Полухина В. П. Литература. 6 класс. Методические советы

ВАРИАНТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Урок внеклассного чтения по теме
«Повесть временных лет»

      Урок внеклассного чтения может быть проведен по другим сказаниям, например «Смерть князя Игоря», «Месть Ольги» (945), «Начало княжения Святослава, сына Игорева» (946) или «Совет Владимира с боярами и старцами» (987) и «Принятие христианства на Руси» (988).
      Учащиеся уже знакомы по урокам истории с событиями, о которых идет речь в этих сказаниях, но очень важно услышать голос летописца, прикоснуться к живым событиям той эпохи. Текст читает учитель или заранее подготовленные ученики. Вот примерные вопросы для беседы к сказаниям «Смерть князя Игоря», «Месть Ольги», «Начало княжения Святослава, сына Игорева»:
      1. По какому поводу древляне заявили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его»?
      2. С какой целью «послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге»?
      3. Какую «честь великую» воздала им Ольга «перед людьми своими»?
      4. Как Ольга справила тризну по своему мужу, князю Игорю?
      5. Как Святослав, сын Игоря и Ольги, начал битву с древлянами?
      6. Как Ольга отомстила жителям города Искоростеня, убившим ее мужа? (Расскажите близко к тексту.)
      7. Какие особенности речи летописца вы заметили в обоих этих сказаниях?
      Вопросы для беседы к сказаниям «Совет Владимира с боярами и старцами», «Принятие христианства на Руси»:
      1. Почему князь Владимир решил принять христианство?
      2. Когда и с какой целью он пошел на греческий город Корсунь?
      3. При каком условии греческие цари Василий и Константин согласились отдать в жены Владимиру свою сестру Анну?
      4. Когда Владимир принял решение креститься?
      5. «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». (По какому поводу произнес эти слова Владимир?)
      6. Как и где состоялось крещение Владимира?
      7. Расскажите, как произошло крещение Руси.

Уроки внеклассного чтения по теме
«Произведения русских писателей XIX века»

      На основе произведений, вошедших в раздел «Произведения русских писателей XIX века», проводятся два или три урока внеклассного чтения. Учитель может ориентироваться на рекомендации учебника «Литература» для 6 класса, а также список книг для внеклассного чтения, который предлагается программой. Необходимо также учесть книги, самостоятельно прочитанные школьниками летом.
      Задача уроков внеклассного чтения состоит в том, чтобы расширять круг чтения учащихся, формировать интерес к произведениям классической литературы, развивать на лучших образцах русской классики художественный вкус школьников, закреплять полученные на уроках по основному курсу знания и умения, анализировать художественное произведение. Уроки эти помогут школьникам понять глубокие нравственные ценности и гуманистические идеалы, которые несут в себе эти произведения.
      Мы предлагаем несколько тем, которые можно рассматривать как возможные варианты уроков внеклассного чтения.

А. С. Пушкин

      В методической литературе не раз отмечалось, что важно организовать чтение произведений А. С. Пушкина систематически, глубоко и постоянно, чтобы знания о великом поэте расширялись, усложнялись и углублялись из года в год. В связи с этим каждый урок внеклассного чтения, в том числе и урок внеклассного чтения в 6 классе по произведениям А. С. Пушкина, будет являться органическим звеном в общей цепи классных и внеклассных занятий по этой теме.
      Основная задача, которую учитель ставит при обращении к произведениям А. С. Пушкина на уроках внеклассного чтения, — это избежать хаотичности и добиться системности в знаниях учеников о жизни и творчестве великого поэта.
      В методике накоплен богатый опыт изучения произведений А. С. Пушкина и произведений о нем на уроках внеклассного чтения.
      Урок внеклассного чтения в 6 классе рекомендуется провести по поэмам А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и «Братья разбойники»1. Причем основным средством анализа поэмы является выразительное чтение, позволяющее ярко охарактеризовать героев поэмы и отношение автора к ним.
      Поэму «Братья разбойники» рекомендуется прочитать в отрывках, заранее подготовленных учениками. Предпочтение отдается следующим из них: описание разбойничьей жизни, тюремное заключение и болезнь брата, бегство из тюрьмы, смерть брата.
      В методической литературе описаны и другие уроки внеклассного чтения, которые связаны с попытками познакомить учащихся с личностью Пушкина (см. ст. Лурье И. М. «Уроки внеклассного чтения о Пушкине» в V—VI классах // Литература в школе. — 1974. — № 2).
      Рассмотрение этих вопросов на уроке внеклассного чтения имеет очень большое значение, так как в этом возрасте происходит становление характера подростка, детей волнуют взаимоотношения со взрослыми и своими сверстниками, поиски того, кому следует подражать. Поэтому уроки внеклассного чтения, на которых ребята узнают об отношениях Пушкина с друзьями, представлениях лицеистов о чести, верности идеалам, благородстве, особенно интересны школьникам этого возраста.
      Статья в учебнике для 6 класса хотя и затрагивает некоторые вопросы, но не решает этой задачи. Поэтому на уроках внеклассного чтения рекомендуется использовать другие материалы о жизни поэта. Причем работу, начатую в 5 и 6 классах, рекомендуется продолжить в более старших классах, чтобы учащиеся постепенно смогли ощутить обаяние личности поэта, вошли в его жизнь, приблизились к нему.
      В 5—6 классах рекомендуется познакомить с детством поэта и его лицейскими годами. Учитель заранее советует учащимся прочитать доступные им книги: А. Слонимский. «Детство Пушкина» (М.: Детгиз, 1960), сборник «Рассказы о Пушкине» (М.: Детская литература, 1967), Ю. Тынянов. «Пушкин», О. Рубинштейн. «В садах лицея» (М.: Детская литература, 1962).
      Учитель в течение месяца наблюдает за чтением учащихся, помогает им выбрать нужные отрывки, составить план сообщения, подготовить выразительное чтение и пересказ. Урок проходит в форме своеобразной конференции, когда учащиеся в определенной хронологической последовательности рассказывают отдельные отрывки и главы из прочитанных книг, делятся своими впечатлениями.
      Урок внеклассного чтения в 6 классе можно провести по «Повестям Белкина».
      В методической литературе даны рекомендации для проведения подобного урока в 7 или 8 классах2. Как показала практика, эти произведения вполне доступны учащимся более младшего возраста.
      Урок может быть построен по-разному. В первом случае все учащиеся читают повесть «Выстрел» и озаглавливают каждую из четырех ее частей. Дети готовят к уроку две инсценировки: «Рассказ Сильвио о своей тайне» и «Сильвио отмщен».
      Основное внимание на уроке обращается на Сильвио. Он производит сильное впечатление на учащихся, иногда несколько противоречивое: он резок, бескомпромиссен, беспощаден, горяч и вместе с тем «дарит» жизнь своему врагу. Вот как оценивает Сильвио во время второго поединка один из исследователей творчества Пушкина Н. Я. Берковский:
      «Он впервые — человек свободы, и в этом месть его графу. Он располагает наконец собственным поведением: может убить — и не убивает, имеет право на жестокость — и не пользуется им... Странный и эксцентричный Сильвио выходит из новеллы Пушкина существом обыкновенно прекрасным, плечом к плечу с остальными людьми... Мы сначала дивимся и страшимся Сильвио, под конец мы его любим. Сильвио с нами — с большинством людей. Достоинство и сила этого человека не против нас, но тоже с нами»3.
      Характер вопросов и заданий для обсуждения повести во многом будет зависеть от задачи, поставленной учителем. Если повесть обсуждается по ходу развития действия, то беседу в классе можно организовать по следующим вопросам:
      1. Когда происходит действие и какова среда, изображенная писателем?
      2. От чьего имени ведется повествование? Что вы можете сказать о рассказчике?
      3. Как относились к Сильвио в компании офицеров? Что в нем было странным?
      4. Почему Сильвио возненавидел графа Б.?
      5. Как ведут себя герои во время первой дуэли?
      6. Как характеризует вторая дуэль ее участников?
      7. Как и при каких обстоятельствах рассказчик узнал конец этой истории?
      8. Каково, по-вашему, отношение автора к героям?
      В более сильном классе вопросы и задания могут строиться так, чтобы, избегая пересказа, побуждать учеников глубже вчитываться в текст, выражать свое отношение к произведению, определять художественное своеобразие произведения, например: «Докажите, что заглавие подходит к повести («Выстрел»). Зачем даны два эпиграфа? Как они связаны с содержанием повести? От чьего имени ведется рассказ? Дайте такое название каждому из четырех рассказов, составляющих повесть, чтобы было видно, кто и о чем рассказывает. Зачем введен третий рассказ? Почему Пушкин именно в этом порядке представляет события?»4
      Вторую часть урока можно отвести для чтения повести «Барышня-крестьянка». Читать может учитель или заранее подготовленные ученики. К уроку можно приготовить две-три инсценировки, которые показываются по ходу чтения.
      Если повесть прочитана всеми учащимися дома, то в классе можно провести беседу по следующим вопросам: «Объясните название повести. Почему были в ссоре помещики Берестов и Муромцев? Покажите, что Пушкин иронически относится и к Берестову, и к Муромцеву. Каким Пушкин изображает Алексея Берестова? Как проявляет себя Алексей Берестов при знакомстве с Акулиной и с Лизой? Чем привлекает нас Лиза? В чем своеобразие композиции этой повести? Какие серьезные мысли автора может найти в этой веселой повести внимательный читатель?»5
      Во время беседы ученики постоянно обращаются к тексту повести, что позволяет глубже вдумываться в прочитанное, понять идейное содержание произведения.

М. Ю. Лермонтов

      При изучении произведений Лермонтова на уроке внеклассного чтения в 6 классе учитель будет исходить, как при изучении произведений Пушкина, из задач, которые стоят перед всей системой уроков внеклассного чтения по этой теме.
      На уроке внеклассного чтения можно продолжить знакомство со стихотворениями Лермонтова. Однако нужно помнить, что стихотворения эти должны отвечать читательским особенностям данного возраста, поэтому им необходимо иметь определенную сюжетную, событийную основу.
      Методисты предлагают провести урок-конкурс: «На лучшего чтеца стихотворений Лермонтова»6. Для этого заранее отбираются стихотворения, например: «Узник», «Горные вершины», «Морская царевна» и др. В отборе могут принять участие и школьники. Было бы хорошо, если бы чтение сопровождалось постоянным «вмешательством» учителя или заранее подготовленных учеников. Это будет краткое вступительное слово, попутный комментарий, рассказ о каком-то поясняющем эпизоде, заключительное слово.
      Программа рекомендует для внеклассного чтения в 6 классе такие произведения, как «Воздушный корабль», «Казачья колыбельная песня», «Беглец». Два последних объединены общей темой — изображение Кавказа. Им можно посвятить урок внеклассного чтения.
      Учащимся заранее предлагается прочитать стихотворения «Казачья колыбельная» и «Беглец». Желающие могут к уроку внеклассного чтения выучить отрывки наизусть. Учащимся рекомендуется прочитать книги о Лермонтове: Т. А. Иванова. «Лермонтов на Кавказе», Т. В. Толстая. «Детство Лермонтова», И. Л. Андроников. «Рассказы литературоведа». В качестве индивидуальных заданий шестиклассники могут подготовить небольшие сообщения на тему «Лермонтов и Кавказ». Учитель заранее проверяет подготовленные задания, помогает составить план сообщения, дает нужные советы.
      Урок начинается с небольшого вступительного слова учителя о роли Кавказа в жизни Лермонтова, которое дополняется сообщениями учащихся. Важно, чтобы учащиеся поняли, что Лермонтов был наследником Пушкина. Он принял из рук гениального предшественника эстафету свободолюбия, которую с честью несла вся великая русская литература.
      Для Лермонтова, как и для Пушкина, Кавказ стал символом борьбы за свободу.
      Кавказ поразил воображение Лермонтова еще в детские годы. Будущий поэт часто болел, и бабушка три раза возила его на Кавказ, в Горячеводск, как называли нынешний Пятигорск. Ездили на своих лошадях, через всю Россию. Путешествие продолжалось недели три. Наконец на краю государства вставали Кавказские горы, парили в небе орлы и открывался суровый край войны.
      Из Горячеводска ездили на Терек. И на Тереке, и в Горячеводске Лермонтов видел черкесов в лохматых шапках и бурках, скачки джигитов, слышал горские легенды и песни. Кавказ с ранних лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести. Вот почему, когда он начал писать стихи, то посвящал их Кавказу, как посвящают друзьям:

Тебе, Кавказ, — суровый царь земли —
Я снова посвящаю стих небрежный:
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.

      Впоследствии Кавказ дважды оказался местом ссылки Лермонтова. «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье» — все это результат его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.
      Сообщения учащихся завершаются чтением «Казачьей колыбельной песни».
      Примерные вопросы для беседы:
      —  Какие картины возникают в воображении, когда вы слышите колыбельную песню матери-казачки?
      —  О чем мечтает она у колыбели сына?
      —  Какой вы представляете мать-казачку?
      Беседу можно завершить чтением всего стихотворения наизусть или отдельных отрывков.
      После чтения стихотворения «Беглец» — небольшая беседа по следующим вопросам:
      —  Какие чувства испытывает Гарун, бежавший с поля брани?
      —  Кого встретил он в родном краю?
      —  Почему Гарун побоялся войти в дом девушки, которую любил?
      —  Кто сильнее всего высказал свое презрение к трусу?
      —  Как сам Гарун оценивает свой поступок?
      —  Как автор относится к Гаруну?
      —  Что общего между «Казачьей колыбельной песней» и стихотворением «Беглец»?
      Завершить урок можно прослушиванием отрывков из произведения наизусть, после чего происходит распределение по ролям и выразительное чтение всего стихотворения.

Уроки внеклассного чтения по теме
«Произведения писателей XX века»

В. П. Астафьев

                  В учебнике для 6 класса рекомендуется один из уроков внеклассного чтения отвести сборнику рассказов В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Следуя принципу вариативности, можно остановиться не на всем сборнике, а лишь на одном-двух рассказах, например «Монах в новых штанах» или «Фотография, на которой меня нет», что даст возможность более обстоятельно рассмотреть характер главного героя, о котором шла речь на уроках. Это вызывает неизменный интерес школьников. Примерные вопросы для беседы помогут организовать урок:
      —  От лица кого ведется повествование? Каким настроением пронизан весь рассказ?
      —  Почему приезд фотографа в село произвел такое сильное впечатление? Вспомните детали, подтверждающие вашу мысль.
      —  Как отнеслись к этому событию школьники? Почему их решение было особенно тяжелым для рассказчика и Саньки Левонтьева?
      —  Почему герой рассказа не оказался на школьной фотографии? Как подчеркивает писатель отчаяние мальчика?
      —  Какие события и люди оказывали наиболее сильное влияние на формирование характера героя?
      —  Что означало для рассказчика постоянное общение с бабушкой? В чем состояли ее нравственные уроки?
      —  Что вы узнали из рассказа о труде сельского учителя?
      —  «...Никогда не смеюсь я над деревенскими фотографиями... Деревенская фотография — это своеобычная летопись нашего народа, настенная история его». Как вы понимаете это выражение писателя?
      Большой интерес проявляют шестиклассники к произведениям об их сверстниках, в которых показано становление характера юного героя, поднимаются важные нравственные проблемы. Этой теме можно отвести один-два урока по произведениям таких современных писателей, как Ю. М. Нагибин («Мальчики», «Трудное счастье»), В. К. Железников («Путешественник с багажом», «Каждый мечтает о собаке»), Р. П. Погодин («Сколько стоит долг», «Алфред», «Тишина»).

Фазиль Искандер

      Рассказы. Повести
      «Веселье и труд украшают землю», — пишет Ф. Искандер в одном из рассказов. Эти две темы — веселье и труд, — переплетаясь и вырастая одна из другой, и определяют творчество автора, солнечную тональность его книг, раскрывают истинную природу человека-созидателя.
      Основные книги Ф. Искандера написаны для взрослых. Это «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы», «Сандро из Чегема» и др.
      Для юного читателя предназначены такие книги, как «Первое дело», «Дерево моего детства», «День и ночь Чика» и др.
      Для урока внеклассного чтения можно рекомендовать любую из этих книг, все будет зависеть от возможностей класса и состояния самостоятельного чтения учащихся. Одним из вариантов урока внеклассного чтения может быть урок по  сборнику рассказов Ф. Искандера «Первое дело». Учитель заранее рекомендует прочитать один или несколько рассказов из сборника «Первое дело», приготовить отзыв об одном из рассказов. Заранее можно подготовить инсценировку одного или двух рассказов, например «Мученики сцены».
      В начале урока внеклассного чтения надо познакомить шестиклассников более обстоятельно с Фазилем Искандером, писателем и человеком. Для этого можно прочитать в сокращении его автобиографический рассказ «Начало». Чтение (в сокращении) этого рассказа займет десять-двенадцать минут.
      Вот как начинается этот рассказ:
      «Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. Иной пищит, а доигрывает...
      Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном приморском пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. Как это ни странно, в самом деле превратили...
      Но дело не в этом. Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. Оказалось, что я держу носилки, как Отъявленный Лентяй...
      Теперь все работало на образ. Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, покамест мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. Когда же я по русскому письменному писал прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени...
      Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.
      По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. Если учителя возмущались моей позой, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. Лежа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости и стараясь запомнить все, что он говорит. После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счет будущего урока...
      Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: „Вес взят!..“
      Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска...»
      Если учитель изберет первый вариант урока и в классе разговор будет идти по сборнику рассказов «Первое дело», то урок можно начать с беседы о впечатлении, которое произвели прочитанные рассказы. Следующий этап урока — прослушивание отзывов о самостоятельно прочитанных рассказах. Учитель может заранее познакомиться с подготовленными отзывами, выбрать наиболее удачные и в классе прочитать их. При этом важно не просто познакомить с лучшими отзывами, но и проанализировать их, т. е. показать, почему эти отзывы можно назвать удачными.
      Работу с отзывами учитель может заменить беседой в классе по прочитанным дома рассказам Ф. Искандера. В этом случае желательно, чтобы учащиеся прочли как можно больше рассказов из сборника «Первое дело».
      

Уроки внеклассного чтения по теме
«Произведения зарубежных писателей»

Марк Твен

Приключения Гекльберри Финна

      Урок можно начать с сообщения учащегося, который готовил дома рассказ о жизни Марка Твена, при этом желательно вспомнить то, что учащимся стало известно из прошлогодних уроков по литературе, когда изучались главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
      Следующий этап урока — прослушивание заранее подготовленных кратких рассказов по произведениям «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».
      Если это задание покажется слишком трудоемким и занимающим много времени на уроке, можно ограничиться подготовкой краткого пересказа одного лишь произведения — «Приключения Гекльберри Финна».
      Вместо пересказов произведений Марка Твена было бы уместно задать несколько вопросов, которые дадут возможность вспомнить предшествующие события, например: какие приключения произошли с Томом и Геком, прежде чем они вновь встретились? Вспомните, кто такой Джим и как он оказался в заключении?
      Вместо чтения вслух можно заранее подготовить чтение по ролям одной или двух глав. Это в значительной степени оживит урок, вызовет активность учащихся, будет способствовать развитию их творческого воображения. В этом случае было бы желательно инсценировать предложенные главы.
      Изучение отдельных глав книги «Приключения Гекльберри Финна» тесно связано с внеклассным чтением школьников. Учитель может заранее предложить прочитать все произведение Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» к уроку внеклассного чтения. Вопросы, предлагаемые для беседы, помогут организовать работу по всему роману Марка Твена:
      1. Какое «предупреждение» стоит перед произведением «Приключения Гекльберри Финна» и на какой лад оно настраивает читателя?
      2. Кто из ребят входил в компанию Тома Сойера? Какая у них была программа?
      3. Когда и почему Гек разочаровался в выдумках Тома?
      4. При каких обстоятельствах Гек встретил негра Джима и почему они отправились в плавание?
      5. Чем осложнилось плавание Гека и Джима и как они выходили из трудных положений? Чем привлекают вас эти герои?
      6. Когда и при каких обстоятельствах герои вспоминают Тома?
      7. Какие приключения случались с Геком и как он вел себя в критических ситуациях?
      8. Какие герои произведения вам несимпатичны? Почему? Нарисуйте (устно) их портреты.
      9. Как вновь встретились Гек и Том?
      10. Как характеризует Тома участие в побеге Джима, ведь он заранее знал, что Джим уже получил вольную?
      11. Какие места при чтении вызвали смех? Перескажите их. Завершается урок рекомендацией прочитать произведения Марка Твена из той же серии: «Том Сойер за границей», «Том Сойер — сыщик».


1 См. ст.: Збарский И. С. Внеклассная работа по творчеству А. С. Пушкина // Пушкин в школе. — М., 1978. — С. 260—274.
2 См.: Гердзей-Капица Н. М., Салтыкова М. Н. Внеклассное чтение в V—VIII классах. — Л.: Учпедгиз, 1961.
3 Цит. по кн.: Скатов Н. Русский гений. — М., 1987. — С. 310.
4 См.: Гердзей-Капица Н. М., Салтыкова М. Н. Внеклассное чтение в V—VIII классах. — Л.: Учпедгиз, 1961.
5 Там же.
6 Збарский И. С. Произведения М. Ю. Лермонтова на уроках внеклассного чтения в IV—VII классах // Лермонтов в школе. — М., 1976. — С. 248—249.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>