ЦЕЛИ И СТРУКТУРА КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
Модернизация образования в средней школе поставила новые задачи перед курсом литературы в 10-м классе. Общие принципы изучения словесного искусства в базовой и профильной школах не исключают своеобразия программ в каждой из них.
Профильная гуманитарная школа отличается от базовой не только бóльшим числом изучаемых произведений и авторов, но и характером анализа литературных явлений. Эстетическая направленность анализа в профильной школе в большей степени акцентирует внимание к строению художественного текста и предлагает широкий диапазон творческих работ художественного, публицистического и даже исследовательского характера.
Особенностью профильной школы является и расширение диалога русской и зарубежной литературы, и постоянное внимание к диалогу разных видов искусства: литературы, музыки, изобразительных искусств, театра, кино.
Старшеклассники в возрастном развитии переживают период ранней юности. Исследования по педагогике и психологии подчеркивают, что это качественно новый период развития человека, в котором центральное место занимает проблема взаимоотношений личности и общества. Для литературного развития школьников в это время становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений определенной эпохи. Характерными сторонами читательского восприятия в свою очередь становятся концепционность и внимание к художественной форме произведения при некотором ослаблении способности читателя к эмоциональной и образной конкретизации литературного образа.
Основываясь на сдвигах в литературном развитии школьников, уроки литературы вправе развернуть перед учениками картину литературного процесса в его историческом движении, смене литературных направлений, эволюции художественных методов. Для учеников становятся доступными систематизация многих фактов, усвоенных в предшествующих классах, целостное представление об историко-литературном процессе и творческом пути отдельных писателей.
Невозможно осознать своеобразие национальной культуры вне сопоставления русской и мировой литературы, тем более что необходимо представить основные вехи развития литературы в ее лучших образцах (фольклор, Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение и т. д.).
Девятилетняя школа подготовила учеников к восприятию развития литературы как процесса, обусловленного историческими, эстетическими и национальными причинами. Ученики накопили значительный материал, который требует систематизации и нравственного, теоретико- и историко-литературного осмысления. Возрастное развитие учеников, вступивших в эпоху связей, осознания причин и следствий, позволяет обратиться к иным формам постижения искусства слова и ведет к углублению представлений о процессе развития литературы. Поэтому в старших классах предлагается курс литературы, раскрывающий эпохи развития искусства, литературные направления. История литературы в школьном варианте предстает в основных своих проявлениях и не охватывает всей многослойности литературного процесса. Многие имена писателей уже знакомы ученикам, и полезно обратиться к тем явлениям, которые остались живыми в памяти поколений. В школе надо наметить контуры литературного процесса, чтобы в сознании учеников сложилась целостная картина развития искусства слова. Сегодня это особенно необходимо, так как только системное мышление поможет школьникам «в просвещении стать с веком наравне». В курсе литературы старших классов сохраняются те литературные явления, которые стали поворотными в литературном процессе и перешагнули границы своего времени, оставшись доступными и содержательными для читателей следующих поколений. Из этого правила отбора произведений для программы старших классов исключение делается лишь тогда, когда полезно сопоставить искусство подлинное и массовую литературу. Заканчивая школу, ученик должен уметь отличить беллетристику от шедевра, и потому в обзорах, программе внеклассного чтения помещена литература и второго ряда.
Программа строится на основе диалога культур. Сопоставление исторических периодов развития литературы (диалог времен) осложняется выявлением национальных особенностей искусства внутри исторических эпох, необходимых для понимания самобытности русской литературы. Сопоставление социальных позиций и художественных систем писателей ведет к обострению философского и эстетического диалогов в изучении русской литературы. Наконец, программа включает и элементы диалогов разных видов искусства (литература и живопись, архитектура, музыка, театр, кино).
Особенностью литературы этого периода является ее развитие в рамках одного художественного метода — реализма, и различия в творчестве писателей во многом зависят от их общественной позиции. В связи с этим представляется важным, прослеживая творческий путь писателя, эволюцию художественных принципов, нравственные и философские искания, выявить, как по-разному они отражают основные идеи и проблемы эпохи. Образ времени создается при соотнесенности творчества писателей, по-разному оценивающих пути развития России и общества (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Чернышевский, Н. Некрасов), представляющих героя времени (И. Тургенев, Н. Чернышевский) и идеал человека (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, Н. Чернышевский, Н. Некрасов).
Возникающие в рамках одного художественного метода вариации и эволюция жанров также обусловлены различием позиций, занимаемых писателями, поэтому при изучении творчества каждого из них важно показать индивидуальность воплощения идей в произведении, многообразие стилей и способов художественного мышления («тайная психология» И. Тургенева, полифонизм Ф. Достоевского, «диалектика души» Л. Толстого, пушкинская сдержанность А. Чехова и т. д.).
Главной задачей курса литературы 10-го класса является изучение творческого пути писателя как развитие его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи.
Курс охватывает наиболее прославленный период русской литературы — 40—90-е гг. XIX в. В 10-м классе исторический материал более локализован, что позволяет углубить анализ литературного произведения и сделать акцент на взаимодействии писателей в литературном процессе, на своеобразии мироощущения и художественного метода каждого из них. Выявлению национального своеобразия русской литературы служит и сопоставление ее с зарубежной литературой, чье влияние было особо значимо для русской литературы этого периода (П. Мериме, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, А. Рембо). Курс литературы призван актуализировать в сознании школьников тот пласт русской культуры, который стал особо значимой страницей мирового искусства. Этой актуализации могут способствовать следующие направления работы.
1. Выделение общих проблем, эстетическое и социальное значение которых остро ощущается нашим временем (поэзия и философия, литература и критика, герой времени и пути развития общества, интеллигенция и народ, роль личности в истории и т. д.).
2. Сочетание монографических тем с историческими и эстетическими обзорами, обнаруживающими перспективы развития общества и искусства. Гоголевский период русской литературы (40—50-е гг. XIX в.). Герой времени (50—60-е гг. XIX в.). Выбор пути (70—90-е гг. XIX в.).
Теоретико-литературное образование учащихся стимулируется накоплением впечатлений в монографических темах и осознанием общих перспектив развития словесного искусства в обзорах, позволяющих выяснить, как эстетический закон преломляется художественной индивидуальностью писателя.
Сюжетную основу исторических обзоров можно представить как историю центральных русских журналов «Современник» и «Отечественные записки», поскольку почти все писатели, изучаемые в курсе литературы 10-го класса, были не только хорошо знакомы, но и связаны очень личными, порой противоречивыми и драматичными отношениями. Развитие этих отношений, споры, сближение и расхождение этих людей во многом определили литературное творчество, само развитие русской литературы второй половины XIX в.
Этот мотив отношений, притяжений и отталкиваний может пройти через отдельные темы и зазвучать в полную мощь в следующих обзорах: смерть Гоголя, основание журнала «Современник», раскол «Современника», открытие памятника Пушкину в 1880 г.
Сопряжению материала обзоров и монографических тем могут способствовать и синхронистические таблицы, помогающие увидеть одновременный ряд событий.
Первая часть курса, подводя итоги исторического периода, изученного в 9 классе, ставит проблемы, особенно значимые для русской литературы 40—90-х гг. XIX в.: искусство и политика, поэт и гражданин.
Решение этих проблем прослеживается на всем протяжении курса.
Рассмотрение творческой истории произведения вовлекает школьников в «создание» текста и приближает к авторской позиции. Сопоставление замысла произведения и его воплощения, разных редакций текста производится там, где это особенно важно для выявления мысли писателя.
Включение в анализ разновременных художественных трактовок произведения позволяет увидеть, как каждое поколение «глядится» в текст (иллюстрации, сценическая история пьесы, кино, театр, телевидение).
Актуализации русской классики в сознании современного школьника способствуют и рекомендации по внеклассному чтению, предлагающие сопоставление произведений XIX и XX вв. Сравнение этих произведений по проблематике и поэтике помогает углублять суждения читателя опытом прежних поколений («Отцы и дети» И. Тургенева и «Зависть» Ю. Олеши, «Что делать?» Н. Чернышевского и «Мы» Е. Замятина, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и «Расплата» В. Тендрякова и т. д.).
Приближению современного школьника к классике содействуют и предлагаемые в программе задания по литературному творчеству.
Курс литературы должен не просто знакомить учеников с основными моментами жизни того или иного писателя, его ролью в истории русской литературы, не просто дать анализ изучаемого произведения, но прежде всего вызвать интерес к творчеству писателя, т. е. желание самостоятельно продолжить раздумья над книгой, прочитать другие книги писателя, побольше узнать о его личности.
Сведения о жизни писателя, представляющие общую оценку его личности, говорящие о его величии и значении привычными словами, могут, скорее, оттолкнуть современного старшеклассника, чем заинтересовать. Биографические сведения должны помочь ученику представить идейно-нравственный облик писателя во всей его широте, сложности, а иногда и противоречивости, подготовить его к восприятию текста не только как к образному отражению действительности, но в то же время и как к проявлению духовной жизни конкретного человека. Тогда юный читатель поймет, насколько индивидуальна природа творчества, насколько стиль связан с идейно-нравственным обликом писателя. У каждого автора есть характерная черта, более всего влияющая на его жизненную позицию и отражающаяся в его творчестве. Поиск или раскрытие такой черты станет стержнем каждой биографической темы. Анализ литературного произведения поможет ученику понять объективный смысл произведения и оживить субъективную сторону его восприятия, более того — поставит школьника перед необходимостью выбора собственной позиции и умения ее обосновать.
Чтобы реализовать эти задачи, анализ произведения можно давать по следующему (не жесткому) плану (очередность пунктов будет меняться в зависимости от конкретных целей каждой темы и содержания материала):
1. Отзывы о произведении читателей, критиков, писателей как XIX, так и XX в.
Подобное начало создает проблемную ситуацию:
• если вокруг произведения вспыхивала или до сих пор идет полемика, то необходимо разобраться в причинах ее возникновения и решить ее для себя;
• если оценки произведения единодушны, интересно понять, почему представители самых разных идейных и художественных направлений сошлись во мнении.
Таким образом, анализ текста становится необходимым и органичным для учеников, вызывает живой интерес, а не навязывается сверху.
2. Для постижения авторской мысли учитель познакомит учащихся с исторической и психологической ситуациями, послужившими поводом для написания произведения, с историей его создания и публикации.
3. Примеры черновых редакций помогут школьникам перенестись в творческую лабораторию писателя, проследить, как менялся авторский замысел в процессе работы над композицией, образами, словом.
4. Композиционный и стилистический анализ не должен быть монопольным. Отличия нескольких вариантов трактовок покажут ученикам, что существуют разные точки зрения, что у них есть выбор, а также право на свою версию, но обоснованную, аргументированную. Анализ должен учить не механическому изложению готовых истин, а умению мыслить, решать проблемы, подбирать аргументы, доказывающие верность решения.
5. При сопоставлении изучаемого произведения с другими (того же автора и с близкими им по теме произведениями других авторов) появляется возможность для разговора о традициях и новаторстве в литературе, о полемике в художественном творчестве.
6. Учитель познакомит школьников с жизнью произведения других видов искусства — изобразительного, музыкального (если это возможно), кинематографического, театрального.
7. Учащимся должны быть предложены задания, вопросы, темы для творческих работ, способные активизировать воображение, эмоции, мышление, направленные на повышение уровня литературного развития школьника.
В программе почти по каждой теме учащимся предлагается широкий выбор различных видов литературного творчества — художественных, критико-публицистических, литературоведческих. Количество таких работ в году, равно как и выбор того или иного жанра либо рода творческих работ, всецело зависит от ученика.
Самообразование учеников до 10-го класса стимулируется рекомендациями учителя и намеченным списком произведений для чтения на перспективу. Литературное образование в 10—11-м классах получит новое содержание. История литературы в ее широком движении побуждает школьников индивидуально составлять программу самообразования в связи с избранной проблемой, намечать круг художественных, публицистических, критических, литературоведческих работ, организует библиографический поиск.
Предлагаемая программа и методический комментарий к ней рассчитаны на творческое отношение к ним учителя, который вправе изменить количество часов внутри темы, названия уроков и подбор материала к ним. Важно при этом сохранить текстуальный анализ тех произведений, которые включены в государственный стандарт и поэтому могут быть предъявлены на выпускном школьном экзамене.
Методический комментарий также предлагает общую стратегию анализа, которая может изменяться в зависимости от уровня литературного развития учеников и педагогических целей учителя.
В случае, когда тема входит в программу базовой и профильной школы, мы даем единый комментарий, из которого учитель выберет наиболее целесообразные с его точки зрения пути и приемы анализа.
|