Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Методические советы


Н. В. ГОГОЛЬ

      Именем Гоголя называют целый период русской литературы, тем самым признавая огромное значение его творчества. Своим учителем Гоголь считал Пушкина, но вместе с тем он понимал, что перед его временем стоят новые задачи.
      Говоря о жизни и творчестве писателя, необходимо подчеркнуть, что Гоголь — это не только писатель-сатирик, углубляющий традиции критического реализма; мудрый сказочник, нежный лирик, романтик и фантаст, но и религиозный мыслитель. Духовная проза Гоголя, кроме «Выбранных мест из переписки с друзьями», при жизни писателя так и не была опубликована. В конце жизни, испытывая глубокую неудовлетворенность собой, своим творчеством, писатель переживает мучительный духовный кризис. И творчество писателя, и его личность вызывали и вызывают самые разноречивые суждения; многое еще до сих пор остается невыясненным и продолжает вызывать споры, и лишь одно всегда оставалось несомненным — боль писателя за гибнущие силы русского народа и надежда, что когда-то все переменится к лучшему, но для этого необходимо духовное перерождение личности, нравственное совершенствование самого себя. Эта мысль, являющаяся основополагающей в творчестве писателя, требовала чрезвычайной, почти на грани человеческих сил, требовательности художника и к себе, и к своим произведениям.
      Наиболее остро проблема изменения, обновления, нравственного возрождения России поставлена в незаконченной поэме «Мертвые души». По мысли Гоголя, нравственные качества отдельной личности могут изменить нацию в целом. Показывая общественные пороки России, писатель хотел заставить соотечественников глубоко задуматься над своей жизнью, и поэма должна была послужить первой ступенькой на пути к нравственному перерождению личности.
      Приступая к работе над поэмой, Гоголь писал, что хочет «показать с одного боку всю Русь». «Мертвые души» были задуманы в трех частях по аналогии с дантовской «Божественной комедией». Следовательно, в первом томе писатель стремился показать «ад» российской жизни. Отчаяние охватывает писателя при одном лишь взгляде на неустроенное, бездуховное, «мертвое» существование людей в современном обществе, и только сознание того, что душа бессмертна, вселяет надежду на возрождение.
      Гоголь хотел провести человека через «ад» и «чистилище» российской жизни к нравственному раю, показать путь возрождения души как путь возрождения России. По мысли писателя, такая дорога открыта для каждого, нужно только захотеть по ней пойти и потрудиться для души своей.
      «Выбранные места из переписки с друзьями» являются своеобразным продолжением «Мертвых душ» в том плане, что эта книга в нравственно-философском аспекте выполнила задачу, которая возлагалась писателем на второй и третий тома поэмы. Сам Гоголь, осознающий свое произведение как духовную помощь людям, «страждущим на разных поприщах», был абсолютно уверен в его успехе, поэтому изъятие цензурой пяти писем было для него серьезным ударом. Эта книга, явившаяся новым этапом в духовном развитии писателя, для многих современников стала полной неожиданностью. Главным ее содержанием стала возможная духовная будущность России, которая осмысливалась Гоголем как возврат к церкви, к истинной вере. Писатель говорил прежде всего не о преобразовании общества, а о преобразовании человека; он был уверен в мессианской роли России не потому, что русский человек духовнее других, а потому, что более других осознает свою духовную нищету. В своей книге Гоголь высказывал мысль о религиозно-нравственных задачах литературы, о том, что она должна просвещать душу и вести ее к совершенству.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. В. ГОГОЛЯ

Тема первая
Этапы биографии и творчества

      Родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детство прошло в имении Васильевка Миргородского уезда.
      1818—1819 гг. — учеба в Полтавском уездном училище.
      1821—1828 гг. — учеба в Нежинской гимназии высших наук. Первые литературные опыты. Увлечение театром.
      1828 г. — переезд в Петербург. Служба чиновником в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий и в Департаменте уделов (до 1831 г.).
      1829 г. — выход в свет первого печатного произведения «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Отрицательные отзывы.
      1830 г. — в журнале «Отечественные записки» опубликована первая повесть из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» — «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».
      1831—1832 гг. — выход в свет 1-й и 2-й частей «Вечеров на хуторе близ Диканьки», принесших Гоголю всероссийскую известность.
      1831 г. — знакомство с А. С. Пушкиным, который восторженно отзывался о первом сборнике писателя.
      1835 г. — сборники «Миргород» и «Арабески».
      1836 г. — в Александринском театре в Петербурге поставлена комедия «Ревизор», законченная в декабре 1835 г. Разноречивые мнения критики.
      1836 г. — отъезд за границу. Работа в Италии над «Мертвыми душами», замысел которых возник еще в России.
      1842 г. — выход в свет первого тома «Мертвых душ». Повесть «Шинель».
      1847 г. — «Выбранные места из переписки с друзьями».
      1848 г. — паломничество в Иерусалим.
      1848 г. — возвращение в Россию. Работа над вторым томом «Мертвых душ».
      1850—1851 гг. — три посещения Оптиной пустыни.
      Умер 21 февраля (4 марта) 1852 г. в Москве после кратковременной болезни. В ночь с 11 на 12 февраля, возможно, сожжен второй том «Мертвых душ».
      Вопросы:
      1. Почему, по вашему мнению, личность и творчество Гоголя так неоднозначно воспринимались современниками?
      2. Как впечатления детства и юности отразились на дальнейшем творчестве писателя?
      3. Каковы особенности мировоззрения Гоголя? Как он понимает задачи художественного творчества?
      4. Какова участь первого печатного произведения Гоголя? Почему?
      5. Какое произведение Гоголя можно считать его литературным дебютом?
      6. Как в раннем творчестве Гоголя отразились особенности его мировоззрения?
      7. Какое впечатление произвела на Гоголя смерть Пушкина? Какие произведения он уже написал к этому времени?
      8. Какую роль в жизни Гоголя сыграло заграничное путешествие?
      9. Можно ли считать случайным в жизни Гоголя паломничество по святым местам?
      10. Почему последние дни жизни Гоголя вызывают разноречивые суждения?
      Задания:
      1. Подготовьте доклады: «Н. В. Гоголь — религиозный мыслитель», «Гоголь и театр», «Последние дни писателя».
      2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Каким я представляю себе Гоголя?».
      3. Составьте статью для литературоведческого словаря «Духовная проза».

Тема вторая
Поэма «Мертвые души». История создания. Идейное своеобразие

Основные вопросы:

      I. История создания:
      1.  Возникновение замысла поэмы.
      2. Первоначальный план поэмы и его осуществление.
      3. Жизненные основы поэмы.
      II. История издания поэмы. Цензурные изменения.
      III. Идейное своеобразие поэмы:
      1. Тематика. Показ России «с одного боку», в ее отрицательной сущности.
      2. Идейная направленность (показывая «торжествующее зло», устремить к прекрасному будущему).
      3. Основной конфликт (внутренние силы народа и невозможность их реализации).
      4. Проблематика (состояние помещичьего хозяйства, моральный облик поместного и чиновничьего дворянства, взаимоотношения помещиков и крестьян, суд народа и России и т. д.).
      5. Смысл названия поэмы. Два мира поэмы (реальный и идеальный).
      Вопросы:
      1. Как возник замысел поэмы?
      2. Каков был первоначальный план поэмы? Удалось ли Гоголю полностью ею осуществить?
      3. На каких жизненных фактах основан сюжет поэмы?
      4. Какие трудности и почему возникли при прохождении цензуры? Почему название поэмы было изменено?
      5. Как вы понимаете слова Гоголя о том, что он хотел «показать с одного боку всю Русь»?
      6. Для чего Гоголю необходимо было показать отрицательную сущность России? Как это связано с особенностями его мировоззрения?
      7. Каким образом основной конфликт поэмы связан с ее проблематикой?
      8. В чем смысл названия поэмы?
      9. Как название поэмы связано с двуплановостью ее композиционного построения?
      10. Как в поэме представлены реальный и идеальный мир?
      Задания:
      1. Перечитайте «Повесть о капитане Копейкине». Напишите заключение цензора, объясняющее причины невозможности публикации этой главы книги.
      2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Путь к идеальной России».

Тема третья
Художественный мир поэмы «Мертвые души»

Основные вопросы:

      1. Особенности жанра «Мертвых душ».
      2. Своеобразие сюжета. Мотив путешествия.
      3. Особенности композиции. Роль Чичикова.
      4. Основные художественные образы. Принцип статичного и динамичного изображения жизни. Общий план изображения помещиков: описание а) деревни и состояния хозяйства; б) господского дома и его внутреннего убранства; в) внешности и характеристик помещиков; г) взаимоотношений помещиков с Чичиковым и их отношений к предложению Чичикова; д) отношения Чичикова к помещикам; е) купли-продажи «мертвых душ».
      5. Особенности языка и стиля поэмы. Средства сатирической типизации: а)  авторская характеристика персонажей. Типизация и индивидуализация; б) речевая самохарактеристика персонажей; в) роль деталей, пейзажа, интерьера, портрета, обстановки действия; г) использование гипербол, сравнений, пословиц.
      6. Лирические отступления. Автор в поэме.
      Вопросы:
      1. В чем заключается жанровое своеобразие «Мертвых душ»? Почему Гоголь назвал свое произведение поэмой?
      2. В чем заключается сюжетное своеобразие поэмы? Каковы смысл и значение мотива дороги в «Мертвых душах»?
      3. Как образы поэмы помогают Гоголю показать «всю Русь»?
      4. Каков смысл статичного и динамичного изображения жизни в поэме?
      5. Какова композиционная роль образа Чичикова? Чем отличается сам герой и его путешествие от уже известных вам героев-путешественников?
      6. Каков общий план изображения помещиков? В чем его смысл для раскрытия идейной направленности поэмы?
      7. Какие средства сатирической типизации использует Гоголь в поэме?
      8. В чем сущность лирических отступлений в поэме?
      9. Каким предстает перед нами автор в поэме?
      Задания:
      1. Составьте план развернутого ответа: «Идейно-художественное своеобразие поэмы „Мертвые души“.
      2. Подберите в тексте поэмы примеры сатирического изображения жизни (гиперболы, сравнения, авторские характеристики, комические ситуации).
      3. Выпишите действующих лиц, которые, по вашему мнению, относятся к России «живой» и «мертвой».

Тема четвертая
Россия «мертвых душ».
Изображение поместного дворянства в поэме

Основные вопросы:

      I. Обобщающее значение образов поэмы:
      1. Иерархия в изображении поместного дворянства. Духовная деградация.
      2. Общие приемы в раскрытии образов помещиков (ординарные представители человеческой толпы).
      3. Бездеятельность жизни помещиков и деятельность, лишенная внутреннего содержания: а) бесцельное эгоистическое существование (Манилов, Ноздрев); б) жадное накопительство ради накопительства (Собакевич, Коробочка); в) объединение двух типов помещиков в Плюшкине. Жадное накопительство, доведенное до бессмыслицы, приводит к гибели и разорению.
      II. Различные типы характеров в поэме:
      1. Герои без развития:

      а) Манилов
      б) Ноздрев
      в) Коробочка
      г) Собакевич

}

Общий план
характеристики персонажа.
Ведущие черты.

      2. Герои с развитием (от лучшего к худшему) — Плюшкин и Чичиков:
      а) Плюшкин — последняя стадия нравственного падения; б) возможность возрождения для Плюшкина и Чичикова.
      III. Общественные пороки персонажей — искаженные положительные свойства их характеров:
      1. Манилов (мечтательность и доброта — болтовня и слащавость).
      2. Ноздрев (отвага и удаль — безделье и наглое вранье).
      3. Коробочка (хозяйственность и предусмотрительность — тупость и мелочность).
      4. Собакевич (богатырство и сила — жадность и человеконенавистничество).
      5. Плюшкин (бережливость и хозяйственность — чудовищная скупость).
      Вопросы:
      1. Почему Чичиков начинает объезд помещиков с Манилова, а кончает Плюшкиным?
      2. С помощью каких приемов раскрывает Гоголь образы помещиков? Почему для описания большинства помещиков эти приемы одинаковы?
      3. Какие приемы сатирического изображения использует Гоголь при обрисовке образов помещиков?
      4. Какие общие черты объединяют всех помещиков, изображенных Гоголем?
      5. Чем отличается изображение Плюшкина от изображения других помещиков?
      6. Как, по вашему мнению, выглядит Плюшкин — «мертвее» или «живее» других персонажей поэмы?
      7. Каковы ведущие черты каждого из помещиков (Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина)?
      8. Продолжением каких положительных черт стали пороки этих персонажей? В чем смысл такого приема изображения в поэме?
      9. Почему существует возможность возрождения только для Чичикова и Плюшкина?
      10. Почему в России было возможным существование таких типов помещиков?
      Задания:
      1. Найдите в тексте поэмы цитаты, подтверждающие слащавость Манилова, наглое вранье Ноздрева, «дубиноголовость» Коробочки, человеконенавистничество Собакевича, чудовищную скупость Плюшкина.
      2. Составьте (по выбору) характеристики Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича по плану: 1) первое впечатление; 2) характерные особенности внешности; 3) манера поведения и речь; 4) отношение к хозяйству; 5) отношение к окружающим; 6) любимые занятия; 7) жизненные цели; 8) выводы.
      3. Представьте себе, что помещики Гоголя являются персонажами басен, аллегорическими образами. В каких бы басенных ситуациях они встретились и кем бы были? Найдите для каждого помещика образ животного и придумайте названия басен.

Тема пятая
Чичиков как новый «герой» эпохи

Основные вопросы:

      I. Чичиков в сравнении с другими героями эпохи:
      1. Эпоха, в которую сложился характер героя.
      2. Ведущие черты личности.
      3. Жизненные цели и деятельность.
      4. Прогнозы на будущее.
      II. Композиционная роль Чичикова:
      1. Первое появление Чичикова.
      2. Чичиков — сквозной герой поэмы.
      3. Чичиков в отношениях с другими персонажами.
      III. Биография Чичикова — главный прием, показывающий формирование подлеца-приобретателя:
      1. Раннее детство. Отцовская полтина. Формирование жизненных идеалов.
      2. Служба в казенной палате.
      3. Строительная комиссия.
      4. Служба на таможне.
      5. Мысль о приобретении «мертвых душ».
      IV. Типичность образа Чичикова как нарождающегося класса буржуазии.
      V. Авторское отношение к Чичикову.
      Вопросы:
      1. В чем отличие Чичикова от Онегина, Печорина?
      2. Почему биография Чичикова дана не в начале, а в конце поэмы?
      3. Какие обстоятельства детства и юности сформировали характер героя?
      4. В чем сходство и различия в характерах Чичикова и представителей поместного дворянства?
      5. Каковы жизненные цели и идеалы Чичикова? Чем они отличаются от целей и идеалов помещиков?
      6. Какие черты характера Чичикова позволяют ему нравиться людям своего круга?
      7. Почему кипучая деятельность Чичикова в глазах Гоголя является бездельем?
      8. Как и в какой главе Гоголь подчеркивает типичность своего героя?
      9. Какими приемами пользуется Гоголь, чтобы показать свое отношение к Чичикову?
      Задания:
      1. Составьте план одиннадцатой главы поэмы.
      2. Выпишите характерные слова и выражения Чичикова при встречах с помещиками. Как это характеризует Чичикова?
      3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Чичиков. Яркая сильная личность или заурядный маленький человек?».

Тема шестая
Живая Русь в поэме. Лирические отступления

Основные вопросы:

      I. Две Руси в поэме: поместно-бюрократическая (мертвая) и народная (живая).
      II. Двуплановость народной Руси в поэме:
      1. «Мертвые» души живых крестьян — «крик ужаса и стыда» (А. И. Герцен). (Селифан, Петрушка, дядя Миняй и дядя Митяй, Пелагея.)
      2. «Живые» души мертвых крестьян (мужество, сила, богатырская удаль, талант, трудолюбие, мастерство, свободолюбие).
      III. Лирические отступления в поэме:
      1. Тематика лирических отступлений: а) сатирическое изображение общества; б) автобиографические отступления; в) лирико-философские отступления; г) размышление о России и ее народе; д) размышление о роли и задачах писателя.
      2. Столкновение мечты и реальности.
      3. «Птица-тройка» — символ вечно живой души русского народа.
      4. Автор в поэме.
      Вопросы:
      1. В чем видит Гоголь силу и слабость русского народа?
      2. В чем вы видите связь главного конфликта поэмы и двуплановости в изображении России?
      3. Какова причина духовной деградации народа?
      4. Какими качествами должен обладать человек, чтобы сохранить «живую» душу?
      5. Как и каким образом представлен народ в поэме?
      6. Кто и когда высказывается в поэме о народе?
      7. Какова роль лирических отступлений в поэме? О чем они повествуют?
      8.  Как автор показывает столкновение мечты и реальности в поэме?
      9. Кто в поэме является положительным героем?
      Задания:
      1. Подготовьте сообщение «Народные характеры поэмы».
      2. Отметьте в тексте поэмы все лирические отступления. Определите их основную тематику.
      3. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Автор в поэме „Мертвые души“», «Может ли душа быть мертвой?».

Итоговые работы:

      По творчеству Гоголя, помимо итогового сочинения, можно провести зачет (с чтением наизусть одного из лирических отступлений), тестирование, составление плана сравнительных характеристик персонажей. Интересной формой работы представляется создание драматургического варианта одной из встреч Чичикова с помещиками. Выполняя такую работу, необходимо: 1) пользуясь текстом поэмы, составить диалог Чичикова и помещика; 2) написать авторские ремарки; 3) написать режиссерские замечания по подбору актеров, костюмов, декораций, мизансценам.

Примерные темы сочинений:

      «Вся Русь» в поэме Гоголя «Мертвые души».
      «Живые» и «мертвые» души в поэме Гоголя «Мертвые души».
      Образ Родины и народа в поэме Гоголя «Мертвые души».
      Два лика России в поэме Гоголя «Мертвые души».
      Авторский идеал и действительность в поэме Гоголя «Мертвые души».
      Способы сатирического раскрытия характеров в поэме Гоголя «Мертвые души».
      Роль портретных и бытовых деталей в изображении помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».
      Будущее и настоящее в поэме Гоголя «Мертвые души».
      Жанровое своеобразие поэмы Гоголя «Мертвые души».
      Образ Чичикова — «рыцаря копейки».
      Гоголевский «смех сквозь слезы».
      Роль лирических отступлений в композиции поэмы «Мертвые души».
      Русский народ в изображении Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
      Социальные корни «маниловщины» и «ноздревщины».
      Образ губернского города в поэме Гоголя «Мертвые души».
      Гоголь как сатирик.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>