведения (описание, повествование, рассуждение, диалоги, монологи, средства художественной выразительности).
      На уроках, посвященных этим темам, учащиеся делают свои сообщения, доказывая выводы текстом. Эти мини-доклады учащиеся делают в самом начале урока после объявления темы. Затем учитель подытоживает сообщения и продолжает разговор по теме урока.
      Уроки подобного типа настраивают учащихся на последующий анализ, дают им необходимые сведения для самостоятельной работы, а система заданий, полученная в самом начале изучения данной темы, помогает внимательнее и глубже изучить текст произведения.
      Очень эффективным способом закрепления знаний на вводных уроках является домашняя работа по дополнению материала по теме урока, причем эта работа может происходить либо в течение всего года (если это вводный урок по всему курсу), либо во время изучения какой-либо монографической темы (если это вводный урок по творчеству определенного писателя). Для того чтобы проводить такую работу, тетрадный лист делят на две равные части. В одной части будут содержаться сведения, сообщенные учителем, в другой — тот дополнительный материал, который учащиеся (по заданию учителя) найдут сами. Для наглядности можно посоветовать учащимся два поля тетради заполнять ручками разных цветов.
      При такой работе учащимся много раз придется возвращаться к материалам вводного урока, чтобы дополнить, пояснить то место урока, которое требует уточнения.
      Еще одним видом самостоятельной работы являются синхронные таблицы, которые могут быть начаты на первых вводных уроках под руководством учителя и будут заполняться по мере освоения материала в течение года.
      Курс литературы 1-й и 2-й половины ХIХ века обязательно предваряется вводными уроками-лекциями общего характера. На этих уроках учащиеся знакомятся с общей характеристикой эпохи с точки зрения истории и литературы, особо выделяются те поворотные моменты истории России, которые имели решающее влияние на течение литературного процесса. Выделяются социальные, идеологические, философские проблемы эпохи и то, как и почему именно так эти проблемы решались в творчестве ведущих писателей этого времени. На вводных уроках подобного типа говорится о главенствующих литературных течениях и направлениях, о том, что данный период унаследовал от предыдущего и каково значение писательских открытий и предвидений данного времени для русской и мировой литературы.

Примерный план вводных уроков по курсу литературы 1-й половины ХIХ века

      1. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 1-й половины ХIХ века.
      2. Особенности социально-политической обстановки в России.
      3. Основные проблемы времени.
      4. Краткий обзор творчества писателей 1-й половины ХIХ века как представителей определенного этапа, течения, направления, жанра.
      5. Постановка основных проблем времени в их творчестве. Традиции и новаторство (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь).
      6. Литературно-критическая деятельность В. Г. Белинского, А. И. Герцена.
      7. Борьба новых и старых литературных направлений.
      8. Основная проблематика и ведущие идеи произведений.
      9. Новые эпические и драматические жанры.
      10. Любимые герои, их особенности как социально-исторических типов.
      11. Значение русской литературы 1-й половины ХIХ века в развитии русского и мирового литературного процесса.

Примерный план вводных уроков по курсу литературы 2-й половины ХIХ века

      1. Общая характеристика литературы 2-й половины ХIХ века. Ее особенности по сравнению с литературой 1-й половины ХIХ века.
      2. Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права — крутой перелом в исторических судьбах России. Борьба вокруг крестьянского вопроса и отражение этой борьбы в литературе.
      3. Расстановка общественных сил и позиции ведущих журналов («Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», «Русский вестник»).
      4. Краткий обзор творчества писателей 2-й половины ХIХ века как представителей определенного этапа, течения, направления. Демократизация литературы. Изображение жизни народа.
      5. Решение основных проблем времени в творчестве писателей 2-й половины ХIХ  века. Традиции и новаторство (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов).
      6. Борьба литературных направлений. Критический реализм.
      7. Основная проблематика и ведущие идеи произведений.
      8. Богатство жанров литературы 2-й половины ХIХ века. Новые жанры (эпический цикл, очерк, сатирическая сказка). Расцвет жанра романа (И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой).
      9. Драматургия 2-й половины ХIХ века. Традиции и новаторство. Создание русского национального театра (А. Н. Островский, А. П. Чехов).
      10. Особенности поэзии 2-й половины ХIХ века (поэты-демократы, философская лирика, «чистое искусство»).
      11. Новые герои литературы, их особенности как социально-исторического типа.
      12. Значение русской литературы 2-й половины ХIХ века в развитии русского и мирового литературного процесса.
      Эти уроки наиболее насыщены по содержанию (и фактическому, и проблемному). Именно от них зависит правильная ориентация учащихся в литературном процессе ХIХ века.
      Урок-лекция о биографии и творческом пути писателя — это тоже своего рода вводный урок, предваряющий изучение творчества, открывающий дорогу в мир писателя и его произведений. В рассказе о жизни и творчестве писателя необходимо выделить те моменты, которые непосредственно связаны с его творческой судьбой, обратить внимание на нравственную ориентацию писателя. Урок такого типа обязательно должен быть эмоционально насыщенным, чтобы увлечь учащихся личностью писателя и его творчеством.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>