Историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия стандарта |
Поурочное планирование полного общего образования.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ |
Поурочное планирование полного общего образования.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
Влияние исторических процессов в обществе на литературу. Реализм и модернизм |
Движение времен
Литература начала XX в.
Урок 1. Символизм.
Урок 2. Акмеизм.
Урок 3. Поэзия Н. Гумилева.
Урок 4. Футуризм.
Урок 5. Поэзия В. Хлебникова |
Движение времен
Литература начала XX в.
Урок 1. Символизм. Урок 2. Поэзия В. Брюсова.
Урок 3. Акмеизм.
Урок 4. Поэзия Н. Гумилева.
Урок 5. Футуризм.
Урок 6. Поэзия В. Хлебникова |
Раздел I. Эволюция или революция? |
Раздел I. Эволюция или революция? |
Традиции русской литературы XIX в. и решения XX в. |
Урок. От Серебряного века к эпохе социализма (10—30-е гг. XX в.) |
Урок 1. Обретения и потери Серебряного века (1900—1910-е гг.).
Урок 2. Поиски новой эпохи (20-е гг.).
Урок 3. Социалистический реализм (30-е гг.) |
Усложнение картины мира в русской поэзии
|
Творчество А. Блока
Урок 1. В мире Прекрасной Дамы.
Урок 2. «Страшный мир».
Урок 3. «О, я хочу безумно жить...»
Урок 4. Поэма «Двенадцать»
|
Творчество А. Блока
Урок 1. В мире Прекрасной Дамы.
Урок 2. «Страшный мир».
Урок 3. «О, я хочу безумно жить...»
Урок 4. «Моя тема — тема о России».
Уроки 5—6. Поэма «Двенадцать»: «благословение революции или сомнение в ней?».
Урок 7. «Трагический тенор эпохи» (А. Блок и его современники) |
Стиль писателя и характер времени |
Творчество И. А. Бунина
Урок 1. Природа и родина в поэзии Бунина.
Урок 2. Истинные и ложные ценности («Господин из Сан-Франциско»).
Урок 3. О природе любви («Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник») |
Творчество И. А. Бунина
Урок 1. Природа и родина в поэзии Бунина.
Урок 2. Истинные и ложные ценности («Господин из Сан-Франциско»).
Уроки 3—5. О природе любви («Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник») |
Библейские мотивы в русской литературе |
Творчество А. И. Куприна
Урок 1. Бытописатель или русский философ?
Урок 2. Библейская легенда о любви царя Соломона и рассказ Куприна «Суламифь» |
Творчество А. И. Куприна
Урок 1. Бытописатель или русский философ?
Урок 2. Библейская легенда о любви царя Соломона и рассказ Куприна «Суламифь».
Урок 3. «Гранатовый браслет» — рассказ о вечной любви |
Библейские мотивы в русской литературе |
Уроки 1—2. Л. Андреев. «Иуда Искариот» |
Социальная позиция писателя |
Творчество М. Горького
Урок 1. Пролетарский писатель — борец за романтические идеалы и обличитель мещанства.
Урок 2. О смысле человеческой жизни («Старуха Изергиль»).
Урок 3. Пьеса «На дне». «Люди или обломки?»
Урок 4. «Сон золотой».
Урок 5. «Человек — вот правда!» |
Творчество М. Горького
Урок 1. Пролетарский писатель — борец за романтические идеалы и обличитель мещанства.
Урок 2. Свобода и любовь в рассказе «Макар Чудра».
Урок 3. О смысле человеческой жизни («Старуха Изергиль»).
Урок 4. Пьеса «На дне». «Люди или обломки?»
Урок 5. «Сон золотой».
Урок 6. «Человек — вот правда!»
Урок 7. Пьеса «На дне» на русской сцене |
Лирика и сатира |
Творчество В. В. Маяковского
Урок 1. Дерзкое преображение мира («А вы могли бы...», «Послушайте!»).
Урок 2. Жажда человечности и бунт («Нате!», «Лиличка!», «Скрипка и немножко нервно»).
Урок 3. О сущности поэзии («Юбилейное», «Во весь голос»).
Урок 4. «Хорошо» и «Плохо», «Прозаседавшиеся» |
Творчество В. В. Маяковского
Урок 1. Дерзкое преображение мира («А вы могли бы...», «Послушайте!»).
Урок 2. Жажда человечности и бунт («Нате!», «Лиличка!», «Скрипка и немножко нервно»).
Уроки 3—4. Поэма «Облако в штанах».
Урок 5. О сущности поэзии («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Во весь голос»).
Уроки 6—7. «Хорошо» и «Плохо» («Ода революции», «Прозаседавшиеся», пьеса «Клоп») |
Имажинизм |
Творчество С. А. Есенина
Урок 1. Деревенские идиллии («Не ходить, не мять в кустах багряных...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»).
Уроки 2—3. «Рок событий» («Русь советская», «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Письмо к женщине») |
Творчество С. А. Есенина
Урок 1. Деревенские идиллии («Не ходить, не мять в кустах багряных...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»).
Урок 2. Смятение города («Черный человек»).
Уроки 3—4. «Рок событий» («Русь советская», «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Письмо к женщине»).
Урок 5. Поэма «Анна Снегина» |
И. Э. Бабель
Урок 1. Жизнь и смерть человека в сборнике рассказов «Конармия».
Урок 2. Композиция и стиль книги И. Э. Бабеля «Конармия» |
Роман-эпопея |
Творчество М. А. Шолохова
Урок 1. Летописец народных трагедий (обзор творческого пути).
Урок 2. Роман «Тихий Дон». Конфликт природного и социального начал жизни.
Урок 3. Любовь и война.
Урок 4. Выбор человека в исторической буре.
Урок 5. Причины трагедии Григория Мелехова |
Творчество М. А. Шолохова
Урок 1. Летописец народных трагедий (обзор творческого пути).
Урок 2. Роман «Тихий Дон». Конфликт природного и социального начал жизни.
Урок 3. Любовь и война.
Урок 4. Выбор человека в исторической буре.
Урок 5. Причины трагедии Григория Мелехова.
Урок 6. Пробуждение народа в романе «Поднятая целина» (обзор).
Урок 7. Кровавая работа войны («Они сражались за Родину») |
Ирония и лиризм |
Б. Шоу. «Пигмалион»
Урок. Преображение человека |
Б. Шоу. «Пигмалион»
Урок 1. Преображение человека.
Урок 2. Ирония Шоу и драматический спектакль, мюзикл и балет по пьесе «Пигмалион» |
Раздел II. Время и вечность |
Раздел II. Время и вечность |
Поэтическая ассоциация |
Лирика О. Э. Мандельштама
Урок 1. Родные тени культуры («Концерт на вокзале», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»).
Урок 2. «Век-волкодав» («За гремучую доблесть грядущих веков...», «С миром державным...», «Я вернулся в мой город...») |
Лирика О. Э. Мандельштама
Урок 1. Родные тени культуры («Концерт на вокзале», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»).
Урок 2. «Век-волкодав» («За гремучую доблесть грядущих веков...», «В шапке бобровой...», «В Петрополе прозрачном мы умрем...», «Я вернулся в мой город...»).
Урок 3. Петербург в поэзии Серебряного века |
Диалог поэтов |
М. И. Цветаева
Урок 1. Волшебный фонарь юности («Легкомыслие! Милый грех...», «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку», «О муза плача...», «Мой Пушкин»).
Урок 2. «Отказываюсь быть!» («Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Федра») |
М. И. Цветаева
Урок 1. Волшебный фонарь юности («Легкомыслие! Милый грех...», «Моим стихам, написанным так рано...»).
Урок 2. Разговор с поэтами («Стихи к Блоку», «О муза плача...», «Мой Пушкин», письма к Пастернаку и Рильке).
Урок 3. Трагедии любви («Федра», «Эвридика — Орфею», «Поэма конца»).
Урок 4. «Отказываюсь быть!» («Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...») |
Диалог времен в поэзии |
А. А. Ахматова
Урок 1. Царское Село и Петербург — колыбель поэта («В Царском Селе», «Как площади эти обширны...», «Я к розам хочу...»).
Урок 2. Тишина и страсти («Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Настоящую нежность не спутаешь...»).
Урок 3. Муза. Выбор судьбы («Мне ни к чему одические рати...», «Музе», «Данте», «И было сердцу ничего не надо...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Реквием», «Родная земля») |
А. А. Ахматова
Урок 1. Царское Село и Петербург — колыбель поэта («В Царском Селе», «Как площади эти обширны...», «Я к розам хочу...»).
Урок 2. Тишина и страсти («У самого моря», «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Настоящую нежность не спутаешь...»).
Урок 3. Муза. Выбор судьбы («Мне ни к чему одические рати...», «Музе», «Данте», «И было сердцу ничего не надо...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Реквием», «Родная земля», «Поэма без героя») |
Роман-миф |
М. А. Булгаков
Урок 1. Сатирик и лирик (жизнь и творческий путь Булгакова).
Урок 2. Меж верой и сомнением (традиции Пушкина и Гоголя в романе «Мастер и Маргарита»).
Урок 3. Воланд в Москве.
Урок 4. Трагедии и фарсы (Москва и Ершалаим).
Урок 5. Проблема справедливости и милосердия в романе.
Урок 6. Любовь — путь к вечности (судьбы Мастера и Маргариты).
Урок 7. Автор в романе |
М. А. Булгаков
Урок 1. Сатирик и лирик (жизнь и творческий путь Булгакова).
Урок 2. Меж верой и сомнением (традиции Пушкина и Гоголя в романе «Мастер и Маргарита»).
Урок 3. Воланд в Москве.
Урок 4. Трагедии и фарсы (Москва и Ершалаим).
Урок 5. Проблема справедливости и милосердия в романе.
Урок 6. Любовь — путь к вечности (судьбы Мастера и Маргариты).
Урок 7. Автор в романе.
Урок 8. Христианские мотивы и смысл романа.
Урок 9. Произведения Булгакова на сцене и в кино |
Б. Л. Пастернак
Уроки 1—2. Стихия жизни и стихия творчества в лирике Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «О, если б знал, что так бывает...», «Зимняя ночь», «Гамлет»).
Урок 3. Роман «Доктор Живаго» (обзор) |
Б. Л. Пастернак
Уроки 1—2. Стихия жизни и стихия творчества в лирике Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «О, если б знал, что так бывает...», «Зимняя ночь», «Гамлет»).
Урок 3. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Два лика революции в романе.
Урок 4. Трагедия времени и вечная правда жизни |
Диалог национальных культур |
Райнер Мария Рильке
Урок 1. Связи Рильке с русской и мировой литературой (переписка с русскими писателями, стихотворение «Орфей. Эвридика. Гермес») |
Райнер Мария Рильке
Урок 1. Связи Рильке с русской литературой и национальный характер творчества (переписка с русскими писателями, «Дуинские элегии»).
Урок 2. Вечные темы (стихотворение Рильке «Орфей. Эвридика. Гермес» и стихотворение М. Цветаевой «Эвридика — Орфею») |
Перевод как вид художественной интерпретации |
Г. Аполлинер
Урок 1. «Мост Мирабо» в переводах русских поэтов |
Г. Аполлинер
Урок 1. Закат Европы и творчество Г. Аполлинера.
Урок 2. «Мост Мирабо» в переводах русских поэтов |
|
Раздел III. «Война и мир» |
Раздел III. «Война и мир» |
Два поколения военной прозы. Война глазами ее участников и потомков |
В. П. Некрасов
Урок 1. «Мушкетер, солдат, писатель» — судьба и творчество В. Некрасова.
Урок 2. «Окопная» правда народной войны («В окопах Сталинграда») |
В. П. Некрасов
Урок 1. «Мушкетер, солдат, писатель» — судьба и творчество В. Некрасова.
Урок 2. На пути к Сталинграду («В окопах Сталинграда»).
Урок 3. «Окопная» правда народной войны |
Понятие о литературно-художественном журнале |
А. Т. Твардовский
Урок 1. Твардовский — певец мира в войне (поэма «Дом у дороги»).
Урок 2. Суд совести («Вся суть в одном-единственном завете...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери») |
А. Т. Твардовский
Урок 1. Твардовский — певец мира в войне (поэма «Дом у дороги»).
Урок 2. Суд совести («Вся суть в одном-единственном завете...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери»).
Урок 3. Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир» |
Психологизм и экстремальные ситуации в художественной прозе |
В. Быков
Урок. Повесть «Сотников» — исследование духовных возможностей человека (Сотников и Рыбак, героизм и предательство) |
В. Быков
Урок. Повесть «Сотников» — исследование духовных возможностей человека (Сотников и Рыбак, героизм и предательство) |
Речь героев и речь автора |
В. П. Астафьев
Урок 1. Народные заботы в произведениях В. Астафьева.
Урок 2. Повесть «Пастух и пастушка» — идиллия и трагедия |
В. П. Астафьев
Урок 1. Народные заботы в произведениях В. Астафьева.
Урок 2. Повесть «Пастух и пастушка» — идиллия и трагедия |
Ю. Бондарев
Урок 1. Роман «Берег». Юность и война.
Урок 2. Мир и трезвость сознания |
Ю. Бондарев
Урок 1. Роман «Берег». Юность и война.
Урок 2. Мир и трезвость сознания.
Урок 3. Пространство быта и пространство вечности в прозе Бондарева |
Э.-М. Ремарк
Урок 1. Роман «Три товарища» |
Э.-М. Ремарк
Урок 1. Роман «Три товарища».
Урок 2. «Потерянное поколение» в романе «Триумфальная арка» |
Раздел IV. Самопознание человека и жизнь общества
Обзор литературы 40—90-х гг. — 2 ч. |
Раздел IV. Самопознание человека и жизнь общества
Обзор литературы 40—90-х гг. — 2 ч. |
Философский роман |
|
В. В. Набоков
Урок 1. «Потерянный рай» В. Набокова (роман «Другие берега»).
Урок 2. Роман «Дар». Болезни эмиграции и юность Годунова-Чердынцева.
Урок 3. Повесть о Чернышевском в романе о современности.
Урок 4. Диалог XIX и XX вв. в романе «Дар» (характер человека и его творчество).
Урок 5. Произведения Набокова на экране |
Роман-антиутопия |
Е. И. Замятин
Урок 1. Утопии и антиутопии в русской литературе XIX в. (Чернышевский, Достоевский).
Урок 2. Структура и смыл романа Замятина «Мы» |
Индивидуальный стиль писателя |
А. Платонов
Урок 1. Платонов в поисках «сокровенного человека».
Урок 2. Повесть «Котлован». Мотивы апокалипсиса и революционного строительства.
Урок 3. Человек, томимый «тоской тщетности», и «нормализованный работник» |
А. Платонов
Урок 1. Платонов в поисках «сокровенного человека».
Урок 2. Повесть «Котлован». Мотивы апокалипсиса и революционного строительства.
Урок 3. Человек, томимый «тоской тщетности», и «нормализованный работник» |
Деревенская проза |
Ф. А. Абрамов
Урок 1. Жизнь деревни в произведениях Ф. Абрамова.
Урок 2. Роман «Две зимы и три лета» |
Ф. А. Абрамов
Урок 1. Жизнь деревни в произведениях Ф. Абрамова.
Урок 2. Роман «Две зимы и три лета».
Урок 3. Спектакль Малого драматического театра «Братья и сестры» как театральная интерпретация прозы (режиссер Л. Додин) |
Лагерная проза |
В. Т. Шаламов
Урок 1. Лагерь — слепок мира на страницах «Колымских рассказов» Шаламова.
Урок 2. Композиция и стиль рассказов «Надгробное слово» и «Шерри-бренди» |
В. Т. Шаламов
Урок 1. Лагерь — слепок мира на страницах «Колымских рассказов» Шаламова.
Урок 2. Композиция и стиль рассказов «Надгробное слово» и «Шерри-бренди» |
Художественная документальная проза |
А. И. Солженицын
Урок 1. «Красное колесо» века. Жизнь и судьба А. Солженицына.
Урок 2. Наука выживать в повести «Один день Ивана Денисовича» |
А. И. Солженицын
Урок 1. «Красное колесо» века. Жизнь и судьба А. Солженицына.
Урок 2. Наука выживать в повести «Один день Ивана Денисовича».
Урок 3. Роман «В круге первом».
Урок 4. «Архипелаг ГУЛАГ» |
Лирическая проза |
В. В. Ерофеев
Урок 1. Поэма «Москва — Петушки». Память культуры и смятение Венички.
Урок 2. Куда несется электричка «Москва — Петушки»? |
В. В. Ерофеев
Урок 1. Поэма «Москва — Петушки». Память культуры и смятение Венички.
Урок 2. Куда несется электричка «Москва — Петушки»?
Урок 3. Лирическая проза как выражение потрясения и надежды в русской литературе второй половины XX в. |
Современный исторический роман |
Б. Ш. Окуджава
Урок 1. Возведение в человечность (анализ лирики).
Урок 2. Праздники жизни и ее печали в прозе Б. Окуджавы («Путешествие дилетантов») |
Б. Ш. Окуджава
Урок 1. Возведение в человечность (анализ лирики).
Урок 2. Праздники жизни и ее печали в прозе Б. Окуджавы («Путешествие дилетантов»).
Урок 3. Глоток свободы (роман «Бедный Авросимов»).
Урок 4. Историческая и частная жизнь в романе «Свидание с Бонапартом» |
Бардовская песня и поэтическое творчество |
В. С. Высоцкий
Урок 1. Романтический бунт и ирония в лирике Высоцкого.
Урок 2. «Сорванный голос» поколения (стихотворения и песни). |
В. С. Высоцкий
Урок 1. Романтический бунт и ирония в лирике Высоцкого.
Урок 2. «Сорванный голос» поколения (стихотворения и песни).
Уроки 3—4. Лицо и роли В. Высоцкого (В. Высоцкий в воспоминаниях современников, на сцене и в кино) |
Традиции русской драматургии |
А. В. Вампилов
Урок 1. Традиции Чехова в драматургии Вампилова.
Урок 2. Сон и явь в жизни Зилова |
А. В. Вампилов
Урок 1. Традиции Чехова в драматургии Вампилова.
Урок 2. Сон и явь в жизни Зилова.
Урок 3. «Герой нашего времени» Лермонтова и «Утиная охота» Вампилова |
И. А. Бродский
Урок 1. Отчуждение и любовь.
Урок 2. Меж континентов и времен |
И. А. Бродский
Урок 1. Юность поэта. Надежды и разочарования.
Урок 2. Отчуждение и любовь.
Урок 3. Мотив Рождества Христова в поэзии Бродского.
Урок 4. Античность — трагическое зеркало фарсового времени.
Урок 5. Смерть меж континентов и времен |
Литература последнего десятилетия
Урок 1. Грустные сатиры М. Жванецкого.
Урок 2. Сердечные повести В. Токаревой (пьеса «Фантазия экспромт», повесть).
Урок 3. Детективные фантазии Б. Акунина («Азазель», «Чайка») |
Литература последнего десятилетия
Урок 1 Грустные сатиры М. Жванецкого.
Урок 2. Сердечные повести В. Токаревой (пьеса «Фантазия экспромт», повесть).
Урок 3. Детективные фантазии Б. Акунина («Азазель», «Чайка»).
Урок 4. По страницам журналов |
Национальные связи и национальное своеобразие литератур |
Литература народов России
Урок 1. Р. Гамзатов — хранитель национальной традиции, открытый русскому миру и ветрам времени |
Литература народов России
Урок 1. Р. Гамзатов — хранитель национальной традиции, открытый русскому миру и ветрам времени.
Урок 2. Глубина жизни «малых» народов (Ю. Рытхэу) |
Дж. Сэлинджер
Урок 1. «Над пропастью во ржи» |
Дж. Сэлинджер
Урок 1. Американская литература второй половины XX в. в поисках подлинных ценностей жизни.
Урок 2. «Над пропастью во ржи» |
Заключение
Уроки 1—2. Наука, религия, философия и искусство как пути к истине и гармонии |
Заключение
Уроки 1—4. Наука, религия, философия и искусство как пути к истине и гармонии |
Итого |
Чтение и изучение произведений — 98 ч.
Внеклассное чтение — 4 ч |
Чтение и изучение произведений — 143 ч.
Исследовательские, журналистские и художественно-творческие работы — 21 ч.
Внеклассное чтение — 6 ч.
Подготовка экскурсий и литературных вечеров — 10 ч |