ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Следующее
занятие, итоговое, проводится по вопросам, данным в конце
раздела. Предлагаем организовать его как игру-зачет: беседы,
диалоги, чтение, пересказы, отзывы, конкурсы, викторины, прослушивание
и определение автора текста, чтеца и т. д.
Вопросы,
данные в учебнике, вернут учащихся к прочитанным программным
произведениям, дадут возможность ретроспективного повторения
изученных и самостоятельно прочитанных текстов.
На этом
уроке, как, впрочем, и на других, более интенсивно используются
справочные материалы (словарь имен, словарь литературоведческих
терминов, странички по теории литературы, небольшой очерк
по художественному авторскому чтению Пушкина и
Гоголя, Горького и Маяковского).
На этом
уроке-зачете школьники продемонстрируют знания текстов художественных
произведений, художественных особенностей этих текстов, понимание
характеров героев, позиции автора. Для этого можно предложить
им следующие вопросы: какой раздел учебника-хрестоматии показался
вам особенно интересным? Какой из писателей увлек вас своей
творческой биографией?
Какие из
стихотворных и прозаических произведений вы смогли бы прочитать
наизусть?
Приведите
примеры сравнений, гипербол, гротеска в произведениях XIX
и XX веков. Какую роль они играют в данном произведении?
Какие пословицы
и поговорки показались вам особенно важными и вы стали часто
использовать их в своей речи?
Какие размеры
стихотворных произведений вам известны? Приведите в качестве
примера стихотворные строки изученных в этом году произведений
и определите их размер.
Что вы можете
рассказать о творческой лаборатории Пушкина, Гоголя, Тургенева,
Толстого, Чехова (покажите на одном примере)?
Какие проблемы,
важные для сегодняшнего времени, затронуты в произведениях
русской литературы XIX и XX веков?
К произведениям
какого писателя из включенных в ваш учебник вы часто обращались
на уроках чтения и почему?
Какие публицистические
статьи литературоведов, писателей особенно понравились вам?
Какие иллюстрации
показались вам наиболее интересными?
Разумеется,
на итоговом уроке прозвучат пересказы изученных произведений,
чтение наизусть, рассказы о писателях, устные характеристики
героев, с последующим обсуждением, рецензированием ответов
учителем и учащимися.
Кроме того,
для такого урока важен и игровой момент, поэтому нужны викторины,
загадки, небольшие ребусы, которые можно было бы записать
на доске и коллективно поработать с ними. Викторина всегда
была излюбленным игровым и познавательным занятием для ребят
любого возраста. Вопросы для нее предлагает учитель, исходя
из возможностей данного класса, и готовят сами школьники (по
заданию учителя). Вопросы могут быть составлены по изученным
текстам, например: назовите имена героев произведений Е. Носова,
Ю. Казакова.
В каком
произведении один персонаж у другого откусил орден? Как называется
литературный прием, использованный здесь автором, и с какой
целью, по вашему мнению, его вводит писатель?
Чем отличаются
сатирические произведения от юмористических? Приведите пример.
У какого
поэта самым любимым временем года была осень? Какие стихотворения
этого поэта об осени вы знаете?
Кто автор
строк: «Люблю березу русскую, То светлую, то грустную
»,
«Я воспитан природой суровой
»?
Какой герой
какого произведения варил в пригоршне суп? Какой прием в данном
случае используется автором и с какой целью?
Какие произведения
прочитаны вами по книгам «Российская школьная хрестоматия»,
«Читаем, думаем, спорим
»?
|