«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...»
Раздел,
посвященный литературе XX века, завершается в
учебнике группой стихотворений о родной природе.
К. Паустовский, много размышлявший над этой важной
темой, в статье «Заметки о живописи» пишет,
что каждый любит природу по-своему и «как может»,
что «любовь к природе не бездеятельна и созерцательна».
Писатель возмущается беспощадным отношением к природе,
ее красоте и богатству. Эти мысли, напомним учащимся,
перекликаются с рассказом Е. И. Носова «Кукла».
Хорошо, если бы об этом на уроке состоялся разговор.
Стихотворения
о родной природе завершают два раздела учебника седьмого
класса: русская литература XIX века и русская литература
XX века. Идея создания этих разделов
погружение учащихся в мир поэтического прославления
природы и вызванных ею настроений поэта, пробуждение
любви к Родине.
Именно
поэтому для чтения, изучения, обсуждения и просто прослушивания,
ознакомления с лирическими картинками, посвященными
описанию различных явлений природы, имеет смысл предусмотреть
цепочку уроков: урок литературы урок развития
устной и письменной речи урок внеклассного
чтения конкурсы вечера, посвященные
чтению стихотворений о родной природе, и т. д.
Причем
если на уроках литературы школьники слушают, анализируют
предложенные в хрестоматии стихотворения, то на уроках
развития речи осмысливают многозначность слова в тексте
стихотворений, размышляют над тем, какие слова, выражения
из полюбившихся произведений используются в обычной
разговорной речи.
На
уроке внеклассного чтения круг привлекаемых для размышлений
стихотворных и прозаических произведений, посвященных
этой теме, расширяется, из них отбираются тексты для
конкурсных чтений и вечеров.
На
уроке литературы целесообразно сопоставить стихотворения,
посвященные различным явлениям природы, определенному
времени года, и проследить, как описывается то или иное
время года различными поэтами и различными художниками.
Какой видят осень Пушкин и Цветаева? Какие литературные
приемы используют авторы стихотворных произведений?
Какие краски используют художники на своих полотнах?
На
уроке развития речи и внеклассного чтения учащимся можно
предложить самостоятельно проанализировать одно из любимых
стихотворений. При этом важно обсудить, насколько умеют
ребята понимать и сопереживать при чтении и прослушивании
стихотворений. Начало такой работы в простых упражнениях:
прочитать, воссоздать устно близко к тексту описанные
автором картины, подумать над тем, какие чувства вызвала
у автора эта картина и какие настроения передались читателю,
например, как видят семиклассники картины природы в
стихотворениях И. Никитина, А. Фета, С. Есенина
и др.
Рассказывая
о том, как учащиеся видят описанные авторами картины
природы, школьники готовят выразительное чтение стихотворений
или отрывков из них, высказывают свои суждения по поводу
прочитанного, пишут сочинения о любимых поэтах, стихотворения
которых включаются в конкурсное чтение, размышляют о
настроении, которое сообщают читателю поэты через описания
родной природы.
Приведем
некоторые высказывания учащихся седьмых классов: «Покой,
тихое, светлое состояние души автора передается, когда
читаешь строчки стихотворения Никитина. Хочется прочитать
его спокойно, протяжно, размеренно: «Золотые нивы
Гладь и блеск озер
Светлые заливы
Без конца
простор
» «Бурная радость, веселье, вызванное
наступлением весны, мощь дня и света, говор вод, зори
без затменья, дробь и трели птиц все сливается
для поэта и для нас в одно это все
весна. Вот поэтому надо передать состояние радости,
когда читаешь эти строчки А. Фета». «Совсем
другое настроение в стихотворении Есенина
вьюга, холод, стая снежинок приносит человеку печаль,
наверное, поэтому несколько раз повторяются слова «слезинки»,
«слезами», а о ветре говорится, что он «бушует
люто
» тревога звучит в каждой
строчке. Ее и надо показать во время чтения».
Стихотворения
о родной природе часто выражают чувства любви к своему
родному краю, к Родине. Вот почему одним из обсуждаемых
вопросов будет и такой: как проявляются чувства любви
к родной стороне у каждого из авторов? Вслушаемся в
такие признания поэта Русского зарубежья Дона Аминадо
(18871957):
Города и годы
Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом.
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.
Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью.
Тухлой рыбой и канатом.
Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.
А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вербеной,
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.
Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.
Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось!..
Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.
Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много,
И уже толпятся тени
У последнего порога. |
Итак,
чтение статьи Паустовского, беседа по ее содержанию,
затем чтение стихотворений, посвященных родной природе,
выражающих отношение авторов к родной природе, к Родине.
Каково это отношение у каждого из поэтов
В. Брюсова, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого
и др.?
Прослушивание
конкурсного чтения небольших рассказов о поэтах и актерского
или авторского чтения с последующим обсуждением
следующий этап работы с учащимися.
Завершается
работа подготовкой самых разных творческих работ: сочинения
на тему «Мой родной край», конкурса на лучшее
чтение стихотворения о родной природе с последующим
комментированием и обсуждением чтения учащихся, вечера
«Русская поэзия и живопись, посвященные родным
мотивам»
Обратим внимание учащихся на форзацы
учебника, где помещены репродукции картин на эту тему.
|