Маранцман В. Г. Литература. 5 класс. Методические рекомендации


Задачи изучения литературы в пятом классе

      Пятый класс является переходным от начальной школы к средней, поэтому представляется целесообразным сохранить привычный детям по младшим классам принцип тематического построения курса, хотя эта тематика эстетически усложняется.
      Движение времени — лейтмотив курса, определивший его построение: основная проблема курса, развиваясь, решается в пяти тематических циклах — «Времена года», «Свобода сказки», «Басни разных времен», «Эпохи жизни», «Человек на дорогах разных времен».
      Первый цикл — «Времена года» — прослеживает движения природы и пронизывает всю программу пятого класса, позволяя ученикам от реальных наблюдений подняться к эстетическому освоению меняющегося пейзажа. Внутренняя цельность занятий заключается не только в том, чтобы дать портреты осени, зимы, весны, лета, но и в том, чтобы открыть неповторимость отношения к ним каждого художника, поэта, музыканта. Личностность взгляда — непременное условие искусства, и она проявляется в сопоставлении «Бабочки» А. А. Фета и В. В. Набокова, «Ивы» Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, «Березы» А. А. Фета и С. А. Есенина. Наши усилия в анализе направлены на прояснение поэтической пластики, продиктованной чувством. Этому помогает и теоретико-литературный ряд программы.
      Во втором цикле — «Свобода сказки» — изучаются фольклорные и литературные сказки с целью показать ребятам как художественное своеобразие национальных миров, так и их единство, подсказанное близостью общечеловеческих нравственных ценностей. Сказка дает автору и читателю ощущение беспрерывной свободы движения во времени и пространстве, она несет в себе чудо свободного движения. Сказки фольклорные сменяются литературными, чтобы ребята могли почувствовать единство писателя и народа и осознать в творчестве писателя особое, индивидуальное сознание. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина дана в сопоставлении с народной русской сказкой и греческим мифом, своеобразная на этом фоне сказка X. К. Андерсена «Снежная королева» и завершающая первый цикл сказочная повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» наиболее ярко раскрывают особенности фольклора и авторской литературы.
      Вместе с тем в пределах одного сюжета выясняется разность авторских трактовок («Золушка» Ш. Перро и Е. Л. Шварца). Переход от сказок к лимерикам Э. Лира подчеркивает взаимосвязь и особенности жанров, растущих из фольклора.
      Третий цикл — «Басни разных времен». Линия сопоставления писательских миров продолжается здесь сравнением басен Эзопа, Ж. Лафонтена и И. А. Крылова, в которых одни и те же человеческие пороки рассматриваются не вполне одинаково не только потому, что принадлежат разным национальным культурам, но и потому, что написаны в разное время. Современный взгляд представлен «сказками» Ф. Д. Кривина.
      Четвертый цикл — «Эпохи жизни» — показывает движение времени в пределах человеческой жизни от детства к старости. Детство предстает как прекрасное и трудное открытие мира в стихотворении Ж. Превера «Как нарисовать птицу» и повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», мучительность и необходимость перехода от детства к юности — в рассказе Ю. П. Казакова «Оленьи рога». «Разноцветная бабочка» А. П. Платонова, изображая отношения людей разных поколений, побуждает думать о том, что такое зрелость, берущая на себя ответственность за жизнь. Старость, не расстающаяся с энергией жизни, показана в рассказе К. Г. Паустовского «Парусный мастер». Стихотворение В. В. Набокова «Лестница» позволяет поэтически проследить всю жизнь человека в отражениях памяти. Четвертый цикл представляет собой лишь общий очерк этой темы, отдельные части которой находят продолжение и в дальнейшем курсе пятого и шестого классов.
      Пятый цикл — «Человек на дорогах разных времен» — обращен к истории, которая меняет личность, властно вторгается в судьбы людей и творится их усилиями. Хронологическое расположение материала в цикле подчеркивает эту зависимость человека от истории и в ее «минуты роковые», и в обыденном течении жизни. Что вечно в человеке? Меняет ли его время? Эти вопросы проблемно организуют тему, начавшуюся басенным вступлением. Война 1812 года предстает в басне И. А. Крылова «Волк на псарне» и в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино», русский характер и страницы истории XIX века — в оценках И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, современность — в «сказке» Ф. Д. Кривина «Почему черепахи так долго живут». Программа завершается изучением «Трех Толстяков» Ю. К. Олеши, где конкретная история овеяна духом вечности.
      Пятый класс — ответственное звено в курсе литературы и потому, что ученикам предстоит овладеть значительным кругом теоретико-литературных понятий: от сравнения до индивидуального стиля писателя. Последовательность освоения этих понятий продиктована не только характером литературного материала, но и посильностью ряда восхождений для ученика.
      У пятиклассников удивительно сочетаются наивный реализм и чуткость к художественному образу. Поэтому особенно важно соединить понимание содержания художественного произведения с эстетическим вниманием к его автору, к слову, к приемам, которыми пользуется художник, создавая мир заново и видя его своеобразие.
      Пятиклассники менее всего расположены к теоретическому осмыслению литературных явлений. Ни их скромный читательский опыт, ни непосредственно эмоциональное восприятие художественного текста не предполагают быстрого достижения уровня эстетических обобщений в юном читателе. Однако ученики пятого класса уже готовы к чтению серьезных произведений, а не только специально детской литературы. Это обстоятельство обязывает учителя литературы дать пятиклассникам ключи к постижению художественных произведений, и без теоретико-литературных понятий здесь не обойтись.
      Объем теории литературы в пятом классе достаточно значителен. Прежде всего уделяется внимание особенностям художественной речи, состоящим из слова-образа: сравнение, метафора, олицетворение, эпитет, аллегория, a также интонации поэтической и прозаической речи, ритм, двусложные размеры стиха, рифма, строфа. В заключение дается самое общее представление о поэзии и прозе.
      Мы стремимся здесь дать представление о внутренней структуре литературного произведения: тема и идея художественного текста, композиция, сюжет, контраст, движение чувств в стихотворении, портрет литературного героя, пейзаж, авторская речь и внутренний монолог героя, диалог.
      Из литературных жанров осмысляем наиболее знакомые и доступные детям народные и литературные сказки, басни, считая, что дальнейшее освоение жанров будет происходить постепенно и найдет системное воплощение в курсе восьмого класса.
      Наиболее трудным и вместе с тем наиболее актуальным для пятого класса оказывается круг понятий, связанных с автором и его отношением к действительности: понятие об индивидуальном стиле писателя, роль сравнения в выявлении авторского отношения к герою, приемы создания комического, способы выражения авторского отношения к героям.
      Однако прямое внедрение в сознание учеников «правил», которые в некоторых учебниках даже выделяются рамочкой, никакого эстетического эффекта не дает. Необходимо открытие самим учеником того эстетического закона, который лежит в основе художественной организации литературного материала. Пример такого творческого подхода к изучению понятий по теории литературы дала М. А. Рыбникова, затеяв для осмысления понятия композиция игру собирания рассказа Чехова «Смерть чиновника» по разрозненным фрагментам текста. Увлекательная для детей игра собирания мозаики в целостную картину помогла детям открыть значение и смысл последовательности событий и реплик в тексте рассказа. Игра и проблемная задача оказываются необходимостью при работе над теорией литературы в пятом классе.
      Традиции М. А. Рыбниковой продолжены практикой современной школы. В этом смысле показателен урок об эпитете Т. Г. Соловей, учительницы из Крыма, которая стала победителем педагогического конкурса в «Артеке». Ее статью мы помещаем в нашем пособии.
      Вторая особенность в освоении теоретических понятий в школе состоит в нахождении образной основы логического вывода, в поддержании его эмоциональным эквивалентом, помогающим осознанию отвлеченных категорий. Понятие содержит всеобщий смысл, но образ непременно привносит в это общее содержание личностное значение, так как обладает вариативной структурой смыслов и настроений. Поэтому для того, чтобы произошла интериоризация знаний и не только логическое осмысление, но и эмоциональное присвоение учеником понятия, оно должно опираться на образ. Именно в этом случае понятие становится убеждением и инструментом действия. Существенную помощь в соединении понятийного и образного начал в освоении теоретических категорий оказывает введение запоминающегося сюжета и игры.
      Круг внеклассного чтения связан с текстуально изучаемыми произведениями либо единством темы, либо именем писателя и дает возможность учителю наблюдать перенос результатов образования — прежде всего освоенность теоретико-литературных понятий — в сферу свободного чтения.
      Осуществление этих целей должно быть неразрывно связано с собственным литературным творчеством учащихся. Не просто запомнить, что называется эпитетом или сравнением, не только научиться находить и объяснять их в произведении, но обязательно попытаться самому посмотреть на мир (цветок, дерево, небо, реку) глазами художника, передать другим свое видение — такую задачу должен ставить учитель перед детьми, сочетая в едином процессе изучение произведения, теоретико-литературных понятий и собственное литературное творчество школьников.
      Учебник пятого класса существенно сложнее книг, к которым обращались, изучая литературу, ученики начальной школы. Поэтому на первых порах работы с учебником учитель вместе с учениками на уроке попробует ответить на те вопросы, которые предложены по каждому художественному тексту и проявляют работу всех сфер художественного восприятия (эмоции, воображение, осмысление художественной формы и содержания). При изучении следующих тем учитель все смелее поручает отвечать на вопросы ученикам, отмечая, какие стороны художественного восприятия развиты у учеников, а какие еще не пробудились. Учитель предоставит возможность ученику самостоятельно выбрать то творческое задание, которое ему интересно и посильно.
      Статьи по теории литературы — новый жанр для учеников пятого класса, они содержат не только определение, которое нужно заучить, но и размышление, к которому необходимо ученикам присоединиться. Поэтому коллективное чтение такого рода статей в классе, прерываемое вопросами учителя и ответами учеников, — необходимый вид работы на первых порах. Впоследствии мы предлагаем ученикам при работе над теоретико-литературными понятиями письменно составить план статьи учебника, выписать определение того или другого термина поэтики, самостоятельно подобрать примеры из художественных текстов. Очень важно, чтобы предпосланные литературным произведениям статьи о писателях реально сыграли роль установки на чтение. Для этого, прочитав слово о писателе в учебнике, ученики могут поделиться опытом чтения его произведений или побеседовать с учителем о том, какого рода тексты мог сочинить этот человек.
      Наизусть учащимся рекомендуется выучить по одному стихотворению о временах года русских поэтов А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, С. А. Есенина, Н. А. Заболоцкого и одну из миниатюр М. М Пришвина из книги «Глаза земли».

Тематическое планирование курса изучения литературы в пятом классе

Темы, литературные произведения Минимальное количество часов Теория литературы Внеклассное чтение Литературное творчество

Движение времени

  1 Пословица, загадка Пословицы и загадки о времени  

Времена года

М. М. Пришвин. «Глаза земли»

4

Понятие о сравнении М. М. Пришвин. «Кладовая солнца» Сочинение прозаических миниатюр с описанием каждого времени года

Лето

Ф. И. Тютчев. «Что ты клонишь над водами...»;
А. А. Фет. «Ива», «Бабочка»; В. В. Набоков. «Бабочка»

3

Понятие о ритме, рифме и строфе. Понятие о двусложных размерах стиха Пословицы и загадки о лете Создание иллюстраций к стихотворениям

Осень

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. IV, строфа XL «Но наше северное лето...»);
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»;
И. А. Бунин. «Листопад»;
Н. А. Заболоцкий. «Сентябрь», «Не позволяй душе лениться!»

3







1

Понятие о метафоре. Понятие об олицетворении Загадки и пословицы об осени Сочинение-миниатюра «После дождя»

Зима

А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» (гл. IV, строфы XLI, XLII «Встает заря во мгле холодной...», гл. VII, строфы XXIX, XXX «Но лето быстрое летит...»);
А. А. Фет. «Печальная береза»;
С. А. Есенин. «Береза»

2

Понятие об эпитете

 

Сочинение по картине о зиме

Весна

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. VII, строфа I
«Гонимы вешними лучами...»);
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»;
А. А. Фет. «Это утро, радость эта...»;
И. А. Бунин. «Бушует полая вода...»;
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»

3

Поэзия и проза

И. А. Бунин. «Кастрюк»

Составление литературно-музыкальной композиции об одном из времен года

Свобода сказки

Русские народные сказки «Байка о щуке зубастой», «Мудрая дева», «Перышко Финиста ясна сокола»

3

Понятие о сказках о животных, о бытовых и волшебных сказках

Русские народные сказки «Чудо Морское — Зверь Лесной», «Волшебное зеркальце», «Про Елену Красу — золотую косу»

Сказывание сказки

А. С. Пушкин. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4

Понятие о литературной сказке

Миф об Амуре и Психее

Киносценарий по эпизоду «Поиски и пробуждение невесты»

Т. А. Гофман. «Щелкунчик» (чтение и обсуждение)

1

     

X. К. Андерсен. «Снежная королева»

3

Понятие о сюжете

X. К. Андерсен. «Ребячья болтовня», «Садовник и господа», «Старый дом»;
П. Бажов. «Таюткино зеркальце»

Сочинение сказок о предметах

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

2

Понятие о юморе

Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

Сочинение сказки

Э. Лир. Лимерики;
Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес» (чтение и обсуждение)

2

Понятие о комическом

Русский народный юмор: небылицы, прибаутки, докучные сказки, сказки-анекдоты;
Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»

Сочинение небылиц, лимериков, анекдотов

Е. Л. Шварц. «Золушка» (чтение и обсуждение)

1

Понятие о ремарке и монологе

Ш. Перро. «Золушка»;
Е. Л. Шварц. «Снежная королева»

Рассказ о спектакле, опере, фильме, балете на сюжет «Золушки»

Басни разных времен

Басни.
Эзоп. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок»;
Лафонтен. «Ворон и Лис»

2

Понятие о басне. Понятие об аллегории

Чтение басен Эзопа и Лафонтена

Конкурс: выразительное чтение басен

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Квартет», «Волк на псарне»

3

Пословица и мораль басни

Русские народные сказки-басни и пословицы

Сочинение басни по пословице

Ф. Д. Кривин. «Почему черепахи так долго живут»

1

 

Р. Д. Брэдбери. «Дядюшка Эйнар»

Сочинение басни или фантастического рассказа на современную тему

Эпохи жизни

Ж. Превер. «Как нарисовать птицу»

1

 

М. Метерлинк. «Синяя птица»

Сочинение этюдов «Как нарисовать море (реку, озеро...)», «Летние дороги»

В. Г. Короленко. «В дурном обществе»

4

Портрет литературного героя

Д. Гринвуд.  «Маленький оборвыш»

Пересказ эпизода с изменением лица рассказчика

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (чтение и обсуждение)

2

 

М. Твен. «Принц и нищий»

Сочинение юмористического рассказа

Ю. П. Казаков. «Оленьи рога»

1

Авторская речь и внутренний монолог героя

Ю. П. Казаков. «Тедди»

Сочинение на тему «Расставаясь с детством»

В. В. Набоков. «Лестница»

1

   

Выразительное чтение стихотворения

К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»

1

Тема и идея художественного произведения

К. Г. Паустовский. «Робкое сердце»

Создание словесных иллюстраций к рассказу

А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка»

2

 

А. П. Платонов. «Сухой хлеб», «Цветок на земле», «Приключение», «Родина электричества»

Стилистические упражнения на тему «Речь героя и речь автора»

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

2

Диалог в литературном произведении

 

Сочинение рассказа «Как я заблудился»

Человек на дорогах разных времен

М. Ю. Лермонтов. «Бородино», «Два великана»

2

Понятие о звукописи

М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина», «Воздушный корабль»

Упражнение в звукописи: «Шум дождя», «Скрип снега» и т. п.

А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Лес», «Урожай», «Разлука», «Не шуми ты, рожь...»

2

Движение чувств в стихотворении

Стихотворения А. В. Кольцова

Подбор картин русских художников для иллюстрирования стихотворений А. В. Кольцова

И. С. Тургенев. «Муму»

4

Роль сравнения в выявлении авторского отношения к герою. Понятие о композиции, о пейзаже

 

Рисование словесных портретов героя в определенных ситуациях

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

1

Приемы создания комического

А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»

Инсценирование фрагментов рассказа

Дж. Лондон. «Белый Клык»

1

 

Дж Лондон. «Белое безмолвие», «Любовь к жизни»

Сочинение на тему «Если бы животные могли говорить...» или «„Братья меньшие” и их хозяева»

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»

4

Способы выражения авторского отношения к героям

В. Гауф. «Холодное сердце»; А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»

Сочинение-рассуждение на тему «Почему „Три Толстяка” Ю. Олеши — сказка на все времена?»

Итого:
      61 час на текстуальное изучение произведений;
      6 часов на чтение и обсуждение произведений;
      3 часа — уроки внеклассного чтения (по выбору учителя).
      Всего 70 часов.

Методический комментарий к урокам литературы1

Движение времени. 1 час

      Время в жизни человека, природы, общества. Время близкое и далекое. Пространство времени, остающееся в памяти человека и в искусстве. Обращение к произведениям, изученным в начальной школе, где дается портрет времени (А. С. Пушкин. «Зимний вечер», стихотворения русских поэтов о временах года и др.).
      Представления о времени в Древней Руси. Времяисчисление в Древней Руси и его изменения. Попытки учеников «увидеть» время, создание живописного образа времени: этюды-зарисовки «День», «Вечер», «Ночь». Выяснение представлений учеников, связанных со словами век, год, мгновение. Разгадывание загадок и собирание пословиц о времени.
      Время и космос, время и жизнь человека. Время и часы как его измеритель. Бесконечность движения времени и предельность механизма.
      Разрушительность времени для вещей и гармоничность по отношению ко Вселенной.

Времена года

М. М. Пришвин. «Глаза земли». 4 часа

      Урок 1. Пришвин — неустанный наблюдатель жизни и ее защитник. Убеждение писателя в том, что «внимание — это основной питательный орган души». Дневники писателя как результат пытливого внимания к человеку и природе. Гуманизм писателя, считавшего необходимым единство с природой, хотя «не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». Книга «Глаза земли» — попытка понять внутренний мир человека и стать зеркалом природы. Третья часть книги «Времена года». Миниатюры Пришвина как способ создания установки на изучение каждого времени года в пятом классе. Проза, предшествующая изучению лирики, — залог собирания жизненных впечатлений.

      Уроки 2—3. Чтение и обсуждение миниатюр Пришвина. Лето: «Среди дубов», «Жар-птицы», «Конец лета». Обсуждение вопросов: что любит Пришвин в этом времени года? Чем дорого мне лето? Сравнение миниатюры «Конец лета» с хокку Басё.
      Осень: «Ветер», «Перелет», «Сила жизни». Обсуждение вопроса: неподвижность или перемены Пришвин считает характерными для осени?
      Зима: «Снег на ветвях», «В городе». Обсуждение сравнений, предающих отношение Пришвина к зиме.
      Весна: «Весенняя дорога», «Весна звуков», «Мартовское солнце», «Весна воды», «Ландыши». Обсуждение вопросов: какое из времен года Пришвин любит более других? Какие чувства рождает в писателе весна? Чтение миниатюры «Вопрос» и ответ на вопрос: что дарит Пришвину природа?

      Урок 4. Творческая мастерская (по книге Пришвина «Глаза земли»). Рассматривание античных скульптур и живописных аллегорий XVIII века, изображающих времена года. Беседа по личным впечатлениям пятиклассников о временах года и попытки создать собственные прозаические миниатюры или описания момента жизни природы, характерного для каждого из времен года. Чтение загадок и пословиц, связанных с темой времен года, выделение в них сравнений и попытки нарисовать иллюстрации к ним.

Лето

Ф. И. Тютчев. «Что ты клонишь над водами...»; А. А. Фет. «Ива», «Бабочка»; В. В. Набоков. «Бабочка». 3 часа

      Урок 1. Бабочки — вестницы лета. Рассказы учеников о лете и летних впечатлениях. Словесное рисование эмблемы лета. Осознание мгновения и его вечной, непреходящей ценности в стихотворении А. Фета «Бабочка». Бабочка Набокова — образ вечной юности и бесконечности природы. Бабочка Фета — символ счастья и искусства. Поиск совпадений и различий в поэтическом строе стихотворений Фета и Набокова, их оправдание. Соотнесение ритмической организации стихотворений с их содержанием. Диалог поэтов: стихотворение Набокова — возможный ответ на обращение Фета к бабочке. Создание иллюстраций к стихотворениям.

      Урок 2. Портрет дерева. Сравнение изображения ивы у Тютчева и Фета. Одиночество ивы Тютчева и невозможность для нее слиться с потоком. Ощущение праздничности жизни и полнота чувствования лирического героя Фета. Словесное иллюстрирование стихотворений. Выразительное чтение. Поиск музыкальных аналогий.

      Урок 3. Стихотворная речь. Мелодия стиха и ее связь с содержанием стихотворения. Чтение стихотворений зарубежных поэтов и попытка уловить в звучании стиха настроение и даже тему произведения. Влияние рифмы на мелодию стихотворения. Энергичность мужских рифм, мягкость женских и спокойствие или грусть дактилических рифм. Строфа как определитель развернутости чувств и картин стихотворения.

Осень

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. IV, строфа XL «Ho наше северное лето...»); Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»; И. А. Бунин. «Листопад». 2 часа

      Урок 1. Движения осени. Осенние этюды учеников, прослеживающие движение этого времени года. Условное деление осени на три поры: красок, ветров и дождей. Сравнение картин И. Левитана, В. Поленова, И. Остроухова «Золотая осень». Общность названия и разность настроений. Способность каждого художника неповторимо видеть и воплощать близкие явления.
      Стремительный ход осени и целостный ее портрет в пушкинском романе. Привычные для языка и поэтические олицетворения. Определение эмоционального лейтмотива и попытка создания киносценария.

      Урок 2—3. «Унылая пора! Очей очарованье...». Чтение отрывка из стихотворения Пушкина «Осень» и размышление над противоречивостью чувств, которые вызывает это время года.
      Размышления на тему «В чем красота и печаль осени для Тютчева, Бунина». Умиротворение и простор осени Тютчева, яркость и завороженная тишина сказочного листопада Бунина. Разница между сравнением и метафорой в строках Бунина. Подбор музыкальных эпиграфов к стихотворениям из концерта «Осень» А. Вивальди и пьес П. Чайковского из альбома «Времена года».

Н. А. Заболоцкий. «Сентябрь», «Не позволяй душе лениться...». 1час

      Урок 4. Сдержанность поэтического голоса Заболоцкого и одушевление поэта, испытывающего восторг перед человеческими лицами и природой. Стихотворение «Сентябрь» (1957). Краткость смятений в природе и ожидание поэтом ясности, гармонии, красоты. Призыв запечатлеть мгновения красоты. Смена красок в строфах стихотворения. Оправдание учениками эпитетов, метафор и сравнений. Роль метафоры в композиции стихотворения. Подбор музыкального сопровождения для выразительного чтения стихотворения. Ответы на вопросы по сферам восприятия: 1. Как бы вы прочли начало и конец стихотворения? 2. Как относится поэт к «царству тумана и морока»? 3. Как бы вы нарисовали осень, прочитав это стихотворение? 4. Каким вы видите поэта в начале и в конце стихотворения? 5. В какой строфе меняется настроение поэта? 6. Почему поэт призывает живописца нарисовать орешину, как молодую царевну «с беспокойно скользящей улыбкою»? 7. Что любит поэт в осени?
      Суровость требования Заболоцкого к себе и строгость оценки человеческих поступков. Дискуссия в классе по прочтении стихотворения «Не позволяй душе лениться!» (1958). Почему поэт называет душу «лентяйкой, рабыней и царицей»? Чем опасна для человека «поблажка» освобожденья от работ? Почему поэт требует от души преодоления препятствий?

Зима

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. IV, строфы XLI и XLII «Встает заря во мгле холодной...»; гл. VII, строфы XXIX и XXX «Но лето быстрое летит...»); А. А. Фет. «Печальная береза»; С. А. Есенин. «Береза». 2 часа

      Уроки 1—2. Радость и суровость зимы в изображении русских художников: И. Шишкин. «Зимой в лесу»; А. Саврасов. «Зима»; В. Суриков. «Взятие снежного городка»; А. Куинджи. «Солнечные пятна на снегу»; Б. Кустодиев. «Масленица». Попытка создания учениками собственного портрета зимы.
      Прослушивание фрагментов концерта А. Вивальди и 1-й симфонии П. Чайковского и размышление на тему «Можно ли по портрету зимы судить о человеке, который его создал?».
      Сравнение зимних пейзажей в IV и VII главах романа Пушкина «Евгений Онегин» и определение разности их настроений и общей манеры поэта рисовать природу. Обычное и чудесное в пушкинских портретах времен года. Роль эпитета в выражении авторской оценки.
      Сравнение стихотворений Фета и Есенина и попытка по стилю определить, какое из них написано раньше. Размышление над разностью сравнений, метафор и эпитетов в двух стихотворениях и определение основного тона каждого из них. Восторг Фета и застенчивая нежность Есенина, проявленные в творческих работах учеников — словесном или графическом портрете дерева.

Весна

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (гл. VII, строфа I «Гонимы вешними лучами...»); Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»; А. А. Фет. «Это утро, радость эта...»; И. А. Бунин. «Бушует полая вода...»; А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». 3 часа

      Урок 1. Весна — «утро года». Рассказы учеников о том, с чего для них начинается приход весны, о весенних настроениях и мыслях. Чтение и обсуждение дневниковых записей учеников «Шаги весны», составленных по предварительному заданию. Выбор в альбомах или в Интернете картин художников, реализующих календарь весны М. М. Пришвина: весна света, весна звука, весна воды.

      Урок 2. Сравнение изображения весны у Тютчева и Пушкина — разность настроения и образных средств. Составление партитуры чувств к выразительному чтению текстов. Стремительность и свобода движения весны у Пушкина. Напряженная борьба стихий в стихотворении Тютчева. Наблюдение над временами глаголов в поэтическом тексте и сравнение глагольных рядов у Пушкина и Тютчева.

      Урок 3. Праздничное цветение жизни в стихотворении Фета. Особенности авторского синтаксиса. Столкновение и сопряжение патетики и бытовой лексики и интонации. Отношение Бунина к весне. Весна — открытие жизни и пора радостных перемен, движения, борьбы света и тьмы. Сравнение прозаической картины весны в рассказе «Кастрюк» и в стихотворении «Бушует полая вода...». Звуки, цвета и запахи в поэтической картине Бунина и их движение в стихотворении.
      «Странности» весны в изображении Ахматовой. Чтение стихотворения Ахматовой и определение его общего интонационного напева и музыкальной кульминации текста. Противоречивость образов и эпитетов. Весна — пора движения, изменения красок и состояний. Эхо природных движений в человеческой душе. Выразительное чтение стихотворения.
      Конкурс чтецов, по своему выбору выучивших стихотворения о весне наизусть.

Свобода сказки

Русские народные сказки. 3 часа

      Урок 1. Сказки о животных и бытовые сказки. «Байка о щуке зубастой». Основной проблемный вопрос: почему в сказке о щуке рассказывают как о человеке? Аллегория. Олицетворение. Древние истоки сказок о животных, представления о животных-тотемах. Чтение и пересказ «Байки о щуке зубастой». Характеристика героев сказки, словесное рисование иллюстраций.
      Бытовые сказки. «Мудрая дева». Основной проблемный вопрос: почему обыкновенная история про обыкновенных людей названа сказкой? Герои бытовых сказок, качества их характеров, помогающие героям выходить из трудных ситуаций: трудолюбие, честность, находчивость, хитрость. Поиск ответа на вопросы: к каким человеческим качествам бытовая сказка относится с уважением, а какие — высмеивает? Согласны ли вы с оценкой героев в сказке? Выбор учениками портрета мудрой девы из предложенных женских портретов (М. А. Врубель. «Царевна Лебедь»; В. М. Васнецов. «Аленушка»; И. Е. Репин. «Портрет С. М. Драгомировой»; И. Е. Репин. «Портрет М. И. Лахтиной»). Словесное рисование портрета мудрой девы.

      Уроки 2—3. Волшебные сказки. «Перышко Финиста ясна сокола». Волшебная сказка как явление народного искусства. Сказочное пространство и время, не соотносимые с реальными. Образ невинно гонимого сказочного героя, его идеализация. Сюжетные элементы волшебной сказки. Волшебные предметы в сказке.
      «Перышко Финиста ясна сокола» — сказка о чудесном супруге. Тотемистические представления древних, отразившиеся в сказках. Образ любви — раненой птицы в сказке. Неизбежность испытаний и страданий на пути к счастью. Трудность поиска Финиста и силы, которые помогают и мешают героине на этом пути. Предназначенность влюбленных друг другу. Представление героев сказки учениками: создание словесных портретов, выбор реплик и т. п. Узнавание классом представленных персонажей. Жестокость как главный человеческий порок. Доброта, верность и открытость миру как качества, преодолевающие жестокость. Анализ особенностей языка сказки, фольклорные традиции сказывания сказки. Приближение языка сказки к устной речи.

А. С. Пушкин. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 4 часа

      Урок 1. Слово о писателе. Детство Пушкина. Влияние на него народной русской традиции и европейской культуры. Захарово и Москва — колыбель патриотизма и широты культуры поэта. Описание Захарова в «Послании к Юдину» (1815). Стихотворения «Зимний вечер» (1825), «Няне» (1826).
      Сравнение стихотворений как прием, помогающий обнаружить глубину чувства поэта и оценку народного мира, его мудрости, светлого отношения к жизни, идеала верности и преданности людей.
      Вступление к «Руслану и Людмиле» — собирательный образ мира русских сказок. Игра узнавания сказочных сюжетов в строках Пушкина. Мотив доброго чуда в прологе. Рисование иллюстраций.

      Урок 2. Читательские впечатления учеников о «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» по вопросам на все сферы восприятия, данным в учебнике, и сравнение их с впечатлениями от других сказок Пушкина. Создание установки на анализ вопросом о названии сказки. Запись народной сказки о мертвой царевне и сюжет Пушкина. Печальное начало сказки. Мать и дочь. Словесное рисование портретов царицы-мачехи и царевны.

      Урок 3. Композиция сказки. Повторы слов и вариации лейтмотивов в сказке Пушкина. Поиски смыслов соседних эпизодов. Силы, спасающие (честность зеркальца, доброжелательность Чернавки, привязанность богатырей, преданность Соколки, любовь королевича Елисея) и губящие царевну. Силы природы в сказке, их сочувствие Елисею и сюжетный «нейтралитет». Составление киносценария по эпизоду «Поиски и пробуждение невесты».

      Урок 4. Родственность сказки Пушкина мифу об Амуре и Психее (Апулей. «Метаморфозы»). Сопоставление мифа, фольклорной и пушкинской сказки как итог изучения. Идея просветления жестокого мира любовью. Беззащитность добра и агрессивность зла. Интонационное разнообразие пушкинского стиха. Индивидуальное и фольклорное отношение к героям. Психологическая сложность персонажей пушкинской сказки. Смысл сказочной концовки у Пушкина.

Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик» (чтение и обсуждение). 1 час

      Урок 1. Национальный характер сказки Гофмана. Идеалы добра и борьбы за него в сказке Гофмана. Самоотверженность и преображение в любви. Персонаж сказочника Дроссельмейера, характерный для авторской волшебной сказки. Чтение и обсуждение фрагментов сказки.

Х. К. Андерсен. «Снежная королева». 3 часа

      Урок 1. Андерсен — великий датский сказочник. Очерк жизни писателя. Рассказы учеников о своих первых встречах со сказками Андерсена. Выставка иллюстраций, выполненных учениками к разным сказкам Андерсена (опережающее домашнее задание). История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки. Рассказы учащихся о Кае и Герде. Какой представляется Снежная королева Каю до ранения осколком волшебного зеркала и после него? Словесное рисование портретов Снежной королевы глазами Кая. Размышление над проблемным вопросом: почему именно Кая выбрала Снежная королева?

      Урок 2. Анализ читательских впечатлений от глав, описывающих путь Герды к чертогам Снежной королевы. (Работа по группам, коллективное составление карты путешествия Герды.) Размышление над вопросом: кто из героев сказки помог Герде спасти Кая? Неоднозначность авторского и читательского отношения к женщине, умевшей колдовать. Поиск ответов на вопрос: почему в самом начале пути Андерсен привел Герду в цветник женщины, умевшей колдовать? Сопоставление женщины, умевшей колдовать, и ее цветника со Снежной королевой и ее чертогами. Описание встречи и расставания маленькой разбойницы с Гердой. Размышление над проблемным вопросом: почему Герде помогают люди и животные в поисках Кая?

      Урок 3. Зеркало разума — любимое зеркало Снежной королевы. Сопоставление с образом царицы-мачехи в пушкинской сказке. Ответ на вопрос о том, почему Андерсен не хочет, чтобы Герда осталась в цветнике, а Кай в чертогах Снежной королевы. Невозможность для человека жизни вне времени, вне страданий и радостей. Сила любви, вырывающая героев из безвременья и беспамятства.
      Освоение понятия о сюжете.
      Сопоставление иллюстраций к сказке. Создание собственных иллюстраций.
      Размышление над проблемным вопросом: почему, возвращаясь домой, Кай и Герда встречаются с героями путешествия Герды в страну Снежной королевы?

Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». 2 часа

      Урок 1. Сказочная повесть «Ночь перед Рождеством». Приезд Гоголя в Петербург после окончания Нежинского лицея. Романтические мечты о столице разума и красоты и реальная картина царства чиновников. Воспоминания об Украине. Общение с А. С. Пушкиным в 1831 году и работа над «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Новизна манеры и стиля Гоголя. Пушкин о достоинстве «Вечеров...».
      Чтение повести в классе и формулирование учениками вопросов, возникших у них при чтении каждой главы. После чтения — вопросы на все сферы читательского восприятия:
      1. Когда вы смеялись, читая повесть Гоголя, и о чем она заставила вас задуматься? 2. Над чем иронизирует Гоголь, описывая своих героев? 3. Какой вы видите Оксану перед зеркалом? 4. Как вы представляете себе полет Вакулы за  черевичками? 5. Какие эпизоды повести сказочны, а какие — реальны? 6. Найдите фразы, которые вам кажутся смешными, и постарайтесь понять, что придает им комическое звучание. 7. Почему любовь в повести побеждает козни зла?

      Урок 2. Обмен читательскими впечатлениями. Переход от учительского чтения к ученическому чтению по ролям на следующем уроке, когда каждый из желающих читать представляет своего героя, описав его облик и характер.
      Поэтическое изображение Малороссии и украинского народа, жизнь которого предстает в повести сказочно-прекрасной и юмористически наивной одновременно. Своеобразие сюжета повести и развитие конфликта в ней (Вакула — черт, Вакула — Оксана, Вакула — Чуб).
      Борьба светлых и темных сил в героях. Вопрос, организующий работу класса: почему Вакула, несмотря на все испытания и препятствия, смог жениться на Оксане? Образ кузнеца, близкий к фольклорному: красота души, доброта, простодушная вера. Анализ эпизода «Оксана перед зеркалом», работа над его выразительным чтением. Сравнение со сценой из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Роль авторской иронии в создании образа Оксаны.
      Прослушивание фрагментов из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь», наблюдения над изменением характеров гоголевских героев в опере.

Э. Лир. Лимерики; Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес» (чтение и обсуждение). 2 часа

      Урок 1. Рассказ о возникновении и сущности литературы нонсенса. Лимерики Э. Лира — английский вариант организованного и узаконенного нонсенса, нелепицы. Чтение лимериков Э. Лира как способ создания установки на чтение сказки Л. Кэрролла. Освоение техники написания лимерика, стихотворения, состоящего из пяти строк: первая строка — представление героя, заканчивающееся, как правило, названием города, в котором он живет; вторая, третья и четвертая — рассказ о каком-то странном поступке или свойстве героя; пятая — авторская оценка или реакция окружающих. Схема рифмовки в лимериках.

      Урок 2. Рассказ о Л. Кэрролле — ученом-математике, придумывающем смешные истории об Алисе и ее друзьях. Алиса — героиня книг писателя «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», нарушающая все и всяческие правила. Провозглашение основного способа отношения к жизни и к литературе писателем и героиней — все должно быть подвергнуто сомнению и проверено.
      Фантастика как средство создания комического. Игра слов и игра в слова. Литературные пародии в сказке. Сопоставление «Главы, в которой пьют чай как ненормальные» в двух переводах Б. Заходера и Н. Демуровой или Г. Орла и В. Набокова.

Е. Л. Шварц. «Золушка» (чтение и обсуждение). 1 час

      Урок 1. Рассказ о Е. Л. Шварце — сказочнике XX века. Увлекательная жизнь, полная юмора и желания в каждом явлении увидеть неповторимое.
      Чтение учителем сцен из пьес Шварца «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Рассуждение о том, что общего в голосах разных героев (Ланцелота, Хозяина и Сказочника), за что они борются. Пьесы-сказки Шварца — победа человеческих чувств и утверждение авторской веры в добро.
      «Золушка». Сравнение сказок Ш. Перро и Е. Шварца. Наблюдение за изменениями сюжета сказки Перро в сценарии Шварца. Обсуждение: «В чем смысл появления в пьесе новых персонажей и сцен?»
      Анализ центральных сцен сказки Шварца (появление короля и его разговор с привратниками; беседа короля с лесничим; монолог Золушки о своей мечте; разговор мачехи с лесничим; заключительная сцена; монолог короля).
      Представление героев пьесы с использованием наиболее характерных для каждого реплик и жестов. Понятие о ремарке и монологе.
      Надежда на удачу и счастье в словах каждого персонажа. Разное понимание ими счастья. Поиск эпизодов, где герои понимают друг друга и где, напротив, говорят на разных языках.
      Размышление над смыслами слов волшебный, сказочный в сказке. Представление о счастье как сказочном чуде в начале сказки и душевная близость людей, создающих счастье своими усилиями в финале. Рассуждение учеников: почему в сказочной стране люди не всегда понимают друг друга? Чего им не хватает для понимания? Самый печальный и самый радостный эпизоды в сказке.
      Чтение вслух разговора Золушки с кухонной утварью и цветами. Почему Золушку никто не услышал? Сила человеческой любви и ее беззащитность перед злом. Волшебство феи, которое не может уничтожить зло, но способно оградить Золушку от его всевластия. Нахождение переломного момента в сюжете. Развитие понятия о конфликте. Размышления учеников: о чем мечтают люди сказочного королевства? Почему победило добро? Зачем Шварц меняет финал сказки Перро и завершает действие не свадьбой, а словами короля? Жизнь людей, подчиненная закону искренней любви.
      Советы учеников актерам, играющим последнюю сцену. Чтение финала по ролям. Размышления учеников над вопросами: кто волшебник в этой стране? К кому обращается король, задернув занавес? Почему занавес из ситцевого превращается в бархатный? Описание занавеса. Письменная работа: «Каким бы я хотел видеть любимый эпизод сказки на экране».

Басни разных времен

Басни. Эзоп. «Ворон и Лисица», «Волк и Ягненок»; Лафонтен. «Ворон и Лис». 2 часа.

      Урок 1. Вечное и современное в басне. Из истории басни. Легендарная личность Эзопа. Рождение жанра. Необычный выбор героев басни. Герой басни — представитель «заранее известного способа действия» (Л. С. Выготский). Басни Эзопа — забавные и поучительные истории, построенные на аллегории. Смысл аллегорий и поучений Эзопа.
      Противочувствие как основной закон развития басни. Стихия просторечия в поэтическом языке басни (речь автора и героев). Басня и пословица. Басня и сказка.

      Урок 2. Остроумие басен Лафонтена. Чтение басен Лафонтена и рассматривание иллюстраций к ним М. Шагала. Сравнение подстрочника и перевода басни Лафонтена «Ворон и Лис».

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Квартет», «Волк на псарне». 3 часа

      Урок 1. Сравнение басен Эзопа «Ворон и Лисица», Лафонтена «Ворон и Лис» и Крылова «Ворона и Лисица». Национальная и художественная самобытность басен Крылова. Воплощение народного самосознания в баснях, их житейская трезвость и мудрое лукавство. Сравнение басен Эзопа и Крылова «Волк и Ягненок». Аллегоричность и конкретность образов басен Крылова. Дидактизм Эзопа, остроумие Лафонтена и сердечность Крылова. Жанровые особенности басен Эзопа, Лафонтена, Крылова. Понятие «бродячие сюжеты».

      Урок 2. Составление киносценария по басне «Квартет». Музыкальный квартет И. Гайдна — недостижимая для героев басни гармония. Создание словесных портретов персонажей одноименных басен. Выразительное чтение басен. Сочинение басни по морали незнакомой ученикам басни Крылова или по пословице.

      Урок 3. Драматический конфликт в басне И. А. Крылова «Волк на псарне». Исторические события, послужившие поводом к созданию произведения. Партитура чувств, речь героев, ее стилистические и интонационные особенности. «Два противоположных эмоциональных плана» (Л. С. Выготский), в которых развивается басня. Исторический контекст и мораль басни. Отличие басни от сказки. Выразительное чтение. Составление диафильма по басне.

Ф. Д. Кривин. «Почему черепахи так долго живут». 1 час

      Урок 1. Сказки Кривина — аллегория жизни общества, стремящегося в «царство, которого нету». Советы учеников черепахам, размышления учеников о том, чем отличается сказка Кривина от басни. Трансформация сказки в басню. Формулирование морали. Ответ на вопрос: почему сказка включена автором в цикл «Вчерашние сказки»?

Эпохи жизни

Ж. Превер. «Как нарисовать птицу». 1 час

      Урок 1. Ж. Превер — верный сын Франции и создатель «песен для всех». Разрушение барьеров между поэзией и прозой в его стихотворениях. Переплетение чудесного и обыденного, серьезного и комического. Неожиданность ассоциаций в стихотворениях Превера. Непредвзятость взгляда на мир и воспевание детства как нормы жизни человека. Превер — волшебник воображения. Сопоставление подстрочника и поэтического перевода стихотворения. Создание иллюстраций к стихотворению и выразительное его чтение.

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». 4 часа

      Урок 1. Образ серого сонного города и его роль в создании настроения повести. «Темные личности» — «мрачные пятна на фоне тихого и дремотного течения городской жизни». Заочная экскурсия по Княж-городку, подготовленная учащимися.

      Урок 2. Размышления над проблемным вопросом: каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Страдания судьи и муки его сына. Вася — «дикое деревцо». Наблюдения за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка: пейзаж, портрет, сравнения. Характер Васи, его чуткая душа, попытки разорвать круг одиночества.

      Уроки 3—4. Аналитическое чтение главы «Я и мой отец» для ответа на вопрос: что гонит Васю из родного дома? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке в саду».
      Дружба с Валеком и Марусей. Валек — взрослый ребенок, Маруся — цветок, выросший без лучей солнца. Серый камень — символический образ жизни, беспощадной к людям. Сравнительная характеристика Сони и Маруси. Проявление лучших душевных качеств Васи и Валека в их отношении к девочке. Противоречие между законами общества и законами нравственности, открывающееся Васе. Причины сближения Васи с детьми подземелья, их роль в прозрении мальчика.
      Тыбурций и судья. Характеристика Тыбурция от лица Валека, Васи, судьи и городского обывателя. Наблюдения над портретами героев повести и их роль в композиции: как в портретах проявляются характер и душевное состояние героев?
      История с куклой. «Дурное общество» и дурные дела — смысл названия повести. Влияние трагических событий повести на отношения Васи и отца.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (чтение и обсуждение). 2 часа

      Урок 1. Личность писателя. Сравнение словесных портретов Тома Сойера и своего друга, выполненных ребятами к этому уроку. Выявление особенностей характера Тома и детского восприятия мира. Многозначность характера Тома и его внутренняя целостность. Необузданное фантазерство Тома и наивный практицизм. Кипучая жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, любопытство, предприимчивость, энергичность, неутомимость в выдумке как особое свойство детской души. Детская игра как особая форма поиска себя в мире взрослых и способ познания мира.
      Беседа с ребятами: в чем причина отторжения Тома от занятий в воскресной школе и от учебы в школе? Что в мире взрослых отталкивает от него Тома? Искусственный и противоестественный характер поведения взрослых (палка и розга в руках учителя, скучные, формальные молитвы и проповеди священника, однообразные, всем давно известные речи директора воскресной школы).
      Игры, в которые играют дети, и лицемерие и притворство «игр» взрослых. Противопоставление мира детей и мира взрослых. Естественность и органичность детей и условность, надуманность и стереотипность поведения взрослых.

      Урок 2. Инсценирование одной из игр Тома в группах («Великолепный маляр», «Лагерь счастливых разбойников», «Том украдкой посещает родной дом», «Я потерял ножик» и т. д.). Обсуждение инсценировки по вопросам: чем привлекла вас данная игра и чем она привлекает героев книги? Какие личностные качества героев проявляются в ней наиболее полно?
      Столкновение игры и жестоких законов взрослой жизни, в которой детям предстоит сделать свой нравственный выбор. Размышления над тем, какие свойства характера, черты личности Тома и Гека позволяют им преодолеть свой страх и спасти человеческие жизни. Случайно или закономерно обретают свой клад Том и Гек?
      Размышления автора над будущим своих героев. Первоначальный оптимизм автора и печальный итог жизни Тома и Гека в «Записных книжках» Марка Твена.

Ю. П. Казаков. «Оленьи рога». 1 час

      Урок 1. Слово о Ю. П. Казакове, литературном ученике К. Г. Паустовского, поэте неприметной жизни. Сказочный мир троллей и мир природы в рассказе Казакова. Выздоровление героини и пробуждение природы. Мир взрослых и одиночество героини. Сон и явь в рассказе Казакова.
      Игра на различение в тексте голосов автора и героини рассказа. Создание диафильма к эпизодам «Бал троллей», «Путешествие в весну». Сочинение учениками дневника героини. Ответы на вопросы, данные автором в финале рассказа.

В. В. Набоков. «Лестница». 1 час

      Урок 1. Очерк детских воспоминаний Набокова о жизни в имении Рождествено. Сравнение ощущения учеников от чтения стихотворения «Лестница» и авторских впечатлений детства. Читательские впечатления. Работа по вопросам на все сферы читательского восприятия:
      1. Захотелось ли вам пройти по этой лестнице и встретить тех, чьи шаги она хранит? 2. Какие чувства охватывают поэта, когда он вспоминает лестницу своего дома? 3. Опишите поэта, спускающегося по лестнице в последний раз. 4. Как вы себе представляете «ровный шаг равнодушья» или «мечтательности шаг, взволнованный, слепой, всегда теряющий две или три ступени»? Кому принадлежат эти шаги? Нарисуйте эти фигуры. 5. Почему поэт называет дом туманным? 6. Почему в стихотворении лестница кажется живой? 7. Почему поэт, оставив свой дом, становится «свободным, безнадежным» и почему он «беседует с былым»?
      Роль художественной детали в стихотворении «Лестница». Оправдание эпитетов и метафор. Попытки учеников увидеть одного из невидимых героев стихотворения на лестнице, услышать музыку, вобравшую в себя звуки всех шагов, слышанных лестницей.

К. Г. Паустовский. «Парусный мастер». 1 час

      Урок 1. Слово о писателе, его любви к родной земле и ее людям. Непонятость и одиночество парусного мастера, мечтающего «приохотить людей до своего дела». Паруса как символ красоты и их невостребованность. Оправдание сравнений, использованных автором: противопоставление музыкальности парусных судов, поющих, «как скрипка», реву и стуку моторов. Вынужденная бездеятельность стариков и ненужность «Марианны». Робость парусного мастера и грубое равнодушие режиссера. Поиск ответа на вопрос: прав ли режиссер, называя парусного мастера бутафором? Выразительное чтение диалогов.

А. П. Платонов. «Разноцветная бабочка». 2 часа

      Урок 1. Слово о писателе. Мечта Платонова о преображении мира и человека. Соотношение преходящего и вечного в рассказе. Проблемный вопрос: почему Тимоша при живой матери стал сиротой? Совет матери: «Пусть все будет, тогда и ты будешь». Космос Платонова, вбирающий в себя как единое целое землю, небо, человека с его корнями и устремленностью в неведомое. Смысл введения в рассказ образа неизвестного странника.

      Урок 2. Мотив возвращения блудного сына. Сочинение монолога от лица героя «Когда я оказался в пропасти...». Дискуссия в классе на тему «Что надо человеку, чтобы жить?». Актуализация «формулы жизни» Платонова: любовь, родство, память, труд как животворящие начала бытия. Сочинение «Вторая жизнь Тимоши — дар или наказание?». Обсуждение иллюстраций для оформления обложки книги.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». 2 часа

      Урок 1. В. П. Астафьев — русский писатель, «сопричастный всему великому и живому». Слово о писателе, его любви к деревне, природе, Родине. Детские годы Астафьева. «Васюткино озеро» — автобиографический рассказ. Красота родной природы. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и ее удивительная щедрость. Природа и становление характера человека.
      Беседа с учащимися по личным и литературным впечатлениям о робинзонадах. Выявление первичного восприятия произведения и постановка проблемного вопроса: как с изменением названия рассказа («Жив») меняется его главная мысль?

      Урок 2. Суровые законы тайги и «старинный порядок». Васютка — опытный таежник («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»). Составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился». Смена чувств героя, стилистический анализ эпизода от слов «В лесу сделалось совсем тихо...» до слов «...да ведь он заблудился». Пересказ от первого лица эпизода «Первая ночь в лесу». Размышления учащихся о том, какие качества характера помогают Васютке бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования. Образность и выразительность описаний природы. Нахождение эпитетов, сравнений, метафор, передающих жизнь природы. Составление лексического ряда, раскрывающего смену чувств и мыслей героя. Становление характера мальчика в борьбе с трудностями. Васюткино озеро — «еще одно голубое пятнышко» на карте страны.

Человек на дорогах разных времен

M. Ю. Лермонтов. «Бородино», «Два великана». 2 часа

      Урок 1. Слово о писателе. Рассказы о 1812 годе в Тарханах и представления Лермонтова о характере русского народа. 25-летний юбилей Бородинского сражения и противостояние поэта официальному патриотизму. Чтение стихотворения «Бородино» в лицах и словесное рисование портретов участников диалога. Настроение солдат при отступлении и в бою. Причины героизма и одушевления участников сражения и нравственные истоки победы. Сравнение со стихотворением 1831 года «Поле Бородина». Следствия народного подвига в одном и другом стихотворении.

      Урок 2. Обобщенный образ войны 1812 года в стихотворении «Два великана» (1832). Облик и характер двух великанов в стихотворении. Контраст эпитетов и жестов. Отношение поэта к героям стихотворения.
      Художественные и смысловые различия в трактовке темы войны 1812 года в раннем и зрелом стихотворении Лермонтова (чудо победы и его оправданность, отношение к французам и Наполеону).
      Понятие о звукописи.

А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Лес», «Урожай», «Разлука», «Не шуми ты, рожь...». 2 часа

      Урок 1. Кольцов — поэт из народа, пишущий для всех сословий. Драматизм судьбы и цельность души. Композиция из стихотворений Кольцова, открывающая ученикам, что радует и что огорчает поэта в окружающей жизни.
      «Песня пахаря». Доверие к природе и готовность к труду. Красота возделанной земли, переданная в метафорах стихотворения. Размышление над тем, почему в стихотворении, полном бодрости и надежды на урожай, рефреном становится строка: «Ну! тащися, сивка!»
      Стихотворение «Не шуми ты, рожь...». Размышление над тем, что для поэта оказывается высшей ценностью жизни. Прослушивание песни на текст стихотворения и составление «партитуры чувств» для выразительного чтения.

      Урок 2. Одушевленная жизнь природы в стихотворении «Урожай», мощь и вселенский размах картин природы. Слияние ритма жизни природы и «сельских людей». Поэзия труда землепашцев: труд физический и труд души, увлеченность процессом труда, радость и полнота бытия. Красота пластических образов людей, занятых работой, и внутренняя красота человека в стихотворении. Крестьяне в стихотворении А. В. Кольцова и в живописи А. Г. Венецианова. Распевность ритма стихотворения. Образы народной песни и оригинальные находки поэта.
      «Разлука». Цельность и драматическая сила чувств героев, лиризм и драматическая порывистость интонаций. Народная песня и романс на стихи Кольцова.

И. С. Тургенев. «Муму». 4 часа

      Урок 1. Слово о писателе. Спасское-Лутовиново — родина Тургенева.
      Нежная прелесть природы и порядки крепостной усадьбы. Мать писателя. «Воспоминания о семье И. С. Тургенева» В. Н. Житовой. Отношение учеников к мемуарам Житовой и повести Тургенева.

      Урок 2. Анализ повести «Муму». Нахождение общих вопросов анализа. Сюжет повести — история пробуждения человека. Возраст или поступок делают человека зрелым? Пересказ на тему «Герасим в деревне». Природные качества Герасима и его «несчастье». Конфликт человеческого достоинства и смирения в душе героя. Переезд в город и примирение с новой жизнью. Любовь к Татьяне и оскорбление чувств Герасима дворней и барыней.

      Урок 3. Словесные портреты героев. Разыгрывание сцен из повести. Подбор музыки к эпизодам. Герасим и Муму — пересказ-анализ с попыткой решить вопрос: почему Герасим ушел от барыни?

      Урок 4. Контраст пейзажа и финала повести. Горькая цена освобождения Герасима. Сравнения в повести как способ авторской оценки героя.

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». 1 час

      Урок 1. Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказах Чехова. Вытеснение человеческих связей между чинами. Исторический комментарий. Чинопочитание и добровольное унижение «низших» как предмет иронии Чехова. Сравнение разных редакций рассказа. «Вывернутость» ситуации — прием, обнажающий всю глубину рабского состояния души «маленького человека». Изменение речи и облика героя на протяжении рассказа. Совместное создание в классе режиссерской партитуры. Анализ поведения персонажей «без речей».

Дж. Лондон. «Белый Клык». 1 час

      Урок 1. Север в жизни и творчестве Дж. Лондона. Жизненный путь писателя. Цикл «Северных рассказов». Романтический и суровый мир, в котором живут его герои, — волевые, мужественные люди, попадающие в исключительные обстоятельства. Анималистические произведения писателя. Искусство автора в изображении мира животных: наблюдение за их повадками и поведением, «очеловечивание», создание характеров героев. Человек и мир животных в произведениях Дж. Лондона. «Белый Клык» — «биографическое» повествование о том, как в жестоких испытаниях живому существу открываются нравственные законы жизни, повесть о победе любви над «царством ненависти».
      Анализ повести «вслед за автором». Придумывание названий к частям произведения и подбор цитат, выражающих движение авторской мысли.
      «Белое безмолвие», северная глушь, «дикая, оледеневшая до самого сердца» — сквозной мотив в описании природы в повести. Подбор картин и иллюстраций, помогающих учащимся представить стихии природы, которые стремятся «остановить все, что движется». Борьба человека — «самого мятежного существа в мире», восставшего против ее воли, за выживание. Единение людей в жестокой и беспощадной схватке с волчьей стаей.
      «Закон добычи», к приятию которого жизнь подводит маленького волчонка: «Цель жизни — добыча. Сущность жизни — добыча. Жизнь питается жизнью». Рассказ учащихся о том, как Белый Клык превратился в настоящего «дьявола». Размышления учеников: как и почему меняются «божества» для Белого Клыка (одержимая инстинктом материнства Кичи, хозяин Серый Бобр, «сумасшедший» Красавчик Смит, великодушный Уидон Скотт)? Составление партитуры чувств, переживаемых главным героем, или цитатного плана на тему «Так Белый Клык узнал, что такое любовь». Создание иллюстраций к повести. Размышления автора о влиянии среды на поступки и характер человека и животного. Ласка и нежность как величайшая потребность всего живого на земле. Любовь, заполняющая «пустоты» живого существа. Законы природы и законы цивилизации. Гуманизм авторской позиции.

Ю. К. Олеша. «Три Толстяка». 4 часа

      Урок 1. Слово о писателе. Праздничность восприятия жизни, карнавальные мотивы в творчестве Ю. Олеши. Невидимая «страна Внимания и Воображения», любимая писателем, и реальные исторические события, современником и очевидцем которых он был. Мечта писателя о волшебном преображении жизни, о карнавальном единении людей, о союзе искусства, науки и труда, выразившаяся в романе-сказке, написанном через 7 лет после Октябрьской революции в России. «Три Толстяка» — сказка о революции, место и время действия которой неопределимы.
      Анализ читательских впечатлений по вопросам на все сферы читательского восприятия:
      1. Что за чудовище сидело на ветке вместо розового попугая и кого так испугался зоолог? 2. Автор пишет, что Просперо шел из зверинца «спокойно, твердыми шагами». Почему он не убегал из своей тюрьмы, ведь его могли схватить каждую минуту? 3. Почему в ответ на заявление гвардейцев, что Три Толстяка приговорят ее к смерти, Суок «спокойно» ответила: «Дурак!», слизывая с платья сладкую сиропную кляксу? 4. Почему кончилось «царство лентяев и обжор»? Как вы думаете, какую песню пел народ, который победил своих угнетателей? Знаете ли вы такую песню? Попробуйте представить себе, что это должна быть за песня. 5. Найдите в тексте последней главы слова, которые подтверждают, что главной героиней победившего народа стала Суок. 6. Почему ученый Туб не сумел предотвратить зло, хоть и отказался сделать сердце наследника Тутти железным, а народ победил власть Трех Толстяков? 7. Как вы поняли перевод имен Тутти и Суок на язык обездоленных? 8. Почему роман-сказка назван «Три Толстяка», ведь главные герои в ней вовсе не они?
      Домашнее задание: нарисовать иллюстрации ко всем главам (ученики работают по группам), а также всех главных персонажей сказки.

      Урок 2. Сказочное и реальное в книге Олеши. Карнавальные мотивы в сказке, их роль в композиции произведения. Крупные и общие планы в изображении событий народной революции. Своеобразие авторского юмора, преодолевающего трагедию происходящего. Чтение по ролям эпизода наблюдения за битвой в главе 2. Поиск ответов на вопросы: почему о поражении народа Олеша пишет с улыбкой, а о победе (глава 4) — серьезно? В чем сходство и различие события, произошедшего на площади Звезды, и циркового представления? Карикатурные образы учителя танцев и продавца воздушных шаров: причины авторской иронии. Описание героев. Обезличенность трех толстяков и яркие, запоминающиеся образы доктора Гаспара, Суок, Просперо и Тибула. Экскурсия по картинной галерее, созданной на основе ученических работ. Комментарий. Словесное уточнение образов героев.

      Урок 3. Восстановление хронологии событий и пересказ истории Суок и Тутти. Придумывание карнавальных костюмов и масок для героев сказки Олеши. Сопоставление образов героев: Герда — Суок, Тутти — Кай.
      Сочинение-рассуждение на тему «Почему „Три Толстяка” Ю. Олеши — сказка на все времена?».

      Урок 4. Урок внеклассного чтения. Инсценирование полюбившихся эпизодов романа-сказки. Беседа о мотиве холодного сердца в сказках. В. Гауф. «Холодное сердце»; А. Волков. «Волшебник Изумрудного города». Сравнение героев и авторских позиций в этих произведениях. Проблемный вопрос: что нового о холодном и горячем сердце вы узнали из романа-сказки Ю. Олеши?


      1 Разделы «Теория литературы», «Внеклассное чтение», «Литературное творчество» по каждой изучаемой теме см. выше, в таблице тематического планирования.

<Содержание>

Следующий раздел>>