«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ».
СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Учащиеся
осмыслят и кратко перескажут вступление, рассмотрят репродукции
пейзажей, прочитают стихотворения в учебнике. Знакомясь с
этими стихотворениями, отвечая на вопросы учебника, школьники
поймут, что стихотворения о родной природе это
не просто прекрасные пейзажи, воспетые поэтами-классиками
русской литературы XIX века, не просто картины зимнего
или весеннего дня, но прежде всего настроение, состояние души
поэта, переданное через описание природы.
Каждый из
поэтов, как и художник-пейзажист, находит свои краски, свои
литературные приемы, чтобы вызвать у читателей сопереживание,
определенное настроение. Рассмотрим репродукции картин на
форзацах учебника. Каким настроением проникнута картина? А стихотворение?
Какими средствами художник и поэт добиваются сопереживания?
Постараемся подготовить устный или письменный рассказ по одной
из пейзажных картин или рассуждение-отзыв об одном из стихотворений.
Подготовка
стихотворений к выразительному чтению в классе проводится
с учетом предыдущей работы учащихся, рассказов о том, как
читали писатели свои произведения, что поражало современников
в их чтении. Мы привыкли думать, например, что Маяковский
читал громко перед большими аудиториями, однако окружавшие
его люди свидетельствуют о том, как осторожно относился поэт
к тексту, как тихо иногда произносились им отдельные строчки,
слова. От чего это зависит? Как звучат поэтические пейзажные
зарисовки в чтении учащихся?
Подумайте,
какое настроение выразил поэт своим стихотворением и передалось
ли оно вам. Какими красками пользуются художники и поэты,
чтобы описать зимний или осенний пейзаж? На что обращают
наше внимание? С помощью каких приемов им удается сообщить
зрителю или читателю грустное или радостное настроение? Как
эти настроения можно подчеркнуть при чтении? Какие поэты и
художники-пейзажисты наиболее близки вам?
Прочитайте
любимые поэтические строки или стихотворения, посвященные
родной природе. Определите их стихотворный размер.
Кто из выступавших
на конкурсе чтецов стихотворений о родной природе вам понравился
более других и почему? Итоги, подводимые после конкурса на
лучшее исполнение стихотворений о родной природе, позволят
выявить победителей. Это прежде всего те, кто умеет увлечь
слушателей, передать особое ощущение красоты, пережитое писателем.
Не менее интересен конкурс и на лучшее знание пословиц
о родной природе. Какие пословицы, посвященные различным временам
года, вам известны? На какие явления природы обращают
внимание пословицы? Чему они учат? Используете ли вы в своей
речи пословицы и поговорки о родной природе, о временах года?
Важно, чтобы
семиклассники поняли, насколько больше видят в окружающем
нас мире авторы стихотворений и пейзажных картин, зарисовок,
насколько верно, ярко, образно рассказывают нам об увиденном
и пережитом.
Небольшие
сообщения подростков о различных поэтах и художниках, откликнувшихся
на одну тему, помогут формировать суждения об авторах (А. Пушкин.
М. Лермонтов, А. Фет, Ф. Тютчев, А. Толстой
и др.), о художниках-пейзажистах (И. Левитан, И. Шишкин
и др.).
Уроки, посвященные
этой теме, не завершаются уроками литературы, интересно продолжить
работу на уроках развития речи, внеклассного чтения, на внеклассных
занятиях (на занятиях кружка, клуба, в процессе школьного
конкурса и т. д.), особое внимание обратив на стилистические
особенности стихотворений каждого поэта.
|