Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Методические советы


ПРЕДИСЛОВИЕ

      Курс литературы в 10 классе, построенный на историко-литературной основе, — это новый по сравнению с предыдущими классами этап в изучении русской классической литературы. Он требует огромного напряжения и от учителя, и от учащегося не только потому, что выстроен на принципиально иной основе, но и потому, что чрезвычайно насыщен сложнейшим художественно-литературным материалом.
      Сочетание в программе монографических и обзорных тем позволяет достаточно полно познакомить учащихся с жизнью и творчеством одних писателей, дать представление о других, осветить особенности той или иной литературной эпохи и показать место художественного произведения в историко-литературном процессе.
      В связи с новыми задачами курса 10 класса меняется и сам характер урока литературы, и методика проведения различного вида проверочных работ. Одним из основных типов урока становится урок-лекция, сокращается поурочный опрос, устные и письменные работы учащихся становятся более сложными и разнообразными, возрастают требования к сочинениям и различного вида творческим работам. Кроме того, изменились и сами учащиеся. Это современные юноши и девушки, которые, как правило, уже выбрали свой путь в жизни. И путь этот не всегда связан с литературой.
      Как же сделать уроки литературы в 10 классе и наиболее эффективными, и запоминающимися, и просто интересными? Как помочь учащимся понять, что русская классическая литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, без которого можно спокойно прожить, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей, которые связывают прошлое и настоящее и указывают дорогу в будущее? Как спланировать уроки, какие темы выделить, каким образом проверить усвоение разнообразного историко-литературного материала? Как учителю «объять необъятное», а ученику со всем этим справиться и не утратить на долгие годы интереса к «программной» литературе? Вопросы, сомнения, поиски и находки, ошибки и заблуждения, счастье от того, что «нашел», и огорчение от того, что «не получилось»... А может быть, вообще нет определенных ответов на все эти вопросы и нет одного-единственного стандартного решения? Нам думается, что нет, потому что литература (наверное, единственная из всех школьных предметов) дает огромный простор не только работе ума, но и души. Не всякому это под силу, и сразу же возникают проблемы.
      Наша книга методических рекомендаций по литературе ХIХ века не решает всех этих проблем, но пытается сориентировать учителя в многоплановом и обильном литературном потоке, сфокусировать его внимание на главном, которое заключается не столько в освоении учащимися фактов и событий, сколько в постижении глубинной сущности творчества определенного художника, в понимании, зачем создано то или иное произведение и почему оно так гармонично укладывается в яркую мозаику, называемую литературным процессом.
      На уроках литературы в старших классах особенно ясно становится, что каждый русский писатель сообразно своему мировоззрению и душевным склонностям пытается выстроить в своем творчестве модель гармоничного мира или указать путь к этой гармонии, которая пока недостижима.
      Мир русской литературы ХIХ века строится на идее нового гуманизма, отличающегося от западно-европейского, который утверждал в общественном сознании индивидуалистическую идею: человек — «венец творения», а следовательно, равен Богу.
      Молодые люди, стоящие на пороге третьего тысячелетия, не должны забывать нравственных уроков русской классики. Вопросы свободы и несвободы, любви и ненависти, личности и коллектива, индивидуализма и жертвенности, насилия и смирения, прошлого и настоящего, поставленные писателями ХIX  века, до сих пор ждут своих решений. Ответы на эти вопросы в наше время будут несколько другими, потому что изменился мир, изменилось общество, но суть ответов сохранится той же, потому что истинные ценности остаются незыблемыми.
      Вопросы и задания, помещенные в книге, дают учащимся возможность поразмышлять над страницами классики, высказать свою точку зрения, не боясь нетрадиционного ответа — лишь бы он был доказуемым.
      Материалы в книге расположены по разделам, указанным в программе. Каждый раздел открывается общими замечаниями; затем дается тематика уроков по изучению творчества того или иного писателя, включающая краткий перечень проблем, которые необходимо осветить в ходе урока. Тема в книге методических рекомендаций — это не обязательно тема какого-то отдельного урока, а освещение конкретной проблемы, связанной с изучением жизни и творчества писателя. По своему усмотрению учитель может разбивать тему на несколько уроков, включая какие-то дополнительные проблемы, либо давать тему как часть урока, либо пропускать тему, вынося ее на факультативные занятия или для самостоятельного изучения. В конце каждой темы имеется достаточно широкий ряд вопросов и заданий, из которых учитель выберет то, что больше устраивает его и подходит для той аудитории, с которой он работает.
      Итоговые работы, помещенные в конце каждого раздела, дают учителю возможность выбрать ту или иную форму проверки или объединить несколько заданий в одно.
      Формы итоговых работ, предлагаемых в книге, весьма разнообразны. Это и сочинения, и зачеты, и тесты, и анализ текста, и рецензия (подробнее об этом будет рассказано в главе «Письменная и устная работа учащихся на уроках литературы»). Темы сочинений в книге также представлены достаточно широко с тем, чтобы учитель мог выбрать то, что его больше устраивает.
      Книга методических рекомендаций не содержит кратких конспектов уроков (это напоминало бы чужие сочинения, списанные нерадивыми учениками из расплодившихся в последнее время пособий), но дает учителю-словеснику путеводную нить, сохраняя столь дефицитное время, отпущенное ему для подготовки к урокам.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>