ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга представляет собой третью часть комплексного курса русского языка как систематизированной подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) для школьников старших классов и абитуриентов.
В данную часть пособия включены материалы по трем содержательным разделам школьной программы: «Речь. Текст», «Выразительность русской речи», «Развитие речи. Сочинение».
Основными задачами пособия являются:
— повторение и обобщение знаний учащихся по названным разделам школьного курса «Русский язык»;
— закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения;
— выработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте;
— подготовка к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ.
Содержание и построение пособия ориентированы на требования ЕГЭ, а также на современные нормативные документы, определяющие содержание и оценку качества знаний по русскому языку выпускников средней (полной) общеобразовательной школы.
Первый раздел содержит теоретические сведения о содержательной и структурной организации текста как особого речевого произведения, его языковом оформлении и средствах выразительности, а также материалы и упражнения, связанные с многоаспектным анализом текста. Второй раздел практический. Он содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения и тренировочные упражнения к разным этапам создания собственного высказывания на основе прочитанного текста.
В каждом из разделов представлена краткая теоретическая информация, практические упражнения, а также тестовые задания для итогового контроля по русскому языку.
Отличительными чертами предлагаемого пособия являются:
— объединение в одной книге сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;
— направленность пособия на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;
— ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;
— четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу учащихся.
Настоящая книга может быть использована как учебное пособие для занятий по русскому языку в 10—11 классах общеобразовательных учебных заведений, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.
Включенные в пособие упражнения тестового характера являются готовыми вариантами заданий для проведения контрольных и проверочных работ по комплексному анализу текста и развитию речи учащихся.
В книге использованы материалы из различных пособий по русскому языку, филологическому анализу текста и культуре русской речи.
|