Маранцман В. Г. Литература. 10—11 классы


ЦЕЛИ И СТРУКТУРА КУРСА
ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

      Программа 11-го класса, не отменяя наблюдений за историческим развитием литературы, концентрирует внимание на актуальных для конца XIX и XX веков проблемах социального, нравственного, философского характера: «Эволюция и революция», «Время и вечность», «Война и мир», «Самосознание и жизнь общества».
      Учитывая социальную направленность курса литературы в 11-м классе, общий мотив его может быть обозначен так: «Литература и общество». Выбор наиболее дискуссионных вопросов, тревожащих сознание писателей прошлого и наступившего века, продиктован необходимостью воспитания поколения, вступающего в современный мир. Такое построение курса вызвано не только педагогической необходимостью завершить формирование ценностных ориентаций личности выпускника, но и характером искусства этого времени, все более сближающегося с философией.
      Новая периодизация литературного процесса в XX веке не сложилась еще окончательно, и школа не может опережать в этом смысле литературоведение. Однако в курс литературы 11-го класса включены и хронологические обзоры, помогающие понять, как менялась конкретная социально-историческая обстановка в XX веке и как литература реагировала на эти достижения времени. Выделение проблем, актуальных для классики и современности, подчеркивает связь поколений и содействует живому восприятию школьниками литературы конца XIX и XX веков.
      Предлагаемая в программе организация материала позволяет видеть перспективу развития литературы, в которую каждое поколение писателей вносит свой вклад. Внутри разделов материал располагается в хронологическом порядке. В зачетных работах после каждого раздела предлагаются задания, позволяющие ученикам подвести итоги размышлениям над проблемой, а учителю убедиться в степени освоенности проблемы. Подбор материала в программе основан на принципе диалога писателей внутри каждой эпохи («Как относились к революции М. Горький, А. Блок, В. Маяковский?», «В чем близки и в чем несходны картины гражданской войны в произведениях А. Бабеля, М. Шолохова, Б. Пастернака?»). Но в процессе изучения литературы прежних десятилетий важно посмотреть на них глазами наших современников и сопоставить их мнение с решением этих вопросов в классической литературе XIX века.
      Курс литературы XX века сопровождается проблемным повторением литературы XIX века, создающим ретроспективу развития искусства. Например, отношение к войне и миру Пушкина, Лермонтова, Толстого и писателей XX века позволяет еще раз обратиться к классическому наследию. Проблема добра и зла в человеческой душе и общественной борьбе в литературе XX века приводит к новому осмыслению традиций Пушкина, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина и Чехова. Так, при проблемном повторении осмысляется связь времен и рубежи, отделяющие историю от современности.
      Завершающее звено литературного образования в школе требует обобщенности взгляда на литературный процесс и жизнь. Предстоящий ученикам выход в «открытое море» бытия диктует необходимость осмыслить коренные философско-эстетические и нравственные проблемы. Ценностные ориентации личности складываются здесь если не окончательно, то все же определенно и рельефно. Поэтому в центре курса оказываются такие вопросы, как движение времен (социальные переломы и психологические преображения жизни), человек в революции, время и вечность (конкретно-историческое и общечеловеческое начала в их сопряжении и поединке), человек на войне, самоопределение человека и пути истории.
      Обобщенность проблем подсказана не только педагогическими целями курса, стремлением преодолеть социологическую схему подверстывания литературы к историческим периодам, но и сущностью тех литературных процессов, которые характерны для XX в. Перелом веков потребовал от общественного сознания заново прояснить основания мира, и от смутных предчувствий импрессионизма искусство обратилось к символизму. Катаклизмы истории, сказавшиеся в Первой мировой войне и революциях, охвативших планету, породили течения, в которых жизнь представлена в резкой деформации: экспрессионизм, кубизм, футуризм. Хаос бытия вошел в искусство и грозил потерей катарсиса. Акмеизм стал попыткой сохранить закон в мгновении и смыкался с реалистическим доверием к жизни и влюбленностью в мир. Экзистенциализм был продолжением этой попытки, но приводил к катастрофическим итогам: бытие подавляло личность, растворяло ее в своем потоке. Начало века и 1920-е гг. были эпохой расцвета многообразных измерений мира в резко противостоящих друг другу течениях искусства.
      В 30—40-е гг. в искусстве возникла тенденция, которая сопротивлялась крайне обостренному изображению противоречий жизни. Это была попытка сохранить равновесие в стандарте, будь то сталинский ампир, фашистский монументализм или голливудский иллюзионизм. Массовое искусство нашего времени, беспрепятственно распространяемое кино и телевидением, по сути является продолжением этих тенденций навязывания стереотипа, хотя характер стереотипа, естественно, изменился, расцветая в рок-культуре.
      Склонность к стереотипам, очевидно, связана с техницизмом XX в., с уподоблением человека вещи. В то же время рационализм эпохи грозил потерей живых корней, и, испуганное дерзостью мысли и абстрагированием от природы, человечество обратилось за спасением к примитиву. Первобытные культуры вошли в моду не из экзотической прихоти утонченного вкуса. Африка привлекала живой реальностью инстинктов. Потеря равновесия, характерная для XX в., преодолевалась искусством и другим, более высоким путем, обращением к мифу и притче: от «Улисса» Джойса и «Мастера и Маргариты» Булгакова до «Кентавра» Апдайка и «Белого парохода» Айтматова. Это стремление искусства разглядеть глубинные сущности жизни не может игнорироваться при построении курса 11-го класса и ведет к обобщенным формулировкам проблем разделов, к несколько иному, чем в 10-м классе, методическому стилю, где «крупные планы» монографических тем вписываются в общую панораму размышления над стремительно наплывающими другими именами. Течения в искусстве должны предстать как разные способы измерения и изображения мира.
      Учитель вправе сокращать количество монографических тем в пределах каждого раздела, увеличивая число часов на изучение творчества авторов, наиболее близких ему и школьникам. Подбор стихотворений также может быть индивидуален для каждого класса.
      В 11-м классе завершается формирование всей системы умений, необходимых для послешкольного литературного самообразования. При этом продолжают развиваться умения, связанные с художественной интерпретацией, критико-публицистической оценкой и литературоведческим анализом отдельных произведений, а также умения, нужные для монографического осмысления творчества писателя и обзоров.
      Внеклассное чтение приобретает более избирательный для каждого ученика и самостоятельный характер, становясь перспективой дальнейшего самообразования. Семинары, которые заключают изучение каждого раздела, не только подводят итоги темы, но и дают возможность школьникам представить личностное решение проблемы на самостоятельно избранном материале.

 

<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>