ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА
А. П. Платонов
Неизвестный цветок
В 5 классе школьники читали небольшой, но удивительный рассказ Платонова «Никита». Впервые учащиеся столкнулись с особым миром платоновской фантастики, платоновского языка и ни на кого не похожих героев.
Дом, природа, солнце — все кажется главному герою Никите похожим на людей, добрых и сердитых.
Шестиклассники вспомнят этот рассказ, полный удивительных наблюдений мальчика, фантастических превращений неодушевленных предметов в добрых и злых людей.
Далее учитель дополнит знания учащихся о писателе, а школьники прочитают статью в учебнике о нем, после чего учитель познакомит учащихся с новым произведением Платонова, сказкой-былью «Неизвестный цветок», в котором, как и в предыдущем рассказе, переплетаются реальные и полуфантастические события, хотя последних в этом повествовании немного. Необычные и в то же время самые обычные герои (девочка и цветок) ведут разговор. Трогательна их встреча, а помощь одному неизвестному цветку обернулась целой полянкой цветущих растений. Доброта одной девочки отозвалась в сердцах целого отряда ребят... Теперь уже все они готовы помочь и помогают красоте, которая живет в цветке и в каждом из них.
Особое внимание обратим на язык писателя. Как он об этом рассказывает? Пусть школьники найдут эти особые платоновские выражения, объяснят их, а где это возможно, заменят эквивалентными, например: «приютилось оно в ямке», «долго томилось это семечко», «днем цветок сторожил ветер, а ночью рос», «он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть», «превозмогал свою боль от голода и усталости», «цветок, однако, не хотел жить печально», «А отчего ты на других непохожий?», «они хотели, чтобы на пустыре земля стала доброй...». Как понимают шестиклассники каждое из этих удивительных выражений писателя?
Научиться читать платоновские рассказы, видеть их красоту, полным сердцем воспринимать чувства, передаваемые автором, — вот основная задача обсуждения этого рассказа в классе. В том случае, если текст будет восприниматься с трудом, учителю необходимо самому прочитать его в классе и обсудить прочитанное с ребятами.
Обратим внимание, что цветок «на других непохожий». В чем эта непохожесть и почему автора занимает судьба таких людей, растений? Увидеть, оценить эту красоту может не каждый. Как разглядела его героиня рассказа? Как мы замечаем особенности этого цветка?
— А отчего ты на других непохожий?..
— Оттого, что мне трудно...
Школьники ответят на вопросы, предложенные в учебнике, попробуют передать свои впечатления от прочитанного и дать отзыв на рассказ.
Может быть, наиболее творческие учащиеся сами подготовят устный или письменный рассказ — сказку-быль на одну из школьных тем или на тему о каком-нибудь случае, который произошел с ними, используя лексику Платонова.
Завершается тема снова разговором о самом писателе, неординарности его таланта, трудной его судьбе. Он перенес лишения и часто сталкивался с несправедливостью, потому что он мастер-писатель «на других непохожий», как и герои его произведений.
Учащимся можно предложить познакомиться и с другими произведениями Платонова: Платонов А. П. Повести. Рассказы. Из писем. — Воронеж, 1982; Платонов Андрей. Течение времени. — М., 1971; Платонов Андрей. Государственный житель. — М., 1988 и др.
А. С. Грин
Алые паруса
Мысли и чувства романтической «сказки» Александра Грина «Алые паруса» созвучны восприятию мира подростками: они верят, что мечты сбываются, ждут чистых и трепетных чувств, с надеждой стоят на пороге серьезных человеческих взаимоотношений. Важно, чтобы чтение этой книги помогло сохранить веру в возможность гармонии жизни, укрепить сознание того, что добрые отношения между людьми, оказывается, можно созидать собственными поступками, а чудеса «делать своими руками».
Поэтому чтение и изучение феерии А. Грина в современной школе не должно быть социологизированным в рассуждения о богатых и бедных. Уроки обсуждения «Алых парусов» должны побудить школьников к размышлениям о добре и зле, о радости, которую дано познать человеку, когда он становится источником счастья для других. Это созвучно мировосприятию детей, находящихся на пороге ранней юности, поэтому уроки по «Алым парусам» призваны помочь юным читателям стремиться к высоким и светлым идеалам, вершина которых — любовь и вера в мечту, понимание того, что самое большое счастье — делать счастливыми окружающих.
Знакомство с фактами биографии А. Грина, которые есть в учебнике-хрестоматии, рассматривание портретов писателя учитель может предвосхитить чтением ярких страниц его произведений или фрагментов из «Алых парусов», вызывающих интерес к этой книге.
В классе могут быть прочитаны вслух три фрагмента, рисующие чудесную картину идущего корабля с алыми парусами. Первый — это рассказ Эгля из I главы «Предсказание», который слышит маленькая Ассоль, со слов «Не знаю, сколько пройдет лет, только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго...» до слов «...чтобы поздравить тебя с приездом». Второй — в финале IV главы «Накануне» со слов «Тем временем море, обведенное по горизонту золотой нитью, еще спало...» до слов «...уснула — по-настоящему, крепким, как молодой орех, сном, без заботы и сновидений». Это описание алых парусов в воображении Ассоль, которая любила встречать рассвет у моря, всматриваясь в его бесконечную даль и надеясь увидеть корабль своей мечты. Третий — развязка сюжета, когда Ассоль на самом деле увидела долгожданный корабль. Это финальная часть заключительной главы «Алый „Секрет» со слов «...но вдруг случайный переход взгляда с одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами» до слов «Я здесь, я здесь! Это я!».
После такого эмоционального начала урока рассказ о трудной жизни Грина создаст проблемную ситуацию, которая поможет поставить важные нравственные вопросы урока:
— Как, по мнению писателя, человек может преодолеть трудности жизни, пересилить обыденность безрадостного существования?
— Как в феерии Грина решается вопрос об истинной и ложной красоте? В каких еще произведениях русской литературы поставлена эта же проблема?
— Может ли человек быть счастливым, когда не получает, а отдает?
Поиск ответов на эти вопросы, решение их для самого себя составляют важнейшую нравственную сверхзадачу уроков по изучению «Алых парусов».
В центре первого урока — чтение и обсуждение главы, помещенной в учебнике. Деятельность на уроке должна быть направлена на мотивацию интереса к проблемам книги. Школьники должны удивиться необычности авторского разрешения конфликта произведения. Для этого их нужно вызвать на разговор о том, почему романтическая мечта помогла героям Грина победить жестокую реальность жизни.
В процессе чтения фрагментов I главы можно спросить учеников, что их удивило в произведении, что заставило задуматься. Несомненно, что юные читатели способны заметить необычность имен героев и географических названий, не характерных для русского писателя. Дискуссию на уроке может вызвать и обсуждение поступков Лонгрена, который не помог тонущему Меннерсу и не дал прикурить нищему. Подготовкой к рассказу о главной героине станет вопрос о том, как росла Ассоль, какие светлые и темные стороны жизни видела она еще в детстве, что помогало ей преодолевать невзгоды.
Вопросы и задания к I главе, предложенные в учебнике, можно обсудить во фронтальной беседе.
Шестиклассников должно привести к размышлениям обсуждение образов Лонгрена и Ассоль, выявление авторского отношения к ним, которое проявилось в деталях их портретов, описаниях их психологического состояния. Такая работа может быть организована в группах, где лидерами станут наиболее подготовленные ученики, а все остальные будут участвовать в решении сложных учебных задач в соответствии с уровнем своего литературного развития.
Для исследования текста могут быть предложены такие вопросы и задания:
Группа 1. Ассоль.
Выберите из текста I главы детали портрета Ассоль (нервное, доброе личико, забавно напевала матросские песни, взволнованный голосок, стиранное много раз ситцевое платье, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, с оттенком грустного вопроса глаза и т. п.). Как в нем проявилась душевная красота девочки и авторское отношение к ней?
Какие черты характера Ассоль мы видим в ее поступках (погоня за упущенной игрушечной яхтой, рассказ о волшебнике и др.)? Как отец отнесся к ее мечте об алых парусах? Сделайте вывод о внутреннем мире Ассоль.
Группа 2. Лонгрен.
Найдите слова и выражения, которыми автор изображает переживания Лонгрена после смерти жены. (Мертвея, Лонгрен наклонился; потупился и стал крутить ус; стал еще замкнутее и нелюдимее; стал работать; опрокидывал стакан водки; гостей он не выносил; не посещал никого; делал сам всю домашнюю работу; ничего не покупал в лавке Меннерса и др.)
Выберите слова, которыми описано состояние Лонгрена в эпизоде с тонущим Меннерсом. (Трубка задымила сильнее; не сказав ни одного слова; набрав воздуха и глубоко вздохнув; черную игрушку я сделал и др.)
Какова нравственная позиция Лонгрена? («Надо уметь любить, а этого-то они не могут». «Просил настоящую стоимость из-за нелюбви к торгу». «Не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали — нарядных и белых, вблизи — рваных и наглых».)
Как показано отношение Лонгрена к Ассоль? Подтвердите свои мысли примерами. Сделайте вывод о характере Лонгрена.
Группа 3. Жители Каперны.
Дайте характеристику Меннерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность? (Не бережет чистоты семейных отношений — требовал от Мери любви; груб — обратился к Лонгрену: «Что же ты стал как пень!»; трус — в сцене шторма рыдал от ужаса, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятиями; вызывал у Лонгрена только презрение.)
Какими изображены жители Каперны? (Редкий из них способен был помнить оскорбление более тяжкое, чем перенесенное Лонгреном, и горевать так сильно, как горевал он; им было отвратительно, непонятно, поражало их, что Лонгрен молчал; он поступил иначе, чем поступали они; рыбаки умолкали в его присутствии, отходя в сторону, как от зачумленного; Ассоль росла без подруг; дети гримасничали, высовывая языки, и др.) Какими словами выражается авторское осуждение жителей Каперны? (Окрики взрослых; характер страшного запрета; пересуды и кривотолки; истерический язык сплетни; швыряли грязью; ел человеческое мясо; делает фальшивые деньги и др.) Какими словами передает легенду об алых парусах прохожий нищий?
Сделайте вывод о нравственном облике мира, где живут Лонгрен и Ассоль.
Вывод урока. В корыстном, приземленном мире, где живут Ассоль и Лонгрен, жители разучились мечтать. Жестокие реалии жизни губят в человеческих душах романтические устремления, веру в любовь, ведут к непониманию. Только люди, верящие в свою мечту, способны противостоять трудностям обыденной жизни, сохранять в душе чистые и светлые чувства, утверждать вечные нравственные ценности.
Дома школьники прочитают «Алые паруса» полностью, ответят на вопросы ко всему произведению. Кроме того, можно поручить группам учащихся во время домашнего чтения сделать закладки и найти цитаты, которые помогут им охарактеризовать главных героев, сопоставить их и определить, как их изображает автор, например:
Группа 1. Происхождение, социальная принадлежность, воспитание,образование, занятия героев.
Группа 2. Смысл имени героя, его первое появление в произведении, портрет (чьими глазами он дается).
Группа 3. Пейзажи, связанные с душевным состоянием героев, их речь и поступки.
Группа 4. Сны героев и их воображаемые картины, оценка героев автором и другими персонажами.
Индивидуальное задание:
Подготовить инсценировку эпизода в трактире, распределив роли Грэя, Летики, Хина Меннерса и угольщика Филиппа.
Начать второй урок можно с чтения по ролям или инсценировки разговора в трактире, что поможет дать верные оценки главным героям книги. Итогом инсценировки станет ответ на вопрос, какими видели главных героев книги окружающие и какими они были на самом деле. Это поможет логически перейти к разговору о Грэе и сопоставить его образ с образом Ассоль.
Центром урока станет практическая работа. Школьники, обсуждая фрагменты текста, подобранные разными группами, запишут свои наблюдения в таблицу, включающую важные характеристики главных героев. Работа может быть начата в классе и закончена дома, но на уроке обязательно должны прозвучать нужные цитаты и оценки.
|
Ассоль |
Грэй |
1. Происхождение, социальная принадлежность |
Родилась в маленькой рыбачьей деревушке Каперне в бедной семье моряка, который рано овдовел |
Родился в огромном фамильном замке, принадлежал к старинному аристократическому роду. Но он «родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания» |
2. Воспитание |
До пяти месяцев воспитывалась матерью, затем соседкой; как только девочка научилась ходить, она воспитывалась отцом, который очень любил ее. Росла среди игрушечных корабликов, сделанных отцом, и его полуфантастических рассказов о морской жизни |
Мать прощала сыну все. Отец видел его редко. Артур «мог ездить на любой лошади, брать в замок любую собаку, рыться в библиотеке, бегать босиком и есть, что ему вздумается». Из замка удалили детей служащих, изолировав мальчика от «низкого общества» |
3. Образование, занятия |
Отец научил ее читать и писать, девочка помогала ему мастерить и носить в город игрушки для продажи. Она «любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила». Когда она шила, «маленькие руки работали прилежно и ловко» |
Читал «те книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана».
«Отделка щенка под капитана» состояла в том, что «в течение года он познакомился с навигацией, практикой, кораблестроением, морским правом, лоцией и бухгалтерией» |
4. Смысл имени |
Искаженное «Al sol» (исп.) — к солнцу |
Грэй — Grey (англ.) — серый. Важно, что это не имя, а фамилия героя, определяющая его родовую принадлежность |
5. Первое появление |
«Восьмимесячное существо» |
«На восьмом году жизни» |
6. Портрет. Чьими глазами он дается? |
Ассоль в детстве глазами Эгля: «стиранное много раз ситцевое платье», «худенькие загорелые ноги», «темные густые волосы», «с оттенком грустного вопроса глаза».
Ассоль в юности глазами автора: «тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками...».
«Прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ».
Спящая Ассоль глазами Грэя: «волосы сдвинулись в беспорядке; у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного выпуклого виска, полузакрытого темной прядью...» |
Грэй в детстве: нет портрета.
Грэй в 15 лет глазами капитана Гопа: юнга «с маленькими руками и внешностью переодетой девочки»; «обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатки, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами».
Грэй после года плавания на «Ансельме» (глазами автора): он «потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь».
Грэй глазами Ассоль: «совершенно такой» |
7. Пейзажи, рисующие состояние души |
Деревья, цветы, море, восход солнца, корабль с алыми парусами |
Шторм, разорванные облака, ветер, буря, костер, звезды |
8. Речь |
«Она говорит, как большая, но причудливый ее разговор». — Угольщик |
«Его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб». — Автор |
9. Поступки |
Выждав рассвет, высматривала корабль с алыми парусами; молилась, лепеча утром: «Здравствуй, Бог!» — а вечером: «Прощай, Бог!»; была уверена, что и собака могла бы заговорить, «не будь у нее тайных причин молчать»; здоровалась и разговаривала с деревьями, цветами и насекомыми; убедила угольщика, что и его корзина может «зацвести» |
На картине «вынул гвозди из окровавленных рук Христа»; плеснул «горячей жижей» на кисть руки, чтобы узнать, как больно Бетси; отдал все деньги из копилки девушке на свадьбу; в 15 лет тайно покинул дом, став юнгой; мастерски вязал «на рею парус»; купил 2000 метров алого шелка на паруса |
10. Сны, воображаемые картины |
Любимый сон: «цветущие деревья, тоска, очарование, песни и таинственные явления, из которых, проснувшись, она припоминала лишь сверканье синей воды...» |
В детстве, видя в библиотеке картину, где был изображен корабль в бурю, воображал себя капитаном; став им, уже не видел снов |
11. Оценка другими персонажами |
«Ты милая». — Лонгрен.
«Тронутая». «Не в себе». «Корабельная Ассоль». — Жители Каперны.
«Что, хороша?..». «Она еще не жена мне, но будет ею...» — Грэй. «Дивное художественное полотно».
Та, которую «лучшим грузом» я назову, лучшим призом «Секрета». — Летика |
«Победа на твоей стороне». — Капитан Гоп о Грэе-юнге.
«Во всем, что он утверждал как истину своей жизни, видела лишь игрушки, которыми забавляется ее мальчик». — Мать Грэя.
«Капитан дельный, но непохожий. Загвоздистый капитан». — Летика |
12. Авторская оценка |
«Очарование»; «живое стихотворение» |
«Он родился капитаном, хотел быть им и стал им».
Шел к цели со «стиснутыми зубами и побледневшим лицом».
Понял одну «нехитрую истину»: она в том, «чтобы делать так называемые чудеса своими руками» |
Эмоциональной нотой урока может стать чтение наиболее выразительных фрагментов книги, например описание ситуации, когда Грэй выбирает алый шелк для парусов со слов «Грэй побыл в трех лавках...» до слов «...провожаемый хозяином с почестями китайского короля». В прочитанном отрывке шестиклассники должны найти объяснение, почему Грэй так долго выбирал материю и выбрал именно этот оттенок.
Затем учащиеся могут обсудить помещенные в учебнике иллюстрации, для усиления эмоционального впечатления финальной части феерии можно послушать небольшой музыкальный фрагмент из сочинения Клода Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза».
В заключение урока можно спросить школьников, почему же автор называет «Алые паруса» феерией и какие признаки этого жанра можно заметить в тексте.
Итогом урока станет беседа о душевной чистоте главных героев, позиции автора в произведении. Для домашней письменной работы можно предложить такие темы:
— Что различало и что объединяло Ассоль и Грэя?
— Мои мысли об одном из героев феерии А. Грина «Алые паруса».
— Прав ли Грэй, утверждая, что нужно «делать так называемые чудеса своими руками»?
Для развития мотивации к чтению, творческого воображения и исследовательских навыков темы можно усложнить, например:
— Интервью с одним из героев книги Грина «Алые паруса».
— Монолог трехмачтового галиота «Секрет».
— Рассказ дерева (цветка, жука) о его встрече с Ассоль.
— Звуковой фон истории об алых парусах и его роль в произведении.
— Образ моря в книге Грина «Алые паруса».
М. М. Пришвин
Кладовая солнца
Изучение «Кладовой солнца» следует рассматривать как продолжение и развитие темы «Родная природа». Задача учителя в данном случае осложняется тем, что сказка-быль «Кладовая солнца» не просто произведение о природе. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь...» Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе... Правда — не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви. «На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк... Какой это жалобный вой. Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, — это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить»1.
Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью — в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.
Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка — представитель «доброй природы» — верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека». Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.
И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»2 (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной).
Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения — Насте и Митраше.
Своеобразие произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
Возможное распределение материала по урокам:
Часть первого урока отводится знакомству с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина, а также его произведениям. Это позволит пробудить интерес к творчеству писателя, с которым большинство шестиклассников познакомятся впервые. В этом случае можно было бы заранее предложить учащимся прочитать отдельные его произведения — рассказы в сборниках «Лесная капель», «Этажи леса», «Золотой луг», «Лесной доктор» и др., а затем в небольшой беседе в начале урока высказать свое мнение или прочесть отзыв о прочитанной книге.
М. М. Пришвин родился в 1873 году неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежащем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. За участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения выслан на родину под гласный надзор полиции. В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.
С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства...
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова»3.
Вместо рассказа о биографии можно прочесть отрывки из «Золотой розы» К. Г. Паустовского (глава «Михаил Пришвин»).
Вторая часть урока отводится чтению вслух (учителем или заранее подготовленным учеником) начала сказки-были «Кладовая солнца».
Дома шестиклассники дочитывают произведение М. Пришвина до конца.
Второй урок можно посвятить первоначальному знакомству с художественными особенностями сказки-были «Кладовая солнца», характерами ее главных героев — Насти и Митраши.
Цель этого урока — уяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль». Вопрос этот очень сложный, поэтому не следует на уроке добиваться исчерпывающих ответов. На данном этапе учащиеся лишь скажут, что можно отнести к сказке, а что к были. С этой целью предлагаются следующие вопросы:
1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?
2. Чем начало произведения напоминает сказку?
3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
4. Что в «Кладовой солнца» является былью?
Выделяя сказочные и реалистические элементы, обратим внимание учащихся на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Важно отметить и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия.
Таким образом, в процессе анализа важно сосредоточить внимание учащихся на том, что в произведении «Кладовая солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования — суть пришвинской манеры как раз в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»4.
Следующий этап урока — работа над характеристиками Насти и Митраши. Примерные вопросы для беседы:
1. Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?
2. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?
3. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
Основное содержание следующего урока — осмысление конфликта между Настей и Митрашей, его причин и следствий; одухотворение природы, ее участие в судьбе героев.
Для понимания конфликта между Настей и Митрашей некоторые методисты предлагают организовать дискуссию, которая помогает вызвать интерес к прочитанному, а также способствует осознанному пониманию произведения. Основные вопросы урока: кто прав — Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?
Возможен и другой путь — «вслед за автором». В этом случае мы предлагаем беседу с постоянным обращением к тексту. Примерные вопросы и задания:
1. Перескажите своими словами, а затем прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как «ведет» себя природа. Можно ли определить, на чьей стороне автор?
2. Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? Ваши предположения подтвердите деталями текста.
3. Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти? Найдите художественный образ, который помогает понять отношение автора к Насте.
4. Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?
5. Прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей (со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась...» до слов «завыли, застонали...»). Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит. Каково отношение автора к этому?
6. Как Травка пришла на помощь человеку?
Уместно специально не только вспомнить, что такое олицетворение, но и провести работу, которая поможет расширить и закрепить это понятие. Учащиеся приводят примеры из «Кладовой солнца», когда неодушевленные предметы наделяются признаками живых существ, растения и животные словно бы приобретают человеческие свойства: тетерев-косач приветствует солнце, сторожевой ворон зовет на близкий бой, сосна и ель, растущие вместе старушки-елочки мешают Митраше и др. Важно дать понять учащимся, что во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям.
Дома учащиеся должны письменно ответить на один из вопросов, предложенных для беседы на уроке.
На следующем уроке после проверки домашнего задания можно приступить к обобщению изученного. Главная цель урока — определить основную мысль произведения. Системой вопросов учитель подведет шестиклассников к выводу — «правда» жизни, ее важнейший смысл заключаются в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе. На примере главных героев писатель стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности. Название произведения связано не только с залежами торфа. Автор имеет в виду духовные сокровища человека, который живет в природе, является ее другом.
Примерные вопросы для беседы:
1. Почему писатель назвал свое произведение сказкой-былью? Какой смысл он вкладывал в эти слова?
После ответа на этот вопрос уместно будет прочитать посвящение писателя, помещенное в одном из первых изданий для детей «Кладовой солнца», которое поможет лучше понять смысл всего произведения:
«Содержание обыкновенной сказки — это борьба человека-героя с каким-нибудь злодеем (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи»5.
2. Какое значение в произведении имеет история Травки?
3. Какой смысл вкладывает писатель в слова «кладовая солнца»?
4. Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши? Как эта история связана со словами: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?
5. Каким вы представляете рассказчика?
6. Прочитайте эпиграф к главе. Как он характеризует писателя?
В заключение можно рассказать о том, что после появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Фильм так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый Помещик» была опубликована в сборнике произведений М. М. Пришвина в 1957 году.
Для самостоятельного чтения можно рекомендовать учащимся произведение Пришвина «Корабельная чаща», где они вновь встретятся с Настей и Митрашей.
1 Тимрот А. Пришвин в Московском крае. — М., 1973. — С. 143.
2 Там же. — С. 142.
3 Мотяшов И. Михаил Пришвин // Детская литература. — 1968. — № 11. — С. 56.
4 Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. — М, 1988. — С. 29.
5 Пришвин М. М. Кладовая солнца. — М.; Л., 1946. — С. 2.
|