ОРГАНИЗАЦИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Новый учебник
по литературе, на который опирается данное пособие, выделяет,
как правило, задания трех уровней: 1) для закрепления
знаний, т. е. для осознания и запоминания материала;
2) для их учебного переноса на произведения второго круга
чтения (для применения по образцу); 3) для использования
в самостоятельном чтении, т. е. при творческом применении.
Назовем
предположительные темы для уроков внеклассного чтения.
Вводный
урок: «Умные и верные друзья» (урок, эмоционально
подготавливающий учеников к новому курсу литературы, к первой
теме. Беседа о примерной программе внеклассного чтения на
весь учебный год).
«В
мире былин» урок-обобщение на материале самостоятельного
чтения учащимися русских народных былин (былин об Илье Муромце,
«Добрыня и Змей», «Святогор и Илья Муромец»
и др.).
Вариант:
«Молодеет и лад баллад» баллады о Робин
Гуде. Связь баллад и романа об Айвенго. Русские классические
баллады.
«Образ
Петра I в произведениях А. С. Пушкина»
урок-тренировка в переносе опорных знаний и обобщенных
умений из сферы классного изучения литературы («Полтавский
бой», «На берегу пустынных волн
») на
произведения Пушкина о Петре I из круга самостоятельного
чтения («Полтава», «Медный всадник», «Арап
Петра Великого» и др.), прочитанные дома полностью.
«Гоголь
поэт, поэт жизни действительной» (В. Г. Белинский)
урок-обобщение на материале самостоятельного, чтения
учащимися «Миргорода».
«Вся
моя биография в моих сочинениях
» урок
на материале самостоятельного чтения и анализа «Записок
охотника» и «Стихотворений в прозе» Тургенева
(«Бежин луг», «Бурмистр», «Певцы»,
«Порог», «Воробей» и др.).
«Воля
и труд человека дивные дива творят» (Н. А. Некрасов)
произведения русских классиков и современных писателей о людях
труда (произведения Н. А. Некрасова, А. Т. Твардовского,
Ф. А. Абрамова, П. П. Бажова, Я. В. Смелякова
и др.).
«Все
начинается с детства» автобиографические
произведения русских классиков и современных писателей (Л. Н. Толстой.
«Детство», М. Горький. «Детство»,
«В людях», произведения А. Гайдара, А. Бруштейн,
Г. Белых, Л. Пантелеева и др.).
«Смех
дело серьезное» юмористические и сатирические
литературные произведения.
«Все
богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны»
(Н. Рыленков) человек и природа в произведениях
о родной земле.
«Ради
жизни на земле» Великая Отечественная война
в произведениях В. Астафьева, В. Богомолова, К. Симонова,
поэтов участников войны.
«Сила
мечты» проблема соотношения внутренней и внешней
красоты человека, мелкого расчета и окрыляющей мечты в произведениях
Дж. Лондона, Р. Брэдбери, Д. Сэлинджера, Ш. де Костера,
А. Грина, Г. Уэллса и др.
Заключительный
урок: «Книга и целый мир неведомый кругом»
урок, объединяющий классное и внеклассное чтение, как своеобразный
итог года, рекомендация книг для чтения летом (см. в учебнике
раздел «Прочитайте летом»).
|