Обложка

В. А. ЧАЛМАЕВ, Т. Ф. МУШИНСКАЯ, С. Л. СТРАШНОВ, Н. И. ЛАСКИНА, И. И. ЧЕРНОВА, И. О. ШАЙТАНОВ, Н. Л. КРУПИНА, Т. А. КАЛГАНОВА

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
3-Е ИЗДАНИЕ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ В. П. Журавлева

К читателю

М. Горький. «На дне». (Опыт анализа) В. А. Чалмаев

Урок первый. Система персонажей и параллельных линий в пьесе «На дне»

Урок второй. «Что лучше — жалость или истина», или спор о правде и мечте?

Урок третий. Сатин и Лука — антиподы или родственные души?

Лирика А. А. Блока. (Система уроков) Т. Ф. Мушинская

Первый урок. «Там жду я Прекрасной Дамы…»

Второй урок. «Люблю тебя, Ангел-Хранитель во мгле». Стихотворение «Незнакомка»

Третий урок. «И в тайне почивает Русь…» Тема России

Четвертый урок. «Россия, нищая Россия…»

Пятый урок. «Как память об иной отчизне, Ваш образ, дорогой навек…»

Шестой урок. Поэма «Соловьиный сад» (1915)

Седьмой урок. «Слушайте Революцию». Поэма «Двенадцать»

Творчество В. Маяковского (тематическое планирование) С. Л. Страшнов

Тема 1. В. Маяковский и футуризм (Урок-лекция)

Тема 2. Поэма «Облако в штанах» (Монографический анализ)

Тема 3. «Моя революция» (Урок-диспут)

Тема 4. Поэма «Про это» (Монографическое изучение)

Тема 5. Хрестоматийно-советские страницы (Обзор)

Тема 6. Уход и завещание поэта (Итоговое занятие)

Роман Е. Замятина «Мы». (Опыт анализа) Н. И. Ласкина

Андрей Платонов. «Сокровенный человек». (Опыт анализа) В. А. Чалмаев

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (Система уроков) Н. И. Ласкина

Первый урок. Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова. Чтение фрагментов из романа «Мастер и Маргарита»

Второй-третий уроки. Композиция романа, его проблематика. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе

Четвертый урок. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты

Пятый урок. «Нечистая сила» в романе. Проблема милосердия, всепрощения и справедливости

«Тихий Дон» М. А. Шолохова. (Система уроков) И. И. Чернова

Первый урок. Слово о Шолохове. Замысел и история создания романа «Тихий Дон»

Второй урок. Картины жизни донских казаков на страницах романа. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон»

Третий урок. «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова

Четвертый урок. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону в изображении Шолохова

Пятый урок. Судьба Григория Мелехова

А. Т. Твардовский. Лирика, поэмы. (Система уроков) И. И. Чернова

Тематические обзоры на уроке внеклассного чтения. Тема «малой родины» в поэзии Твардовского

Лирический цикл «Памяти матери»

«Это — настоящий реквием, простой, величавый и скорбный»

Урок художественного чтения. «Читаем стихи Твардовского»

Пейзажная лирика Твардовского

«Уроки и заповеди Мастера» (тема поэта и поэзии в лирике Твардовского)

Урок-аннотация сборника стихов поэта

Урок-монолог «Об одном стихотворении»

Поэты о поэте

Поэмы «За далью — даль», «По праву памяти». (Система уроков)

Урок первый. «Мне нужно наглотаться воздухом времени»

Урок второй. «А мир огромный за стеною»

Урок третий. «Тут ни убавить, /Ни прибавить, / Так это было на земле»

А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» И. И. Чернова

Урок первый. 1. Слово о Солженицыне. Его жизнь и судьба. 2. Литературный дебют писателя. Роль А. Т. Твардовского в литературной судьбе Солженицына. 3. Первые отклики на публикацию его прозы

Урок второй. Повесть «Один день Ивана Денисовича», история ее публикации, ее художественное своеобразие: жанр, название, автобиографические мотивы. «Лагерь глазами мужика». Автор и его герои

Урок третий. Рассказ «Матренин двор». Повествование о бедах послевоенной деревни. Трагическая судьба русской крестьянки. Мастерство портретной характеристики. Автор в рассказе, способы выражения лирического начала. Название рассказа, его финал

О современной лирике. (Опыт анализа) И. О. Шайтанов

Вопросы, обращенные к поэзии

Искренняя поэзия повседневности

Острота современного зрения

О простом и высоком

Однажды и навсегда

Урок по пьесе А. Вампилова «Утиная охота». (Опыт анализа) Н. Л. Крупша

Русская проза в 50—90-е годы. Планы к обзорным темам И. И. Чернова

Ключевые вопросы к обзору «Деревенская проза 60—80-х гг.»

План уроков по романам Ф. Абрамова

Урок первый. Страницы жизни и творчества Ф. А. Абрамова.

Тетралогия «Братья и сестры» — «эпос народной жизни». Поэтика названий романов, составивших тетралогию: «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом».

Архангельская деревня Пекашино — центр романной жизни Хроника села Пекашино (40—70-е гг.). Роман «Братья и сестры».

Урок второй. Роман «Две зимы и три лета»

Урок третий. Роман «Дом»

План урока «Нравственные проблемы в произведениях В. Распутина»

План работы над произведениями Виктора Астафьева

Проза о Великой Отечественной войне 50—90-х гг.

Роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» (1992—1994)

«Деревенская» проза 60—80-х годов

«Год великого перелома» в литературе 60—80-х годов

Сочинение в выпускном классе Т. А. Калганова

Общие требования к сочинению на литературную или публицистическую тему

Сочинения различных жанров

Литературно-критическая статья

Рецензия

Эссе

Очерк

Дневник

Путешествие

Эпистолярный жанр