Маранцман В. Г. Литература. 5—9 классы


ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
В 6 КЛАССЕ

      Построение программы 6-го класса в основном подчинено хронологическому принципу: от мифов и библейских сказаний до произведений современных писателей. В курсе соседствуют произведения русской и европейской литературы — с целью создать у ребят начальное представление о своеобразии индивидуального художественного мира в близких по теме и проблематике произведениях.
      Главным критерием отбора изучаемых произведений стало их соответствие известным психологическим особенностям младших подростков: их стремлению к героическому, необычайному, желанию вглядеться в яркие, сильные личности. Нравственные категории чести, долга, верности и самоотверженности находят отражение во всех произведениях для изучения и внеклассного чтения.
      Лейтмотив курса — человек и его поступок, идеи, побуждения, во имя которых человек совершает поступок, наконец, человек в сложных взаимоотношениях с самим собой, природой, искусством, обществом.
      Проза и поэзия представлены в программе 6-го класса не столько как контрастные литературные роды, но прежде всего как своеобразные мироощущения. Мифы, библейские сказания, русские былины, грузинская поэма, летопись предстают как варианты героического эпоса.
      Выбор человеком своего пути, его дорога к героическому поступку и причины отступления от благородства человеческой натуры составляют следующий круг размышлений (на материале русской и европейской литературы XIX века). Нравственные истоки подвига и позора, исторического деяния и обывательского существования, одухотворение труда, приобщающего человека к миру, и одиночество, к которому неизбежно приводит равнодушие, талантливость и бездарность — таковы коллизии, объединяющие работу над произведениями Ф. Шиллера, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, А. П. Чехова.
      Изучение «Детства» Л. Н. Толстого и М. Горького ставит вопрос об отношениях растущего человека и среды, и литература XX века продолжает этот мотив (В. Г. Распутин. «Уроки французского»). Произведения В. В. Маяковского, М. А. Светлова, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернака, А. де Сент-Экзюпери позволяют размышлять над тем, как сохранить в себе человечность и как позорно отступление от нее.
      Сквозной линией курса проводится мысль о том, что искусство, как и природа, способствует пробуждению высоких начал в человеке и помогает ему удержаться на уровне благородства. В художественных произведениях (от мифа об Орфее до «Золотой розы» К. Г. Паустовского) искусство и природа открываются как источники красоты, гармонии, далеко не всегда преодолевающие трагедии жизни, но придающие ей смысл и свет.
      Изучение теории литературы поддерживает впечатление о многообразии и мощи искусства. Разнообразные формы эпоса (миф, сказание, былина, притча, поэма, баллада) и музыка поэтических размеров, понятия о юморе и сатире как разных способах отношения к действительности и особенностях поэтического образа (гипербола, символ и т. д.), наконец, внутренняя организация литературного произведения (конфликт, система образов, композиция, портрет, диалог, внутренний монолог) — таков диапазон теоретико-литературных понятий, способствующий эстетическому освоению искусства слова.
      Внеклассное чтение дает возможность ученикам сопоставить текстуально изучаемые в школе произведения с другими сочинениями того же писателя или исторически и эстетически отдаленными вариациями тем и сюжетов изученных в классе произведений.
      Литературное творчество в 6-м классе в сравнении с литературным творчеством в 5-м классе становится более многожанровым, художественно и интеллектуально смелым. Здесь происходит все больший отрыв от образца и углубляется ориентация на собственное осмысление явлений жизни и искусства. Разумеется, мы сохраняем виды работ, освоенные в 5-м классе (пейзажные зарисовки «Гроза», «Затишье»), однако возрастает роль оценочных интерпретаций картины живописца, романса композитора, литературного текста, сочинений типа эссе и более сложных, чем в 5-м классе, форм отражения жизненных впечатлений (диалог со взрослым, воспоминания и т. п.). Хотелось бы напомнить учителю о том, что литературно-творческие работы, предложенные в программе, необязательны в полном объеме для всех учеников. Они выполняются по желанию учащегося, но в течение четверти он должен выполнить не менее двух-трех работ.
      То же самое относится и к внеклассному чтению. Не все, что предлагается здесь, обязательно для всеобщего исполнения классом. Ученики живут в разном читательском ритме, у каждого из них свои интересы. Выбор круга чтения остался за учащимся, так же как и выбор задания по литературному творчеству. Было бы просчетом делать все эти задания обязательными. Творчество не осуществляется под диктовку, но по тому, сколько учеников из класса и сколь охотно взялись выполнять задание или читать дополнительно, учитель может судить об успехе той работы, которая протекала на уроке.
      Напряженный ритм программы доступен не для любого класса. Поэтому учитель, зная уровень литературного развития своих учеников, может опустить тот или иной материал, увеличив число часов на другую тему. Важно лишь сохранить общий ход программы и систему действий, которые осваивает ученик как читатель.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 КЛАССЕ

Литературные произведения

Часы

Теория литературы

Внеклассное чтение

Литературное творчество

Человек и его поступок

1

 

А. П. Чехов. «Размазня»; К. Г. Паустовский. «Робкое сердце»; К. Рид. «Автоматический тигр»

 

Мифы Древней Греции. Миф о Прометее. Подвиги Геракла. Миф об Орфее

3

Понятие о мифе

Древнеславянский миф о Солнце

Рассуждение на тему: «Кого я могу назвать героем»

Библейские сказания: Иосиф и его братья; Давид и Голиаф (по выбору учителя)

2

 

Библейские сказания по выбору учащихся

Сочинение рассказа на тему: «Добро побеждает зло»

Героический эпос народов мира. «Калевала»

2

 

«Песнь о Роланде»; Шота Руставели. «Витязь в тигровой шкуре»

Пересказ эпизодов эпоса с сохранением стиля повествования

Героический эпос русского народа. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

2

Понятие о героическом эпосе. Понятие о гиперболе

А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Курган», «Змей Тугарин»

Сочинение по одной из картин Васнецова. Сочинение былины или ее фрагмента с использованием приема стилизации

Летопись

2

Понятие о летописи

Рассказ о походе Олега на Царьград в изложении Н. М. Карамзина, А. О. Ишимовой, В. О. Ключевского

Изложение эпизода русской истории с использованием стилистики и лексики древнерусской летописи

Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо»

2

 

 

Сочинение на тему: «Как бы я жил на необитаемом острове»

Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова), «Ивиковы журавли» (в переводах В. А. Жуковского и Н. А. Заболоцкого)

2

Понятие о балладе

Н. Гумилев. «Перстень», «Паломник»; Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед»; баллады Р. Киплинга (по выбору учителя); баллады о Робин Гуде

Сочинение баллады по картине И. К. Айвазовского («Остров Татмос», «Морской, пейзаж. Коктебель»), или М. А. Врубеля («Царевна Лебедь»)

А. С. Пушкин. «Полтава» (для чтения и обсуждения), «Выстрел», «Соловей и роза»

5

Портрет литературного героя

А. С. Пушкин. «Метель»

Сочинение-рассуждение на тему: «Герои и судьбы»

А. В. Кольцов. «Соловей»

1

 

 

Отзыв о романсе

М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Листок», «На севере диком...», «Морская царевна», «Песня про купца Калашникова...»

6

Диалог в художественном произведении. Понятие о поэтическом символе

Г. Гейне. «На севере диком...» (в переводе В. Гиппиуса: «На севере кедр одиноко на голой вершине растет...»)

Сравнение стихотворения Лермонтова «На севере диком...» с одноименной картиной И. И. Шишкина

И. С. Тургенев. «Бирюк», стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык»

3

Понятие о конфликте

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч», «Певцы»

Пейзажные описания типа «Гроза», «Затишье»

А. К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов», стихотворение «Средь шумного бала...»

2

Понятие о стилизации

А. К. Толстой. «Князь Серебряный»

Стилизованный пересказ одного из исторических эпизодов летописи или «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Забытая деревня»

2

Сюжет лирического стихотворения

 

Описание современной деревни

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве»

2

Начальное понятие о гротеске

Русские сатирические сказки «Не любо — не слушай», «Поп и разбойник», «Каша из топора»

Сочинение собственных сказок с использованием приемов гротеска и гиперболы

Н. С. Лесков. «Левша»

3

Понятие об иронии

Н. С. Лесков. «Человек на часах»

Сочинение о судьбе удивительного мастера

Л. Н. Толстой. «Детство» (фрагменты). Для чтения и обсуждения

3

 

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»

Сочинение рассказов-воспоминаний «Когда я был маленький», «Случай, который я не могу забыть»

А. П. Чехов. «Хамелеон»

2

Понятие о юморе и сатире

А. П. Чехов. «Шуточка»

Составление инсценировки по рассказу

О. Генри. «Дары волхвов»

1

Рассказ и новелла

Рассказы О. Генри

Сочинение новеллы

М. Горький. «Детство» (фрагменты). Для чтения и обсуждения

2

Система образов-персонажей литературного произведения

А. Н. Толстой. «Детство Никиты»

Сочинение «Диалог со взрослым»

В. В. Маяковский. «А вы могли бы...», «Скрипка и немножко нервно...», «Хорошее отношение к лошадям»

2

Словотворчество и рифмы В. В. Маяковского

 

Составление киносценария к стихотворению «Хорошее отношение к лошадям». Размышление «Чем отличается доброта от милосердия?»

В. В. Набоков. «Обида»

2

Понятие о рассказе

 

Сочинение автобиографического рассказа «Обида»

Д. Хармс. «Скупость», «Я знаю, почему дороги...», «Во-первых и во-вторых», «Случаи»

2

 

Д. Хармс. Произведения по выбору учеников

 

М. А. Светлов. «Гренада»

2

Понятие о трехсложных размерах стиха

М. Светлов. «Двое», «В разведке»; Н. Асеев. «Синие гусары»

 

Б. Л. Пастернак. «Как бронзовой золой жаровень...», «Июль», «Ты в ветре, веткой пробующем...»

2

Понятие о поэтическом образе

И. А. Бунин. «Лес, — и ясно-лазурное небо глядится...»

Поэтическая зарисовка по мотивам прочитанных стихотворений Б. Л. Пастернака

М. М. Зощенко. «Голубая книга» («Интересная кража в кооперативе», «Происшествие»)

2

 

М. М. Зощенко. «Голубая книга» (рассказы по выбору учителя)

Сочинение юмористического рассказа

К. Г. Паустовский. «Драгоценная пыль» (из книги «Золотая роза»)

1

 

К. Г. Паустовский. «Золотая роза»

Сочинение на тему: «Художник, иллюстрирующий произведение искусства, о котором мне хочется рассказать»

В. Г. Распутин. «Уроки французского»

2

Автор и герой в литературном произведении

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Сочинение-рассуждение «Уроки, которые я запомнил»

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

3

Понятие о притче. Понятие об афоризме

 

Сочинение-миниатюра по одному из полюбившихся афоризмов из «Маленького принца»

Текстуальное изучение произведений — 66 ч.
Уроки внеклассного чтения — 4 ч.
ИТОГО: 70 ч.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

      Введение. Человек и его поступок — 1 ч.
      Введение в лейтмотив курса 6-го класса. Поступок как выражение нравственного выбора, совершаемого человеком. Размышления учеников о причинах поступков героев ранее изученных произведений и о возможности по-разному оценить один и тот же поступок (Чернавка («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина); Вася («В дурном обществе» В. Г. Короленко); Дина («Кавказский пленник» Л. Н. Толстого) и т. п.). Рассуждения на основе личного опыта учеников: «Причины, побудившие меня совершить поступок».
      Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Размазня»; К. Г. Паустовский. «Робкое сердце»; К. Рид. «Автоматический тигр».

      Мифы Древней Греции — 3 ч.
      Пересказ прочитанных детьми мифов, рассказы о героях. Миф о Прометее. Подвиги Геракла (Немейский лев, Лернейская гидра и др.). Миф об Орфее. Мифы о Прометее, Геракле, Орфее как отражение представлений Античности о силе духа, силе физической и силе искусства.
      Подвиг Прометея, бросающего вызов олимпийским богам, не останавливающегося перед ужасным наказанием. Противостояние Зевса и Прометея. Прометей и Гермес — сопоставление поведения. Устное словесное рисование: природа Кавказа; океаниды, слушающие рассказ Прометея. Чтение отрывков из трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Образ Прометея в живописи, скульптуре, музыке, литературе.
      Подвиги Геракла. Пересказ учащимися запомнившихся им эпизодов из жизни Геракла. Геракл и олимпийские боги. Причины, по которым Геракл совершает подвиги. Геракл и Прометей: в чем их сходство и в чем различие? Какие из свершений Геракла ученики назвали бы настоящими подвигами? Разрушительные начала силы, не ограниченной разумом. Образ Геракла в мировой художественной культуре.
      Миф об Орфее. Служение искусству как подвиг. «Волшебная сила искусства» Орфея. Опера Глюка «Орфей и Эвридика». Сопоставление эпизодов: Геракл и Орфей в аду. Человеческое и божественное в личности Орфея. Размышления учащихся о том, почему и Геракл, и Орфей стали участниками похода аргонавтов. Причины гибели Орфея. Образ Орфея в искусстве. Иллюстрирование учащимися наиболее понравившегося им мифа. Творческая письменная работа на тему: «Кому из героев отдали бы вы предпочтение?»
      Теория литературы. Понятие о мифе.
      Внеклассное чтение. Древнеславянский миф о Солнце.
      Литературное творчество. Рассуждение на тему: «Кого я могу назвать героем?»

      Библейские сказания — 2 ч.
      Сказание об Иосифе и о его братьях (Первая Книга Моисеева. Бытие, гл. 37-я, 39—45-я) — отражение библейской идеи предопределения, не снимающей с человека вины за его грехи. Всечеловеческое содержание легенды («Я брат ваш»). Причины злоключений Иосифа. Способность героя толковать сны, губящая его и возвышающая. Составление киносценария «Братья, умышляющие против Иосифа». Рассуждения учащихся: «За что был наказан судьбой юный Иосиф?» Жизнь Иосифа в Египте. Быт и обычаи двора фараона. Изменения в характере Иосифа: разум и трудолюбие, помогающие ему добиться освобождения от рабства. Иосиф в тюрьме. Сны виноградаря и хлебороба и их толкование Иосифом: психологическая правдивость, художественная значимость деталей, их символическая перекличка. Параллелизм эпизодов («В доме Потифара» и «В тюрьме»). Испытания судьбы, проверяющей возможности Иосифа. Сон фараона. Смелость и уверенность Иосифа в собственном таланте. Устное словесное рисование: «Иосиф, рассказывающий свой сон отцу и братьям» и «Иосиф, толкующий сон фараона». Фольклорные черты легенды: троекратно возникающие сходные ситуации, повторы образов, устойчивые словосочетания. Сыновья Иакова в Египте. Испытания Иосифом братьев — драматизм их положения. Размышления учащихся над вопросом: «Какие чувства испытывает Иосиф при встрече с братьями?» Смысл сказания об Иосифе и о его братьях, его актуальность в наше время.
      Давид и Голиаф (Первая Книга Царств, гл. 17-я) — подвиг Давида во имя Бога и родной земли. Война израильтян с филистимлянами. Единоборство — старинный способ разрешения конфликтов. Голиаф. Роль гиперболы в описании богатыря. Пятнадцатилетний Давид — восстановление его портрета. Скульптура Микеланджело «Давид». Давид и Голиаф. Чувства Голиафа, увидевшего Давида. Контраст как основной прием легенды. Причины победы Давида над филистимлянским богатырем. Сходство библейской легенды с древнерусскими былинами. Составление сценарного плана эпизода «Поединок Давида с Голиафом». Интерпретация образов библейских героев в живописи, скульптуре и музыке (Микеланджело, М. И. Козловский, Н. И. Ге, Г.-Ф. Гендель, К. Сен-Санс).
      Внеклассное чтение. Библейские сказания по выбору учащихся.
      Литературное творчество. Сочинение рассказа на тему: «Добро побеждает зло».

      Героический эпос народов мира. «Калевала» — 2 ч.
      «Калевала, или Старые руны Карелии о древних временах финского народа».
      Элиас Ленротт — собиратель народных песен-рун для фольклорной публикации «Калевалы».
      «Калевала» как символ национальной культуры карел и финнов. Богатство фольклора. Окружающий мир в народном эпосе.
      Эстетическое совершенство «Калевалы». Отражение в нем нравственности, народных вкусов и пристрастий, подлинных исторических событий и народных идеалов (патриотизм, богатырская сила, ум, находчивость).
      «Калевала» — поэма о труде и о воинских подвигах рыбаков, земледельцев, борющихся со страной Похъёлой — страной мрака, в которой живет всякая нечисть, от которой нельзя ждать добра.
      Руны «Калевалы» — описание крестьянского труда.
      Образы Вяйнямёйнена и его двойника — кузнеца Ильмаринена. Путешествие Вяйнямёйнена в страну мертвых, где он добывает магические слова. Воспевание образа женщины в «Калевале» — Ильматар, Ловьятар, Марятты, матери Лемминкяйнёна — хозяйки Похъёлы. Образ рунопевца.
      «Калевала» как синтез народных жанров: воинской повести, мифологического эпоса, заговоров, заклятий, свадебных обрядовых песен, загадок. «Калевала» — самый древний из известных эпосов, стоящий в ряду с поэмами Гомера и Гесиода.
      Внеклассное чтение. Песнь о Роланде. Шота Руставели. «Витязь в тигровой шкуре».

      Героический эпос русского народа. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие былины по выбору учителя или учеников — 2 ч.
      Былинный герой как воплощение лучших качеств народа: бескорыстного служения Родине, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства. Близость былины произведениям других жанров устного народного творчества и ее художественное своеобразие.
      Чтение и пересказ былин учениками. Сопоставление героев былин с героями древнегреческого эпоса и библейских сказаний. Герои былин в искусстве Нового времени — наблюдение над эволюцией образов (А. К. Толстой, Н. А. Римский-Корсаков, В. В. Васнецов, И. Е. Репин).
      Теория литературы. Понятие о героическом эпосе. Понятие о гиперболе.
      Внеклассное чтение. А. К. Толстой. «Курган»; «Илья Муромец», «Змей Тугарин».
      Литературное творчество. Сочинение по одной из картин В. Васнецова на древнерусский сюжет. Сочинение былины или ее фрагмента с использованием приема стилизации.

      Летопись — 2 ч.
      Рассказ учителя о летописании, о «Повести временных лет». Летописный рассказ о походе Олега на Царьград, о смерти Олега, о смерти Игоря и мести Ольги за гибель мужа, о единоборстве с печенегами, о Святославе и др. Историческая правда и следы преданий, легенд, домыслов в летописных сказаниях. Летопись как исторический документ, литературный памятник, источник сюжетов для позднейших произведений искусства. Чтение начала сцены в келье Чудова монастыря (А. Пушкин. «Борис Годунов»). Сопоставление характеристики летописания, данного на уроке, с трактовкой ее в трагедии Пушкина.
      Теория литературы. Понятие о летописи.
      Внеклассное чтение. Рассказ о походе Олега на Царь-град в изложении Н. М. Карамзина, А. О. Ишимовой, В. О. Ключевского.
      Литературное творчество. Изложение эпизода русской истории с использованием стилистики и лексики древнерусской летописи.

      Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо» — 2 ч.
      Жизнь Робинзона на острове и жизнь участников телепередачи «Последний герой»: сходство и различия. Кому было тяжелее? Обсуждение качеств Робинзона, которые позволили ему выжить на острове.
      Словесное рисование портрета героя до попадания на необитаемый остров и на острове.
      Домашнее задание. Иллюстрация к одной из сцен жизни Робинзона на острове.
      Выставка работ учащихся как установка на дискуссию: «Жизнь или выживание было целью Робинзона на острове?» Роль Пятницы и других живых существ в жизни Робинзона. Как они помогли ему остаться человеком?
      Словесное рисование портрета Робинзона после возвращения в Англию.
      Обсуждение вопросов: «Чем он отличался от соотечественников, которые не жили на необитаемом острове?», «Что изменило пребывание на острове в Робинзоне?»
      Литературное творчество. Сочинение на тему: «Как бы я жил на необитаемом острове».

      Ф. Шиллер. «Перчатка», «Ивиковы журавли» — 2 ч.
      Шиллер — певец героического. Чтение баллад «Перчатка», «Кубок», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и других — по выбору учителя. Необычные поступки и характеры героев в необычных обстоятельствах.
      Баллада «Перчатка» в переводах В. Жуковского и М. Лермонтова. Сопоставление подлинника или подстрочника с одним из переводов и сравнение двух переводов. Перевод как отражение и выражение мира поэта-переводчика.
      Иллюстрирование баллады или создание двух версий киносценария, соответствующих характеру перевода. Размышление над вопросом: «Почему рыцарь отказался от награды?»
      «Ивиковы журавли» в переводе В. Жуковского и Н. Заболоцкого. Беззащитность Ивика-поэта и его доверчивость, открытость природе. Защищенность поэта природным миром. Словесное рисование иллюстраций к балладе и подбор музыки для финала.
      Теория литературы. Понятие о балладе.
      Внеклассное чтение. Н. Гумилев. «Перстень», «Паломник»; Р. Стивенсон «Вересковый мед»; баллады Р. Киплинга (по выбору учителя); баллады о Робин Гуде.
      Литературное творчество. Сочинение баллады по картине И. К. Айвазовского («Остров Татмос», «Морской пейзаж. Коктебель») или М. А. Врубеля («Царевна Лебедь») — по выбору учеников.

      А. С. Пушкин. «Полтава» (для чтения и обсуждения), «Выстрел», «Соловей и роза» — 5 ч.
      Рассказ учителя об отношении Пушкина к Петру и Петровской эпохе. Чтение поэмы. Пересказ ее сюжета с выразительным чтением особо понравившихся ученикам отрывков. Создание словесных иллюстраций к поэме и обсуждение их в классе. Анализ сцены Полтавского боя. Своеобразие художественного видения Пушкина — размышление о нравственных причинах исторического бессмертия. Тщеславный Карл и коварный Мазепа. Гений Петра. Испытание ценности человека временем.
      «Повести Белкина» как признание бесконечных возможностей человека, его возвышения над бытом, традицией, собственным представлением о себе. Сильвио в сцене первой, второй дуэли и в финале повести. Идея мести и благородство натуры героя. Смена рассказчиков в повести. Изменение читательских оценок героев повести (граф, рассказчик) по ходу развития действия. Составление киносценария по эпизоду «Вторая дуэль». Точность и краткость языка Пушкина и динамизм содержания. «Соловей и роза» (1827) как свидетельство одиночества поэта.
      Теория литературы. Портрет литературного героя.
      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Метель».
      Литературное творчество. Сочинение-рассуждение на тему: «Герои и судьбы».

      А. В. Кольцов. «Соловей» (1831) — 1 ч.
      «Соловей». Внутренняя тема стихотворения Пушкина и переложение Кольцова. Отсутствие эха, отзвука чувствам поэта и разная его мотивировка у Пушкина и Кольцова: равнодушие и непосвященность.
      Размышление о причинах приверженности композиторов к стихотворению Кольцова (А. Рубинштейн, Н. Римский-Корсаков, И. Глазунов).
      Судьба прасола, ставшего поэтом.
      Литературное творчество. Отзыв о романсе.

      М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Листок», «На севере диком...», «Морская царевна», «Песня про купца Калашникова...» — 6 ч.
      Слово о поэте. Мятежный дух поэта и его одиночество. «Парус» — грустный приговор всеотрицанию. Композиция стихотворения и сопоставление пейзажей Лермонтова с полотнами С. Ф. Щедрина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи. Составление партитуры чувств к выразительному чтению стихотворения «Сосна». Отличие картины И. И. Шишкина и стихотворения Лермонтова.
      Символический смысл образов паруса, сосны, пальмы. Сопоставление стихотворения «Парус» со стихотворением Языкова «Пловец», стихотворения «Сосна» — с подстрочником стихотворения Г. Гейне. Сложность чувств поэта: мятежность, грусть, тревога, ликование, чувство одиночества и жажда сочувствия.
      Причины обращения поэта к временам, давно минувшим. История создания «Песни про купца Калашникова...». 1837 год в жизни России и Лермонтова. Сопоставление исторической ситуации и сюжета поэмы. Составление цитатного плана поэмы и чтение в лицах ее фрагментов. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сравнение эпитетов, характеризующих героев поэмы. Сила и цельность характера Калашникова. Сопоставление «Песни...» с произведениями устного народного творчества. Оценка морали и поведения героев поэтом и народом. Сложность отношения Лермонтова к Кирибеевичу. Стиль, язык, ритмика, построение поэмы. Музыкальный и поэтический образ рассвета над Москвой в поэме Лермонтова и в музыке М. П. Мусоргского («Рассвет над Москвой-рекой»).
      Теория литературы. Понятие о поэтическом символе.
      Внеклассное чтение. Г. Гейне. «На севере диком...» в переводе В. Гиппиуса («На севере кедр одиноко на голой вершине растет...»).
      Литературное творчество. Сравнение стихотворения Лермонтова «На севере диком...» с одноименной картиной И. И. Шишкина.

      И. С. Тургенев. «Бирюк», стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык» — 3 ч.
      Слово о писателе. Тургенев и Родина. Чтение рассказа «Бирюк» по ролям. Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Конфликт между чувством и долгом, непосредственным порывом и нормой существования. Бирюк — натура трагическая, полная силы, суровая и загадочная. Пересказ с изменением лица рассказчика (мужик, девочка, Бирюк). Наблюдения над композицией рассказа и оправдание начального пейзажа.
      Стихотворения в прозе как итог жизни писателя, прощание с радостями и страданиями жизни. Стихотворение «Воробей». Попытка снять киноэпизод по сценке, описанной Тургеневым. Размышления учеников над тем, почему «любовь... сильнее смерти и страха смерти». Рассказы учеников о случаях, которые, по их мнению, подтверждают мысль Тургенева: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
      Стихотворение «Русский язык». Миниатюры, написанные учениками до чтения стихотворения: «В чем для меня чудо русского языка?»
      Чтение стихотворения учителем и попытка учеников конкретными примерами объяснить эпитеты Тургенева, обращенные к родному языку: «великий, могучий, правдивый и свободный». Размышление над тем, почему характер языка — «свидетельство судьбы народа».
      Теория литературы. Понятие о конфликте в литературном произведении.
      Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч», «Певцы».
      Литературное творчество. Пейзажные описания типа «Гроза», «Затишье».

      А. К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов», стихотворение «Средь шумного бала...» — 2 ч.
      Особенность художественного мировосприятия поэта. Разрешение в творчестве А. К. Толстого болезненных вопросов русской истории и современности.
      Взволнованность и душевная искренность лирики поэта.
      «Я верю Богу, и у меня невысокое мнение о разуме человеческом, я больше верю тому, что чувствую, чем тому, что понимаю, так как Бог дал нам чувство, чтобы идти дальше, чем разум. Чувство — лучший вожак, чем разум, так же как музыка серьезнее слова» — так размышляет поэт о великой силе душевного движения, одухотворяющего жизнь человека.
      Предчувствие любви в стихотворении «Средь шумного бала...». Попытка проникнуть в тайну зарождения чувства, сомнения и надежда на близость преображения. Особенности лирического переживания героя.
      «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания. Стилизация Толстым первого послания князя Курбского в балладе. Сравнение текстов (оригинального и художественного), выделение учащимися архаических форм лексики и грамматики и их роль в воссоздании исторической достоверности и эмоциональной выразительности текста.
      Размышление учащихся над вопросами: какие силы позволяют герою сохранить в сердце «любовь и прощенье» в момент неизбывных смертных мучений? Кому же служит Шибанов? Выразительное чтение избранных фрагментов баллады. Бегство князя Курбского в Литву — измена Руси или Ивану Грозному? (Рассуждения учащихся.)
      Авторское отношение к поступку князя. Предательство Шибанова «за сладостный миг укоризны» — стремление Курбского избежать опасности и отомстить Грозному за все унижения и страхи ценой чужой жизни.
      Высокое служение-миссия Шибанова — утверждение идеалов верности, преданности и непоколебимости в эпоху измены, предательства и жестокости.
      Теория литературы. Понятие о стилизации.
      Внеклассное чтение. А. К. Толстой. «Князь Серебряный».
      Литературное творчество. Стилизованный пересказ одного из исторических эпизодов летописи или «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

      Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Забытая деревня» — 2 ч.
      Детство поэта. Природа и крепостной быт.
      Чтение стихотворения и размышление над вопросом: «Почему Некрасов с таким сочувствием наблюдает за детьми крестьян?»
      Домашнее задание. Написать сочинение «Встреча взрослых с детьми».
      «Забытая деревня». Рассматривание картин русских художников (портреты крестьян и сцены из деревенской жизни). Чтение стихотворения. Словесное рисование портретов его героев и размышление над вопросом: «Почему не сбылись надежды крестьян?» Конкурс выразительного чтения стихотворения учениками.
      Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений Некрасова.
      Теория литературы. Сюжет лирического стихотворения.

      М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» — 2 ч.
      Слово о писателе. Чтение отрывков из рассказа А. И. Куприна «Исполин». Рассказ о книге «Сказки для детей изрядного возраста». Повторение сведений о сказке (как и для чего создавалась сказка: природа чудесного и его роль в сказке).
      Народная сатирическая сказка «Не любо — не слушай» (вариант № 423). Сопоставление вариантов сказки из трехтомника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки». «Сказочный реализм» народной сатиры. Ум, смекалка, находчивость — отличительные качества героя сатирической сказки.
      Сказка «Не любо — не слушай», скрывающая за видимой нелепостью происходящего сожаление и боль о бедности и безысходности положения народа.
      Преувеличение, гипербола, гротеск — средства создания сатирического подтекста, эзопова языка сказки.
      «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
      Алогизм — «строительный камень» сюжетных ситуаций. Возникновение и движение комического противоречия.
      В чем писатель следует за народной сказкой и что нового вносит в жанр? Включение бытовых реалий XIX века в традиционную фольклорную структуру. Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности, — изображение никчемности, оторванности от жизни и паразитизма генералов.
      Соединение в образе мужика талантливости, трудолюбия и сметки с рабской покорностью и холопством. Размышления писателя о силе и слабости народа.
      Анализ образной системы сказки. Разработка сценария мультфильма, обсуждение эскизов декораций и портретов героев или конкурс иллюстраций к сказке.
      Приемы сатирического изображения в сказке Щедрина: гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического. Поиск аналогичных приемов в самостоятельно прочитанных сказках писателя.
      Создание (рассказывание или написание) собственных сказок с использованием изученных приемов.
      Разработка макета книги сказок, написанных учениками (название, вступление, композиция сборника, иллюстрации, титульный лист и обложка).
      «Премудрый пискарь». Сказовое начало, задающее читательское восприятие. Многозначная проблема ума и глупости, определяющая впечатления читателя. Роль поучения пискаря-отца: поиски афоризмов и народных поговорок.
      Цитатный рассказ о жизни «просвещенного пискаря». Каким видит автор героя сказки?
      Поиски простонародных слов и выражений в повествовании о жизни пискаря. Обсуждение роли рефрена «Кажется, я жив!».
      Обсуждение вопросов: «Почему пискарю снится один и тот же сон? Что он символизирует в жизни пискаря?»
      Обсуждение вопросов: «Какова роль поговорок и пословиц в сказке и какое настроение они создают? Какие мысли сказки они подтверждают? Почему именно в конце сказки появляются новые названия премудрому пискарю («остолоп», «идол» и др.)?»
      Творческая работа. Сочинение-рассуждение «Какой была бы жизнь, если б сбылись слова щуки: „Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет“?»
      «Медведь на воеводстве». Смысл зачина, в котором «История» пишется с большой буквы. Поиск авторских определений Топтыгина I. В связи с чем в повествовании о судьбе Топтыгина I меняется характер определений («служака-зверь», «скотина», «бурбон стоеросовый», «олух царя небесного», «дурень», «стервятник»...)? Почему Топтыгин опасался Истории? Кто виноват в том, что учинил Топтыгин в лесу? Пересказ с цитированием, комментирование приписки Льва на докладе. Обсуждение вопросов: «Мог ли Топтыгин вести себя иначе, будучи назначенным воеводой? Что ему в этом помешало? Чем Топтыгин II „умнее своего тезки“? Почему в истории обоих майоров присутствует намерение „разорить типографию“, место, где печатаются книги?» Комментирование финала сказки: что в деяниях двух Топтыгиных пошло на пользу Истории, из чего выводы не сделаны? Какое дальнейшее развитие событий предполагает последняя фраза сказки? Устное сочинение-рассуждение на тему: «Удивительно, как иногда причины самые ничтожные к самым серьезным последствиям приводят».
      Теория литературы. Начальное понятие о гротеске.
      Внеклассное чтение. Русские сатирические сказки «Не любо — не слушай», «Поп и работник», «Каша из топора».
      Литературное творчество. Сочинение собственных сатирических сказок с использованием приемов гротеска и гиперболы.

      Н. С. Лесков. «Левша» — 3 ч.
      «Баснословный склад легенды» о тульском мастеровом, подковавшем стальную блоху. Составление толкового словаря «Левши». Рассказ о словотворчестве русских поэтов (В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский). Черты сказки, анекдота, героического эпоса в повести. Пересказ сюжета в одном из выбранных жанров. Размышление о том, какие персонажи, ситуации, подробности при этом выпадут. «Узнавание» писателя: чтение учителем фрагментов из произведений Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя. Сравнение языка и стиля разных писателей.
      Смысл названия произведения. Портрет героя в сказе и в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, Н. Кузьмин, И. Глазунов). Анализ эпитетов, которыми наделяет Левшу рассказчик. Сопоставление поведения Левши в работе, в конфликте с Платовым и при дворе у государя. Сравнение двух государей и Платова в их отношении к простому народу (к народу вообще и конкретному человеку, за границей и у себя дома, на словах и на деле). Реальное и фантастическое в сказе Лескова.
      Суждение Левши об Англии и о России. Сочинение мемуаров англичанина, сопровождавшего Левшу в поездке по Англии. Составление путеводителя по английским кунсткамерам, рекламного проспекта или руководства к пользованию «чужестранностями».
      Предания, которые «нет нужды торопиться забывать». Трагическая история гибели Левши на Родине. Объяснение Лесковым поражения русских в войне. Составление рассказа о России от лица «полшкипера». Конкурс портретов героя и иллюстраций к повести.
      Теория литературы. Понятие об иронии.
      Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах».
      Литературное творчество. Сочинение о судьбе удивительного мастера.

      Л. Н. Толстой. «Детство» (для чтения и обсуждения) — 3 ч.
      Слово о писателе. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. Детство — самое насыщенное и стремительное время в жизни человека. Автобиографичность и собирательность образа главного героя трилогии. Общая атмосфера, окружающая ребенка в дворянской семье. Чувство любви и счастья. Понятие семьи как дома, живущего общей жизнью. Место ребенка в семье. Столкновение ощущений ребенка с устоявшимся миром. Название глав — свидетельство «первооткрывания» Николенькой жизни. Чтение оглавления повести и размышления об ожиданиях читателя. Прослеживание Толстым шаг за шагом каждого нового взгляда Николеньки на уже известные ему явления и людей. Незаданность времени в детстве. Время, исчисляемое насыщенностью или отсутствием впечатлений ребенка. Работа по главам XXI—XXIII: «До мазурки», «Мазурка», «После мазурки». Замедление течения времени для Николеньки.
      Открытие мира через прикосновение к каждому его явлению. Широкий диапазон первых чувств в познании мира, не омраченных равнодушием и привычками пожившего человека.
      Двойной план повествования. Смешение чувств ребенка (Николеньки) и взрослого (Иртеньева), дающее полноту ощущения детства как наиболее цельной эпохи жизни человека. Плавный переход от сна к яви и наоборот — свидетельство гармонии души Николеньки с миром, его окружающим (гл. I, XV). Описание учащимися картины, встающей перед глазами в момент перехода от сна к действительности.
      Очарование и нежность отношений Николеньки и матери. Еще не нарушенная первозданность мира Николеньки — Бог, любовь, maman, музыка, охота. Окрашенность всего хорошего в «легкие, светлые и прозрачные» цвета детства.
      Одиночество человека, начинающего познавать жизнь самостоятельно. Нахождение эпизодов повести, рассказанных Николенькой, где видна его слиянность с внешним миром, и ситуаций, в которых чувствуется его отчужденность и уход в себя. Чуткая реакция ребенка на жест, мимику, слово окружающих.
      Внутренние монологи и реплики Николеньки как средство проникновения в душевный процесс освоения жизни. Литературная игра «Слова вслух и монологи про себя».
      Жесткий самоанализ поступков и мыслей Николеньки, скрытых от взора и понимания взрослых (гл. XVI «Стихи»). Размышления о том, что смущает, оставляет неприятный осадок в душе Николеньки и одновременно остается не замеченным взрослыми в этом эпизоде. Первые критические оценки взрослого мира (гл. III, X, XVIII).
      Детское свойство «не пропускать» через себя чужие страдания, оборачивающееся жестокостью и раскаянием, — «темные пятна на страницах детских воспоминаний» (гл. XIX). Прослеживание по тексту, как автор и сам Николенька оценивают его поведение и мысли в этом эпизоде.
      Первое истинное горе, прервавшее для Николеньки «созидание своего существования», первые взрослые чувства — приход к отрочеству (гл. XIX). Рассуждения на тему: «Кому принадлежат эти слова — автору или Николеньке?» Смысл вопроса, завершающего повесть.
      Внеклассное чтение. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».
      Литературное творчество. Сочинение рассказов-воспоминаний на темы: «Когда я был маленький», «Случай, который я не могу забыть».

      А. П. Чехов. «Хамелеон» — 2 ч.
      Слово о писателе. Чехов в Таганроге. Осмеяние рабской психологии, человеческого ничтожества в ранних рассказах Чехова. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров. Смешное и грустное в рассказах Чехонте.
      «Хамелеон» — рассказ о всеобщем рабстве. Алогизм сюжета: частное происшествие, превратившееся для обывателей в значительное событие. Собака — единственное «положительное лицо» рассказа.
      Проблемная ситуация: «К кому относится название рассказа?» Очумелов, толпа и Хрюкин, зараженные хамелеонством. Черты «зоологичности» в героях и пейзаже. Авторская ирония в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев. Создание киносценария по рассказу.
      Теория литературы. Понятие о юморе и сатире.
      Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Шуточка».
      Литературное творчество. Составление инсценировки по рассказу.

      О. Генри. «Дары волхвов» — 1 ч.
      Слово о писателе. Легенда о волхвах, принесших дары младенцу Христу. Празднование Рождества в христианстве и его благодатные дары. Размышление ребят о том, какой дар может нести в себе подарок.
      Смысл и предназначение подарка. Легко или трудно сделать подарок? Что вы больше любите: делать или получать подарки?
      Мир героев рассказов О. Генри. Тема отчуждения и одиночества маленького человека в мире доллара и расчета.
      Противопоставление романтической привязанности Джима и Дэллы обществу наживы и приобретения.
      Словесное рисование портретов героев и их дома. Какими чувствами руководствуются герои при выборе своего подарка? Что дает право автору сказать, что «из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».
      Авторская ирония в рассказе, позволяющая взглянуть на происходящее со стороны, обнаружить невозможность достижения гармонии между должным и реально существующим.
      Обнаружение читательских чувств при обсуждении вопроса: «Бессмысленна или оправданна была жертва героев?»
      Торжество любви и преданности героев в рассказе О. Генри и подтверждение их веры друг в друга.
      Внеклассное чтение. Рассказы О. Генри.
      Литературное творчество. Сочинение новеллы «Мой подарок родному человеку».

      М. Горький. «Детство» (для чтения и обсуждения) — 2 ч.
      Россия на рубеже веков: уходящая в прошлое дворянская культура («Детство Никиты» А. Н. Толстого, «Детство Темы» Н. Г. Гарина-Михайловского) и незащищенное детство. «Детство» М. Горького как предупреждение нарождавшейся антикультуре. Смысл посвящения этой повести сыну.
      Рассказ о детстве, начинающийся с описания смерти. Два портрета: мать, застывшая в своем горе, и бабушка, осветившая собой темное время в жизни мальчика. Добрые стороны человека, доступные взгляду ребенка (матрос на пароходе). Праздничность жизни, увиденной с парохода, и тяжесть реального быта в доме Кашириных.
      Дом Кашириных: поиск и анализ контрастных эпизодов. Что запомнит Алеша навсегда?
      Жизнь — «суровая сказка», рассказанная «мучительно правдивым гением» (гл. II). Мотивировка эпитетов учениками. Дом Кашириных как тип жизни «простого русского человека». Дети в доме Кашириных. Значение для мировосприятия мальчика слов матери: «Я сама на всю жизнь сирота».
      Цыганок и семья; неизбежное стремление людей вырваться из рамок быта — надежда Горького на глубину и яркость человеческой натуры. «Надрывающий сердце» гитарный напев и «самозабвенная» пляска. Словесное описание: «Люди, глядящие на танец» (гл. III). Чтение сцены гибели Цыганка. Размышление о том, что объединяет и отличает эти эпизоды.
      Скрытая в повествовании пословица «Человек человеку — волк» как философия мещанского мира; эпизоды, подтверждающие и опровергающие утверждение деда: «Волки!» (гл. III).
      Два Бога в сознании мальчика: страшный и мстительный Бог деда и добрый, но не защищающий от бед Бог бабушки. Вера или безверие царит в доме?
      Мир, в котором нет места детству. Жестокие законы взрослой жизни, прямо перенесенные в детское общение. Ответ на вопрос о том, почему из всех внуков дед выделил именно Алешу. Истории, рассказанные дедом. Бессилие ребенка изменить жизнь взрослых, когда дом становится «чужим». Чтение и обсуждение советов деда и ответ на вопрос о том, каким из них последует Алеша.
      Размышления о справедливости слов деда: «Человеческую ласку на базаре не купишь» (гл. V). Поиск ответа на вопрос: «Почему, несмотря на яркость и остроту детских впечатлений, Алеша „окаменел в невыносимой тоске“?»
      Новый дом и новые люди. Что изменилось в жизни? Хорошее Дело и отношение к нему Кашириных. Размышления учеников: «Почему Хорошее Дело, расположенный к людям, не принимается ими?»
      Лирические отступления в повести: закономерность их появления. Размышления над тем, как в Алеше угадывается будущий писатель.
      Прослеживание в повести двух голосов, двух взглядов на жизнь — ребенка и взрослого: различия в сиюминутной оценке ситуации и общее в желании жить иначе.
      Книги в жизни Алеши. Сказка Андерсена «Соловей». Что в ней «удивило и взяло за сердце»? Отчего автор, видящий все «свинцовые мерзости русской жизни», все же называет ее «изумительной» (гл. XII)?
      Значение композиции (две смерти — начало и конец) для открытого финала: «Я пошел в люди». Описание состояния и выражения лица героя в момент произнесения этих слов. Групповая работа над двумя киносценариями по сценам «Пожар в доме деда» и «Праздничный вечер с плясками».
      Теория литературы. Система образов-персонажей литературного произведения.
      Внеклассное чтение. А. Н. Толстой. «Детство Никиты».
      Литературное творчество. Сочинение «Диалог со взрослым».

      В. В. Маяковский. «А вы могли бы...», «Скрипка и немножко нервно...», «Хорошее отношение к лошадям» — 2 ч.
      «А вы могли бы...» — поэзия живописца, создающего звучащую картину новой жизни вопреки прежним «картам будней». Трехкратное утверждение «Я» и вопрос «вам» как предложение Маяковского вместе услышать поэзию жизни. Объяснение обращения «А вы...», вынесенного в отдельную строку. Нахождение контрастных образов «буден» и праздников жизни. Выстраивание ассоциативного ряда.
      Сопоставление и объяснение интонационной лестницы первых шести строк-утверждений и последних строк — вопроса. Чтение стихотворения наизусть.
      «Скрипка и немножко нервно...» Диалог музыкальных инструментов, ритмически задающий их изначальные различия. Внешняя рассогласованность строк как выражение хаоса, царящего в оркестре-жизни.
      Поиск и объяснение обращений в стихотворении: музыканты к поэту на «ты», он к скрипке — на «вы». Всеобщая «одеревенелость» как общая позиция, не принимаемая поэтом. Его неуверенность в возможности ее преодоления, звучащая в последнем вопросе. Чтение стихотворения по ролям.
      «Хорошее отношение к лошадям». Голос поэта, вылитый в «звериной тоске» от «воя» и «звяканья» толпы. Толпа без лиц. «Глаза лошадиные», перевернувшие душу поэта. Его торопливые и простосердечные слова, являющиеся единственным проявлением милосердия в стихотворении.
      Стилистическая работа: резкое звукосочетание в начале стихотворения; навязчивое «звяканье» толпы; плач по незвучащей доброте в льющихся «л»; устойчивое и радостное звучание финала: стала — стойло — стоило.
      Размышления учеников над тем, почему узнаваемы стихотворения Маяковского. Сопоставление нарастания чувств поэта в стихотворениях «Скрипка и немножко нервно...» и «Хорошее отношение к лошадям»: как меняется голос поэта? От неуверенности к победе добра — смысловой итог сравнения.
      Теория литературы. Словотворчество и рифмы В. В. Маяковского.
      Литературное творчество. Составление киносценария по стихотворению «Хорошее отношение к лошадям». Размышление «Чем отличается доброта от милосердия?».

      В. В. Набоков. «Обида» — 2 ч.
      Рассказ Набокова как психологический этюд, исследующий и изображающий драму одиночества героя-подростка Пути Шишкова. Несколько часов из жизни героя, изображенные как лирический поток впечатлений, чувств, мыслей, воспоминаний. Чувства как главный «герой» рассказа.
      Настроение, интонация, ритмическая организация текста рассказа как форма передачи авторского чувства, скрытого лиризма повествования. Использование приемов звукописи в рассказе.
      Соотношение восприятия действительности автором и героем. Двойная оппозиция в рассказе (детского — взрослого и внутреннего — внешнего), где детский и внутренний миры символизируют нечто истинное, важное, близкое природе, а взрослый и внешний миры — надуманное, искусственное, потерявшее связь с исконно необходимым. Мир героя как средоточие подлинных чувств и мир взрослых как место, где царят «правила игры», определяемые ролью каждого и отношением друг к другу, где герой воспринимается как не выучивший роль.
      Причины робости и скованности героя, его попытки переступить через внутренние преграды и войти в мир сверстников. Причины враждебного отношения к нему детей. Подлинная, многоцветная и многообразная жизнь природы, гармонизирующая драму одиночества, создающая ощущение глубины и перспективы, в которой угадывается незавершенность, изменчивость и «нежность» мира, где все не так однозначно трагично, как кажется герою.
      Одухотворенность Пути, страдающего от несообразности реальной действительности и некоего ощущаемого, но невысказанного идеала; жажда поступка и самореализации, утоление которой невозможно в неподлинном «мире обыденного».
      Чтение рассказа учителем, создание учениками по ходу чтения ассоциативно-цветовой «палитры чувств». Объяснение учениками внутренних переживаний Пути и мотивов его поступков, характеристика героя. Поиск ответа на вопросы: «Что явилось главной причиной Путиной обиды?
      Почему автор в самые драматические моменты повествования являет герою то многоцветное окно, отражающее цветное солнце, то „крапчатый купол божьей коровки“ и „трепещущие солнечные пятна“ или другие фрагменты светлых и добрых пейзажей?
      Почему рассказ заканчивается не „незаметным“ уходом Пути домой, а эпизодом с совенком, начинающимся со слова „вдруг“ и завершающимся фразой: „А вот идет ломака!“?» Возвращение к созданным ранее ассоциативно-цветовым «палитрам чувств» и объяснение учениками своего первоначального («стихийного») выбора цвета.
      Осмысление композиции рассказа как развития чувства обиды через кульминационное отчаяние к развязке.
      Теория литературы. Понятие о рассказе.
      Литературное творчество. Сочинение автобиографического рассказа «Обида».

      Д. Хармс. «Скупость», «Я знаю, почему дороги...», «Во-первых и во-вторых», «Случаи» (для чтения и обсуждения) — 2 ч.
      Рассказ о Д. Хармсе — поэте и человеке. Д. Хармс — в списке чудаков К. Чуковского. Радостное восприятие мира, способность удивлять и удивляться, окружать себя добрыми фантазиями, страсть к театрализованным мистификациям, экстравагантным проделкам. Детское недоумение перед миром, лишенным логики.
      Маска — псевдоним — Д. Хармс, Даниил Чародей, Даниил Колдун. «Расколдовывание» языка. Жажда нравственной чистоты в жизни и в литературе: «Жизнь, как подарок, должна быть бескорыстной».
      Фольклорные традиции в детских стихах Д. Хармса, прочитанных в начальной школе («Иван Топорышкин», «Я шел зимою вдоль болота...» и др.). Чтение стихотворений наизусть.
      Д. Хармс — «первооткрыватель смыслов». Творчество поэта — искусство, освобожденное от штампов. Осознание невозможности знака равенства между «житейской логикой» и логикой художественного текста.
      Алогичность сцепления слов в стихотворениях Хармса, осознание эстетической целесообразности такого сцепления.
      Фольклорные и гоголевские мотивы в стихотворении «Скупость». Словесное рисование картины ночи. Выразительное чтение стихотворения.
      Поиск ответа на вопрос, звучащий в начале стихотворения «Я знаю, почему дороги...». Первое предложение стихотворения — семнадцать слов, сочиненных автором «накануне». Чудесное спасение голубей.
      Поэт, отвергающий трагедию и творящий гармонию. Чудо, возможное в поэтическом мире Хармса. Создание словесного портрета автора. Партитура чувств в стихотворении. Искусство как противостояние жестокой грубости жизни. Размышления над вопросом: «Почему автору в конце стихотворения стало „чрезвычайно весело“?» Выразительное чтение стихотворения.
      Поиск ответа на вопрос, отчего весело героям сказки «Во-первых и во-вторых». Создание иллюстраций к сказке. Придумывание дальнейших приключений веселых друзей.
      «Случаи» — небольшие прозаические произведения, объединенные идеей разрушения мира и человека.
      Поиск ответа на вопрос: «Почему Хармс, жаждавший смысла в жизни и языке, стал автором абсурдистских произведений?»
      Внеклассное чтение. Произведения Д. Хармса по выбору учеников.

      М. А. Светлов. «Гренада» — 2 ч.
      Танцевальный размер революционной песни. Музыкальный ритм, соединяющий разные географические пространства. Веселая песня «Яблочко», вылившаяся в «смычках страданий». Образ «скрипки-времени», мотивировка эпитета. Соединение, как в музыке, нескольких тем: «бархат заката», «скрипка времен», «песня в седле». Поиск мотивов «новых песен», звучащих в стихотворении. «Гренада» как баллада о человечности мечты и жестокости войны.
      Попытка учеников ответить на вопросы автора баллады: «Откуда у хлопца испанская грусть? Почему „Гренада“ сменилась „Яблочком“?» В чем разница отношения автора и отряда к погибшему мечтателю?
      Смена освещения скачущего отряда и неизведанность мечты. Мгновенные зарисовки человека и природы в основном мотиве стремления к «новой жизни». Выстраивание звуковых и цветовых рядов. Иллюстрации к стихотворению. Сравнение колорита картин К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и «Смерть комиссара» с интонацией и окрашенностью баллады Светлова. Образ мчащегося коня, приобретающий в русской поэзии XX века значение революционного символа, чтение фрагментов из стихотворений «На поле Куликовом» А. Блока (части 1, 4), «Сорокоуст» С. Есенина (часть 3).
      Теория литературы. Понятие о трехсложных размерах стиха.
      Внеклассное чтение. М. Светлов. «Двое», «В разведке»; Н. Асеев. «Синие гусары».

      Б. Л. Пастернак. «Как бронзовой золой жаровень...», «Июль», «Ты в ветре, веткой пробующем...» — 2 ч.
      Формирование первичного представления о художественном образе на основе фрагментов стихотворений Пастернака «Определение поэзии» и «В трюмо испаряется чашка какао...». Образность как сущность поэзии. Стилистический эксперимент: превращение слова «сад» в образ: подбор учащимися своих эпитетов, сравнений к слову «сад», создание метафор.
      Чтение стихотворения «Как бронзовой золой жаровень...», объяснение и комментирование всех образных средств. Картина сада и размышление о поэте, так его увидевшем. Слово о Пастернаке: детские впечатления и образы, увлечение музыкой и философией, их отзвуки в поэтических строках, вещественность и динамичность поэтического мира.
      Анализ стихотворения «Июль»: образ июля, средства его создания. Уникальность художественного образа. Развитие в стихотворениях Пастернака образных ассоциаций, сближающих поэзию и музыку.
      Попытка написать стихотворение (или стихотворение в прозе) о саде после дождя, каким мог его увидеть поэт Пастернак.
      Стилистический эксперимент: попытка восстановления пропущенных слов в стихотворении «Ты в ветре, веткой пробующем...». Сопоставление с текстом Пастернака, выявление своеобразия образной системы поэта. Настроение, образный ряд стихотворения.
      Атрибутирование стихов (из предложенных строк выбрать пастернаковские). Иллюстрирование стихотворений.
      Теория литературы. Понятие о поэтическом образе.
      Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Лес, — и ясно-лазурное небо глядится...»
      Литературное творчество. Поэтическая зарисовка по мотивам прочитанных стихотворений Б. Л. Пастернака.

      М. М. Зощенко. «Голубая книга» — 2 ч.
      Рассказ «Интересная кража в кооперативе». Исторические анекдоты и бытовые истории в изображении М. Зощенко. Смех как реакция на неизменность человеческих пороков. Инсценирование рассказа. Сравнение с «Хамелеоном» Чехова и выявление общего смысла произведений.
      Внеклассное чтение. М. Зощенко. «Голубая книга».
      Литературное творчество. Сочинение юмористического рассказа.

      К. Г. Паустовский. «Драгоценная пыль» (из книги «Золотая роза») — 1 ч.
      К. Г. Паустовский — романтик, путешественник, писатель, автор многочисленных литературных портретов людей искусства. «Золотая роза» — книга о «прекрасной сущности писательского труда». Размышление над тем, почему Паустовский начинает эту книгу с новеллы о парижском мусорщике и какое значение имеет то, что Шамет именно мусорщик. История отношений Шамета и Сюзанны. Беседа по вопросам: «Почему после встречи с Сюзанной Шамет решает сделать для нее золотую розу? Почему он боится новой встречи с Сюзанной, оттягивает ее? Какой вы представляете эту встречу, если бы она состоялась? Принесла ли кому-нибудь счастье золотая роза?» Чтение фрагмента из записок старого литератора, завершающего новеллу; определение его места в композиции новеллы и размышление над вопросом: «Почему золотая роза Шамета представляется старому литератору „прообразом... творческой деятельности“?» Беседа о сущности и предназначении искусства. Символический смысл образа золотой розы. Рассуждения учеников о том, какую «золотую розу» они хотели бы подарить или получить в подарок. Краткий рассказ учителя о структуре книги «Золотая роза», создание установки на самостоятельное чтение учащимися других ее новелл.
      Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский. «Золотая роза».
      Литературное творчество. Сочинение на тему: «Художник, иллюстрирующий произведение искусства, о котором мне хочется рассказать».

      В. Г. Распутин. «Уроки французского» — 2 ч.
      Сочинение-миниатюра «Портрет идеального учителя» или «Учитель, о котором я мечтаю» как вступление к изучению рассказа Распутина.
      Своеобразное построение рассказа. Драматизм положения подростка, болезненное, острое переживание им одиночества, жестокости и несправедливости окружающего мира. Разность оценок происходящего учеником и учительницей. Размышление о том, почему учительница решила помочь мальчику и скрывает свою помощь. Трагизм положения учительницы. Конфликт между гуманизмом и догмой. Пересказ «пропущенных» частей повествования с изменением лица рассказчика (учительница, мальчик).
      Теория литературы. Автор и герой в литературном произведении.
      Внеклассное чтение. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
      Литературное творчество. Сочинение-рассуждение на тему: «Уроки, которые я запомнил».

      А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» — 3 ч.
      Судьбы писателя и его героя, их тайны и легендарность. Обсуждение рисунка № 1 в книге «Маленький принц» — выявление представлений учеников и сравнение их с авторским. Проблема «взрослости» в книге Экзюпери.
      Обсуждение проблемного вопроса: «Чему научил мир взрослых Маленького принца?» (Урок-путешествие по планетам: работа в группах, которые отстаивают «положительные» и «отрицательные» стороны мира взрослых.)
      Понятие об афоризме. Домашнее задание. Составление словаря афоризмов сказки.
      Игра «Угадайка». Кому принадлежит афоризм и почему? Обсуждение вопроса: «Чем отличаются афоризмы, высказываемые взрослыми, летчиком и Маленьким принцем?» Любовь Маленького принца к Розе.
      Обсуждение вопроса: «Почему, любя Розу, принц покидает ее и отправляется в путешествие?» Поиск в тексте ситуации, которая позволила принцу понять, что такое любовь.
      Любовь как самоотдача, как возможность раствориться в любимом существе. Любовь как высшая ценность человеческой жизни. Урок-дискуссия «Куда исчез Маленький принц?».
      Философский характер сказки. Осмысление жанра сказки-притчи. Обсуждение вопроса в эпилоге произведения: «Вернется ли Маленький принц?»
      Теория литературы. Понятие об афоризме. Понятие о притче.
      Литературное творчество. Сочинение-миниатюра по одному из полюбившихся афоризмов из «Маленького принца».

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ УЧЕНИКОВ 6 КЛАССА

      Ученик 6-го класса должен уметь:
      • выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
      • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
      • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
      • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
      • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
      • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
      • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других искусствах (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
      • сочинять сказку, юмористический и фантастический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
6 КЛАССА

      I. Выяснение круга и направленности чтения.
      Письменное обращение к одноклассникам под условным названием «Советую прочитать».

      II. Выяснение качества чтения.
      К. Г. Паустовский. «Стекольный мастер».
      1. Как изменялось ваше настроение от начала к концу рассказа?
      2. Как К. Г. Паустовский относится к стекольному мастеру?
      3. Какую иллюстрацию к рассказу вы хотели бы нарисовать?
      4. Объясните употребление сравнения в предложении: «Мы говорили о рояле, о том, что прекраснее всего он будет зимой — сверкающий, поющий так чисто, как поет вода, позванивая по первому льду».
      5. Почему рассказ о стекольном мастере начинается с повествования о бабке Гане?
      6. Верит ли К. Г. Паустовский в осуществление заветной мечты стекольного мастера?
      7. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина.

ПЕВЕЦ
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
               Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
               Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
               Вздохнули ль вы?

            В чем настроение рассказа созвучно пушкинскому стихотворению, строки которого включены в текст «Стекольного мастера»?

      III. Определение уровня теоретико-литературных знаний.
      Прочитайте два стихотворения В. А. Жуковского, определите, какое из них является балладой. Аргументируйте свое мнение.

ТРИ ПУТНИКА
В свой край возвратяся из дальней земли,
Три путника в гости к старушке зашли.

«Прими, приюти нас на темную ночь;
Но где же красавица? Где твоя дочь?»

«Принять, приютить вас готова, друзья;
Скончалась красавица дочка моя».

В светлице свеча пред иконой горит:
В светлице красавица в гробе лежит.

И первый поднявший покров гробовой
На мертвую смотрит с унылой душой:

«Ах! если б на свете еще ты жила,
Ты мною б отныне любима была!»

Другой покрывало опять наложил,
И горько заплакал, и взор опустил:

«Ах, милая, милая, ты ль умерла?
Ты мною так долго любима была!»

Но третий опять покрывало поднял
И мертвую в бледны уста целовал:

«Тебя я любил; мне тебя не забыть;
Тебя я и в вечности буду любить!»


МЩЕНИЕ

Изменой слуга паладина убил:
Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой —
И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел
И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит.
Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока:
Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил:
Но панцирь тяжелый его утопил.


      IV. Выявление литературно-творческих способностей и умений.
      1. После прослушивания небольшого музыкального произведения (М. П. Мусоргский. «Богатырские ворота» или «Старый замок» из «Картинок с выставки») описать образы и картины, возникающие в воображении. Какие литературные ассоциации вызывает эта музыка?
      2. Представь себе, что Маленький принц, прежде чем посетить Землю, побывал еще на одной планете. Там жил врач (учитель, трус...). Расскажи об этом в духе А. де Сент-Экзюпери.
<<Предыдущий раздел
<Содержание>
Следующий раздел>>