Н. А. Некрасов
Железная дорога
«Железная дорога» всегда изучалась в школе. И сложился не только положительный, но и отрицательный опыт работы. Давно замечено, что Некрасов представлен в школе односторонне, только как певец народных страданий, причем стихи его рассматриваются нередко как имеющие отношение только к прошлому, как иллюстрация к истории, а потому они не вызывают интереса школьников. Но повинна в этом не поэзия Некрасова, а наш подход к ней.
Конечно, Некрасов пишет о конкретных явлениях прошлого. Но великий поэт, описывая свое время, всегда говорит о том, что важно для всего человечества. Увидеть непреходящее значение стихотворения — задача уроков о Некрасове.
В этом учителю помогут работы К. И. Чуковского и Н. Н. Скатова1, к которым мы рекомендуем обратиться. К. И. Чуковский прекрасно показал песенную основу стихотворения как проявление народности. Н. Н. Скатов утверждает, что главное в стихотворении — его поэтичность. Она есть «внутренняя мера, которой все в стихе измерено и оценено»2. При этом исследователи по-разному понимают некрасовскую оценку народа. К. И. Чуковский видит пафос стихотворения в возмущении поэта рабьей пассивностью народа. Н. Н. Скатов считает, что поэт изобразил народ прежде всего «в его поэтической и нравственной сущности, достойной поэтического определения, и народ в его рабьей пассивности, вызывающей горькую иронию»3. Но мы постараемся взглянуть на стихотворение не только как на изображение состояния народа в XIX веке, а как на поэтическое решение вечной проблемы: в чем назначение человека, что такое созидание, творчество, какой ценой создается все ценное, что такое труд? Конечно, здесь есть и горькие размышления о созидателях и хозяевах, отнюдь не потерявшие своей актуальности в наше время.
Предложенная в учебнике вступительная статья, думается, положит начало такому подходу. Этот материал может быть прочитан ребятами самостоятельно или вслух подготовленным учеником, результатом работы может быть ответ на вопросы, данные в учебнике, или другие, но вопросы и задания целесообразно предложить перед чтением статьи.
Как и всегда при обращении к лирике, первое прочтение произведения должно быть дано учителем. В подготовке к чтению пригодится богатый материал рекомендованных статей. Передать поэтичность, высоту духовности, масштабность образов стихотворения, в котором речь идет о «родимой Руси», выразить интонацией эмоциональное богатство произведения, от будничности до высокой патетики, от трагизма до горькой иронии, — задача сложная.
Нередко при изучении стихотворения Некрасова используют иллюстрации. Здесь есть одна опасность: обычно художникам удается хорошо передать тяжесть труда строителей дороги, это есть и в некрасовском произведении. Такова, например, картина Г. Савицкого «Ремонтные работы при строительстве железной дороги». Пафос этого полотна соответствует лишь одной стороне некрасовского стихотворения — изображению мучительного, тяжкого труда строителей. И надо сопоставить впечатление от картины и от стихотворения, увидеть, чем отличается главная мысль Некрасова от идеи художника. Лишь отчасти помогают пониманию стихотворения и рисунки, где изображаются участники разговора в вагоне поезда (Н. Винцман). Поэтому, думается, вместо иллюстраций лучше обратиться к воображению ребят, для работы которого стихотворение дает много пищи. Ребята сами представят и картину природы, которую видит рассказчик из окна поезда, и папашу в пальто на красной подкладке, и Ваню. Представят они и фантастическую картину — толпу мертвецов, и то, о чем они рассказывают или поют. Здесь большие возможности для применения устного рисования, размышлений над деталями нарисованных поэтом картин.
Например, обратим внимание на непоэтические на первый взгляд «кочи, и моховые болота, и пни», которые под волшебным «лунным сиянием» становятся прекрасными и составляют частички высокого образа «родимой Руси». Постараемся почувствовать в некрасовском отношении к природе народность поэта: и воздух у него «здоровый, ядреный», и речка «студеная». В общем, это не просто пейзаж, и значение его не в том, чтобы сказать: в природе все прекрасно, а в жизни народа все плохо. Мысль Некрасова совсем другая.
И в природе есть то, что не кажется красивым, но это родина. От самого человека зависит, взглянуть ли на эти картины глазами любящего сына или равнодушно оценивающего эстета. И в жизни народа есть много уродливого, даже ужасного, но это не должно заслонить от взора главного: созидательной, творческой роли труженика. Поэтому сразу после страшных картин подневольного труда строителей дороги, после изображения белоруса, в котором, кажется, все ужасно, и даже работает он «механически» — где уж говорить о творчестве! — но именно после этих слов рассказчик не только предлагает Ване приглядеться к нему внимательно, но и призывает его «мужика уважать». Некрасов говорит нам: да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим.
Мало того, такой ценой и достигается преобразование мира. Гибнут труженики, но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. В масштабах всемирной истории так и происходит. Нельзя представлять себе путь цивилизации как движение «от победы к победе», а труженика этаким плакатным богатырем, без напряжения идущим вперед. Разговор на эту тему (разумеется, в соответствии с возрастными возможностями шестиклассников) чрезвычайно важен сейчас. И Некрасов поможет в обсуждении этой проблемы.
Понимание созидательной силы труда и дает поэту основание провозгласить свою веру в будущее. И одно дело, когда слова поэта «Да не робей за отчизну любезную...» воспринимаются как простая декларация, и совсем другое, когда они стали выводом из глубоких и горьких раздумий, из увиденного зорким взглядом высокого и трагического облика труженика.
Рассказчик в стихотворении не спорит с генералом, он обращается к Ване. Вспомним, что у Некрасова есть немало стихов, обращенных к детям: «Плач детей», «Крестьянские дети», «Школьник», «Дед Мазай и зайцы»; многие из них знакомы шестиклассникам. Поэт стремился «правду... рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне. Вспомнить знакомые произведения, прочитать новые, чтобы воспринять боль и веру поэта, — важная задача уроков.
Многое ушло в прошлое. В частности, понимание народа как «простого народа», труда как прежде всего физического. Для нас поэт Некрасов — такой же представитель народа, как и изображенные им крестьяне, а труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя — такая же созидательная деятельность, как и труд строителя, крестьянина, рабочего у станка. Вероятно, не только темнотой народа объясняется его покорность. Не так просты пути, ведущие к «выпрямлению» человека, согнутого рабством. А поговорить о том, что открывает Некрасов сегодняшнему читателю, необходимо. Но не столько прямо, в лоб, а сколько путем размышлений над произведением, результатом которых явится выразительное его прочтение.
Дедушка
Второе произведение Некрасова, с которым предстоит шестиклассникам познакомиться, — поэма «Дедушка». Школьники прослушают рассказ учителя о декабристах, об их судьбах. Возможны и сообщения заранее подготовленных учащихся. Чтение самой поэмы лучше взять на себя учителю. Именно тогда она прозвучит выразительнее, убедительнее во всех отношениях, т. е. будет оптимально воспринята школьниками. Далее учащиеся отвечают на вопросы учебника: что же хотел сказать Н. А. Некрасов своей поэмой? О чем рассказывал дедушка в песне о борьбе? Кто послужил прототипом дедушки? Сломлен ли дедушка или полон надежд? Какую картину «бедствий народных» рисует Н. А. Некрасов в поэме «Дедушка»? Какова была участь солдата?
Как шестиклассники понимают рассказ дедушки о селе Тарбагатае? Когда будет возможна счастливая, зажиточная жизнь?
Можно ли назвать поэму агитационным произведением?
Далее поможем школьникам подготовить поэму «Дедушка» к выразительному чтению и к чтению по ролям.
Обратим внимание на иллюстрации К. Клементьевой: они очень живо передают ситуации, о которых говорится в поэме. (Какие сцены проиллюстрированы? Такими ли вы представляли себе эти сцены? Каким настроением и чувствами они пронизаны? Удалось ли художнице передать настроения членов семьи? Такими ли представлялись вам дедушка и внук?)
Поразмышляем вместе с литературоведом Н. Степановым: «В поэмах „Дедушка“ и „Русские женщины“ Некрасов испробовал свои силы в новом и необычном для него жанре исторической поэмы. Но и здесь он не пошел по проторенной дороге, создав совершенно особую форму историко-революционной поэмы.
Ошибочна неоднократно высказывавшаяся точка зрения на исторические поэмы Некрасова, которая сводилась к утверждению, что в них поэт в исторических костюмах изображал лишь современную ему действительность. Писатель создавал свои поэмы на основе тщательного изучения исторических материалов: мемуаров, записок современников, стремясь точно передать особенности эпохи и конкретные факты. Так, для написания „Княгини Волконской“ он ознакомился с записками Волконской, хранившимися в сугубой секретности у ее сына. Познакомился Некрасов и с воспоминаниями декабристов — барона А. Розена, Басаргина, Якушкина, Лорера и др. <...>
В отличие от авторов исторических произведений, видевших свою главную задачу в изображении исторической обстановки, подробном показе событий широкого масштаба, Некрасов сосредоточил действие поэм вокруг частных, семейных обстоятельств в жизни своих героев, перенес основное внимание на раскрытие характеров. Поэтому его поэмы лишены внешней декоративности и нарядности, которые столь характерны для исторических поэм его современников — А. Майкова, Мея, Полонского и др.
Первой была написана поэма „Дедушка“, проникнутая восторженным восхищением подвигом декабристов. Прототипом „дедушки“ послужил декабрист кн. С. Г. Волконский, возвратившийся из сибирской ссылки в 1856 году. Но, как всегда у Некрасова, реальный прототип получал типическое значение, и при всех конкретно-биографических чертах С. Г. Волконского и сходстве внешности, сохраненных в поэме, герой ее — „дедушка“ — становится обобщенным образом старого декабриста-революционера, поучительным примером для нового поколения борцов за свободу.
Неправильным было широко распространенное представление о том, что в поэме Некрасова вернувшийся из ссылки декабрист возвратился примиренным и раскаявшимся. Наоборот, „дедушка“ сохранил свое мужество, свои убеждения и, обращаясь к внуку, напоминает ему о неизбежности дальнейшей борьбы:
Вырастешь, Саша, узнаешь,
Честью всегда дорожи.
Взрослые люди не дети.
Трус — кто сторицей не мстит.
Помни, что нету на свете
Неотразимых обид!.. |
В одном из писем (в связи с цензурными затруднениями при печатании „Русских женщин“) Некрасов, упоминая о разрешении цензурой „Дедушки“ к печати, подчеркивал, что „этот дед, в сущности, резче (чем жены декабристов), ибо является одним из действительных деятелей, а не по спопутности, как они даны, и притом выведен нераскаявшимся, то есть таким же, как был“.
В рассказе „дедушки“ поэт воссоздает мрачную картину крепостной Руси, рисует „зрелище бедствий народных“, которое толкнуло на путь революционной деятельности „молодого генерала“, каким был тогда герой поэмы. Дикий помещичий произвол, хищная орава взяточников и стяжателей, беззастенчиво грабивших народ, — такова была тогдашняя действительность, вызывавшая негодование лучших людей той эпохи:
Впрочем, не то еще было!
И не одни господа —
Сок из народа давила
Подлых подьячих орда.
Что ни чиновник — стяжатель,
С целью добычи в поход
Вышел... а кто неприятель?
Войско, казна и народ!
Всем доставалось исправно.
Стачка, порука кругом:
Смелые грабили явно,
Трусы тащили тайком.
Непроницаемой ночи
Мрак над страною висел...
Видел — имеющий очи
И за отчизну болел.
Стоны рабов заглушая
Лестью да свистом бичей,
Хищников алчная стая
Гибель готовила ей... |
Не менее тяжелой была и солдатская участь. Там также царили бесчеловечная жестокость, мучительная, нелепая муштра, угнетение:
Душу вколачивать в пятки
Правилом было тогда... |
Подобная картина России начала века, в сущности, мало чем отличалась от современного поэту положения вещей. <...>
Рассказывая внуку об испытанном и виденном им, дедушка вспоминает о селе Тарбагатае, в котором сосланные правительством крестьяне-раскольники создали без помещиков и чиновников счастливую, зажиточную жизнь. Тарбагатай для Некрасова, однако, не идеал мужицкой зажиточности, а пример того, как сам народ, без помещика и чиновника, способен создать для себя счастливую жизнь:
Как там возделаны нивы,
Как там обильны стада!
Высокорослы, красивы
Жители, бодры всегда... <...> |
В поэме „Дедушка“ дед-декабрист, упоминая в песне о „великой борьбе“ участников первой русской революции, „пел“ и о „красавицах чудных“, о „любящих женских душах“ — женах декабристов Трубецкой и Волконской. Именно им посвящает Некрасов поэму „Русские женщины“ (первоначально он предполагал называть эту поэму „Декабристки“).
Поэма „Русские женщины“ во многом отлична от „Дедушки“. Если в первой поэме Некрасов стремился к созданию непосредственно агитационного произведения, то в „Русских женщинах“ он воссоздает прошлое, раскрывая характеры и психологию своих героинь. Он подробно рассказывает об их подвиге, об их героизме.
Впервые напечатав в 1872 году в журнале „Отечественные записки“ поэму „Княгиня Трубецкая“, Некрасов снабдил ее предисловием, в котором в подцензурной форме подчеркнул значение своего замысла: „С издания манифеста Александра II от 26 августа 1856 года в нашей литературе начали появляться время от времени (а в последние годы и довольно часто) материалы для изучения эпохи, к которой относится настоящий рассказ. Перечитывая эти материалы, автор постоянно с любовию останавливался на роли, выпавшей тогда на долю женщин и выполненной ими с изумительной твердостью. Если на самое событие можно смотреть с разных точек зрения, то нельзя не согласиться, что самоотвержение, выказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии».
Некрасов показывает поступок жен декабристов не как выполнение ими супружеского долга, но как сознательный героизм, как самоотверженный подвиг».
С этой темой учащиеся продолжат знакомство в 7 классе, но поэма «Дедушка» готовит к последующему чтению, и, может быть, они захотят познакомиться с поэмой «Русские женщины» летом, перед тем как приступят к ее изучению в следующем классе.
Важно на этих уроках провести заочную экскурсию в родное поместье Н. А. Некрасова — село Карабиха, рассмотреть дом-музей, познакомиться со статьей о Карабихе в учебнике-хрестоматии.
Н. С. Лесков
Левша
Н. С. Лесков — новый и совершенно незнакомый шестиклассникам писатель. С чего в этом случае следует начать учителю? Способов познакомить учащихся с писателем много. Один из них — сообщить краткие биографические сведения, не останавливаясь подробно на сложном и противоречивом пути писателя.
Детство Николая Семеновича Лескова (1831—1895) прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «...в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. К впечатлениям детства добавляется опыт гимназических лет в Орле, а также незабываемые киевские годы. Но самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти.
Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. С. Лесков уезжает в Москву (1861), а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на литературном посту.
В литературу будущий писатель приходит уже тридцатилетним человеком, имея за плечами богатейший жизненный путь. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженным не книжным, а подлинным знанием жизни» (М. Горький). Вся предыдущая жизнь подготовила его к литературному труду и выполнению той задачи, которая исторически выпала ему как художнику.
По силе таланта его можно поставить рядом с И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым.
Он создал такие шедевры, как «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник» и многие другие.
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества» (Ю. Нагибин).
Учащимся интересно будет узнать об истории, которая сопровождала «Левшу» по выходе повести из печати. Дело в том, что Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил „по старой вере“, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «...я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». К вопросу о выдуманности левши Лесков будет возвращаться неоднократно, а в прижизненном собрании сочинений уберет «предисловие» окончательно. Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа.
Программа 6 класса отводит на изучение «Левши» четыре урока. Мы попытаемся наметить общую схему распределения часов:
I урок. Краткое сообщение о писателе. История создания «Левши». Чтение первых трех глав. Царь Александр Павлович.
II урок. Художественный пересказ прочитанных дома глав. Продолжение чтения (главы 11—14). Анализ «Сказа» — работа с иллюстрациями, беседа по вопросам. Царь Николай Павлович, его окружение.
III урок. Продолжение работы над главами 15—20. Начало работы над характеристикой левши. Чтение по ролям.
IV урок. Характеристика левши. Работа с иллюстративным материалом. Итоговая беседа.
Приведенное выше распределение материала примерное, оно даст лишь общий ориентир в работе. Учитель, безусловно, изберет свой путь, используя ту основу, которая предлагается в наших рекомендациях.
Учитывая своеобразие произведения Лескова, оригинальность его стиля, очень важно всю работу организовать так, чтобы чтение «Сказа» явилось кульминацией всех уроков. Причем важно уделить большое внимание не только ознакомительному (первому) чтению произведения Лескова, но также чтению текста на разных этапах и в самых различных его видах (чтение по ролям, выборочное чтение и т. д.), которое осуществляется на каждом уроке.
На первом уроке после вступительного слова учитель сам читает первые три главы. После выяснения вопроса, когда и где происходит действие, учащимся предлагается выделить и прочитать цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова (цитаты можно записать). Это даст возможность более обстоятельно познакомиться с героями. Записать это можно следующим образом:
Александр Павлович
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
«...Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
«Государь на все это радуется».
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».
«Пожалуйста, не порть мне политики».
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».
«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
|
Платов
«Платов... этого склонения не любил... И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет».
«...а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».
«Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: „Иван Москвин во граде Туле“».
«...а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет... у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия...»
|
Дома учащиеся читают главы 4—10. Им предлагается выделить (или выписать) цитаты, характеризующие главных героев: царя Николая Павловича, Платова, левшу. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор. Второй урок начинается с художественного пересказа глав в их последовательности, чтобы воспроизвести содержание прочитанной части произведения. Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками, поэтому вместо художественного пересказа можно обратиться к иллюстрациям Н. Кузьмина и Кукрыниксов «Первая встреча атамана Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и предложить выполнить следующие задания:
1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к изображаемому?
2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?
3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?
4. Озаглавьте рисунки словами текста.
Далее учащиеся выполняют задания 2, 3 из хрестоматии:
Задание 2
Один из критиков так выразил свое мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина... озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый... стиль... рожден самим текстом, в который вошел художник, чтобы пережить „изнутри“ его событие».
Согласны ли вы с этим утверждением?
Задание 3
Обратите внимание на иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли, по-вашему, согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за Левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?
Следующий этап урока — чтение глав 11—14, после чего класс обращается к характеристике царя Николая Павловича и Платова.
Для этого учащиеся зачитывают выписанные дома цитаты, а затем в классе продолжают эту работу. В результате получается следующее:
Николай Павлович
«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».
«...Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
«...Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: „Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника“».
«— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
|
Платов
«...надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».
«Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь».
«А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: „Вот вам тугамент!“»
«...выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».
«Платов ему сто рублей дал и говорит: „Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал“».
|
Характеризуя Александра I и Николая I, учащиеся придут к выводу, что цари почти лишены индивидуальных черт, хотя в определенной плоскости противопоставлены. В Александре I выделены «ласковость», симпатии к промышленному Западу и недоверие к собственной нации («...Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»). Защитником нации во время заграничных экскурсий царя выступает Платов. В результате его заступничества и вмешательства в «политику» Александра I была опала, а затем и удаление недипломатичного героя на «досадную укушетку». «Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай I, напротив, превосходит патриотизмом Платова, не теряя веры в русских мастеров даже в самые щекотливые моменты.
Завершается разговор следующими вопросами:
1. Что отличало Николая Павловича от Александра Павловича?
2. Что нового вы узнали о Платове? Завершить беседу следует чтением исторической справки о Платове (6-е задание учебника).
В энциклопедическом словаре сообщаются следующие сведения о Платове: «Платов, Матвей Иванович (1751—1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила... В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2 армии Багратиона, затем 1 и 2 русских армий. В Бородинском сражении провел успешный маневр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».
Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»?
Дома дети читают «Сказ» до конца и готовят выразительное чтение одного из диалогов (гл. 11—20).
Третий урок начинается с чтения по ролям диалогов левши и царя (гл. 13, 14), диалога левши и англичан (гл. 15). Это естественным образом подведет к беседе, которая поможет осмыслить характер главного героя и подготовить самостоятельно рассказ о нем:
1. Перечитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царем и его окружением?
2. Почему «на каждой подковке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?
3. Почему левша понравился англичанам? Как он ведет себя за границей?
4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии?
Особое внимание следует обратить на рассказчика, так как во многом именно этим образом определяется своеобразие произведения, его связь с фольклором.
Рассказчик выступает от лица народа как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».
Учащимся предлагается прочитать места в «Сказе», где виден сказитель, обратить внимание на его речь («через свою ласковость», «на свою сторону преклонять хотели», «домой манил», «чужестранностью пленить», «усиками зашевелила, но ногами не трогает» и др.).
Следует обратить внимание на то, что в сказе много новых слов, которые появляются там, где рассказчик сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик искажает их названия согласно своему представлению о них и вместе с тем вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка — укушетка, вестовые — свистовые, таблица — долбица, двухместная — двухсестная, микроскоп — мелкоскоп и др.
Продолжить разговор о рассказчике можно, обратив внимание на близость сказа к произведениям устного народного творчества. Учащимся предлагается выделить приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку — и подумать, какую роль они играют в этом произведении. Было бы хорошо, если бы учащиеся вспомнили конкретные сцены, диалоги из сказок, которые соответствовали бы эпизодам лесковского сказа.
Закончить разговор о рассказчике можно заданием найти пословицы и поговорки, которые играют особую роль в произведении Лескова.
Если позволяют условия, хорошо бы затронуть вопрос не только о рассказчике, но и об авторе. Со слов простодушного рассказчика мы узнали о русских самодержцах, военачальниках, о людях другой нации, о талантливых русских людях. А что же думает о них автор? Все содержание лесковского сказа дает на это ответ: правители отчуждены от народа, пренебрегают своим долгом перед ним, они привыкли к власти и ни перед кем не несут ответственности, не верховная власть озабочена честью и славой нации, а простые тульские мужики. Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И вместе с тем автор дает возможность понять трагическую судьбу народа.
Задание на дом: приготовить рассказ о левше по цитатному плану в учебнике. Подумать, какими пунктами можно было бы дополнить этот план. Желающие готовят рассказ о том, как левша гостил у англичан, от лица героя. Четвертый урок начинается с обсуждения цитатного плана к рассказу о левше. Учащиеся вносят свои дополнения. Далее один, а может быть, двое рассказывают о главном герое. Класс оценивает приготовленные задания и дополняет их. Очень важно при этом, чтобы рассказ о левше был близок к тексту или постоянно сопровождался цитатами из сказа Лескова.
Завершается рассказ сообщением (от лица героя) о том, как левша гостил у англичан.
Естественным продолжением работы явится обращение к портретам левши разных художников: Н. Кузьмина, Кукрыниксов, И. Глазунова, Ст. Косенкова (какие сможет найти учитель). После рассматривания этих портретов учащиеся отвечают на вопросы:
1. Определите, в какой момент изображен герой.
2. На что художник обращает внимание во внешнем облике левши?
3. Постарайтесь определить главную мысль рисунка.
4. Какой из портретов, по-вашему, наиболее верно передает характер героя? Какой из них произвел на вас более сильное впечатление?
Беседу о главном герое можно завершить размышлениями над итоговыми вопросами, предложенными в учебнике-хрестоматии:
1. Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.
2. Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова?
В оставшееся время можно рассказать о том, что интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссеры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ — 1924 г., Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Театр Спесивцева — 1980 г. и др.). Мультфильм «Левша» с большим успехом прошел по экранам. Совсем недавно зрители имели возможность увидеть телеспектакль. Если учащиеся видели одну из этих постановок, можно побеседовать с ними по следующим вопросам:
1. Понравился ли вам фильм?
2. Что художник привнес от себя?
3. Какими предстают герои?
4. Совпали ли ваши представления от прочитанного и увиденного?
В заключение можно рекомендовать учащимся прочесть рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» к уроку внеклассного чтения.
А. П. Чехов
Толстый и Тонкий
В учебнике для 6 класса дана статья о Чехове, а также воспоминания К. И. Чуковского и Л. Н. Толстого о Чехове, его творчестве, его таланте, особенностях характера. Целесообразно начать урок с повторения того, что знают шестиклассники об уже изученных произведениях Чехова в начальной школе и в 5 классе. (Как они называются? Назовите героев этих произведений. Чем интересны названия произведений, имена героев? О чем повествуется в прочитанных вами рассказах? Хотелось ли вам перечитать еще раз какие-нибудь рассказы Чехова? Смешные или грустные эти рассказы? Что вы знаете о жизни и творчестве А. П. Чехова?)
Следующий этап работы на уроке — рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся о писателе, его жизни и творчестве.
Обратим внимание на воспоминания Чуковского о том, какие юмористические ситуации создавал в обычной жизни Чехов, как смешно разыгрывал друзей, как придумывал самому себе в письмах различные имена. Совсем иные рассказы о писателе у Л. Н. Толстого, который высоко ценил талант Чехова («Главное же — он был всегда искренен», «Чехов — это Пушкин в прозе» и т. д.).
Итак, школьникам предстоит познакомиться еще с одним рассказом писателя — «Толстый и Тонкий». О чем этот короткий рассказ? Где встретились герои? Почему радостная вначале встреча друзей так печально завершилась? Как вы думаете, почему это произошло? Какие вопросы учебника оказались наиболее интересными? Какие вопросы к прочитанному рассказу поставили бы вы сами?
Количество статей, книг, диссертаций по творчеству А. П. Чехова огромно. Кроме того, создаются специальные книги, в которых публикуются новые материалы по творчеству писателя, например: Чеховиана. — М., 2001; Рейфилд Дональд. Жизнь Антона Чехова. — Ярославль, 2005.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Воспитывая грамотных читателей, учитель-словесник может показать школьникам, что стихи о природе — это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понять, почему мир видится им именно таким. Для этого учитель должен организовать на уроках работу по обучению восприятию, пониманию и интерпретации прочитанных стихотворений, а также по сопоставлению стихотворений разных поэтов на близкие темы.
Работа со стихотворениями должна быть разнообразной: это прежде всего обучение пониманию и интерпретации текста, привлечение внимания школьников к условности описаний в лирике. Часть урока можно посвятить обучению выразительному чтению одного из стихотворений, возможен и конкурс на лучшее чтение стихов о природе и прослушивание аудиозаписей стихотворений в актерском исполнении. Учитель может подобрать к уроку репродукции пейзажей русских художников, а также рисунки своих прежних воспитанников, подготовить для прослушивания в классе несколько музыкальных фрагментов, рисующих звуковой образ природы, например «Весна» А. Вивальди или «Весна» Э. Грига, чтобы чувства от чтения стихов подкреплялись зрительным и слуховым рядами.
Чтобы работа на уроке-концерте не сводилась только к чтению стихотворений, чтобы школьники учились размышлять о русской лирике, для формирования восприятия стихов необходима система вопросов и заданий, которые помогут разобраться в прочитанном. Однако следует учесть, что анализом на уроках-концертах не следует слишком увлекаться, достаточно обсудить одно стихотворение, а задания на исследование текста целесообразнее предлагать как индивидуальную самостоятельную работу, не уничтожая скрупулезным разбором неповторимой прелести стихов о природе.
Вопросы и задания для обучения интерпретации стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..»:
1. С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения? — Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг. (Пополнение словарного запаса школьников этими словами помогут сделать их собственную речь более богатой и выразительной.) Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъема передается обилием восклицательных интонаций.
2. Какие слова и выражения создают картину весны? Какие приметы весны особенно приятны лирическому «я»? Почему вы так думаете?
Поэт создает легкую, радостную картину весны: ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жаворонок. Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создается словами: «чист», «ясен», «ласкаясь», «летают», «блестят», «взвился», «торжествующий», «заздравный» и др.
Особую торжественность придают стихотворению слова высокого стиля: «лазурию» (даже устаревшая форма слова звучит возвышенно по сравнению с современным словом «лазурью»), «очи», «древа», «обнажены», «ветхий», «гимн» и др.
3. Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение? — Поэт рисует весну словами, которые помогают ощутить ее приход, почувствовать ее краски, звуки, запахи. Можно поручить отдельным учащимся выбрать из текста слова и выражения, с помощью которых можно увидеть, услышать, почувствовать весну.
Краски: «ясен небосклон», «лазурию», «слепит», «к солнечным лучам», «блестят», «солнце», «в яркой вышине» и др. Звуки: «шумят ручьи», «взревев, река несет...» «поднятый ею лед», «лист... шумен», «жавронок поет заздравный гимн», «душа... журчит» и др. Запахи: «воздух чист», «лист... душист» др.
4. Какие образы создаются в стихотворении при помощи звукописи?
Аллитерации на «л» создают плавную, легкую картину весеннего дня: «на крыЛьях ветерка, Ласкаясь к соЛнечным Лучам Летают обЛака», а аллитерации на «р» рисуют шумную картину ледохода, половодья: «Шумят Ручьи! блестят Ручьи! ВзРевев, Река несет на торжествующем хРебте поднятый ею лед» и др.
5. Найдите в тексте эпитеты. Какой смысл они придают стихотворению?
Самые выразительные эпитеты стихотворения — «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «в яркой вышине», «незримый жавронок», «заздравный гимн». Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует.
6. Найдите в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы. Какой характер они придают описанию весны?
Олицетворения «летают облака», «взревев, река несет», «она [душа]... журчит, ...летает», метафоры «на крыльях ветерка», «река несет... на хребте», а также гиперболы «слепит... очи», «ласкаясь к солнечным лучам», «под солнце самое взвился... жавронок» изображают весну живым и сильным существом, для которого нет преград.
7. Каково «пространство» стихотворения? Определите его границы. Что нам помогает понять исследование пространственных слов и выражений?
Слова и выражения, обозначающие «высоту»: воздух, небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце... взвился, незримый жавронок — помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.
8. Какой смысл придает стихотворению последняя строфа? Можно ли ее считать ключом к пониманию всего стихотворения?
Последняя строфа — главная во всем стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищен весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического «я» и у читателя стремление слиться с весенним днем, раствориться в нем. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовет стремиться к идеалу.
Анализ стихотворения необходим, чтобы учащиеся воспринимали прочитанные самостоятельно стихи на более высоком уровне, чтобы проникались чувствами автора и учились передавать их в своем чтении. Поэтому при обсуждении стихотворений, которые будут звучать на уроке, можно задать следующие вопросы: о чем эти стихотворения? Есть ли в них Человек? Каково его отношение к изображенным картинам природы?
Отвечая на эти вопросы после чтения стихотворения Е. А. Баратынского «Чудный край порой сольется...», следует обратить внимание учащихся на условность описанной картины. Поэт хочет сказать читателю не только об облаках, которые сливаются в «чудный град» и мгновенно исчезают от дуновения ветра, а прежде всего о хрупкости возвышенного поэтического мира, мимолетности поэтической мечты, которые могут быть легко разрушены суетой мира обыденного, бытового.
Стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» также отличается условностью описания.
Если проанализировать настроение картины и изобразительно-выразительные средства текста, можно заметить, что главными образами, как и в стихотворении Ф. Тютчева «Неохотно и несмело...», являются тучи, гром, молния и земля. Однако эти предметы и явления под пером поэта становятся одухотворенными, оживают.
Предметный ряд стихотворения Я. Полонского: горы, тучи, скала, ночь, пустыня, молния, гром, эхо, а также глагольная лексика, состоящая почти из одних олицетворений: блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, засмеялось, сказалась стоном, вздохнула, не смели повторить удара, улеглись, обомлели, — казалось бы, рисуют грозу, но читатель догадывается, что скала в иносказательной форме напоминает мать, а тучи — ее поссорившихся детей.
Размышляя о стихотворении Я. Полонского, шестиклассники могут сделать выводы, что лирический пейзаж у поэта причудливый, необычный: горы, пустыня, скала горючая. В стихотворении много глаголов-олицетворений, которые делают изображенную картину живой и запоминающейся. Интересна и звуковая гамма. Читатель словно слышит звуки вечерней грозы в горах, которые создаются лексикой и аллитерациями. Развитие действия в стихотворении тяготеет к сюжетному повествованию. Оно похоже на маленький поэтический рассказ о ссорящихся тучах, пожалевших застонавшую скалу. Однако в образах природы поэт видит отражение человеческих отношений.
Стихотворение «Посмотри — какая мгла...» тоже не является чистым описанием природы, как кажется на первый взгляд. Это стихотворение небольшое по объему, поэтому на уроке можно провести работу по обучению выразительному чтению (см. алгоритм работы в описании уроков по лирике Тютчева).
Работу со стихотворением А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...» можно организовать в форме создания сценария «видеоклипа». Для этого школьники могут дома нарисовать кадры-иллюстрации к стихотворению, соблюдая в них законы кинематографа, смену планов: общего, среднего и крупного, а на уроке создать словесные картины своих иллюстраций. Такая работа поможет развитию образных представлений школьников, будет способствовать развитию умения видеть пространство поэтического текста.
Так, первое четверостишие стихотворения может быть представлено в виде общего плана. На «экране» зритель увидит омут, ветви кустарников, склонившихся к воде, ослепительный диск солнца в небе и его блики на водной глади. Можно попросить учеников представить и цветовую гамму кадра — она яркая, красочная: зеленые лозы, темно-голубой омут, оранжевое солнце, синие стрекозы. Звуковым фоном к кадру может стать спокойная музыка или звуки летнего дня, может быть стрекотание кузнечиков, мычание стада.
В следующем кадре можно представить мать и дитя, которые, разморившись на солнце, дремлют в тени прибрежного дерева. Общий план здесь меняется средним, кинокамера как бы приближает фигуры людей к глазам зрителя, пространство текста сужается, а движение в мире природы идет сверху вниз. От неба и солнца глаз наблюдателя опускается к земле. А за кадром, как бы предвещая тревогу, может звучать призыв стрекоз к ребенку, которого они зовут к себе, чтобы научить летать. А может быть, эта чудная картина и говорящие стрекозы — плод фантазии самого малыша? А может быть, это только ему снится?!
Третью строфу можно увидеть только крупным планом. Ведь, чтобы рассмотреть мелкие предметы: былинки, спинки стрекоз и их крылышки, «точно стекло», нужно приблизить их к глазам. Пространство стихотворения сближает маленького человечка и стрекоз, детей природы. Они уже в одном кадре, и напряжение текста в этой строфе наибольшее. Действительно ли стрекозы на самом деле хотят научить ребенка летать, или он мечтает об этом?
Пространство четвертой строфы снова расширяется, а движение в нем опускается еще ниже, на отлогий берег, на песчаное дно. Эти картины создают ощущение необъяснимой тревоги. Ведь только живые существа в природе способны летать над водой, а человеку этого не дано. Может быть, поэтому текст стихотворения как бы обрывается на полуслове. Человек, как бы он ни стремился, не может окончательно слиться с природой. Все его мечты и фантазии о невозможном могут сбыться только в воображении, во сне.
В заключительной части урока можно провести конкурс на лучшее чтение одного из стихотворений или закончить урок концертным исполнением стихов специально подготовленными учениками. В программу концерта можно включить и стихотворения русских поэтов XIX века, предложенные в программе по литературе для самостоятельного чтения, например: «Родина» Е. А. Баратынского, «Настоящее» и «Две картины» Н. М. Языкова, «Не шуми ты, рожь...» и «Лес» А. В. Кольцова, «Боже мой! Вчера — ненастье...» и «Сенокос» А. Н. Майкова.
1 См.: Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. — М., 1962; Скатов Н. Н. О поэтичности стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» // Русская классическая литература: Разборы и анализы / Сост. Д. Устюжанин. — М., 1969.
2 Скатов Н. Н. Указ. соч. — С. 270.
3 Там же. — С. 274.
|