Первый, вводный урок
Уроки литературы сложны прежде всего тем, что каждое изучаемое произведение — это богатейший мир человеческих чувств, мыслей, отношений, характеров. В связи с этим первый, вводный урок литературы в начале учебного года приобретает необычайно важное значение. Действительно, не дав учащимся представления о специфике будущей работы, не познакомив с учебником, со структурой учебной книги, ее особенностями, мы не раскроем перед ребятами перспективу работы на целый год, а станем каждый раз открывать лишь одно «окошечко» новой темы. Знать, что такое литература, что такое учебник и что он содержит в себе, какие задачи стоят перед школьниками в этом году, — вот цель первого, вводного урока литературы.
На уроке подведем итоги того, что достигнуто каждым пятиклассником за четыре года обучения: что было прочитано, что оставило в их сердце и памяти важный след, что, к сожалению, «прошло мимо», не затронув глубоко и надолго внимания учащихся.
В то же время вводный урок — своеобразный праздник книги. Он проводится в классе или в библиотеке, специально подготовленных для этого: на доске — тема урока, на партах — учебник «Литература», 5 класс (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин), на стенде — книги, прочитанные школьниками летом, иллюстрации к произведениям, о которых хотели бы рассказать учащиеся. На доске — девиз урока «Чтение — вот лучшее учение» (А. С. Пушкин) и «Книга — ваш друг и учитель» или строки о чтении М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам», других писателей о книге, чтении, необходимости и важности книги для каждого образованного человека.
Урок начинается со вступительного слова учителя, которое, как и весь урок, подчинено общей цели — создать радостную, праздничную атмосферу встречи с новым предметом — литературой, с новыми книгами, произведениями, писателями; выяснить в процессе прослушивания пересказов прочитанного уровень читательской культуры пятиклассников, их интересы, навыки чтения и свободного пересказа; познакомить с новым учебником «Литература», начать подготовку к первой теме — «Славянские мифы».
Сложность задач обусловливает многообразие приемов работы на этом уроке: от вступительного слова учителя о литературе, целях и задачах первого урока к беседе о том, что прочитано пятиклассниками в начальной школе и что особенно запечатлелось в памяти, а от этой беседы к разговору о том, что прочитано летом (как называется рассказ, повесть, книга, пьеса, кто автор, о чем книга, кто герои, что можно сказать о них).
Учитель отметит наиболее удачные ответы, пересказы, рассказы о героях тех, кто четко формулирует мысль, помнит имена авторов, героев, может оценить прочитанное, объяснить поступки героев и т. д. В то же время замечает, что многие школьники не запомнили фамилии авторов, имена героев, не умеют четко формулировать ответы, не очень хорошо пересказывают, не обратили внимания на иллюстрации, перепутали время и место действия и т. д. Словом, читать по-настоящему — это не так просто.
Прочитать внимательно книгу, задуматься над тем, что хотел сказать автор, — это тоже труд, и немалый. На уроках литературы мы и будем учиться читать, учиться понимать смысл прочитанного — вот что важно услышать учащимся в итоге беседы.
Следующим этапом работы будет задание рассмотреть учебник, с которым учащимся предстоит работать, и поделиться своими наблюдениями (содержание, писатели, произведения, иллюстрации, вопросы и задания, авторы, редакторы, художники, цели и задачи заданий, словаря, иллюстраций и т. д.).
В 5 классе можно и нужно вести разговор о так называемых элементах книги (обложка, титульный лист, форзац, предисловие, послесловие, оглавление) и об их назначении, о библиотеках — домашней, школьной, районной, государственной, а в более подготовленных классах — о книжных каталогах, словарях и т. д.
Затем учитель подытоживает беседу, отмечает тех, кто увидел много структурных элементов и правильно объяснил их роль, назначение.
Далее учащиеся читают вводную статью учебника вслух. Она посвящена книге, ее значению в жизни любого человека. Важно, чтобы в чтении этой статьи участвовали несколько учащихся, которые сообщают сведения из этого текста. Они отвечают на вопросы учебника, составляют план статьи, объясняют слова А. С. Пушкина: «Чтение — вот лучшее учение». Дома школьники еще раз перечитывают статью, осмысливают и готовятся к пересказу.
Предлагаем познакомиться с уроком по такой схеме.
Урок проводила Елена Владимировна Ключникова. Класс выглядит празднично (цветы, на доске слова: «Книга — твой друг!», выставка книг, рисунки учащихся к прочитанным книгам, иллюстрации к произведениям, прочитанным школьниками летом, учебник «Литература», 5 класс). Учительница начинает урок с краткого вступительного слова: «Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы его назовем первым, вводным, т. е. самый первый урок по новому для вас предмету — литературе. Почему же он называется вводным? Что такое литература?» Школьники отвечают, учительница уточняет их ответы.
Затем школьники вспоминают, что было прочитано в начальной школе, как назывались прочитанные произведения, кто их автор, о чем они рассказывали, кто их герои, чем они интересны...
«Как вы думаете, где мы можем встретиться с писателями и их произведениями? (В библиотеках, в магазинах, где продаются книги.) Какие бывают библиотеки? (Домашние, школьные, районные, городские, государственные — из ответов учащихся.) Верно, именно в библиотеках мы можем выбрать книги, которые нам хочется прочитать, именно в библиотеках книги „заговорят“ с нами. Итак, вы вспомнили прочитанное в начальной школе, но после начальной школы у вас были каникулы, очевидно, летом вы тоже что-то читали. Что? О чем были эти книги? Кто их герои? Кто их авторы? Что вас особенно заинтересовало?»
Пятиклассники называют книги Мамина-Сибиряка, произведения В. Жуковского, Л. Толстого, стихотворения М. Лермонтова, А. Барто и др.
Следующим этапом работы на уроке было чтение стихотворений, сказывание сказок, пересказ фрагментов из прочитанных произведений. Далее Елена Владимировна предлагает провести викторину, вопросы к которой заранее готовили, чтобы посмотреть, кто больше читал летом и кто лучше сформулирует ответ. Приведем примеры некоторых вопросов:
— Героев какой сказки я сейчас назову? (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Марья Моревна.)
— Куда собирались убежать герои рассказа А. П. Чехова «Мальчики»?
— Вспомните и назовите поэтов XIX века, стихи которых вы читали.
— Сказка какого писателя рассказывает о Рукодельнице и Ленивице?
— Из какой басни строка: «Вертит очками так и сяк...»? И т. д.
Следующий этап работы, предложенный учителем, — вспомнить пословицы, посвященные книге и чтению. Школьники называют много пословиц и поговорок, например: «Книги — мост в мир знаний», «С книгой поведешься — ума наберешься», «Кто много читает, тот много знает», «С книгой жить — век не тужить», «Ученье — свет, а неученье — тьма» и многие другие.
Далее школьники рассматривают учебник «Литература» (автор В. Я. Коровина и др.) самостоятельно, затем включаются в беседу. (Кто авторы учебника? Какие художники оформляли книгу? Кто был редактором и какова его роль в создании книги? Какие разделы есть в учебнике? Для какой цели помещен краткий словарь литературоведческих терминов? Какую роль играют сноски? Для чего предназначены статьи, помещенные после изучаемых произведений? Какова роль вопросов и заданий? Чему они помогают? Что такое форзац и как он связан с содержанием книги?)
Наблюдения учащихся всегда интересны, часто неожиданны. Именно это и отмечает учительница: «Все вы были очень внимательны, мне кажется, что большинство из вас достаточно подготовлены к новому курсу. Прочитаем вступительную статью и поразмышляем над ее содержанием».
Записанные нами высказывания, пересказы, рассказы учащихся на ypoках, проведенных Е. В. Ключниковой и Т. И. Максимовой, говорят о том, что летом ребята прочитали много книг. Вот фрагменты рассказов: «Моей любимой книгой является сказка «Гордячка». В это лето я опять ее перечитывала. В ней рассказывается о волшебных приключениях. Много испытаний выпало на ее долю, но всему виной была ее гордыня...»; «Я читал книгу Льва Кассиля „Черемыш, брат героя“. В ней рассказывается о мальчике, который остался без родителей. Он хотел иметь брата и стал выдавать за него героя...»
На следующем уроке пятиклассники пересказывают первую статью учебника, отвечают на вопросы учителя и начинают новую тему — «Славянские мифы».
СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ
Тема эта невелика по объему, но не совсем проста, так как славянские мифы не сохранились. О них можно судить по небольшим текстам, которые использованы писателями. Мифологический словарь утверждает, что «славянская мифология — это совокупность мифологических представлений древних славян времени их единства (до конца 1-го тыс. н. э.)». Итак, мифологические славянские тексты не сохранились, но возможна «реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников» (поучений, хроник, летописей, сочинений византийских писателей, географических описаний отдельных мотивов, персонажей, предметов).
Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней. Высший уровень характеризуется обобщенным типом функций богов. К нему относятся два праславянских божества — Перун и Велес, другие боги — Сварог, Дажьбог.
К более низкому уровню относят божества, связанные с хозяйственными циклами, — Род, Гур. Другие уровни характеризуются наибольшей абстрагированностью — Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.
С началом славянской мифологии связываются и герои (Кий, Щек, Хорив).
К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).
Человек, по мнению ученых, соотносится со всеми предыдущими уровнями. Синтезирующим все описанные отношения является Древо Мировое (райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня).
Мир описывается системой двоичных противопоставлений (доля-недоля, счастье-несчастье, чет-нечет, правый-левый, небо-земля, весна-зима, солнце-луна, белый-черный, близкий-дальний, старый-молодой). Появление христианства положило конец существованию славянской мифологии, разрушив высшие уровни (Перун стал отождествляться со святым Ильей, Велес — со святым Власием, Ярила — со святым Юрием, Георгием). Христианство усвоило в значительной степени старый мифологический словарь (бог, спас, святой, пророк, молитва, жертва, крест, обряд, чудо).
Школьникам можно сообщить эти сведения, но усвоить они должны лишь то, что дано в статье учебника, где приведен минимум сведений о славянских мифах. Поэтому после рассказа учителя школьники читают статью, определение мифа, отвечают на вопросы, слушают чтение мифа (его читает учитель или хорошо читающие пятиклассники). Важно к рассказу учителя, чтению статьи и текста мифа подготовить небольшие иллюстрации с помощью ксерокопий из книги «Мифы народов мира» (в двух томах). Эта книга поможет более подробно познакомиться с материалом по теме «Славянские мифы» (авторы В. В. Иванов, В. Н. Топоров).
В то же время в сильных классах или классах с углубленным изучением литературы можно ориентировать школьников на более подробный пересказ или рассказ о славянских мифах, в котором будут названы различные уровни славянской мифологии (высший, более низкий, низший, синтезирующий), двоичные противопоставления и т. д.
В некоторых классах пятиклассники подготавливали для такого урока таблицы, рисунки на основе иллюстраций из книги «Мифы народов мира», определение мифов на большом плакате и пр., а также готовили пересказы славянских мифов, легенд, преданий.
Хорошо проведенные вводный урок и два урока, посвященные славянским мифам, подготавливают учащихся к более глубокому пониманию произведений устного народного творчества.
Что знают школьники об устном народном творчестве? Каковы его жанры? Чем они интересны? Когда с ними знакомятся дети? Кто герои фольклора? Какие произведения устного народного творчества школьники могут вспомнить из раннего детства, из рассказов родителей, из собственного чтения и детских игр, из пройденного на уроках в начальной школе? И т. д.
Такая беседа воссоединит предыдущие уроки и статью, которой открывается в учебнике раздел устного народного творчества. Статья, составленная на основе работ В. П. Аникина, широко представляет малые жанры фольклора и перебрасывает «мостик» к народным сказкам.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Изучение произведений устного народного творчества требует от учителя тщательно разработанного цикла уроков, каждый из которых тесно связан с предыдущим и последующим уроками, а сам цикл уроков этого раздела как бы вырастает из первого, вводного урока, а продолжается и развивается в последующих разделах.
Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира. Народ шлифовал ранее созданные произведения, переделывал, дополнял, творил новые варианты одного и того же сюжета: сказки, пословицы, поговорки, загадки. При всей фантастичности многих сюжетов русский фольклор глубоко реалистичен (типические черты воина, крестьянина, русского характера и пр.).
Учащимся 5 классов важно проникнуться пафосом и поэтичностью устного народного творчества, овладеть умениями и навыками сказывать сказки.
Произведения устного народного творчества, созданные в расчете на устное произнесение, помогают воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной. Вместе с тем пословицы и поговорки демонстрируют сжатость и мудрость народной речи, что также полезно учесть при изучении этого раздела. Устное народное творчество — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания учащихся.
Эти знания закрепляются чтением статьи учебника об устном народном творчестве.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Среди многих жанров устной прозы (сказки, загадки, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических и патриотических идей, глубокой верой в победу добра и справедливости, в чудодейственную силу высокой нравственности и героического подвига.
Волшебные сказки, которые включены в программу 5 класса, прославляют героические подвиги, радостный, творческий труд, идеальное сочетание внутренней и внешней красоты героев.
«Царевна-лягушка»
Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична. Именно высокие художественные достоинства сделали ее излюбленным хрестоматийным текстом для школы.
Главные герои и сам сюжет сказки «Царевна-лягушка» помогают воспитывать детей, знакомить их с народными чаяниями и нравственными заветами.
Важно, чтобы учитель, приступая к изучению сказки «Царевна-лягушка», не настраивался на слишком легкий тон, что-де сказка проста, детям доступна, а потому все занятия в классе могут свестись к ее прочтению и пересказу. Уловить «общее движение сюжета, истолковать смысл необычайных ситуаций», осознать идею сказки и характер ее героев, «поучиться у народной сказки» «меткости речи», очароваться стихией волшебной сказки — все это войдет в задачи трех уроков, которые будут посвящены этой прекрасной сказке. Первый урок можно начать с небольшой беседы, в ходе которой школьники должны вспомнить о подвигах главных героев народных сказок: какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
Затем учащиеся выборочно пересказывают эпизоды сказок, в которых наиболее ярко проявляются характеры героев.
Подытожив беседу и оценив пересказы, учитель обращает внимание на то, что сказка «Царевна-лягушка» посвящена прославлению творческого труда. Вот почему начать рассказ о ней целесообразно словами М. Горького: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху — об этом говорят нам легенды... а также сказка о „ковре-самолете“. Мечтали об ускорении движения по земле — сказка о „сапогах-скороходах“... Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже „дворец“, то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой...»
Мысли, пронизывающие текст русской народной сказки «Царевна-лягушка» (не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам), также требуют знакомства с ними еще до чтения учителем текста самой сказки.
Рассказывая учащимся о том, что народная сказка «Царевна-лягушка», передаваясь из поколения в поколение, постоянно совершенствуясь, выдержала испытание временем, учитель может сообщить школьникам о различных вариантах этой сказки, которые сохранились до нашего времени.
После вступительного слова учитель может прочитать или рассказать сказку «Царевна-лягушка» близко к тексту. Первое чтение или пересказ учителя — это образец для учащихся. Вот почему важно, чтобы отчетливо прозвучали сказочный зачин (в неторопливом, напевном произнесении), повторы и концовка, описание мастерства Василисы Премудрой, все возрастающее восхищение Ивана-царевича и царя ее работой, описание трудного пути царевича в Кощеево царство и описание огромного Кощеева дуба.
Фронтальная беседа после прослушивания сказки выявит, насколько верно понят общий смысл ее, и настроит школьников на дальнейшую работу — освоение навыка на этот раз художественного пересказа отдельных фрагментов текста: кто из героев вам понравился более всего и почему? Подумайте и скажите, как надо рассказывать сказку, чтобы слушать ее было интересно. Как чаще всего начинаются и заканчиваются народные сказки?
От последних вопросов легко перейти к обучению художественному пересказу сказки, который потребует от учителя кропотливой работы: какой именно эпизод предстоит учащимся пересказать, что в нем сохранить без изменения, что передать своими словами, как построить диалог, как связать один эпизод с предыдущим, как определить, какова его главная мысль и что в нем самое важное.
Пятиклассникам трудно подготовить к пересказу всю сказку, поэтому начинать обучение целесообразнее на отдельных эпизодах, от произведения к произведению увеличивая объем отрывков.
Каждый школьник к следующему уроку готовит один-два эпизода для художественного пересказа. Практика показала, что такое задание облегчает работу учащихся и делает их пересказы более качественными.
Как же организовать обучение художественному пересказу? Можно заранее написать на доске заголовки фрагментов для пересказа, что и будет ориентиром в подготовке домашнего задания. Учитель открывает написанный на доске текст этого плана и отрабатывает с учащимися один-два эпизода:
1. Как сватались царевичи?
2. Первый приказ царя (испечь каравай хлеба).
3. Второй приказ царя (выткать ковер за одну ночь).
4. Третий приказ царя (приехать на пир).
5. Иван-царевич и «старый старичок».
6. Встреча Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
7. Иван-царевич и Баба-яга.
8. Чем закончилась сказка?
Как используется текст сказки |
Каким получается художественный пересказ |
Сохраняется привычный сказочный зачин. |
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. |
Остается диалог, только становится несколько короче. |
Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им:
— Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!
— За кого же нам, батюшка, посвататься? |
Целесообразно оставить характерные для сказки повторы при перечислении («пустил стрелу старший брат», «пустил стрелу средний брат»). |
Предложил им царь натянуть тугие луки, куда стрела упадет, там и свататься. Так и сделали братья. Пустил стрелу старший брат — подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу Иван-Царевич — подняла ее лягушка-квакушка. |
Подчеркивается мысль о том, как долго искал свою стрелу Иван-царевич по сравнению со своими братьями. |
Старшие братья свои стрелы сразу нашли, а Иван-царевич два дня ходил по лесам и горам, на третий день в топкое болото забрел. Смотрит — сидит лягушка-квакушка, его стрелу держит. |
Важно, чтобы прозвучала убедительная просьба царевны-лягушки: «Возьми — жалеть не будешь» — концовка эпизода. |
Хотел было бежать царевич, отступиться от своей находки, а лягушка говорит ему человечьим голосом: «Бери стрелу, Иван-царевич, а меня замуж возьми. Жалеть не будешь...» Подумал-подумал Иван-царевич, завернул ее в платочек, принес в свое царство-государство. |
Вместе с учителем школьники определяют, как лучше начать и закончить пересказ каждого фрагмента, где важно оставить диалог, пересказав его близко к тексту, в каком эпизоде сохранить и прочитать наизусть описание (например, описание работы Василисы Премудрой, описание Кощеева дуба) или сказочные формулы («Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать»).
Более подробно прослеживается эта работа на одной-двух сценах. Для примера можно привести начальный эпизод сказки, условно названный «Как сватались царевичи?».
Второй урок посвящается продолжению работы с текстом сказки. Максимально звучит на уроке сама сказка: в чтении учащихся, в их пересказах, в развернутых ответах на вопросы учителя, в беседе по картине В. Васнецова и иллюстрациям И. Билибина, в наблюдениях над художественными особенностями народной сказки.
Наблюдения над художественными особенностями сказки и словарная работа проводятся в процессе работы над текстом. Так, во время работы с первым эпизодом сказки можно спросить учащихся, что и как изменится, если вместо слов «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...» мы скажем: «В некотором царстве жил царь...» или «В государстве жил царь...» Что изменилось? Учащиеся говорят, что начало сказки стало менее интересным, менее загадочным, нарушился сам жанр сказки.
Продолжая работу с эпизодом «Как сватались царевичи?», учитель предлагает вспомнить, как долго искал свою стрелу Иван-царевич, как он вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать». Учитель продолжит, разовьет и дополнит ответы ребят. Действительно, внешний облик царевны-лягушки испугал царевича, что подтверждают его собственные слова: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют».
Но царевна-лягушка второй раз повторяет свою просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!» Эпизод необычайно выразителен и важен для дальнейшего осмысления сказки. Тут есть над чем подумать учащимся. Что же удержало царевича? Почему он не уходит? — Лягушка оказывается необыкновенной, она говорит человечьим голосом. Это изумляет и покоряет царевича.
Школьники читают текст по ролям или пересказывают, вводя диалог, стараясь передать основные мысли фрагмента. Работа с текстом помогает школьникам ответить на вопрос: «Что мы можем сказать о царевне-лягушке и Иване-царевиче, прочитав первые эпизоды сказки?»
В работе над эпизодом «Первый приказ царя» возможны такие вопросы: какими словами встречает царевна-лягушка Ивана-царевича? Как правильно произнести их? («Что так запечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?») Какие черты характера царевны-лягушки проявились при этом?
Испытания, которым подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягушки. Царевна сразу догадывается, что царевич опечален, и старается успокоить его. Отметим, какой теплотой, заботой проникнуты ее слова, как задушевна ее речь: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее...»
Учащиеся во время такой беседы выясняют, что царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная («Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален...»; «Она успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу. В этом тоже народная мудрость: «Не забегай вперед!»; «Сначала сделай, а потом и говори...». Так и поступает Василиса Премудрая»).
Обратим внимание, что царевну называют премудрой тогда, когда рассказывают, как она трудится. Учащиеся при чтении и пересказе этого эпизода отмечают и реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта, и особый ритм, как бы сопровождающий эти трудовые процессы:
Взяла она частые решета,
Мелкие сита,
Просеяла муку пшеничную,
Замесила тесто белое,
Испекла каравай — рыхлый да мягкий. |
Учащиеся рассказывают о том, как выполнили жены старших братьев приказ царя. Обратим внимание, что сказка преувеличивает недостатки их работы, берется крайняя степень отрицательного (у одной подгорел, у другой сырой). С какой целью вводится это преувеличение? Школьники сумеют сделать вывод, что этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя: «Вот этот каравай только в большие праздники есть!»
Пересказ третьего эпизода еще более интересен для сопоставительной работы.
Вспомним, что хотел узнать царь («Царь хотел узнать, как умеют жены рукодельничать. Он приказал, чтобы жены сыновей „своими руками“ выткали „к завтрему по ковру“»).
Чем же отличается труд Василисы Премудрой? Она ткет сама, жены других сыновей созывают мамушек, нянюшек и красных девушек. Мамушки и нянюшки ткут кто серебром, кто золотом, кто шелком. Сказка не рассказывает о том, чем ткет Василиса Премудрая, но все оживает под руками искусной мастерицы. При описании ее работы снова изменяется ритм. Учащиеся даже на слух определяют, что эти строчки звучат как стихотворение. Текст этот можно написать заранее на доске и поработать над выразительным чтением отрывка, чтобы дети почувствовали его особый ритм:
Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет.
Где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут.
Где кольнет третий —
птицы летят. |
Вспомним эпизоды, в которых рассказывается, как постепенно возрастает восхищение царевича работой Василисы Премудрой. Если в первом случае хлеб был такой, какого он «никогда не видывал», и царевич «диву дался», то во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.
Как бы апофеозом мудрости и красоты царевны-лягушки является ее появление на царском пиру. По мановению ее руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают. Искусство царевны-лягушки становится необычайным, волшебным. Красота Василисы Премудрой открылась всем.
К этому времени школьникам легко будет ответить на вопрос учебника: «В чем истинная красота Василисы Премудрой?»
Работу над художественным пересказом эпизода «Пир» целесообразно совместить с рассматриванием репродукции картины В. Васнецова и иллюстрации И. Билибина.
Картина В. Васнецова создает обобщенный образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим. Здесь возможны разные виды работ:
1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).
2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?
После этого школьники объясняют, почему так торопится Иван-царевич сжечь лягушечью кожу царевны. Царевна опечалилась, но она не бранит Ивана-царевича, а лишь горестно упрекает его и одновременно помогает советом.
Последний раз звучат слова Василисы Премудрой в самом конце сказки: «Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду».
Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая? Чем удивляет и покоряет она всех? Эти вопросы прозвучат в беседе с учащимися и подведут их к соответствующим выводам о цельности характера Василисы Премудрой, прекрасной, сердечной, скромной, умной, терпеливой, заботливой, трудолюбивой и доброй.
Какой представляют себе Василису Премудрую учащиеся 5 класса? Класс слушает рассказы и оценивает их.
Василиса Премудрая, которой, по словам Горького, свойственны величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, сосредоточила в себе лучшие черты русского народного характера.
Чтобы подытожить работу, можно использовать вопросы: что приказывал царь своим невесткам? Что он узнал о них? За что Василису назвали Премудрой? В чем была истинная красота Василисы Премудрой?
К следующему уроку школьники готовят выразительное чтение в лицах (эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой).
На третьем уроке завершается работа над сказкой «Царевна-лягушка». Урок начинается беседой («Что было после того, как Иван-царевич сжег лягушечью кожу?»), в которой педагог идет от выводов учащихся о характере Василисы Премудрой к вопросу: «Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?» Если некоторые учащиеся будут говорить о том, что едва ли можно считать его достойным («Ведь он сжег лягушечью кожу»; «Он хотел сначала бежать, отступить»), беседа пойдет еще живее и непосредственнее, потому что другие школьники обязательно будут убеждать своих товарищей, что царевич искупает свою вину. При этом ребята вспоминают путь Ивана-царевича, рассказывают о нем.
После царского пира — кульминационного эпизода сказки, когда Иван-царевич сжигает лягушечью кожу, наступает резкий поворот в сюжете: действие убыстряется, сказка приобретает более динамичный характер. Иван-царевич волею обстоятельств вынужден принимать самостоятельные решения и самостоятельно действовать.
Сразу ли он решает идти на поиски царевны? Вспомним текст: «Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую». Учащиеся, пересказывая этот эпизод, отмечают, что царевич не раздумывает ни минуты, он принимает решение идти на поиски сразу после исчезновения царевны.
Читая по ролям эпизод встречи со старичком, учащиеся соглашаются, что царевич поторопился сжечь кожу, не оценил мудрость царевны-лягушки и за это наказан. Об этом говорит и старичок, хотя он и помогает Ивану-царевичу в его дальнейшем нелегком пути. Читая в лицах или пересказывая эпизоды встреч Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой, школьники отвечают на вопросы: «Почему он хотел убить их?» («Он был очень голоден»); «Как он об этом говорит?»
Путь Ивана-царевича кончается у Кощеева дуба, описание которого необычайно интересно. Чтобы помочь школьникам понять значение этого описания, учитель ставит вспомогательный вопрос: «Была ли необходима помощь царевичу?» Здесь можно предложить прочитать наизусть описание дуба. Вопрос «Почему так важно подробное описание Кощеева дуба?» дает пищу для новых размышлений учащимся («Подробное описание дуба нужно, чтобы показать, как трудно было победить Ивану-царевичу»; «Если бы дуб Кощеев не такой страшный был, то зверей не надо было бы звать...»).
Итак, в характере царевича мы отмечаем смелость. Он снискал уважение к себе тем, что справедлив, добр, борется против Кощея, которого боится даже Баба-яга, называя его злодеем.
Учащимся Иван-царевич нравится. И о нем у них складывается свое представление, которое они высказывают в рассказах.
Общие вопросы закрепляют знания, выясняют впечатления от прочитанного: «Нравится ли вам сказка? Чему учит сказка „Царевна-лягушка“?» Пусть робкие, не всегда сформулированные до конца, но самостоятельные суждения должны прозвучать перед заключительным словом учителя о сказке.
В качестве примера другого варианта сказки может быть прослушивание грамзаписи в исполнении А. Зуевой. Кстати, к пластинке приложен сопроводительный текст в исполнении М. Бабановой.
Сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует.
Завершая работу над этой темой, полезно вызвать школьников на небольшие монологические рассказы о том, какие мечты народа отразились в сказках, стали сейчас былью, действительностью.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка» — так зачаровывает слушателя и вводит его в свой мир прекрасная русская народная сказка. Передаваясь из уст в уста, сказки постоянно совершенствуются, достигают необычайной выразительности. В самом деле, народная сказка свидетельствует о кропотливом поиске совершенства содержания и формы, в ней нет случайных эпизодов и диалогов, описаний, без нужды затягивающих действие. Обратим внимание на то, что даже имя героя дается лишь в том случае, когда подчеркивается его особая роль.
Волшебные сказки, включенные в программу 5 класса, позволят учителю показать при их изучении самое характерное для русской народной сказки.
Учитель подготавливает школьников к восприятию волшебной героической сказки, воспевающей подвиги Ивана — крестьянского сына на Калиновом мосту.
После рассказывания или чтения сказки учителем выясняем, насколько интересной показалась школьникам вновь прочитанная сказка, верно ли поняты ими содержание и характеры героев, готовы ли школьники ответить на вопросы учителя. Например: «Понравились ли вам герои сказки? Кто больше всех? Почему? Как называют Ивана — крестьянского сына на протяжении всей сказки? Что общего в зачине и концовке сказки? В чем подвиг Ивана — крестьянского сына?»
При подготовке пересказов и выразительного чтения дома и на уроке учащиеся обратят внимание на особенности всей сказки.
Следующий урок начинается с пересказов учащихся. Школьники отвечают на вопросы, пересказывают, читают, выбирают из текста наиболее важное, составляют план. Пересказ иллюстрируется выразительным чтением эпизодов.
Параллельно ведется работа по вопросам и заданиям: «На какие части распадается сказка? Озаглавьте их. Подготовьтесь рассказать одну из них (по выбору); сохраните в пересказе особенности сказочного повествования (повторение близких по значению слов: жили-были, разорил, разграбил; предложения, похожие на стихотворные строки: „старший брат спит, во всю мочь храпит...“)».
Для такого пересказа с сохранением особенностей сказочного повествования можно предложить начало сказки до того момента, когда братья остановились в избушке на реке Смородине.
Выборочный пересказ «О подвигах Ивана — крестьянского сына» начинается со слов Ивана: «Ну, братцы, заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтобы чудо-юдо через Калиновый мост не пропустить...» Последние слова Ивана позволяют школьникам сделать вывод о том, что именно Иван больше других братьев понимает ответственность за безопасность своей земли.
Далее школьники выбирают и оценивают именно те фрагменты текста, которые свидетельствуют о героических поступках Ивана — крестьянского сына, превосходящего своего противника не только по физической силе и находчивости, стойкости и терпеливости, но главное — по силе духа, которую дает ему сознание правого, справедливого дела защиты родной земли.
Важно иметь в виду, что каждая часть сказки требует во время пересказа и беседы общего и детального ее рассмотрения.
Вопрос «Что заставило трех братьев покинуть родной дом?» и ответ учащихся, пересказ фрагмента сказки, связанного с ее началом, предполагают одновременное и дополнительное рассматривание деталей этого фрагмента. Чем объяснить, что по имени назван только Иванушка? Как описывается мирный крестьянский труд? («Не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали...») Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве-государстве? («Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить».) Обратим внимание учащихся, что братья, не раздумывая, решаются идти на бой и биться насмерть с врагом, что родители не стали «удерживать да отговаривать... Снарядили всех троих сыновей в путь-дорогу».
Рассказывая о том, как братья приехали в деревню, учащиеся верно замечают, что все увиденное братьями в деревне как бы укрепляет их решение, удваивает их силы. Решение братьев подкрепляется и словами старухи: «...за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал». После этого братья еще больше заторопились в путь-дорогу.
С самого начала, как уже было сказано, именно Иван относится к делу серьезнее других братьев, глубоко чувствуя ответственность перед родной землей. С момента начала первого боя с чудом-юдом автор-народ называет уже главного героя не Иванушкой и не Иваном, а Иваном — крестьянским сыном, как бы отдавая ему дань народного уважения. Школьники не всегда замечают эти будто бы небольшие изменения, учитель должен их подчеркнуть.
Отвечая на вопрос, почему каждый бой становился для Ивана все тяжелее и опаснее, пересказывая эпизоды каждого боя в отдельности, школьники сопоставят поведение чуда-юда и Ивана — крестьянского сына.
Учащиеся отмечают, что в отличие от чуда-юда Иван — крестьянский сын не хвалится и врага за похвальбу упрекает, серьезным и справедливым делом считает он бой, речь его пересыпана пословицами, поговорками, которые как бы объединяют его со всем народом, за который он пришел биться с чудом-юдом, врагом родной земли.
Анализируя текст по вопросу «Чем отличается третий бой от первых двух?», школьники должны представлять, с какой целью преувеличенно, гиперболически показываются опасности каждого нового боя и как возрастает сила духа, терпение, наблюдательность, смелость, стойкость главного героя.
«Нелегко было выиграть Ивану — крестьянскому сыну эти три боя, но он все-таки их выиграл, победил чудо-юдо поганое, — говорят школьники, — потому что он ведь пришел насмерть биться, чтобы добрых людей от чуда-юда избавить. Себя он не берег, о себе не думал, говорил: „...бей, руби, себя не береги“. Он боролся за справедливое дело». А вот ответ на вопрос «Каким предстает Иван — крестьянский сын в последних эпизодах сказки?»: «В последних эпизодах Иван — крестьянский сын не только смелый и мужественный, но и находчивый. Он перехитрил чудо-юдовых жен, целым и невредимым вместе с братьями возвратился домой поле пахать да пшеницу сеять...»
Помогая школьникам раскрыть характер Ивана — крестьянского сына, полезно использовать и такое задание: «Прочитайте пословицы „Вороне соколом не быть“; „Кто скоро помог, тот дважды помог“ и др. Какими пословицами мы можем воспользоваться, чтобы охарактеризовать Ивана — крестьянского сына, а какими — людей, похожих на его братьев?»
Беседа, как и сама сказка, идет на постоянном сопоставлении, вернее, противопоставлении слов и поведения Ивана и чуда-юда в бою и перед боем (скромность и хвастливость, доброта и жестокость, честность и коварство и т. д.), поведения Ивана и его братьев, их отношения ко всему окружающему. Сами качества при этом нигде не называются, до них читатель должен додуматься, заметить их. Главный герой терпелив, бьется с врагом насмерть, не говорит о победах до поры, сам урезонивает своего хвастливого противника. Его речь спокойна и полна человеческого достоинства, она изобилует похожими на пословицы краткими изречениями, делающими его речь сильнее и убедительнее и еще раз подчеркивающими его тесную связь с народом: «Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его».
Поступки главного героя и его противника легко сопоставляются в процессе проведения наблюдений над языком сказки, например:
Иванушка и его родственники: не ленились, трудились, пахали, засевали, затужили, загоревали, пойдем биться насмерть, вернулись, стали поле пахать... |
Чудо-юдо, чудо-юдовы жены и мать: собирается напасть, разорил, разграбил, вогнал в сыру землю, свистом оглушает, жжет, палит... |
Нетрудно заметить, насколько по-разному «звучат» сами действия героев. Даже в названиях действий чувствуется отрицательное отношение создателей сказки к противникам Ивана и уважительное, любовное — к Ивану — крестьянскому сыну.
В конце урока подводится итог всей работы. Обратим внимание и на вопросы: «Как вы думаете, почему Иван — крестьянский сын принял тяжесть всех трех боев на себя? Как удалось ему спасти жизнь своим братьям?» И т. д.
Школьники рассказывают о том, каким показался им Иван — крестьянский сын, как совмещаются фантастика, волшебство и реальное в сказке, почему сказку можно назвать волшебной и героической, какие особенности народной сказки заметили учащиеся.
Кроме того, нам представляется чрезвычайно важным выяснить, понимают ли школьники, кто помогает Ивану — крестьянскому сыну в бою, кто вдохновляет его на подвиги. Именно эту мысль как одну из важнейших полезно провести через все уроки, посвященные данной сказке. Обратим внимание учащихся, что трех братьев благословляют на ратные подвиги родители. Разоренные, разграбленные села и разговор со старухой наполняют сердца братьев горечью и желанием преградить чуду-юду путь на родную землю, кузнецы спасают братьев от мести змеи, т. е. герой на протяжении всего пути встречает поддержку, которая питает его мужество, вдохновляет на подвиги во имя родины. Иван действительно предстает сыном своего народа, крестьянским сыном, его частью и честью, его защитником. Отсюда его чудодейственная сила и несгибаемость.
Дома одни школьники знакомятся с новыми сказками, посвященными героической тематике, готовят краткий пересказ наиболее понравившейся, другие снова перечитают сказку, выборочно расскажут о подвигах Ивана — крестьянского сына, по возможности близко к тексту передав диалоги, не забыв пословицы, которые так часто встречались в речи Ивана — крестьянского сына, глубже проникаясь пафосом русской народной героической сказки.
Кроме бесед, пересказов, рассказов о герое, возможна работа с иллюстрациями — рисунками учащихся, с вариантами изучаемой сказки, организация конкурсных пересказов и выразительного чтения, направленных на осмысление патриотического смысла сказки.
Совершенствование речи учащихся при изучении народных сказок
На изучение народных сказок в 5 классе отводится более трех недель. Кроме того, народным сказкам посвящаются уроки развития устной и письменной речи, внеклассного чтения. В школах именно по народным сказкам часто устраиваются утренники, конкурсы. Словом, у школьников 5 класса есть возможность еще раз вернуться к их любимому жанру, вспомнить героев своих любимых сказок, поговорить об их необыкновенных приключениях, воспринять красоту и слаженность самих сказок.
Народные сказки с их неторопливым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, особенно важны для совершенствования устной речи школьника.
Проводя первую беседу о ранее прочитанных (в начальной школе или самостоятельно) народных сказках, учитель поймет, кто из школьников особенно любит и понимает поэзию народной сказки, умеет передать ее особенности даже в небольших высказываниях и пересказах.
Последующие уроки по этой теме — изучение двух сказок: «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка». Коснемся лишь некоторых видов работы, которые вводят учащихся в мир русской народной сказки и одновременно содействуют совершенствованию их мышления и речи.
После небольшой беседы о прочитанном учитель расскажет о произведениях устного народного творчества и в большей степени о народной сказке, как бы подытоживая изучение и вводя школьников в новую тему.
Этот рассказ учителя о народных сказках, их особенностях, сказителях важно насытить лексикой, характерной для народных сказок, может быть, сопроводить рассказ демонстрацией некоторых иллюстраций, показать, как звучат при хорошем пересказе зачины, концовки сказок. Именно это создает особый настрой для слушания, понимания и дальнейшего сказывания текстов народных сказок. Очень важно заранее тщательно подготовить чтение или рассказ учителем сказки, а часть этой работы поручить лучшим школьникам. Чтение вслух обогатит школьников наиболее верными интонациями, которые можно закрепить дополнительными вопросами после чтения:
— Расставьте ударения, прочитайте вслух начало сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали». Обратим внимание на ритм, слаженность, напевность:
В некотором царстве,
в некотором государстве...
Жили-были старик и старуха,
и было у них три сына...
Младшего звали Иванушка...
Жили они не ленились,
целый день трудились... |
— Сравните с началом сказки «Царевна-лягушка». Что общего и что различного в том, как они начинаются? «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич...»
Школьники замечают, что в обеих сказках есть такие слова: «В некотором царстве, в некотором государстве... И в той и в другой сказке говорится о третьем сыне, только он назван по имени — Иванушка, Иван-царевич... Однако в первой сказке это начато несколько длиннее, — говорят школьники. — В нем рассказывается еще о том, как трудились старик со старухой...» Потому показывается мирный труд, что дальше мир нарушается нападением чуда-юда... «И то и другое начало сказки надо читать напевно, протяжно...»
Обратим внимание школьников, что и на протяжении всей сказки мы все время будем чувствовать особый ритм, в некоторых случаях — рифму, которая поможет читать и сказывать эти сказки:
«Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить...»
Школьники пробуют пересказывать и читать отдельные фрагменты сказки под наблюдением учителя, составляют план, отрабатывают выразительное чтение и различные виды пересказов.
При обучении пересказам учащиеся особенно внимательны к отдельным словам и выражениям сказки: жили-были, не ленились, трудились, пахали, засевали, напасть, истребить, спалить, затужили, загоревали, утешают, не горюйте, биться насмерть, не тосковать, удерживать, отговаривать, снарядили, мечи булатные, котомки, хлеб-соль... В хорошо построенном пересказе школьники используют эти слова, столь важные для народной речи и для народной сказки, замечают, насколько емки и полны чувств эти простые русские слова, как верно передают они события, которые происходят с героями.
Целесообразно рассмотреть повнимательнее и построение диалогов, обратив внимание на чувство собственного достоинства героев и вместе с тем особой деликатности, проявляющейся в разговоре сыновей с родителями:
— Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: молод еще, чтоб на бой идти.
— Нет, — говорит Иван (подчеркнем, что там, где он принимает важное решение, его называют уже не Иванушкой, а Иваном), — не к лицу мне (что значит «не к лицу»?) дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!
То же мы можем наблюдать и в разговоре братьев со старухой, но вот иной диалог — с врагом. Как здесь держится Иван — крестьянский сын? Через речь героя мы можем сказать, что держится он смело, с достоинством, вместе с тем скромно. Какие слова говорят о его близости с народом? Похожи ли его ответы на пословицы? Чем?
В пушкинской «Сказке о мертвой царевне...» говорится о царевне так: «В миг по речи те спознали, Что царевну принимали...» Также по речи героев народных сказок можно многое сказать об их характере.
Сопоставим речь Ивана — крестьянского сына и обращения к нему во время боя чуда-юда. Прочитаем выразительно вслух в классе. Пусть школьники почувствуют разницу в речи героев, их поведении. Этот диалог можно включить и в выборочный, и в художественный пересказы учащихся.
Оценка таких пересказов и чтения будет коллективной. Пересказ по предварительно составленному в классе плану оценивается с учетом требования — насколько полно был сделан пересказ? Использованы ли важные для народной сказки слова и выражения, интонации? Описания типа «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — выезжает чудо-юдо девятиголовое...» коротки, но также важны для пересказа.
Организации речевой практики на основе прочитанных народных сказок помогут вопросы и задания, которые помещены после текстов сказок. Особое внимание обратим на задание по пересказам, связанное с пословицами:
Какими пословицами можно воспользоваться при характеристике Ивана —крестьянского сына?
Такого рода задания можно и продолжить, озаглавив той или иной пословицей отдельные фрагменты текста, отдельные эпизоды сказки, завершив свой рассказ одной из пословиц.
При изучении народной сказки «Царевна-лягушка» следует также обратить внимание на особый этикет разговора-диалога:
«Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
— Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
— За кого же нам, батюшка, посвататься?
— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь...»
Каким тоном надо произнести подчеркнутые слова, чтобы показать особую деликатность, вежливость, теплое отношение героев друг к другу?
При чтении отрабатывается особенность произнесения повторов с тем, чтобы в художественном или выборочном пересказах они прозвучали выразительно:
Пустил стрелу старший брат — упала она...
Пустил стрелу средний брат — упала она...
Пустил стрелу Иван-царевич — полетела она... |
Такие упражнения, в свою очередь, не могут не повлиять и на обычную разговорную речь учащихся. Особенно интересно проходит работа с учащимися, когда учитель добивается верного понимания того, как, с помощью каких слов, интонаций убеждает лягушка Ивана-царевича взять ее:
— Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж! (Что происходит с царевичем? Что он говорит? Чего он боится? Почему лягушке удается убедить царевича?)
— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь! (Как нужно произнести эту фразу? Что может скрываться за этими немудреными словами?)
Понаблюдаем за речью царевны-лягушки на протяжении всей сказки. О каких чертах характера рассказывает нам построение ее речи, слова, интонации?
— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
Сказка «Царевна-лягушка» вся пронизана каким-то особым светом и теплом высоконравственных взаимоотношений между главными героями. Это необычайно ясно выражено в диалогах, в том, насколько чутко героиня относится к настроению Ивана-царевича, как не торопится сообщать заранее о том, что будет сделано, но делает все лучше других невесток, а царевич и царь умеют оценить сделанное, по-настоящему похвалить за это царевну-лягушку.
Именно это важно и нужно показать детям, что будет служить и глубокому пониманию идеи сказки, и воспитательным моментом, и осознанию школьниками огромной значимости слова в тексте.
Выразительное чтение диалогов по ролям нравится школьникам, а при тщательном анализе и правильном понимании «уходят» ненужный пафос, ложные интонации и учитель добивается по-настоящему верного чтения, а затем хорошего художественного пересказа этой великолепной сказки.
Понаблюдаем, как меняются определения «слову» в повторном вопросе-обращении царевны-лягушки к Ивану-царевичу:
— Иль услышал от своего отца слово неласковое?
— Иль услышал от отца слово недоброе?
— О чем запечалился?
Удивление царевича выражается тоже целым набором синонимов, выражающих крайнее удивление, восхищение... И опять это свидетельствует и о том, что в самом деле необыкновенны изделия царевны-лягушки, но и о том, что Иван-царевич умеет ценить прекрасное, восхищаться им:
— Глянул царевич на каравай — диву дался: никогда таких не видывал!
— Глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
Интересны оценки и царя:
— Вот этот хлеб только в большие праздники есть!
— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!
Для закрепления лексики, которая была в сказках, целесообразна в конце изучения сказок и викторина, например:
— Кто из героев сказок приговаривал: «Утро вечера мудренее!»? Что он этим хотел сказать?
— Какими привычными для сегодняшнего дня словами можно заменить слова «кручиниться», «тужить» и какие чувства они обозначают?
— Как проявляется речевой этикет, деликатность 1 в речи положительных сказочных героев? Проследите и прочитайте примеры диалогов в текстах народных сказок.
— Какую кузницу закрыли на двенадцать железных дверей, на двенадцать кованых замков и зачем? Кто и от кого скрывался в ней?
— Прочитайте внимательно описание дуба: «Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни за сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл». Что примечательного в этом описании? Как назывался этот дуб? Что подчеркивается этим описанием? Герою какой сказки и с чьей помощью удалось добраться до кованого ларца, висящего на этом дубе?
— Какими словами показано удивление Ивана-царевича, когда он рассматривал то, что сделала царевна-лягушка по приказу царя?
— В чем проявилась высокая оценка царя сделанному царевной-лягушкой? Можем ли мы так сегодня оценить какую-то домашнюю работу наших близких?
Школьники устно дают описание портретов героев сказок, рассматривают иллюстрации И. Билибина и картину В. Васнецова, иллюстрации других художников к прочитанным сказкам, обсуждают, насколько совпадают их представления о внешнем облике героев с художественным изображением на картинах, иллюстрациях.
Пятиклассники с удовольствием читают, перечитывают, слушают и даже сочиняют сказки. Вот почему так важно иметь в виду цепочку — уроки литературы, развития речи, внеклассного чтения — внеклассные занятия, которые помогают закрепить интерес к сказке, углубить ее восприятие, развить на основе ее чтение, воображение и речь учащихся. Приведем небольшие выдержки из сказок, «сочиненных» и рассказанных устно и письменно учащимися Тамбовской и Воронежской областей:
Сказка о том, как Желудь стал Дубом
Висел на дубе Желудь и радовался:
— Вот какой я красивый! Рубашка на мне прочная — дождь не промочит. Шапка теплая — мороз не страшен. Так до лета на дереве перезимую...
Радовался, радовался, да вдруг налетел ветер и рванул ветку. Только и успел Желудь крикнуть: «Ай!..»
Полежал, полежал, пощупал шапку, потрогал бока — все на месте.
— Что же теперь делать буду? — запечалился Желудь. — От родного дерева вон куда улетел. Холодно... На дереве под листьями прятался, а тут...
Лежал Желудь печальный, невеселый. А ветер все рвал золотые листья и бросал их на мокрую землю.
— Теплее стало, — сказал Желудь и прикрылся листьями. Поворочался, улегся поудобнее да и заснул.
Шло время. Отшумели метели. Пригрело солнышко и зазвенели ручьи. Неудобно стало Желудю лежать на мокрой земле. Повертелся он и поднялся.
— Гляди-ко, листочки на деревьях выросли! — воскликнул он.
Попробовал перекатиться к дубу, но что-то держало его. Глянул вниз и ахнул...
— Да у меня ноги растут...
Хотел шапку поправить, а там тоже листочки выросли. И стал Желудь расти, расти и постепенно к лету стал маленьким Дубком...
Примерный план-схема
проведения работы по теме «Народное творчество на уроках литературы, на внеклассных занятиях, связанных с этими уроками»
Цель: проследить связь классной и внеклассной работы, целесообразность использования межпредметных связей.
Таблицу смотри здесь.
Многие рассказанные детьми сказки начинались так: «В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей, и было у них три сына... Один раз пошли они в лес погулять. Старший и средний пошли вперед, а младший — Иванушка — отстал от них и заблудился. Шел он, шел и нашел книгу... А книга была не простая, а волшебная. В ней написано, как найти свое счастье. Тогда Иван пришел домой, поклонился отцу в ноги и попросил благословить его искать счастье...»
Эти и другие сказки пятиклассников, разумеется, складываются иногда из того, что они прочитали, в них добавляется собственная фантазия учащихся, однако везде присутствуют сказочная интонация, напевность, повторы, зачины и концовки, т. е. особенности народных сказок в той или иной мере используются школьниками.
Особую роль для закрепления полученных знаний и умений в данном случае будут играть звукозаписи с чтением известных актеров, исполняющих сказки. Оценить красоту сказывания сказок профессиональными чтецами — вот одна из важнейших задач такой работы.
В заключение повторим, что русская народная сказка дает необычайно много для совершенствования и обогащения разговорной речи учащихся, если этой работе учитель уделит внимание на уроках литературы, развития речи, внеклассного чтения, в процессе внеклассной работы (конкурсы на лучшее сказывание сказок, выступления учащихся на занятиях кружка и на вечере сказок и т. д.).
Русские сказочники
Урок, проведенный Е. Е. Фроловой по теме «Русские сказочники». На уроках, посвященных русским сказителям, перед учителем стоит задача познакомить учащихся с известными русскими исполнителями произведений устного народного творчества, особенностями их творчества, показать детям некоторые приемы сказывания, вызвать у учеников интерес к исполнению фольклорных произведений.
Готовясь к уроку, учитель обращается и к ребятам, рассчитывая на сотрудничество. По просьбе учителя ребята приносят в класс книги с произведениями устного народного творчества, подбирают высказывания русских писателей о роли сказок в их жизни, вспоминают любимые сказки, необычные присказки, концовки, сказочные формулы, читают рассказ М. Горького «Вопленица».
Из принесенных учениками книг в классе организуется выставка изданий фольклорных произведений. С рассматривания этой выставки и вопросов к учащимся начинается урок:
— Кто из вас помнит свою первую сказку?
— Какая сказка была у вас тогда самой любимой и почему?
— Какую книжку принесли вы сегодня в класс? Почему именно эту? Что вы можете рассказать о ней, чтобы заинтересовать других?
Учитель. Мы знакомимся с произведениями устного народного творчества из таких замечательных книг. А как узнавали сказки наши далекие предки?
— Кто сочинил столь любимые нами сказки о Жар-птице, Царевне-лягушке, Василисе Прекрасной?
Отвечая на подобные вопросы, учащиеся рассказывают о своих любимых фольклорных произведениях, высказывают мысль о том, что фольклорные произведения веками передавались из поколения в поколение, из уст в уста; определить конкретного автора той или иной сказки невозможно: их сочинил народ.
Учитель приводит высказывание Ф. Господарева: «Сказки сочиняют морские цыганки, вроде русалок. Они в море сидят... и сказки сказывают... А люди, такие спецы, сидят на берегу и слухают и записывают... и спускают написанное по свету. Вот один читает, а другой слухает, а этот передает другому, а другой третьему...»
Детям предлагается оценить данное высказывание, подумать, верит ли сам сказитель в то, что рассказывает о происхождении народных сказок. Школьники, знакомые с пословицей «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», убеждены, что сказитель, говоря о том, откуда приходят сказки, рассказывает, по сути, еще одну — сказку о сказке и сам воспринимает это как правду. Убедить ребят в том, что народный сказитель часто воспринимает содержание сказки как правдивые события, помогают слова фольклориста, который, записывая в 50-е годы XX в. волшебные сказки, спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» — «И звери говорили? И мертвые воскресали?» — «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..» (Ю. Круглов).
Следующий вопрос, адресованный ученикам, звучит так:
— Как вы думаете, могла ли вера в то, что в сказке рассказывается о правдивых событиях, помочь сказителю в сказывании? Почему? Ребята догадываются, что наивная вера в то, что в сказке все правда, помогала сказителю «заворожить» слушателя, заставить и его на миг поверить в это, как бы пережить все самому. Подтверждением этой мысли могут служить отзывы русских писателей о своих первых встречах со сказкой в исполнении народных сказителей.
А. С. Пушкин писал в стихотворении «Сон»:
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы. |
М. Е. Салтыков-Щедрин в рассказе «Запутанное дело» вспоминал о том блаженном состоянии, которое «каждый из нас более или менее ощущал в детстве, слушая долгим зимним вечером бесконечно однообразные и, между тем, никогда не утомляющие, давным-давно переслушанные и, между тем, всегда новые, всегда возбуждающие судорожное любопытство рассказы старой няни о бабе-яге — костяной ноге, об избушке на курьих ножках...».
С. Т. Аксаков оставил воспоминания о ключнице Пелагее. «Ключница Пелагея, — писал он, — была в своем роде замечательная женщина... Пелагея, кроме досужества в домашнем обиходе, принесла с собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала несчетное множество».
Знакомя школьников с подобным материалом (а может быть, готовясь к уроку, и сами ученики нашли такой материал), учитель переходит к разговору об особой почетной профессии на Руси — профессии сказителя. Да, мастерство сказителя считалось профессией, представителей которой все уважали, ведь они приносили людям радость, без них жизнь была бы скучной, однообразной. На Русском Севере была традиция — брать исполнителя сказок, былин, песен в артель. Все работали, а сказитель рассказывал и пел. И за свою работу он получал равную со всеми плату. Исполнителей народных произведений хорошо знали, почитали. Собирается народ на мельницу, очередь выстраивается большая, все скучают. Большой удачей считалось встретить здесь мастера сказывать. Его пропускали без очереди, денег за помол не брали: его плата — интересный рассказ.
— А как вы представляете себе человека такой профессии? Нарисуйте словесный портрет сказителя или сказительницы. Ученики описывают сказочников: «Это, наверное, маленькая, сгорбленная старушка, в платочке. У нее морщинистое лицо и добрые глаза. Она говорит тихим голосом, на старинный манер»; «Я представляю себе настоящего сказителя седым древним стариком, с огромной бородой. Говорит он басом, нараспев».
Затем обращаемся к портретам подлинных сказителей. Сначала ребята просто рассматривают фотографии, пытаются «угадать», какие сказки мог рассказывать тот или иной исполнитель, в чем особенность его манеры исполнения. Такое «психологическое исследование» очень нравится детям. Вот несколько ответов: «М. Кривополенова, наверное, похожа была на няню Пушкина: очень добрую и ласковую. У нее необыкновенно живые, молодые глаза. Именно такой я представляла себе рассказчицу волшебных сказок»; «А. Королькова — сильная крестьянка-богатырша, с доброй улыбкой, простым широким лицом. Трудно сказать, какие сказки она рассказывала, но мне почему-то кажется, что она знала интересные волшебные сказки и хорошо пела народные песни»; «И. Ковалев еще довольно молодой человек. Он и на сказочника-то не похож. Простой крестьянин. Наверное, из его уст можно было услышать бытовую сказку, анекдот, смешную историю».
Далее учитель и ученики зачитывают небольшие фрагменты из учебного пособия «Фольклор и литература», рассказывающие об исполнителях произведений устного народного творчества («Рассказы о сказочниках»).
О том, что мастерское, искреннее исполнение никого не может оставить равнодушным, идет речь в рассказе М. Горького «Вопленица». К уроку по данной теме ребятам предлагалось прочитать рассказ. Сначала выясняем, кто выполнил это задание и как дети понимают смысл слова «вопленица». Затем необходимо прочитать рассказ вслух, даже если все учащиеся уже познакомились с текстом дома. Лучше, если произведение прозвучит в исполнении учителя или же специально подготовившегося ученика.
— Рассказ открывается описанием публики в зале. Зачем автор так подробно останавливается на этом? (Горький описывает публику, которая очень далека от всего народного, но даже эти «случайные» люди не могут остаться равнодушными к песням, исполненным Ориной Федосовой.)
— В чем секрет воздействия на слушателей бабушки Орины? (Она вкладывает всю свою душу в произведение, которое исполняет. Это влияет на людей, они открывают в себе то, что давно забыли: любовь к народной песне, способность сопереживать чужому горю.)
— Как бы вы сформулировали главную мысль, которую хотел донести до нас автор рассказа? (Именно то искусство, которое способно найти живой отклик у зрителя, слушателя, которое способно «открыть», расшевелить в человеке самое лучшее, самое светлое, является искусством настоящим.)
Подводим итоги: ученики говорят о том, что они узнали об исполнителях произведений устного народного творчества; как они понимают, в чем заключается подлинное мастерство сказителя.
Сказители любят начинать рассказ забавными присказками. Очень часто используются присказки-небылицы, например: «В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей». В сказках обычно используются традиционные обороты речи (постоянные сказочные формулы). Вспомните, какие фразы употребляются в сказках, если нужно сказать: «герой очень быстро растет, взрослеет»; «кто-то или что-то обладает необычной красотой»; «неизвестно, сколько времени герой пробыл в дороге»; «кто-то или что-то появился неожиданно»; «все закончилось счастливо».
Вспомните или найдите в русских народных сказках другие сказочные формулы.
Вам хорошо известны традиционные персонажи русских волшебных сказок: Баба-яга, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и др.). Вспомните, какими словами встречает Баба-яга Ивана-царевича. Что он ей отвечает? Как Иван-царевич разговаривает с избушкой на курьих ножках?
«Конец — делу венец», — гласит народная мудрость. Вслед за разговором о сказочных зачинах и присказках обращаем внимание на оригинальные концовки. («Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец»; «Вот и сказка вся, дальше сказывать нельзя»; «Вот тебе сказка, а мне кринка масла».)
Можно познакомить учащихся со сказочной композицией, свойственной всем фольклорным произведениям, относящимся к жанру волшебной сказки. Если ребята знакомились с традиционной сказочной композицией в предшествовавших классах, то они сами могут назвать элементы композиционной схемы, например:
1. Присказка:
— «На море, на океяне, на острове Буяне стоит дуб зеленый, под тем дубом стол золоченый, на столе бык печеный; садись кушай, мою сказку слушай...»
Зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве...»
2. Основная часть сказки:
— Жили-были...
— Вот однажды случилось...
— В путь-дорожку дальнюю...
— Долго ли, коротко ли он шел...
— За добро добром платят...
— Злодея одолеть...
— Пир на весь мир...
3. Концовка:
— «Стали они жить-поживать, добра наживать...»
— «Тут и сказке конец...»
Нельзя не упомянуть о том, что сказителям часто приходится при сказывании демонстрировать свои актерские способности: нужно «перевоплотиться» в хитрую лису, глупого медведя, жадную и злую мачеху, жестокого Кощея, милую и добрую Аленушку. Рассказчик часто использует элементы диалога при исполнении народного произведения. Именно диалог и его артистическое исполнение помогают передать особенности характеров персонажей. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михайло Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Широко используются в сказках гиперболы (нужно вспомнить, что это такое), сравнения, звукоподражания и т. п.
Делаем вывод о том, что подобные приемы позволяют интересно, ярко исполнить фольклорное произведение, но самое главное — увлеченность, искренний интерес к тому, о чем рассказываешь, творческая фантазия, без чего нельзя найти отклик в душе слушателя.
Теперь учащимся предстоит самим выступить в роли сказочников. Ребята получают карточки с текстами небольших, лучше всего бытовых сказок или сказок о животных («Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Война грибов», «Лиса и Журавль» и т. п.) и задание подготовить интересное рассказывание сказки, используя «секреты мастерства», о которых узнали на уроке.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА»
После уроков по фольклору и уроков развития речи, связанных с этой темой, школьники приступают к новой теме. Небольшая статья, посвященная древнерусской литературе, и рассказ учителя помогут им войти в мир древнерусской литературы или, вернее, приоткрыть ее первые страницы.
Школьники узнают, что лишь с принятием христианства возникла необходимость в широком распространении книг на Руси, что сначала все книги были исключительно переводными, приходящими в основном из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских писателей («Слово о Законе и Благодати» Илариона), а в середине XI в. — летопись (жанр, незнакомый другим странам). В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор исправляет, дополняет первые редакции летописи, которая получает название по своим первым строчкам — «Повесть временных лет». Рассказывая о жизни и деяниях князей, он везде высказывает мысль о необходимости мира, братолюбия. На протяжении существования древнерусской литературы до XVII в. включительно появлялись и различные жанры (летопись, повесть, «Слово», «Жития...»).
Слово «временных» означает минувших... Любовь к родине — основная мысль повести. Лейтмотив «Не погубите землю отцов своих и дедов» постоянно звучит в «Повести...». Первые рассказы «Повести...» похожи на легенды и предания (рассказ о Кие, Щеке и Хориве).
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» является частью «Повести временных лет».
Чтение, комментарий учителя и учащихся, пересказ, беседа о прочитанном — вот один из элементарных путей ознакомления с этим фрагментом об отроке-киевлянине и воеводе Претиче из «Повести временных лет» и изучения его.
Кроме того, чтобы содержание текста было лучше усвоено и понято пятиклассниками, можно предложить им составить цитатный план, например:
1. Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае.
2. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими.
3. Осадили печенеги город силою великой.
4. Стали тужить люди в городе, искать, кто бы мог перейти на ту сторону...
5. Один отрок вышел из города с уздечкой, чтобы подумали — коня ищет, свой.
6. Сообщил отрок дружине.
7. Пришел воевода по имени Претич. Печенеги подумали, что пришел князь, и сбежали из города.
8. Претич сказал, что за ним идет войско.
9. Претич и печенежский князь подали друг другу руки.
10. Послание киевлян Святославу.
11. Возвращение Святослава и установленный им мир с печенегами.
Хорошо, если с первых уроков школьники начнут составлять словарь трудных или устаревших слов:
отрок —
временных лет —
печенеги —
тужить —
Лыбеди — Лыбедь — речка, впадающая в Днепр
подступить —
отчина —
поле — степь к югу от Киева
Возможно провести наряду с комментированным чтением и чтение по ролям. Урок завершается словом учителя, подводящим итог работы.
При подведении итогов работы учителю важно еще раз повторить, что такое древнерусская литература, какие жанры для нее характерны, насколько хорошо школьники справились с заданиями — пересказать, составить план, провести словарную работу, т. е. составить словарь. Насколько верно поняли, в чем состояли подвиг отрока-киевлянина, хитрость воеводы Претича, в чем смысл рассказанного...
1 Коллективно смотрим и обсуждаем с помощью словаря значение слов «этикет», «деликатность».
|