ИТОГОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
I. Круг чтения
1. Назовите имена писателей XIX в. и их произведения, не вошедшие в школьную программу, которые вы читали охотно и с пользой для себя.
2. Кто из писателей, включенных в программу, стал вам близок и почему?
3. Как изменились ваши представления о писателях, творчество которых вы изучали в основной школе, при встрече с ними в 10 классе?
II. Теория и история литературы
1. Назовите имена писателей, в чьем творчестве совершался переход от романтизма к реализму.
2. Раскройте на конкретном примере важнейшие свойства художественного метода И. С. Тургенева («тайная психология») и Л. Н. Толстого («диалектика души»).
3. В творчестве каких писателей проявились воззрения западников и
славянофилов?
4. Как менялся в русской литературе XIX в. тип героев времени?
5. Чем отличается «реальная» критика от «эстетической» и «органической»?
6. В чем связи русского и европейского романов и в чем их несходство?
7. Как изменились образность и ритмика русской лирики от начала к концу XIX в.?
8. Какие изменения произошли в проблематике и поэтике русской драмы на протяжении XIX столетия?
III. Качество чтения
1. Кому принадлежат приведенные ниже фрагменты? Попытайтесь доказать ваше решение, анализируя стиль текста.
«Она взглянула на него, и при этом взгляде затрепетало его сердце; она взглянула сурово, чувство негодования проступило у ней на лице при виде такого наглого преследования; но на этом прекрасном лице и самый гнев был обворожителен. Постигнутый стыдом и робостью, он остановился, потупив глаза; но как утерять это божество и не узнать даже той святыни, где оно опустилось гостить? Такие мысли пришли в голову молодому мечтателю, и он решился преследовать. Но, чтобы не дать этого заметить, он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам и рассматривал вывески, а между тем не упускал из виду ни одного шага незнакомки. Проходящие реже начали мелькать, улица становилась тише; красавица оглянулась, и ему показалось, как будто легкая улыбка сверкнула на губах ее. Он весь задрожал и не верил своим глазам. Нет, это фонарь обманчивым светом своим выразил на лице ее подобие улыбки; нет, это собственные мечты смеются над ним. Но дыхание занялось в его груди, все в нем обратилось в неопределенный трепет, все чувства его горели, и все перед ним окунулось каким-то туманом. Тротуар несся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И все это произвел один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он несся по легким следам прекрасных ножек, стараясь сам умерить быстроту своего шага, летевшего под такт сердца. Иногда овладевало им сомнение: точно ли выражение лица ее было так благосклонно, — и тогда он на минуту останавливался, но сердечное биение, непреодолимая сила и тревога всех чувств стремила его вперед. Он даже не заметил, как вдруг возвысился перед ним четырехэтажный дом, все четыре ряда окон, светившиеся огнем, глянули на него разом, и перилы у подъезда противупоставили ему железный толчок свой. Он видел, как незнакомка летела по лестнице, оглянулась, положила на губы палец и дала знак следовать за собой. Колени его дрожали; чувства, мысли горели; молния радости нестерпимым острием вонзилась в его сердце. Нет, это уже не мечта! Боже! столько счастия в один миг! такая чудесная жизнь в двух минутах!»
Н. В. Гоголь. Невский проспект
«Когда он возвращался домой по Невскому, он впереди себя невольно заметил высокую, очень хорошо сложенную и вызывающе нарядно одетую женщину, которая спокойно шла по асфальту широкого тротуара, и на лице ее и во всей фигуре видно было сознание своей скверной власти. Все встречающие и обгоняющие эту женщину оглядывали ее. Он шел скорее ее и тоже невольно заглянул ей в лицо. Лицо, вероятно подкрашенное, было красиво, и женщина улыбнулась ему, блеснув на него глазами. И странное дело, он тотчас же вспомнил o Mariette, потому что испытал то же чувство влеченья и отвращения, которое он испытывал в театре. Поспешно обогнав ее, он, рассердившись на себя, повернул на Морскую и, выйдя на набережную, стал, удивляя городового, взад и вперед ходить там».
Л. Н. Толстой. Воскресение
2. Анализ фрагментов эпических и драматических произведений, а также лирических стихотворений
А) Прочтите отрывок из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» и подумайте над вопросами.
«...Когда он очнулся, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему более всего хотелось любить той новой, чистой божеской любовью, которая была теперь открыта ему, стояла перед ним на коленях. Он понял, что это была живая, настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, стоя на коленях, испуганно, но приковано (она не могла двинуться) глядела на него, удерживая рыдания. Лицо ее было бледно и неподвижно. Только в нижней части его трепетало что-то.
Князь Андрей облегченно вздохнул, улыбнулся и протянул руку.
— Вы? — сказал он. — Как счастливо!
Наташа быстрым, но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно его руку, нагнулась над ней лицом и стала целовать ее, чуть дотрагиваясь губами.
— Простите! — сказала она шепотом, подняв голову и взглядывая на него. — Простите меня!
— Я вас люблю, — сказал князь Андрей.
— Простите...
— Что простить? — спросил князь Андрей.
— Простите меня за то, что я cде...лала, — чуть слышным прерывным шепотом проговорила Наташа и чаще стала, чуть дотрагиваясь губами, целовать руку.
— Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде, — сказал князь Андрей, поднимая рукой ее лицо так, чтобы он мог глядеть в ее глаза.
Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны. Сзади их послышался говор. Петр-камердинер, теперь совсем очнувшийся от сна, разбудил доктора. Тимохин, не спавший все время от боли в ноге, давно уже видел все, что делалось, и, старательно закрывая простыней свое неодетое тело, ежился на лавке.
— Это что такое? — сказал доктор, приподнявшись с своего ложа. — Извольте идти, сударыня.
В это время в дверь стучалась девушка, посланная графиней, хватившейся дочери. Как сомнамбулка, которую разбудили в середине ее сна, Наташа вышла из комнаты и, вернувшись в свою избу, рыдая упала на свою постель.
С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых, на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского, и доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым.
Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.
Л. Н. Толстой. Война и мир. Том 3
Вопросы на сферы восприятия
1. Чем взволновала вас эта сцена?
2. Какой мелодией вы сопроводили бы этот отрывок?
3. Расскажите от лица Наташи о тех чувствах, которые она испытывает.
4. Почему Толстой так говорит о лице Наташи: «...оно было более чем некрасиво, оно было страшно»?
5. Почему князь Андрей видит только глаза Наташи, которые «сияли и были прекрасны»? Почему Толстой уделяет такое внимание ее глазам?
6. Как вам кажется, для чего автор сравнивает Наташу с «сомнамбулкой, которую разбудили в середине ее сна»?
7. Почему Наташа все еще рыдала, когда вернулась в избу от князя Андрея?
8. Почему Наташа стояла на коленях перед князем Андреем?
9. Чем вы можете объяснить слова князя Андрея: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде»?
10. Когда открылась князю Андрею та «новая, чистая божеская любовь», о которой он говорит Наташе? Как вы объясните здесь слово «божеская»?
11. Какое значение имеет этот эпизод в судьбах героев?
12. Что дорого Толстому в его героях в этом эпизоде?
Б) Прочтите отрывок из пьесы А. Н. Островского «Лес» и подумайте над вопросами.
Гурмыжская (Буланову). Его надо как-нибудь выжить; он бог знает что наделает.
Буланов. Вы, кажется, ехать собираетесь?
Несчастливцев. Давно я, брат, сбираюсь.
Буланов. Так не пора ли вам?
Несчастливцев. Аркадий, нас гонят. И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать? Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец.
Гурмыжская (пожимая плечами). Комедианты.
Несчастливцев. Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты — вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы. Когда у меня деньги, я кормлю на свой счет двух-трех таких мерзавцев, как Аркашка, а родная тетка потяготилась прокормить меня два дня. Девушка бежит топиться; кто ее толкает в воду? Тетка. Кто спасает? Актер Несчастливцев. «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь! Львы и леопарды питают детей своих, хищные враны заботятся о птенцах, а она, она!.. Это ли любовь за любовь? О, если б я мог быть гиеною! О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!»
Милонов. Но позвольте, за эти слова вас можно и к ответу!
Буланов. Да просто к становому. Мы все свидетели!
Несчастливцев (Милонову). Меня? Ошибаешься. (Вынимает пьесу Шиллера «Разбойники».) Цензуровано. Смотри! Одобряется к представлению. Ах ты, злокачественный мужчина! Где же тебе со мной разговаривать! Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты — как подьячий. Ну, довольно! В дорогу, Аркашка! Прощайте! (Кланяется всем.) Тетушка, пожалуйте ручку!
Гурмыжская (прячет руку). Ах, нет, нет...
Буланов. Позвольте ему, он скорее уйдет.
Несчастливцев. Не укушу, не бойтесь.
Милонов. Разумеется, не укусит.
Буланов. Разумеется...
Гурмыжская. Ах, нет, вы не знаете.
Несчастливцев. О, люди, люди! (Идет в угол, надевает котомку.)
Аксюша помогает ему и целует его.
(Берет в руку палку.) Ну, Аркадий, мы с тобой попировали, пошумели, братец; теперь опять за работу! (Выходит на середину сцены, подзывает Карпа и говорит ему с расстановкой внушительно.) Послушай, Карп! Если приедет тройка, ты вороти ее, братец, в город; скажи, что господа пешком пошли. Руку, товарищ! (Подает руку Счастливцеву и медленно удаляется.)
А. Н. Островский. Лес.
Вопросы на сферы восприятия
1. На чью сторону встали бы вы: на сторону Несчастливцева или его тетушки? Почему?
2. Что показалось вам комичным в этом отрывке?
3. Представьте Несчастливцева во время его монолога. Опишите его. Какой он?
4. Представьте остальных героев комедии в этот момент. Как они выглядят?
5. Как бы вы расположили героев на сцене, если бы вы были режиссером спектакля?
6. Чего боится Гурмыжская, когда говорит: «Он бог знает что наделает»?
7. Кого Несчастливцев сравнивает с совами и филинами и почему именно с ними?
8. Считает ли Несчастливцев Аксюшу также обитательницей леса? Почему?
9. Почему Несчастливцев обижается, когда его называют комедиантом? Как вы понимаете его противопоставление «благородный артист — комедиант»?
10. Почему Несчастливцев приводит такие сравнения, используя трагедию Шиллера: «Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь!»?
11. Справедливо ли Несчастливцев называет имение и его жителей лесом?
12. Как объясняет драматург несовместимость актеров и поместья Гурмыжской?
В) Прочтите стихотворение А. А. Фета и подумайте над вопросами.
Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.
Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят.
Да и те не видят нас среди ветвей
И не слышат — слышит только соловей...
Да и тот не слышит, — песнь его громка;
Разве слышит только сердце и рука:
Слышит сердце, сколько радостей земли,
Сколько счастия сюда мы принесли;
Да рука, услыша, сердцу говорит,
Что чужая в ней пылает и дрожит,
Что и ей от этой дрожи горячо,
Что к плечу невольно клонится плечо...
1853 |
Вопросы на сферы восприятия
1. Какой мелодией вы сопровождали бы чтение этого стихотворения?
2. Почему поэт отрицает участие всех свидетелей ночного свидания?
3. Какой вы увидели картину ночи, созданную в этом стихотворении?
4. В какой строке совершается самое главное событие этого стихотворения?
5. Почему в соседних строках и внутри строк так часто повторяются слова?
6. Сравните метафоры Фета и Пушкина в стихотворении «Осень»:
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа! |
Как вы думаете, почему для Пушкина дорого свидание зимой, а для Фета — летом?
7. Что в этом стихотворении является для Фета высшей ценностью бытия?
IV. Литературное творчество
Выберите наиболее предпочтительный для вас жанр письменной работы и напишите ее.
1. Эссе «Природа и любовь в лирике русских поэтов XIX в.».
2. Киносценарий по одному из рассказов А. П. Чехова.
3. Литературоведческая статья «Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» в оценке критиков, литературоведов и современных читателей».
4. Программа литературно-музыкального вечера «Поэт и гражданин».
|