ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Долгие
десятилетия зарубежная литература совсем не входила в учебники
или была представлена одним-двумя именами. Это привело к тому,
что школьники старших классов имели очень слабое представление
о литературе других стран мира. В настоящее время положение
существенно изменилось: в программу каждого из средних и тем
более старших классов входят четыре-пять произведений зарубежной
литературы. Это позволяет широко познакомить учащихся с различными
писателями, их произведениями, с новыми жанрами. Знать литературу
и искусство других народов в наше время особенно необходимо
хотя бы для того, чтобы лучше понять своеобразие отечественной
классики.
Включенные
в учебник-хрестоматию седьмого класса произведения зарубежных
писателей посвящены теме социальной справедливости, самоотверженной
любви, защите человеческого достоинства.
Проблема
взаимоотношений взрослых и детей в этом разделе будет продолжена
при изучении произведения Дж. Олдриджа «Последний
дюйм». Мы не найдем здесь, как у Толстого или Бунина,
самоанализа. Есть другое поступок, почти невероятный
в экстремальной ситуации, и сближение отца и сына в труднейшей
жизненной обстановке. Они оказываются достойными друг друга.
Герои Э. По
и Л. Пиранделло помогают школьникам увидеть и оценить
умение защитить чувство собственного достоинства, несмотря
на сложные обстоятельства, в которых оказываются герои.
Не менее
новыми и по мотивам, и по содержанию, и особенно по жанру
будут для семиклассников японские хокку. Может быть, не сразу
они будут поняты школьниками, но впечатления от них все-таки
будут большими. Интерес к ним учащиеся проявляют всегда, когда
впервые слышат о них, но следует помнить, что понимание придет
к школьникам не сразу. Однако если доступны для них тургеневские
стихотворения в прозе, то вполне допустим и этот совсем новый
жанр. Учитель или заранее подготовленные учащиеся предлагают
рассказ о судьбе, жизненном и творческом пути писателя другой
страны, подчеркивая при этом оригинальность, своеобразие личности
и творчества.
|