ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
В 7 КЛАССЕ
Эпоха нравственного самоуглубления, сосредоточенность подростков на нравственном выборе и оценке окружающей жизни побуждает сделать лейтмотивом программы 7-го класса тему поисков смысла жизни. В той или иной степени эта тема присутствует в каждом произведении, включенном в программу, порой открыто, как в Нагорной проповеди, «Поучении Владимира Мономаха», «Песне о Соколе», порой опосредованно, как в «Одиссее», «Тарасе Бульбе», рассказах В. М. Шукшина. Однако, обостряя нравственный акцент курса литературы, необходимо помнить, что художественный текст не просто трамплин для этических бесед, что сам процесс общения с литературой, если он совершается эстетически правильно, способствует нравственному воспитанию. Забота о преодолении субъективности интерпретаций и оценок, свойственной читателям этого возраста, определяет внимание к таким понятиям теории литературы, как эпос, лирика, драма, потому что каждый литературный род требует определенных отношений читателя с автором произведения и разнообразной по смыслу и по форме работы читателя. Эпос побуждает читателя, оценивая события и героев произведения, соотносить свои впечатления с авторской позицией. Лирика требует от читателя эмоционального включения в текст, «попадания на волну» авторских чувств и личностной конкретизации поэтических образов, вбирающих жизненный опыт читателя. Драма, захватывая острым развитием действия, вовлекает читателя в конфликт героев и создает опасность слияния читателя с одним из них, в то время как необходимо сопоставить все позиции героев и найти авторскую. Драма требует от читателя зрительного и слухового воплощения образов пьесы, что возможно лишь при определенном уровне развития читательского воображения.
Сопоставление литературных родов как определенных типов отношения к миру и своеобразных эстетических форм его воплощения в искусстве слова помогает ученикам преодолеть ограниченность узкой позиции и воспитывает необходимость широкого, всеохватного, объективного отношения к жизни и литературе.
7-й класс, как начало нового этапа литературного образования, предполагает переход от изучения отдельного произведения к осознанию своеобразия идейно-художественной позиции писателя. Сопоставление произведений разных писателей в пределах каждого литературного рода (эпос, лирика, драма) подчеркивает связи и отличия художественных индивидуальностей.
Напряженность нравственных конфликтов, возникающих при чтении произведения в сознании читателя, побуждает в процессе анализа постоянно обращаться к проблемным ситуациям, специфика которых в данном классе состоит в сопряжении эстетического и этического, литературного произведения в его исторической и художественной конкретике и острейших нравственных проблем времени, которыми живут подростки.
Преодолевая однолинейность мышления и нравственный максимализм, свойственный возрасту, следует особое внимание обращать на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учить воспринимать позицию художника целостно, в сложном диалектическом единстве. Для этого особенно важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и последовательно прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы. Для более объективного представления о позиции автора важно показать учащимся движение поэтической мысли писателя — от замысла произведения к художественному его осуществлению.
Система творческих работ строится на идее переноса выработанных в процессе изучения литературных произведений способов читательской интерпретации героев и ситуаций на реальную жизнь современного школьника с целью формирования свободного от догмы мышления и многомерного восприятия действительности.
Задания по литературному творчеству выполняются по свободному выбору учеников и не являются обязательными при изучении каждой темы. Эти задания носят в большей степени, чем в 5—6-м классах, характер эссе, свободного размышления о жизни и вводят в «репертуар» сочинений учеников жанры дневника, письма, исповеди и т. п.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 7 КЛАССЕ
Литературное произведение
|
Часы |
Теория литературы |
Внеклассное чтение |
Литературное творчество |
Введение. Литература в поисках смысла жизни |
1 |
|
|
Сочинение на тему: «Книга и жизнь» |
Народные песни: «Ты взойди, взойди, красно солнышко...», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...», «Ах, да не одна во поле дороженька пролегала...» и др. |
2 | Понятие о лирике. Понятие о народной песне. Понятие о трагическом |
И. С. Тургенев. «Певцы» |
Сочинение на тему: «Песни Родины» |
Гомер. «Одиссея» (для чтения и обсуждения) |
4 | Понятие об эпосе |
Гомер. «Илиада» |
Сочинение на тему: «Жизнь, полная приключений»; «Дороги, которые мы выбираем» |
Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь |
1 | Понятие о проповеди |
А. Платонов. «Юшка» |
|
Владимир Мономах. «Поучение» |
1 | Проповедь и поучение как литературный жанр |
|
Сочинение на тему: «Каким поучениям взрослых я верю» |
М. Басё. Трехстишия (хокку) |
2 |
Понятие о хокку |
А. Ахматова. Лирика |
Сочинение хокку |
У. Шекспир. Сонеты (для самостоятельного изучения); «Ромео и Джульетта» |
5 |
Понятие о драме. Понятие о сонете. Конфликт в драме. Понятие о трагедии. Понятие о комедии |
У. Шекспир. «Двенадцатая ночь»; Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных»; Банделло. «Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных», «Близнецы» |
Сочинение по портретам эпохи Возрождения: «В ком я узнаю шекспировских героев?» Сочинение на тему: «„Ромео и Джульетта“ в музыке Гуно, Чайковского и Прокофьева». Отзыв о спектакле или экранизации |
А. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «19 октября (1825 г.)», «Во глубине сибирских руд...», «И. И. Пущину», «На холмах Грузии...», «Зимнее утро», «Дубровский», «Сказка о золотом петушке» |
14 | Понятие о романе |
А. Пушкин. «Барышня-крестьянка» |
Дневник литературного героя. Сочинение дружеских посланий. Миниатюра «Мой первый друг...». Попытка переложения летописного сюжета в другом литературном жанре |
М. Лермонтов. «Тучи», «Три пальмы», «Мцыри» |
4 | Понятие о спондее и пиррихии. Понятие о поэме |
К. Паустовский. «Разливы рек», Ю. Казаков. «Звон брегета» |
Сочинение-исповедь |
Н. Гоголь. «Тарас Бульба» |
4 | Композиция эпического произведения |
Н. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» |
Сочинение «Три смерти» (по повести Н. В. Гоголя) и др.
|
П. Мериме. «Маттео Фальконе» |
1 | Понятие о новелле |
Новеллы П. Мериме |
Сочинение новеллы «Отец и сын» |
И. Тургенев. «Бежин луг», стихотворения в прозе «Природа», «Путь к любви» |
3 | Понятие о стиле художественного произведения. Понятие о стихотворении в прозе |
И. Тургенев. «Записки охотника» («Хорь и Калиныч», «Певцы»), «Ася» |
Попытка написать стихотворение в прозе. Эссе «Тайны природы и судьба человека». Сочинение «Прекрасные и грозные явления природы» |
А. Н. Островский. «Снегурочка» |
4 | Понятие о драме |
А. Н. Островский. «Свои люди — сочтемся» |
Сочинение на тему: «Пьеса Островского и опера Римского-Корсакова «Снегурочка» |
Н. Некрасов. «Зеленый шум», «Железная дорога», «Тройка» |
2 | Интонация поэтической речи |
Н. Некрасов. «Надрывается сердце от муки...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. |
Сочинение-рассуждение «Чему учит человека природа» |
А. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска», «Свадьба» (водевиль) |
3 | Авторское отношение к героям в эпическом и драматическом произведениях. Понятие о водевиле |
А. Чехов. «Размазня», «Маска», «Свадьба с генералом», «Брак по расчету»; Д. Хармс. «Случаи» |
Сочинение рассказа, смешного и грустного одновременно |
М. Горький. «Песня о Соколе», «Сказки об Италии» (для самостоятельного чтения) |
3 | Сюжет эпического произведения |
М. Горький. «Челкаш», «Старуха Изергиль»; Э.-Л. Войнич. «Овод» |
Сочинение сказки, которую «придумала сама жизнь» |
А. Грин. «Алые паруса» (для чтения и обсуждения) |
1 | Лиризм эпического произведения |
Ч. Айтматов. «Белый пароход»; Ю. С. Рытхэу. «Когда уходят киты» |
Сочинение на тему: «В чем смысл жизни человека?» |
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери» |
2 | Композиция лирического стихотворения |
С. Есенин. Стихотворения (по выбору учителя) |
Сочинение письма к матери или описание осеннего пейзажа |
В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение...», «О дряни» |
2 | Поэтическое словотворчество |
В. Маяковский. «Люблю»; Е. Шварц. «Обыкновенное чудо» |
Сочинение сказок или стихотворений на тему: «Обыкновенное чудо» |
Н. Рубцов. «В горнице», «Далекое», «Ночь на родине», «В минуты музыки...», «Тихая моя родина...» |
1 | Пейзаж в лирике |
Н. Рубцов. «Старая дорога», «Звезда полей», «Русский огонек» и др. |
Сочинение стихотворения или лирического очерка «Моя родина» |
В. Шукшин. «Мастер», «Крепкий мужик» |
2 | Понятие о рассказе |
В. Шукшин. «Обида», «Сапожки», «Чудик», «Микроскоп» и др.; Б. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей» |
Фрагмент киносценария. Сочинение в форме сказа. Сочинения на тему: «Русский национальный характер в изображении Шукшина», «Кто такие „чудики“?» и др. |
Родина глазами русских поэтов: Г. Иванов. «Россия счастие. Россия свет»; Р. Гамзатов. «Журавли»; В. Высоцкий. «Песенка о Петровской Руси» («Купола»); Б. Окуджава. «Песенка об Арбате»; А. Галич. «Когда я вернусь»; А. Вознесенский. «Флорентийские факелы» |
3 | Тема, идея и сюжет в лирическом стихотворении |
А. Вознесенский. «Треугольная груша»; Е. Евтушенко. «Итальянская Италия» |
Сочинения-эссе по теме: «Образы моей Родины», «Мои впечатления о городе...» |
Заключительный урок по теории литературы |
1 | Обобщение изученного о литературных родах |
|
|
Изучение произведений — 66 ч.
Внеклассное чтение — 4 ч.
Итого: 70 ч.
2 урока в неделю.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Введение — 1 ч.
Введение в курс литературы 7-го класса: смысл жизни в представлении литературных героев и писателей. Сопоставление героев, ищущих смысл жизни (Маленький принц, Сильвио, Мцыри...) и не задумывающихся об этом (Иван Иванович и Иван Никифорович, герои сказки Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил», рассказов Зощенко). Размышление над тем, к какому типу можно отнести Геракла, а к какому — Прометея. Разное понимание смысла жизни в зависимости от эпохи и типа личности (Иосиф — Тарас Бульба — Мцыри).
Литературное творчество. Сочинение на тему: «Книги и жизнь».
Народные песни. «Ты взойди, взойди, красно солнышко...», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...», «Ах, да не одна во поле дороженька пролегала...» и др. — 2 ч.
Народные песни как проявление верховных ценностей народного сознания: любви к Родине, верности слову и делу. Своеобразие миросозерцания народа в русских и украинских песнях и общие черты славянского фольклора. Вопрос о нравственном достоинстве человека в песне «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...». Независимость разбойника, твердо хранящего свою тайну перед царем и мужественно принимающего казнь. Печаль и веселая удаль народных песен («Вдоль по улице...», «Эй, ухнем...», «Ах вы, сени, мои сени...»). Размышления над особенностями построения лирической песни (повторы стиля и контрасты смысла). Словесное рисование ситуаций, в которых могла рождаться и исполняться песня. Оценка исполнения народной песни (Ф. Шаляпин и С. Лемешев — «Ноченька»; Н. Обухова и Ж. Бичевская — «Матушка моя, что во поле пыльно?..»). Народная песня в творчестве русских композиторов (М. Мусоргский. «Исходила младешенька...» в опере «Хованщина»; П. Чайковский. «Я ли в поле да не травушкой была...»). Оценки учениками интерпретаций народной песни. Народная песня в произведениях русских писателей (А. Пушкин. «Зимняя дорога», «Дубровский», «Капитанская дочка»; И. Тургенев. «Певцы»). Размышления учеников о функциях народной песни в художественном тексте.
Теория литературы. Понятие о лирике. Понятие о народной песне. Понятие о трагическом.
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Певцы».
Литературное творчество. Сочинение «Песни Родины».
Гомер. «Одиссея» (для чтения и обсуждения) — 4 ч.
Древнегреческий эпос как сочетание бытописания и сказочности. Всеобщность человеческих типов и вечность жизненных конфликтов — основа мифа. Море — образ бесконечного пути человека, остров Итака — образ дома, родины, желанной и недостижимой цели пути. Динамика композиции, смешивающей временные пласты путешествия Одиссея, и величавое спокойствие стиля поэмы. Контраст — излюбленный прием поэтики Гомера в композиции и стиле (парадоксальное сочетание эпитетов: «хитростей царь Одиссей» — «благородный»). Пересказы-анализы, подготовленные группой учащихся: «Женихи Пенелопы и Телемах», «Телемах в поисках отца», «Одиссей у Калипсо», «Одиссей у Навсикаи», «Лотофаги», «Листригоны и циклопы», «Одиссей у Цирцеи и в Аиде», «Скилла и Харибда», «Быки Гелиоса», «Возвращение Одиссея». Дискуссия «Самое трудное испытание Одиссея» и составление киносценария по одному из эпизодов поэмы. Причины постоянных бед и несчастий Одиссея. Силы, помогающие ему и губящие или останавливающие странствия героя. Покровительство Афины и гнев Посейдона — вмешательство высших природных сил в судьбу человека. Противоречивость характера Одиссея: осторожность и хитрость, пытливость, дерзкая воля и подчинение богам и законам жизни, сострадание и непреклонность, жестокость, неустанный поиск и постоянное желание вернуться на родину. «Непрестанная тоска по отчизне» и жажда постигнуть тайны «сладостной жизни», ее бесконечного разнообразия как выражение сущности человека, его природы. Дом и мир — равновеликие полюсы смысла жизни.
Теория литературы. Понятие об эпосе.
Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада».
Литературное творчество. Сочинение на тему: «Жизнь, полная приключений» или «Дороги, которые мы выбираем».
Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь — 1 ч. Четвероевангелие — жизнеописание Иисуса Христа. Жизнь и смерть Христа. Особое значение Нагорной проповеди среди других проповедей Христа. Нагорная проповедь — нравственное ядро христианской морали; ее современность и актуальность. Групповая работа учащихся: истолкование отдельных положений и притч Нагорной проповеди с выделением общей проблемы: «Актуальна ли для нас проповедь Иисуса Христа?» Притча как форма нравственной проповеди. Выбор эпиграфов из Нагорной проповеди к уроку внеклассного чтения по рассказу А. Платонова «Юшка».
Теория литературы. Понятие о проповеди.
Внеклассное чтение. А. Платонов. «Юшка».
Владимир Мономах. «Поучение» — 1 ч.
Духовный облик Владимира Мономаха — одного из самых видных государственных деятелей Древней Руси, человека мудрого и самобытного. Гуманизм, патриотическое служение и нравственное самоограничение как основы человеческого и гражданского существования в «Поучении» Владимира Мономаха. Общность идей Владимира Мономаха с положениями Нагорной проповеди Иисуса Христа и особенности великокняжеского поучения как обращения к гражданам государства. Особенности построения ораторской речи. Риторические фигуры и приемы ораторской речи Иисуса Христа и Владимира Мономаха. Сопоставительный анализ учащимися Нагорной проповеди и «Поучения» с нравственной, социально-философской и эстетической точек зрения. Написание литературно-творческой работы «Обращение к современникам» с использованием риторических фигур.
Теория литературы. Проповедь как литературный жанр.
Литературное творчество. Сочинение на тему: «Каким поучениям взрослых я верю».
Мацуо Басё. Трехстишия (хокку) — 2 ч.
Игра в ассоциации. Попытка передать чувство, состояние, не называя его (сочинение-миниатюра). Непривычность классической дальневосточной лирики. Попытка «расшифровать» стихотворение и нарисовать словами картины, возникающие при чтении. Жилище и быт японцев, особенности их мироощущения. Рассматривание репродукций японских гравюр (Харунобу, Окумура Масанабу, Нитимура Шигенада и др.) и размышление над тем, чем японское искусство отличается от привычного учащимся европейского. Отражение в быту и искусстве особенностей национального сознания японцев: отсутствие оппозиций «бытие — небытие», «я — не я», «внутри — снаружи» в восприятии мира; невыделенность человека из мира природы; созерцательность; возможность постижения истины в результате толчка извне; эстетизм. Отличие европейского разума от восточной мудрости, интеллектуального познания — от интуитивного.
Поэтические формы древней японской поэзии (танка, хокку, рэнга). Особенности силлабической системы стихосложения. Лаконизм, недоговоренность, ассоциативность стихов. Эстетика намека. Восточная поэзия как разговор писателя с самим собой. Необходимость читательского сотворчества. Толкование стихотворений Басё; запись потока ассоциаций, мыслей и чувств, возникающих при чтении. Поэзия Басё — «откровения самого мира». Лирический герой стихотворений Басё — человек, осознающий свое единство с природой и живущий в полном единении с ней. Дух саби — гармонии личностного и безличного начала — в японской поэзии. Глубина чувств и психологизм в стихотворениях Басё, сочетание в них атмосферы «безличной одинокости» саби с чувственным наслаждением красотой мира. Композиционные особенности хокку. Дописывание пропущенной строки и сравнение с оригиналом. Заострение внимания на художественной детали. Выражение общего через единичное — философская и эстетическая основа хокку. Выбор понравившихся произведений и иллюстрирование. Сочинение хокку. Разграничение подлинных японских хокку и европейской стилизации.
Теория литературы. Понятие о хокку.
Внеклассное чтение. Лирика А. Ахматовой.
Литературное творчество. Сочинение хокку.
У. Шекспир. Сонеты (для самостоятельного изучения), «Ромео и Джульетта» — 5 ч.
Эпоха Возрождения и утверждение свободы личности человека. Любовь как высшая ценность бытия в произведениях Шекспира. Знакомство с сонетами Шекспира. Сонеты — зерна трагедий. Смысловая оппозиция катренов и разрешение конфликта в терцинах.
«Ромео и Джульетта»
Чтение одной из новелл Возрождения: Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных»; Банделло. «Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных» (XVI век). Размышления о разности стиля и смысла новелл и трагедии Шекспира. Понятие об эпосе и драме. Анализ трагедии, организованный проблемным вопросом: «Почему погибли Ромео и Джульетта?» Поиски персонажей трагедии в живописи и скульптуре Возрождения. Феодальная Верона, вражда Монтекки и Капулетти. Тибальд — носитель зла и раздора (личные свойства и традиция). Компания друзей, влюбленных в жизнь: Бенволио, Меркуцио, Ромео. Книжное выражение чувств — отношение Ромео к Розалине. Истинная любовь к Джульетте. Природность и поэзия чувств. Выразительное чтение монологов и словесные портреты героев. Ромео и Парис — безукоризненный благородный красавец без страсти. Выбор Джульетты. «Здравый смысл» кормилицы и мудрость Лоренцо. Человек — «шут в руках судьбы» или свободная личность, рвущая традиции рода? Противостояние Вероне и связь с близкими людьми, которая побуждает подчиняться не только закону любви (Ромео и Меркуцио, Джульетта и родители).
Неотступность чувств Ромео и Джульетты. Понятие о катарсисе. Победа любви над раздором ценой смерти. Примирение враждующих родов как внутренний итог трагедии. Шекспировская трагедия в театре и кино (М. Бабанова, постановка А. Эфроса, фильм Ф. Дзефирелли), в музыке (опера Ш. Гуно, увертюра П. Чайковского, балет С. Прокофьева), в изобразительном искусстве (иллюстрации, скульптуры Родена).
Теория литературы. Понятие о сонете. Понятие о драме. Конфликт в драме. Понятие о трагедии. Понятие о комедии.
Внеклассное чтение. У. Шекспир. «Двенадцатая ночь»; Луиджи да Порто. «История двух благородных влюбленных»; Банделло. «Всевозможные злоключения и печальная смерть двух влюбленных», «Близнецы».
Литературное творчество. Сочинения по портретам эпохи Возрождения «В ком я узнаю шекспировских героев?». Сочинение «„Ромео и Джульетта“ в музыке Гуно, Чайковского, Прокофьева». Отзыв о спектакле или экранизации.
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «19 октября (1825 г.)», «И. И. Пущину», «Во глубине сибирских руд...», «На холмах Грузии...», «Зимнее утро», «Дубровский», «Сказка о золотом петушке» — 14 ч.
Слово о Пушкине. История и современность в сознании поэта. Отношение Пушкина к декабристам и власти. Доклады учащихся о друзьях Пушкина.
«Песнь о вещем Олеге» как размышление о причинах смерти и бессмертия человека. Составление киносценария по эпизоду «Прощание Олега с конем». Словесные иллюстрации к эпизодам «Встреча князя с кудесником», «Олег на могиле коня». Стилистический анализ текста с привлечением черновых вариантов и сопоставление с летописью.
Композиция и смысл стихотворений «19 октября (1825 г.)», «И. И. Пущину». Сопоставление картины Н. Н. Ге с поэтическим текстом. Сравнение списка в альбоме Растопчиной с текстом стихотворения «Во глубине сибирских руд...». Картина Мясоедова «Пушкин в салоне З. Волконской».
Творческая история стихотворений «На холмах Грузии...» и «Зимнее утро». Всепобеждающая сила дружбы и любви в лирике Пушкина. Неподвластность человеческого сердца испытаниям судьбы.
Роман «Дубровский». Заочная экскурсия «Барская усадьба» (Михайловское и поместье Юсупова Архангельское). Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Дружба «отцов» и любовь «детей».
Блестящий гвардейский офицер, учитель Дефорж, благородный разбойник — роли бедного дворянина Владимира Дубровского.
Ссора друзей — Андрея Дубровского и Троекурова. Инсценирование эпизодов первой главы романа.
Отец и сын. Словесное рисование портретов героев. Пожар в Кистеневке — составление киносценария. Пересказ с изменением лица рассказчика — «Учитель».
Составление монтажа для выразительного чтения «Любовь и бегство». Диспут «Верейский и Троекуров». История дворянина Островского и черновой план романа в сопоставлении с его композицией.
Попытки учеников развернуть в повествование пункты пушкинского плана и дискуссия «Нуждается ли роман в продолжении?». Народ и дворянство в романе. Сопоставление сюжета и смысла романа с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта».
«Сказка о золотом петушке» как трагикомическое осмысление алогизма жизни. Власть без силы и воли (Дадон), красота без добра (Шемаханская царица), всезнание, лишенное бескорыстия (Звездочет). Чередование мотивов чуда и страха в композиции сказки. Сложность отношения поэта к героям сказки. Привлечение черновых вариантов текста для прояснения авторской позиции. Сказка Пушкина и опера Римского-Корсакова, сводящая смысл «Золотого петушка» к сатирическому гротеску. Дискуссия в классе на тему: «Какой „добрым молодцам урок“ содержит сказка?»
Теория литературы. Понятие о повести. Понятие о романе.
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».
Литературное творчество. Дневник литературного героя.
М. Ю. Лермонтов. «Тучи», «Три пальмы», «Мцыри» — 4 ч.
Чтение статьи в учебнике «М. Ю. Лермонтов на Кавказе» и ответ на вопрос: «Почему Лермонтов страстно любил Кавказ?» Рассматривание картин и акварелей Лермонтова с видами Кавказа, автопортрета поэта на фоне Кавказских гор. Соревнование в выразительном чтении стихотворения в прозе «Синие горы Кавказа!».
История создания стихотворения «Тучи». Смена образов и чувств в стихотворении. Причины изменения отношения поэта к тучам от начала к концу стихотворения. Размышления о человеке и природе в этом стихотворении и балладе «Три пальмы».
Анализ стихотворения по вопросам, предложенным в учебнике. Рисование иллюстраций к стихотворению. Мир природы и война людей в стихотворении «Валерик».
Поэма «Мцыри» в оценке современников. Смысл человеческой жизни для Мцыри и монаха. Эпиграф и сюжет поэмы. Препятствия на пути Мцыри к родине. Выделение эпизодов для иллюстрирования поэмы и оценка иллюстраций Ф. Константинова и И. Глазунова.
Оправдание композиции поэмы, где основная часть отведена исповеди Мцыри. Разрешение проблемных вопросов: «Почему Мцыри так страстно хотел увидеть родину и не смог ее обрести? Напрасен ли был побег Мцыри?»
Чтение учениками наизусть отрывков поэмы, которые им нравятся особенно и определяют в их глазах смысл произведения, характер героя. Составление плана статьи в учебнике «Баллада и поэма».
Теория литературы. Понятие о поэме. Понятие о спондее и пиррихии.
Внеклассное чтение. К. Паустовский. «Разливы рек»; Ю. Казаков. «Звон брегета».
Литературное творчество. Сочинение-исповедь.
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» — 4 ч.
Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прослушивание народных песен, перемежающееся выразительным чтением эпизодов повести: описание степи, пляска запорожцев, образ пира, описание гибели казаков в бою, финал повести. Повторение сведений о былине (время и условия появления, образы героев, приемы повествования).
Запорожская Сечь в повести — прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Суровые обычаи и разгул вольницы, жестокие законы Сечи.
Размышление над вопросом: «Законы Сечи — проявление жестокости людей или необходимость времени?» Запорожцы в отношении к товарищам и людям другой веры.
Патриархальность сознания казачества. Единоверие, патриотизм, честь и товарищество — основные идеалы запорожцев. Разработка сценарного плана эпизода «Въезд Тараса с сыновьями в Сечь».
Сравнение запорожцев в повести Гоголя и на картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Анализ эпизода выборов кошевого. Изображение сражающихся и гибнущих запорожцев в сопоставлении с описанием поединков героев в народном эпосе.
Тарас и его сыновья. Прошлое Тараса Бульбы, его характер, отношение к семье, требования к сыновьям, жизненные идеалы. Остап и Андрий. Сочинение «Детские забавы и игры Остапа и Андрия». Портреты героев.
Размышления и наблюдения учащихся: почему автор в I—III частях дает только общий портрет братьев, не разделяя их восприятия Сечи и отношения к ним запорожцев?
Сравнительная характеристика братьев: сходство и различие их натур. Прямодушие, суровость, верность товариществу Остапа и жажда подвига и красоты, безумная смелость Андрия. Устное словесное рисование: Остап и Андрий в бурсе, в Сечи, в бою.
Ответ на вопрос: «Почему Тарас, наблюдая за сыновьями в их первой битве, отдает предпочтение Остапу?»
Образ Андрия. Индивидуальность Андрия, тонкая организация его духовного мира, выделенность из общей массы. Его противопоставление образу Остапа и миру Сечи и единство с этим миром в дерзости поступков и силе страсти.
Трагизм индивидуального выбора и обретения человечности. Конфликт между патриархальным и индивидуальным сознанием и его трагическое разрешение в повести Гоголя. Осада Дубно. Причины, заставившие Андрия пойти в осажденный город.
Аналитическое чтение VI главы повести: Андрий и татарка в костеле, на улицах осажденного города, в доме ковенского воеводы. Составление киносценария «Андрий в умирающем городе», подбор музыкального сопровождения.
Подготовленное чтение по ролям (или прослушивание грамзаписи) сцены встречи Андрия с панночкой. Отношение учащихся к поступкам Андрия.
Три смерти в повести Гоголя. Сопоставление сцены смерти Андрия в двух редакциях повести. Изменение авторского отношения к героям. Узнавание по жестам и мимике героев чувств, испытываемых отцом и сыном.
Анализ сцены казни Остапа. Дробное и стилистически изысканное описание польской толпы в контрасте с «торжественным и трагическим хоралом», прославляющим гибнущих в муках запорожцев. Муки отца и сына. Ответ на вопрос: «Можно ли смерть Остапа назвать подвигом?»
Смерть Тараса. Прослушивание отрывка «Смерть Тараса» в исполнении Р. Я. Плятта. Обсуждение интерпретации актером гоголевского текста. Последние мысли Тараса перед смертью. Величие Тараса как человека «строя народной вольницы». Изображение его варварской жестокости как «результата дикости эпохи» (Г. А. Гуковский).
Анализ иллюстраций к повести Е. Кибрика, Д. Шмаринова, П. Соколова. Идеализация свободы, героизма, битв за Отчизну в фольклорно ориентированной повести Гоголя. Смысл последних строк повести.
Итоговая письменная работа «Три смерти». Трансформация черт былинности. Выявление смысла соседства повестей в структуре сборника «Миргород».
Теория литературы. Композиция эпического произведения.
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Литературное творчество. Самостоятельный анализ иллюстраций к повестям Гоголя разных художников. Сочинение типа описания: «Запорожская Сечь» и др. Сочинение-рассуждение с использованием приема антитезы: «Остап и Андрий», «Три смерти».
П. Мериме. «Маттео Фальконе» — 1 ч.
П. Мериме как пропагандист русской литературы. Чтение учителем фрагментов статей Мериме о Пушкине, Гоголе, Тургеневе. Высокая оценка возможностей русского языка в передаче чувств и нюансов настроений героев.
Язык Мериме — язык действия. Чтение фрагментов «Хроники времен Карла IX». Дискуссия в классе: «Чем повествование „Хроники...“ отличается от романа А. Дюма „Три мушкетера“?»
Перекличка сюжетов произведений Пушкина «Цыганы» и Мериме «Кармен», Мериме «Маттео Фальконе» и Гоголя «Тарас Бульба». Обсуждение читательских впечатлений о новелле П. Мериме «Маттео Фальконе» по вопросам о восприятии произведения:
1. Какое отношение вызвали у вас Маттео и Фортунато, когда вы закончили читать новеллу?
2. Осуждает ли автор Маттео за убийство сына?
3. Нарисуйте словесно портрет Фортунато в момент, когда он указывает на копну, где прячется Джаннетто, и в момент, когда молит отца не убивать его. Как изменилось выражение лица Фортунато?
4. Почему «Фортунато, искоса поглядывавший на часы, походил на кота, которому подносят целого цыпленка»?
5. Прочитайте фрагмент текста:
«...корсиканский земледелец, не желая брать на себя труд унавоживать свое поле, выжигает часть леса: не его забота, если огонь распространится дальше, чем это нужно; что бы там ни было, он уверен, что получит хороший урожай на земле, удобренной золой сожженных деревьев».
О каких свойствах характера корсиканского земледельца говорит это замечание автора? Как эта деталь помогает понять характер главного героя?
6. Почему автор так подробно описывает маки?
7. Почему Фортунато предал Джаннетто?
8. Ожидали ли вы, что Маттео убьет сына?
Понятие о новелле — рассказе с неожиданной развязкой. Обсуждение вопроса: «Что неожиданно и что закономерно в новелле Мериме?» Дискуссия в классе: «В чем вы видите разницу поступков отцов и сыновей в повести Гоголя и новелле Мериме?» В результате дискуссии ученики приходят к выводу о том, что Андрий оказывается в стане поляков из-за неприятия жестоких законов Сечи и так как он тяготеет к иной культуре, а Фортунато — просто низкий, корыстный человек, который продается тому, кто дороже заплатит. Маттео не сожалеет о смерти сына, а Тарас переживает потерю как трагедию.
Обсуждение разности позиций авторов Гоголя и Мериме по отношению к их героям.
Теория литературы. Понятие о новелле.
Внеклассное чтение. Новеллы П. Мериме.
Литературное творчество. Сочинение новеллы «Отец сын».
И. С. Тургенев. «Бежин луг», стихотворения в прозе «Природа», «Путь к любви» — 3 ч.
Тургенев — певец поэтических начал природы и человека. Чтение в лицах стихотворения «Природа». Развертывание сюжета, подтверждающего или опровергающего афоризмы Тургенева в стихотворении «Путь к любви».
Стилистический анализ пейзажа, открывающего рассказ «Бежин луг». Пересказ «Наступление ночи и блуждания охотника». Два лица природы в рассказе. Составление плана рассказа и словесное рисование портретов героев.
Сопоставление рассказов Илюши о домовом, Кости — о русалочке и Павла — о затмении. Своеобразие характеров мальчиков. Выразительное чтение монтажа «Дети и ночь». Поэтичность душевного мира и суровость условий жизни крестьянских детей.
Отношение автора к героям рассказа. Судьба Павлуши как выражение сложных отношений человека и природы, не прощающей ему дерзости и бесстрашия.
Сопоставление характеров мальчиков с образами взрослых героев «Записок охотника».
Теория литературы. Понятие о стиле художественного произведения. Понятие о стихотворении в прозе.
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Записки охотника» («Хорь и Калиныч», «Певцы», «Ася»).
Литературное творчество. Эссе «Тайна природы и судьба человека». Сочинение «Прекрасные и грозные явления природы».
А. Н. Островский. «Снегурочка» — 4 ч.
Поэтическая красота русской природы и народных сказок в сознании драматурга. Островский в Щелыкове. Выяснение читательских впечатлений школьников о пьесе и размышление о том, почему при грустном финале сказка названа «весенней».
Развитие конфликта в пьесе. Спор Весны и Мороза в прологе о судьбе Снегурочки и царства берендеев. Противоборство «любви» и «сердечной остуды» в душе Снегурочки.
Сложность оценки драматургом каждого из начал (гибельность безграничной любви и холодная чистота одиночества). Привлекательность и странность людского мира для Снегурочки. Непохожесть Снегурочки на всех «баб и девок». Снегурочка и бобыли. Снегурочка и Лель. Снегурочка и Купава. Выбор Мизгиря.
Выразительное чтение диалогов героев. Мудрость царя берендеев: «На свете все живое должно любить». «Беспечные берендеи» и высокие законы жизни, провозглашенные царем: правда, совесть, свобода чувства.
Выбор эпитетов для характеристики персонажей пьесы. Обряды (Масленица, сватанье) и их разыгрывание в классе. Раскрытие связи народных песен, включенных в пьесу.
Отношение Островского к искусству («Без песен жизнь не в радость»). Всеобщая привязанность к Лелю. Прослушивание песен Леля, написанных Чайковским для первой постановки пьесы.
Диспут «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь и как Берендеево царство отнеслось к их гибели?». Сцена таяния Снегурочки в опере Римского-Корсакова в исполнении И. Масленниковой. Словесное рисование декораций к пьесе.
Теория литературы. Понятие о драме.
Внеклассное чтение. А. Н. Островский. «Свои люди — сочтемся».
Литературное творчество. Разработка мизансцен, выразительное чтение монологов и диалогов с мотивировкой интонаций.
Н. А. Некрасов. «Зеленый шум», «Железная дорога», «Тройка» — 2 ч.
Выявление отношения учеников к поэзии Некрасова по произведениям, изученным ранее («Крестьянские дети», «Забытая деревня»). Чтение воспоминаний о Некрасове его современников и попытка ответить на вопросы: «Почему „страдальческие песни“ (Ф. М. Достоевский) поэта не рождают уныния в читателях? Что восхищает Некрасова в русском народе и о чем скорбит поэт?» Судьба русской женщины в стихотворении «Тройка» (1846). Словесное рисование портретов героини в юности и старости. Размышление над причинами горестной судьбы русской женщины из народа. Сопоставление сюжета стихотворения и повести Пушкина «Станционный смотритель». Чтение стихотворения «Зеленый шум» (1862).
Подбор музыки и картин к стихотворению. Анализ текста по вопросам на все сферы читательского восприятия. Выразительное чтение стихотворения учениками.
Составление тезисов по статье учебника «Интонация поэтической речи». Анализ стихотворения «Железная дорога» (1864). Определение интонаций в речи героев и автора стихотворения. Размышление над вопросом: «Почему при горестной судьбе народа Некрасов верит в „широкую, ясную“ его дорогу?»
Конкурс чтецов по стихотворениям Некрасова.
Теория литературы. Интонация поэтической речи.
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Надрывается сердце от муки...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др.
Литературное творчество. Сочинение-рассуждение «Чему учит человека природа».
А. П. Чехов. «Смерть чиновника», «Тоска», «Свадьба» (водевиль) — 3 ч.
Гуманизм и беспощадная ирония над пошлостью как основа личности писателя. Осмеяние добровольного рабства чиновников в рассказе «Смерть чиновника». Смысл названия рассказа. Говорящая фамилия героя. Абсурдность и нелепость ситуации, несоизмеримость причины и следствия. Мнимость конфликта, показывающая беспредельность самоуничижения «маленького человека» (сопоставление с рассказом «Толстый и тонкий»). Дискуссия «Кто виноват в том, что чеховские герои утратили чувство собственного достоинства?» (с привлечением рассказов «Размазня», «Маска» и др.). Приемы снижения, превращающие трагедию в фарс. Написание сценария мультфильма по рассказу.
Гуманизм Чехова, его сочувствие обездоленным людям в рассказе «Тоска». Сочинение рассказа Ионы лошади. Поиск музыкальных фрагментов, выражающих состояние героя; создание музыкальной партитуры произведения. Образ глухого города. Иллюстрирование рассказа.
Жанр водевиля. Заочная экскурсия в провинциальный театр чеховской поры. Водевили Чехова. Изображение пошлости и мещанства в пьесе «Свадьба». Необычайная выразительность речевой характеристики героев; речь персонажей — главное средство их разоблачения в водевиле Чехова.
Выражение авторского отношения к героям. Портреты, грим, костюмы, описание манер действующих лиц. Инсценирование отрывков.
Теория литературы. Авторское отношение к героям в эпическом и драматическом произведениях. Понятие о водевиле.
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Размазня» и другие рассказы. Д. Хармс «Случаи».
Литературное творчество. Сочинение рассказа, смешного и грустного одновременно.
М. Горький. «Песня о Соколе», «Сказки об Италии» (для самостоятельного чтения) — 3 ч.
Странствия Горького по югу России и жизнь в Италии. «Песня о Соколе» — размышление над смыслом человеческой жизни. Красота и таинственность природы в обрамлении «Песни...». Море — символ бесконечности мира, бездонности жизни. Подбор музыки для пролога и финала «Песни...». Дерзость Сокола и благодушие Ужа. Композиция «Песни...». Уж в первой и во второй части. Выразительное чтение диалога Сокола и Ужа и обоснование читающими жестов героев. Монолог Ужа во второй части и песня волн. Сравнение героев «Песни...» с персонажами басен и размышление об особенностях притчи и басни как эпических жанров.
«Сказки об Италии» — попытка писателя разбудить «сонное царство» русской действительности и увлечь читателя осуществимостью подвига в обычной жизни. Уроки типа конкурсного представления сказок в драматизации и дискуссия «Самая невероятная и самая реальная из „Сказок об Италии“». Страстность и решительность народного характера («Мать изменника»), сила человеческого единства («Дети Пармы»), поэтизация Горьким труда («Симплонский туннель») и жизнелюбия («Нунча»). «Сказки...» Горького на фоне итальянской темы в русском искусстве (пейзажи С. Щедрина и поэзия А. Пушкина; Н. Гоголь и А. Иванов; А. Герцен и П. Чайковский; А. Блок, Н. Гумилев и русская живопись начала XX века). Традиции М. Горького в итальянском неореализме.
Теория литературы. Сюжет эпического произведения.
Внеклассное чтение. М. Горький. «Челкаш», «Старуха Изергиль»; Э.-Л. Войнич.«Овод».
Литературное творчество. Сочинение сказки, которую «придумала сама жизнь».
Александр Грин. «Алые паруса» (для чтения и обсуждения) — 1 ч.
А. Грин — писатель-романтик. Странность судьбы и произведений А. Грина. А. Грин глазами современников (фрагменты из воспоминаний М. Волошина). Грин — «писатель для взрослых юношеского возраста» (К. Чуковский).
Обсуждение читательских впечатлений учеников по вопросам на сферы восприятия. Дискуссия в классе: «Что привлекает и что смущает вас в феерии „Алые паруса“?»
Словесное рисование иллюстраций к произведению: «Ассоль и Лонгрен», «Грэй и его мать». Чем Лонгрен похож на капитана Грэя и Ассоль — на мать Грэя?
Изучение лексического значения слова «феерия». Разность значений слов «феерия» и «сказка». Обсуждение вопроса: «Чем мечтания Золушки отличаются от мечты Ассоль?» Дискуссия в классе: «Почему сбылась мечта Ассоль?»
Теория литературы. Лиризм эпического произведения.
Внеклассное чтение. Ч. Айтматов. «Белый пароход»; Ю. С. Рытхэу. «Когда уходят киты».
Литературное творчество. Сочинение на тему: «В чем смысл жизни человека?»
С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери» — 2 ч.
Сопоставление автобиографии С. Есенина с его лирикой, представленной чтением учеников, и размышление класса о событиях и меняющемся внутреннем мире поэта. Чтение отрывков из мемуаров о Есенине и сопоставление его фотопортретов с обликом поэта, возникающим из воспоминаний современников.
Любовь Есенина к деревенской Руси, природе и языку Родины и трагическое расхождение образа жизни и характера эпохи с душевными устремлениями поэта.
Выписывание учениками в ходе чтения стихотворений, открывающих биографию поэта, метафор, удививших и заинтересовавших семиклассников.
Сравнение стихотворения «Молитва матери» (1914) и «Письмо к матери» (1924). Размышление об образах матери и сына в том и другом стихотворении. Размышление над проблемным вопросом: «Почему в жизни, ставшей „тягостной бредью“, поэт надеется на возрождение?»
Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая...» по вопросам на все сферы восприятия, данным в учебнике. Чтение статьи учебника «Композиция лирического стихотворения» и самостоятельная попытка учеников поставить вопросы, проследить цепочку метафор и композицию стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...».
Теория литературы. Композиция лирического стихотворения.
Внеклассное чтение. С. Есенин. Стихотворения (по выбору учителя).
Литературное творчество. Сочинение письма к матери или описание осеннего пейзажа.
В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни» — 2 ч.
Маяковский — поэт, разговаривающий со светилами. Звезды и солнце в поэзии Маяковского. Быт и мироздание как враждебные полюса жизни. «Громада» фигуры поэта и его детская беззащитность в воспоминаниях современников. Портреты молодого Маяковского и прослушивание стихотворений в его исполнении. Сравнение авторского и актерского чтения. Стихотворение «Послушайте!» — крик отчаяния и надежды. Работа Маяковского над стихотворением «Необычайное приключение...». Сравнение редакций. Смена интонации в стихотворении и счастливое разрешение конфликта поэта с солнцем. Метафора как основа сюжета стихотворения. Фантастический сюжет и неологизмы. Яркость и динамизм образов. Родственность стиля Маяковского — художника и поэта. Стихотворение «О дряни» — обличение пошлости советских чиновников. Работа по вопросам на сферы восприятия:
1. Что вам показалось смешным в стихотворении, а что — страшным?
2. Почему автор обращается к теме «дряни»? Кого он называет «дрянью»?
3. Словесно нарисуйте портрет того, кто, «наскоро оперенье переменив», засел во всех учреждениях. Как он проявляет себя на работе?
4. Почему не выдержал Маркс «в рамочке алой»?
5. Как вы поняли высказывание Маркса: «Чтобы коммунизм канарейками не был побит!»?
6. Какие четыре голоса вы слышите в этом стихотворении и как они соотносятся друг с другом?
7. Как вы думаете, почему сегодня важно изучать это стихотворение, которое было написано более 85 лет назад?
Теория литературы. Поэтическое словотворчество.
Внеклассное чтение. В. Маяковский. «Люблю»; Е. Шварц. «Обыкновенное чудо».
Литературное творчество. Сочинение сказок или стихотворений на тему: «Обыкновенное чудо».
Н. М. Рубцов. «В горнице», «Ночь на родине», «Далекое», «В минуты музыки...», «Тихая моя родина...» — 1 ч.
Слово о поэте. Нерасторжимая связь человека и природы, человека и родины в стихотворениях Н. Рубцова. Память о прошлом и возвращение к детству и юности как основа нравственной жизни человека. Неприкаянность и странничество — черты нравственного облика лирического героя.
Россия глазами Н. Рубцова. Составление воображаемого пейзажа родины поэта, черты прошлого и настоящего в нем. Время жизни человека и вечность природы — наблюдения учащихся и размышления о судьбе поэта, как она «рисуется» в стихотворениях.
Изобразительность и музыкальность поэзии Н. Рубцова. Составление «партитуры чувств» одного из стихотворений по выбору учащихся (возможна работа в группах).
Теория литературы. Пейзаж в лирике.
Внеклассное чтение. Н. Рубцов. «Старая дорога», «Звезда полей», «Русский огонек» и другие стихотворения.
Литературное творчество. Сочинение стихотворения или лирического очерка «Моя родина».
В. М. Шукшин. «Мастер», «Крепкий мужик» — 2 ч.
Нелегкая судьба Шукшина. Стремление писателя рассказать правду о жизни, его бескомпромиссность и прямота. Размышления писателя над нравственными проблемами жизни, о совести и красоте.
Рассказ «Мастер». Праздник в понимании мастера Семки Рыся и Шукшина. Способность радовать других, радоваться и восхищаться красотой как важнейшее свойство нравственной природы человека.
Рассматривание фотографий русских храмов, выбор храма, похожего на талицкую церковь. Прослушивание колокольных звонов. Символическое значение образа храма. Мастер и духовные пастыри народа (священник и писатель). Мастер и власти. Мастер и народ.
Размышления учащихся над проблемой: «В чем причина одиночества Семки Рыся?» Наблюдение над стилем Шукшина, особенности использования сказочной стилистики в реалистическом рассказе. Семка Рысь и Левша — сравнительная характеристика. Особенности сказовой стилистики у Шукшина.
Сюжетно-тематическая, идейная и образная связь между рассказами «Мастер» и «Крепкий мужик». Причины поступка бригадира Шурыгина. Смысл названия рассказа.
Анализ сцены гибели церкви. Символический смысл сцены. Причины отчуждения Шурыгина, сравнение его положения с одиночеством Семки Рыся. Семка и Николай Шурыгин — два полюса русского национального характера.
Шукшин — мастер короткого рассказа. Особенности композиции, диалог, описание, язык, синтаксис.
Теория литературы. Понятие о рассказе.
Внеклассное чтение. В. Шукшин. «Обида», «Сапожки», «Микроскоп», «Чудик» и др.; Б. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей».
Литературное творчество. Сочинения на тему: «Русский национальный характер в изображении Шукшина», «Кто такие „чудики“?» и др.
Родина глазами русских поэтов: Г. Иванов. «Россия счастие. Россия свет»; Р. Гамзатов. «Журавли»; В. Высоцкий. «Песенка о Петровской Руси» («Купола»); Б. Окуджава. «Песенка об Арбате»; А. Галич. «Когда я вернусь»; А. Вознесенский. «Флорентийские факелы» — 3 ч.
Выразительное чтение самостоятельно подобранных стихотворений о Родине. Беседа по читательским впечатлениям и размышление над вопросом: «С чего начинается Родина для поэтов и с чего начинается она для вас?»
Противоречивость и неподдельность патриотического чувства в стихотворениях Г. Иванова «Россия счастие. Россия свет», В. Высоцкого «Песенка о Петровской Руси» («Купола»). Невозможность точного определения Родины и мучительный поиск ее «имени» в стихотворении Г. Иванова. Антонимичность эпитетов, характеризующих Родину, в стихотворении-песне В. Высоцкого.
Размышление над вопросом: «Есть ли названия у Родины?» Ориентация Г. Иванова на культуру новой России (Петербург, Пушкин) и В. Высоцкого на культуру и символику Древней Руси (Сирии, Гамаюн, Алконост) при общности чувства Родины. Сходство пространственного образа России в стихотворениях Иванова и Высоцкого. Сопоставление финальных строк двух стихотворений и читательская характеристика авторской позиции Г. Иванова и В. Высоцкого.
Перекличка мотивов и образов в стихотворениях Б. Окуджавы «Песенка об Арбате» и А. Галича «Когда я вернусь...». Открытые финалы стихотворений как выражение безграничности патриотического чувства. Течение жизни и «пристань» — Отечество.
А. Вознесенский. «Флорентийские факелы». Вознесенский — поэт эпохи «глобального мышления». Скорость перелетов и дерзость метафор. Америка и Италия глазами поэта. «Флорентийские факелы» — стихотворение о неотступности трагедий русской жизни в прекрасном сне искусства, подаренном Флоренцией.
Мотив юности и суда совести в стихотворении. Работа учащихся над оправданием ассоциативного ряда стихотворения и выделение ситуаций его сюжета.
Надежды и безнадежность любви к Родине. Сходство и различия поэтического выражения этого чувства. Размышление над вопросом: «В чем трагизм и светоносность патриотического чувства?»
Теория литературы. Тема, идея и сюжет лирического стихотворения.
Внеклассное чтение. А. Вознесенский. «Треугольная груша»; Е. Евтушенко. «Итальянская Италия».
Литературное творчество. Сочинения-эссе по теме: «Образы моей Родины», «Мои впечатления о городе...».
Заключительный урок по теории литературы — 1 ч.
Чтение фрагментов из эпоса, лирики, драмы и попытки учащихся определить род литературного произведения. Размышления учащихся о том, что притягательно и что трудно для них при чтении эпоса, лирики, драмы. Понятия эпоса, лирики, драмы как представления о сущности жизни и формы ее эстетического освоения. Разделение литературы по родам по степени откровенного присутствия писателя в произведении.
Лирика как исповедь сердца и осмысление внутреннего мира человека при безграничной свободе представлений об окружающем мире. Эпос как стремление осмыслить объективный мир и объяснить причины событий и тайны характеров людей. Соединение в драме событийной объективности эпоса и исповедальности лирики, дозволенной героям, но не автору, который в этом литературном роде наиболее скрыт от читателя.
Сравнение стихотворения А. С. Пушкина «Желание славы», повести «Выстрел» и трагедии «Моцарт и Сальери» как произведений о гордости и ее последствиях. Обязанности, которые возлагает каждый литературный род на читателя. Точность эмоционального резонанса и восстановление обстоятельств жизненного ряда при чтении лирики; соотнесение собственных и авторских оценок событий и героев при чтении эпоса; работа воображения, фиксирующая возможный облик героев и течение событий при чтении драмы. Беседа о том, какой литературный род для каждого ученика оказывается более близким в собственном творчестве.
Теория литературы. Обобщение изученного о литературных родах. .
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ УЧЕНИКОВ 7 КЛАССА
Ученик 7-го класса должен уметь:
• видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных эпох;
• различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
• видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
• объяснить чувства, возникающие при чтении лирических произведений, найдя аналог в собственном жизненном опыте;
• видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
• передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
• видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
• аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции — и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
• оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
• сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценить ее с точки зрения выражения авторской позиции;
• стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
• написать басню, стихотворение в прозе, письмо или дневник литературного героя, сочинение типа исповеди и проповеди. .
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКОВ
7 КЛАССА
I. Составление картотеки чтения.
1. На карточку запишите названия книг, прочитанных за последнее время (2—3 месяца), и имена их авторов. Книга, которая произвела самое сильное впечатление, выделяется. На обороте карточки пишется обоснование: чем именно заинтересовала книга?
2. Напишите сочинение на одну из тем: «Какими книгами я хотел бы пополнить свою библиотеку?», «Десять книг, которые я взял бы с собой на необитаемый остров», «Книга, которая заставила меня задуматься», «Книга, которую хочется перечитывать», «Книга, о которой я хотел бы поговорить в классе».
3. Определите автора, из произведения которого взят отрывок.
№ 1. Но самое замечательное в доме — были поющие двери. Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною, или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет; но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный, дребезжащий и вместе с тем стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно, наконец, слышалось: «Батюшки, я зябну!».
Н. В. Гоголь
«Старосветские помещики»
№ 2. Контр-адмирал поднял вверх свежевыбритый подбородок, внушительно кашлянул и вошел в зал... Тут его взорам представилась картина, способная смягчить и обратить в пепел даже камень. Посреди залы стоял большой стол, уставленный закусками и бутылками... За столом, на самом видном месте, сидел жених Любимский во фраке и белых перчатках. По его вспотевшему лицу плавала улыбка. Очевидно, его услаждали не столько предлежащие яства, сколько предвкушение брачных наслаждений. Около него сидела невеста с заплаканными глазами и с выражением крайней невинности на лице. Контр-адмирал сразу понял, что она добродетельна. Все остальные места были заняты гостями обоего пола.
А. П. Чехов
«Свадьба с генералом»
II. Прочтите стихотворение, составьте партитуру чувств для выразительного чтения и ответьте на вопросы.
Булат Окуджава
НОЧНОЙ РАЗГОВОР 1
— Мой конь притомился. Стоптались мои башмаки.
Куда же мне ехать? Скажите мне, будьте добры.
— Вдоль Красной реки, моя радость, вдоль Красной реки,
до Синей горы, моя радость, до Синей горы.
— А как мне проехать туда? Притомился мой конь.
Скажите, пожалуйста, как мне проехать туда?
— На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь,
Езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда.
— А где же тот ясный огонь? Почему не горит?
Сто лет подпираю я небо ночное плечом...
— Фонарщик был должен зажечь, да, наверное, спит,
Фонарщик-то спит, моя радость... А я ни при чем.
И снова он едет один без дороги во тьму.
Куда же он едет, ведь ночь подступила к глазам!..
— Ты что потерял, моя радость?— кричу я ему.
И он отвечает: — Ах, если б я знал это сам...
|
1. Горечь или надежду вызывает у вас это стихотворение?
2. Какими вы представляете себе собеседников? Устно опишите сцену их встречи.
3. Почему стихотворение построено как непрерывная цепь вопросов и ответов? В каком месте, как и почему изменяется структура стихотворения?
4. Кто ближе автору — путник или отвечающий на его вопросы? Почему вы так решили?
5. Как вы понимаете в этом стихотворении слова «ночь подступила к глазам»?
6. Что заставляет путника ехать «без дороги во тьму»? Что же, по-вашему, потерял герой?
7. Какие образы-символы есть в этом стихотворении? Каково их значение?
8. Как вы озаглавили бы это стихотворение?
III. Теоретико-литературные знания.
1. Определите жанр произведения. Какие черты лирики и эпоса вы в нем находите?
Н. Н. Асеев
СИНИЕ ГУСАРЫ
1
Раненым медведем
мороз дерет.
Санки по Фонтанке
летят вперед.
Полоз остер —
полосатит снег.
Чьи это там
голоса и смех?
«Руку
на сердце свое
положа,
я тебе скажу:
ты не тронь палаша!
Силе такой
становясь поперек,
ты б хоть других —
не себя —
поберег!»
2
Белыми копытами
лед колотя,
тени по Литейному —
дальше летят.
«Я тебе отвечу,
друг дорогой, —
гибель нестрашная
петле тугой!
Позорней и гибельней
в рабстве таком,
голову выбелив,
стать стариком.
Пора нам состукнуть
клинок о клинок:
в свободу —
сердце мое влюблено!»
3
Розовые губы,
витой чубук.
Синие гусары —
пытай судьбу!
Вот они,
не сгинув,
не умирав,
снова собираются
в номерах.
Скинуты ментики,
ночь глубока,
ну-ка — вспеньте-ка
полный бокал!
Нальем и осушим
и станем трезвей:
«За Южное братство,
за юных друзей!»
4
Глухие гитары,
высокая речь...
Кого им бояться
и что им беречь?
В них страсть закипает,
как в пене стакан:
впервые читаются
строфы «Цыган»...
Тени по Литейному
летят назад.
Брови из-под кивера
дворцам грозят.
Кончена беседа.
Гони коней!
Утро вечера —
мудреней.
5
Что ж это,
что ж это,
что ж это за песнь?!
Голову
на руки белые
свесь.
Тихие гитары,
стыньте, дрожа:
синие гусары
под снегом лежат!
1925 |
IV. Творческие работы.
1. Сочините монолог от имени литературного героя, чьи представления о смысле жизни наиболее близки вам.
2. Напишите рассказ «Случай в поезде», а потом сделайте из него сценку с репликами героев и ремарками.
1 Текст раздается учащимся без заглавия.
|