ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

      Следующее занятие, итоговое, проводится по вопросам, данным в конце раздела. Предлагаем организовать его как игру-зачет: беседы, диалоги, чтение, пересказы, отзывы, конкурсы, викторины, прослушивание и определение автора текста, чтеца и т. д.

      Вопросы, данные в учебнике, вернут учащихся к прочитанным программным произведениям, дадут возможность ретроспективного повторения изученных и самостоятельно прочитанных текстов.

      На этом уроке, как, впрочем, и на других, более интенсивно используются справочные материалы (словарь имен, словарь литературоведческих терминов, странички по теории литературы, небольшой очерк по художественному авторскому чтению — Пушкина и Гоголя, Горького и Маяковского).

      На этом уроке-зачете школьники продемонстрируют знания текстов художественных произведений, художественных особенностей этих текстов, понимание характеров героев, позиции автора. Для этого можно предложить им следующие вопросы: какой раздел учебника-хрестоматии показался вам особенно интересным? Какой из писателей увлек вас своей творческой биографией?

      Какие из стихотворных и прозаических произведений вы смогли бы прочитать наизусть?

      Приведите примеры сравнений, гипербол, гротеска в произведениях XIX и XX веков. Какую роль они играют в данном произведении?

      Какие пословицы и поговорки показались вам особенно важными и вы стали часто использовать их в своей речи?

      Какие размеры стихотворных произведений вам известны? Приведите в качестве примера стихотворные строки изученных в этом году произведений и определите их размер.

      Что вы можете рассказать о творческой лаборатории Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова (покажите на одном примере)?

      Какие проблемы, важные для сегодняшнего времени, затронуты в произведениях русской литературы XIX и XX веков?

      К произведениям какого писателя из включенных в ваш учебник вы часто обращались на уроках чтения и почему?

      Какие публицистические статьи литературоведов, писателей особенно понравились вам?

      Какие иллюстрации показались вам наиболее интересными?

      Разумеется, на итоговом уроке прозвучат пересказы изученных произведений, чтение наизусть, рассказы о писателях, устные характеристики героев, с последующим обсуждением, рецензированием ответов учителем и учащимися.

      Кроме того, для такого урока важен и игровой момент, поэтому нужны викторины, загадки, небольшие ребусы, которые можно было бы записать на доске и коллективно поработать с ними. Викторина всегда была излюбленным игровым и познавательным занятием для ребят любого возраста. Вопросы для нее предлагает учитель, исходя из возможностей данного класса, и готовят сами школьники (по заданию учителя). Вопросы могут быть составлены по изученным текстам, например: назовите имена героев произведений Е. Носова, Ю. Казакова.

      В каком произведении один персонаж у другого откусил орден? Как называется литературный прием, использованный здесь автором, и с какой целью, по вашему мнению, его вводит писатель?

      Чем отличаются сатирические произведения от юмористических? Приведите пример.

      У какого поэта самым любимым временем года была осень? Какие стихотворения этого поэта об осени вы знаете?

      Кто автор строк: «Люблю березу русскую, То светлую, то грустную…», «Я воспитан природой суровой…»?

      Какой герой какого произведения варил в пригоршне суп? Какой прием в данном случае используется автором и с какой целью?

      Какие произведения прочитаны вами по книгам «Российская школьная хрестоматия», «Читаем, думаем, спорим…»?