Программа курса 9 класса (102 ч. 3 ч в неделю)
Литературные произведения |
Часы |
Теория литературы |
Внеклассное чтение |
Литературное творчество |
I. РУССКАЯ ПРОЗА |
|
|
|
|
«Повесть о Горе-Злосчастии» |
2 |
«Вечные сюжеты» в литературе |
|
Составление внутреннего монолога героя в стиле повести |
Образ Иоанна IV Грозного в исторических песнях и преданиях народа, «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и кинофильме С. Эйзенштейна «Иоанн Грозный»
|
4
|
Интерпретация исторической темы в литературе и кино
|
Переписка Грозного с Курбским. А. С. Пушкин. «Какая ночь, мороз трескучий...»
|
Сочинение-рассуждение «Второе имя Иоанна IV — Грозный. (Как понимает его историк, кинорежиссер, какое имя сохранила за ним народная память, как его понимаете вы?)»
|
Н. В. Гоголь. «Портрет» |
3 |
Фантастическое и реальное в литературе |
Н. В. Гоголь. «Невский проспект», «Нос» |
Сочинение «„Петербургские повести“ Н. В. Гоголя и картины П. Федотова». Сочинение-эссе «Подлинное и мнимое искусство» |
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи» — Л. Висконти. «Белые ночи» |
4 |
Композиция кадра в кино и эпизода в литературе |
Э.-Т. Гофман. «Золотой горшок» |
Отзыв об одном из фильмов по сюжетам Ф. М. Достоевского |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» |
3 |
Понятие о пародии. Гротеск |
Г.-Х. Андерсен. «Тень», Е. Шварц. «Тень» |
Сочинение «Новые главы из истории города Глупова» |
А. П. Чехов. «Дом с мезонином» |
3 |
Развитие понятия о стиле писателя |
А. П. Чехов. «Крыжовник» |
Эссе «Об истинном назначении человека» |
А. И. Куприн. «Поединок» |
3 |
|
А. П. Чехов. «Дуэль». Фильмы И. Хейфица «Шурочка», «Плохой хороший человек» |
Сочинение «Поединок в русской литературе» или «Можно ли победить в поединке с жизнью и с самим собой?» |
II. РУССКАЯ ПОЭМА |
|
|
|
|
А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила», «Медный всадник» |
5 |
Поэма и повесть |
А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого».
В. А. Жуковский. «Двенадцать спящих дев» |
Сочинение «Памятник и стихи, к нему обращенные». Сочинение «Зла промчится быстро миг...» (по страницам творчества А. С. Пушкина) |
Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» |
5 |
Понятие о хронотопе |
|
Сочинение «Путешествие в поисках счастливого» |
А. А. Блок. «Соловьиный сад» |
2 |
Развитие понятия об антитезе |
|
Эссе «Мир мечты в живописи и в литературе» |
В. В. Маяковский. «Облако в штанах» |
4 |
Акцентный стих |
Стихотворения В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. Бурлюка |
Сочинение «Поэзия и архитектура современного города» |
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» |
4 |
Автор и герой в поэме |
Я. Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка» |
Описание проекта памятника Василию Теркину |
III. РУССКАЯ ЛИРИКА |
|
|
|
|
Г. Р. Державин. «Памятник», «Фелица», «Властителям и судиям», «Признание», «Ласточка», «Евгению. Жизнь Званская», «Река времен...» |
3 |
Лексический строй поэтической речи |
Стихотворения Г. Р. Державина |
Сочинение-эссе по стихотворению «Река времен...» «Каким могло бы быть продолжение последней незавершенной оды Державина?» |
В. А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Море», «Вечер» |
3 |
|
Д. Кедрин. «Зодчие» |
Словесные этюды-пейзажи «Утро», «Полдень», «Ночь», «Вечер» |
К. Ф. Рылеев. Стихотворения. Думы (по выбору) |
1 |
Дума и баллада |
К. Рылеев. Думы |
Сочинение «Дума Рылеева „Олег вещий“ и „Песнь о вещем Олеге“ Пушкина» |
Поэты пушкинской поры: К. Батюшков, А. Дельвиг, Е. Баратынский |
6 |
Элегия как жанр романтической поэзии |
Поэзия А. Тарковского и А. Кушнера |
Сочинения «Любимые стихи старых поэтов», «Человек создан любить» (К. Батюшков), «Полный восторга певец» (А. Дельвиг), «...Страданье нужно нам» (Е. Баратынский) |
А. С. Пушкин. «Не пой, красавица, при мне...», «Вновь я посетил...», «Талисман» |
3 |
Жанр элегии. Финал в композиции стихотворения |
Стихотворения А. С. Пушкина, написанные в Михайловском. Стихотворения Пушкина, обращенные к Е. К. Воронцовой |
Эссе «Над чем не властно время?», «Что сильнее: обстоятельства или чувства?» |
М. Ю. Лермонтов. «И скучно, и грустно...», «Молитва» (1829), «Молитва» (1839), «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина» |
3 |
Конфликт в лирическом стихотворении |
Лирика М. Ю. Лермонтова |
Эссе «Что я люблю и чего не люблю в людях, жизни, искусстве?» |
А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь...», «Зреет рожь над жаркой нивой...» |
3 |
Понятие об анафоре |
Стихотворения А. Фета |
Сопоставление музыкальных интерпретаций стихотворения А. Фета (по выбору учащихся) |
А. А. Ахматова. «Царскосельская статуя», «Молитва» (1915), «Все души милых...», «Муза» (1924), «Данте», «Мужество» |
3 |
Скульптурный и поэтический портрет |
Лирика А. Ахматовой |
Сочинение-эссе «Но кто нас защитит от ужаса, который был бегом времени когда-то наречен?» |
Н. А. Заболоцкий. «Портрет», «Ласточка», «Посредине панели...» (из цикла «Последняя любовь»), «Где-то в поле возле Магадана...», «В этой роще березовой...» |
3 |
Реминисценции и заимствования в поэзии |
Стихотворения Н. Заболоцкого |
Сочинение «Образ Данте в стихотворениях А. Ахматовой „Данте“ и Н. Заболоцкого „У гробницы Данте“» |
IV. РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ |
|
|
|
|
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» |
4 |
Конфликт в комедии. Положительные и отрицательные герои комедии |
Л. Разумовская. «Дорогая Елена Сергеевна» |
Письмо Правдина о событиях комедии. Отзыв о постановке «Недоросля» на современной сцене |
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» — М. Швейцер. «Маленькие трагедии» |
4 |
Критерии оценки сценического образа |
А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии» |
Эссе «Гений и злодейство — две вещи несовместные» |
А. Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница» |
7 |
Спектакль и экранизация как формы художественного прочтения пьесы |
А. Володин. «Старшая сестра» |
Очерк журналиста, побывавшего в городе Калинове или Бряхимове. Критическая статья «Мир А. Н. Островского на сцене и на экране» |
А. Вампилов. «Прошлым летом в Чулимске» |
5 |
Развитие понятия о ремарке |
А. Вампилов. «Утиная охота», «Старший сын». А. Володин. «Осенний марафон». А. Соколова. «Фантазии Фарятьева» |
Телесценарий по пьесе. Рецензия на спектакль |
|
|
На изучение произведений — 88 ч. На внеклассное чтение — 6 ч. Теория литературы — 10 ч. |
|
|