Маранцман В. Г. Литература. 7 класс. Методические рекомендации

Методический комментарий

      Введение — 1 ч
      Введение в курс литературы 7 класса: смысл жизни в представлении литературных героев и писателей. Сопоставление героев, ищущих смысл жизни (Маленький принц, Сильвио и т. д.) и не задумывающихся об этом (Иван Иванович и Иван Никифорович, герои сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», рассказов Зощенко). Размышление над тем, к какому типу можно отнести Геракла, а к какому — Прометея. Собирание впечатлений учеников о летнем чтении. Размышление о том, как герои произведений, которые будут изучаться в 7 классе, в своих представлениях о смысле жизни зависят от эпохи и от личности (Иосиф — Тарас Бульба — Мцыри).

      Народные песни «Ты взойди, взойди, красно солнышко...», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...», «Ах, да не одна во поле дороженька пролегала...» и др. — 2 ч
      Урок 1. Народные песни как проявление высших ценностей народного сознания: любви к Родине, верности слову и делу. Своеобразие миросозерцания народа в русских и украинских песнях и общие черты славянского фольклора. Вопрос о нравственном достоинстве человека в песне «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...». Независимость разбойника, твердо хранящего свою тайну перед царем и мужественно принимающего казнь. Печаль и веселая удаль народных песен («Вдоль по улице...», «Эй, ухнем!..», «Ах вы, сени, мои сени...»).
      Урок 2. Жанры народных песен. Размышления над особенностями построения лирической песни (повторы стиля и контрасты смысла). Словесное рисование ситуаций, в которых могла рождаться и исполняться песня. Оценка исполнения народной песни (Ф. Шаляпин и С. Лемешев — «Ноченька»; Н. Обухова и Ж. Бичевская — «Матушка моя, что во поле пыльно...»). Народная песня в творчестве русских композиторов (М. Мусоргский. «Исходила младешенька...» в опере «Хованщина»; П. Чайковский. «Я ли в поле да не травушкой была...»). Оценки учениками интерпретаций народной песни. Народная песня в произведениях русских писателей (А. С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Дубровский», «Капитанская дочка»; И. Тургенев. «Певцы»). Размышления учеников о функциях народной песни в художественном тексте.
      Теория литературы. Понятие о лирике. Понятие о народной песне. Понятие о трагическом.
      Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Певцы».
      Литературное творчество. Сочинение «Песни Родины».

      Гомер. «Одиссея» (для чтения и обсуждения) — 4 ч
      Урок 1. Древнегреческий эпос как сочетание бытописания и сказочности. Всеобщность человеческих типов и вечность жизненных конфликтов — основа мифа. Море — образ бесконечного пути человека, остров Итака — образ дома, родины, желанной и недостижимой цели пути. Поиск примеров обобщенных образов на основе ранее изученных в курсе истории мифов.
      Урок 2. Динамика композиции, смешивающей временны́е пласты путешествия Одиссея, и величавое спокойствие стиля поэмы. Контраст — излюбленный прием поэтики Гомера в композиции и стиле (парадоксальное сочетание эпитетов: «хитростей царь Одиссей» — благородный). Пересказы-анализы, подготовленные группой учащихся: «Женихи Пенелопы и Телемах», «Телемах в поисках отца», «Одиссей у Калипсо», «Одиссей у Навсикаи», «Лотофаги», «Листригоны и циклопы», «Одиссей у Цирцеи и в Аиде», «Скилла и Харибда», «Быки Гелиоса», «Возвращение Одиссея».
      Урок 3. Дискуссия «Самое трудное испытание Одиссея» и составление киносценария по одному из эпизодов поэмы. Причины постоянных бед и несчастий Одиссея. Силы, помогающие ему или противостоящие, останавливающие странствия героя. Покровительство Афины и гнев Посейдона — вмешательство высших природных сил в судьбу человека. Противоречивость характера Одиссея: осторожность и хитрость, пытливость, дерзкая воля и подчинение богам и законам жизни, сострадание и непреклонность, жестокость, неустанный поиск и постоянное желание вернуться на родину.
      Урок 4. «Непрестанная тоска по отчизне» и жажда постигнуть тайны «сладостной жизни», ее бесконечного разнообразия как выражение сущности человека, его природы. Дом и мир — равновеликие полюсы смысла жизни. Обсуждение проблемного вопроса: «Почему, стремясь на Итаку, Одиссей путешествует так долго?»
      Теория литературы. Понятие об эпосе.
      Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада».
      Литературное творчество. Сочинение «Жизнь, полная приключений» или «Дороги, которые мы выбираем».

      Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь — 1 ч
      Четвероевангелие — жизнеописание Иисуса Христа. Жизнь и смерть Христа. Особое значение Нагорной проповеди среди других проповедей Христа. Нагорная проповедь — нравственное ядро христианской морали; ее современность и универсальность. Групповая работа учащихся: истолкование отдельных положений и притч Нагорной проповеди с выделением общей проблемы: «Актуальна ли для нас проповедь Иисуса Христа?» Притча как форма нравственной проповеди. Выбор эпиграфов из Нагорной проповеди к уроку внеклассного чтения по рассказу А. Платонова «Юшка».
      Внеклассное чтение. А. Платонов. «Юшка».

      Владимир Мономах. «Поучение детям» — 1 ч
      Духовный облик Владимира Мономаха — одного из самых видных государственных деятелей Древней Руси, человека мудрого и самобытного. Гуманизм, патриотическое служение и нравственное самоограничение как основы человеческого и гражданского существования в «Поучении детям» Владимира Мономаха. Общность идей Владимира Мономаха с положениями Нагорной проповеди Иисуса Христа и особенности великокняжеского поучения как обращения к гражданам государства. Особенности построения ораторской речи. Риторические фигуры и приемы ораторской речи Иисуса Христа и Владимира Мономаха. Сопоставительный анализ учащимися Нагорной проповеди и «Поучения детям» с нравственной, социально-философской и эстетической точек зрения. Написание литературно-творческой работы «Обращение к современникам» с использованием риторических фигур.
      Теория литературы. Проповедь как литературный жанр.
      Литературное творчество. Сочинение «Каким поучениям взрослых я верю?».

      Мацуо Басё. Трехстишия (хокку) — 2 ч
      Урок 1. М. Басё. Беседа о самобытности Страны восходящего солнца — Японии. Варианты создания установки на восприятие произведений М. Басё:
      — прослушивание музыкального фрагмента с японской или стилизованной музыкой и обсуждение возникших во время прослушивания представлений;
      — рассматривание японских миниатюр и размышления над тем, чем японская живопись отличается от привычной европейской;
      — обращение к японской каллиграфии;
      — устный рассказ на тему «Боевые искусства Японии»;
      — просмотр фрагментов художественных или документальных фильмов о Японии с целью постичь таинственность японского бытия.
      «Странник жизни — пленник мгновения». Обращение к биографии Басё, размышление над вопросами учебника: «Что же можно обрести в конце долгого и трудного пути?»; «Какова же она, философия странника?»; «Что принадлежит страннику?» И т. д. Хокку как жанр. Обсуждение разных переводов хокку, размышления о том, как влияет изменение формы на содержание. Хокку как философия в стихах.
      Самостоятельная работа учащихся: чтение и обсуждение хокку, которые предложены в учебнике или которые учитель (в зависимости от уровня литературного развития учащихся) предлагает сам. Работа с вопросами, представленными в учебнике. Домашнее задание: придумать заключительную строку к первым двум строчкам хокку Басё, ответить на вопрос: почему же о Мацуо Басё мы можем сказать, что он «странник жизни — пленник мгновения»?
      Урок 2. Многозначность поэтического образа. От японской поэзии XVII века к русской поэзии XX века: художественная деталь в лирике А. Ахматовой. Слово учителя о многозначности поэтического образа. Художественная деталь как средство раскрытия внутренних переживаний поэта: стон ветра, желтый лист в ручье, срез спиленного ствола вековой сосны, упавший белый волос, засохшие цветы. Знакомство с поэзией А. Ахматовой: раскрытие значения художественных деталей в стихотворении «На шее мелких четок ряд...» (задание может быть выполнено в форме небольшого сочинения).
      Теория литературы. Понятие о хокку.
      Внеклассное чтение. Лирика А. Ахматовой.
      Литературное творчество. Сочинение хокку.

      У. Шекспир. Сонеты (для самостоятельного изучения); «Ромео и Джульетта» — 5 ч
      Урок 1. Эпоха Возрождения и утверждение свободы личности человека. Любовь как высшая ценность бытия в произведениях Шекспира. Знакомство с сонетами Шекспира. Сонеты — зерна трагедий. Смысловая оппозиция катренов и разрешение конфликта в терцинах.
      Урок 2. «Ромео и Джульетта». Чтение одной из новелл Возрождения: Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных»; Банделло. «Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных» (XVI век). Размышления о разности стиля и смысла новелл и трагедии Шекспира. Понятие об эпосе и драме. Анализ трагедии, организованный проблемным вопросом: «Почему погибли Ромео и Джульетта?»
      Урок 3. Поиски персонажей трагедии в живописи и скульптуре Возрождения. Феодальная Верона, вражда Монтекки и Капулетти. Тибальд — носитель зла и раздора (личные свойства и традиция). Компания друзей, влюбленных в жизнь: Бенволио, Меркуцио, Ромео. Книжное выражение чувств — отношение Ромео к Розалине. Истинная любовь к Джульетте. Природность и поэзия чувств.
      Урок 4. Выразительное чтение монологов и словесные портреты героев. Ромео и Парис — безукоризненный благородный красавец без страсти. Выбор Джульетты. «Здравый смысл» кормилицы и мудрость Лоренцо. Человек — «шут в руках судьбы» или свободная личность, независимая от традиции рода? Противостояние Вероне и связь с близкими людьми, которая побуждает подчиняться не только закону любви (Ромео и Меркуцио, Джульетта и родители).
      Урок 5. Неотступность чувств Ромео и Джульетты. Понятие о катарсисе. Победа любви над раздором ценой смерти. Примирение враждующих родов как внутренний итог трагедии. Шекспировская трагедия в театре и кино (М. Бабанова, постановка А. Эфроса; фильм Ф. Дзефирелли), в музыке (опера Ш. Гуно, увертюра П. Чайковского, балет С. Прокофьева), в изобразительном искусстве (иллюстрации, скульптуры Родена).
      Теория литературы. Понятие о сонете. Понятие о драме. Конфликт в драме. Понятие о трагедии.
      Внеклассное чтение. Л. да Порто. «История двух благородных влюбленных»; Банделло. «Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных».
      Литературное творчество. Сочинения по портретам эпохи Возрождения «В ком я узнаю шекспировских героев?». Сочинение на тему «Ромео и Джульетта» в музыке Гуно, Чайковского, Прокофьева».

      А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «19 октября» (1825 г.), «И. И. Пущину», «Во глубине сибирских руд...», «На холмах Грузии...», «Зимнее утро», «Дубровский», «Сказка о золотом петушке» — 14 ч
      Урок 1. Слово о Пушкине. История и современность в сознании поэта. Отношение Пушкина к декабристам и власти. Доклады учащихся о друзьях Пушкина.
      Урок 2. «Песнь о вещем Олеге» как размышление о причинах смерти и бессмертия человека. Встреча князя с кудесником как поединок мирской и духовной власти. Бескорыстие кудесника и его гимн князю и коню.
      Урок 3. Составление киносценария по эпизоду «Прощание Олега с конем». Словесные иллюстрации к эпизодам «Встреча князя с кудесником», «Олег на могиле коня». Стилистический анализ текста с привлечением черновых вариантов и сопоставление с летописью.
      Урок 4. Композиция и смысл стихотворений «19 октября» (1825 г.), «И. И. Пущину». Рассматривание картины Н. Ге в сопоставлении с поэтическим текстом. Сравнение списка в альбоме Растопчиной с текстом стихотворения «Во глубине сибирских руд...». Картина Г. Мясоедова «Пушкин в салоне З. Волконской».
      Урок 5. Творческая история стихотворений «На холмах Грузии...» и «Зимнее утро». Всепобеждающая сила дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина. Неподвластность человеческого сердца испытаниям судьбы.
      Урок 6. Роман «Дубровский». Заочная экскурсия «Барская усадьба» (Михайловское и поместье Юсупова Архангельское). Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Дружба «отцов» и любовь «детей». Блестящий гвардейский офицер, учитель Дефорж, благородный разбойник — роли бедного дворянина Владимира Дубровского.
      Урок 7. Ссора друзей — Андрея Дубровского и Троекурова. Инсценирование эпизодов первой главы романа. Отец и сын. Словесное рисование портретов героев.
      Урок 8. Пожар в Кистеневке — составление киносценария.
      Урок 9. Пересказ с изменением лица рассказчика — «Учитель», «Случай с медведем» и «Обед в Покровском» (от лица Владимира Дубровского).
      Урок 10. Составление монтажа для выразительного чтения «Любовь и бегство».
      Урок 11. Диспут «Верейский и Троекуров». Судьба героев. История дворянина Островского и черновой план романа в сопоставлении с его композицией. Попытки учеников развернуть в повествование пункты пушкинского плана и дискуссия «Нуждается ли роман в продолжении?».
      Урок 12. Народ и дворянство в романе. Сопоставление сюжета и смысла романа с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта».
      Урок 13. «Сказка о золотом петушке» как трагикомическое осмысление алогизма жизни. Власть без силы и воли (Дадон), красота без добра (Шемаханская царица), всезнание, лишенное бескорыстия (Звездочет). Чередование мотивов чуда и страха в композиции сказки. Сложность отношения поэта к героям сказки. Привлечение черновых вариантов текста для прояснения авторской позиции.
      Урок 14. Сказка Пушкина и опера Римского-Корсакова, сводящая смысл «Золотого петушка» к сатирическому гротеску. Дискуссия в классе на тему «Какой „добрым молодцам урок“ содержит сказка?».
      Теория литературы. Понятие о повести. Понятие о романе.
      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».
      Литературное творчество. Дневник литературного героя.

      М. Ю. Лермонтов. «Тучи», «Три пальмы», «Мцыри» — 4 ч
      Урок 1. Чтение в учебнике статьи «М. Ю. Лермонтов на Кавказе» и обсуждение вопроса «Почему Лермонтов страстно любил Кавказ?». Рассматривание картин и акварелей Лермонтова с видами Кавказа, автопортрета на фоне Кавказских гор. Соревнование в выразительном чтении стихотворения в прозе «Синие горы Кавказа!..». История создания стихотворения «Тучи». Смена образов и чувств в стихотворении. Причины изменения отношения поэта к тучам от начала к концу стихотворения. Размышления о человеке и природе в этом стихотворении и в балладе «Три пальмы». Анализ стихотворения по вопросам, предложенным в учебнике. Рисование иллюстраций к стихотворению. Мир природы и война людей в стихотворении «Валерик».
      Урок 2. Поэма «Мцыри» в оценке современников. Смысл человеческой жизни для Мцыри и монаха. Эпиграф и сюжет поэмы. Препятствия на пути Мцыри к родине.
      Урок 3. Выделение эпизодов для иллюстрирования поэмы и оценка иллюстраций Ф. Константинова и И. Глазунова. Оправдание композиции поэмы, где основная часть отведена исповеди Мцыри. Разрешение проблемных вопросов: «Почему Мцыри так страстно хотел увидеть родину и не смог ее обрести?»; «Напрасен ли был побег Мцыри?»
      Урок 4. Чтение учениками наизусть отрывков поэмы, которые им нравятся особенно и определяют в их глазах смысл произведения, характер героя. Составление плана статьи в учебнике «Баллада и поэма».
      Теория литературы. Понятие о поэме. Понятие о спондее и пиррихии.
      Внеклассное чтение. К. Паустовский. «Разливы рек»; Ю. Казаков. «Звон брегета».
      Литературное творчество. Сочинение-исповедь.

      Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» — 4 ч
      Урок 1. Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прослушивание народных песен, перемежающееся выразительным чтением эпизодов повести: описание степи, пляска запорожцев, образ пира, описание гибели казаков в бою, финал повести. Повторение сведений о былине (время и условия появления, образы героев, приемы повествования). Запорожская Сечь в повести — прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Суровые обычаи и разгул вольницы, жестокие законы Сечи. Запорожцы в отношении к товарищам и людям другой веры. Патриархальность сознания казачества. Единоверие, патриотизм, честь и товарищество — основные идеалы запорожцев. Разработка сценарного плана эпизода «Въезд Тараса с сыновьями в Сечь». Сравнение запорожцев в повести Гоголя и на картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Анализ эпизода выборов кошевого. Изображение сражающихся и гибнущих запорожцев в сопоставлении с описанием поединков героев в народном эпосе.
      Урок 2. Тарас и его сыновья. Прошлое Тараса Бульбы, его характер, отношение к семье, требования к сыновьям, жизненные идеалы. Остап и Андрий. Сочинение «Детские забавы и игры Остапа и Андрия». Портреты героев. Размышления и наблюдения учащихся: почему автор в I—III частях дает только общий портрет братьев, не разделяя их восприятия Сечи и отношения к ним запорожцев? Сравнительная характеристика братьев: сходство и различие их натур. Прямодушие, суровость, верность товариществу Остапа и жажда подвига и красоты, безумная смелость Андрия. Устное словесное рисование: Остап и Андрий в бурсе, в Сечи, в бою. Ответ на вопрос: «Почему Тарас, наблюдая за сыновьями в их первой битве, отдает предпочтение Остапу?» Образ Андрия. Странность Андрия, отделенность его от общей массы. Его противопоставление образу Остапа и миру Сечи и одновременно единство с этим миром, родственным по дерзости поступков и силе страсти. Трагизм судьбы Андрия, променявшего верность отчизне на любовь к полячке. Одухотворенность чувств Андрия и их ошибочность (отношение полячки к Андрию). Осада Дубно. Причины, заставившие Андрия пойти в осажденный город. Аналитическое чтение VI главы повести: Андрий и татарка в костеле, на улицах осажденного города, в доме ковенского воеводы. Создание киносценария «Андрий в умирающем городе», подбор музыкального сопровождения. Подготовленное чтение по ролям (или прослушивание аудиозаписи) сцены встречи Андрия с панночкой. Отношение учащихся к поступкам Андрия.
      Урок 3. Три смерти в повести Гоголя. Сопоставление сцены смерти Андрия в двух редакциях повести. Изменение авторского отношения к героям. Узнавание по жестам и мимике героев чувств, испытываемых отцом и сыном. Анализ сцены казни Остапа. Дробное и стилистически изысканное описание польской толпы в контрасте с «торжественным и трагическим хоралом», прославляющим гибнущих в муках запорожцев. Муки отца и сына. Ответ на вопрос: «Можно ли смерть Остапа назвать подвигом?» Смерть Тараса. Прослушивание отрывка «Смерть Тараса» в исполнении Р. Я. Плятта. Обсуждение интерпретации актером гоголевского текста. Последние мысли Тараса перед смертью. Величие Тараса как человека «строя народной вольницы». Изображение его варварской жестокости как «результата дикости эпохи» (Г. А. Гуковский).
      Урок 4. Анализ иллюстрации Е. Кибрика, Д. Шмаринова, П. Соколова к повести. Идеализация свободы, героизма, битв за отчизну в фольклорно ориентированной повести Гоголя. Смысл последних строк повести. Итоговая письменная работа «Три смерти». Трансформация черт былинности. Выявление смысла соседства повестей в структуре сборника «Миргород».
      Теория литературы. Композиция эпического произведения.
      Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
      Литературное творчество. Самостоятельный анализ иллюстраций к повестям Гоголя разных художников. Сочинение-описание «Запорожская Сечь» и др. Сочинение-рассуждение с использованием приема антитезы: «Остап и Андрий», «Три смерти».

      П. Мериме. «Маттео Фальконе» — 1 ч
      П. Мериме как пропагандист русской литературы. Чтение учителем фрагментов статей Мериме о Пушкине, Гоголе, Тургеневе. Высокая оценка возможностей русского языка в передаче чувств и нюансов настроений героев.
      Язык Мериме — язык действия. Чтение фрагментов «Хроники времен Карла IX». Дискуссия в классе: «Чем повествование „Хроники...“ отличается от романа А. Дюма „Три мушкетера“?»
      Перекличка сюжетов произведений Пушкина «Цыганы» и Мериме «Кармен»; Мериме «Маттео Фальконе» и Гоголя «Тарас Бульба». Обсуждение читательских впечатлений о новелле П. Мериме «Маттео Фальконе» по вопросам на сферы восприятия, данным в учебнике.
      Понятие о новелле — рассказе с неожиданной развязкой. Обсуждение вопроса «Что неожиданно и что закономерно в новелле Мериме?». Дискуссия в классе: «В чем вы видите разницу поступков отцов и сыновей в повести Гоголя и новелле Мериме?». В результате дискуссии ученики приходят к выводу о том, что Андрий оказывается в стане поляков из-за неприятия жестоких законов Сечи и потому, что он тяготеет к иной культуре, а Фортунато просто низкий, корыстный человек, который продается тому, кто дороже заплатит. Маттео не сожалеет о смерти сына, а Тарас переживает потерю как трагедию. Обсуждение разности позиций Гоголя и Мериме по отношению к их героям.
      Теория литературы. Понятие о новелле.
      Внеклассное чтение. Новеллы П. Мериме.
      Литературное творчество. Сочинение новеллы «Отец и сын».

      И. С. Тургенев. «Бежин луг», Стихотворения в прозе «Природа», «Путь к любви» — 4 ч
      Урок 1. Тургенев — певец поэтических начал природы и человека. Чтение в лицах стихотворения «Природа». Развертывание сюжета, подтверждающего или опровергающего афоризмы Тургенева в стихотворении «Путь к любви».
      Урок 2. Стилистический анализ пейзажа, открывающего рассказ «Бежин луг». Пересказ: «Наступление ночи и блуждания охотника». Два лица природы в рассказе.
      Урок 3. Составление плана рассказа и словесное рисование портретов героев. Сопоставление рассказов Илюши о домовом, Кости о русалочке и Павла о затмении. Своеобразие характеров мальчиков. Выразительное чтение монтажа «Дети и ночь».
      Урок 4. Поэтичность душевного мира и суровость условий жизни крестьянских детей. Отношение автора к героям рассказа. Судьба Павлуши как выражение взглядов Тургенева на всевластие природы, не прощающей человеку его дерзости и бесстрашия. Сопоставление характеров мальчиков с образами взрослых героев «Записок охотника».
      Теория литературы. Понятие о стиле художественного произведения. Понятие о стихотворении в прозе.
      Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказы по выбору учителя), «Ася».
      Литературное творчество. Эссе «Тайна в человеке и в природе». Сочинение «Прекрасные и грозные явления природы».

      А. Н. Островский. «Снегурочка» — 4 ч
      Урок 1. Поэтическая красота русской природы и народных сказок в сознании драматурга. Островский в Щелыкове. Заочная экскурсия.
      Урок 2. Выяснение читательских впечатлений школьников о пьесе и размышление о том, почему при грустном финале сказка названа «весенней». Развитие конфликта в пьесе. Спор Весны и Мороза в прологе о судьбе Снегурочки и царстве берендеев. Противоборство любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки. Сложность оценки драматургом каждого из начал (гибельность безграничной любви и холодная чистота одиночества).
      Урок 3. Привлекательность и странность людского мира для Снегурочки. Непохожесть Снегурочки на всех «баб и девок». Снегурочка и бобыли. Снегурочка и Лель. Снегурочка и Купава. Выбор Мизгиря. Выразительное чтение диалогов героев. Мудрость царя берендеев: «На свете все живое / Должно любить». «Беспечные берендеи» и высокие законы жизни, провозглашенные царем: правда, совесть, свобода чувства. Выбор эпитетов для характеристики персонажей пьесы. Обряды (Масленица, сватанье) и их разыгрывание в классе. Раскрытие связи народных песен, включенных в пьесу. Отношение Островского к искусству («Без песен жизнь не в радость»). Всеобщая привязанность к Лелю. Прослушивание песен Леля, написанных Чайковским для первой постановки пьесы.
      Урок 4. Диспут «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь и как Берендеево царство отнеслось к их гибели?». Сцена таяния Снегурочки в опере Н. Римского-Корсакова в исполнении И. Масленниковой. Словесное рисование декораций к пьесе.
      Теория литературы. Автор в драме.
      Внеклассное чтение. А. Н. Островский. «Свои люди — сочтемся».
      Литературное творчество. Сочинение «Пьеса Островского и опера Римского-Корсакова „Снегурочка“».

      Н. А. Некрасов. «Зеленый Шум», «Железная дорога», «Тройка» — 2 ч
      Урок 1. Выявление отношения учеников к позиции Некрасова по произведениям, изученным ранее («Крестьянские дети», «Забытая деревня»). Чтение воспоминаний о Некрасове его современников и попытка ответить на вопросы: «Почему „страдальческие песни“ (Ф. М. Достоевский) поэта не рождают уныния в читателях?»; «Что восхищает Некрасова в русском народе и о чем скорбит поэт?» Чтение стихотворения «Зеленый Шум» (1862). Подбор музыки и картин к стихотворению. Анализ текста по вопросам на все сферы читательского восприятия. Выразительное чтение стихотворения учениками. Составление тезисов по статье учебника «Интонация поэтической речи».
      Урок 2. Судьба русской женщины в стихотворении «Тройка» (1846). Словесное рисование портретов героини в юности и старости. Размышление над причинами горестной судьбы русской женщины из народа. Сопоставление сюжета стихотворения и повести Пушкина «Станционный смотритель». Анализ стихотворения «Железная дорога» (1864). Определение интонаций в речи героев и автора стихотворения. Изображение в стихотворении бедственного положения и бесправия народа, терпеливо сносящего мучения жизни. Представление о народе генерала и поэта. Размышление над тем, на чьей стороне в этом споре окажется Ванечка. Итоговый вопрос: «Почему при горестной судьбе народа Некрасов верит в „широкую, ясную“ его дорогу?»
      Конкурс чтецов стихотворений Некрасова.
      Теория литературы. Интонация поэтической речи.
      Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Надрывается сердце от муки...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др.
      Литературное творчество. Сочинение-рассуждение «Чему учит человека природа?».

      А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска», «Свадьба» (водевиль) — 4 ч
      Урок 1. Гуманизм и беспощадная ирония над пошлостью как основа личности писателя. Осмеяние добровольного рабства чиновников в рассказе «Смерть чиновника». Смысл названия рассказа. Говорящая фамилия героя. Абсурдность и нелепость ситуации, несоизмеримость причины и следствия. Мнимость конфликта, показывающая беспредельность самоуничижения «маленького человека» (сопоставление с рассказом «Толстый и тонкий»). Дискуссия «Кто виноват в том, что чеховские герои утратили чувство собственного достоинства?» (с привлечением рассказов «Размазня», «Маска» и др.). Приемы снижения, превращающие трагедию в фарс. Написание сценария мультфильма по рассказу.
      Урок 2. Гуманизм Чехова, его сочувствие обездоленным людям в рассказе «Тоска». Сочинение рассказа Ионы для лошади. Поиск музыкальных фрагментов, выражающих состояние героя; создание музыкальной партитуры произведения. Образ глухого города. Иллюстрирование рассказа.
      Урок 3. Жанр водевиля. Заочная экскурсия в провинциальный театр чеховской поры. Водевили Чехова. Изображение пошлости и мещанства в пьесе «Свадьба». Необычайная выразительность речевой характеристики героев; речь персонажей — главное средство их разоблачения в водевиле Чехова. Выражение авторского отношения к героям.
      Урок 4. Портреты, грим, костюмы, описание манер действующих лиц. Инсценирование отрывков.
      Теория литературы. Авторское отношение к героям в эпическом и драматическом произведениях.
      Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Размазня» и другие рассказы.
      Литературное творчество. Сочинение рассказа, смешного и грустного одновременно.

      М. Горький. «Песня о Соколе», «Сказки об Италии» (для самостоятельного чтения) — 3 ч
      Урок 1. Странствия Горького по югу России и жизнь в Италии.
      Урок 2. «Песня о Соколе» — размышление над смыслом человеческой жизни. Красота и таинственность природы в обрамлении «Песни...». Море — символ бесконечности мира, бездонности жизни. Подбор музыки для пролога и финала «Песни...». Дерзость Сокола и благодушие Ужа. Композиция «Песни...». Уж в первой и во второй части. Выразительное чтение диалога Сокола и Ужа, объяснение читающими жестов героев. Монолог Ужа во второй части и песня волн. Сравнение героев «Песни...» с персонажами басен и размышление об особенностях притчи и басни как эпических жанров.
      Урок 3. «Сказки об Италии» — попытка писателя разбудить «сонное царство» русской действительности и увлечь читателя осуществимостью подвига в обычной жизни. Уроки типа конкурсного представления сказок в драматизации и дискуссия «Самая невероятная и самая реальная из „Сказок об Италии“». Страстность и решительность народного характера («Мать изменника»), сила человеческого единства («Дети Пармы»), поэтизация Горьким труда («Симплонский туннель») и жизнелюбия («Нунча»). «Сказки...» Горького на фоне итальянской темы в русском искусстве (пейзажи С. Щедрина и поэзия А. С. Пушкина; Н. В. Гоголь и А. А. Иванов; А. И. Герцен и П. И. Чайковский; А. А. Блок, Н. С. Гумилев и русская живопись начала XX века). Традиции М. Горького в итальянском неореализме.
      Теория литературы. Сюжет и характер в эпическом произведении.
      Внеклассное чтение. М. Горький. «Челкаш», «Старуха Изергиль»; Э. Л. Войнич. «Овод».
      Литературное творчество. Сочинение сказки, которую «придумала сама жизнь».

      А. Грин. «Алые паруса» — 1 ч
      А. Грин — писатель-романтик. Странность судьбы и произведений А. Грина. А. Грин глазами современников (фрагменты из воспоминаний М. Волошина). Грин — «писатель для взрослых юношеского возраста» (К. Чуковский). Обсуждение читательских впечатлений учеников по вопросам на сферы восприятия. Дискуссия в классе: «Что привлекает и что смущает вас в феерии „Алые паруса“?». Словесное рисование иллюстраций к произведению: «Ассоль и Лонгрен»; «Грэй и его мать». Чем Лонгрен похож на капитана Грэя и Ассоль — на мать Грэя?
      Изучение лексического значения слова «феерия». Разность значений слов «феерия» и «сказка». Обсуждение вопроса «Чем мечтания Золушки отличаются от мечты Ассоль?». Дискуссия в классе: «Почему сбылась мечта Ассоль?».
      Теория литературы. Лиризм эпического произведения.
      Внеклассное чтение. Ч. Айтматов. «Белый пароход»; Ю. С. Рытхэу. «Когда уходят киты».
      Литературное творчество. Сочинение «В чем смысл жизни человека?».

      С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери» — 2 ч
      Урок 1. Сопоставление автобиографии С. Есенина с его лирикой, представленной чтением учеников, и размышление класса о внешних событиях и меняющемся внутреннем мире поэта. Чтение отрывков из мемуаров о Есенине и сопоставление его фотопортретов с обликом поэта, возникающим из воспоминаний современников. Любовь Есенина к деревенской Руси, природе и языку родины и трагическое расхождение образа жизни и характера эпохи с душевными устремлениями поэта. Выписывание учениками в ходе чтения стихотворений, открывающих внутреннюю биографию поэта, метафор, удививших и заинтересовавших семиклассников.
      Урок 2. Сравнение стихотворений «Молитва матери» (1914) и «Письмо к матери» (1924). Размышление об образах матери и сына в том и другом стихотворении. Размышление над проблемным вопросом: «Почему в жизни, ставшей „тягостной бредью“, поэт надеется на возрождение?» Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая...» по вопросам на все сферы восприятия, данным в учебнике. Чтение статьи учебника «Композиция лирического стихотворения» и самостоятельная попытка учеников поставить вопросы, проследить цепочку метафор и композицию стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...».
      Теория литературы. Композиция лирического стихотворения.
      Внеклассное чтение. С. А. Есенин. Стихотворения (по выбору учеников).
      Литературное творчество. Сочинение письма к матери или написание осеннего пейзажа в стихах.

      В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни» — 2 ч
      Урок 1. Маяковский — поэт, разговаривающий со светилами. Звезды и солнце в поэзии Маяковского. Быт и мироздание как враждебные полюсы жизни. «Громада» фигуры поэта и его детская беззащитность в воспоминаниях современников. Портреты молодого Маяковского и прослушивание стихотворений в его исполнении. Сравнение авторского и актерского чтения. Стихотворение «Послушайте!» — крик отчаяния и надежды. Работа Маяковского над стихотворением «Необычайное приключение...». Тяжесть труда поэта и реализация этой мысли в метафорах начала стихотворения. Поэзия как борьба и как единение с миром. Размышление над вопросом «Почему подружились поэт и солнце?». Животворный свет поэзии. Сравнение редакций. Смена интонации в стихотворении и счастливое разрешение конфликта поэта с солнцем. Метафора как основа сюжета стихотворения. Фантастический сюжет и неологизмы. Яркость и динамизм образов. Единство стиля Маяковского — художника и поэта.
      Урок 2. Стихотворение «О дряни» — обличение пошлости советских чиновников и обывателей. Работа по вопросам на сферы восприятия, данным в учебнике.
      Теория литературы. Поэтическое словотворчество.
      Внеклассное чтение. В. В. Маяковский. «Люблю»; Е. Л. Шварц. «Обыкновенное чудо».
      Литературное творчество. Сочинение сказок или стихотворений на тему «Обыкновенное чудо».

      М. А. Шолохов. «Судьба человека» — 2 ч
      Урок 1. История создания рассказа. Шолохов — военный корреспондент. Подбор музыкальных эпиграфов к произведению. Переплетение прошлого, настоящего и будущего в рассказе, работа над формой произведения, создающей впечатление достоверности и точности. Работа над композицией: вступление — основная часть (исповедь героя) — финал. Размышления над проблемным вопросом: «Почему автор уступает место рассказчику?». Устное словесное рисование: «Приметы первой послевоенной весны». Подбор и выразительное чтение эпизодов, раскрывающих мужество, суровость и сердечность Андрея Соколова.
      Урок 2. Составление киносценария «Сны-видения Андрея Соколова» (любовь, семейное счастье, гибель семьи). Дискуссия на тему «Откуда черпает силы Андрей Соколов?». Андрей Соколов и Ванюшка. Одиночество и новый смысл жизни, обретенный в привязанности к ребенку. Размышления учеников над вопросом «Трагичен или оптимистичен финал произведения?». Просмотр фильма С. Бондарчука «Судьба человека».
      Внеклассное чтение. М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину»; Б. А. Лавренев. «Сорок первый».
      Литературное творчество. «Человек, видевший войну. Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны».

      Н. М. Рубцов. «В горнице», «Ночь на родине», «Далекое», «В минуты музыки», «Тихая моя родина» — 1 ч
      Слово о поэте. Нерасторжимая связь человека и природы, человека и родины в стихотворениях Н. Рубцова. Память о прошлом и возвращение к детству и юности как основа нравственной жизни человека. Неприкаянность и странничество — черты нравственного облика лирического героя. Россия глазами Н. Рубцова. Составление воображаемого пейзажа родины поэта, черты прошлого и настоящего в нем. Время жизни человека и вечность природы — наблюдения учащихся и размышления о судьбе поэта, как она «рисуется» в стихотворениях. Изобразительность и музыкальность поэзии Н. Рубцова. Составление «партитуры чувств» одного из стихотворений по выбору учащихся (возможна работа в группах).
      Теория литературы. Пейзаж в лирике.
      Внеклассное чтение. Н. Рубцов. «Старая дорога», «Звезда полей», «Русский огонек» и другие стихотворения.
      Литературное творчество. Сочинение стихотворения или лирического очерка «Моя родина».

      В. М. Шукшин. «Мастер», «Крепкий мужик» — 2 ч
      Урок 1. Нелегкая судьба Шукшина. Стремление писателя рассказать правду о жизни, его бескомпромиссность и прямота. Размышления писателя над нравственными проблемами жизни, о совести и красоте. Рассказ «Мастер». Праздник в понимании мастера Семки Рыся и Шукшина. Способность радовать других, радоваться и восхищаться красотой как важнейшее свойство нравственной природы человека. Рассматривание фотографий русских храмов, выбор храма, похожего на талицкую церковь. Прослушивание колокольных звонов. Символическое значение образа храма. Мастер и духовные пастыри народа (священник и писатель). Мастер и власти. Мастер и народ. Размышления учащихся над проблемой «В чем причина одиночества Семки Рыся?». Наблюдение над стилем Шукшина, особенности использования сказочной стилистики в реалистическом рассказе. Семка Рысь и Левша — сравнительная характеристика. Особенности сказовой стилистики у Шукшина.
      Урок 2. Сюжетно-тематическая, идейная и образная связь между рассказами «Мастер» и «Крепкий мужик». Причины поступка бригадира Шурыгина. Смысл названия рассказа. Анализ сцены гибели церкви. Символический смысл сцены. Причины отчуждения Шурыгина, сравнение его положения с одиночеством Семки Рыся. Семка и Николай Шурыгин — два полюса русского национального характера.
      Шукшин — мастер короткого рассказа. Особенности композиции, диалог, описание, язык, синтаксис.
      Теория литературы. Понятие о рассказе.
      Внеклассное чтение. В. Шукшин. «Обида», «Сапожки», «Микроскоп», «Чудик» и др.; Б. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей».
      Литературное творчество. Сочинения: «Русский национальный характер в изображении Шукшина», «Кто такие „чудики“?» и др.

      А. А. Вознесенский. «Флорентийские факелы» — 1 ч
      А. Вознесенский — поэт эпохи «глобального мышления». Скорость перелетов и дерзость метафор. Америка и Италия глазами поэта. «Флорентийские факелы» — стихотворение о неотступности трагедии русской жизни в прекрасном сне искусства, подаренном Флоренцией. Мотив юности и суда совести в стихотворении. Работа учащихся над оправданием ассоциативного ряда стихотворения и выделение ситуаций его сюжета. Мотив юности и суда совести в стихотворении. Сходство и различия поэтического выражения этого чувства. Размышление над вопросом: «В чем трагизм и светоносность патриотического чувства?».
      Теория литературы. Сюжет лирического стихотворения.
      Внеклассное чтение. А. Вознесенский. «Треугольная груша»; Е. Евтушенко. «Итальянская Италия».

      Родина глазами современных поэтов: И. Шкляревский. «Снятся мне затонувшие ивы», В. В. Набоков. «К России» («Отвяжись, я тебя умоляю!..»), А. А. Галич. «Русские плачи», И. А. Бродский. «Ни страны, ни погоста...», В. С. Высоцкий. «Как по Волге-матушке, по реке-кормилице», «Купола» — 2 ч
      Урок 1. Образ Родины у поэтов разных поколений XX века. Стихотворение Игоря Шкляревского (р. 1938) «Снятся мне затонувшие ивы». Сравнение чувств поэта к родине с собственными переживаниями учеников. Изменения образа родины у поэтов, переживших эмиграцию: Владимир Набоков (1899—1977), Александр Галич (1918—1977), Иосиф Бродский (1940—1996). Сравнительный анализ партитуры чувств стихотворений В. В. Набокова «К России» («Отвяжись, я тебя умоляю...»), А. А. Галича «Русские плачи», И. А. Бродского «Ни страны, ни погоста...». Работа по вопросам на все сферы читательского восприятия. Словесное рисование портрета родины, созданного этими поэтами.
      Урок 2. Стихотворение В. С. Высоцкого «Как по Волге-матушке, по реке-кормилице». Преемственность современного взгляда на один из символов России — Волгу в этом стихотворении. Работа по вопросам на сферы читательского восприятия. Прослушивание песни В. Высоцкого в исполнении М. Влади. Обсуждение вопроса: «Что нового вы услышали в песне Высоцкого?». Сравнение образов России в двух стихотворениях В. Высоцкого: «Как по Волге-матушке, по реке-кормилице» и «Купола».
      Литературное творчество. Сочинение-эссе по теме «Образ моей Родины», «Мои впечатления о родном городе (деревне)...».

      Заключительный урок по теории литературы — 1 ч
      Чтение фрагментов из эпоса, лирики, драмы и попытки учащихся определить род литературного произведения. Размышления учащихся о том, что притягательно и что трудно для них при чтении эпоса, лирики, драмы. Понятия эпоса, лирики, драмы как представления о сущности жизни и формы ее эстетического освоения. Разделение литературы по родам по степени откровенного присутствия писателя в произведении.
      Лирика как исповедь сердца и осмысление внутреннего мира человека при безграничной свободе представлений о мире окружающем. Эпос как стремление осмыслить объективный мир и объяснить причины событий и тайны характеров людей. Соединение в драме событийной объективности эпоса и исповедальности лирики, дозволенной героям, но не автору, который в этом литературном роде наиболее скрыт от читателя.
      Сравнение стихотворения А. С. Пушкина «Желание славы», повести «Выстрел» и трагедии «Моцарт и Сальери» как произведений о гордости и ее последствиях. Обязанности, которые возлагает каждый литературный род на читателя. Точность эмоционального резонанса и восстановление обстоятельств жизненного ряда при чтении лирики; соотнесение собственных и авторских оценок событий и героев при чтении эпоса; работа воображения, фиксирующая возможный облик героев и течение событий при чтении драмы. Беседа о том, какой литературный род для каждого ученика оказывается более близким в собственном творчестве.
      Теория литературы. Обобщение изученного о литературных родах.

<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>