ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
В 8 КЛАССЕ
Сквозными доминантными проблемами курса литературы 8-го класса являются проблемы «Герой и время» (социально-нравственное содержание) и «Жанры литературных произведений» (теоретико-литературный аспект).
Программа составлена таким образом, чтобы на конкретном литературном материале показать ученикам смену времен, познакомить с характерными для каждой эпохи типами литературных героев. Расширяется диапазон национальных культур и исторических времен, ставших предметом рассмотрения (Античность, Средневековье, Возрождение, XIX и XX века). Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества, подчеркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.
Таким образом, 8-й класс, завершая определенный этап в развитии школьников, дает возможность решить ряд ключевых нравственных проблем, важных как для понимания эволюции литературы, так и для формирования личности подростка.
Выделение проблемы «Герой и время» в качестве доминирующей помогает проследить развитие литературы от античности до наших дней в одном только, но этически и социально наиболее важном аспекте и готовит учеников к восприятию курса литературы старших классов.
Жанровое своеобразие изученных произведений и возможность сопоставления в пределах одного жанра (роман, повесть, поэма, рассказ, баллада, эпиграмма, элегия и т. д.) разных писательских позиций, художественных индивидуальностей подготавливает учеников к самостоятельной оценке литературных явлений.
Круг внеклассного чтения не только углубляет темы программы, но и содействует перекличке времен в сознании читателя. В литературно-творческих работах возрастает роль самостоятельного создания разножанровых произведений и оценки разных видов искусства.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ
Литературное произведение |
Часы |
Теория литературы |
Внеклассное чтение |
Литературное творчество |
Введение |
1 |
|
|
|
Плутарх. «Сравнительные жизнеописания» (Александр Македонский и Юлий Цезарь) (для чтения и обсуждения) |
1 |
Биография как литературный жанр |
М. Кузмин. «Подвиги Александра» |
Сочинение «История жизни, рассказанная внукам». Проекты памятников Александру и Цезарю |
Ли Бо. Стихотворения «Прощание с другом», «Весенним днем прихожу к омуту», «Ощущение осени», «Пусамань» |
2 |
Многозначность поэтического образа |
Ду Фу. «Песнь о боевых колесницах», «Вижу во сне Ли Бо», «Посвящаю Вей Ба, живущему на покое», «Стихи о том, как осенний ветер разломал крышу моей хижины» и др. |
Сочинение-эссе «Природа и поэзия» |
Ермолай Еразм. «Житие Петра и Февронии» или «Житие Сергия Радонежского» |
2 |
Житие как литературный жанр |
Древнерусские повести: «Повесть о Басарге», «Повесть о Дракуле» |
Сочинение на тему: «Русская икона и герои жития» |
М. Сервантес. «Дон Кихот» (фрагменты). Для чтения и обсуждения |
3 |
Понятие о жанре романа |
А. Володин. «Дульсинея Тобосская»; М. Булгаков. «Дон Кихот»; Е. Шварц. «Дон Кихот» |
Сочинения. «Новонайденные главы „Дон Кихота“» или «Донкихоты русской истории» |
И. В. Гёте. «Лесной царь» (перевод В. А. Жуковского) |
1 |
Понятие о литературном переводе |
М. Цветаева. «Два „Лесных царя“» |
Собственный перевод небольшого литературного произведения или сопоставление разных переводов одного произведения |
В. А. Жуковский. «Узник» |
1 |
Понятие о своеобразии баллад каждого поэта |
Баллады В. Жуковского, М. Лермонтова, Н. Гумилева |
Сочинение баллады |
Э. По. «Падение дома Ашеров» |
1 |
Реальное и фантастическое в литературном произведении |
Новелла Э. По «Лигейя» |
Сочинение на тему: «Необъяснимые события в моей жизни» |
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» |
4 |
Понятие о комедии |
Комедия Д. И. Фонвизина. «Бригадир» |
Сочинения по теме: «Уроки Митрофана», «Закономерны ли судьба Простаковых и финал пьесы?» |
А. Пушкин. «Чаадаеву», «Деревня», «Анчар», «На Аракчеева», «Ночь», «Я помню чудное мгновенье...», «Метель», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка» |
12 |
Послание и эпиграмма как литературные жанры. Понятие об антитезе. Понятие об исторической повести |
Ю. Тынянов. «Кюхля»; М. Цветаева. «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев»; стихотворения поэтов XX века о Пушкине (А. А. Блок, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, Э. Г. Багрицкий, Д. С. Самойлов, Б. Ш. Окуджава и др.) |
Сочинение послания, эпиграммы на современную тему. Сочинение по теме: «Моя родословная» |
Н. Гоголь. «Ревизор», «Шинель» |
7 |
Понятие о сатирической комедии. Композиция драматического произведения |
Н. Гоголь. «Женитьба», «Портрет» |
Сопоставление разных трактовок роли актерами. Публицистический очерк «Маленькие люди и значительные лица» |
Н. Некрасов. «Душно без счастья и воли...», «Размышления у парадного подъезда», «Саша» (для чтения и обсуждения) |
2 |
|
И. С. Тургенев. «Рудин» |
Сочинение на тему: «Пленники моды и искатели природной истины» |
Ф. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Еще земли печален вид...», «Тени сизые смесились...», «Предопределение» |
2 |
Ритм и размер лирического стихотворения |
Стихотворения Ф. И. Тютчева (по выбору учеников) |
Составление сборника по теме: «Мой Тютчев» |
А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Следить твои шаги, молиться и любить...», «Учись у них: у дуба, у березы...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Еще весны душистой нега...» |
2 |
Сквозные образы в стихотворении |
Стихотворения А. А. Фета (по выбору учеников) |
Составление сборника по теме: «Мой Фет» |
В. Гаршин. «Красный цветок» |
2 |
Понятие об образе-символе |
А. Чехов. «Человек в футляре», «Крыжовник» |
Сочинение по теме: «Почему герой Гаршина бросает вызов времени, а герои Чехова ему подчиняются?» Оценка экранизации чеховского рассказа |
А. Блок. Цикл «На поле Куликовом» |
2 |
|
А. Блок. Стихотворения (по выбору учителя) |
|
И. А. Бунин. «Танька», «Лапти» |
2 |
Авторское отношение к герою |
Рассказы И. А. Бунина |
|
В. Набоков. «Пильграм» (для чтения и обсуждения) |
2 |
Понятие о новелле |
В. Набоков.«Terra incognita» |
Сочинение-размышление на тему: «Мечта и судьба» |
М. Булгаков. «Собачье сердце» |
4 |
Понятие о стиле писателя |
М. Булгаков. «Роковые яйца»; В. В. Маяковский. «Клоп» |
Рецензия на театральный спектакль или кинофильм по повести М. Булгакова |
Е. Шварц. «Дракон» |
2 |
Понятие о памфлете |
В. Розов. «Кабанчик» |
Рецензия на произведение современного писателя с учетом его жанра и стиля |
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» |
3 |
Автор и герой в поэме |
Я. Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка» |
Описание проекта памятника Василию Теркину |
М. А. Шолохов. «Судьба человека» |
2 |
|
М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину» |
Сочинение на тему: «Человек, видевший войну». Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны |
А. И. Солженицын. «Матренин двор» |
2 |
Литературная традиция |
А. И. Солженицын. «Случай на станции Кочетовка» |
Сочинение по теме: «Крестьянские женщины в изображении Тургенева, Некрасова и Солженицына» |
«О времени и о себе». Современная поэзия:
Б. Окуджава. «Былое нельзя воротить...», «Я пишу исторический роман...»; В. Высоцкий. «Песня о времени», «Я не люблю...»; Д. Самойлов. «Вечность — предположенье», «Вот и все. Смежили очи гении...»; А. Галич. «Петербургский романс», «Век нынешний и век минувший»; И. Бродский. «Письма римскому другу» |
3 |
|
|
Сочинение-эссе с использованием стихотворных цитат «О времени и о себе» |
Заключительный урок по теории литературы: «Жанры литературных произведений» |
1 |
Обобщение изученного о литературных жанрах |
|
|
Изучение произведений — 64 ч.
Внеклассное чтение — 6 ч.
ИТОГО: 70 ч.
2 урока в неделю.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Введение — 1 ч.
Введение в лейтмотив курса литературы 8-го класса «Герой и время». Галерея портретов художников разных времен — наблюдения учащихся за изменением внешнего облика героев. Печать времени на внутреннем облике литературных героев (беседа по ранее изученным произведениям); вариации, вносимые временем в вечные сюжеты: «Ромео и Джульетта» — «Дубровский» — «Сорок первый». Размышления о том, что в человеке принадлежит времени, а что — вечности (герои изученных рассказов Чехова и Зощенко — Орфей, лирический герой Басё).
Плутарх. «Сравнительные жизнеописания» (Александр Македонский и Юлий Цезарь) (для чтения и обсуждения) — 1 ч.
Слово о писателе с выявлением мотивов, побудивших Плутарха к написанию сравнительных жизнеописаний. Общая характеристика книги жизнеописаний и принципов сопоставления героев.
Сравнительное жизнеописание Александра и Цезаря. Как писать биографию? Сопоставление ответов учащихся с вступлением Плутарха к жизнеописанию Александра. Честолюбие и благородство, тщеславие и властолюбие как полюсы характера Александра. Восхищение Александром и стремление Плутарха быть объективным. Беседа с учащимися о жизнеописании Александра по вопросам типа: «Какой из эпизодов жизнеописания вам запомнился?»; «Какие качества характера Александра обратили на себя ваше внимание?»; «Когда Александр вызвал вашу симпатию, а когда неприятие?»; «Каким вы представляете себе Александра? Опишите его внешность»; «Меняется ли характер Александра на протяжении жизни?»; «Как власть и слава повлияли на него?» Анализ эпизода «Убийство Клита» с целью выявления отношения Плутарха к своему герою и оценок читателей. Сравнение идейно близких эпизодов жизнеописания Александра у Плутарха и «Подвигов Александра» Михаила Кузмина (например, Плутарх. «Александр у могилы Ксеркса» и М. Кузмин. «Александр у философа Даднамия»). Атрибутирование отрывков и его мотивация учениками. Цезарь и Александр — сравнительная характеристика героев. Путь к славе Александра и путь к власти Цезаря. Смерть Александра и смерть Цезаря. Размышления учащихся над вопросом: «Что общего в судьбах и характерах Александра и Цезаря и что их отличает?» Написание литературно-творческих работ: «Проект памятника Александру или Цезарю» (по выбору учащихся); «Сопоставление Александра и Цезаря» («восстановление» утраченной части «Сравнительного жизнеописания Цезаря и Александра»); «Размышления над афоризмами Александра, Цезаря и других героев Плутарха» (сочинение-эссе).
Теория литературы. Биография как литературный жанр.
Внеклассное чтение. М. Кузмин. «Подвиги Александра».
Литературное творчество. Сочинение: «История жизни, рассказанная внукам», «Проекты памятников Александру и Цезарю».
Ли Бо. «Прощание с другом», «Весенним днем прихожу к омуту в ущелье Лофу...», «Ощущение осени», «Пусамань» — 2 ч.
Отражение философских представлений о мире в образной этимологии китайского языка (солнце и луна — «глаза Неба», радуга — «лук Неба», гром — «голос Неба» и т. д.). Даосизм и пути достижения «естественности» — гармонии мира, слияния человека с природой. Соотнесенность всех человеческих поступков с явлениями природы.
Поэтическое отношение человека к природе, нашедшее свое высшее выражение в литературе и живописи. «Литературное произведение есть то, благодаря чему проясняются образы вверху и внизу (на Небе и на Земле), природа человека и сущность всех вещей» — «Трактат о сущности литературы».
Передача чувств и настроений в образах природы, способных благодаря особенностям языка обретать значимость обобщающих символов.
Эпоха Тан (VIII—IX вв.) — золотой век классической китайской литературы.
Слово о Ли Бо — великом китайском поэте. История его жизни и ее последующая мифологизация. Тонкий лиризм, простота, необыкновенное изящество формы поэзии Ли Бо.
Тема дружбы, верности чувству в стихотворении «Прощание с другом». Выявление многозначности ассоциаций в китайской поэзии.
Единство состояния природы и чувств человека в стихотворении «Весенним днем прихожу к омуту в ущелье Лофу...». Созерцание природы как способ возвышения и возвращения к первоистокам бытия.
Выяснение многозначности использованных автором образов и их преломление в устном словесном рисовании иллюстраций к одному из рассмотренных стихотворений.
Сравнение работ учащихся и репродукций картин китайских художников.
Взаимодействие китайской поэзии и западноевропейской музыкальной культуры. Симфония-кантата Г. Малера «Песнь о Земле» на стихи китайских поэтов эпохи Тан как воплощение гармонического единства слова и музыки, голоса и инструмента.
Коллективное создание словесного портрета Ли Бо и выбор (с обоснованием) художественного стиля для его воплощения (реализм, импрессионизм, абстракционизм и т. д.).
Теория литературы. Многозначность поэтического образа.
Внеклассное чтение. Лирика Ду Фу.
Литературное творчество. Сочинение-эссе «Природа и поэзия».
Ермолай Еразм. «Житие Петра и Февронии» — 2 ч.
Древнерусский книжник Ермолай Еразм — автор жития: страницы жизни и творчества писателя эпохи Ивана Грозного. Представление Средневековья об идеале человека. Нравственный облик Петра и Февронии — собирательный портрет героев «Жития...» по наблюдениям учащихся. Размышление над вопросом: «Что привлекает нас в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского „Жития...“?» Любимые страницы «Жития...» — беседа на основе читательских впечатлений учащихся.
Жанр жития и композиция «Жития Петра и Февронии». Сходство и различие «Жития...» и фольклорной легенды «О крестьянке Февронии из деревни Ласково» (композиция, сюжет, стиль и пр.) — работа в группах или по индивидуальному заданию.
Сказочная основа «Жития...» и ее переработка в литературном произведении. Особенности средневековой эстетики — нормативность и этикетность. Сочинение ситуативных диалогов в стилистике «Жития Петра и Февронии».
Теория литературы. Житие как литературный жанр.
Внеклассное чтение. Древнерусские повести: «Повесть о Басарге» и «Повесть о Дракуле».
Литературное творчество. Сочинение на тему: «Русская икона и герои жития».
М. Сервантес. «Дон Кихот» (для чтения и обсуждения) — 3 ч.
Человек эпохи Возрождения. Испания XVI—XVII веков. Рыцари и рыцарские романы. Рыцарский зал Эрмитажа. Судьба писателя. Демонстрация отдельных кадров из диафильма «Сервантес» (портрет писателя, Севильская тюрьма, Мадрид XVII века). Слово учителя, индивидуальные и групповые задания.
Образ Дон Кихота как выражение гуманистических идеалов Возрождения. Оформление обложки для книги.
Аналитическое чтение первых глав романа. Своеобразие стиля Сервантеса. Юмор и ирония в романе. Авторское отношение к главному герою. Дон Кихот и герои рыцарских романов. Трагикомические подвиги рыцаря из Ламанчи.
Рассказы учащихся об Андресе и Дон Кихоте, о ветряных мельницах, приключениях со львами с мотивацией собственного отношения к поведению главного героя.
Причина поединка Дон Кихота с рыцарем Белой Луны. Неосуществленность в этих подвигах благородных стремлений и добрых намерений. Сочинение-миниатюра «Дон Кихот — человек чести и слова».
Столкновение главного героя с духовником герцога. Выразительное чтение ответа Дон Кихота духовнику. Отношение к спорящим присутствующих. Подбор эпизодов, показывающих мужество, блестящий ум и благородство Дон Кихота. Сближение двух несхожих людей: сухопарого идальго и толстого оруженосца. Чтение в лицах наиболее ярких диалогов, помогающих раскрыть сходство и различие Санчо Пансы и Дон Кихота. Иллюстрации Г. Доре и сопоставление их с графическим решением О. Домье и П. Пикассо. Диспут «Чей взгляд на жизнь, с вашей точки зрения, более правилен: Дон Кихота или Санчо Пансы?».
Дон Кихот — классический случай разлада человека с не понимающим его миром. Написание сочинения «Есть ли во мне Дон Кихот?». Подготовка, обсуждение и оценка докладов и рефератов на темы: «Жизнь Дон Кихота в других видах искусства»; «Роман „Дон Кихот“ и его экранизации».
Теория литературы. Понятие о жанре романа.
Внеклассное чтение. А. Володин. «Дульсинея Тобосская»; М. Булгаков. «Дон Кихот»; Е. Шварц. «Дон Кихот».
Литературное творчество. «Новонайденные главы „Дон Кихота“» или «Донкихоты русской истории».
И. В. Гёте. «Лесной царь» (перевод В. А. Жуковского) — 1 ч.
Роль Жуковского как поэта и переводчика в русской и мировой литературе. И. В. Гёте и В. А. Жуковский. Переводчик в стихах — «соперник» переводимого поэта (В. А. Жуковский). Первоначальное понятие о литературном переводе. Обращение к изученным балладам и их переводам (Ф. Шиллер. «Перчатка» в переводе В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова).
Выразительное чтение баллады «Лесной царь». Чувства, вызываемые этим произведением.
Составление киносценария короткометражного фильма. Показ драматизма сюжета и таинственности как свойства баллады. Резкий, как скок коня, ритм баллады и вкрадчивые, завораживающие речи Лесного царя.
Изменение интонаций героев в ходе баллады. Смысл диалога отца и сына. Мир как обыденное явление и как бездонная тайна. Дискуссия учеников «Отчего умер младенец?». Использование устного словесного рисования для характеристики героев произведения: Лесного царя, мальчика, отца.
Чтение статьи М. И. Цветаевой «Два „Лесных царя“». Сравнение двух «Лесных царей» для постижения авторской позиции. Прослушивание пьесы Шуберта — Листа «Лесной царь» и сопоставление впечатлений от музыки и баллады Гёте.
Баллады о Робин Гуде, баллады Р. Л. Стивенсона, Р. Киплинга. Формирование представлений о балладе.
Теория литературы. Понятие о литературном переводе.
Внеклассное чтение. М. И. Цветаева. «Два „Лесных царя“».
Литературное творчество. Собственный перевод небольшого литературного произведения или сопоставление разных переводов одного произведения.
В. А. Жуковский. «Узник» — 1 ч.
Воспоминания учащихся о прочитанных балладах и выявление основных свойств этого лироэпического жанра: необычность сюжета, неожиданность финала, таинственность событий, яркая эмоциональность в передаче событий автором и другое.
Чтение баллады Жуковского «Узник» (1819) и размышление о том, чем она отличается от уже известных ученикам баллад и в чем сходна с ними.
Ответы на вопросы о читательском восприятии как пути к постижению баллады «Узник».
1. Как меняется ваше настроение при чтении баллады?
2. В чем сказывается сочувствие автора герою?
3. Словесно нарисуйте портрет героя и героини в самый характерный для каждого из них момент.
4. Почему строки стихотворения неравны по длине? Зачем в заключительных двух строках каждой строфы делается парная рифма?
5. Почему стихотворение начинается с пейзажа утра, а заканчивается видом ночного звездного неба?
6. Почему стихотворение названо «Узник»?
7. Что является самым желанным для героя баллады и почему его «жизнь в улыбке отошла»?
Размышления о композиции и стиле баллады Жуковского, приводящие к мысли о том, что для поэта и его героя высшей ценностью является не свобода, а любовь. Трагедия неосуществленной любви, которая вне свободы не приводит при жизни к счастью.
Теория литературы. Понятие о своеобразии баллад каждого поэта.
Внеклассное чтение. Баллады В. Жуковского, М. Лермонтова, Н. Гумилева.
Литературное творчество. Сочинение баллады.
Э. По. «Падение дома Ашеров» — 1 ч.
Э. По — «тайное возрождение Нового Света» (А. Блок), «мрачный и блестящий гений» (Ш. Бодлер), «истинный аристократ литературы» (Б. Шоу).
Беседа с учащимися о фантастическом в прочитанных ими произведениях Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Р. Брэдбери. Жанр фантастики в современной литературе. «Страшные» рассказы (арабески) Э. По: специфика изображения фантастического и своеобразие поэтики ужасного. «Материальность» фантастического (Ф. М. Достоевский) и «подводное течение смысла» (Э. По) в произведениях Э. По. Психологизм повествования, «гипнотическая сила» (В. Брюсов) языка писателя.
Сюжет рассказа «Падение дома Ашеров» и читательское предвосхищение развития событий в произведении. Конкурс на самого наблюдательного читателя: когда вы почувствовали трагическую развязку сюжета? Насыщенность описаний и сюжетная «недоговоренность» автора как средства активизации читательского воображения и мышления. Работа по группам:
1) стилистический анализ пейзажа и описания дома Ашеров. Лексические и интонационные средства воздействия на читателя, создающие ощущение леденящего душу «наваждения». Мотив умирания, угасания, обреченности жизни как сквозной мотив в описании природы и «сумрачного дома». Подготовка рассказа от первого лица: «...за этими простыми, привычными предметами мне мерещилось что-то странное и непривычное»;
2) образ главного героя в рассказе. Портрет Родерика Ашера. Утонченность, обостренность чувств героя и безжизненность его реального существования. Чувство ужаса, страха как доминанта мировосприятия Родерика Ашера. «Сумрачная фантазия» героя, рождающая «благоговейный ужас» (нахождение учащимися в описаниях творений героя противоречивых по смысловой и интонационной окрашенности сочетаний: сумрачная фантазия, благоговейный ужас, жуткое великолепие...). Влияние «материальных предметов» на «дух всей его жизни». Родерик Ашер — последний представитель «древнего рода», жертва «неодолимой и грозной силы». Составление рассказа на тему: «Сердце его как лютня...» — или написание странички дневника героя;
3) вставные элементы в рассказе как деталь сюжета, как прием создания определенной атмосферы в повествовании и как способ обнаружения авторской позиции в произведении. Анализ стихотворения («Обитель привидений»). Знакомство учащихся с примечаниями к рассказу. Творческая история эпиграфа произведения;
4) специфика повествования. Мотив нарастающего чувства страха: «нестерпимое уныние» — «нестерпимый ужас». Стихии природы, борьба духовного и материального начал жизни и «падение» дома Ашеров. Размышление учащихся о причинах гибели рода Ашеров. Смысл названия рассказа.
Фантастические события и реальность природы происходящего, фантастическое как способ глубинного проникновения во внутренний мир героев и путь открытия законов человеческой природы; психологическая глубина и своеобразие поэтики ужасного в страшных рассказах Э. По.
Теория литературы. Реальное и фантастическое в литературном произведении.
Внеклассное чтение. Новелла Э. По «Лигейя».
Литературное творчество. Сочинение на тему: «Необъяснимые события в моей жизни».
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» — 4 ч.
Жизнь Фонвизина. Дерзость и мудрость драматурга. Дискуссия на тему: «Почему для Пушкина Фонвизин — „из перерусских русский“ и „сатиры смелый властелин“?» Чтение в лицах контрастных явлений комедии, характеризующих мир Простаковых и Скотининых и мир Правдина и Стародума.
Крепостное право как путь к нравственной катастрофе и для помещиков. Развитие действия в комедии. Размышление о природе комического (несоответствие претензий и сущности героев). Возмездие пороку, таящееся в нем самом (Простакова, отвергнутая сыном и братом).
Трагический подтекст комедии, где добро побеждает случайно. Мизансценирование учениками сцен наставлений отцов детям и финала комедии.
Размышления о современных мыслях старой пьесы с опорой на внеклассное чтение пьесы Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Сочинения «Добро и зло в комедии Фонвизина», «Уроки Простаковой Митрофану и урок, преподанный им матери». Сценическая история комедии «Недоросль».
Постановки спектакля на современной сцене. Спектакль Л. Додина в Ленинградском театре драмы и комедии. Сатирическое снижение образов Простаковых и Скотининых. Подчеркивание животного начала в «низких героях». Ирония над бессилием и высокопарной болтливостью «высоких героев». Драма слепой материнской любви Простаковой.
Теория литературы. Понятие о комедии.
Внеклассное чтение. Комедия Д. И. Фонвизина «Бригадир».
Литературное творчество. Сочинения по теме: «Уроки Митрофана», «Закономерны ли судьба Простаковых и финал пьесы?»
А. С. Пушкин. «Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева», «Анчар», «Ночь», «Я помню чудное мгновенье...», «Метель», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка» — 12 ч.
Пушкин — поэт любви и свободы. Петербург и Михайловское в жизни Пушкина. Патриотизм Пушкина и знание «Руси великой». Заочная экскурсия «С Пушкиным по следам Пугачева».
Лирика Пушкина — размышления об условиях обретения свободы. Сообщения учащихся «Пушкин и Чаадаев». Жанр послания и его место в творчестве Пушкина. «Тихая слава» и подвиг во имя свободы в стихотворении «Чаадаеву».
Проблема нравственного выбора человека. Композиция стихотворения. Памятники Пушкину в оценке учащихся (Опекушин, Бах, Аникушин). «Деревня». Просвещенность и духовная развитость человека как условия свободы. Сопоставление «Деревни» с посланием «Чаадаеву». Жанр эпиграммы в поэзии Пушкина («На Аракчеева»). «Анчар» — размышление о рабстве и деспотизме. Сложность отношения Пушкина и русской литературы (Тургенев, Лесков, Щедрин) к страдающему народу. Зло природы и социальное зло в оценке Пушкина. Жанр баллады как эстетическая основа стихотворения. Словесное рисование эпизодов и сопоставление редакций стихотворения.
Смятение стихий природы и души человека в стихотворении «Бесы». Сопоставление актерских прочтений стихотворения. Мир природы и мир человека в стихотворении «Зимняя дорога». Любовь и песня как преодоление безжизненности зимнего пейзажа. Подбор учениками народной песни, сопровождающей чтение стихотворения.
Стихотворение «Ночь». Любовь как приближение человека к стихиям природы. Словесное рисование учениками пейзажа, возникающего при чтении стихотворения. Сравнение разных исполнений романса А. Рубинштейна на стихи Пушкина. История создания стихотворения «Я помню чудное мгновенье...». Неразрушимость любви самыми властными и враждебными обстоятельствами. Стихотворение Пушкина и романс Глинки.
«Метель» — повесть об истинных и ложных чувствах. Стилистический анализ первых страниц повести. Ирония автора — свидетельство непрочности выдуманных чувств Владимира и Марьи Гавриловны, следующих литературному канону.
Метель — справедливая сила природы, разбившая призраки и соединившая тех, кто способен истинно любить. Бурмин в первой и второй части повести. Композиция повести. Определение места музыкальных фрагментов произведений Г. Свиридова в воображаемой инсценировке (фильме).
Неравность человека его оценкам и представлениям о самом себе. «Повести Белкина» как гуманистическое утверждение бесконечных возможностей человека, оказывающегося выше быта, «пользы», традиции.
«Станционный смотритель». Причины трагедии Самсона Вырина. Минский — оскорбитель отца и спаситель дочери. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Три приезда на станцию (словесное рисование). Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Тема «маленького человека» в русской литературе («Бедная Лиза» Карамзина, «Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Смерть чиновника» Чехова). Поворот от гуманного сострадания к жесткому анализу и обвинению не только деспотов, но и рабов.
«Капитанская дочка» — поэтическое завещание Пушкина. Тема и главный герой повести (столкновение мнений В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, Н. Н. Страхова, М. И. Цветаевой). Судьба человеческая и судьба народная в повести. Смысл названия. Форма семейственных записок как выражение частного взгляда на историю. Воспитание Гринева и изменение характера героя в ходе повести. Гринев и Мироновы. Гринев и Швабрин. Недоверие Пушкина к скептическому рационализму и защита непосредственности чувств. Маша Миронова — милый Пушкину тип русской женщины.
Работа с иллюстрациями. Сравнение картин метели в повестях «Метель» и «Капитанская дочка». Метель — стихия, преображающая человеческую жизнь. Стихийная природа образа Пугачева — человека свободы. «Очные встречи» Гринева с Пугачевым. Создание киносценария (монтажные планы эпизодов).
Роль Пугачева в жизни Гринева. Масштаб и сложность личности Пугачева. Сравнение его изображения в «Капитанской дочке», и «Истории пугачевского бунта». Причины «преображения» (М. Цветаева) героя. Человек и царь. Пугачев и Екатерина в повести. Картина Боровиковского «Екатерина в царскосельском парке». Проблема чести, долга и счастья в повести. Работа учащихся над названиями глав и эпиграфами повести. Смысл финала повести.
Теория литературы. Послание и эпиграмма как литературные жанры. Понятие об антитезе. Понятие об исторической повести.
Внеклассное чтение. Ю. Тынянов. «Кюхля»; М. Цветаева. «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачев». Стихотворения поэтов XX в. о Пушкине (А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова, М. Цветаева, Э. Багрицкий, Д. Самойлов, Б. Окуджава и др.).
Литературное творчество. Сочинение послания, эпиграммы на современную тему. Сочинение по теме: «Моя родословная».
Н. В. Гоголь. «Ревизор», «Шинель» — 7 ч.
Гоголь — обличитель зла и патриот. Письма писателя как материал для его характеристики. Заочная экскурсия «19 апреля 1836 года — первое представление „Ревизора“». Чтение комедии в классе и «парад» действующих лиц («Замечания для господ актеров» Гоголя и иллюстрации художников). Анализ пьесы по ходу развития действия и смена видов деятельности учеников: читатель, актер, художник, режиссер.
Уездный город и Петербург в изображении Гоголя. Воссоздание внесценических эпизодов комедии учениками. Хлестаков — герой царства призраков.
Сравнение актерских трактовок роли (М. Чехов, И. Горбачев, Н. Трофимов и др.). Речевые характеристики персонажей как материал для представлений об их облике и поведении. Подбор современных актеров на роли для воображаемого спектакля. Два конфликта комедии и их взаимодействие (Хлестаков — чиновники, истина и обман).
Размышления над проблемным вопросом: «Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?» Сравнение комедии Гоголя и пьесы Квитко-Основьяненко «Приезжий из столицы». Просмотр и обсуждение спектакля (фильма) по комедии Гоголя. Отражение сюжета комедии в современной литературе.
«Шинель». Заочная экскурсия «Гоголевский Петербург — город призраков». Анекдот о чиновнике, купившем ружье, и повесть Гоголя «Шинель». Комическое и трагическое содержание повести. Бесцветность и безропотность «маленького человека», жизнь которого сведена к исполнению должности. Имя героя, подчиненного традиции и довольного автоматизмом своей жизни. Пошив шинели — вынужденная революция. Преображение Башмачкина и катастрофа.
Поиски учениками стилистических полюсов смешного и страшного в выразительном чтении. Признаки человечности в автомате, подчиненном традиции от рождения до смерти. Портной Петрович — беспощадный приговор судьбы. Меняющееся и неизменное в отношении чиновников к Акакию Акакиевичу. Значительное лицо и тайное его сходство с Башмачкиным.
Фантастический финал повести и его оправданность отношением писателя к обиженному «брату» своему. Работа над планом повести и дискуссия на тему: «Мог ли Башмачкин стать мстителем?»
Составление киносценария по эпизодам (групповая работа). Сопоставление иллюстраций к повести Б. Кустодиева и Кукрыниксов. Мотив мщения призрака в «Шинели» Гоголя и «Пиковой даме» Пушкина. Мотив преследования обидчика и бунта жертвы у Гоголя и Пушкина («Медный всадник», «Пиковая дама»). Оценка экранизации повести.
Теория литературы. Понятие о сатирической комедии. Композиция драматургического произведения.
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Литературное творчество. Сопоставление разных трактовок роли актерами и режиссерами различных театров. Публицистический очерк «Маленькие люди и значительные лица».
Н. А. Некрасов. «Душно без счастья и воли...», «Размышления у парадного подъезда», «Саша» (для чтения и обсуждения) — 2 ч.
Поэт и народ. Стихотворение «Душно без счастья и воли...» как выражение нетерпеливого желания свободы и преодоления народного горя.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. Попытка создания киносценария «Парадный подъезд и его посетители».
Вопросы о читательском восприятии:
1. Какое отношение к русскому народу возникло у вас после прочтения стихотворения?
2. Как относится поэт к владельцу роскошных палат?
3. Какими вы видите крестьян, пришедших к парадному подъезду и уходящих от него?
4. Как бы вы сделали киносценарий «Народный стон»?
5. Найдите названия трем частям стихотворения и объясните логику их последовательности.
6. Почему скорбь народная сравнивается с весенним половодьем?
7. Сомнение в духовном пробуждении народа или вера в его силы звучит в финале стихотворения?
Поэма «Саша» — воспевание красоты человеческого сердца, взлелеянного родительской любовью и гармонией природы родного края. Психологический пейзаж в поэме. Размышление учащихся над вопросом: «Как природа влияет на человека?»
Искренность и высота чувств героини и скепсис рационалистического сознания Агарина. Сопоставление характеров героев. Естественность душевных порывов Саши и искусственность поверхностного ума Агарина.
Устное словесное рисование «Два героя — две встречи» (диптих). Противоречивость образа Агарина, сеющего «доброе семя» правды и зараженного неверием в род человеческий.
Размышление учащихся над вопросом: «Почему повествователь верит в будущность Саши?» Сравнение образов Агарина и повествователя. Жизненный опыт, «разрушающий» человека и обогащающий его.
Разрешение проблемной ситуации на материале поэмы: «Почему уроки жизни одного человека губят, а другого укрепляют в вере в торжество правды, любви и справедливости?»
Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Еще земли печален вид...», «Тени сизые смесились...», «Предопределение» — 2 ч.
Тютчев-дипломат и Тютчев-поэт. Раздвоение жизни общественной и внутренней. Драматическое противоречие чувств в сознании Тютчева. «С поляны коршун поднялся...» (1835). Свобода птицы и земной плен человека.
Рисование портретов коршуна и поэта учениками. Рассматривание портретов Ф. И. Тютчева и обнаружение в них жажды полета, глубины мысли и печали земного плена. Чтение стихотворения А. Фета «Ф. И. Тютчеву» («Мой обожаемый поэт...», 1862). Сопоставление со стихотворениями Пушкина «Узник» и Лермонтова «Желанье» (1832) и осмысление своеобразия чувства и мысли Тютчева.
Влюбленность Тютчева в Россию и сожаления о ее судьбе. «Эти бедные селенья...» (1855). Дискуссия: «Почему Тютчев называет родную землю краем „долготерпенья“ и считает ее благословенной?»
Сравнение отношения Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева к русскому народу. Как оживает «скудная природа» в стихотворениях Тютчева? Чтение наизусть учениками ранее изученных стихотворений поэта и обсуждение вопроса: «Что любит в русской природе Тютчев?» Чтение и композиционный анализ стихотворения «Еще земли печален вид...» (1836).
Пробуждение природы весной и человеческой души — любовью. «Тени сизые смесились...» (1835). Обсуждение вопросов: «Почему Тютчев сумерки называет „часом тоски невыразимой“?», «Почему поэт хочет раствориться в „мире дремлющем“?» Составление партитуры чувств стихотворения и выразительное чтение его учениками.
Стихотворение «Предопределение» (1850—1851). Притяжение и неизбежная борьба сердец. Дискуссия: «Что для Тютчева доступнее: слияние с природой или любовь?»
Теория литературы. Ритм и размер лирического стихотворения.
Внеклассное чтение. Стихотворения Ф. И. Тютчева.
Литературное творчество. Составление сборника «Мой Тютчев».
А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Следить твои шаги, молиться и любить...», «Еще весны душистой нега...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Какая грусть. Конец аллеи...», «Учись у них: у дуба, у березы...» — 2 ч.
Фет — поэт радости бытия и трагического пути жизни. «Я пришел к тебе с приветом...». Весна — любимое время года Фета. Особенности синтаксиса стихотворения, его ритма. Впечатление сиюминутности создания стихотворения, вызванное этими особенностями. «Расширение» звучания, градации и повторы.
Слияние человека и природы в весеннем пробуждении жизни. Любовь и творчество как реализация природных стихий в человеке. Подбор музыки для мелодекламации.
«Следить твои шаги, молиться и любить...» (1850). Любовь как восхищение и тревога поэта. Сознание хрупкости красоты. Попытка в живописных портретах XIX века найти облик женщины, воспеваемой Фетом.
«Еще весны душистой нега...» (1854). Неуклонность пробуждения весны и ожидание чуда. Размышление над тем, что привлекало Фета в каждом времени года.
«Зреет рожь над жаркой нивой...» (конец 50-х годов). Смена метафор в стихотворении. Безграничность торжества света в природе. «Осенняя роза» (1886) — непреклонность красоты, не уступающей обстоятельствам.
«Какая грусть. Конец аллеи...» (1862). Суровость зимней природы и робкое тепло человеческого сердца.
«Учись у них: у дуба, у березы...» (1883). Стойкость сопротивления деревьев зиме как пример человеческой душе.
Конкурс чтецов и подбор музыкальных произведений для чтения стихотворений Фета.
Теория литературы. Сквозные образы в стихотворении.
Внеклассное чтение. Стихотворения А. А. Фета.
Литературное творчество. Составление сборника «Мой Фет».
В. М. Гаршин. «Красный цветок» — 2 ч.
Беседа о том, что в обществе принято считать нормальным: противостояние злу или примирение с ним. Бытовые и исторические (от Жанны д’Арк до правозащитников в «психушках» времен Брежнева) примеры объявления безумными людей, способных сопротивляться общему мнению.
Рассказ учителя об эпохе 80-х годов XIX века — мрачной эпохе правления Александра III и Победоносцева. Покорность общества и отчаяние лучших людей России. «Красный цветок» Гаршина как выражение протеста против всеобщей покорности злу.
Судьба писателя и его героя. Вопросы для выявления читательских впечатлений учеников: «Какое чувство вызывает у вас герой рассказа?»; «В каких эпизодах автор открывает нам добрые и поэтические стороны его натуры?»; «Каким вы представляете себе облик героя, когда он смотрит на мак и на звезды?»; «Что привело героя к болезни?»; «Почему его походка названа „быстрой, тяжелой и решительной“?»; «Как можно озаглавить каждую часть повествования?»; «Кто более логичен и высок в своем поведении: больной или врачи?»
Обсуждение впечатлений учеников и поиски читательского и авторского отношения к вопросу: «Почему зло предстало больному в образе красного цветка и отчего герою не жаль своей жизни в борьбе со злом?» Составление киносценария. Выделение основных эпизодов, мотивировка их связи и монтажа, групповая работа учеников по разработке каждого эпизода.
Теория литературы. Понятие об образе-символе.
Внеклассное чтение. А. Чехов. «Человек в футляре», «Крыжовник».
Литературное творчество. Сочинение по теме: «Почему герой Гаршина бросает вызов времени, а герои Чехова ему подчиняются?». Оценка экранизации чеховского рассказа.
А. А. Блок. Цикл «На поле Куликовом» — 2 ч.
Из биографии поэта. Отношение Блока к революции 1905—1907 гг., осознание гражданского и исторического долга перед Отечеством. Историческое и символическое время в цикле, смысл обращения поэта к эпохе Куликовской битвы.
Символизм исторической живописи на рубеже XIX—XX вв. (Васнецов, Врубель, Нестеров, Рерих и др.). Образ России в цикле А. Блока «На поле Куликовом» и в этюдах-картинах Рахманинова. Значение сквозных образов-символов (степь, река, кровь, сердце, лебеди и т. д.), символика цвета — наблюдения учащихся. Мотив жертвенного пути — характерный мотив лирики А. Блока и его реализация в цикле «На поле Куликовом». Отношение поэта к России и выбор пути. Сравнения и параллели с творчеством других русских поэтов (на материале изученного).
Внеклассное чтение. А. Блок. Стихотворения (по выбору учителя).
И. А. Бунин. «Танька», «Лапти» — 2 ч.
«Я люблю русский народ...», «Меня занимает... душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина». Рассказ о детстве писателя. «Повышенное ощущение» природы и жизни как доминанта мировосприятия художника. Жизнь русской деревни как одна из главных тем творчества Бунина.
«Танька» — рассказ о суровой жизни крестьянских детей, выражение глубокого сочувствия автора судьбе «обитателей» «таких деревушек».
Двойной план повествования: речь автора и речь героя, изображение действительности сквозь призму детского восприятия. Лиризм эпического повествования.
Составление рассказа на тему: «Мир деревенской избы». Выделение языковых средств, с помощью которых Бунин подчеркивает страшную нищету и беспросветность крестьянской жизни.
Жизненная достоверность описаний, обыденность интонации, усиливающая драматизм повествования. Жизнь крестьянской семьи.
Краткость и емкость деталей повествования, раскрывающих трагическую обреченность существования героев. Природа в рассказе.
Устное словесное рисование портрета главной героини. Выделение языковых средств, помогающих читателю представить девочку: характер глаголов, передающих движения («стала задремывать», «съерзнула с печки», «шмыгнула», «ерзнула из шубы» и др.), существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («попонка», «рубашонка» и т. д.); анализ сравнения («как зверок»).
Психологизм повествования, «выбор» автором эпизодов, врезавшихся в память девочки, как способ описания жизни героя и как отражение переживаний детской души. Мастерство Бунина в воссоздании живой крестьянской речи. Выразительность художественной детали. Размышление о том, почему Танька «вдруг придумала другое». Беседа с ребятами о том, какие поступки раскрывают характер девочки.
Рассказ о Павле Антоновиче. Сопоставление описаний крестьянского и господского быта. «Другой мир» глазами Таньки. Домысливание внутреннего монолога героя на тему: «Танька и Флоренция!..» Размышления ребят о том, что могло подвигнуть Павла Антоновича на искреннее сочувствие бедной девочке.
«Лапти» — рассказ о гибели мужика Нефеда; философское размышление писателя о связи Человека и Природы, Жизни и Смерти.
В центре анализа — поиски ответа на вопрос: «В чем смысл рассказа?»
Стилистический анализ эпизода «...было большое горе» (первый абзац). Единство описания (разбушевавшаяся стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукопись, введение «чужой» речи; метафоричность описания состояния природы («бешено несущееся степное море») — средства, помогающие автору усилить трагизм повествования, создать ощущение неотвратимости происходящего, беспомощности человека перед силами природы (как дарующими жизнь, так и обрекающими на смерть).
Читательское «предчувствие» характера финала рассказа.
Беседа с учащимися: «Что значит „душа желает“?» Портрет Нефеда. Художественная деталь как средство раскрытия характера героя. Рассказ о «страшной» ночи: «предметная» насыщенность описания, антитеза «мрак» — «свет».
Размышления учащихся: «Почему из всех персонажей рассказа только Нефед наделен именем? Бессмысленна ли гибель Нефеда? Почему рассказ сюжетно не завершен? В чем смысл названия рассказа? Как связаны между собой, по мысли Бунина, жизнь и смерть человека?»
Рассказы И. А. Бунина «Танька» (1820%) и «Лапти» (1924). Верность художника теме русской деревни на протяжении всего творчества.
Теория литературы. Авторское отношение к герою.
Внеклассное чтение. Рассказы И. А. Бунина «Сверчок», «В деревне».
В. В. Набоков. «Пильграм» — 2 ч.
Лексический анализ названия. Трансформированное «пилигрим». Значения слова, определяющие авторское отношение к герою. Чтение учителем в классе фрагмента из романа В. Набокова «Другие берега» о пристрастии автора к бабочкам. Автобиографичность новеллы В. Набокова: автор — изгнанник, чужестранец (новелла писалась в Берлине в 20-е годы в эмиграции), герой — чужой в этом пошлом и грубом мире лавочников, он называет свою жизнь «берлинским прозябанием», экзотическая страсть автора и его героя — энтомология, стремление к красоте и необычности. Автор — частный учитель, поэт и ученый-энтомолог, Пильграм — лавочник и ученый-энтомолог. Несвязность внешней и внутренней жизни героя Набокова. Обдумывание читательских впечатлений по вопросам о восприятии.
1. Какие чувства вызвала у вас смерть Пильграма? Меняется ли ваше отношение к герою новеллы во время чтения?
2. Чем интересен герой автору и что он осуждает в Пильграме?
3. Что изменило привычную жизнь Пильграма?
4. Как выглядит Пильграм в лавке и как во время своих воображаемых путешествий? В чем вы видите разницу выражения его лица, позы, движений?
5. Почему Пильграму показалось, что изумительное счастье наваливалось на него как «тяжелая гора»?
6. Почему звук капающего на кухне крана раздражает Пильграма, а Элеонору — нет?
Словесное рисование иллюстраций к тексту: «Пильграм в трактире», «Пильграм собирается в дорогу». Обсуждение выставки иллюстраций в классе: «Как изменился Пильграм на пороге осуществления мечты?»
Дискуссия в классе: «Сбылась ли мечта Пильграма? Была ли его смерть закономерной или случайной?»
Письменный ответ на проблемный вопрос: «Почему автор в конце новеллы пишет: „И в некотором смысле совершенно неважно, что, войдя в лавку, жена нашла его мертвым“?»
Теория литературы. Понятие о новелле.
Внеклассное чтение. В. Набоков. «Terra incognita».
Литературное творчество. Сочинение-размышление на тему: «Мечта и судьба».
М. А. Булгаков. «Собачье сердце» — 4 ч.
Создание установки на чтение повести. Мемуары современников Булгакова, обсуждение вопросов в классе: «Что такое достойная жизнь для Булгакова? Каковы полюсы старой, дореволюционной интеллигентской жизни и новой жизни Москвы? Можно ли человека превратить в собаку и наоборот? Что получается при таких превращениях?»
Обращение к читательскому опыту учеников: книги о животных, которые они читали («Муму» Тургенева, «Каштанка» Чехова, «Холстомер» Л. Н. Толстого, «Белый Клык» Дж. Лондона, «Джо» Эренбурга и т. д.), разность авторского отношения к животным в этих произведениях от отношения Булгакова к своему герою. Игра: «Кому принадлежат слова: Шарику или Шарикову?» Чтение учениками фрагментов повести и мотивирование своего мнения. Обсуждение вопроса: «Когда Шарик вызывает сочувствие и почему он превращается в чудовище?» Дискуссия в классе: «Можно ли пересаживать органы животных человеку и наоборот и что из этого может получиться?» Как автор отвечает на этот вопрос? Согласны ли вы с его мнением?
Работа над читательскими впечатлениями учащихся по вопросам на сферы восприятия.
1. Что поразило вас при чтении повести и с каким чувством вы закончили ее читать?
2. Подумайте, почему автор назвал свое произведение «Чудовищная история».
3. Опишите день Филиппа Филипповича до встречи с Шариком. Что вам в его поведении по душе и с чем вы не согласны?
4. Словесно нарисуйте две иллюстрации: «Шарик и профессор Преображенский» и «Шариков и профессор Преображенский».
5. Почему те эпизоды, где рассказывается о собаке, написаны от автора и многое предстает глазами Шарика, а процесс превращения Шарика в Шарикова представлен как дневник доктора Борменталя?
6. Объясните слова Шарика: «Ошейник все равно что портфель».
7. Удался ли опыт профессора Преображенского?
Просмотр сцен из экранизации повести: «Профессор Преображенский на приеме» и «Шарик попадает в дом профессора», «Домком в квартире профессора» и «Шариков диктует свои права доктору Борменталю и профессору Преображенскому» .
Обсуждение неоднозначности авторского отношения к героям повести. Разность взглядов доктора Борменталя и профессора Преображенского. Работа в группах по вопросам по главам, данным в учебнике, или по вопросам, представленным в методических рекомендациях. Называния глав учениками.
Обобщение результатов работы в группах. Дискуссия в классе: «Кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова „именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе“, или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков — „человек с собачьим сердцем“?»
Обсуждение названий глав, данных учениками, выводит класс на проблемный вопрос: «Почему цензура так долго не пропускала в печать эту повесть?» Эволюционный подход к воспитанию профессора и революционный — доктора Борменталя. Трансформация взглядов профессора.
Обсуждение слов автора в вечер, когда доктор и профессор сделали обратную операцию и превратили Шарикова в Шарика: «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Естественное и противоестественное в жизни человека. Мнение автора. Учащиеся приходят к выводу, что гимн жрецов из оперы Верди, звучащий в конце повести, указывает на одобрение автором поступка профессора.
Самостоятельное размышление учеников над вопросами учителя: «Есть ли разница в двух собаках: Шарике — бездомном псе и Шарике, перенесшем две операции и живущем в квартире профессора?»
Теория литературы. Понятие о стиле писателя.
Внеклассное чтение. М. Булгаков. «Роковые яйца»; В. В. Маяковский. «Клоп».
Литературное творчество. Рецензия на театральный спектакль или кинофильм по повести Булгакова.
Е. Л. Шварц. «Дракон» — 2 ч.
Сказочный и реальный мир Евгения Шварца. Смешное и страшное в пьесе «Дракон» (беседа по читательским впечатлениям). История создания и постановки пьесы. Особенности композиции пьесы. Создание проекта оформления спектакля (попытка организации сценического пространства вокруг одного зрительного образа).
Образ города. Ланцелот в доме Шарлеманя. Поиски музыкально-пластического решения начала спектакля. Ланцелот и Дракон.
Инсценирование диалогов. Ланцелот и город. Друзья и враги героя. Образы кота и осла. Генеалогия Ланцелота. Размышления над вопросом: «Чем близок и в чем противостоит Ланцелот рыцарю Дон Кихоту?» Ланцелот и Эльза — борьба за человеческую душу. Дискуссия на тему: «Эльза — жертва или сообщница Дракона?» Размышление над возможными актерскими решениями роли Эльзы. Сила любви в пьесах Шварца (сопоставление с пьесой «Обыкновенное чудо»).
Немое проигрывание диалогов Эльзы и Ланцелота. Поиски музыкального сопровождения. Бунт Эльзы. Выразительное чтение монолога. Образы горожан. Выразительное чтение по ролям сцены боя. Портреты действующих лиц в этой сцене (устное словесное рисование).
Сочинение на тему: «Как бы я сыграл роль...» Анализ сцены смерти Дракона. Смысл III действия пьесы. Образы бургомистра и Генриха в их сопоставлении с Драконом. Размышления на тему: «Кто страшнее — Дракон или бургомистр?» Генрих — первый ученик в школе Дракона. Дискуссия на тему: «Кто был прав в споре о человеке — Ланцелот или Дракон?»
Сравнение сценических трактовок финала пьесы разными театрами; причина их несовпадения. Поиски своего варианта сценического решения финала. Рисование афиши к спектаклю. Актуальность пьесы для дня сегодняшнего. Пьеса Шварца — политический памфлет и философская притча на все времена. Вечные вопросы в пьесе.
«Дракон» Е. Шварца и фильм М. Захарова «Убить Дракона» — диспут о границах режиссерского произвола при постановке и экранизации драматического произведения.
Теория литературы. Понятие о памфлете.
Внеклассное чтение. В. Розов. «Кабанчик».
Литературное творчество. Рецензия на произведение современного писателя с учетом его жанра и стиля.
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» — 3 ч.
Беседа о войнах и воинах. Война — древнейшая мужская работа, солдат — главное действующее лицо любой войны. Отечественная война в восприятии учащихся. Образ воина в мировом искусстве. Сравнение памятников солдату разных эпох и разных народов.
Образ солдата («служивого») в русском фольклоре: сказке, частушке, народном театре, лубке, песне. Солдат в фольклоре — смекалистый, добрый, хитрый, лукавый, сноровистый, веселый, щедрый, справедливый, одинокий и всегда возвращающийся на Родину человек.
Просмотр и разбор эпизодов из кинофильма В. Мотыля «Белое солнце пустыни» («Первая встреча Сухова и Саида», «Арест Сухова», «Воспоминание о жене», «Сухов в гостях у Верещагина», «Схватка с Абдулой») как способ создания установки на чтение и анализ поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».
Выделение характерных черт фольклорного «служивого» в образе Сухова.
Кинофильм Мотыля «Белое солнце пустыни» как русский вариант американского вестерна. Соединение черт фольклорного «служивого» и американского супергероя-одиночки в образе Федора Сухова. Фильм как цепь приключений и событий. Функция «меткого» слова в структуре киноповествования. Экзотика места действия и персонажей.
Поэма «Василий Теркин» — книга про бойца и для бойцов. Поиск правды — нравственный стержень поэмы. Правда времени, военного быта, характеров. Точность и конкретность деталей повествования при эпическом масштабе изображения эпохи.
Особенности создания поэмы и выхода ее в свет. Поэма «без начала, без конца, без особого сюжета»; установка автора на отделку и завершенность отдельной главы, эпизода, строфы.
«Василий Теркин» поистине народное произведение: влияние читателей на ход работы автора над поэмой, создание подражаний, дописывание поэмы читателями. Дискуссия по читательским впечатлениям и обсуждение вопроса: «Почему поэма Твардовского так полюбилась читателю?»
Образ Василия Теркина. Движение мысли автора в работе над образом главного героя: от разрозненных фельетонных картинок про необыкновенного, плакатного Васю Теркина к рассказу об обыкновенном, простом русском человеке Василии Теркине.
Сравнение газетных иллюстраций 1939—1940 гг. к агитке времен финской войны «Вася Теркин» и иллюстраций О. Верейского к «Книге про бойца», созданной во время Великой Отечественной войны. Сопоставление иллюстраций с текстом поэмы. Василий Теркин как собирательный образ русского человека и в то же время как герой, наделенный неповторимым, индивидуальным характером. Смысл фамилии героя — «тертый жизнью человек». Простота, скромность, отзывчивость, чувство юмора, практическая сметка, мужество, благородство — положительные качества героя поэмы, прошедшие проверку войной. Чтение и анализ глав «На привале», «Переправа», «Кто стрелял?», «Два солдата», «Поединок», «На Днепре» и других — по выбору учителя.
Сюжет поэмы как серия неожиданностей, выявляющих глубины народного характера, скрытого за незатейливой простотой. Поэма как размышление автора о причинах победы народа в войне с фашизмом.
Герой и автор в поэме. Безмерное уважение, восхищение, признательность автора герою. Ответственность за все происходящее вокруг и верность правде как высокие нравственные качества, сближающие автора и героя.
Чтение и анализ «авторских» глав. Особенности языка и стиля поэмы. Поэтическое достоинство простого слова. Жанр народной песни-частушки как исток авторской интонации и прообраз стиля поэмы. Заучивание наизусть и чтение поэмы вслух и в лицах.
Подготовка моноспектакля по поэме. Сопоставление вариантов творческих работ учащихся. Дискуссия в классе: «Какое искусство — театр, живопись, кино, мультипликация, опера и др. — способно „перевести“ поэму на свой язык?»
Теория литературы. Автор и герой в поэме.
Внеклассное чтение. Я. Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка» (главы по выбору).
Литературное творчество. Описание проекта памятника Василию Теркину.
М. А. Шолохов. «Судьба человека» — 2 ч.
История создания рассказа. Шолохов — военный корреспондент.
Беседа по первым впечатлениям учеников от рассказа. Подбор музыкальных эпиграфов к произведению. Переплетение прошлого, настоящего и будущего в рассказе. Повествование от первого лица, создающее впечатление достоверности и точности.
Работа над композицией произведения: зачин, исповедь героя, финал. Размышления учеников: «Почему автор уступает место рассказчику?» Устное словесное рисование: «Приметы первой послевоенной весны». Подбор и выразительное чтение эпизодов, раскрывающих мужество, волю, суровость и сердечность Андрея Соколова, его необыкновенную человечность и богатый нравственный мир. Составление киносценария: «Сны-видения Андрея Соколова» (любовь и семейное счастье, гибель семьи, смерть сына и пр.).
Дискуссия в классе: «Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека?» Андрей Соколов и Ванюшка. Одиночество и новый смысл жизни, обретенный в привязанности к ребенку. Размышления учеников: «Трагичен или оптимистичен финал произведения?» Смысл названия рассказа. Своеобразие авторской позиции и стиля. Фильм С. Бондарчука «Судьба человека».
Внеклассное чтение. М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину».
Литературное творчество. Сочинение на тему: «Человек, видевший войну». Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны.
А. И. Солженицын. «Матренин двор» — 2 ч.
А. И. Солженицын — судьба писателя и его произведений. «Правда отношений и положений» (А. Солженицын) — основная цель писателя. «Жить не по лжи» — девиз его творчества и всей жизни.
Русская женщина из народа глазами русских писателей: судьба тургеневских, некрасовских крестьянок и судьба Матрены. Дискуссия в классе: «Что изменилось в судьбе русской женщины за столетие?»
Размышление учеников над вопросом: «Почему все в селе обходили Матрену, даже воспитанница хорошего слова не сказала, в то время как она всегда помогала всем?»
Обсуждение проблемного вопроса: «Почему никто в селе не понял, что „все мы жили рядом с ней... что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша“?» Разделяете ли вы мнение автора, что Матрена Васильевна — праведник?
Теория литературы. Литературная традиция.
Внеклассное чтение. А. И. Солженицын. «Случай на станции Кочетовка».
Литературное творчество. Сочинение «Крестьянские женщины в изображении Тургенева, Некрасова и Солженицына».
«О времени и о себе». Б. Окуджава. «Былое нельзя воротить...», «Я пишу исторический роман...»; В. Высоцкий. «Песня о времени», «Я не люблю...»; Д. Самойлов. «Вечность — предположенье», «Вот и все. Смежили очи гении...»; А. Галич. «Петербургский романс», «Век нынешний и век минувший»; И. Бродский. «Письма римскому другу» — 3 ч.
Размышления учащихся о том, что такое время историческое, время жизни, время как свойство бытия. Сочинение-миниатюра «Мое время». Обсуждение словесных портретов времени, созданных учащимися. Комментирование стихотворения Д. Самойлова «Вечность — предположенье».
Выразительное чтение учащимися стихотворений «Я не люблю...», «Песня о времени» В. Высоцкого; «Былое нельзя воротить...» Б. Окуджавы; «Петербургский романс», «Век нынешний и век минувший» А. Галича; «Письма римскому другу» И. Бродского. Отбор ключевых слов и образов, характеризующих время, в предложенных стихотворениях, согласующихся с представлениями учащихся о дне сегодняшнем. Дискуссия о том, какое из стихотворений созвучно современности и чья позиция кажется предпочтительнее учащимся, а также обсуждение вопроса: «Согласны ли вы с утверждением Д. Самойлова: „Познать свой век не в силах мы!“?»
Отбор стихотворных эпиграфов к итоговому сочинению «О времени и о себе» и аргументация этого выбора.
Литературное творчество. Сочинение-эссе с использованием стихотворных цитат «О времени и о себе».
Заключительный урок по теории литературы — 1 ч.
Викторина, в которой по нескольким строкам текста ученики определяют жанр произведения. Обдумывание признаков, по которым строится жанр, ставший памятью искусства, закреплением своеобразного сочетания качеств текста.
Эпические жанры, различные по объему жизненного материала и авторскому отношению к происходящему: сказка, басня, притча, проповедь, новелла, рассказ, повесть, роман.
Объективность как свойство эпоса, представления греков о Каллиопе — музе эпической поэзии. Талия и Мельпомена — покровительницы комедии и трагедии. Усиление или ослабление свойств комедии и трагедии, ведущее к появлению памфлета, водевиля и драмы.
Размышления о том, почему лирическая поэзия была представлена у греков тремя музами — Евтерпой, Эрато и Полигимнией. Обилие лирических жанров — ода и мадригал, эпиграмма и элегия, сонет и хокку.
Подбор учениками текстов, наиболее отчетливо выражающих свойства жанров, и попытка представить каждый жанр в зримом образе. Баллада и поэма как лироэпические жанры. Сравнение композиции «Песни о вещем Олеге» и «Полтавы» А. С. Пушкина. Попытки учеников изменить жанр произведения в соответствии с собственной оценкой героев, событий, душевных ситуаций (на примере какого-либо произведения).
Теория литературы. Обобщение изученного о литературных жанрах.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ УЧЕНИКОВ
8 КЛАССА
Ученик 8-го класса должен уметь:
• видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
• обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
• видеть своеобразие решения общей проблемы писателями разных эпох;
• комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
• привлекать критическую статью для интерпретации художественного произведения;
• различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
• определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
• сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
• выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателей в пределах общего жанра;
• осмыслить художественную деталь, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
• видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
• сопоставлять различные переводы произведения;
• находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения и мотивировать ими выбор жанра;
• сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
• выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
• сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
• писать отзыв об экранизации эпического произведения, о телеспектакле; рецензию на произведение отечественной и зарубежной литературы (с учетом их жанра и стиля);
• редактировать свои сочинения и сочинения сверстников;
• реализовывать близкие темы в различных жанрах.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКОВ
8 КЛАССА
I. Выяснение круга и направленности чтения.
1. Домашнее сочинение или подготовленный рассказ на тему: «Библиотека, о которой я мечтаю». Такой рассказ должен включать в себя представления о том, что есть библиотека, как она составляется, какую роль играет в жизни человека; умение рассказать о конкретных книгах, их судьбе. Он должен показать уровень читательской культуры, направленность и качество чтения.
2. Анкета.
• Какие произведения из не вошедших в школьную программу вы могли бы предложить, чтобы дополнить представление о героях разных времен?
• Герои какого времени вам ближе, интереснее, понятнее?
• Произведения каких жанров вы предпочитаете и почему?
II. Выяснение качества чтения.
Учащиеся читают рассказ А. Чехова «Крыжовник» и отвечают на вопросы.
• Какие чувства вызывают у вас Иван Иванович, Буркин, Алехин?
• Как автор относится к Ивану Ивановичу? Какие детали позволяют нам об этом судить?
• Какое значение имеет то, что «Крыжовник» — «рассказ в рассказе»? Как связаны между собой рассказ Ивана Ивановича и его «обрамление»?
• Почему встреча с братом изменила взгляды Ивана Ивановича на жизнь? В чем смысл жизни для каждого из братьев?
• Почему рассказ называется «Крыжовник»?
• Какое значение приобретает слово «добрый» в рассказе о Николае Ивановиче («добрый человек», «добрые дела», «добрая улыбка»)?
• Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к рассказу? Опишите ее.
• Сопоставьте рассказ с записью из записных книжек Чехова.
«Заглавие: Крыжовник. X. служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи.
Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении.
Наконец 60. Читает многообещающие, соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде... Обходит свой сад и чувствует, что чего-то недостает. Останавливается на мысли, что недостает крыжовника, посылает в питомник. Через 2—3 года, когда у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно... А в соседней комнате уже хозяйничала грудастая племянница, крикливая особа. (Посадил крыж. осенью, зимою слег и уже не вставал. Глядя на тарелку с крыж.: вот все, что дала мне в конце концов жизнь.) Он — сын разорившихся помещиков, часто вспоминает детство, проведенное в деревне».
Что изменилось по сравнению с первоначальным замыслом? Как это повлияло на смысл произведения?
III. Выявление теоретико-литературных знаний.
1. Ученикам предлагается самостоятельно ознакомиться со следующими стихотворениями (названия произведений при этом не указываются):
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли.
А. С. Пушкин.
19 октября 1827 года.
Послание |
ПЕРЕВОДЧИКУ ВЕРГИЛИЯ
Ты переводчик, я читатель.
Ты усыпитель — я зеватель.
А. Дельвиг
Эпиграмма |
Трим счастия искал ползком и тихомолком;
Нашел — и грудь вперед, нос вздернул, весь иной! —
Кто втерся в чин лисой,
Тот в чине будет волком.
В. Жуковский. Эпиграмма |
Школьники должны самостоятельно определить жанр каждого стихотворения и мотивировать ответы.
IV. Выявление литературно-творческих способностей и умений.
В каком жанре вы хотели бы рассказать о герое нашего времени и почему? Попробуйте осуществить свой замысел.
|