Полухина В. П. Литература. 6 класс. Методические советы

ВАРИАНТЫ УРОКОВ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

Первый урок

      Урок организуется на материале всех известных шестиклассникам произведений устного народного творчества после завершения темы «Пословицы».
      Создав необходимую психологическую ситуацию с помощью небольшого рассказа о роли фольклора в нашей речи и оформления класса (картины и иллюстрации известных художников на тему «Русские народные сказки, различные издания сказок, фонозаписи и пр.), учитель перейдет к словарной работе, например: «Прочитайте и дайте определение словам „пословица“, „поговорка“, „сказка“, „загадка“, введите их в собственную речь. Приведите пример пословицы или поговорки, объясните ее смысл, назовите любимые сказки, загадайте загадку». Словарная работа занимает на уроке не более пяти-шести минут и проводится быстро. Для этого должны быть заранее записаны слова на доске или специальном плакате. Вслед за этим можно перейти к фронтальной беседе о видах устного народного творчества — беседе, для учащихся нетрудной, а потому интересной для упражнений в диалогической речи. Вот примерный ход такой беседы, которая проводилась в различных школах Белоярского района:
      1. Какие виды устного народного творчества вам известны?
      2. Назовите русские народные сказки, которые вы читали. К какой сказке относится та или иная картина, иллюстрация? В каких сказках героями были Иван-царевич, Серый волк и Василиса Прекрасная?
      3. Вспомните загадки. (Один ряд школьников загадывает загадки, другой — отгадывает. В данном случае оценивается, насколько интересна сама загадка, насколько правильно сформулирован вопрос, ответ.)
      Учащиеся приносят собственные загадки, подготовленные дома, хотя, разумеется, среди них есть и заимствованные, и переделанные из существующих, но встречаются и совершенно оригинальные. Дети с удовольствием отгадывают придуманные одноклассниками загадки, произносят свои; учитель оценивает, поощряет особенно удачные. Приведем в качестве примера загадки учащихся школ Свердловской области:
      «Железная, а не ложка, умеет плавать, а не рыба. (Подводная лодка.)
      «Откроешь — гриб, закроешь — палка». (Зонтик.)
      «Есть зверь такой, большой он и силен, а ест всего лишь мед да малину». (Медведь.)
      «Не едят и не пьют, а ходят, не устают». (Часы.)
      «Днем оно сверкает, ночью погасает». (Солнце.)
      «Серп, а жать им нельзя». (Месяц.)
      «Светит, а не солнце, кусает, а не собака». (Электричество.)
      «Им проведешь, и морщинок не станет». (Утюг.)
      «Сверху зеленый или белый, сам круглый, а внутри красный». (Арбуз.)
      4. Кто больше помнит пословиц и поговорок? Кто разумнее, короче и логичнее истолкует пословицу? Учитель предлагает какую-то одну или две темы: о дружбе, о труде, о смелости и т. д. В 7 классе проводится работа по сопоставлению русских пословиц и пословиц народов мира.
      Эта работа проводится в быстром темпе. За время конкурса многие пословицы удается школьникам назвать и объяснить: о дружбе, труде, мастерстве.
      «Человек без друзей, что дерево без корней».
      «Друзья познаются в беде».
      «Нет друга — ищи, нашел — береги».
      «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
      «Друг до поры — тот же недруг».
      «Без дела жить — только небо коптить».
      «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
      «Если хочешь есть калачи, так не лежи на печи».
      В конце конкурса можно переключить внимание учащихся на несколько иной вид работы с пословицей: придумать ситуацию на ту или иную пословицу или ввести пословицу в предложение. Какая ситуация интереснее и правильнее отражает смысл пословицы, какое предложение удачнее?
      На этом уроке проводится словесное рисование портретов любимых сказочных героев, предлагаемых учащимися памятников героям с последующим обсуждением — устными отзывами о работах товарищей. Игровой элемент в урок вносит небольшая викторина на знание фольклора: умение по началу или концу сказки, по описанию внешности героя, пересказу небольшого фрагмента, прочитанному диалогу и др. определить, из какой он сказки. В такой викторине проверяются практически многие умения.
      Далее можно поработать и с книжной витриной: «Посмотрите на книжную витрину и перечислите сказки, которые вы уже читали. Какие из них вы советуете почитать? Почему? Отгадайте, из какой сказки я буду показывать иллюстрации. К какой пословице или загадке можно отнести рисунки ваших товарищей?»

Второй урок

Древнерусская литература

«Сказание о белгородском киселе»

      Древнерусскую литературу ребята впервые изучают в 5 классе. Именно поэтому необходимо начать с повторения: что такое летописи? Когда они возникли? Какую литературу мы называем древнерусской? Какие произведения древнерусской литературы вам известны? О чем они? Кто их герои? И т. д.
      После небольшой беседы школьники читают статью, расширяющую их знания о древнерусской литературе. Обратим внимание шестиклассников на утверждение: «Люди Древней Руси читали книги не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, благоговейно ища в нем наставлений, советов либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран». Как понимают это учащиеся, проникаются ли уважением к своим далеким предкам?
      Не менее интересен рассказ о языке, его образности. Например, мы бы сказали: «Приеду весной», а человек XI—XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях лист расцветет». И т. д. В статье учебника, которая подготовлена по книгам специалистов-литературоведов по древнерусской литературе (Д. С. Лихачев, Т. Р. Михельсон), говорится о поэтичности литературы этого периода, о том, как церковнославянский язык обогатил русский язык, жизнеутверждающих мотивах произведений древнерусской литературы.
      Словом, необходимо, чтобы школьники внимательно прочитали статью вслух, может быть, составили план, по плану подготовили пересказ, процитировав в процессе пересказа наиболее важные положения, ответили на вопросы учебника.
      Далее учитель сам читает «Сказание о белгородском киселе». Дома шестиклассники размышляют над текстом нового произведения, отвечают на вопросы, готовят выразительное чтение текста или его пересказ.

Третий урок

      Урок по развитию речи на материале стихотворений А. С. Пушкина
      В качестве эпиграфа к такому уроку можно взять слова А. С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
      Именно с этих слов и начнется урок: как понимают эти слова поэта учащиеся? Как эти слова реализуются в поэзии самого автора? Можно ли это показать на том или ином отрывке стихотворения или на стихотворении в целом?
      В оформление этого, как и последующих и предыдущих уроков развития речи, посвященных А. С. Пушкину, будут входить заранее подготовленные портреты А. С. Пушкина, выставка книг, иллюстраций к его произведениям, звукозаписи с чтением актеров, записи для словарной работы, задания и вопросы к учащимся и т. д.
      «Зимнее утро», «Няне» — материал этих произведений поможет построить работу на уроке развития устной речи с небольшим повторением того, что прочитано в предыдущих классах.
      В словарную работу можно включить различные слова и выражения, строчки и строфы, на которых можно продемонстрировать глубину пушкинского слова, огромный смысл, заложенный в самых простых, часто используемых нами словах. Например, подумайте, как прочитать эти пушкинские строки и какие чувства поэта важно подчеркнуть при чтении:

...Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!..

...Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою...

      Постарайтесь нарисовать устно две контрастные картины из стихотворения «Зимнее утро» с обязательным включением слов: «вьюга злилась», «мгла носилась», «мутное небо», «голубыми небесами», «великолепными коврами», «прозрачный лес чернеет», «ель зеленеет», «янтарным блеском озарена», «речка подо льдом блестит» и ответьте на вопросы: какими словами передает поэт в стихотворении «Няне» нежность, которую он испытывает к ней? Чем объяснить обилие устаревших слов в «Песни о вещем Олеге»? Приведите примеры. Какими словами Пушкин характеризует Олега?
      После словарной работы можно провести беседу, основанную на небольших справках о поэте, помещенных в учебнике. Что вы знаете о Пушкине? Расскажите о нем. Какие пушкинские эпитеты особенно запомнились? Какие из них вы используете в обычной речи? Какие произведения А. С. Пушкина читали? Какие сказки Пушкина вам особенно понравились? Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть? Называя произведения Пушкина, учащиеся формулируют тему прочитанного, высказывают свои суждения об этих текстах, об их героях, называют основную мысль того или иного стихотворения.
      Это позволит сделать естественный переход к конкурсному детскому чтению отдельных стихотворений или фрагментов из произведений Пушкина («Няне», «Зимнее утро» и др.).
      Интересно и плодотворно проходит на этих уроках работа с иллюстрациями к изучаемым произведениям.
      В заключение урока прослушивается звукозапись в исполнении М. Царева или Д. Журавлева «Зимнее утро», затем обсуждаются с учащимися манера исполнения, особенности чтения.
      Следующее занятие организуется после чтения романа «Дубровский» (возможно обсуждение и других произведений, например «Метель»).

Четвертый урок

      Урок начинается, как всегда, со словарной работы: как описывается внешний облик героев? Есть ли эпиграф в этом произведении? Что он обозначает? Чем интересна речь героев? Каковы по описанию приметы Владимира Дубровского и каким вы представляете себе его портрет? К кому из пушкинских героев можно отнести слова «самодур», «жестокий», «произвол» или слова «честь», «достоинство», «благородство», «своенравный», «кроткий»?
      Подумайте, какие из выделенных слов употребил А. С. Пушкин в приведенном примере:
      1. Начало («темнеть», «вечереть», «темнеться», «смеркаться»). Митя («проникал»,  «забирал», «залезал», «крался», «пробирался», «прокрадывался») овинами и огородами в Кистеневскую («дубраву», «пущу», «лес», «рощу»). Дошедши до двух сосен, стоящих передовыми («стражами», «караульщиками», «охранниками», «часовыми», «дозорными) рощи, он остановился, оглянулся во все стороны, свистнул свистом («резким», «пронзительным», «пронизывающим») и («отрывисто», «коротко», «лаконично», «непродолжительно») и стал слушать; легкий и («длительный», «продолжительный», «долгий», «длинный») свист послышался ему в ответ, кто-то вышел из рощи и («подступил», «приблизился», «подошел») к нему.
      Ответ. Начинало смеркаться. Митя пробирался овинами и огородами в Кистеневскую рощу. Дошедши до двух сосен, стоящих передовыми стражами рощи, он остановился, оглянулся во все стороны, свистнул свистом пронзительным и отрывистым и стал слушать; легкий и продолжительный свист послышался ему в ответ, кто-то вышел из рощи и приблизился к нему (А. С. Пушкин. «Дубровский»).
      Беседа переходит в небольшие связные рассказы о Пушкине.
      Затем звучат или краткие пересказы некоторых глав «Дубровского», или характеристика молодого Дубровского, или художественный пересказ глав по выбору учащихся (демонстрируется умение пересказывать, вводить в пересказ описание, рассуждение): «Пожар в Кистеневке», «У Троекурова на псарне», «Дефорж в клетке с медведем».
      Учитель и учащиеся сопоставляют художественные пересказы, обсуждают их (насколько связен, выразителен, эмоционален, насколько умело использованы диалог, особенности текста). В пересказах используются слова, которые были объяснены в начале урока.
      Следующий этап — конкурс «Кто назовет больше пословиц, посвященных чести, человеческому достоинству, и правильно объяснит их».
      На примере рассказанных учащимися эпизодов полезно обратить внимание на иллюстрации к «Дубровскому», особенно если есть иллюстрации одного и того же эпизода, выполненные разными художниками. Например, рассмотреть и сравнить иллюстрации В. Кустодиева и Д. Шмаринова.
      В заключение урока учащиеся прослушают и обсудят звукозаписи отдельных отрывков из «Дубровского», особенно интересны те отрывки, которые прозвучали в пересказах учащихся, например «Пожар в Кистеневке».
      Вслед за этим уроком целесообразно провести урок развития письменной речи, на котором школьники подумают, какие темы сочинений могли бы они выбрать. Может быть, это будут письменные ответы на вопросы, может быть, рассказ о героях или подготовка «киносценария» и т. д.
      В разные годы и даже десятилетия предлагаемые школьникам сочинения по роману «Дубровский» менялись. Так, В. А. Никольский советовал сопоставлять черновые варианты и окончательный текст романа. Это можно предложить наиболее сильным учащимся для наблюдений (или провести коллективно со всем классом), а затем разрешить этим учащимся дома или в классе оформить свои выводы в виде письменной работы.
      Возможно два варианта письменных работ по созданию характеристики героев и ответов на вопросы: «Почему не состоялось примирение Троекурова и Дубровского?» или «Сравните описание усадеб Троекурова, Дубровского, Верейского» (из рекомендации Г. К. Бочарова).
      Некоторым учащимся дома можно рекомендовать создать письменные рассказы или «киносценарии» (например, «Пожар в Кистеневке» на основе иллюстраций Кустодиева и Шмаринова или «Обед в Покровском», «Француз и медведь» и пр.).
      М. А. Снежневская предлагала составить параллельный план «Владимир Дубровский и крестьяне в VI главе», письменные ответы на аналитические вопросы: «С какой целью и при каких обстоятельствах Владимир Дубровский проник в дом Троекурова?»; «Почему Дубровский отказался от мщения Троекурову и князю Верейскому?»; сочинение на развитие читательского воображения «Спицын в медвежьей комнате».
      На этом уроке школьники выбирают темы, обосновывают свой выбор, вслух обсуждают, что должно войти в содержание ответов на вопросы, как лучше построить сочинение по картине или иллюстрации к роману и т. д.
      Обсудим коллективно варианты начала сочинений, варианты планов, продуманных школьниками для будущего сочинения.

Пятый урок

      Урок проводится после чтения стихотворения М. Ю. Лермонтова «Два великана». Подготавливая этот урок, школьники оформляют стенды с различными изданиями стихотворении поэта, с портретами Лермонтова, слушают запись актерского чтения, приводят цитаты о языке поэта, устраивают книжную выставку его произведений, делают записи на доске для словарной работы по данной теме.
      Выдающийся русский критик В. Г. Белинский писал о Лермонтове: «Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность! Читая строки, читаешь и между строками; понимая ясно все сказанное автором, понимаешь еще и то, чего он не хотел говорить, опасаясь быть многоречивым...»
      Как воспринимают школьники слова поэта, как могут объяснить их? Помнят ли, где и в каких произведениях встречались с ними? С таких вопросов целесообразно начать урок развития речи на эту тему.
      Школьники узнают, что Лермонтов рос среди «пензенских холмистых полей и березовых рощ», очень интересовался сказками, преданиями о Пугачеве, рассказами о войне с Наполеоном и восстании декабристов, учился в Москве и очень ее любил. Поэт всегда стремился к жизни, полной смысла, тревог, борьбы. Как это отразилось в его стихотворениях?
      Полезно обратить внимание учащихся на слова и словосочетания, в которых отчетливы и ярки образы, эпитеты, создающие в стихотворении «Два великана» особую торжественность, например: «в шапке золота литого», «старый русский великан», «померяться главами», «пришел с грозой военной», «трехнедельный удалец» (в этой последней фразе школьники отмечают иронию, насмешку), «вражеский венец», «улыбкой роковою», «неведомый гранит». Полезно сопоставить слова «дерзкий» и «дерзновенный».
      Целесообразны упражнения, которые помогают школьникам сравнить разные картины, например, какой предстает в тексте стихотворения «Бородино» битва.
      Вслед за словарной работой, для которой избирается наиболее характерное из только что изученных произведений поэта, учитель проводит с ребятами небольшую беседу: какие произведения Лермонтова вы изучали или читали самостоятельно? Что узнали о поэте в связи с этим?
      Далее можно предложить учащимся принять участие в небольшом конкурсе на лучшего чтеца стихотворений или фрагментов из стихотворений Лермонтова «Бородино», «Два великана», «Три пальмы». Важно, чтобы уже на этом этапе работы учащиеся пробовали рассказать не только, какие стихотворения Лермонтова им нравятся и что именно нравится, но и как в связи с этим хотелось бы их прочитать, что подчеркнуть при чтении. Тогда после конкурсного чтения их товарищам легче будет оценить, достиг ли чтец желаемого.
      После выразительного чтения стихотворений и обсуждений школьники прослушают актерское чтение (например, «Три пальмы» в исполнении Т. Чистяковой, «Два великана» — В. Качалова) с последующим обсуждением.
      Занятие по развитию речи организуется после самостоятельного чтения произведений М. Ю. Лермонтова «Утес», «Горные вершины...» (из Гёте), «На севере диком стоит одиноко...» (из Гейне), горской легенды «Беглец». Через несколько дней после чтения этих произведений уместно провести урок по развитию устной речи. Вот примерные вопросы-задания, которые можно использовать по ходу словарной работы: из каких стихотворений приведенные нами лермонтовские строки? Как вы понимаете их? Какое настроение поэта объединяет строки этих разных стихотворений?

...Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.

И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.

      Попытайтесь устно нарисовать картину, следуя таким лермонтовским строкам:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...

      Интересно, что при невнимательном прочтении и прослушивании этих строк, даже после повторного знакомства с ними, школьники устно рисуют картины, часто не соответствующие описанию поэта: «Мне представляется степь, усеянная ромашками и васильками. Голубое небо, по нему пробегает несколько тучек»; «Мне представляется темное небо, по нему плывут темные тучи»; «Мне кажется, что небо голубое-голубое, потому что Лермонтов сравнивает его со «степью лазурною», а по нему проплывают, мчатся облака. Они белые, снежно-белые, как жемчужная цепь. Значит, их много, мчатся они друг за другом, цепочкой». Даже такие разные ответы учащихся дают возможность обсудить, выяснить в классе, кто внимательнее прочитал текст, точнее понял отдельные слова, выражения и текст в целом. Нужна тщательная и кропотливая работа со словом, ибо небрежное отношение к нему может вызвать совершенно неверное зрительное восприятие прочитанного.
      Каким настроением проникнуто стихотворение «Тучи» и какие слова наиболее ярко подчеркивают это настроение поэта? Какие слова показывают гиперболичность художественных образов Лермонтова? Какие лермонтовские переводы Гёте и Гейне вам известны? Нравятся ли они вам? Какие сравнения из горской легенды «Беглец» вам запомнились? С какой целью они использованы поэтом? Какими словами характеризует Лермонтов беглеца? Какие стихотворения Лермонтова стали для вас любимыми?
      Последние вопросы помогут учителю перейти к беседе о Лермонтове, об отдельных его стихотворениях, т. е. создадут непосредственный переход к диалогу, к разговору. Какова главная мысль стихотворения? Что в связи с этим произведением узнали вы о самом поэте? Какие произведения поэта и сведения о нем стали известны вам?
      Звучит небольшой связный рассказ учащихся о жизни Лермонтова. Рассказы о писателях и поэтах становятся гораздо объемнее, интереснее.
      Поскольку учащиеся в своих рассказах говорят и о творчестве, то эта работа продолжается и можно провести конкурс на лучшего чтеца. Организуя этот конкурс, можно попросить школьников прочитать отдельные фрагменты, чередуя разные по настроению стихотворения («Бородино» и «Утес»). В заключение урока, если позволит время, можно прослушать стихотворение «Тучи» в исполнении Р. Симонова или стихотворение «Горные вершины» в исполнении В. Качалова.

Шестой урок

      Урок организуется после чтения рассказа Тургенева «Бежин луг». Целесообразно подготовить к такому уроку плакат со словами стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык», тем более что это стихотворение изучалось на уроках литературы.
      Кроме того, на столе учащихся заранее подготовлены тексты «Бежина луга», книги со стихотворениями в прозе Тургенева, «Записки охотника», рассказы, которые стали известны школьникам, иллюстрации к «Бежину лугу», на доске — портрет писателя.
      Начиная урок словарной работой, мы предлагаем включить в нее прежде всего упражнения, основанные на только что прочитанном рассказе «Бежин луг». Вот примерные вопросы и задания:
      1. Прослушайте внимательно и постарайтесь увидеть благодаря нескольким тургеневским строчкам картины, затем устно расскажите, как вы себе их представляете:
      а)  «...вечерняя заря погасла, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени...»;
      б)  «...ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота... Все кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали... поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак... Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем»;
      в)  «...Я открыл глаза: утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею...».
      2. Какие эпитеты помогли автору «Бежина луга» нарисовать портреты мальчиков? Какие детали этих портретов говорят о характере героев, зажиточности или бедности их родителей?
      а)  «...Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой... На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок» (Федя);
      б)  «...волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее... глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог...» (Павлуша);
      в)  «...Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку» (Илюша).
      Вторым этапом работы может быть конкурс на лучший рассказ о героях «Бежина луга». Такой конкурс подведет итог большой предыдущей работе, выявит наиболее интересные рассказы, в которых прозвучит описание, рассуждение учащихся, умение оценить отношение автора к героям и др.
      Третьим этапом работы на этом уроке явится инсценирование диалогов из «Бежина луга», построенное также на повторении того, что было на обычных уроках литературы, только в данном случае работа будет на более самостоятельном уровне, а именно в виде конкурса: какая группа прочитает лучше за автора, героев («Диалог перед рассказом Кости и сам рассказ о русалке», «Диалог перед рассказом Илюши и сам его рассказ»).
      В заключение урока уместно послушать звукозапись отрывка из «Бежина луга» в исполнении А. Киселева (см. Фонохрестоматию по литературе) или рассмотреть иллюстрации К. Лебедева к рассказу, репродукцию картины В. Маковского.
      Дома учащимся предстоит написать сочинение на одну из тем: «Чем прекрасна моя веточка», «Весна в январе на нашем столе», «Оживший гербарий».

Седьмой урок

      Следующий урок — урок развития письменной речи. Письменную работу по собственным впечатлениям и наблюдениям целесообразно проводить после урока развития устной речи по теме «Родная природа». Это даст возможность написать разные оригинальные сочинения: «На что похожи веточки сосны и ели?», «О чем волнуются и шумят деревья осенью?», «Что я могу рассказать об осеннем лесе?» — или написать сочинение по картине, так как на уроке развития устной речи такая подготовительная работа велась. Необходима при этом тесная связь и с уроками русского языка. И снова тщательная проверка написанного с активным привлечением к этой работе учащихся.
      Мы привели примеры уроков и занятий по совершенствованию речи в связи с чтением стихотворений о родной природе. В новых учебниках разделы по русской литературе завершаются стихотворениями о Родине, родной природе. В любом случае уроки выразительного чтения, уроки развития речи проводить на этом материале не только можно, но и нужно.
      Уроки развития устной речи можно провести блоками 4—5 раз в год, можно дать их как фрагменты последних уроков по той или иной теме. Отметим, что эти уроки не только улучшают речь учащихся, но и повышают требовательность школьников к своей речи и речи окружающих (см. кн.: Коровина В. Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. — М., 1996).

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>